Рабочая программа «Дорожная азбука» (дорожная безопасность) для детей 2 младшего дошкольного возраста
рабочая программа по обж (младшая группа)
Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_mladshaya_progamma_dorozhnaya_azbuka.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г. Кемерово
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 28
«АБВГДейка – детский сад в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия»
(МБДОУ № 28 «АБВГДейка»)
Рабочая программа «Дорожная азбука»
(дорожная безопасность)
для детей 2 младшего дошкольного возраста
Составитель:
Чернышева Т.А.
Воспитатель
Кемерово
Содержание программы
1. Паспорт. | |
2. Пояснительная записка. | |
3. Актуальность, цель, задачи. | |
4. Принципы обучения | |
5. Механизм реализации программы, | |
6.Календарно - тематическое планирование. | |
7. Мониторинг уровня знаний, умений и навыков по освоению ПДД. | |
8.Работа с родителями. | |
9. Литература. | |
Наименование программы. | Программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная азбука» в рамках реализации образовательной области «Безопасность». |
Название организации | Управление образования администрации г. Кемерово Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 28 «АБВГДейка – детский сад в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» (МБДОУ №28 «АБВГДейка») |
Руководитель | Салтыкова Ольга Викторовна |
Название использованных Программ. | Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. Т.И. Данилова. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. |
Направленность программы | Программа «Дорожная азбука» разработана для детей дошкольного возраста 2 младшей групп, для детей от 3 до 4 лет. |
Нормативно- правовое обеспечение программы | Закон РФ «Об образовании» ст.26 п.1 2обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»; СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменения № 1 к СанПиНу 2.4.1.2660-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Инструктивно – методическое письмо Министерства образования РФ от 04. 03. 2000, № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучениях»; Федеральный закон от 10.12.95 №196-фз «О безопасности дорожного движения». |
Цель Программы: | Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города. |
Задачи Программы: | 1.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих упражнений, занятий, игр, тренингов. 2.Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ по проблеме согласно ФГОС ДОУ. 3. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге. 4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения. 5.Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге. 6. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей. |
Сроки реализации Программы | Программа рассчитана на 1 год 2023- 2024гг. «Дорожная азбука» охватывает период с сентября по май в течение года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 15 минут |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построение адекватного безопасного поведения. Овладение умениями принимать правильные решения в дорожных ситуациях. Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге. Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой. Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации. |
Основные аспекты системы работы по изучению ПДД: | 1.Ребенок – пешеход. 2.Ребенок – пассажир городского транспорта. 3. Ребенок – водитель детского транспортного средства (велосипед, самокат, коньки, ролики и др.). |
Пояснительная записка.
Программа по реализации дополнительных образовательных услуг «Дорожная азбука», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.
Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников Правилам дорожного движения направляет работу педагога на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, внутри микрорайонов, где дети играют, а также во время передвижения детей в самих транспортных средствах.
Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения.
Я считаю, что знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Главная задача Программы «Дорожная азбука» состоит в том, чтобы дать представления дошкольникам об окружающем дорожном пространстве, умение ориентироваться в нем, сознательно выполнять правила дорожного движения. Реализация программы рассчитана на 1 года. Обучение Правилам дорожного движения по Программе «Дорожная азбука» начинается с 2 младшей группы до подготовительной, с последующим усложнением Программы.
Образовательный процесс состоит из трех видов деятельности:
1.Обучение теоретическим знаниям (вербальная информация).
2.Самостоятельная работа - рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач.
3.Практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-драматизации, экскурсии, использование ИКТ на занятиях по ознакомлению с ПДД).
Образовательная деятельность, проводимая с детьми, имеет практическую направленность на обеспечение безопасности, на формирование у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. Задача педагогов не столько обучить, сколько научить ребенка полагаться только на самого себя, в плане правильного и безопасного поведения на улицах и дорогах, дать представление об опасности, выработать навык и правильные поведенческие установки.
Материал, представляемый детям в рамках образовательной деятельности, постепенно усложняется, уточняется, дополняется, передается через традиционные и инновационные методы и формы организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с тематическим планом работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.
Важным в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные усилия воспитателей и родителей. С этой целью в перспективный план Программы Дорожная азбука» включены различные формы взаимодействия с родителями: развлечения, досуги, консультации и т.д.
Новизна программы: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая ценность: представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная с младшей группы.
Ожидаемый результат: ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожной - транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.
«Дорожная азбука» охватывает период с сентября по май в течение года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 15 минут – 2 младшая группа.
Актуальность.
Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД - одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В ситуации «автомобильного беспредела» мало заставить ребенка «слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Мир за пределами собственной квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых может стать, и он сам. А как раз здесь и подстерегает опасность. Часто дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. Бывает, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложнейшие перекрестки. Одной из основных причин дорожных - транспортных происшествий с детьми является незнание ими Правил дорожного движения, правил посадки в автобус и т.д. Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как: неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; переоценка своих возможностей. Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения.
Цель программы: Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирования у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города
Задачи программы:
1.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих упражнений, занятий, игр.
2. развивающей предметно-пространственной среды ДОУ по проблеме согласно ФГОС ДО.
3.Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по ПДД и безопасному поведению на дороге. 4.Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников ПДД.
5. Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.
6.Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.
Принципы обучения.
- Процесс формирования навыков безопасного поведения ребенка на улицах города строится с учётом общедидактических принципов обучения:
- Принцип систематичности и последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
- Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей, реализующихся в образовательном процессе.
- Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
- Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
- Принцип наглядности.
- Принцип доступности обучения.
- Принцип индивидуализации обучения.
- Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.
- Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда» учитывает закономерности: чем меньше возраст ребенка, тем легче сформировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
- Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия – дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие опасности могут подстерегать их на улицах и дорогах, если они не будут соблюдать правила дорожного движения.
- Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, так как неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих.
- Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного право послушного поведения.
Тогда они достаточно легко, без сопротивления без сопротивления регулируют свое поведение и замечают нарушения правил дорожного движения сверстниками и взрослыми. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Технологии обучения.
Личностно – ориентированная ставит в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
Игровая - подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальных норм.
Проблемного обучения - организация занятий, предполагающая создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего происходит овладение навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Ситуационного обучения заключается в систематизации и анализе типичных дорожных - транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП, приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадание ребенка в ДТП.
Интегрированного подхода в воспитании навыков безопасного поведения – совокупность деятельностей и их методов, направленных на эффективный процесс организации познавательной деятельности, создающих условия для формирования безопасного поведения.
Формы и методы проведения образовательной деятельности (в том числе и НОД) по изучению правил дорожного движения.
Программа предполагает систематическую и разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск позволяют:
ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;
привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Работа в ходе реализации программы может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить воспитанникам новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, рисунков в учебной книжке-тетради, записью новых слов, понятий, определений.
Рассказ-объяснение необходимо применять, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимость между изучаемым объектом и явлениями в дорожной среде (например, между переходом дороги и зеленым сигналом светофора и т.д.). В рассказе-объяснении педагог постоянно дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными.
Беседы. Этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт ребенка, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки.
Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.
Правильно сформулированная задача придает мышлению детей направленность на то, что от них требуется. Существенную роль играют установки педагога на запоминание той или иной информации, неоднократное повторение в процессе занятий (по разным темам), например, значимости зеленого света светофора как безопасного, красного - как опасного или правила перехода улиц и дорог (смотрим во все стороны, а затем налево, направо).
Решение проблемных ситуаций.
Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом - способ выполнения.
Тематические игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя на улицах и дорогах. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.
Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.
Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий.
В подготовительной группе в игру вводятся моделирование дорожных ситуаций для самостоятельного поиска выхода из опасных ситуаций, анализа и оценки ошибочных, неправильных и, наоборот, правильных и безопасных действий.
Экскурсии. Важно показать, где нельзя переходить улицы и дороги: вблизи крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги; на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т.д.
На экскурсиях дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек. Конкурсы, викторины, развлечения, досуги.
Чтение художественной литературы.
Продуктивные виды деятельности.
Механизм реализации программы.
Механизм реализации программы «Дорожная азбука» предусматривает:
проведение мероприятий с воспитанниками в рамках календарного плана.
Совместные мероприятия проводятся 1 раз в неделю для детей всех возрастных групп.
Продолжительность совместных мероприятий в 2 младшей группе – 15 минут.
Поэтапное планирование и выполнение определенных действий воспитанников направленных на изучение правил дорожного движения;
Диагностика усвоения воспитанниками программы «Дорожная азбука» проводится 2 раза в год (сентябрь, май).
1 этап (2 младшая группа – первый год обучения)
Задачи:
1.Расширять представления детей об окружающем, дать первоначальные знания правил дорожного движения.
2.Научить различать легковые и грузовые машины, уметь называть части автомобиля (кабину, колеса, окна, двери).
3.Познакомить детей с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта.
4.Дать представление о том, что люди ездят в легковых автомобилях, а грузы перевозят на грузовых автомобилях; автомобилем управляет шофер.
5.Дать представление о том, что пешеходы идут по тротуару, а машины едут по дороге.
6.Дорогу можно переходить по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора.
Ожидаемый результат:
Ребенок, различающий виды транспорта, его назначение. Умеющий ориентироваться в окружающем пространстве; употребляющем понятия «шофер», «улица», «дорога», «тротуар», «пешеход», «светофор» «пешеходный переход», владеющий элементарными правилами поведения на улице, различающий цвета светофора.
Учебный план
Для детей 3-4, по изучению программы «Дорожная азбука»
Содержание работы | Количество мероприятий | ||
в неделю | в месяц | в год | |
Мероприятия по тематическому плану | 1 | 4 | 35 |
Календарно – тематическое планирование
по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге
во 2 младшей группе.
Задачи:
-Формировать умение ориентироваться в окружающем пространстве.
-Дать представление о различных видах транспорта, его назначении.
-Дать представление об улице.
-Ознакомить с некоторыми правилами дорожного движения.
-Познакомить с сигналами светофора.
-Познакомить с профессией водителя (шофера).
-Формировать представление о назначении зеленого и красного сигналов светофора.
Показатели развития:
Дети знают:
-дети ориентируются в окружающем пространстве
-различают грузовые и легковые автомобили
-умеют называть части автомобиля
-знают, то люди ездят на легковых автомобилях, автобусах, а грузы возят на грузовых автомобилях.
-знают, что машины едут по дороге, а люди ходят по тротуару
-знают, что транспортным средством управляет шофер
-знают сигналы светофора
сентябрь | Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие». 1.Беседа «Безопасность на дорогах» Цель: познакомить детей с основными правилами поведения на дорогах. 2.Чтение: М. Пляцковский «Светофор». Цель: Закреплять знания о светофоре через художественное слово 3. Рассказ воспитателя о светофоре. Цель: Закрепить знания детей о светофоре и назначении его цветов; продолжить работу по ознакомления детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре. 4. Игра «Светофор» Цель: закрепить представление детей о назначении светофора, его сигналах. |
октябрь | 1.Рассматривание макета светофора. Цель: Закреплять знания о работе светофора и его функциями. 2. Прогулка . Наблюдение за светофором. Цель :уточнить представление детей о сигналах светофора; закрепить знания правил перехода проезжей части. 3. Ап пликация «Светофор» Цель: Закрепить знания детей о светофоре и назначении его цветов; 4.Занятие «Виды транспорта, их отличие». Цель: познакомить детей с основными видами транспорта – наземный, воздушный, водный. |
ноябрь | 1. Рассматривание картин о видах транспорта. Цель: Знакомить детей с различными видами транспорта; формировать у детей представление о том, как машины людям помогают; закрепить с детьми знания о правилах передвижения на дороге для пешехода и для шофера. 2. Раскрашивание «Грузовая, легковая машина». Цель: учить детей различать грузовой и легковой автомобиль, выделять его основные части. 3. Разучивание: А.Барто «Грузовик» Цель: поддерживать интерес к данной теме через художественное слово. 4.Дидактические игры «Назови правильно», «Что лишнее?». Цель: Развивать внимание, память, наблюдательность у детей; способствовать повышению уровня дорожной грамотности. |
декабрь | 1. Чтение Б.Мойсе «Маша – пешеход». Цель: Закреплять знания о правилах дорожного движения через художественное слово 2.Прогулка «Знакомство с дорогой» Цель: способствовать развитию умения ориентироваться на местности вокруг детского сада; учить различать проезжую часть дороги, тротуар. 3. Прогулка. Наблюдение « Движение пешеходов по тротуару». Цель: закрепить у детей знания о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги, по которым движется транспорт. 4.Рисование «Пешеходный переход» Цель: учить проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, изображая «зебру», перекресток. |
январь | 1.Рассматривание макета автобуса. Цель:познакомить детей с автобусом, его назначеним. 2.Чтение Б.Заходер «Шофер». Цель: через художественное слово познакомить детей с профессией водителя. 3.Беседа «Дети на тротуаре». Цель: закрепить представление о том, что дорогу нужно переходить по пешеходному переходу, держась за руку взрослого. |
февраль | 1.Конструирование «Улица». Цель: учить детей строить из кирпичиков широкую и узкую дорогу ( проезжую часть и тротуар). 2.Беседа «Не попади в беду» . Цель :уточнить представления детей о том, что на проезжей части играть нельзя. 3.Работа с мозаикой. Цель: Учить детей располагать цвета в определенной последовательности :сверху красный, ниже – желтый, вниз – зеленый. 4.Дидактическая игра «Красный, желтый, зеленый». Цель: закрепить знания о сигналах светофора |
март | 1.Рассматривание картины «Мы едем на автобусе» Цель: учить детей правильно вести себя в общественном транспорте. 2.Беседа об автобусе, сравнение его с другими видами транспорта. Цель: расширять представления детей о различных видах транспорта. 3.Целевая прогулка. «Знакомство с ближайшей улицей». Цель: Дать представление об обстановке на улице; закрепить знания о поведении на улице и правилах перехода через улицу; воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения. 4.Занятие «Улицы нашего города». Цель: Дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, почта и т.д.; закрепить у детей знания о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги, по которым движется транспорт. |
апрель | 1.Загадывание загадок о транспорте. Цель: способствовать созданию положительного эмоционального настроения. 2. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили». Цель:учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя. 3.Беседа о правилах движения пешеходов по тротуару. Цель: Сформировать у детей правила безопасного поведения при движении по тротуару, научить необходимым мерам безопасности. 4.Игры с конструктором «Дорога для машин». Цель: Закрепить правила поведения на дороге всех участников дорожного движения; учить моделировать различные ситуации на дороге. |
май | 1.Подвижная игра «Поезд». Цель :учить детей бегать и ходить друг за другом небольшими группами, учить начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя. 2.Игры с макетом улицы. Цель: Продолжать знакомить детей с городом (в нем много улиц, домов, парков, детских садов, школ); закрепить знания о том, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, такси; закрепить с детьми правила поведения в общественном транспорте. 3.Рисование кружочков красного, желтого, зеленого цвета различных размеров. Цель: закрепить знания о сигналах светофора. 4.Строительство машин из конструктора, обыгрывание. Цель: Закрепить правила поведения на дороге всех участников дорожного движения; учить моделировать различные ситуации на дороге. |
Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД
Мониторинг проводится два раза в год: 1 – вводный (сентябрь)
2 - итоговый (май).
Уровни усвоения программы оцениваются по 3-х балльной системе:
высокий – 3 балла;
средний – 2 балла;
низкий – 1 балл.
Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
Младшая группа
Дети должны:
-различать легковые грузовые автомобили;
-различать понятия «улица», «дорога», «светофор», «пещеходный переход»
-знать элементарные правила поведения на улице
-уметь ориентироваться в пространстве
-пользоваться детским транспортом
-различать сигналы светофора
-иметь навыки осторожности, безопасного движения для пешеходов, пассажира транспорта.
Вопросы мониторинга усвоения Программы по ПДД по направлению: «Правила поведения в транспорте».
1.Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство? Пассажир должен находиться на автобусной остановке, посадочной площадке. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.
2.Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорт? Ожидая транспорт, пассажир должен вести себя спокойно, быть внимательным и осторожным.
3. Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет невнимательным и неосторожным?
4.Как пассажир должен вести себя в транспорте? Пассажир в транспорте должен вести себя спокойно: не толкаться, проходить вперед, уступать места пожилым людям и пассажирам с детьми.
5. Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь? Пассажир не должен заходить в транспорт с мороженым, можно запачкать других людей. Нельзя ничего выбрасывать в окно, мусор может попасть в прохожего и загрязнить улицу.
6.Что еще нельзя делать в автобусе?
Взаимодействие с родителями:
Консультации.
Беседы.
Буклеты, памятки.
Родительские собрания
Совместные развлечения, соревнования, конкурсы и выставки по Правилам дорожного движения,
Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.
Проведение «открытых» занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Просветительская работа в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов и «Школы родителей», разработки рекомендаций по организации занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах в домашних условиях.
В «Уголке безопасности» размещаются материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).
- «Взрослые! Вам подражают!»
- «О значении обучения детей ПДД».
- «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода».
- «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком»:
Консультаций
- «О значении обучения детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения».
- «О поведении в общественном транспорте».
- «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»
- «Пешеходом быть - наука!»
- «Этого могло не случиться».
- «Что нужно знать детям и родителям о ПДД».
- «Улица требует к себе уважения».
- «Знаете ли вы особенности местоположения детского сада?» и др.
Перспективный план работы с родителями
по правилам дорожного движения
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | 1.Общее родительское, групповые собрания: «Планирование работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Пути повышения её эффективности на 2019-2020 учебный год», с целью ознакомления родителей с планом работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма 2. Привлечение родителей к оформлению индивидуального маршрута ребенка от дома до детского сада. 3.Выпуск информационных стендов для родителей по профилактике детского травматизма 4. Индивидуальная работа (привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой игре) макет дороги. 5.Анкетирование родителей «Поговорим о правилах дорожного движения». 6. Памятка для родителей «В этом возрасте ребенок должен усвоить…» |
Октябрь | 1. Встреча с работником ГИБДД: « Профилактика детского травматизма на дорогах города». 2. Памятки по ПДДТТ «Ребенок в автомобиле». 3.Участие родителей в занятиях на тему ПДД (рассказы пап - водителей о том, как пешеходы мешают вождению транспорта). 4.Консультация для родителей «Разработка и использование маршрута «Дом - детский сад». 5. Конкурс рисунков детей и родителей «Опасность улиц города». 6. Фотоконкурс «Мой город». Привлечение родителей к оформлению выставки и альбома. 7. Прогулка к проезжей части - привлечь родителей к помощи в организации совместной прогулки. |
Ноябрь | 1. Консультация для родителей: «Безопасность в общественном транспорте», «Перевозка детей в личном и общественном транспорте». 5. Совместный досуг развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков». Встреча с сотрудником ГИБДД |
Декабрь | 1.Встреча с работником ГИБДД: «Профилактика детского травматизма на дорогах города». 2.Аналитические данные дорожно-транспортных происшествий с участием детей. 3.Реклама автомобильного кресла для детей. Консультация «Безопасность в автомобиле». 4.Совместное участие детей и родителей в конкурсе «Гирлянда из дорожных знаков на елку». |
Январь | 1.Практикум для родителей: «Подвижные игры по правилам дорожного движения». 2.Совместное участие детей и родителей в конкурсе «Стихи про знаки ПДД все сочиняем, потом рисуем их и все запоминаем». 3.Консультация для родителей «Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице». 4. Памятка «Осторожно, на дороге дети». |
Февраль | 1.Участие в подготовке и проведении праздничных развлечений, выставок по ПДД. 2.Профилактические беседы по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма. 3. Памятки на тему «Правила перехода улицы». 4. Совместное участие детей и родителей в развлечении ко дню Защитника Отечества: «Защитник Отечества ПДД должен знать, чтоб жизнь свою и других охранять». |
Март | 1.День открытых дверей: «Профилактика ДДТТ среди детей». 2.Совместное составление коллажа «Мой двор» в рамках Дня открытых дверей. 3. Издание буклета для родителей «Как научит ребенка безопасному поведению на улице?» (рекомендации родителям по обучению ребенка ПДД). 4.Конкурс детей и родителей на лучший плакат по дорожным знакам. |
Апрель | 1.Участие родителей в проведении месячника по правилам дорожной безопасности: Конкурсы рисунков. Участие в детских праздниках. Экскурсия «Пешеходный переход». 2.Круглый стол для родителей «Работа ДОУ и семьи по профилактике ДТП». 3.Консультация для родителей» Советы инспектора ГИБДД - маршрут выходного дня». 4.Игра - тренинг для родителей «водители, пешеходы, автомобили» с участием сотрудника ГИБДД и психолога ДОУ. |
Май | 1. Памятки для родителей по обучению детей правилам дорожного движения в соответствии с возрастной категорией детей. 2. Аналитические данные дорожно-транспортных происшествий с участием детей. 3.Совместный спортивный досуг «В гостях у светофора». 4. Оформление с привлечением родителей фото стенда «Мы изучаем ПДД». 5.Памятки для родителей «Правила катания на велосипеде». 6. Презентация «Правила дорожные надо соблюдать и летом их не нарушать» |
Литература.
1. Авдеева Н.Н., Князева О.О. «Безопасность». Санкт - Петербург «Детство - Пресс». 2002
2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Как обеспечить безопасность дошкольников». Москва «Просвещение», 2000.
3.Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Твоя безопасность». Москва «Просвещение», 2004 4.Баринова Е.В. «Улица, транспорт, дорога. Безопасность малышей». Ростов - на - Дону. Феникс 2014.
5.Беляевскова Г.Д. «Правила Дорожного Движения для детей 3-7 лет». Волгоград «Учитель»2013.
6.Баряева Л.А. « Азбука дорожного движения». Дрофа Москва 2007
7.Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению Правилам Дорожного движения». Санкт - Петербург «Детство - Пресс» 2011.
8.Гарнышева Т.П. «Как научить детей ПДД?» Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс»2011.
9.Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» Санкт - Петербург «ДЕТСТВО - ПРЕСС»2011.
10. Елжова Н.В. «ПДД в детском Саду». Ростов - на - Дону. Феникс 2013.
11. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. «Занятия по правилам дорожного движения». Москва ООО «ТЦ Сфера» 2009.
12. Кобзева Т.Г. «Правила Дорожного Движения система обучения дошкольников». Волгоград «Учитель»2010
13. Майорова Ф.С.. «Изучаем дорожную азбуку». Москва «Скрипторий» 2007.14. Романова Е.А. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста». Москва Творческий Центр Сфера 2005.
15. Черемшанцева «Основы безопасного поведения дошкольников».
Волгоград. 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Росинка" по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель ег...
Содержание рабочей программы "Духовно-нравственное образование и воспитание детей младшего дошкольного возраста".
Вопрос о том, как важно развивать у детей духовно – нравственные чувства, становится все более актуальным для нашего общества. Нравственное развитие – одна из центральных линий психического разв...
Рабочая программа «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» (2-3 года).
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленно...
Рабочая программа по дополнительному образованию по вокалу детей младшего дошкольного возраста.
Рабочая программа расчитана на один год. Возраст детей 3-4 года. Дети с большим удовольствием занимаются пением, играют в игры на дыхание и выполняют упражнения на артикуляцию. Очень стараются пропева...
Рабочая программа «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)»
Данная программа рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответств...
Рабочая программа кружка «Светофорик» (дорожная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5- 6 лет) МБДОУ «ЦРР &nda...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА. «Коррекция речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с об...