Краткосрочный проект "Берёза - русская красавица"
проект по обж

Знакомство детей второй младшей группы с символом России - красавицей берёзкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

«Берёза - русская красавица»

для второй младшей группы

                                                                    Выполнила: воспитатель первой

                                                                квалификационной категории

                                                                                  Новикова Елена Николаевна

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Проблема проекта.

Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о её эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения в природе (дети часто ломают деревья, не понимая, что они живые, и какую пользу они приносят).

Актуальность проекта.

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

Данный проект предназначен для ознакомления детей с символом России – красавицей берёзкой. Проект ориентирован на духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей. С давних времён берёза пользуется на Руси особым почётом и уважением. Связано это не только с тем, что белоствольная лесная красавица стала своеобразным символом весны, света, любви к Родине, но и с ее многочисленными полезными свойствами. Образ России немыслим без русской берёзки, в ее честь сложено много песен, стихов. С тем, что берёза красавица спорить трудно. Не каждый ребенок знает особенности этого дерева. Важность и необходимость ознакомления детей с символом родной природы, формирование у детей любви и бережного отношения к ней, умения видеть её красоту, отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Цель проекта.

Формирование у воспитанников традиционных духовно-нравственных ценностей российского народа в процессе ознакомления с символом России -берёзой.

Поддержка позитивного мировосприятия младшими дошкольниками.

Задачи проекта: расширять и углублять знания  детей о берёзе, как о символе России, оеё эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека, о празднике «День русской берёзы». Воспитывать любовь к родному краю, природе и бережное отношение к ней. Формировать традиционные духовно-нравственные ценности российского народа. Познакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике. Создать доброжелательную атмосферу и положительные эмоции у детей. Активизировать словарь: береста, целительница, серёжки, белоствольная, берёзовый веник, волшебница.

Учить отражать свои впечатления в продуктивной деятельности. Развивать мелкую моторику рук.

Вид проекта: познавательный, игровой, творческий.

Тип проекта: групповой

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели.

Сроки реализации: краткосрочный (3 недели).

Предполагаемый результат: в процессе реализации  проекта у детей сформируются ценностные первичные представления о берёзе, как почитаемом дереве в России; значении Дня русской берёзы, чувства любви и сопричастности к природе родного края, желание оберегать природу, восхищаться её красотой, о пользе берёзы для человека; укрепится значимость семьи в формировании у ребёнка духовно-нравственых ценностей российского народа.

1. Подготовительный этап.

Содержание деятельности воспитателя и детей:

  • выбор темы и ее актуальность;
  • формулировка цели и определение задач;
  • подбор художественной литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, альбомы);
  • подбор информации для родительского уголка;

подбор дидактических материалов для реализации проекта.

Работа с родителями:

  • Беседа с родителями о предстоящей работе над проектом.
  • Объявление о начале работы проекта и его задачах.
  • Папка – передвижка «Праздник 11 апреля - День русской берёзы.
  • Поделки, рисунки, сделанные совместно с детьми «Русская берёза».
  • Организация выставки «Дары берёзы».

2. Основной этап

  • Беседа с детьми: «Что я знаю о берёзке», «Красавица берёза-символ России», «Народная любимица – берёза», «Береза нам строить и жить помогает», «Белоствольная красавица», «День русской берёзы».
  • Рассматривание репродукций картин русских художников.
  • Чтение художественной литературы: Н. Антонец «Сказка про берёзку», В. Бианки «Волшебная берёза», К. Громова «Добрая берёза», С. Сорокина «Плаксивая берёзка», С. Хакимова  сказка «О девочке Сонечке и маленькой берёзке», В.Чугай  «Гордая береза», русская народная сказка «Красавица берёзка»; стихотворений: И. Ищук «Берёза», И. Наумов "Российская берёзка",
  • Н. Чупрова «К берёзке».
  • Дидактические игры.
  • Создание раскладушки с информацией по теме проекта.
  • Продуктивная деятельность.
  • Заучивание стихотворения П. Воронько «Берёзка»; разучивание пословиц, загадок, примет о берёзе. 
  • Музыка: слушание «Ах, ты берёза"» Раухвергера.
    Народные хороводы: «Во поле берёзонька стояла»,  «Маков цвет  - Разбросала косы русые берёза».
  • Экскурсия по территории детского сада. Наблюдение за внешними и отличительными признаками берёзы.
  • Пальчиковые игры, физминутки.
  • Подвижные игры.

Заключительный этап

Выставка детских работ «Русская берёза» и выставка «Дары берёзы» совместно с родителями, досуг «Праздник русской берёзки».

План работы над проектом

Культурные практики

Содержание

Дата проведения

1.

Объявление о начале работы проекта и его задачах. Беседа с родителями о предстоящей работе над проектом.

2.

Беседы: «Что я знаю о берёзке», «Красавица берёза-символ России», «Народная любимица – берёза», «Берёза нам строить и жить помогает», «Белоствольная красавица», «День русской берёзы».

3.

Рассматривание репродукций картин русских художников: А. Куинджи «Стволы берёз», И. Левитан «Березовая роща», И. Шишкин "Летний пейзаж с берёзкой», А. Киселёв «Осень в лесу», И. Грабарь «Февральская глазурь».

4.

Чтение художественной литературы: сказки Н. Антонец «Сказка про берёзку», В. Бианки «Волшебная берёза», К. Громова «Добрая берёза», С. Сорокина «Плаксивая берёзка», сказка С. Хакимова «О девочке Сонечке и маленькой берёзке», В.Чугай «Гордая береза», русская народная сказка «Красавица берёзка»; стихотворений: И. Ищук «Берёза», И. Наумов "Российская берёзка",

Н. Чупрова «К берёзке».

Разучивание пословиц, загадок, примет о берёзе. 
Заучивание стихотворения П. Воронько «Берёзка».
Чтение стихотворений: И.Ищук "Берёза", И. Наумов "Российская берёзка", Н. Чупрова "К берёзке"

5.

Дидактические игры: «Собери картинку». Цель: научить детей визуально сравнивать, правильно соединять детали в единое целое, определить форму и расцветку изображенных объектов.

«Из чего это сделано?» Цель игры: расширение словаря редко употребляемыми словами, знаний детей о структуре дерева, об изделиях, изготовляемых из берёзы.  Напольные пазлы  «Собери дерево».

«Найди листок берёзы», «Подбери листочек к дереву». Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства.

Круги Луллия и кубик Блума «Берёза».

6.

Продуктивная деятельность: рисование «Плакучая берёза» нетрадиционным способом (ватными палочками), рисование с элементами аппликации «Божья коровка», коллективная работа «Наряди русскую красавицу»

7.

Наблюдение: «Встреча с русской красавицей»

8.

Музыка: слушание «Ах, ты берёза"» Раухвергера.
Народные хороводы: «Во поле берёзонька стояла»,  «Маков цвет  - Разбросала косы русые берёза».

9.

Хороводная игра: «Во поле берёза стояла», подвижная игра: «Кто больше соберёт берёзовых листочков».

Пальчиковая игра: «Берёзка».

Физминутки  по теме проекта.

10.

Выставка детских работ «Русская берёза» и выставка «Дары берёзы»

11.

Досуг «Праздник русской берёзки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология.Краткосрочный проект. "Белоствольная красавица"

Реализация проекта «Белоствольная красавица» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками ...

Краткосрочный проект «Весна-красавица»

       Метод проекта позволит детям усвоить материал через совместную деятельность, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над ...

Краткосрочный проект" Ёлочка-красавица в гости к нам пришла"

Краткосрочный проект. Младшая группа. "Ёлочка-красавица в гости к нам пришла" 2 недели...

Матрёшка - русская красавица, не просто народная игрушка, она хранительница исконно - русской культуры и символ России.

Матрёшка ценна не только как милая игрушка. Её можно использовать как средство всестороннего развития личности ребёнка.Матрёшку используют на занятиях по социально-коммуникативному, речевому, познават...

Краткосрочный проект " Весна-красавица"

Проект позволяет детям усвоить материал через совместную деятельность и работа над ним носит комплексный характер,пронизывает все виды детской деятельности....

Краткосрочный проект «Русь красавица, мастерами славится»

Обогащение  знаний детей о своей Родине и формирование познавательного интереса к русской народной культуре и культуре народов России через ознакомление с народными промыслами и организацию худож...

Краткосрочный проект «Зимушка-красавица»

Продолжительность проекта: 3 недели с 13.01.2023 по 31.01.2023 г.Актуальность проекта: У детей недостаточное представление о характерных явлениях зимней погоды; о свойствах снега, почему ведут се...