Методическая разработка. Сценарий игры-путешествия с элементами квеста «Правила дорожные детям знать положено»
методическая разработка по обж (старшая группа)

Адонина Анна Владимировна

Возможность использования в старшей и подготовительной группе детского сада общеразвивающего вида методическую разработку.

 Предлагаемый материал доступен и вариативен, можно заменять игры и эстафеты, на более легкие или усложнять, в соответствии уровня знаний детей поставленным целям и задачам.  Игровая форма проведения позволяет не только увлекательно и занимательно обучать, но и   выявлять знания, умения, навыки детей по ПДД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_pdd.docx108.6 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Сценарий игры-путешествия с элементами квеста

«Правила дорожные детям знать положено»

Автор старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 10

Петеродворцового района Санкт-Петербурга

Адонина Анна Владимировна

Пояснительная записка

Создание безопасного пространства является одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, одним из направлений которого является обучение детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.

Предоставленные самим себе, дети дошкольного возраста мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому важно научить детей азбуке дорожного движения, правилам поведения на дорогах улиц.

Эти знания и умения приобретаются в процессе анализа и усвоения информации, выполнения упражнений, которые отражают реальные жизненные ситуации. В период изучения правил дорoжного движения и безопасности важны не только знания, но и развитие у воспитанников важных качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на скорость движения (развитие «Чувства опасности»).

Актуальность

С каждым годом на дорогах России возрастает интенсивность движения, а вместе с этим происходит огромное количество ДТП, причиной которых являются дети. К этому приводит элементарное незнание основ ПДД, невнимание взрослых к поведению ребенка на проезжей части. Чтобы снизить количество ДТП, необходимо повысить уровень знаний детей. В этом должны принимать участие и родители, и ДОУ, так как ДОУ- самая первая ступень в системе непрерывного образования.

Новизна

Использование в работе с детьми инновационных технологий: квест-технологии, здоровьесберегающие технологии.

Конспект построен с учетом принципа интеграции образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Методическая разработка представляет спортивно-развлекательное мероприятие по закреплению новых умений и знаний, и выявления качества обучения дошкольников правилам дорожной безопасности.

Планируемый результат:

- установление доброжелательных, дружеских взаимоотношений между детьми и педагогами;

- обогащение опыта детей по правилам поведения в затруднительных ситуациях на дорогах.

Степень применения методической разработки:

- возможность использования в старшей и подготовительной группе детского сада общеразвивающего вида.

          Предлагаемый материал доступен и вариативен, можно заменять игры и эстафеты, на более легкие или усложнять, в соответствии уровня знаний детей поставленным целям и задачам.  Игровая форма проведения позволяет не только увлекательно и занимательно обучать, но и   выявлять знания, умения, навыки детей по ПДД.

Цель: пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру.

Задачи:

Образовательные: формировать знания детей о правилах дорожного движения, о видах дорожных знаков, видах транспорта, расширить знания о правилах поведения на улице.

Развивающие: развивать осторожность и осмотрительность на дороге, развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Предварительная работа:

Чтение стихов, отгадывание загадок о дорожных знаках, повторение и изучение правил дорожного движения, знаков, опасных ситуаций на дороге, рассматривание иллюстраций по ПДД, дидактические игры «Определи дорожный знак», «Виды транспорта», просмотр обучающих мультфильмов «Азбука безопасности».

Используемые технологии: здоровьесберегающая; информационно-коммуникационная технология; личностно-ориентированная технология; игровая технология.

Методы и приемы:

Словесные методы: беседа.

Наглядные методы: демонстрация наглядных пособий.

Практические упражнения: «Поставь дорожный знак», «Улицы города», «Кто лучше знает правила дорожного движения».

Игровые методы: игровая мотивация, проблемные ситуации, дидактическая игра.

Материалы и оборудование:

Декорация страны Светофория, изображение дорожных знаков, картина проезжей части со сломанным светофором, цветные сигналы светофора, набор указательных знаков, набор предупреждающих знаков, картинки «Виды транспорта», дидактическая игра «Расставьте правильно дорожные знаки», мультимедийная игра «Четвертый лишний», мультимедийная игра «Найди пешехода-нарушителя», конверты с заданием, фликеры, светоотражающие жилеты, костюм Светофора, ноутбук, музыкальное сопровождение «звуки улицы, шум машин», песня-игра «Колесики, колесики и красивый руль», аудиозапись сигнал «Сирена».

Ход мероприятия

Воспитатель:

-Ребята, сегодня необычный день. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Эмоциональный настрой. Приветствие «Солнечные лучики»).

Мы все дружные ребята,

Мы ребята-дошколята.

Пусть все будет хорошо,

Будет радостно, светло!

(Дети встают в круг, протягивают руки вперед, соединяют их в центре круга)

Здравствуйте!

Воспитатель:

-Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады приветствовать Вас в нашем детском саду.

(Сюрпризный момент. В зал влетают связка шаров красного, желтого и зеленого цветов, к ним привязан конверт)

Воспитатель:

-Ребята, смотрите, нам письмо: детский сад №10, ребятам старшей группы. Как вы думаете, от кого оно? (ответы детей)

Воспитатель:

-Правильно, от Светофора Светофоровича. Внимание на экран (показ видео рассказа на мультимедийной установке)

Светофор Светофорович:

-Здравствуйте ребята! У нас в стране Светофории творится что-то неладное. Вот, сами посмотрите (показывается картинка, где изображена улица без машин и дорожных знаков, а светофор без сигналов)

Ребята, скажите, что на картинке не так?

Дети:

-У светофора нет сигналов.

Светофор Светофорович:

-Помеха-Неумеха спрятала сигналы, теперь у нас постоянные аварии. Найдите их! Помогите нам, пожалуйста!

(звучат запись голоса Помехи-Неумехи)

Помеха-Неумеха:  

-Подумаешь, Светофор не светофорит,

Ну какое в этом горе?

Красный свет, зеленый свет,

Может в нем и толку нет?

Воспитатель:

-Ребята, а вы как думаете, нужен светофор? Правила дорожного движения? Дорожные знаки? Вы согласны помочь жителям страны Светофория?

(ответы детей)

Воспитатель:

-Но сначала я хочу проверить вашу готовность. Ведь нам нужно будет действовать дружно, слаженно. Слышать друг друга, помогать.

«Разминка»

Воспитатель:

-Чтобы было все в порядке,

Поиграем мы в загадки.

Если с нами вы согласны,

Громко крикнете в ответ:

«Это я, это я, это все мои друзья».

Если нет, тогда молчите, ничего не говорите.

  1. Кто из вас идет вперед

Только там, где переход?

(«Это я, это я, это все мои друзья»)

  1. Кто бежит вперед так скоро,

Что не видит светофора?

(дети молчат)

  1. Знает кто, что красный свет – это значит – хода нет?

(дети отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья»)

  1. Кто из вас в вагоне тесном

Уступил старушке место?

(«Это я, это я, это все мои друзья»)

  1. Чтоб проветриться в автобусе немножко,

Кто и голову, и тело высунул в окошко?

(дети молчат)

  1. Кто вблизи проезжей части

Весело гоняет мячик?

(дети молчат)

Воспитатель:

-Молодцы! Я убедилась, что вы готовы отправиться на поиски сигналов светофора. Чтобы их найти, вам нужно будет выполнить задания. Задания находятся в конвертах. А найти конверты нам помогут загадки-подсказки.

Входит Светофор Светофорыч и помогает воспитателю загадывать загадки.

Загадка – подсказка №1

У него четыре ножки,

На него разложим ложки,

Ставим блюдца, ставим кружки,

Стулья у него - подружки (Стол)

(Дети отгадывают загадку)

Воспитатель:

-Правильно, стол. Найдите, пожалуйста, конверт (Дети находят конверт, который прикреплен к ножке стола)

(звучит аудиозапись «Звуки улицы. Проезжая часть. Шум машин»)

Светофор Светофорыч

-Ребята, вы слышите? Что это за звуки?

Дети:

-Звуки улицы. Машины едут по дороге.

Воспитатель:

-Давайте посмотрим, что в конверте. Здесь лежат картинки с различными видами транспорта. Давайте назовем транспортное средство и отнесем к какому-либо виду транспорта:

Поезд (вид транспорта - железнодорожный)

Вертолет (воздушный вид транспорта)

Теплоход (водный вид транспорта)

(Звучит аудиозапись сигнала «Сирена»)

Светофор Светофорыч:

-Ребята, что это за звук? Как вы думаете?

(дети отвечают: «сирена скорой помощи»)

Воспитатель:

-А машина скорой помощи относится к какому виду транспорта?

Дети:

-Это специальный транспорт.

Воспитатель:

-Правильно, ребята. Эти машины приходят к нам на помощь в экстренных случаях. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь. Какой номер телефона набирают при пожаре?

Дети:

- 01

Светофор Светофорыч

-Если кому-то нужно срочная медицинская помощь?

Дети:

-03

Воспитатель:

-Правильно, молодцы! А сейчас, внимание на экран. (Мультимедийная игра «Четвертый лишний»).

На картинке изображено четыре транспортных средства. Ваша задача определить, какой транспорт лишний:

Автобус, троллейбус, трамвай, пожарная машина,

самолет, вертолет, дирижабль, бульдозер,

лодка, яхта, теплоход, поезд метро.

Светофор Светофорыч:

-Молодцы! Первое задание выполнено. Вы получаете красный сигнал светофора. Отправляемся на поиски желтого сигнала.

Послушайте загадку – подсказку.

Загадка – подсказка №2

Конверт с заданьем вы найдете

Там, где ваш портрет

Во всем на вас похожий.

Засмеетесь, и в ответ оно

Смеется тоже (Зеркало)

(дети отгадывают загадку, подходят к зеркалу и находят конверт с заданием)

Светофор Светофорыч:

-Давайте посмотрим, что изображено на картинках?

Дети:

-Дорожные знаки. Указательные. Предупреждающие. Запрещающие.

Воспитатель:

-Для чего необходимы дорожные знаки?

Дети:

-Чтобы водители и пешеходы правильно ориентировались в дорожном движении, не допускали возникновения аварий.

Воспитатель:

-Правильно. Ребята вашей группы приготовили для вас видео-загадки. Внимание на экран.

На дорожном знаке том

Человек идет пешком.

Полосатые дорожки

Постелили нам под ножки,

Чтобы мы забот не знали

И по ним вперед шагали. («Пешеходный переход»)

Затихают все моторы

И внимательны шоферы,

Если знаки говорят:

«Близко школа, детский сад» («Осторожно, дети»)

Знак повесили с рассветом,

Чтобы каждый знал об этом:

Здесь ремонт идет дороги –

Берегите свои ноги! («Дорожные работы»)

Воспитатель:

-Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Сейчас вас ждет игра «Расставьте правильно дорожные знаки». На картинках отсутствуют дорожные знаки. Нужно найти каждом знаку свое место. (Дети выполняют задание)

Воспитатель:

-Молодцы ребята, справились с заданием! Вы получаете желтый сигнал светофора. Осталось найти третий – зеленый. В путь! Нам поможет загадка-подсказка №3

У него четыре ножки,

Он не ходит по дорожке,

Тихо у стены стоит,

Кто устал, на нем сидит (Стул)

(Дети отгадывают загадку и находят стул, на котором лежит конверт с заданием)

Светофор Светофорыч:

-Всем знакомые полоски

Знают дети, знает взрослый.

На ту сторону ведет

Пешеходный переход.

Внимательно рассмотрите рисунок и найдите нарушителя Торопыжку, который не соблюдает правила дорожного движения.

(Мультимедийная игра «Найди Пешехода-Нарушителя»)

Воспитатель:

-Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания и собрали сигналы светофора.

Светофор Светофорович:

- Ребята! Спасибо вам за помощь. Теперь на улицах нашего города будет порядок. (ребята прикрепляют сигналы на светофор)

У меня отличное настроение, я хочу с вами поиграть!

(Песня-игра «Колесики, колесики и красивый руль»)

Светофор Светофорович:

-Какие вы, ребята, молодцы! Вы хорошо знаете правила дорожного движения. Теперь сможете научить ребят младших групп, как себя вести на улицах города. Я уверен, что вы сами будете соблюдать ПДД. За хорошую работу я дарю вам подарки (дети получают фликеры в подарок)

Рефлексия. Подведение итогов

Воспитатель:

-Вам понравилась наша игра?

Какие задания были легкими?

Какие задания показались сложными?

Что больше всего запомнилось?

Ребята, давайте пожелаем нашим гостям безопасной жизни на проезжей части и с помощью разноцветных кружков (зеленый, желтый, красный) оценим наша мероприятие.

Заключение

            В этой работе показано, как с помощью игр можно интересно, занимательно и увлекательно не только обучать дошкольников Правилам дорожного движения, но и проводить педагогическую диагностику по выявлению знаний, умений и навыков детей.

        Возможно предупредить ряд дорожно-транспортных происшествий, своевременно оценивая уровень развития психофизических способностей восприятия детьми дорожной обстановки, и проводя его коррекцию.

          Обучая детей Правилам дорожного движения, мы обеспечиваем безопасность их жизни и сохраняем ее.

Литература

  1. Бордачева И.Ю. Наглядно –дидактическое пособие Дорожные знаки: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
  2. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
  3. Е.Клейман. «Программа по воспитанию у дошкольников безопасного поведения на улицах и дорогах. Воспитание пешехода.» /Оренбург, 2010
  4. Р.Б. Стеркина, Н.Н. Авдеева «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста». Планирование работы. Беседы. Игры «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 240с.
  5. Т.И. Данилова «Программа Светофор». Обучение дошкольников Правилам дорожного движения. -СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009-208 с.
  6. В.А. Шипунова «Детская безопасность» Учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. М.И Д «Цветной мир», 2013.-96 с., ил.
  7. И.С. Артюхова «Азбука безопасной и здоровой жизни: книга для первоклассников. - М.: ООО «Русское слово- учебник», 2020. -80 с.: ил.

Приложение 1

При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры:
• с элементами физических упражнений и спорта;
• ролевые и ситуативные игры;
• театрализованные и игры-драматизации;
• дидактические;
• с использованием макетов;
• компьютерные;
• интеллектуально-познавательные. 

Представляю некоторые, на мой взгляд, эффективные игры и беседы по изучению и закреплению знаний по ПДД.


Игра на макете «Водители и пешеходы» 
Цель
: выявить знания и практические умения детей по ПДД
Материал: макет с изображением дороги, перекрёстков, дорожные знаки, светофоры, транспортные игрушки, фигурки пешеходов.
Воспитатель предлагает одним ребятам быть водителями, а другим пешеходами. 

Ход игры: 

Водителю и пешеходу предлагается пройти определённый маршрут на макете с соблюдением Правил дорожного движения и объяснением своих действий при движении. 
Задания:
- расставь дорожные знаки на перекрёстке;
- расставь светофоры для пешеходов и для транспорта;
- кому из пешеходов разрешено движение?;
- какой транспорт может сейчас начинать движение?
- покажи, как пешеход должен переходить проезжую часть?
- покажи «стоп линию», у которой водитель должен остановиться»;
- покажи дорожную разметку, какую ты знаешь, 
- какое назначение сплошной линии? 

Игра на макете «Помоги пешеходу пройти безопасный путь» 
Цель:
 выявить знания и практические умения детей по ПДД
Материал: макет с изображением дороги, перекрёстков, дорожные знаки, светофоры, фигурки пешеходов
Ход игры: 

Ребёнку предлагается провести пешехода по определённому маршруту на макете с соблюдением Правил дорожного движения и объяснением своих действий при движении. (Перейди проезжую часть - объясни свои действия и т.п.)
Игра – задание «Собери светофор» 
Цель: выявить знания детей о сигналах пешеходного и транспортного светофоров их сходства и различия.

Материал: Изображение транспортного и пешеходного светофора, схематичные элементы светофоров (два прямоугольника серого цвета и вставляющиеся в них кружки красного, зеленого и желтого цветов)

Ход игры: Воспитатель предлагает детям задания и просит объяснить их свои действия. 

 Задания:

- собери пешеходный светофор;

- собери транспортный светофор;

- посмотри, чем они похожи и чем отличаются?;

- для чего нужен жёлтый сигнал на транспортном светофоре?

- на какой сигнал светофора ты будешь переходить проезжую часть?

Игра «Давайте познакомимся!» 

 Цель: выявить знания детей об определённых знаках, умении рассказать о дорожном знаке в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать, назначение (геометрическая форма, цвет, символ)

Материал: Колпачки из ткани на пальчике с наклеенными на них дорожными знаками.

Ход игры: Воспитатель одевает ребенку на указательный палец колпачок на пример: «Пешеходный переход», и говорит:

- Я знак «Пешеходный пешеход», синий квадрат, внутри белый треугольник, с шагающим человечком, я помогаю пешеходам переходить проезжую часть и т.д.

Приложение 2

Дорожные знаки

Знак Пешеходный переход

Пешеходный переход

C:\Users\1\Desktop\Ретуалы\Дорожные работы.jpg

Дорожные работы

C:\Users\1\Desktop\Детки.jpg

Осторожно, дети!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПДД-Сценарий праздника по правилам дорожного движения в старшей группе "Правило дорожное детям знать положено"

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Правило дорожное детям знать положено»                          ...

Сценарий праздника по правилам дорожного движения "Правило дорожное детям знать положено!"

Цель. Формировать у детей и родителей основы безопасного поведения на улице.Задачи:    закрепить умение называть знакомые дорожные знаки, сигналы светофора.    развивать ...

Учебно-методический материал по ОБЖ (подготовительная группа) по теме: Правила дорожные, детям знать положено!

Данный конспект конкурса был разработан в рамках внедрения знаний о правилахдорожного движения....

методическая разработка "Правила дорожные детям знать положено"

Если дошкольник попал в ДТП, виноваты взрослые-это мы не досмотрели, не доучили, поэтому, на протяжении нескольких лет, совместно с сотруниками ГИБДД разрабатываем и проводим мероприятия по профилакти...

Сценарно-режиссерская разработка познавательно-развлекательной программы по правилам дорожного движения «Правила дорожные детям знать положено!»

Данная познавательно - развлекательная игра направлена на обобщение и закрепление знаний о правилах дорожного движения и правилах поведения на улицах; развить ловкость, внимание, смекалку, координацию...

Методическая разработка по ПДД на тему "Правила дорожные детям знать положено"

В данном материале ракрывается важность и акктуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах нашего города,а также содержится сценарий культурно - досуговой дея...