«Секреты безопасности в лесу»
опыты и эксперименты по обж (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Секреты безопасности в лесу»
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания.
Задачи:
Образовательные: расширить знания детей о правилах безопасного поведения в окружающем мире, в лесу: во время грозы, при пожаре, на водоёмах, при сборе грибов и встрече насекомых. Формировать умение реально оценивать возможную опасность. Воспитывать чувства осторожности и самосохранения.
Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к миру природы, развитию мышления, воображения, любознательности.
Речевые: развивать диалогическую связную речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью, чувство любви к природе, умение действовать сообща.
Оздоровительные: развитие моторики и сенсорики.
Оборудование: презентация, аудиозапись (шум леса, шум речки, жужжание насекомых, шум грома), плоскостная корзинка, грибы, магнитная доска, насекомые (пчела, оса, комар); для эксперимента №1 на каждого ребёнка: 3 баночки (1 с грязной водой, 2 помечена зелёной полоской, 3 красной полоской), 2 сита – фильтр, ватный диск, палочка, тарелочка – подставка; №2 бабочки вырезанные из бумаги, пластмассовые палочки на каждого ребёнка, поднос; сундук с подарком.
Ход занятия: Дети входят в зал.
Воспитатель: Всем говорю я «Здравствуйте!»
С добрым утром друзья!
День наступил прекрасный, потому что в нём вы и я.
-Хотите отправиться в путешествие?
-Закройте глаза, послушайте и догадайтесь, куда мы отправимся в путешествие.
(Включается фонограмма «Шум леса»)
Воспитатель: Что вы слышите? (птицы поют, шум ветра и т.д)
На экране фото леса.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали?
Дети: В лес.
Вос. Что такое лес?
Дети: Лес – это дом диких животных.
Вос: Лес – это прекрасное место, где растут деревья, водятся насекомые и птицы. Но здесь встречаются опасности.
Вос: Ребята посмотрите, лучик! Он хочет, чтобы мы отправились за ним. Как вы думаете, зачем?
Дети: Наверное, он хочет рассказать нам про опасности и как их избежать.
Вос: Правильно, отправляемся в путь. Ой, что это? Послушайте загадку.
Загадка:
Под сосною у дорожки
Кто сидит среди травы,
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.
Дети: Гриб.
Грибная полянка
Вос: А все ли грибы съедобные?
Дети: Нет.
Вос: А давайте соберем съедобные грибы. Возьмите по грибочку и несите мне в корзинку.
Дети: Приносят, рассказывают какой гриб собрали (опята, лисички, грузди, маслята, подберёзовики и т.д.)
Вос: Давайте посчитаем сколько грибов в корзинке.
Вос: А почему эти грибы не собрали?
Дети: Они не съедобные (мухомор, серая поганка, дождевик, бледная поганка)
Вос: А что будет если съест не съедобный гриб?
Дети: Можно отравиться, будет болеть живот.
Вос: Что нужно делать в этом случае?
Дети: Нужно обратиться к врачу.
Вос: Правильно. А если мухоморы собирать нельзя, может мы их тогда растопчем ногами?
Дети: Нет, так делать нельзя, ведь этими грибами многие животные в лесу лечатся, например, лоси.
Вос: Правильно ребята, теперь мы знаем, какие грибы можно собирать, а какие нельзя.
Вос: Ну что идём дальше за лучиком.
На экране фото реки, звучит звук реки.
Вос: Что это?
Дети: Речка.
Вос: Давайте отдохнём, послушаем журчание воды.
Вос: Какая чистая водица,
Мне так хочется напиться.
Как вы думаете, а мы можем пить воду из реки?
Дети: Да.
Вос: А вдруг она грязная? Как мы проверим? Вы знаете?
Я приглашаю вас в лесную лабораторию. Но сначала нужно вспомнить правила поведения в лаборатории.
- Точно выполнять все указания воспитателя при проведении экспериментальной деятельности, без разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
- Перед опытом надеть фартук.
- Приступать к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя.
- Ничего не бери в рот.
- Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.
- Содержи своё рабочее место в чистоте.
Эксперимент «Вода чистая и вода грязная»
Сегодня мы узнаем, каким способом можно очистить воду. На столах у каждого по 3 баночки: в одной вода и две пустые с красной и зелёной полоской.
Вос: Возьмите баночку с водой, посмотрите, какая там вода?
Дети: Там песок, камушки.
Вос: Возьмите палочку и размешайте. Что вы видите? Что произошло?
Дети: Вода стала грязной, мутной.
Вос: Сейчас мы будем грязную воду фильтровать. Возьмите баночку с красной полоской поставьте перед собой и аккуратно тонкой струйкой пропустите (налейте) воду через сито – фильтр. Обратите внимание что мы видим на фильтре?
Дети: Камушки.
Вос: Вода стала чище?
Дети: Нет.
Аккуратно снимите сито – фильтр с баночки и положите на тарелочку. Возьмите баночку с зелёной полоской и поставьте перед собой. Сейчас мы будем воду пропускать через ватный диск. Аккуратно тонкой струйкой перелейте воду. Обратите внимание на диск, что мы видим?
Дети: на нём много грязи.
Вос: Какая вода?
Дети: Вода стала чистой.
Вос: Ребята у нас получилось очистить воду?
Дети: Да.
Вос: Сколько раз мы фильтровали воду?
Дети:2
Вос: какой фильтр очистил воду лучше? Почему?
Дети: ватный диск, потому что он плотный, а сито с крупными дырочками.
Вос: Правильно, сито задерживает только крупный мусор, а диск не пропускает мелкий, тем самым очищает воду лучше.
Вос: А теперь её можно пить?
Дети: Нет.
Вос: Почему?
Дети: Там остались микробы, которые мы не видим.
Вос: Правильно, чтобы можно было пить эту воду, её нужно вскипятить, и тогда все микробы невидимые глазу погибнут.
Вос: Вывод: из реки, из водоёма воду пить нельзя. А ещё все дети любят купаться в реке, давайте вспомним правила безопасного поведения на воде!
Дети: Без взрослых нельзя входить в воду, нельзя прыгать в воду, толкать друг друга в воде, заходить глубоко.
Вос: Правильно. Ребята я предлагаю вам разминку, чтобы нам было легче двигаться дальше за лучиком.
Физкультминутка. «Речка»
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно.
Вос: Идём за лучиком дальше.
Выходим на полянку (садимся на пол). Слайд полянка.
Вос: Лучик привёл нас на полянку. Светит солнце, так приятно посидеть на мягкой траве (садимся на пол). Но и здесь нужно быть осторожными (Звуки насекомых) Кто это?
Дети: Насекомые.
Вос: Где бы мы с вами не находились, мы всегда встречаемся с насекомыми. А в лесу их много. Угадайте их по описанию – загадке:
Не птица, а с крыльями,
Над цветами летает,
Медок собирает. (Пчела)
Самого не видно, а песню слышно. (Комар)
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (Оса)
Вос: Как вы думаете, могут ли навредить человеку насекомые.
Дети: Да, могут укусить, ужалить.
Вос: А вы знаете, как можно защитить себя в лесу от укусов насекомых?
Дети: Надо смазать открытые части тела средствами, отпугивающие насекомых; отправляясь в лес, надеть костюм, головной убор; если увидел осиное гнездо, не трогай его, они могут вылететь и ужалить; если около вас пчела, надо быть спокойным, не махать руками; встретив муравья, не обижать его, тогда он не укусит; опасное насекомое – клещ, просматривай своё тело, так как он впивается под кожу, и разносит инфекцию.
Слайд + звук. (Картинка: тёмное грозовое небо)
Вос: Ой ребята кажется гроза начинается. Ребята, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза?
Дети: Летом.
Вос: Что бывает раньше, молния или гром?
Дети: Шум грома.
Вос: В чём опасность молнии, грозы? Что может произойти от разряда молнии?
Дети: Пожар, человек может погибнуть.
Вос: Что делать, если гроза вас застала в поле, где её лучше переждать?
Дети: В овраге, можно лечь, нельзя бежать по полю.
Вос: А в лесу где лучше укрыться?
Дети: Под кустарником, под деревьями опасно стоять.
Вос: Ребята, как вы думаете, что такое молния?
Дети: Это электрический разряд.
Вос: Правильно, это самое опасное электричество в природе, но есть электричество не опасное, тихое, не заметное оно живёт по всюду, само по себе и если его поймать, то с ним можно поиграть.
Экспериментирование «Волшебные предметы»
Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к мелко нарезанной бумаге (цветные маленькие бабочки). Что вы видите? А сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, потрите палочки о волосы на голове и прикоснитесь к нашим бабочкам, они готовы вспорхнуть и улететь. Почему? Это произошло от трения палочки о волосы. Палочка стала электрической и притянула к себе бабочек.
Гроза с дождём прошла, мы можем дальше следовать за лучиком. Но тут препятствие, нам надо пройти по кочкам.
Игра «Не замочи ног» (сенсорная дорожка)
Вос: Ребята, как можно согреться в лесу после дождя?
Дети: Разжечь костёр.
Слайд: Костер.
Вос: Правильно. Но в этом случае нам нужно быть очень внимательными! Почему? Что может произойти от костра?
Дети: Пожар.
Вос: Ребята, из –за чего может начаться пожар в лесу?
Дети: Если разводить костёр на сухой траве; разводить костры при сильном ветре; оставить непотушенный костёр; брошенная спичка.
Вос: А как надо себя вести, чтобы не случился пожар в лесу?
Дети: Не играть со спичками; уходя, нужно убедиться, что костёр потушен – лучше всего его залить водой или засыпать землёй.
Вос: А вы знаете, что делать, если пожар начался?
Дети: Выбегать из леса, сообщить взрослым, звонить - 01
Вос: Ребята посмотрите, лучик привёл нас к волшебному сундучку. Но он закрыт, а чтобы его открыть нужно отгадать загадки. Согласны?
Дети: Да.
Загадки:
Просят звери, просят птички:
«Не носи к нам в гости спички!
Хоть в лесу и много дров,
Но не место для …» (костров)
На небе она сверкает,
Громом нас предупреждает:
«Прятаться в грозу, друзья,
Под деревьями нельзя!» (молния)
Миллионы их в лесу
Из прохожих кровь сосут, если хочешь быть здоров,
Мазь возьми от ….. (комаров)
Воду из реки не пей,
Плавают микробы в ней,
Но гораздо хуже
Пить из грязной …( лужи)
Встретил дикую зверушку,
Не считай её игрушкой,
Ведь она не струсит
И тебя … (укусит)
Вос: Молодцы, все загадки отгадали, а вот и подарок. Понравилось вам наше путешествие? Вы много знаете правил безопасного поведения в лесу, вы будете их всегда помнить и выполнять. А теперь за руки возьмёмся, друг другу улыбнёмся, вокруг себя все обернёмся и в детский садик мы вернёмся.
Слайд: детский сад.
Где мы были с вами сегодня?
Что вам понравилось больше всего?
Какой вывод мы сделаем для себя?
Дети: что в лесу опасно, нужно соблюдать правила поведения и тогда всё будет хорошо.
Большое вам спасибо. До свидания уважаемые гости. Дети под музыку уходят из зала.
Приложение:
Загадки:
Просят звери, просят птички:
«Не носи к нам в гости спички!
Хоть в лесу и много дров,
Но не место для …» (костров)
На небе она сверкает,
Громом нас предупреждает:
«Прятаться в грозу, друзья,
Под деревьями нельзя!» (молния)
Миллионы их в лесу
Из прохожих кровь сосут, если хочешь быть здоров,
Мазь возьми от ….. (комаров)
Воду из реки не пей,
Плавают микробы в ней,
Но гораздо хуже
Пить из грязной …( лужи)
Встретил дикую зверушку,
Не считай её игрушкой,
Ведь она не струсит
И тебя … (укусит)
Эксперимент «Вода чистая и вода грязная»
Сегодня мы узнаем, каким способом можно очистить воду. На столах у каждого по 3 баночки: в одной вода и две пустые с красной и зелёной полоской.
Вос: Возьмите баночку с водой, посмотрите, какая там вода?
Дети: Там песок, камушки.
Вос: Возьмите палочку и размешайте. Что вы видите? Что произошло?
Дети: Вода стала грязной, мутной.
Вос: Сейчас мы будем грязную воду фильтровать. Возьмите баночку с красной полоской поставьте перед собой и аккуратно тонкой струйкой пропустите (налейте) воду через сито – фильтр. Обратите внимание что мы видим на фильтре?
Дети: Камушки.
Вос: Вода стала чище?
Дети: Нет.
Аккуратно снимите сито – фильтр с баночки и положите на тарелочку. Возьмите баночку с зелёной полоской и поставьте перед собой. Сейчас мы будем воду пропускать через ватный диск. Аккуратно тонкой струйкой перелейте воду. Обратите внимание на диск, что мы видим?
Дети: на нём много грязи.
Вос: Какая вода?
Дети: Вода стала чистой.
Вос: Ребята у нас получилось очистить воду?
Дети: Да.
Вос: Сколько раз мы фильтровали воду?
Дети:2
Вос: какой фильтр очистил воду лучше? Почему?
Дети: ватный диск, потому что он плотный, а сито с крупными дырочками.
Вос: Правильно, сито задерживает только крупный мусор, а диск не пропускает мелкий, тем самым очищает воду лучше.
Вос: А теперь её можно пить?
Дети: Нет.
Вос: Почему?
Дети: Там остались микробы, которые мы не видим.
Вос: Правильно, чтобы можно было пить эту воду, её нужно вскипятить, и тогда все микробы невидимые глазу погибнут.
Вос: Вывод: из реки, из водоёма воду пить нельзя. А ещё все дети любят купаться в реке, давайте вспомним правила безопасного поведения на воде!
Дети: Без взрослых нельзя входить в воду, нельзя прыгать в воду, толкать друг друга в воде, заходить глубоко.
Не птица, а с крыльями,
Над цветами летает,
Медок собирает. (Пчела)
Самого не видно, а песню слышно. (Комар)
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (Оса)
Экспериментирование «Волшебные предметы»
Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к мелко нарезанной бумаге (цветные маленькие бабочки). Что вы видите? А сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, потрите палочки о волосы на голове и прикоснитесь к нашим бабочкам, они готовы вспорхнуть и улететь. Почему? Это произошло от трения палочки о волосы. Палочка стала электрической и притянула к себе бабочек.
Гроза с дождём прошла, мы можем дальше следовать за лучиком. Но тут препятствие, нам надо пройти по кочкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация "Секреты безопасного отпуска"
материал для родителей о безопасном поведении во время отпуска с детьми....
«Секреты безопасного отпуска»
Летом большую часть времени дети проводят на свежем воздухе. Отдых должен быть полноценным и воспоминания о нем должны остаться только приятные. Чтобы так и было родители не должны забывать о правилах...
Неделя безопасности :"Правила пожарной безопасности в лесу"
Правила пожарной безопасности в лесу.Большинство лесных пожаров возникает из-за неосторожного обращения людей с огнём. Находясь в лесу, необходимо помнить, что вполне реальна опасность воз...
Летние солнечные дни-прекрасное время отдыха на свежем воздухе с детьми. Как весело, а главное- безопасно провести время - "Секреты безопасного отдыха на природе".
quot;Секреты безопасного отдыха на природе"...
Консультация для родителей "Секреты безопасного отдыха на природе"
Лето — самое короткое и долгожданное время года для детей и их родителей. Пока есть возможность, хочется успеть всё: вволю погулять, искупаться, покататься на велосипеде, и заняться другими увле...
Конспект занятия в старшей группе "Путешествие по лесу и правила безопасности в лесу"
Аннотация С интересом исследуя окружающий мир, дети постоянно узнают о нем что-то новое, делая при этом удивительные открытия. На пути познания их будут ждать не только радостные встречи, но и опаснос...
Консультация для родителей "Секреты безопасного отдыха на природе".
В консультации приведены советы для безопасного отдыха на природе....