Опыт работы «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности через художественное слово»
материал по основам финансовой грамотности
Дети с большим удовольствием играют в интерактивные игры осваивая азы экономики, но все-таки самым лучшим методом становления азов финансовой грамотности у дошкольников считается сказка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Опыт работы
«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности через художественное слово»
(в рамках проведения районного методического объединения воспитателей Советского района по предоставлению передового педагогического опыта МАДОУ д/с «Улыбка» п. Малиновский»
по теме «реализация программы «Азбука финансов»)
Подготовили: Титова В.А., учитель-логопед,
Соколова Н.В., воспитатель.
2023г.
Опыт работы
«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности через художественное слово»
(в рамках проведения районного методического объединения воспитателей Советского района по предоставлению передового педагогического опыта МАДОУ д/с «Улыбка» п. Малиновский»
по теме «реализация программы «Азбука финансов»)
1 слад (титульный лист)
2 слайд
Дети с большим удовольствием играют в интерактивные игры осваивая азы экономики, но все-таки самым лучшим методом становления азов финансовой грамотности у дошкольников считается сказка.
По чему? Во-первых, именно через сказку мы можем дать детям понять, как не потеряться сегодня в финансово-экономическом пространстве, как правильно распоряжаться деньгами, учитывая свои потребности, желания и возможности. Во вторых, сказка – это самая интересная и увлекательная форма познания действительности. Совместное чтение сближает взрослого и ребенка, через сказку взрослый поможет разобраться ребенку в тех случаях, когда он сам чего-то не понимает.
3 слайд
Изучив данную тему мы пришли к выводу, что самый оптимальный вариант решения задач по формированию финансовой грамотности старших дошкольников – это чтение художественной литературы.
В работе с художественным произведением экономического содержания мы определили следующие этапы работы:
- 1 этап – подбор литературных произведений, наглядного материала.
(Народные сказки, аккумулировавшие вековой экономический опыт народа могут быть использованы для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость и д.р.)
- 2 этап – знакомство детей с литературными произведениями.
Основная задача – вызвать у детей интерес к литературному произведению, эмоциональное отношение к героям, подвести к пониманию содержания произведения.
- 3 этап – формирование у детей умения высказывать оценочные сужденияо поступках героев с «экономических» позиций и как результат — сочинение новых произведений на основе знакомых с экономическим содержанием.
- 4 этап – творческое применение экономических знаний и средств в театральной и самостоятельной деятельности детей.
Совместно с детьми изготавливаем декорации, костюмы, рекламы – афиши, билеты.
4 слайд
Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоениеэкономических понятий,
которые, представлены вашему вниманию на выставке:
- Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;
- 5 слайд сказки, отражающие труд людей;
- 6 слайд сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства;
- 7 слайд сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: распределение, обмен, производство;
- 8 слайд сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые, аккумулирующие вековойэкономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.
К каждой сказке нами подобраны проблемные ситуации, нестандартные игры, пословицы и поговорки, с помощью которых дети учатся решать финансово-экономические задачи.
9 слайд
Используем авторские сказки, которые интересные и удачны. Каждая представляет мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями:
• Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»;
• Попова Т. Л., Меньшикова О. И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»;
• Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»;
• Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. «Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей»;
• Кнышова Л. В., Меньшикова О. И., Попова Т. Л.«Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом».
10 слайд
Пословицы и поговорки – это еще один способ освоить финансовую грамотность детям. Они также способствуют обогащению словарного запаса, развитию речевых, интеллектуальных, и творческих способностей обучающихся. Пословицы кратки, просты и несут в себе глубинный смысл, который помогает понять устройство нашего мира. Они прививают интерес к устному народному творчеству. Расширяют кругозор.
Все поговорки и пословицы, касающиеся материальных ценностей, связаны с поведением людей, которые попали под воздействие денег. Учитывая, что люди способны меняться как в лучшую, так и в худшую сторону, все поговорки и пословицы условно разделены на две большие группы. Если одна пословица дает представление о том, как правильно экономит материальные ценности, то в другой рассказывается о том, что деньгами нужно жертвовать ради близких людей, государства. Если одни поговорки повествуют о том, какое негативное воздействие на человека оказывают денежные средства, то другие пословицы напоминают, что именно деньги могут помочь в беде.
11 слайд
В процессе формирования у дошкольников экономически представлений нами используются следующие методы:
12, 13 слайды Словесные методы – это чтение художественной литературы с экономическим содержанием, рассказ от лица героев, рассуждения о поступках героев сэкономическихпозиций.
14, 15, 16 слайды Важную роль при обучении и воспитании детей играет метод наглядности. Использование иллюстраций и видео сюжетов повышает интерес детей и позволяет проникнуть в содержание и смысл сказки. Поэтому перед нами стоит задача выпустить диск с серией детских театрализованных постановок финансового содержания, которые отразят основные понятия финансовой направленности и помогут другим детям познакомиться с миром экономики через сказку!
17, 18 слайды Метод инсценирования – игры-драматизации дают возможность стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями, воспитывают интерес к экономическому миру, развивают внимание, мышление и воображение.
19 слайд Опыт, полученный детьми в ходе реализации проекта, получил своё отражение в процессе самостоятельной деятельности детей, а положительные отзывы родителей свидетельствовали о применении приобретённых навыков в быту, многие из них замечали, что дети стали бережливыми, начали планировать вместе с родителями расходы семьи, рационально расставляя приоритеты.
Таким образом, работа по формированию экономических представлений у дошкольников черезхудожественноеслово формирует интеллект детей, развивает у дошкольников интерес и любознательность. Сказки помогают ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.
20 слайд
Используемые источники:
- Экономическое воспитание дошкольников. Примерная парциальная программа дошкольного образования, Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., М., 2019
- Сборник демонстрационных материалов, Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., М., 2019
- Интернет-ресурсы Вашифинансы.рф, финзнайка.рф, монеткины.рф
- https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2021/04/18/znakomstvo-doshkolnikov-s-osnovami-ekonomiki
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/03/28/doklad-vospitatelya-soobshchenie-iz-opyta-raboty-tema-formirovanie
- https://eduportal44.ru/Manturovo/mant_MDOU3/SiteAssets/SitePages/опыт%20работы/Экономическое%20воспитание%20старших%20дошкольников.pdf
- https://www.maam.ru/detskijsad/rasshirenie-predstavlenii-detei-ob-osnovah-yekonomicheskoi-kultury-sredstvami-hudozhestvenoi-literatury-i-razvitija-rechi.html
- http://du23svetlogorsk.by/?page_id=3087
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/17/picture-1321691-1618672243.jpg)
Проект Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Семейный бюджет»
Проект Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Семейный бюджет»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/24/picture-1113360-1632498112.jpg)
Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
laquo;Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».Р. КийосакиФинансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является социальной проблемой с самых р...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/02/picture-67584-1580661812.png)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АЗБУКА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»
Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят» (далее Программа) разработана...
Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Сборник сказок "Сказки читаем - экономику изучаем"
Сборник сказок «Сказки читаем – экономику изучаем» для обучения детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности (для детей от 5 до 7 лет) СОДЕРЖАН...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/10/picture-642051-1433957814.jpg)
Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/01/picture-809542-1580576837.jpg)
Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Перед дошкольной образовательной организацией стоит цель достичь того, что бы ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и самостоятельным, успешным, с сформированным представлением о финансовой г...