НОД по финансовой грамотности "Из чего состоит семейный бюджет"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Морковская Валерия Игоревна

НОД по финансовой грамотности для детей старшей группы "Из чего состоит семейный бюджет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_morkovskaya_semeynyy_byudzhet.docx582.39 КБ

Предварительный просмотр:

Из чего состоит семейный бюджет

(для детей старшей группы)

Автор: Морковская В.И., воспитатель

Цель: создание условий для развития представления детей о составе семейного бюджета, знакомство детей с составляющими семейного бюджета.

Словарная работа: семейный бюджет, заработная плата, пенсия, стипендия, детское пособие, доход, расход.

Оборудование занятия: ноутбук, интерактивная доска.

Демонстрационный материал: мультфильм «Богатый бобренок. Бюджет», презентация «Из чего состоит семейный бюджет», картинки с изображением различных товаров, герой Монета-Комета.

Раздаточный материал: кошельки, денежные купюры, шапочки с изображением членов семьи.

Предварительная работа с детьми: беседа «Моя семья»

Используемые источники:

- Богатый бобренок. Серия 10. Бюджет. https://www.youtube.com/watch?v=4psDQptbECY

Содержание

  1. Организационный момент

В круг скорее становитесь,

И друг другу улыбнитесь!

Пожелать хочу вам я: утра доброго и дня!

Приглашаю на игру в необычную страну.

Та страна – страна Финансов,

Страна рынка, денег, шансов.

В ней меняют, продают,

Экономят, в долг дают!

(Дети садятся на стулья).

  1. Основная часть

Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с финансовой грамотностью, и помогать нам будет наша помощница Монета-Комета, которая прилетела с планеты Юных финансистов, чтобы поделится с вами своими знаниями. Сегодня Монета-Комета приготовила для вас ребус, посмотрите на экран и попробуйте разгадать. (На экране ребус «7Я», дети называют ответ).

Правильно, у каждого из нас есть семья. А что такое семья? (ответы детей)

Как называют членов семьи? (ответы детей)

Семьи бывают разными, большими и маленькими и у каждого члена семьи есть свои обязанности. Какие обязанности членов семьи вы знаете? (ответы детей)

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре                                                                  Дети хлопают в ладоши

Кто живет у нас в квартире?                                                      Дети шагают на месте

Раз, два, три, четыре, пять                                                        Дети прыгают на месте

Всех могу пересчитать.                                                              Дети шагают на месте

Папа, мама, брат, сестра,                                                           Дети хлопают в ладоши

Брат, сестра конечно я                                        Дети делают повороты вправо-влево

Вот и вся моя семья!                                                                  Дети хлопают в ладоши

Сегодня мы с вами поделимся на две семьи, одна семья будет Смирновы, другая Кузнецовы. В состав ваших семей будут входить папа, мама, дедушка, бабушка и дети. Монета-Комета приготовила для вас шапочки с изображением членов семьи, подойдите к столам и возьмите их.

(Дети берут шапочки с изображением членов семьи и надевают их).

Так же у каждой семьи на столе лежит кошелек, возьмите его и посмотрите, что внутри?

(Дети смотрят в кошелек, там пусто).

Ребята, а что должно лежать в кошельке? (ответы детей)

А вы знаете откуда берутся деньги в кошельках мамы и папы? (ответы детей)

Папа и мама работают и за свой труд получают вознаграждение, как оно называется? (ответы детей)

Правильно – заработную плату. А откуда берутся деньги в кошельках у дедушек и бабушек, когда они уже не могут работать? (ответы детей)

Когда бабушки и дедушки не могут работать они получают пенсию. А вы знаете, что такое пенсия? (ответы детей) 

Пенсия – это деньги, получаемые ежемесячно бабушкой и дедушкой как благодарность за многолетний труд на пользу общества и забота о жизни в старости. А как вы думаете, дети могут приносить в семью деньги? (ответы детей)

Когда в семье рождается ребенок, родители в семье получают на него детское пособие, которое платит государство. Сами дети ни в детском саду, ни в школе не могут зарабатывать деньги. Но когда ребенок после школы поступает учиться специальное учебное заведение для получения будущей профессии и если он учится очень старательно, то государство выплачивает ему стипендию, то есть денежную поддержку для его дальнейшего развития.

Беседа сопровождается показом картинок на слайде, в результате чего получатся «Модель семейного бюджета».

Ребята, как называются все деньги, поступающие в семью? (ответы детей)

Эти деньги называются семейный бюджет. Представьте, что это семейный бюджет (показывает детям кулачок). Кто в него вкладывает деньги? (ответы детей)

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик-папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка.

А вот этот пальчик – я!

Это вся моя семья!

Пальчики сложились, сложился и наш семейный бюджет. Семейный бюджет складывается из доходов всех членов семьи. Семейный бюджет определяет не только доходы, но и расходы семьи. Давайте с вами посмотрим мультфильм на эту тему.

(Дети садятся на стулья. Показ мультфильма «Богатый бобренок. 10 серия. Бюджет»).

Монета-Комета: сегодня я предлагаю вам заработать деньги в вашу семью. Вам нужно будет выполнить мои задания, за правильное выполнение вы получите деньги, которые положите в кошелек. Задание первое для пап и мам обоих семей перед вами на доске картинки, семья Смирновых выбирает картинки с изображением полезных продуктов, а семья Кузнецовых с бытовые приборы.

(Дети в роли мамы и папы подходят к доскам и выбирают правильные картинки).

Монета-Комета: молодцы, справились. Вот вам за это деньги, которые вы заработали для семейного бюджета. Второе задание для бабушек и дедушек. На экране картинки с изображением предметов. Вы должны выбрать и назвать предмет который дешевле и почему.

(На экране картинки для одной семьи – утюг и диван, для второй – телевизор и кастрюля. Дети называют что дешевле и почему).

Монета-Комета: правильно, получите деньги за выполненное задание. Третье задание для детей. На экране картинки с изображением расходов, вы должны назвать какие расходы важней.

(На экране изображены расходы для одной семьи – сладости и полезные продукты питания, для другой семьи одежда и игрушки. Дети определяют и называют что необходимо в первую очередь).

Монета-Комета: молодцы, и вы заработали деньги для семейного бюджета. Получите и положите в кошелек. Теперь у обоих семей есть семейный бюджет и вам необходимо правильно им распорядится.

Дидактическая игра «Потрать деньги с пользой. Семейный бюджет»

Цель: формировать умение детей планировать покупки, правильно распределять семейный доход.

Описание

Представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Вы решаете, на что потратить деньги. Ваша задача – договориться между собой, на что вы потратите деньги. У вас в кошельке есть деньги, которые вы заработали. Перед вами картинка с изображением нужд каждой семьи. Вы должны положить деньги только на те картинки, которые необходимы для вашей семьи.

(Дети советуются друг с другом, и кладут деньги на картинки, куда больше всего положат, те нужны и будут удовлетворены больше всего. Деньги можно класть не на все картинки-нужды).

Монета-Комета: ребята, а теперь назовите, на какие нужды ваша семья решила потратить деньги? (ответы детей)

  1. Рефлексия

Воспитатель: ребята, как называется доход каждого члена семьи? Как называются все деньги, заработанные семьей? Для чего эти деньги? Какие бывают расходы? (ответы детей)

Нам с Монетой-Кометой очень понравилось с вами сегодня играть. Вы были самые настоящие юные финансисты.

Давайте положим ладошки друг на друга и скажем:

«Мы ребята просто класс,

Получилось всё у нас! »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению основам финансовой грамотности «Потребности и семейный бюджет»

Формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний....

совместная деятельность по формированию у детей финансовой грамотности на тему: "Семейный бюджет"

Совместная деятельность по формированию у детей финансовой грамотности на тему: "Семейный бюджет"...

Сценарий совместной деятельности в режимных моментах педагога с детьми 5-6 лет по формированию основ финансовой грамотности название конспекта «Семейный бюджет» Составлено на основе методического пособия: Л.В. Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю. Рыжан

Цель:  Способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности людей.Задачи.1. Познакомить детей с составляющими семейного бюджета.2. Расширить словарный запас детей по...

«Конспект НОД по финансовой грамотности по теме «Семейный бюджет и расходы семьи»

Конспект НОД  финансовой грамотности по теме«Семейный бюджет и расходы семьи» старшая группа. Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная...

Конспект интегрированного занятия по финансовой грамотности «Что такое семейный бюджет?»

Цель: раскрыть понятие «семейный бюджет». Познакомить с основными частями бюджета....

Конспект НОД по финансовой грамотности по теме «Семейный бюджет»

Конспект НОД по финансовой грамотности по теме «Семейный бюджет»...

Дидактическая игра по финансовой грамотности "Распредели правильно семейный бюджет"

Два вида акрточек лежат, перевернутые на столе. Дети выбирают себе карточки....