Беседа по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Финансов»
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Илюшина Наталия Николаевна

 Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №15»

Беседа по финансовой грамотности для детей подготовительной группы

«Путешествие в страну Финансов»

Воспитатель: Илюшина Н.Н.

Воронеж 2023

Цель: Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательная: Расширить знания детей об истории возникновения денег, их предназначением.

Развивающая: Создавать условия для развития памяти, внимания, речи, стимулировать активность детей.

Воспитательная: Содействовать бережному отношению к деньгам.

Ход беседы:

- Ребята, скажите, а к вам домой приходят гости?

Дети: Да.

- А вы угощаете гостей? Чем?

Дети: Да. Печеньем, конфетами и т. д.

- А где вы берете, печенье и конфеты?

Дети: В магазине.

- Как можно назвать одним словом то, что продается в магазинах?

Дети: Товар.

- Правильно, а кто вам этот товар продает?

Дети: Продавец.

- Как называют людей, кто покупает в магазине товар?

Дети: Покупателями.

- Что еще нам необходимо взять, чтобы купить товар?

Дети: Деньги.

- Правильно. А что такое деньги?

Дети: Деньги-это предмет, за который можно все купить.

- А в вашей семье у кого есть деньги?

Дети: У мамы, папы, бабушки.

- т.е. у родителей. А где берут деньги ваши родители?

Дети: Зарабатывают.

- Как еще можно получить деньги?

Дети: Выплачивают пенсии, можно выиграть, найти клад.

- Ребята, как вы думаете, мы сможем в современном мире расплатиться ракушками или крупой.

Дети: нет.

- Чтобы что-то купить на эти предметы нам необходимо отправиться в прошлое. Хотите отправиться в путешествие в прошлое?

Дети: Да.

(Дети встают в круг, считают обратный отчет 10, 9, 8...).

- Вот мы с вами и попали в прошлое. Давным –давно, никаких магазинов не было, были различные ярмарки, базары, рынки и т. д. Люди не знали, что такое деньги: они обменивались друг с другом товаром. Первые деньги не было похожи на те, что существуют сейчас. Представьте, что где-то деньгами считались: соль; зерно; ракушки; драгоценные камни. У первобытных людей был металл или бумага, чтобы изготавливать деньги? А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на шкуру. Но это было неудобно. Ведь, если мне нужна шкура — сколько яиц я должна за нее отдать? 5, 10 или 100? Хозяин шкуры хочет больше, а я хочу меньше. Кто прав? Вот так спорили каждый раз. Даже ругались. И пришли к выводу, что нужны деньги. У одних народов деньгами сначала были животные — у кого больше овец, коров, коз, тот и богаче. Другие стали расплачиваться шкурками зверьков (белок, зайцев, кротов, куниц). Те, кто жили около моря, расплачивались жемчужинами или ракушками. И только в десятом веке появились металлические деньги.

А у нас в коробке есть что-то из этих предметов?

Дети: Да (достают мешочки с солью, с драгоценными камнями, ракушками).

- Давайте мы попробуем, обменяться товарами, и что-то приобрести. Для помощи у нас есть схема, которая нам поможет в обмене товара. (На схеме нарисовано, что за самовар необходимо отдать две цепочки с драгоценными камнями, за пирожки необходимо отдать 6 ракушек, а за конфеты – мешок соли и мешок зерна).

- Скажите, куда мы будем складывать купленный товар?

Дети: В пакет.

- В прошлом не было пакетов, были корзины, мешки. У нас вами есть корзина. (Складывают купленный товар в корзину) Скажите, удобны ли были такие деньги как: соль, ракушки, камни? Почему?

Дети: Нет. Тяжело носить с собой; товар может испортиться; не равноценен.

- Поэтому люди придумали металлические и бумажные деньги, но перед этим деньгами считались драгоценные камни, золото, медные монеты. Скажите, как называются металлические и бумажные деньги?

Дети: Монеты, купюры.

- В Древнем Египте изобрели заменитель вещи, на которую будет обмениваться нужный товар - первые в мире деньги.

Первые деньги были каменными. Тогда деньги существовали лишь в виде монет разной формы, размера. Деньги могли быть квадратными, удлиненными, полукруглыми и, конечно же, круглыми. Их можно было не только держать в кошельке, но и носить на шее. Деньги изготавливали из драгоценных металлов - золота, серебра, делали медные, бронзовые монеты. И рисунок наносили на монетки, какой угодно. Но это были драгоценные металлы и люди стали чеканить деньги из метала. Так появились металлические деньги- МОНЕТКИ. Кстати, когда монеты начали чеканить в Российской империи, то на монетах, выдавливали три, пять точек, так как население было неграмотным и не могло прочитать, какая это монетка. У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. И поэтому люди обратили внимание на бумагу. Так впервые появились на свете бумажные деньги. Появились они в Китае, 812 году н.э. Сначала они были очень большого размера, как лист бумаги. Причина появления бумажных денег в Китае довольно проста: на территории Китая не хватало полезных ископаемых золота, серебра, то из чего делали монеты, поэтому для изготовления денежных средств использовалась бумага, которая производилась из коры тутового дерева. А расписывались бумажные деньги иероглифами - китайскими буквами.

- Что такое деньги? Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товар и услуги, которые они производят.

- Как называется страна, в которой мы живем? Мы знаем, что в каждой стране есть свои деньги и называются они по-разному. В нашей стране деньги называют – РУБЛИ.

- Как называются деньги в нашей стране?

Дети: Рубли.

- А вы знаете, что слово РУБЛЬ произошло от слова РУБИТЬ. А теперь немного порассуждаем. Возьмем 1 рубль. Из чего состоит рубль? (Копейки) Это металлические деньги – монеты - и называем мы их КОПЕЙКОЙ. Почему копейка, да потому, что на монете изображен всадник с копьем. Бумажные деньги называем купюрой. Рублями пользуются в нашей стране, а в других странах какие деньги? (Доллар, евро, лит, лат, гривна, фунт стерлингов, лира и т.д.). Как называются деньги других стран? (Валюта).

- Да, ребята, валюта — это денежная единица, лежащая в основе денежной системы того или иного государства (например, рубль в Российской Федерации, доллар в США и т.д.). А, как вы думаете, раньше деньги были такими же, как сегодня, или нет?

- Посмотрите, есть у нас в коробке монеты или купюры? В каждой стране деньги называют по своему, скажите, а в России какими деньгами пользуются в наше время, как они называются?

Дети: Да. Рубли и копейки.

- Ребята, а в наше время удобные деньги? Чем?

Дети: Можно положить в кошелек; карман; они не портятся как продукты.

- А какие у них минусы?

Дети: Могут порваться, потеряться, Мелочь может быть тяжелой.

Воспитатель: Ребята, подумайте, а как могут выглядеть деньги в будущем?

Дети: Карточка, отпечаток пальца и т. д.

- Все может быть, но можно сказать, что уже сейчас на смену деньгам приходят пластиковые карты, а на смену магазинам приходят интернет-магазины. Только представьте, что магазинов не существует, и продукты мы с вами сможет заказать только через интернет, и его нам доставят прямо домой.

- Скажите, а чего не хватает в интернет-магазине?

Дети: Продавца.

- Правильно, нет продавца, всю работу выполняет робот, курьер доставляет заказанный товар прямо домой. Скажите, а такие деньги удобные? Чем?

Дети: Не занимают места, не могут потеряться или порваться.

- Ребята скажите, для чего нам нужны деньги?

Дети: Для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для развлечений; для оплаты проезда в транспорте и т. д.

- Скажите, кроме денег, что еще усовершенствовалось?

Дети: Магазин, корзины, продавец (обосновывают свои ответы).

- Ребята, куда уходят ваши родители после того, как вас приводят в детский сад? А вы знаете профессии своих родителей? Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто что делает». Вы должны будете назвать профессию. Готовы? Тогда мы начинаем:

- Кто для нас с вами готовит еду? (повар). Кто делает красивые прически, стрижет нас? (парикмахер). Кто лечит нас? (врач).

-Кто строит дома и здания? (строитель). Кто шьет для нас красивую одежду?

(швея). Кто мамам и папам выдает зарплату? (бухгалтер).

- Молодцы ребята, справились с заданием. Мы с вами знаем, что все взрослые работают. А как вы думаете, что получают ваши родители за свою работу? (деньги, заработную плату). А кто еще получает деньги в семье? (бабушка и дедушка получают пенсию, старший брат и сестра, которые учатся в институтах стипендию). Папа трудится в фирме «Строитель» и за свой труд получает что? (зарплату). Мама работает учителем в школе и тоже получает что? (зарплату).

Зарплата — это деньги, получаемые за работу. Зарплата — это оплата труда за месяц или за неделю, или за день. В большой семье есть еще дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают, но получают деньги. Дедушка и бабушка получают что? (пенсию). Пенсия— это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет на заводе, фабрике и других предприятиях. Сестра учится и за свой труд (учеба — тоже труд) получает что?(стипендию). Стипендия— это тоже деньги. Это плата за отличную или хорошую учебу. Вся семья сложила свои деньги и получила доход семьи. А доходы семьи еще как называются? (семейный бюджет). Повторите все вместе.

- А что происходит после того как мы получили много денег? Правильно, денежки мы тратим. А на что их тратят мама с папой? (дети называют свои варианты). Правильно, ребята, мы их тратим на: оплату за квартиру или дома; на оплату детского сада, где вы учитесь; на продукты питания–еду; на оплату мобильной телефонной связи; на игрушки; на оплату света; на покупку одежды; на покупки книг; и многое другое. Как называет то, на что мы потратили деньги одним словом. (расходы).

Физминутка «Купишь /не купишь»:

- Ребята, а как вы думаете, все ли можно купить? Предлагаю поиграть в игру «Купишь /не купишь». Если я называю товар, который можно купить (например, яблоко) вы хлопаете, а если я называю то, что нельзя купить (например, радость) вы топаете. Давайте дружно встанем возле своих стульчиков. Будьте внимательны. Итак, начинаем: мячик (хлоп), мороженое (хлоп), дружба (топ), книга (хлоп), улыбка (топ), платье (хлоп), здоровье (топ), картина (хлоп), счастье (топ), цветок (хлоп), красота (топ), телевизор (хлоп).

- Молодцы ребята! Присаживайтесь на свои стульчики. А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы:

1.Все деньги, которые получают члены семьи. (бюджет)

2. Деньги, которые получают студенты за хорошую учебу. (стипендия)

3. Все, что приобретается семьей в магазинах. (товар)

4.Металлические и бумажные знаки, которые нужны, чтобы покупать, продавать товары и платить за услуги. (деньги)

5. Деньги, которые получают пожилые люди. (пенсия)

6. Деньги, которые получают люди за выполненную работу (за свой труд). (зарплата).

- Правильно, молодцы, ребята! Все с заданиями справились, теперь вы знаете, что

такое семейный бюджет, что такое доходы и расходы, и что денежные купюры

бывают разного номинала и цвета. Спасибо всем за участие!


Список используемой литературы:

1.А.Д. Шатова Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015.

2.Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в

процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. No4. с.103.

3.Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» // Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа по финансовой грамотности для дошкольников подготовительной группы «Путешествие в страну Финансов»

Беседа помогает воспитателям в повышении финансового просвещения и воспитания дошкольников, повышения финансовой грамотности....

Конспект СОД по формированию финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Экономика»

Цель: формирование и создание необходимой мотивации для повышения знаний о финансовой грамотности, навыков сбережения и трат денежных средств; формировать умение правильно распоряжаться деньгами...

Конспект игрового НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе "Путешествие в страну финансов"

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта...

Конспект игры по развитию финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Путешествие по сказкам»

В игровой форме формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета...

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСИКУ»

КОНСПЕКТ  НОД ПО РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСИКУ»Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Баннов...

Викторина по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну»

Викторина по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну»...

Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей (подготовительной) группе «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ»

Основная образовательная область: «Познавательное развитие».Интеграция: «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие», «Физичес...