Программа по ПДД 4-5 лет
рабочая программа по обж (средняя группа)

Галяуетдинова Лейсан Назифовна

Программа по ПДД 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pdd_4-5_let.docx302.63 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

по изучению правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

в средней группе « Почемучка»

                                                                                  Разработчик:

                                                                                 Галяуетдинова Л.Н.

Туймазы, 2024

Содержание

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

   3

1.2.Возрастные особенности психофизического развития детей 4- 5 лет  4

4

2. Содержательный раздел

2.1. Актуальность

5

2.2. Методы, используемые на занятиях кружка

5

2.3. Организационно – методическое обеспечение программы

6

2.4. Прогнозируемый результат

6

2.5. Развивающая среда в группе

6

2.6. Средства, необходимые для реализации программы кружка

6

3.Организационный раздел

3.1. Перспективный план кружка

7

3.2. Календарно – тематическое планирование работы с родителями

11

3.3. Методическая литература

12

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Программа кружковой деятельности изучению правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в средней группе « Почемучка» разработана для работы с детьми 4-5 лет с целью формирования навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. На занятиях кружка дети углубляют представления о ПДД, полученные ранее, продолжают знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями, учатся применять правила в различных жизненных ситуациях.

Цель: систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Задачи:

-обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, – с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов;

-освоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;

-формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;

-воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.

Форма занятий: фронтальные (групповые), индивидуальные занятия.

Формы подведения реализации кружка : акции, конкурсы, викторины, игры, выставки рисунков, поделок, творческих работ, участие в соревнованиях.

Тип кружка: долгосрочный.

Направленность: социально – педагогическая.

Основные направления работы по программе:

Профилактическое:

-  обеспечение знаний о транспортной среде города, поселка;

- предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;

- решение образовательных задач средствами систематических мероприятий.

Организационное:

- организация предметно-развивающей среды в группе по ПДД;

- определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;

- изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;

- пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.

Количество занятий.

В месяц: 4 занятия.

В год: 36 ч., 1 раз в неделю, продолжительность 15-20 минут.

Возрастная группа: дети от 4 до 5 лет (средняя группа).

1.2. Возрастные особенности психофизического развития детей 4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребёнка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.

Физическое развитие ребёнка. В среднем физические возможности ребёнка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся всё более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольный возраст становится более ловким и быстрым по сравнению с младшим. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4-5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период  растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребёнок быстро устаёт. Следовательно, малышам необходимо  давать время для отдыха. Что касается темпов развития физического развития, то от 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребёнок подрастает за год на 5-7 см и набирает 1,5-2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем всего детского организма. Психическое развитие ребёнка. В возрасте 4-5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. Типом мышления, характерным для ребёнка сейчас, является наглядно - образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщённым, и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно – логическое. Значительно увеличивается объём памяти: уже ребёнок  способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течении непродолжительного времени (15-20 минут) сосредоточенно заниматься каким – либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4-5 лет, воспитатели,  дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребёнка.

2. Содержательный  раздел

2.1. Актуальность

По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей. Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем

пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать

дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Программа по изучению правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма - это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

 

2.2. Методы, используемые на занятиях кружка

Методы и формы работы с детьми:

-словесные объяснения: беседы, рассказы, чтение художественной литературы;

практические формы обучения: наблюдения, экскурсии, целевые прогулки (в том числе на специально оборудованную площадку) во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания;

- рассматривание иллюстраций;

организация дидактических и сюжетно-ролевых игр;

продуктивные виды деятельности:  рисование, аппликация (на закрепление).

Методы и формы работы с родителями:

- консультации;

- оформление уголков безопасности дорожного движения в ДОУ (группах);

-памятки-буклеты по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;

- литературная гостиная «Что можно почитать детям о ПДД».

- анкетирование;

- индивидуальные беседы  о соблюдении правил дорожного движения;

- день открытых дверей;

- участие в конкурсах, акциях на тему ПДД.

2.3. Организационно-методическое обеспечение программы

Программа кружка изучению правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, рассчитана на один год. Для успешного освоения программы кружка численность детей в группе должна составлять 20 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц  во 2 половине дня, с сентября по май.

Возраст  детей: дети от 4 до 5 лет (средняя группа).

Сроки реализации: сентябрь 2024 г.  по май 2025г.

Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность 15-20 минут.

Наполняемость групп: 21 человек.

2.4. Прогнозируемый результат

  • расширить  представления детей о различных видах транспорта,  об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
  • сформировать  навыки  спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
  • развить умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
  • повысить  активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

2.5. Развивающая среда представлена в группе следующим центром (уголком)  

  • центр «Дорожного движения»;
  • наглядный материал: транспорт различного функционального назначения; настольно-печатные игры; дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Транспорт»; дорожные знаки;
  • методический инструментарий;
  • художественная литература по ПДД.

2.6. Средства, необходимые для реализации программы кружка

  • карандаши, краски, клей, ножницы, кисточки, альбомные листы, пластилин;
  • атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
  • транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и полицейские машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
  • светофоры, дорожные знаки, фигурки людей (пешеходов, водителей);
  • плакаты, иллюстративно-наглядный материал по ПДД;
  • сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
  • настольно-печатные игры;
  • детская художественная литература;

3. Организационный раздел

 3.1. Перспективный план кружка

Тема занятия

Кол-во

заня-тий

Программное содержание

Формы  и методы работы

Сентябрь

Диагностика Диагностическая игра «По пути в детский сад»

2

Оценить знания и представления детей по данной теме на начальном этапе.

Опрос.

«К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?»

1

Ребёнок должен усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу; развивать внимание, память, осторожность.

Беседы с рассматриванием иллюстраций различных ситуаций. Проблемная ситуация «Как найти свой дом».

«Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь ли объяснить, где живёшь?»

1

Ребёнок должен запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства; расширять кругозор; развивать внимание, осторожность, память.

Рассматривание сюжетных картинок с изображением различных ситуаций. Беседа с детьми о том, как они добираются до детского сада.

Октябрь

«Знакомство с улицей»

1

Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины; развивать активную речь дошкольников.

Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица».

«Что такое транспорт».

«Какие бывают машины»

2

Расширить знания детей о видах транспорта, сравнить по внешнему виду. Познакомить детей с машинами специального назначения. Раскрыть понятие о том, что пассажирский транспорт ездит по определённому маршруту.

Рассматривание картинок городского общественного транспорта, беседа. Конструирование машин из строительного материала.

Рассматривание книжек с машинами специального назначения, загадки о разных видах транспорта.

 НОД «Машины спешат на помощь».

Прогулка «Наблюдение за транспортом»

1

Закрепить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность; расширять кругозор детей.

Сравнительные наблюдения за грузовым и пассажирским транспортом.

Ноябрь

«В городском транспорте»

1

Познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте.

Рассматривание сюжетных картинок  с правилами поведения в городском транспорте. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

«Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах»

2

Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепить правила поведения на улице.

Чтение рассказа

Н. Носова «Автомобиль».

Рисование «Будь внимателен на дороге!»

Прогулка

«Я - пешеход»

1

Закреплять знания правил дорожного движения. Научить как правильно и безопасно ходить по тротуару, переходить улицу.

Подвижная игра: «Стоп!», «Весёлый трамвайчик».

Декабрь

«Особенности движения по скользкой дороге»

2

Закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить; уточнить представления детей о поведении резины на скользкой дороге.

Рассматривание иллюстрации о правилах поведении на улице в зимнее время года.

Рисование «Осторожно, гололёд!».

Опыт «катание ластика по сухой и мокрой дощечке». Чтение С. Михалков «Гололёд».

«Где можно и где нельзя играть»

1

Дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе; научить их необходимым мерам предосторожности.

Рассматривание иллюстрации по теме. Д/игра «Что будет если…». Игровая ситуация «Научи Незнайку играть во дворе».

Прогулка. «Опасности нашего двора»

1

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома; развивать внимание, осторожность.

Наблюдение, беседа, подвижная игра.

Январь

«Правила ПДД. Детям нужно это знать»

1

Познакомить детей с некоторыми правилами для пешеходов, с понятиями: пешеход, наземный, подземный переход.

Беседа о подземном, наземном переходах, как правильно переходить улицу. Чтение книги «Правила дорожного движения».

«Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке»

2

Формировать у детей представление о значении новых слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; учить правилам дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность; воспитывать наблюдательность, осторожность.

Чтение «Азбука безопасности»

О. Бедарева.

Игровая ситуация «Кто такие пешеходы?».

Д/игра «Разрешается, запрещается».

Прогулка. «Прогулка пешехода в зимнее время года».

1

Систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге; развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор.

Наблюдение, беседа, подвижная игра.

Февраль

«О чём говорят дорожные знаки»

1

Дать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать логическое мышление, память, ориентацию в   окружающей детей обстановке.

Рассматривание знаков на картинках. Стихотворение В.Кожевникова «Песенка о правилах».

НОД «В гости к дорожным знакам».

«Светофор»

2

Дать детям  понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно, переходить улицу по зелёному сигналу светофора; развивать наблюдательность, логическое мышление.

Чтение стихотворений и рассказов о светофоре.

Аппликация «Три глаза светофора».

Прогулка.

«Светофор и его сигналы»

1

Закрепить знания детей о светофоре; формировать понятие о том, что переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора; воспитывать внимательного пешехода.

Наблюдение за работой светофора» (на специально оборудованной площадке).

Март

«Что такое пешеходный переход»

2

Повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах.

Беседа о различных видах переходов через дорогу. Заучивание стихотворения С. Михалкова «Шагая осторожно».

Аппликация «Пешеходный переход».

«Как правильно переходить улицу»

1

Воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги.

Чтение О. Бедарев «Если бы».

Предложить детям построить из строительного материала улицу (дорогу, дома) и обыграть её.

Прогулка.

«Наша улица»

1

Закрепить знания о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице, о передвижении автотранспорта и пешеходов по улице; развивать наблюдательность, осторожность; воспитывать дисциплинированность на дороге.

Наблюдение, беседа, подвижная игра.

Апрель

«Катание на велосипеде (самокате, роликах)»

2

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях.

Чтение М. Дружинина «Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде».

«Влиятельная палочка»

2

Дать начальное представление о работе полицейского - регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; разучить некоторые движения регулировщика; воспитывать уважение к окружающим, умение быть вежливым, внимательным.

НОД «Профессия – регулировщик».

Чтение С.Михалков «Дядя Стёпа - милиционер».

Май

«Правила дорожные детям знать положено»

1

Воспитывать культуру поведения на улице, в транспорте.

Выставка макетов, рисунков.

Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков»

1

Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, правилах дорожного движения; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.

Игры, инсценировка, исполнение песен, эстафета.

Диагностика

2

 Оценить знания и представления по теме с сентября по май.

Опрос.

3.2. Календарно – тематическое планирование работы с родителями

Месяц

Формы  и методы работы

Сентябрь

Ознакомить с планом работы по ПДД с детьми на учебный год.

Анкетирование: «Взрослые и дети на улицах города».

Памятки-буклеты для родителей «Воспитываем грамотного пешехода».

Октябрь

Рекомендация «Прогулка по улицам города».

Консультации «Что дети должны знать о правилах дорожного движения».

Совместное оформление  индивидуального маршрута ребенка от дома до детского сада.

Ноябрь

Консультация «Безопасность детей на улице».

Фотовыставка «Дети на улице».

Информационный лист «Правила поведения с ребенком в общественном транспорте».

Декабрь

Беседа с родителями «Аккуратность в гололед на дороге вас спасет».

Консультация для родителей «Ребёнок на санках».

Памятки по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

Январь

Консультация «Безопасность детей – забота взрослых».

Рекомендации по домашнему чтению. Литературная гостиная «Что можно почитать детям о ПДД».

Конкурс семейных творческих работ «Дорога и дети!».

Февраль

Рекомендовать совершить экскурсию к светофору, понаблюдать за его работой.

Консультация для родителей: «Безопасное кресло».

Индивидуальные беседы с родителями о соблюдении правил дорожного движения.

Март

Консультация «Сам соблюдай и детей обучай правилам дорожного движения».

Рекомендации для родителей игр по ПДД.

Развлечение «Путешествие за светофором».

Апрель

Информационный лист «Ребенок на велосипеде».

Консультация «Дети участники дорожного движения».

Совместное  участие в конкурсах рисунков на тему ПДД.

Май

Консультация «Безопасная дорога летом».

Папка – передвижка «Ребенок в автомобиле».

Фотовыставка из семейных архивов «Мы за безопасное движение».

Тематический день по ПДД (вовлечение родителей к организации и проведению этого дня).

3.3. Методическая литература

 1. Асянова С.Р., Ижбулатова Э.А. Организация учебновоспитательной работы по формированию у детей и подростков устойчивых стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах. – Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2011. – 60 с.

 2. Асянова С.Р., Ижбулатова Э.А. Основные направления формирования целенаправленной положительной мотивации правильного поведения на дорогах. – Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2011. – 67 с.

3. Асянова, С.Р. Система формирования культуры безопасного поведения детей на дорогах // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы V Международной научно-практической конференции. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – С. 271–275.

4. Бадагуев, Б.Т. Эксплуатация транспортных средств (организация и безопасность движения): Практическое пособие / Б.Т. Бадагуев. – М.: АльфаПресс, 2017. – 240 с.

5. Бадагуев, Б.Т. Эксплуатация транспортных средств (организация и безопасность движения) / Б.Т. Бадагуев. – М.: Альфа-Пресс, 2018. – 240 с.

 6. Бадагуев, Б.Т. Безопасность дорожного движения: Приказы, инструкции журналы, положения / Б.Т. Бадагуев. – М.: Альфа-Пресс, 2017. – 264 с.

7. Гуревич, А. В. Безопасность ребенка в большом городе: педагогические и социальные технологии [Текст] / А. В. Гуревич, Е. В. Хижнякова, Э. С. Акопова. – М., 2012. – 116 с.

8. Добрякова, В.А. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга [Текст] / В.А. Добрякова. –- М., 2016. – 99 с.

9. Зернов Н.Г. Как предупредить детский травматизм [Текст]/Н.Г. Зернов, А.Е. Ковригин//Особенности развития и гигиена дошкольника. – М.: Знание, 2017. – 76 с.

10. Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. – 258 с.

11. ПДД для детей / Под ред. Т. Дегтяревой. - М.: ЭКСМО, 2013. - 176 с. М.: ИД Третий Рим, 2014. – 64 с.

12. Профилактика ДДТТ в образовательной организации. Ляпина Е.Ю. Чернова И.А. Трунова А.В. Волгоград: Издательство «Учитель», 2015. –237 с.

13. Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних. Кузнецова Н.М. Издательство УТ «Альфа принт» 2016 год. 84 с.

14. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора [Текст] Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 2013. – 95 с.

 15. Сахно Д. Ознакомление дошкольников и младших школьников с ПДД [Текст]/ Д. Сахно. – М., 2017. – 23 с.

16. Сборник документов и методических рекомендаций по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Сост. Панов Н.А., Чикулаева В.В., Якушечкина Е.В. – СПб.: АППО, 2013. – 176 с. 19

 17. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В., Новиков А.В. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения. – СПб, 2001.

18. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В. О некоторых ошибках в преподавании Правил дорожного движения.- СПб, 2001 г.

Интернет-ресурсы

1. Всероссийский сайт ЮИД России- https://yuid.ru/

2. Всероссийская газета «Добрая Дорога Детства» - https://www.dddgazeta.ru/about/ 3. Экспертный центр «Движение без опасности» - https://bezdtp.ru/bezdtp/ru/

4. Информационный портал по безопасности дорожного движения Республики Башкортостан - https://pddrb.ru/ 

5. Информационный портал системы дополнительного образования детей - http://dopedu.ru/;

6. Сайт государственной автоинспекции РФ: http://www.gibddnso.ru/news/2013_06_28/;

7. Правила дорожного движения. Первая медицинская помощь при ДТП: http://gai.eu.com/pervaya-pomoshh-pri-dtp;

8. Портал детской безопасности: http://www.spas-extreme.ru/;

9. Сайт федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»: http://www.fcppbdd.ru/.

Электронные образовательные ресурсы

1. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС - http://www.zavantag.com/docs/1824/index-322868.html.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации». http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ 

3. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА   1.1. Цель программы        Ошибка! Закладка не определена.

1.2. Задачи программы        16

1.3. Категория обучающихся        17

1.4. Сроки обучения        17

1.5. Формы обучения        17

2.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ           17

2.1. Краткое содержание программы        17

2.2. Учебный план        18

2.3. Учебно-методические материалы        19

2.4. Методические рекомендации по реализации программы        24

2.5. Приложения        26

3.         СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..         18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Обеспечение безопасности дорожного движения является одним  из важнейших направлений реализации государственной политики в области охраны жизни, здоровья и имущества граждан путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Особое значение в осуществлении профилактических мер по борьбе с детским травматизмом на дорогах придается дошкольным образовательным организациям (далее – ДОО).

Перед педагогами ДОО поставлена очень важная задача - подготовить детей к самостоятельной жизни во взрослом мире, сформировать  навыки и культуру безопасного поведения на дороге.  

Программа по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных организациях Республики Башкортостан (далее - Программа) позволяет раскрыть основные аспекты грамотной организации деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Программа относится к дополнительным общеразвивающим программам, является краткосрочной, может быть включена в состав образовательных программ в рамках дополнительного образования.

1.1. Цель Программы - формирование у воспитанников ДОО навыков безопасного поведения на дорогах, развитие сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, а также безопасности других участников дорожного движения.  

1.2. Задачи Программы: 

  • обеспечить системный подход к обучению детей безопасному поведению на дорогах и улицах;
  • расширить и углубить знания по Правилам дорожного движения (далее – ПДД) и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее –  ДДТТ);
  • выработать         практические         навыки,         необходимые         участникам дорожного         движения,         формировать         умения         безопасного         поведения  в различных дорожно-транспортных ситуациях;
  • повысить эффективность дополнительных занятий по обучению безопасному поведению на улицах и дорогах.

1.3. Категория обучающихся. 

Программа         предназначена         для         дополнительной         подготовки обучающихся ДОО в возрасте 4-5 лет.  

1.4. Сроки обучения. 

Программа  предназначена для обучающихся ДОО в возрасте 4-5 лет, в месяц: 4 занятия.

В год: 36 ч., 1 раз в неделю, продолжительность 15-20 минут.

 

1.5. Формы обучения.

Формы деятельности: лекции-беседы, диалоги, сюжетно-ролевые игры, подвижные и настольные игры, моделирование дорожных ситуаций, практическая отработка моделей безопасного поведения на улицах, дорогах,  в транспорте.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Краткое содержание программы

 

Темы:

Тема №1: «Безопасность превыше всего» (2 часа) – направлена на формирование мотивации и базовых представлений ребенка о безопасном поведении пешехода на дорогах. Диагностическая игра «По пути в детский сад».  

Тема №2: «Дорога и ее правила» (2 часа) – включает в себя изучение основных составляющих и атрибутов дороги: ее частей, видов переходов, светофора.

Тема №3: «Дорожные знаки. Что это и для чего они нужны?» (2 часа) – предполагается изучение основных дорожных знаков, которые необходимо знать пешеходу, чтобы действовать в соответствии с ними.

Тема №4: «Я – пешеход. Я – пассажир в автомобиле». Правила поведения в светлое и темное время суток (2 часа) – направлена на изучение правил поведения ребенка на тротуарах, обочинах, в особенности в темное время суток; рассматриваются правила поведения и безопасной перевозки ребенка в автомобиле.

Тема №5: «Мои чувства и возможности» (1 час) – включает осознание ребенком своих возможностей на дороге, а также развитие умений, которые ему необходимы для безопасного движения по дорогам, - глазомера, слуха, бокового зрения, способности быть внимательным и осторожным.

Тема №6: «Соблюдение правил безопасного поведения на дорогах норма жизни» (1 час) – совместное занятие для обучающихся и их родителей (законных представителей) по формированию в семье культуры безопасного поведения на дорогах.

 

2.2. Учебный план

Учебный план оформляется в виде таблицы, которая включает:

  • перечень разделов, тем;
  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические  и практические виды занятий.

 

п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Дорожное движение, безопасное поведение, безопасный путь

1

1

 

Диагностическая игра «По пути в

детский сад»

1

 

1

2

Дорога,         проезжая

часть, тротуар

1

1

 

Пешеходный светофор,         зебра, улица

1

 

1

3

Знак, виды знаков

1

1

 

Дидактическая игра «Лабиринт»

1

 

1

4

Пешеходный светофор, светофор, велосипедист

1

1

 

Световозвращатель, темное/светлое время суток  

1

 

1

5

Глазомер, скорость, звуковой сигнал

1

 

1

6

Безопасное движение, автокресло, дорожные ловушки

1

 

1

 

 

2.3. Учебно-методические материалы

 

п/п

Разделы/темы программы

Форма занятий

Приемы и методы

организации учебно-

воспитательного процесса

Дидактичес кий

материал,

техническо

е  

оснащение занятий

Форма подведения итогов

1

Дорожное движение, безопасное поведение, безопасный путь

Лекция-беседа

Работа с текстовыми источниками материала. Проблемный, словесный, практический. Работа под руководством педагога.

Презентаци я, рисунки, карточки с заданиями

Лекция-беседа

Диагностическая игра «По пути в

детский сад»

Сюжетноролевые игры, моделирование дорожных

Работа с текстовыми источниками материала.

Паспорт дорожной безопаснос ти ДОО,

Практическая отработка моделей безопасного

ситуаций.

Проблемный, словесный, практический. Работа под руководством педагога.

макеты улиц и дорог.

поведения на дорогах.

2

        Дорога,         проезжая

часть, тротуар

Лекция-беседа, подвижные         и настольные игры.

Работа с текстовыми источниками материала. Проблемный, словесный, практический. Работа под руководством педагога.

Презентаци я, рисунки, карточки с заданиями

Лекция-беседа, решение заданий.

Пешеходный светофор,         зебра, улица

Лекция-беседа, подвижные         и настольные игры.

Работа с текстовыми источниками материала. Проблемный, словесный, практический. Работа под руководством педагога.

Презентаци я, макеты улиц и дорог.

Решение заданий.

3

Знак, виды знаков

Лекция-беседа

Работа с текстовыми источниками материала. Проблемный, словесный, практический. Работа под руководством педагога.

Презентаци я, рисунки, карточки с заданиями

Лекция-беседа, решение заданий.

Дидактические игры

Лекция-беседа, настольные         и сюжетноролевые игры

Работа с текстовыми источниками материала. Проблемный, словесный, практический. Работа под руководством педагога.

Презентаци я, макеты улиц и дорог.

Решение заданий.

4

Пешеходный светофор, светофор, велосипедист

Лекция-беседа, подвижные         и настольные игры

Работа с текстовыми источниками материала. Проблемный, словесный, практический. Работа под

Презентаци я, рисунки, карточки с заданиями

Лекция-беседа

Тема №1: «Безопасность превыше всего» (2 часа) – направлена на формирование мотивации и базовых представлений ребенка о безопасном поведении пешехода на дорогах. Диагностическая игра «По пути в детский сад».

         Цель занятия: формировать и развивать у обучающихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный путь в детский сад и домой. Показать обучающимся опасные места вокруг детского сада, объекты, закрывающие обзор улиц  и дорог.  

Содержание: 

  • дорога в детский сад и домой;
  • экскурсия по маршруту одного из обучающихся к дому и другого -  от дома в детский сад;
  • обсуждение на маршруте и после возвращения в группу наиболее опасных мест пути;
  • зачем нужны правила дорожного движения?
  • когда они появились и какую пользу приносят?
  • опасности, которые несет транспорт человеку.

Тема №2: «Дорога и ее правила» (2 часа) – включает в себя изучение основных составляющих и атрибутов дороги: ее частей, видов светофоров, переходов.  

Цель занятия: повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать         представление         о         пешеходных         переходах;         воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги.                 Содержание:

  • проезжая часть дороги;  
  • двор и внутриквартальные проезды - чем они опасны;
  • опасности от транспорта внутри двора;
  • зачем устанавливают знаки: «Дети», «Жилая зона», «Ограничение максимальной скорости», «Стоянка запрещена», «Въезд запрещен». Как они помогают обеспечить безопасность?
  • семейный фотоконкурс «Мой безопасный город».

Тема №3: «Дорожные знаки. Что это и для чего они нужны?» (2 часа) – предполагается изучение основных дорожных знаков, которые необходимо знать пешеходу, чтобы действовать в соответствии с ними.

Цель занятия: повторить и закрепить знания о дорожных знаках,          ознакомить обучающихся с понятием – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно переходить улицу по зеленому сигналу светофора. Объяснить, в чем различие светофоров для водителей и для пешеходов; приучить к дисциплине на дороге, вырабатывать привычку переходить улицу только на разрешающий сигнал светофора и жест регулировщика.

           Содержание:

  • виды дорожных знаков;  
  • дорожные знаки возле ДОО;
  • первичное понятие о светофоре;
  • как перейти улицу и дорогу, используя сигналы светофора и жесты регулировщика?
  • места перехода проезжей части дороги;
  • как нарушители подвергают опасности свою жизнь и жизнь других пешеходов, водителей и пассажиров.
  • игра «Перекресток»;
  • игра «Расставь дорожные знаки»;
  • «Мы за безопасную дорогу» - конкурс детских рисунков. 

Тема №4: «Я – пешеход. Я – пассажир в автомобиле. Правила поведения в светлое и темное время суток» (2 часа) – направлена на изучение правил поведения ребенка на тротуарах, обочинах, в особенности в темное время суток; рассматриваются правила поведения и безопасной перевозки ребенка в автомобиле.

Цель занятия: сформировать у обучающихся понятие «участник дорожного движения», развить умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные - безопасные и неправильные - опасные; расширить словарный запас по дорожной лексике.

        Содержание:          

  • пешеход, водитель, пассажир;
  • виды транспортных средств;
  • виды пешеходных переходов. Знаки и обозначения.
  • почему подземный и надземный переходы полностью безопасны?
  • зачем нужно автокресло в машине?
  • виды световозвращающих элементов на одежде, когда и где носить?
  • фотоконкурс «Стать заметней!».

Тема №5: «Мои чувства и возможности» (1 час) – включает осознание ребенком своих возможностей на дороге, а также развитие умений, которые ему необходимы для безопасного движения по дорогам, - глазомера, слуха, бокового зрения, способности быть внимательным и осторожным.

Цель занятия: формировать, развивать у обучающихся целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах. Научить видеть движение машин, концентрировать внимание на них, слышать звуки, шум приближающихся машин, адекватно реагировать на изменяющуюся дорожную обстановку. 

        Содержание:          

  • опасные места на улицах и дорогах;
  • опасность выхода на проезжую часть из-за стоящих машин, объектов, ограничивающих обзор дороги;
  • поведение детей во дворах, на улицах, дорогах.

Тема №6: «Соблюдение правил безопасного поведения на дорогах норма жизни» (1 час) – совместное занятие для обучающихся и их родителей (законных представителей) по формированию в семье культуры безопасного поведения на дорогах.

Цель занятия: научить правилам дисциплинарного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность.  Содержание: 

  • команда родителей и команда детей;  
  • задачи Пети Светофорова;
  • конкурс видеороликов «Катаюсь безопасно!». 
  • игра «Автоинспектор и водители»;

 

2.4. Методические рекомендации по реализации Программы.

 

Работа по изучению ПДД должна строиться с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей. Так, следует помнить, что у обучающихся ДОО слабо развиты глазомер и боковое (периферийное) зрение, отсутствует навык определения источника и направления тех или иных звуков; дети младшего школьного возраста не умеют быстро реагировать в критической ситуации, напротив, они теряются, не зная, какие меры предпринять.

С целью достижения положительных результатов необходимо проводить систематическую работу в данном направлении. Программа не исчерпывается ограниченной по времени последовательностью занятий и ориентирована на то, чтобы закрепить в жизни ребенка осознанное отношение к поведению на дорогах. При организации обучения учитываются особенности основной образовательной программы, годового цикла мероприятий, цикла мероприятий по взаимодействию с детьми в ДОО.

Изучая и закрепляя на практике ПДД, обучающиеся непременно должны осознавать важность соблюдения правил дорожной безопасности. Они должны твердо усвоить, что соблюдение ПДД - необходимое условие сохранения жизни и здоровья как самих обучающихся, так и окружающих их людей. Практика показывает, что заучивание основных ПДД не гарантирует безопасности на дорогах. Важно, чтобы ребенок мог предвидеть опасность, мыслить и действовать быстро, нестандартно, руководствуясь не только предписаниями ПДД, но и собственными наблюдениями, чувством самосохранения и логикой.  

Основными направлениями изучения ПДД и профилактики ДДТТ являются:

  • ознакомление с окружающим миром (двор, улица, село, город), транспортными средствами (велосипед, гироскутер, сегвей, электросамокат, моноколесо и автомобиль);
  • формирование знаний, умений, навыков и привычек безопасного поведения (внимание и наблюдательность, дисциплинированность, знание ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, умение ориентироваться в дорожной обстановке, развитие координации движения и реакции и т.д.);
  • воспитание дисциплинированности, основанной как на требованиях безопасности дорожно-транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности.

Для повышения качества освоения Программы необходимо:  

  • при планировании занятий по изучению ПДД предусмотреть большее количество часов для практических занятий по выработке навыков безопасного поведения на дороге;
  • во         всех         ДОО         оборудовать         автогородки         (автоплощадки)         для

практических занятий;

  • организовать участие сотрудников ГИБДД в проведении как

теоретических, так и практических занятий;

  • разработать и внедрить систему соревнований на знание ПДД с целью диагностики знаний обучающихся и стимулирования их познавательной активности;
  • обеспечить организацию и проведение конкурсов и акций по безопасности дорожного движения;
  • излагать основы ПДД необходимо в утвердительной форме как руководство к действию (следует объяснять как надо делать, а не как делать нельзя). Педагог должен использовать такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение;
  • для большего образовательного эффекта важно приводить примеры из практики. Они должны быть связаны с темой беседы, возраст нарушителей из примеров должен соответствовать возрасту детей, для которых проводится занятие.
  • следует многократно повторять в различных формах пройденный материал («Повторение – мать учения»). Для формирования устойчивого навыка безопасного поведения нужно напоминать основы ПДД непосредственно перед тем, как переходить дорогу.
  • важно в работе по разъяснению ПДД использовать Паспорт дорожной безопасности ДОО, который имеет практическую значимость и используется для разъяснения детям безопасного движения на маршруте «Дом-ДОО-Дом». Готовый образец паспорта дорожной безопасности Вы можете найти на информационном портале по безопасности дорожного движения Республики Башкортостан - https: //pddrb.ru. 

В Программе даны перечни практических работ, игр и конкурсов, которые педагог может заменить или дополнить другими, выполняющими те же задачи обучения, развития и воспитания обучающихся.

Рекомендуется также освещать ПДД на занятиях труда, изобразительного искусства, физической культуры, письма и т.п.

В Программу можно вносить изменения и дополнения с учетом учебноматериальной базы и развивающей среды. Развивающая среда, обеспечивающая эффективное изучение основ безопасного дорожного движения, включает в себя макеты улиц города, наборы транспорта, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры.

Программа предполагает проведение дополнительных творческих конкурсов и акций. Эти дополнительные мероприятия позволят укрепить мотивацию детей и родителей к обучению:

  • «Мой безопасный город» - семейный фотоконкурс на тему дорожных ловушек. Суть конкурса – в поиске и фотофиксации дорожных ловушек в городе/на улице/во дворе и составлении рекомендаций для детей и взрослых относительно правил поведения в ситуации дорожных ловушек.  
  • «Стать заметней!» - фотоконкурс, посвященный безопасности в темное время суток и использованию световозвращающих элементов. Задача участников конкурса – изготовить креативный световозвращающий элемент и сделать семейное фото с поделкой.
  • «Катаюсь безопасно!» - конкурс видеороликов по безопасному управлению современными детскими транспортными средствами и историй на эту тему.
  • «Мы за безопасную дорогу» - конкурс детских рисунков в форме социальной рекламы и мотивационных писем от детей-пешеходов водителям о важности соблюдения ПДД  и культуре безопасного вождения.

Данный комплексный подход к изучению безопасного поведения на дорогах даст возможность сформировать у детей устойчивый навык безопасного поведения, который станет не отдельным умением, а частью жизни ребенка. Этому будет способствовать совместная работа детей и родителей, включение темы безопасного поведения на дорогах в другие виды деятельности ребенка в ДОУ, творческие конкурсы и акции по теме.

 

2.5. Приложения  

 

Вопросы к итоговому тестированию:

1. Для чего необходимо знать правила безопасного поведения на дорогах и улицах? 

  1. для того чтобы защитить свою жизнь и здоровье;
  2. для того чтобы взрослые не ругались;
  3. для того чтобы не наказал милиционер.

 

2. В каком случае можно переходить дорогу на регулируемом перекрестке?

  1. когда все окружающие переходят;
  2. когда зажжется зеленый сигнал пешеходного перехода;
  3. когда зажжется зеленый сигнал пешеходного перехода, и все машины остановятся.

 

3. Кому нужны дорожные знаки?

1. водителям и пешеходам; 2. пешеходам;

  1. взрослым.

 

  1. Где должны ходить пешеходы в городе?  
  1. по середине проезжей части;
  2. по тротуарам и пешеходным дорожкам;
  3. по краю проезжей части.

 

5. Как называется часть дороги, предназначенная для проезда машин.

  1. проезжая часть; 
  2. улица;
  3. шоссе.

 

6. Как на проезжей части дороги называются белые широкие полосы разметки, обозначающие переход?

  1. «Тигр»;
  2. «Зебра»;
  3. «Лошадь».

 

7.Как называется техническое средство, регулирующее транспортные и пешеходные потоки?

  1. семафор;
  2. маячок;
  3. светофор.

 

8. Какой сигнал светофора разрешает движение?

  1. красный;
  2. желтый;
  3. зеленый. 

 

9. Где следует переходить дорогу при отсутствии пешеходного перехода?

  1. под прямым углом к обочине, где дорога просматривается в обе стороны, и нет транспорта;
  2. рядом с остановившимся транспортом;
  3. в любом месте, где захочется.

 

10. У тебя есть велосипед, на котором ты можешь кататься:

  1. по тротуару;
  2. по проезжей части дороги;
  3. только во дворе и специально отведенных площадках, где нет транспортного движения.

 

 

Описание 

дидактических игр при изучении правил дорожного движения.

 

Игра № 1. Сравни знаки.

Обучающимся выдаются пары дорожных знаков. Сначала  они  должны сказать, чем знаки похожи, а затем чем они отличаются.

Игра № 2. Найди такой же знак.

Обучающемуся выдается набор карточек со знаками, среди которых есть повторяющиеся. За определенное время он должен найти пары повторяющихся знаков и дать им правильные названия. 

Игра № 3. Найди ошибки.

Обучающимся выдаются знаки, некоторые из которых изображены неточно, предлагается за определенное время найти неточности и назвать те знаки, в которых они были допущены.          

Игра № 4. Запомни знак.

Обучающимся         выдаются         наборы         карточек.         Учитель         показывает демонстрационную карточку с одним из знаков, учащиеся по памяти отыскать в своем наборе такую же и назвать знак, изображенный на ней. Игра № 5. Дорисуй знак.

Обучающимся выдаются наборы знаков, которые изображены не полностью.         Предлагается         закончить         изображение         знаков,         назвать         их (возможно несколько вариантов).

Игра № 6. Мозаика.

Обучающимся выдаются наборы разрезанных карточек с изображением знаков. Предлагается за определенное время сложить знаки и назвать их.

 

Игра № 7. Угадай знак.

Выбирается ведущий. Ему предлагается описать изображение какого либо знака. Остальные обучающиеся угадывают знак, показывают карточки с соответствующим изображением. Называют загаданный знак.

Творческий проект «Пропаганда ПДД».

Игра № 8. Светофорики.

Обучающимся выданы сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Педагог или ведущий показывает какой-либо знак и дает ему название (верное или ошибочное). Если название верное, учащиеся показывают зеленый сигнал, если ошибочное – красный.

Игра № 9. Угадай, как нас зовут.

Вариант 1. Педагог или ведущий показывает знак, учащиеся дают ему Название.

Вариант 2. Педагог или ведущий называет знак, учащиеся показывают карточку с его изображением.

Игра № 10. Путешествие по городу.

Обучающимся выдается набор карточек. Предлагается составить рассказ о путешествии по городу, на улицах которого встречаются эти знаки.

Игра № 11. Наши помощники.

Обучающимся предлагается одна из ролей на выбор: турист, водитель машины, больной, воспитанник детского сада, велосипедист и т. д. Необходимо выбрать те знаки, которые будут помогать им в пути, назвать их, составить рассказ о «знаках-помощниках».  

Игра № 12. Кроссворд.

Предлагаются картинки с изображением транспортных средств Инструкция: впиши названия видов транспорта в клеточки кроссворда. Если все подобрано верно, ты прочитаешь зашифрованную фразу.

Примечание: на картинках изображены: 1. груЗовик; 2. саНи; 3.

трАмвай; 4. раКета; 5. мотоЦикл; 6. лайНер; 7. Автобус; 8. маШина; 9. таксИ; 10. теплохоД; 11. веРтолет; 12. троллейбУс; 13. поеЗд; 14. Ь 15. Яхта.

Ответ: ЗНАКИ – НАШИ ДРУЗЬЯ.  

Игра № 15. Мяч соседу.

Игроки становятся по кругу лицом в центр на расстоянии шага друг от друга. Игрок называет знак из любой группы, затем передает мяч соседусправа, тот, поймав мяч, называет знак из той же группы. Затем называет знак из любой другой группы и передает мяч соседу справа, который называет знак из той же группы, а затем из другой и т. д.

Игра № 16. Игра со скакалкой.

Игрок, вращая скакалку, на каждый прыжок называет один дорожный знак из любой группы.  Игру можно усложнить, если предложить игрокам называть знаки, принадлежащие к одной определенной группе знаков. Игру можно проводить в форме соревнования  между  отдельными участниками или командами.

Игра № 17. Найди друзей.

Игрокам выдается карточка с изображением знака принадлежащего к одной из групп. За определенное время, участникам предлагается объединитьсяв группы по какому-либо признаку, и назвать этот признак. Примечание: объединение может быть выполнено по группам знаков; по цвету; по форме и т.д.

Игра № 18. Домино.

Участникам раздаются карточки домино, которые состоят из двух частей: на одной половинке каждой карточки изображен знак, на другой написано название некоторого другого знака. В ходе игры учащиеся имеют право выкладывать  цепочку из карточек, совмещая изображение знака на одной карточке с его правильным названием на другой карточке, при этом совмещать знак со знаком или название с названием запрещается.  

Игра № 19. Лото.

Игрокам выдаются карточки лото, на которых изображены дорожные знаки и фишки. Ведущему выдается набор карточек с названием знаков. Ведущий зачитывает название знака, игроки закрывают фишками его изображение на соответствующих карточках. Побеждает игрок, первым закрывший знаки на своих карточках.

Игра № 20. Перекресток (вариант 1).

Учащиеся играют на макете с изображением улиц, перекрестков. Каждый учащийся руководит движением одной из фигурок: пешехода, автомобиля, велосипедиста, регулировщика, светофора и т.д.  

По сигналу регулировщика  или светофора игроки начинают движение соответствующих фигурок. После окончания игры ситуации разбираются: участники объясняют, почему именно так они руководили транспортным средством, пешеходом и т.д.

Игра № 21. Перекресток (вариант 2).

Учащиеся играют на размеченной площадке с дорожными знаками вклассе, спортивном зале или спортивной площадке на улице. Каждый учащийся играет роль, какого-либо транспортного средства, пешехода, или регулировщика. По сигналу регулировщика или светофора «транспортные средства», пешеходы приходят в движение. Затем ситуация анализируется.

Игра № 22. Расставь дорожные знаки.

Перед игроками игровое поле с изображенными на нем улицами, перекрестками, школой, больницей, столовой и т.д. Учащимся предлагается расставить дорожные знаки, а затем объяснить выбранный способ.  Рекомендации по использованию игр; 

  1. Правильный отбор игр позволяет их использовать на различных типах занятий: от изучения нового материала до занятий обобщения и систематизации знаний.
  2. Игры возможно применять на различных этапах занятий: от этапа организации начала учебного занятия до этапа самостоятельной работы и рефлексии.

Игра «Автоинспектор и водители» В игре участвуют 5-6 человек.

На площадке для игры проводятся мелом 4-5 параллельных линий, означающих этапы движения. Игроки (водители) ставят свои машины

(стулья) за последней линией и рассаживаются на них. У водителей имеются талоны удостоверений водителей (прямоугольники из картона). С противоположной стороны площадки лицом к водителям садится автоинспектор с табличками дорожных знаков и ножницами в руках. Эти ножницы нужны для просечки прав у водителя-нарушителя. Автоинспектор поочередно побывает водителям дорожные знаки. Водитель, правильно объяснивший что предписывает данный знак, продвигается до следующей черты Водитель, несумевший объяснить это, получает прокол (ножницами отрезает уголок прав водителя) и замечание автоинспектора, его машина остается на месте. Игрок, получивший четыре прокола, выбывает из игры. Водитель, прошедший все этапы без замечаний, становится автоинспектором водителем. Игра повторяется. В ыбы в ши е и з и гры в оди т ели по луч а ют но вы е талоны прав водителя и включаются в игру.  

 

Игра «ДА или НЕТ»

Педагог или кто-нибудь из ребят проходит между рядами обращается то к одному, то к другому обучающемуся с каким-нибудь вопросом. Например, «Ты переходишь дорогу на красный свет светофора?», «Ты катаешься на самокате во дворе?», «Говорят, что ты уступаешь в транспорте место старшим. Это правда?» Отвечать надо быстро, кратко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе»), отвечая отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте место старшим»). Можно также поощрять справившихся жетонами и в конце игры посчитать, у кого больше всего набрано жетонов.

 

Игра «Перекресток»

Ведущий встает в центре перекрестка – это светофор. Дети делятся на две группы – пешеходы и автомобили. Раздается свисток ведущего. Перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если допускаются нарушения правил дорожного движения, ведущий свистит, называет имя нарушителя. Тот выбывает из игры. Побеждают те, у кого не будет ошибок.

 

Задачи Пети Светофорова

 

ЗАДАЧА 1. Во дворе Федя встретил своего друга Сашу. Саша предложил ему: «Хочешь на «зебру» посмотреть?» Саша, схватив Федю за руку, поспешил к дороге, где ездили машины, автобусы, троллейбусы…

Как ты думаешь, почему мальчики пошли смотреть «зебру» не в зоопарк, а на улицу? Объясни.  

 

ЗАДАЧА 2. Каждый раз, когда мы подходим к оживленному перекрестку, нас встречает __________________. То зеленым светом моргнет, то красным сияет. Объясни, для чего этот предмет находится на перекрестке.

 

ЗАДАЧА 3. Однажды Петя Светофоров переходил проезжую часть улицы на зеленый сигнал светофора. И вдруг зелёный огонёк быстро-быстро заморгал и переключился на жёлтый. Что должен делать пешеход в такой ситуации: идти вперед на противоположную сторону улицы или вернуться назад к тротуару?

Расскажи о правилах перехода регулируемых перекрёстков.

ЗАДАЧА 4. Подошли ребята к перекрёстку и замерли от удивления. Светофор, как всегда моргал, но только одним своим глазом – жёлтым подавал сигналы для водителей и пешеходов. «Наверное, сломался», – подумали ребята.  

Как ты думаешь, что случилось со светофором?

ЗАДАЧА 5. Однажды Петя Светофоров гулял по улице, как вдруг услышал звук сирены. К перекрестку, поблескивая маячком, быстро двигайся автомобиль ГИБДД, ведя за собой колонну автобусов. Эта машина не остановилась на красный свет светофора, а продолжила движение вперёд.  За ней двигалась вереница автобусов.

Как ты думаешь, почему водитель автомобиля ГИБДД не остановился на красный сигнал светофора?          

Каким ещё автомобилям разрешено двигаться на красный свет?

Как должны поступать пешеходы, услышав звуковой сигнал спецмашин?

ЗАДАЧА 6. Как только выпал первый снег, все ребята помчались во двор. Все рады первому снегу. А Федя взял санки и побежал к горке, горки рядом – у дороги. Влез Федя на горку, сел на санки и – помчался вниз! Но вдруг из-за поворота выскочила машина.

Как ты думаешь, что могло случиться?

Где можно кататься на санках, лыжах, коньках?

ЗАДАЧА 7. Шёл Петя как-то с ребятами по тихой улице. Машин на ней мало, перекресток без светофора. Подошли к перекрёстку и только собрались

переходить улицу, как Петя сказал: «Подождите, пропустим машину»  и действительно, поворачивает автомобиль. Удивились ребята, спрашивают-

«Как ты догадался?»

Как автомобили могут «разговаривать» с пешеходами? Как автомобиль «сказал» о повороте?

ЗАДАЧА 8. Может быть, ты отгадаешь загадку? Загадка была такая: Какой островок находится на суше?

ЗАДАЧА 9. Федя с друзьями играл в футбол. Место для игры выбрали недалеко от улицы. Федя так увлёкся игрой, что не заметил, как с мячом оказался вне поля. Удар! И мяч полетел, только не в ворота, а прямо на улицу Мальчик бросился за ним...

Что может случиться с Федей? Скажи, где можно играть с мячом?

 

 

 

 

 

 

 

3. Список литературы 

  1. Асянова         С.Р.,         Ижбулатова         Э.А.         Организация         учебно-

воспитательной работы по формированию у детей и подростков устойчивых стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах. – Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2011. – 60 с.

  1. Асянова С.Р., Ижбулатова Э.А. Основные направления формирования целенаправленной положительной мотивации правильного поведения на дорогах. – Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2011. – 67 с.
  2. Асянова, С.Р. Система формирования культуры безопасного поведения детей на дорогах // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы V Международной научно-практической конференции. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – С. 271–275.
  3. Бадагуев, Б.Т. Эксплуатация транспортных средств (организация и безопасность движения): Практическое пособие / Б.Т. Бадагуев. – М.: АльфаПресс, 2017. – 240 с.
  4. Бадагуев, Б.Т. Эксплуатация транспортных средств (организация и безопасность движения) / Б.Т. Бадагуев. – М.: Альфа-Пресс, 2018. – 240 с.
  5. Бадагуев, Б.Т. Безопасность дорожного движения: Приказы, инструкции журналы, положения / Б.Т. Бадагуев. – М.: Альфа-Пресс, 2017. – 264 с.
  6. Гуревич, А. В. Безопасность ребенка в большом городе:

педагогические и социальные технологии [Текст] / А. В. Гуревич, Е. В. Хижнякова, Э. С. Акопова. – М., 2012. – 116 с.

  1. Добрякова, В.А. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга [Текст] / В.А. Добрякова. –- М., 2016. – 99 с.
  2. Зернов Н.Г. Как предупредить детский травматизм [Текст]/Н.Г. Зернов, А.Е. Ковригин//Особенности развития и гигиена дошкольника. – М.: Знание, 2017. – 76 с.
  3. Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено.

Познавательные игры с дошколятами и школьниками. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. – 258 с.

  1. ПДД для детей / Под ред. Т. Дегтяревой. - М.: ЭКСМО, 2013. - 176

с. М.: ИД Третий Рим, 2014. – 64 с.

  1. Профилактика ДДТТ в образовательной организации. Ляпина Е.Ю. Чернова И.А. Трунова А.В. Волгоград: Издательство «Учитель»,  2015. –237 с.
  2. Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних. Кузнецова Н.М. Издательство УТ «Альфа принт» 2016 год. 84 с.
  3. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора [Текст] Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 2013. – 95 с.
  4. Сахно Д. Ознакомление дошкольников и младших школьников с

ПДД  [Текст]/ Д. Сахно. – М., 2017. – 23 с.

  1. Сборник документов и методических рекомендаций по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Сост. Панов Н.А., Чикулаева В.В., Якушечкина Е.В. – СПб.: АППО, 2013. – 176 с.
  2. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В., Новиков А.В. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения. – СПб, 2001.
  3. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В. О некоторых ошибках в преподавании Правил дорожного движения.- СПб, 2001 г.

 

 

Интернет-ресурсы

  1. Всероссийский сайт ЮИД России- https://yuid.ru/ 
  2. Всероссийская         газета         «Добрая         Дорога         Детства»         -

https://www.dddgazeta.ru/about/ 

  1. Экспертный         центр         «Движение         без         опасности»         -

https://bezdtp.ru/bezdtp/ru/ 

  1. Информационный портал по безопасности дорожного движения

Республики Башкортостан - https://pddrb.ru/ 

  1. Информационный портал системы дополнительного образования

детей - http://dopedu.ru/; 

  1. Сайт         государственной         автоинспекции         РФ: 

http://www.gibddnso.ru/news/2013_06_28/; 

  1. Правила дорожного движения. Первая медицинская помощь при ДТП: http://gai.eu.com/pervaya-pomoshh-pri-dtp; 
  2. Портал детской безопасности: http://www.spas-extreme.ru/; 
  3. Сайт         федеральной         целевой         программы         «Повышение

безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»:  http://www.fcppbdd.ru/. 

 

Электронные образовательные ресурсы 

  1. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС - http://www.zavantag.com/docs/1824/index-322868.html. 
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».  http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ 
  3. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан» - http://www.rg.ru/2013/07/17/bashkiriya-zakon696-reg-dok.html. 

 

  

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...