Консультация для педагогов "Финансовая грамотность"
консультация по основам финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов по финансовой грамотности | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 16 «Теремок» городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Консультация для педагогов на тему:
«Формирование финансовой грамотности
у детей дошкольного возраста, посредством художественной литературы»
Подготовила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Тихонова А.К.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи экономического воспитания дошкольников
- Методы и приемы работы с детьми по формированию финансовой грамотности.
2.2 Экономические блоки по формированию финансовой грамотности
у дошкольников.
2.3 Варианты создания условий по развитию финансовой грамотности по возрастам.
3. Взаимодействие с семьей.
4. Экономическое воспитание и обучение дошкольников, через чтение художественной литературы и сказок.
4.1. Психологические потребности детей дошкольного возраста,
реализуемые, за счет использования сказок
4.2. Способы организации экономического воспитания
детей дошкольного возраста посредством сказок
5. Планируемые результаты
6. Список литературы
- Пояснительная записка.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Актуальность
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
1.1. Цели и задачи экономического воспитания дошкольников
Цель:
Помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
3. Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
4. Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
- Методы и приемы работы с детьми по финансовой грамотности
- интеллектуальные игры и развлечения ;
- интеллектуальные игры и развлечения ;
- тематические занятия;
- беседы;
- чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок.
2.2.Работу с дошкольниками по формированию финансовой грамотности можно разделить на восемь экономических блоков:
1 блок: Экономика. Это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги, и как ими распорядиться. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.
2 блок: Потребность. Дети получают знания и представления о том, что человек, как живое существо, подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е., потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать. Однако дети должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные, так называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т. д.
3 блок: Труд и профессии. Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией.
4 блок: Товар, товарообмен. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы. Происходит развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.
5 блок: Выгода и убыток.
Формировать положительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина, бережливость, рациональность, экономичность, щедрость, благородство, честность, отзывчивость.
6 блок: Деньги и бюджет семьи.
Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле).
7 блок: Реклама. Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества.
8 блок: Бизнес и капитал. Продолжать знакомить детей с понятиями экономической категории «Бизнес», «Капитал», «Купля-продажа», как вид бизнеса, выделяя составные части капитала. Воспитывать отрицательное отношение к жадности и корысти; деловые качества личности, чувство восхищения смекалкой, добротой.
2.3.Варианты создания условий по развитию финансовой грамотности по возрастам
Младшая группа
«Магазин овощи и фрукты», «Автобус»
- Деньги, нарисованные детьми
- Альбомы об одной профессии
- Ненастоящие деньги
- Сказки
- Медиатека мультфильмов
- Дидактические игры «Давай поменяемся», «Все по полочкам», «Что забыли положить в корзинку и другие.
Средняя группа
«Парикмахерская», «Зоопарк», «Почта», «Больница»
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр
- Деньги, нарисованные детьми
- Картотека загадок
- Книги художественные и научно-популярные, комиксы
- Аудиотека
- Альбом пословицы и поговорки в картинках
- Альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях
- Карточки о профессиях
- Дидактические игры «Что продается в магазине», «Что сколько стоит», «Деньги» и другие.
Старшая группа
«Банк», «Аптека», «Семья», «Ветеринарная лечебница»
- Медиатека из презентаций
- Медиатека интерактивных игр
- Ребусы
- Лабиринты тематические
- Игры-путешествия
- Банковские карты
- Ненастоящие деньги
- Банкомат
- Дидактические игры «Какой товар лишний?», «Что угодно для души», «Деньги» и другие.
Подготовительная группа
«Фабрика изготовления денег», «Школа», «Салон красоты», «Цирк», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк».
- Металлические устаревшие деньги
- Альбом «Эволюция денег»
- Кроссворд
-Дидактические игры «Дорого – дешево», «Потребность – возможность», «Бюджет» и другие
- Взаимодействие с семьей
- анкетирование
- консультации
- родительские собрания
- создание и обогащение развивающей среды
- Экономическое воспитание и обучение, рассмотрим через чтение художественной литературы и сказок
Выделяют два типа отношения детей дошкольного возраста к художественному произведению:
эмоционально-образный тип – эмоции, чувства, переживания и впечатления, которые дети дошкольного возраста получают при ознакомлении с художественным произведением.
интеллектуально-оценочный тип – понимание детьми дошкольного возраста смысла, заложенного в художественном произведении. Понимание смысла напрямую зависит от жизненного опыта детей дошкольного возраста, их способностей к выполнению различных умственных операций.
4.1. Психологические потребности детей дошкольного возраста, реализуемые за счет использования сказок
Потребность в автономности - герои сказок способствуют развитию инициативности детей дошкольного возраста в принятии разумных решений и ответственности за свои поступки и результаты действий в социально-экономических ситуациях
Потребность в новых знаниях и опыте – на основе усвоения новых экономических понятий дети дошкольного возраста, следуя примерам сказочных героев, осознанно вступают в экономические отношения со сверстниками, взрослыми и приобретают опыт взаимодействия
Потребность в активности – сказочные герои способствуют развитию у детей дошкольного возраста активность в процессе взаимопомощи, взаимоподдержки.
Сказки о потребностях и возможностях
Иван Царевич и серый волк
Сказка о рыбаке и рыбке
К.И.Чуйковский «Телефон»
Жадная старушка
Сказки об обмене
Лисичка со скалочкой
В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Мена
Сказки о купле и продаже
Ш.Перро «Мальчик с пальчик»
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Чудесная рубашка
Сказки о деньгах
К.И.Чуковский «Муха-цокотуха»
Г.Х.Андерсен «Огниво»
Как бедняк деньги на хранение отдавал
Сказки о труде
Петушок и бобовое зернышко
Морозко
Крошечка – Хаврошечка
Терем-теремок
Сказки о рекламе
Лиса и козел
Г.Х.Андерсен «Новое платье короля»
Ш.Перро «Кот в сапогах»
С.Михайлов «Как старик корову продавал»
Значение сказок в экономическом воспитании детей дошкольного возраста
Сказки содействуют формированию элементарных экономических представлений детей дошкольного возраста и знакомят с социально-экономическими отношениями.
Сказки активизируют восприятие, воображение, творческую активность и эмоциональное отношение детей дошкольного возраста к экономическим понятиям.
Посредством идентификации и отождествления со сказочными героями дети дошкольного возраста находят выход из различных экономических ситуаций и пути разрешения возникших конфликтов.
4.2.Способы организации экономического воспитания
детей дошкольного возраста посредством сказок
Рассказ или чтение сказок вслух
Беседа по сказке
Рисование любимых персонажей сказок, изготовление их из разных материалов ( пластилин, глина, картон, цветная бумага и др.)
Пересказ сказок
Театрализация и диалог по ролям, имитация действий и голоса героев сказок
Аудиозапись сказок
Организация дидактических игр на основе сюжета сказок
- Планируемые результаты-дети должны понять, что…
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести .
4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
8. Финансы – это интересно и увлекательно.
6. Список литературы:
1. Антонова Ю.Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.: ил.
2. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А. М. Виноградовой. М. - 1989.-159 с.
3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157 с.
4. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.-137 с.
5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или,как мы играем в экономику:Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.
6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольникас азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88 с.
7. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16
8. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.
9. Шатова А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с. 21-23.
10. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256 с.
11. Шорыгина Т. А.Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов:"Грамотно взаимодействуем с родителями"
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию консультацию по работе с родителями. Надеюсь. Что это будет полезно при взаимодействии с родителями....
Консультация по финансовой грамотности "Карманные деньги"
Советы о воспитании финансовой грамотности у детей...
Консультация по финансовой грамотности
Консультация для родителей об актуальности развития финансовой грамотности у детей и практическими советами....
Консультация по финансовой грамотности
quot;Как обучить ребенка финансовой грамотности"...
Консультация для педагогов " Грамотная речь педагога, важное условие для формирования речи дошкольников"
Консультация для педагогов «Грамотная речь педагога - важное условие для формирования речи дошкольников» Речь-это удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы по...
консультация по финансовой грамотности
консультация по финансовой грамотности...
Консультация для родителей "Грамотная речь-залог успеха"
ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ПРОПУСКАЕТ БУКВЫ НА ПИСЬМЕ, ПИШЕТ, КАК СЛЫШИТ… И КАК ЕМУ ПОМОЧЬ...