Опыт работы «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности через художественное слово»
материал по основам финансовой грамотности

Дети с большим удовольствием играют в интерактивные игры осваивая азы экономики, но все-таки самым лучшим методом становления азов финансовой грамотности у дошкольников считается сказка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_fin.gr_.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Опыт работы

«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности через художественное слово»

 (в рамках проведения районного методического объединения воспитателей Советского района по предоставлению передового педагогического опыта МАДОУ д/с «Улыбка» п. Малиновский»

по теме «реализация программы «Азбука финансов»)

Подготовили: Титова В.А., учитель-логопед,

Соколова Н.В., воспитатель.

2023г.

Опыт работы

«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности через художественное слово»

(в рамках проведения районного методического объединения воспитателей Советского района по предоставлению передового педагогического опыта МАДОУ д/с «Улыбка» п. Малиновский»

по теме «реализация программы «Азбука финансов»)

1 слад (титульный лист)

2 слайд

Дети с большим удовольствием играют в интерактивные игры осваивая азы экономики, но все-таки самым лучшим методом становления азов финансовой грамотности у дошкольников считается сказка.

По чему? Во-первых, именно через сказку мы можем дать детям понять, как не потеряться сегодня в финансово-экономическом пространстве, как правильно распоряжаться деньгами, учитывая свои потребности, желания и возможности. Во вторых, сказка – это самая интересная и увлекательная форма познания действительности. Совместное чтение сближает взрослого и ребенка, через сказку взрослый поможет разобраться ребенку в тех случаях, когда он сам чего-то не понимает.

3 слайд

Изучив данную тему мы пришли к выводу, что самый оптимальный вариант решения задач по формированию финансовой грамотности старших дошкольников – это чтение художественной литературы.

В работе с художественным произведением экономического содержания мы определили следующие этапы работы:

  • 1 этап – подбор литературных произведений, наглядного материала.

(Народные сказки, аккумулировавшие вековой экономический опыт народа могут быть использованы для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость и д.р.)

  • 2 этап  – знакомство детей с литературными произведениями.

Основная задача – вызвать у детей интерес к литературному произведению, эмоциональное отношение к героям, подвести к пониманию содержания произведения.

  • 3 этап – формирование у детей умения высказывать оценочные сужденияо поступках героев с «экономических» позиций и как результат — сочинение новых произведений на основе знакомых с экономическим содержанием.
  • 4 этап – творческое применение экономических знаний и средств в театральной и самостоятельной деятельности детей.

Совместно с детьми изготавливаем декорации, костюмы, рекламы – афиши, билеты.

4 слайд

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоениеэкономических понятий,

которые, представлены вашему вниманию на выставке:

  • Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;
  • 5 слайд сказки, отражающие труд людей;
  • 6 слайд сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства;
  • 7 слайд сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: распределение, обмен, производство;
  • 8 слайд сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.

Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые, аккумулирующие вековойэкономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.

К каждой сказке нами подобраны проблемные ситуации, нестандартные игры, пословицы и поговорки, с помощью которых дети учатся решать финансово-экономические задачи.

9 слайд

Используем авторские сказки, которые интересные и удачны. Каждая представляет мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями:

• Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»;

• Попова Т. Л., Меньшикова О. И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»;

• Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»;

• Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. «Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей»;

• Кнышова Л. В., Меньшикова О. И., Попова Т. Л.«Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом».

10 слайд

Пословицы и поговорки – это еще один способ освоить финансовую грамотность детям. Они также способствуют обогащению словарного запаса, развитию речевых, интеллектуальных, и творческих способностей обучающихся. Пословицы кратки, просты и несут в себе глубинный смысл, который помогает понять устройство нашего мира. Они прививают интерес к устному народному творчеству. Расширяют кругозор.

Все поговорки и пословицы, касающиеся материальных ценностей, связаны с поведением людей, которые попали под воздействие денег. Учитывая, что люди способны меняться как в лучшую, так и в худшую сторону, все поговорки и пословицы условно разделены на две большие группы. Если одна пословица дает представление о том, как правильно экономит материальные ценности, то в другой рассказывается о том, что деньгами нужно жертвовать ради близких людей, государства. Если одни поговорки повествуют о том, какое негативное воздействие на человека оказывают денежные средства, то другие пословицы напоминают, что именно деньги могут помочь в беде.

11 слайд

В процессе формирования у дошкольников экономически представлений нами используются следующие методы:

12, 13 слайды Словесные методы – это чтение художественной литературы с экономическим содержанием, рассказ от лица героев, рассуждения о поступках героев сэкономическихпозиций.

14, 15, 16 слайды Важную роль при обучении и воспитании детей играет метод наглядности. Использование иллюстраций и видео сюжетов повышает интерес детей и позволяет проникнуть в содержание и смысл сказки. Поэтому перед нами стоит задача выпустить диск с серией детских театрализованных постановок финансового содержания, которые отразят основные понятия финансовой направленности и помогут другим детям познакомиться с миром экономики через сказку!

17, 18 слайды Метод инсценирования – игры-драматизации дают возможность стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями, воспитывают интерес к экономическому миру, развивают внимание, мышление и воображение.

19  слайд Опыт, полученный детьми в ходе реализации проекта, получил своё отражение в процессе самостоятельной деятельности детей, а положительные отзывы родителей свидетельствовали о применении приобретённых навыков в быту, многие из них замечали, что дети стали бережливыми, начали планировать вместе с родителями расходы семьи, рационально расставляя приоритеты.

Таким образом, работа по формированию экономических представлений у дошкольников черезхудожественноеслово формирует интеллект детей, развивает у дошкольников интерес и любознательность. Сказки помогают ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.

20 слайд

Используемые источники:

  1. Экономическое воспитание дошкольников. Примерная парциальная программа дошкольного образования, Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., М., 2019
  2. Сборник демонстрационных материалов,  Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., М., 2019
  3. Интернет-ресурсы Вашифинансы.рф, финзнайка.рф, монеткины.рф
  4. https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2021/04/18/znakomstvo-doshkolnikov-s-osnovami-ekonomiki
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/03/28/doklad-vospitatelya-soobshchenie-iz-opyta-raboty-tema-formirovanie
  6. https://eduportal44.ru/Manturovo/mant_MDOU3/SiteAssets/SitePages/опыт%20работы/Экономическое%20воспитание%20старших%20дошкольников.pdf
  7. https://www.maam.ru/detskijsad/rasshirenie-predstavlenii-detei-ob-osnovah-yekonomicheskoi-kultury-sredstvami-hudozhestvenoi-literatury-i-razvitija-rechi.html
  8. http://du23svetlogorsk.by/?page_id=3087

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Проект Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Семейный бюджет»

Проект Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности  «Семейный бюджет»...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

laquo;Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».Р. КийосакиФинансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является  социальной проблемой с самых р...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АЗБУКА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»

Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят» (далее Программа) разработана...

Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Сборник сказок "Сказки читаем - экономику изучаем"

Сборник сказок «Сказки читаем – экономику изучаем» для обучения детей  старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности  (для детей от 5 до 7 лет) СОДЕРЖАН...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста  ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Перед дошкольной образовательной организацией стоит цель достичь того, что бы ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и самостоятельным, успешным, с сформированным представлением о финансовой г...