НОД по финансовой грамотности "Из чего состоит семейный бюджет"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Морковская Валерия Игоревна

НОД по финансовой грамотности для детей старшей группы "Из чего состоит семейный бюджет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_morkovskaya_semeynyy_byudzhet.docx582.39 КБ

Предварительный просмотр:

Из чего состоит семейный бюджет

(для детей старшей группы)

Автор: Морковская В.И., воспитатель

Цель: создание условий для развития представления детей о составе семейного бюджета, знакомство детей с составляющими семейного бюджета.

Словарная работа: семейный бюджет, заработная плата, пенсия, стипендия, детское пособие, доход, расход.

Оборудование занятия: ноутбук, интерактивная доска.

Демонстрационный материал: мультфильм «Богатый бобренок. Бюджет», презентация «Из чего состоит семейный бюджет», картинки с изображением различных товаров, герой Монета-Комета.

Раздаточный материал: кошельки, денежные купюры, шапочки с изображением членов семьи.

Предварительная работа с детьми: беседа «Моя семья»

Используемые источники:

- Богатый бобренок. Серия 10. Бюджет. https://www.youtube.com/watch?v=4psDQptbECY

Содержание

  1. Организационный момент

В круг скорее становитесь,

И друг другу улыбнитесь!

Пожелать хочу вам я: утра доброго и дня!

Приглашаю на игру в необычную страну.

Та страна – страна Финансов,

Страна рынка, денег, шансов.

В ней меняют, продают,

Экономят, в долг дают!

(Дети садятся на стулья).

  1. Основная часть

Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с финансовой грамотностью, и помогать нам будет наша помощница Монета-Комета, которая прилетела с планеты Юных финансистов, чтобы поделится с вами своими знаниями. Сегодня Монета-Комета приготовила для вас ребус, посмотрите на экран и попробуйте разгадать. (На экране ребус «7Я», дети называют ответ).

Правильно, у каждого из нас есть семья. А что такое семья? (ответы детей)

Как называют членов семьи? (ответы детей)

Семьи бывают разными, большими и маленькими и у каждого члена семьи есть свои обязанности. Какие обязанности членов семьи вы знаете? (ответы детей)

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре                                                                  Дети хлопают в ладоши

Кто живет у нас в квартире?                                                      Дети шагают на месте

Раз, два, три, четыре, пять                                                        Дети прыгают на месте

Всех могу пересчитать.                                                              Дети шагают на месте

Папа, мама, брат, сестра,                                                           Дети хлопают в ладоши

Брат, сестра конечно я                                        Дети делают повороты вправо-влево

Вот и вся моя семья!                                                                  Дети хлопают в ладоши

Сегодня мы с вами поделимся на две семьи, одна семья будет Смирновы, другая Кузнецовы. В состав ваших семей будут входить папа, мама, дедушка, бабушка и дети. Монета-Комета приготовила для вас шапочки с изображением членов семьи, подойдите к столам и возьмите их.

(Дети берут шапочки с изображением членов семьи и надевают их).

Так же у каждой семьи на столе лежит кошелек, возьмите его и посмотрите, что внутри?

(Дети смотрят в кошелек, там пусто).

Ребята, а что должно лежать в кошельке? (ответы детей)

А вы знаете откуда берутся деньги в кошельках мамы и папы? (ответы детей)

Папа и мама работают и за свой труд получают вознаграждение, как оно называется? (ответы детей)

Правильно – заработную плату. А откуда берутся деньги в кошельках у дедушек и бабушек, когда они уже не могут работать? (ответы детей)

Когда бабушки и дедушки не могут работать они получают пенсию. А вы знаете, что такое пенсия? (ответы детей) 

Пенсия – это деньги, получаемые ежемесячно бабушкой и дедушкой как благодарность за многолетний труд на пользу общества и забота о жизни в старости. А как вы думаете, дети могут приносить в семью деньги? (ответы детей)

Когда в семье рождается ребенок, родители в семье получают на него детское пособие, которое платит государство. Сами дети ни в детском саду, ни в школе не могут зарабатывать деньги. Но когда ребенок после школы поступает учиться специальное учебное заведение для получения будущей профессии и если он учится очень старательно, то государство выплачивает ему стипендию, то есть денежную поддержку для его дальнейшего развития.

Беседа сопровождается показом картинок на слайде, в результате чего получатся «Модель семейного бюджета».

Ребята, как называются все деньги, поступающие в семью? (ответы детей)

Эти деньги называются семейный бюджет. Представьте, что это семейный бюджет (показывает детям кулачок). Кто в него вкладывает деньги? (ответы детей)

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик-папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка.

А вот этот пальчик – я!

Это вся моя семья!

Пальчики сложились, сложился и наш семейный бюджет. Семейный бюджет складывается из доходов всех членов семьи. Семейный бюджет определяет не только доходы, но и расходы семьи. Давайте с вами посмотрим мультфильм на эту тему.

(Дети садятся на стулья. Показ мультфильма «Богатый бобренок. 10 серия. Бюджет»).

Монета-Комета: сегодня я предлагаю вам заработать деньги в вашу семью. Вам нужно будет выполнить мои задания, за правильное выполнение вы получите деньги, которые положите в кошелек. Задание первое для пап и мам обоих семей перед вами на доске картинки, семья Смирновых выбирает картинки с изображением полезных продуктов, а семья Кузнецовых с бытовые приборы.

(Дети в роли мамы и папы подходят к доскам и выбирают правильные картинки).

Монета-Комета: молодцы, справились. Вот вам за это деньги, которые вы заработали для семейного бюджета. Второе задание для бабушек и дедушек. На экране картинки с изображением предметов. Вы должны выбрать и назвать предмет который дешевле и почему.

(На экране картинки для одной семьи – утюг и диван, для второй – телевизор и кастрюля. Дети называют что дешевле и почему).

Монета-Комета: правильно, получите деньги за выполненное задание. Третье задание для детей. На экране картинки с изображением расходов, вы должны назвать какие расходы важней.

(На экране изображены расходы для одной семьи – сладости и полезные продукты питания, для другой семьи одежда и игрушки. Дети определяют и называют что необходимо в первую очередь).

Монета-Комета: молодцы, и вы заработали деньги для семейного бюджета. Получите и положите в кошелек. Теперь у обоих семей есть семейный бюджет и вам необходимо правильно им распорядится.

Дидактическая игра «Потрать деньги с пользой. Семейный бюджет»

Цель: формировать умение детей планировать покупки, правильно распределять семейный доход.

Описание

Представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Вы решаете, на что потратить деньги. Ваша задача – договориться между собой, на что вы потратите деньги. У вас в кошельке есть деньги, которые вы заработали. Перед вами картинка с изображением нужд каждой семьи. Вы должны положить деньги только на те картинки, которые необходимы для вашей семьи.

(Дети советуются друг с другом, и кладут деньги на картинки, куда больше всего положат, те нужны и будут удовлетворены больше всего. Деньги можно класть не на все картинки-нужды).

Монета-Комета: ребята, а теперь назовите, на какие нужды ваша семья решила потратить деньги? (ответы детей)

  1. Рефлексия

Воспитатель: ребята, как называется доход каждого члена семьи? Как называются все деньги, заработанные семьей? Для чего эти деньги? Какие бывают расходы? (ответы детей)

Нам с Монетой-Кометой очень понравилось с вами сегодня играть. Вы были самые настоящие юные финансисты.

Давайте положим ладошки друг на друга и скажем:

«Мы ребята просто класс,

Получилось всё у нас! »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению основам финансовой грамотности «Потребности и семейный бюджет»

Формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний....

совместная деятельность по формированию у детей финансовой грамотности на тему: "Семейный бюджет"

Совместная деятельность по формированию у детей финансовой грамотности на тему: "Семейный бюджет"...

БУКЛЕТ «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕНЬГИ? СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.»

Что такое "ДЕНЬГИ"? Зачем нужны деньги? Надеюсь, ознакомившись с буклетом, на все эти проблемные вопросы сможем дать ответ......

Сценарий совместной деятельности в режимных моментах педагога с детьми 5-6 лет по формированию основ финансовой грамотности название конспекта «Семейный бюджет» Составлено на основе методического пособия: Л.В. Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю. Рыжан

Цель:  Способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности людей.Задачи.1. Познакомить детей с составляющими семейного бюджета.2. Расширить словарный запас детей по...

«Конспект НОД по финансовой грамотности по теме «Семейный бюджет и расходы семьи»

Конспект НОД  финансовой грамотности по теме«Семейный бюджет и расходы семьи» старшая группа. Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная...

Конспект интегрированного занятия по финансовой грамотности «Что такое семейный бюджет?»

Цель: раскрыть понятие «семейный бюджет». Познакомить с основными частями бюджета....

Конспект НОД по финансовой грамотности по теме «Семейный бюджет»

Конспект НОД по финансовой грамотности по теме «Семейный бюджет»...