«Секреты безопасности в лесу»
опыты и эксперименты по обж (старшая группа)

Бочкарёва Екатерина Николаевна

НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_bezopasnosti_v_lesu_konspekt.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Секреты безопасности в лесу»

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания.

Задачи:

Образовательные: расширить знания детей о правилах безопасного поведения в окружающем мире, в лесу: во время грозы, при пожаре, на водоёмах, при сборе грибов и встрече насекомых. Формировать умение реально оценивать возможную опасность. Воспитывать чувства осторожности и самосохранения.

Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к миру природы, развитию мышления, воображения, любознательности.

Речевые: развивать диалогическую связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью, чувство любви к природе, умение действовать сообща.

Оздоровительные: развитие моторики и сенсорики.

Оборудование: презентация, аудиозапись (шум леса, шум речки, жужжание насекомых, шум грома), плоскостная корзинка, грибы, магнитная доска, насекомые (пчела, оса, комар); для эксперимента №1 на каждого ребёнка: 3 баночки (1 с грязной водой, 2 помечена зелёной полоской, 3 красной полоской), 2 сита – фильтр, ватный диск, палочка, тарелочка – подставка; №2 бабочки вырезанные из бумаги, пластмассовые палочки на каждого ребёнка, поднос; сундук с подарком.

Ход занятия: Дети входят в зал.

Воспитатель: Всем говорю я «Здравствуйте!»

С добрым утром друзья!

День наступил прекрасный, потому что в нём вы и я.

-Хотите отправиться в путешествие?

-Закройте глаза, послушайте и догадайтесь, куда мы отправимся в путешествие.

(Включается фонограмма «Шум леса»)

Воспитатель: Что вы слышите? (птицы поют, шум ветра и т.д)

На экране фото леса.

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали?

Дети: В лес.

Вос. Что такое лес?

Дети: Лес – это дом диких животных.

Вос: Лес – это прекрасное место, где растут деревья, водятся насекомые и птицы. Но здесь встречаются опасности.

Вос: Ребята посмотрите, лучик! Он хочет, чтобы мы отправились за ним. Как вы думаете, зачем?

Дети: Наверное, он хочет рассказать нам про опасности и как их избежать.

Вос: Правильно, отправляемся в путь. Ой, что это? Послушайте загадку.

        Загадка:

Под сосною у дорожки

Кто сидит среди травы,

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы.

Дети: Гриб.

Грибная полянка

Вос: А все ли грибы съедобные?

Дети: Нет.

Вос: А давайте соберем съедобные грибы. Возьмите по грибочку и несите мне в корзинку.

Дети: Приносят, рассказывают какой гриб собрали (опята, лисички, грузди, маслята, подберёзовики и т.д.)

Вос: Давайте посчитаем сколько грибов в корзинке.

Вос: А почему эти грибы не собрали?

Дети: Они не съедобные (мухомор, серая поганка, дождевик, бледная поганка)

Вос: А что будет если съест не съедобный гриб?

Дети: Можно отравиться, будет болеть живот.

Вос: Что нужно делать в этом случае?

Дети: Нужно обратиться к врачу.

Вос: Правильно. А если мухоморы собирать нельзя, может мы их тогда растопчем ногами?

Дети: Нет, так делать нельзя, ведь этими грибами многие животные в лесу лечатся, например, лоси.

Вос: Правильно ребята, теперь мы знаем, какие грибы можно собирать, а какие нельзя.

Вос: Ну что идём дальше за лучиком.

На экране фото реки, звучит звук реки.

Вос: Что это?

Дети: Речка.

Вос: Давайте отдохнём, послушаем журчание воды.

 Вос: Какая чистая водица,

         Мне так хочется напиться.

 Как вы думаете, а мы можем пить воду из реки?      

Дети: Да.

Вос: А вдруг она грязная? Как мы проверим?  Вы знаете?

Я приглашаю вас в лесную лабораторию. Но сначала нужно вспомнить правила поведения в лаборатории.

  1. Точно выполнять все указания воспитателя при проведении экспериментальной деятельности, без разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
  2. Перед опытом надеть фартук.
  3. Приступать к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя.
  4. Ничего не бери в рот.
  5. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.
  6. Содержи своё рабочее место в чистоте.

Эксперимент «Вода чистая и вода грязная»

Сегодня мы узнаем, каким способом можно очистить воду. На столах у каждого по 3 баночки: в одной вода и две пустые с красной и зелёной полоской.

Вос: Возьмите баночку с водой, посмотрите, какая там вода?

Дети: Там песок, камушки.

Вос: Возьмите палочку и размешайте. Что вы видите? Что произошло?

Дети: Вода стала грязной, мутной.

Вос: Сейчас мы будем грязную воду фильтровать. Возьмите баночку с красной полоской поставьте перед собой и аккуратно тонкой струйкой пропустите (налейте) воду через сито – фильтр. Обратите внимание что мы видим на фильтре?

Дети: Камушки.

Вос: Вода стала чище?

Дети: Нет.

Аккуратно снимите сито – фильтр с баночки и положите на тарелочку. Возьмите баночку с зелёной полоской и поставьте перед собой. Сейчас мы будем воду пропускать через ватный диск. Аккуратно тонкой струйкой перелейте воду. Обратите внимание на диск, что мы видим?

Дети: на нём много грязи.

Вос: Какая вода?

Дети: Вода стала чистой.

Вос: Ребята у нас получилось очистить воду?

Дети: Да.

Вос: Сколько раз мы фильтровали воду?

Дети:2

Вос: какой фильтр очистил воду лучше? Почему?

Дети: ватный диск, потому что он плотный, а сито с крупными дырочками.

Вос: Правильно, сито задерживает только крупный мусор, а диск не пропускает мелкий, тем самым очищает воду лучше.

Вос: А теперь её можно пить?

Дети: Нет.

Вос: Почему?

Дети: Там остались микробы, которые мы не видим.

Вос: Правильно, чтобы можно было пить эту воду, её нужно вскипятить, и тогда все микробы невидимые глазу погибнут.

Вос: Вывод: из реки, из водоёма воду пить нельзя. А ещё все дети любят купаться в реке, давайте вспомним правила безопасного поведения на воде!

Дети: Без взрослых нельзя входить в воду, нельзя прыгать в воду, толкать друг друга в воде, заходить глубоко.

Вос: Правильно. Ребята я предлагаю вам разминку, чтобы нам было легче двигаться дальше за лучиком.

Физкультминутка. «Речка»

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно.

Вос: Идём за лучиком дальше.

Выходим на полянку (садимся на пол). Слайд полянка.

Вос: Лучик привёл нас на полянку. Светит солнце, так приятно посидеть на мягкой траве (садимся на пол). Но и здесь нужно быть осторожными (Звуки насекомых) Кто это?

Дети: Насекомые.

Вос: Где бы мы с вами не находились, мы всегда встречаемся с насекомыми. А в лесу их много. Угадайте их по описанию – загадке:

Не птица, а с крыльями,

Над цветами летает,

Медок собирает. (Пчела)

Самого не видно, а песню слышно. (Комар)

Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо. (Оса)

Вос: Как вы думаете, могут ли навредить человеку насекомые.

Дети: Да, могут укусить, ужалить.

Вос: А вы знаете, как можно защитить себя в лесу от укусов насекомых?

Дети: Надо смазать открытые части тела средствами, отпугивающие насекомых; отправляясь в лес, надеть костюм, головной убор; если увидел осиное гнездо, не трогай его, они могут вылететь и ужалить; если около вас пчела, надо быть спокойным, не махать руками; встретив муравья, не обижать его, тогда он не укусит; опасное насекомое – клещ, просматривай своё тело, так как он впивается под кожу, и разносит инфекцию.

Слайд + звук. (Картинка: тёмное грозовое небо)

Вос: Ой ребята кажется гроза начинается. Ребята, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза?

Дети: Летом.

Вос: Что бывает раньше, молния или гром?

Дети: Шум грома.

Вос: В чём опасность молнии, грозы? Что может произойти от разряда молнии?

Дети: Пожар, человек может погибнуть.

Вос: Что делать, если гроза вас застала в поле, где её лучше переждать?

Дети: В овраге, можно лечь, нельзя бежать по полю.

Вос: А в лесу где лучше укрыться?

Дети: Под кустарником, под деревьями опасно стоять.

Вос: Ребята, как вы думаете, что такое молния?

Дети: Это электрический разряд.

Вос: Правильно, это самое опасное электричество в природе, но есть электричество не опасное, тихое, не заметное оно живёт по всюду, само по себе и если его поймать, то с ним можно поиграть.

Экспериментирование «Волшебные предметы»

Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к мелко нарезанной бумаге (цветные маленькие бабочки). Что вы видите? А сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, потрите палочки о волосы на голове и прикоснитесь к нашим бабочкам, они готовы вспорхнуть и улететь. Почему? Это произошло от трения палочки о волосы. Палочка стала электрической и притянула к себе бабочек.

Гроза с дождём прошла, мы можем дальше следовать за лучиком. Но тут препятствие, нам надо пройти по кочкам.

Игра «Не замочи ног» (сенсорная дорожка)

Вос: Ребята, как можно согреться в лесу после дождя?

Дети: Разжечь костёр.

Слайд: Костер.

Вос: Правильно. Но в этом случае нам нужно быть очень внимательными! Почему? Что может произойти от костра?

Дети: Пожар.

Вос: Ребята, из –за чего может начаться пожар в лесу?

Дети: Если разводить костёр на сухой траве; разводить костры при сильном ветре; оставить непотушенный костёр; брошенная спичка.

Вос: А как надо себя вести, чтобы не случился пожар в лесу?

Дети: Не играть со спичками; уходя, нужно убедиться, что костёр потушен – лучше всего его залить водой или засыпать землёй.

Вос: А вы знаете, что делать, если пожар начался?

Дети: Выбегать из леса, сообщить взрослым, звонить - 01

Вос: Ребята посмотрите, лучик привёл нас к волшебному сундучку. Но он закрыт, а чтобы его открыть нужно отгадать загадки. Согласны?

Дети: Да.

Загадки:

Просят звери, просят птички:

«Не носи к нам в гости спички!

Хоть в лесу и много дров,

Но не место для …» (костров)

На небе она сверкает,

Громом нас предупреждает:

«Прятаться в грозу, друзья,

Под деревьями нельзя!» (молния)

Миллионы их в лесу

Из прохожих кровь сосут, если хочешь быть здоров,

Мазь возьми от ….. (комаров)

Воду из реки не пей,

Плавают микробы в ней,

Но гораздо хуже

Пить из грязной …( лужи)

Встретил дикую зверушку,

Не считай её игрушкой,

Ведь она не струсит

И тебя … (укусит)

Вос: Молодцы, все загадки отгадали, а вот и подарок. Понравилось вам наше путешествие? Вы много знаете правил безопасного поведения в лесу, вы будете их всегда помнить и выполнять. А теперь за руки возьмёмся, друг другу улыбнёмся, вокруг себя все обернёмся и в детский садик мы вернёмся.

Слайд: детский сад.

Где мы были с вами сегодня?

Что вам понравилось больше всего?

Какой вывод мы сделаем для себя?

Дети: что в лесу опасно, нужно соблюдать правила поведения и тогда всё будет хорошо.

Большое вам спасибо. До свидания  уважаемые гости. Дети под музыку уходят из зала.

Приложение:

Загадки:

Просят звери, просят птички:

«Не носи к нам в гости спички!

Хоть в лесу и много дров,

Но не место для …» (костров)

На небе она сверкает,

Громом нас предупреждает:

«Прятаться в грозу, друзья,

Под деревьями нельзя!» (молния)

Миллионы их в лесу

Из прохожих кровь сосут, если хочешь быть здоров,

Мазь возьми от ….. (комаров)

Воду из реки не пей,

Плавают микробы в ней,

Но гораздо хуже

Пить из грязной …( лужи)

Встретил дикую зверушку,

Не считай её игрушкой,

Ведь она не струсит

И тебя … (укусит)

Эксперимент «Вода чистая и вода грязная»

Сегодня мы узнаем, каким способом можно очистить воду. На столах у каждого по 3 баночки: в одной вода и две пустые с красной и зелёной полоской.

Вос: Возьмите баночку с водой, посмотрите, какая там вода?

Дети: Там песок, камушки.

Вос: Возьмите палочку и размешайте. Что вы видите? Что произошло?

Дети: Вода стала грязной, мутной.

Вос: Сейчас мы будем грязную воду фильтровать. Возьмите баночку с красной полоской поставьте перед собой и аккуратно тонкой струйкой пропустите (налейте) воду через сито – фильтр. Обратите внимание что мы видим на фильтре?

Дети: Камушки.

Вос: Вода стала чище?

Дети: Нет.

Аккуратно снимите сито – фильтр с баночки и положите на тарелочку. Возьмите баночку с зелёной полоской и поставьте перед собой. Сейчас мы будем воду пропускать через ватный диск. Аккуратно тонкой струйкой перелейте воду. Обратите внимание на диск, что мы видим?

Дети: на нём много грязи.

Вос: Какая вода?

Дети: Вода стала чистой.

Вос: Ребята у нас получилось очистить воду?

Дети: Да.

Вос: Сколько раз мы фильтровали воду?

Дети:2

Вос: какой фильтр очистил воду лучше? Почему?

Дети: ватный диск, потому что он плотный, а сито с крупными дырочками.

Вос: Правильно, сито задерживает только крупный мусор, а диск не пропускает мелкий, тем самым очищает воду лучше.

Вос: А теперь её можно пить?

Дети: Нет.

Вос: Почему?

Дети: Там остались микробы, которые мы не видим.

Вос: Правильно, чтобы можно было пить эту воду, её нужно вскипятить, и тогда все микробы невидимые глазу погибнут.

Вос: Вывод: из реки, из водоёма воду пить нельзя. А ещё все дети любят купаться в реке, давайте вспомним правила безопасного поведения на воде!

Дети: Без взрослых нельзя входить в воду, нельзя прыгать в воду, толкать друг друга в воде, заходить глубоко.

Не птица, а с крыльями,

Над цветами летает,

Медок собирает. (Пчела)

Самого не видно, а песню слышно. (Комар)

Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо. (Оса)

Экспериментирование «Волшебные предметы»

Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к мелко нарезанной бумаге (цветные маленькие бабочки). Что вы видите? А сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, потрите палочки о волосы на голове и прикоснитесь к нашим бабочкам, они готовы вспорхнуть и улететь. Почему? Это произошло от трения палочки о волосы. Палочка стала электрической и притянула к себе бабочек.

Гроза с дождём прошла, мы можем дальше следовать за лучиком. Но тут препятствие, нам надо пройти по кочкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Секреты безопасного отпуска"

материал для родителей о безопасном поведении во время отпуска с детьми....

«Секреты безопасного отпуска»

Летом большую часть времени дети проводят на свежем воздухе. Отдых должен быть полноценным и воспоминания о нем должны остаться только приятные. Чтобы так и было родители не должны забывать о правилах...

Неделя безопасности :"Правила пожарной безопасности в лесу"

Правила пожарной безопасности в лесу.Большинство лесных пожаров возникает из-за неосторожного обращения людей с огнём. Находясь в лесу, необходимо помнить, что вполне реальна опасность воз...

Консультация для родителей "Секреты безопасного отдыха на природе"

Лето — самое короткое и долгожданное время года для детей и их родителей. Пока есть возможность, хочется успеть всё: вволю погулять, искупаться, покататься на велосипеде, и заняться другими увле...

Конспект занятия в старшей группе "Путешествие по лесу и правила безопасности в лесу"

Аннотация С интересом исследуя окружающий мир, дети постоянно узнают о нем что-то новое, делая при этом удивительные открытия. На пути познания их будут ждать не только радостные встречи, но и опаснос...

Консультация для родителей "Секреты безопасного отдыха на природе".

В консультации приведены советы для безопасного отдыха на природе....