Консультация для педагогов "Финансовая грамотность"
консультация по основам финансовой грамотности

Тихонова Альбина Камильевна
Познакомить педагогов с методами работы по финансовой грамотности с детьми дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 16 «Теремок» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Консультация для педагогов на тему:

«Формирование финансовой грамотности

у детей дошкольного возраста, посредством художественной литературы»

Подготовила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Тихонова А.К.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  1. Цели и задачи экономического воспитания дошкольников

  1. Методы и приемы работы с детьми по формированию финансовой грамотности.

2.2 Экономические блоки по формированию финансовой  грамотности

 у дошкольников.

2.3 Варианты создания условий по развитию финансовой грамотности   по возрастам.

     3. Взаимодействие с семьей.

     4. Экономическое воспитание и обучение дошкольников, через чтение                                                                                                             художественной литературы и сказок.

             4.1. Психологические потребности  детей дошкольного возраста,

                реализуемые,    за счет использования сказок

         

         4.2.  Способы организации экономического воспитания

                 детей дошкольного возраста посредством сказок

     

     5.  Планируемые результаты                                                                                                                                                                                            

     6. Список литературы            

  1. Пояснительная записка.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Актуальность
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

1.1. Цели и задачи экономического воспитания дошкольников

Цель:
Помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
3. Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
4. Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

  1. Методы и приемы работы с детьми по финансовой грамотности

  • интеллектуальные игры и развлечения ;
  • интеллектуальные игры и развлечения ;
  • тематические занятия;
  • беседы;
  • чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок.

 

2.2.Работу с дошкольниками по формированию финансовой грамотности можно разделить на восемь экономических блоков:

1 блок: Экономика. Это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги, и как ими распорядиться. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.

2 блок: Потребность. Дети получают знания и представления о том, что человек, как живое существо, подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е., потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать. Однако дети должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные, так называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т. д.

3 блок: Труд и профессии. Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией.

4 блок: Товар, товарообмен. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы. Происходит развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.

5 блок: Выгода и убыток. 

Формировать положительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина, бережливость, рациональность, экономичность, щедрость, благородство, честность, отзывчивость.

6 блок: Деньги и бюджет семьи.

Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле).

7 блок: Реклама. Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества.

8 блок: Бизнес и капитал. Продолжать знакомить детей с понятиями экономической категории «Бизнес», «Капитал», «Купля-продажа», как вид бизнеса, выделяя составные части капитала. Воспитывать отрицательное отношение к жадности и корысти; деловые качества личности, чувство восхищения смекалкой, добротой.

       

       2.3.Варианты создания условий по развитию финансовой грамотности по возрастам

Младшая группа
 «Магазин овощи и фрукты», «Автобус»
- Деньги, нарисованные детьми
- Альбомы об одной профессии
- Ненастоящие деньги
- Сказки
- Медиатека мультфильмов
- Дидактические игры «Давай поменяемся», «Все по полочкам», «Что забыли положить в корзинку и другие.

Средняя группа

«Парикмахерская», «Зоопарк», «Почта», «Больница»
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр
- Деньги, нарисованные детьми
- Картотека загадок
- Книги художественные и научно-популярные, комиксы
- Аудиотека
- Альбом пословицы и поговорки в картинках
- Альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях
- Карточки о профессиях
- Дидактические игры «Что продается в магазине», «Что сколько стоит», «Деньги» и другие.

Старшая группа 

«Банк», «Аптека», «Семья», «Ветеринарная лечебница»

- Медиатека из презентаций

- Медиатека интерактивных игр

- Ребусы

- Лабиринты тематические

- Игры-путешествия

- Банковские карты

- Ненастоящие деньги

- Банкомат

- Дидактические игры «Какой товар лишний?», «Что угодно для души», «Деньги» и другие.

Подготовительная группа 

«Фабрика изготовления денег», «Школа», «Салон красоты», «Цирк», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк».

- Металлические устаревшие деньги

- Альбом «Эволюция денег»

- Кроссворд

-Дидактические игры «Дорого – дешево», «Потребность – возможность», «Бюджет» и другие

  1. Взаимодействие с семьей
  • анкетирование
  • консультации
  • родительские собрания
  • создание и обогащение развивающей среды

  1. Экономическое воспитание и обучение, рассмотрим  через чтение художественной литературы и сказок

Выделяют два типа отношения детей дошкольного возраста к  художественному произведению:

эмоционально-образный тип – эмоции, чувства, переживания  и впечатления, которые дети дошкольного возраста получают при ознакомлении с художественным произведением.

 

интеллектуально-оценочный тип – понимание детьми дошкольного возраста смысла, заложенного в художественном произведении. Понимание смысла напрямую зависит от жизненного опыта детей дошкольного возраста, их способностей к выполнению различных умственных операций.

       4.1. Психологические потребности  детей дошкольного возраста, реализуемые за счет использования сказок

Потребность в автономности - герои сказок способствуют развитию инициативности детей дошкольного возраста в принятии разумных решений и ответственности  за свои поступки и результаты действий  в социально-экономических ситуациях

Потребность в новых знаниях и опыте – на основе усвоения новых экономических понятий дети дошкольного возраста, следуя примерам сказочных героев, осознанно вступают в экономические отношения со сверстниками, взрослыми и приобретают опыт взаимодействия

 

Потребность в активности – сказочные герои способствуют развитию у детей дошкольного возраста  активность в процессе взаимопомощи, взаимоподдержки.  

Сказки о потребностях и возможностях

Иван Царевич и серый волк

Сказка о рыбаке и рыбке

К.И.Чуйковский «Телефон»

Жадная старушка

Сказки об обмене

Лисичка со скалочкой

В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Мена

Сказки о купле и продаже

Ш.Перро «Мальчик с пальчик»

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

Чудесная рубашка

Сказки о деньгах

К.И.Чуковский «Муха-цокотуха»

Г.Х.Андерсен «Огниво»

Как бедняк деньги на хранение отдавал

Сказки о труде

Петушок и бобовое зернышко

Морозко

Крошечка – Хаврошечка

Терем-теремок

Сказки о рекламе

Лиса и козел

Г.Х.Андерсен «Новое платье короля»

Ш.Перро «Кот в сапогах»

С.Михайлов «Как старик корову продавал»

Значение сказок в экономическом воспитании детей дошкольного возраста

Сказки  содействуют формированию элементарных экономических представлений детей дошкольного возраста и знакомят с социально-экономическими отношениями.

Сказки  активизируют восприятие, воображение, творческую активность и  эмоциональное отношение детей дошкольного возраста к экономическим понятиям.

Посредством  идентификации и отождествления со сказочными героями дети дошкольного возраста находят выход из различных экономических ситуаций и пути разрешения возникших конфликтов.

 

4.2.Способы организации экономического воспитания

детей дошкольного возраста посредством сказок

Рассказ или чтение сказок вслух

Беседа по сказке

Рисование любимых персонажей сказок, изготовление их из разных материалов ( пластилин, глина, картон, цветная бумага и др.)

Пересказ сказок

Театрализация и диалог по ролям, имитация действий и голоса героев сказок

Аудиозапись сказок

Организация дидактических игр на основе сюжета сказок

  1. Планируемые результаты-дети должны понять, что…

1.       Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

2.        Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3.        Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести .

4.        Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

5.        Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

6.        Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

7.        Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

8.        Финансы – это интересно и увлекательно.

6. Список литературы:

1. Антонова Ю.Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.: ил.

2. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А. М. Виноградовой. М. - 1989.-159 с.

3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157 с.

4. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.-137 с.

5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или,как мы играем в экономику:Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.

6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольникас азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88 с.

7. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16

8. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.

9. Шатова А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с. 21-23.

10. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256 с.

11. Шорыгина Т. А.Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов:"Грамотно взаимодействуем с родителями"

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию консультацию по работе с родителями. Надеюсь. Что это будет полезно при взаимодействии с родителями....

Консультация по финансовой грамотности "Карманные деньги"

Советы  о воспитании финансовой грамотности у детей...

Консультация по финансовой грамотности

Консультация для родителей об актуальности развития финансовой грамотности у детей и практическими советами....

Консультация по финансовой грамотности

quot;Как обучить ребенка финансовой грамотности"...

Консультация для педагогов " Грамотная речь педагога, важное условие для формирования речи дошкольников"

Консультация для педагогов «Грамотная речь педагога - важное условие для формирования речи дошкольников»  Речь-это удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы по...

консультация по финансовой грамотности

консультация по финансовой грамотности...

Консультация для родителей "Грамотная речь-залог успеха"

ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ПРОПУСКАЕТ БУКВЫ НА ПИСЬМЕ, ПИШЕТ, КАК СЛЫШИТ… И КАК ЕМУ ПОМОЧЬ...