Круглый стол «Использование игровых технологий в обучении детей безопасному поведению на дороге»
методическая разработка по обж (старшая группа)
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИРКУТСКАЯ ОЛАСТЬ
МО «Аларский район»
МКУ «Комитет по образованию»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАБИТУЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
(МБДОУ Забитуйский д/с)
Адрес: 669456
Иркутская область, Аларский район E-mail:dou.zabiti.d.s@yandex.ru
Забитуй, ул.Гоголя, 40 тел: 89245443667
_________________________________________________________________________________
Круглый стол
«Использование игровых технологий в обучении
детей безопасному поведению на дороге»
Подготовил: воспитатель высшей
квалификационной категории
Довыденко Лена Анатольевна
2024г.
Круглый стол «Использование игровых технологий в обучении детей безопасному поведению на дороге»
Цели:
- способствовать формированию у педагогов потребности в планомерной, систематической и последовательной работе по обучению детей правилам безопасного поведения на улице:
- Совершенствовать качество работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников детского дома.
Вступление.
Вопрос обучения детей правилам безопасного поведения на дороге является особенно важным в связи с участившимися случаями ДТП, в которых по статистике за последние годы первое место занимает детский травматизм и детская смертность.
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети школьного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание.
Инновационный подход к организации дидактических занятий с воспитанниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач (на слайде):
1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
2. Обучение воспитанников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
3. Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:
• через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;
• в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.
При построении системы работы по изучению воспитанниками правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
1. Ребенок – пешеход;
2. Ребенок – пассажир городского транспорта;
3. Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.)
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно.
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра - это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Обучение должно проходить поэтапно.
I этап знакомство с транспортными средствами:
Грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть».
II этап будет разговор о пешеходном переходе и его назначении:
движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети должны чётко представлять, что, когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал.
III этап ребята узнают о дорожном движении много нового:
именно в это время происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки».
информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица».
IV этап ребята встречаются с проблемными:
ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются.
Разминка с воспитателями:
1. - Как назвать одним словом эти знаки (на слайде – черный знак в красном кругу – запрещающие);
- Как назвать одним словом эти знаки (на слайде – черный знак в красном треугольнике – предупреждающие);
- Как назвать одним словом эти знаки (на слайде – четырехугольные синие знаки – информационно-указательные);
2. - Как правильно ходить по тротуарам; по улице, если нет тротуара;
- С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города
(по проезжей части дороги)
3. - Сколько взрослых должны сопровождать детей во время целевых прогулок и экскурсий? (Если необходимо переходить улицу, то не менее двух взрослых, заранее прошедших инструктаж у руководителя учреждения)
- Как должны быть построены дети при движении по улице?
(в колонну по 2 человека, держась за руки, желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов и игрушек. Сопровождающие должны иметь при себе красные флажки)
- как правильно переходить проезжую часть улицы с группой детей?
(сопровождающий должен выйти на середину проезжей части дороги с поднятым флажком, и убедившись, что все машины остановились, можно начинать переход группы детей)
Использование игровых технологий в работе с детьми по обучению ПДД: обмен опытом работы по использованию игровых технологий в разных возрастных группах.
Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра является основным видом активности воспитанника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.
Мастер – класс для воспитателей по теме:
«Игровые технологии в обучении детей правилам дорожного движения»
В детстве человек получает основную базу знаний. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность нас, взрослых.
Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка».
- Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
«Привычка – образ, действия, состояние, поведение или склонность, усвоенные кем-нибудь за определённый период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшие обычным, постоянным для кого-нибудь» (Д.Ушаков. Толковый словарь).
Привычка - это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте. Забота о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.
- Как Вы считаете, с какого возраста нужно знакомить детей с правилами ДД и почему?
-У детей младшего школьного возраста нет страха, отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их постоянная жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах, и дороге.
Поэтому уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к ПДД, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
- Как же нам обучить детей необходимым знаниям, умениям, навыкам безопасного поведения на улицах, дорогах, и в транспорте? (Проводить беседы, примером, игрой.)
Единство наших требований к детям – это условие нашего успеха и безопасности наших детей.
Сегодня вашему вниманию хочу предложить игровые технологии, которые вы сможете применять по ознакомлению детей с основными азами безопасности.
Игра занимает ведущую деятельность в школьном возрасте. Выполняя ту или иную игровую роль, дети как бы готовятся к будущему, к серьёзной жизни взрослых.
Недаром говорят, что игра для детей – дело серьёзное.
Интерес
Удовольствие
Развитие
Перед вами ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием. Вот в чём секрет воспитательных возможностей игры.
А сейчас я вам предлагаю побыть детьми и отправиться в путешествие по разным видам игр.
Выбирайте, на каком виде наземного транспорта мы поедем?
Вашему вниманию представлены дорожные знаки, ваши действия при виде того или иного дорожного знака.
«Пешеходный переход» — сбавлю скорость, остановлюсь и пропущу пешеходов;
«Главная дорога» — еду прямо, проезжаю первым, двигаюсь по сигналам светофора;
«Уступите дорогу» - остановлюсь и пропущу, кто едет по главной дороге;
«Въезд запрещён» - остановлюсь и не поеду, где стоит этот знак;
«Дорожные работы» — сбавлю скорость и объеду это место.
Вижу, Вам можно доверить вождение транспортом. Отправляемся в путь. Что нужно сделать, перед тем, как тронулись в путь? Пристегнуть ремни. (Звучит музыка…)
Первая остановка «сюжетно-ролевая игра»
Сюжетно-ролевая игра - форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям.
Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Это игры «во что-то», «в кого-то», они «зеркало общества». Разыгрывая различные ситуации, дети поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они выполняют. В ходе ролевых игр закрепляются знания детей о правилах дорожного движения.
- Играете ли Вы в сюжетно-ролевые игры по ПДД? Какие?
(игры: «Водители», «Поездка в автобусе», «Мы – пешеходы», ГИБДД», «Служба спасения», «Дорожный патруль» …)
Отправляемся дальше в путь.
Следующая остановка «Подвижная игра»
Что это за игры я думаю, Вы все знаете. Вспомните, в какие подвижные игры по ПДД вы играли в детстве? («Стрелка, стрелка покружись», «Светофор», «К своим знакам!», «Автогонки», «Красный, желтый, зеленый!», «Тише едешь, дальше будешь!», «Быстро шагай, смотри, не зевай!».)
Я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Светофор».
Игровые правила таковы: нужно выполнять определенное действие на цветовые сигналы (кружки):
- когда я показываю красный кружок, вы стоите на месте без движения;
- когда я показываю желтый кружок - вы хлопаете;
- когда я показываю зеленый кружок - вы шагаете на месте.
(Игра проводится 2-3 раза.)
Самая любимая игра у детей – это «Автомобили» предлагаю поиграть и в неё.
Вам необходимо встать парами, впереди стоящий – это машина, второй - водитель. Машины сами не ездят, ими управляет водитель, поэтому Вам нужно закрыть глаза, при этом выставив руки вперёд, согнутыми в локтях – это бампер. Водитель кладёт руки на плечи и управляет машиной. Ездить можно по всей площадке не натыкаясь друг на друга, доверяя водителю. (Звучит муз. «Колёса».)
Отправляемся дальше в путь.
Следующая остановка: «Компьютерная игра»
Компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми, но польза будет, если вы будете играть вместе. В процессе деятельности ребенок выполняет задания своего уровня.
Самые любимые компьютерные игры школьников:
- «Правила дорожного движения для детей».
- «Нескучные уроки».
- «Дракоша изучает правила дорожного движения» и другие.
Только не забывайте, что детям школьного возраста в компьютер играть можно не более 10-15м в день, начиная с 5летнего возраста.
Также мультфильмы, давайте посмотрим мультфильм.
Отправляемся дальше в путь.
остановка «Игры по правилам»
«Настольно – печатная игра: Это развивающие игры по правилам, которые представлены Вам на нашей выставке. «Дорожное лото», «Оживи улицу», «Дороги нашего города», «Путешествие по городу» и др.
Следующая игра по правилам — это «Дидактическая игра».
Одна из действующих средств воспитания ума. В них развивается познавательная активность детей, они требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Вашему вниманию представлена выставка дидактических игр изготовленные руками педагогов:
«Разложи картинки по порядку», «Сложи картинку», «Найди лишнее», «Что нужно водителю», «Добрые и плохие поступки» и др.
Следующая остановка: «Творческая»
Немало пословиц и поговорок о ПДД сложено русским народом. О чём же они говорят, мы узнаем, собрав их.
Соберите пословицы из двух половинок.
«Семь раз погляди, а потом иди»
«Опасностей много, а жизнь одна»
«На дороге шутить – себе навредить»
«Дорожный знак не говорит, правилу учит»
Вы жизнь свою оберегайте
И правила дорог не нарушайте.
Не зря говорит русский народ,
Что бережёного Бог бережёт!
С этим заданием Вы тоже справились. Молодцы!
Вот и закончилось наше с Вами путешествие. Я надеюсь, что вы будете применять игровые технологии, которые являются одной из уникальных форм обучения, и позволяют сделать интересной и увлекательной работу по изучению Правил дорожного движения. Ребёнок учится законам дорог, беря пример со взрослых. Берегите ребёнка! Соблюдайте правила движения!
Помните: Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости.
Уважаемые воспитатели! на столе лежат круги: красный, зеленый, желтый.
Если на протяжении всего пути Вам было все понятно и интересно – приклейте зеленый круг.
Если понятно, но не очень интересно – приклейте желтый круг.
Если не понятно и не интересно – приклейте красный круг.
Спасибо. Я желаю, чтобы в пути Вам горел всегда зелёный свет.
Главное помнить, обучая ребенка Правилам дорожной безопасности, мы сохраняем ему жизнь!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Список литературы:
Белая К.Ю., Зиина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Твоя безопасность: Как вести себя дома и на улице. Для средн. и ст. дошк. возраста. 4-ое изд. М: Просвещение, 2006.
Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе. Ростов-н/Д: Феникс, 2006.
Гордиенко С.А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и водителей. Ростов-н/Д: Феникс-Премьер, 2015.
Козловская Е. А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Е. А. Козловская, С. А. Козловский; под общ. ред. В. Н. Кирьянова. М., 2005.
Садовая В.В. Обучение детей безопасному поведению на улице: практических аспект // Вестник НЦБЖД. 2010. № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье раскрывается значение игры в развитии коммуникативного поведения детей дошкольного возраста. Родителям рекомендованы разнообразные игры для развития речи детей в домашних условиях....

Круглый стол «Использование игровых технологий в обучении детей безопасному поведению на дороге»
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из н...
«Игровые технологии в формировании безопасного поведения у младших дошкольников».
Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Малыш ещё не может самостоятельно определить всю меру опасно...
Мастер – класс для педагогов «Игровые технологии в формировании безопасного поведения у младших дошкольников».
Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Малыш ещё не может самостоятельно определить всю меру опасно...
Презентация по теме «Игровые технологии в формировании безопасного поведения у младших дошкольников».
Эффективным средством формирования безопасного поведения у дошкольников считаются игровые технологии, так как именно в игровой деятельности дети соотносят своё поведение с образцом поведения, анализир...
Круглый – стол «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога»
Обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в работе педагогического коллектива....

Круглый стол «Использование игровых технологий в обучении детей безопасному поведению на дороге»
Круглый стол«Использование игровых технологий в обучении детей безопасному поведению на дороге»...