Занятие по окружающему миру
план-конспект занятия по обж
«Безопасное поведение на водоёмах»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_bezopasnoe_povedenie_na_vodoemah.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Безопасное поведение на водоёмах»
Цель: формирование у детей представлений о правильном, безопасном поведении на воде. Вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми во время отдыха у водоёма и для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи:
Образовательные:
дать понятие детям, что вода бывает другом, а бывает и врагом;
сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность»;
объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определённые правила безопасности.
Развивающие:
формировать умение реально оценивать возможную опасность;
помочь детям запомнить правила безопасности на воде;
развивать творческие способности дошкольников.
Воспитательные:
воспитывать у детей культуру поведения во время отдыха у водоёма, проводить профилактику несчастных случаев на воде;
воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
создать условия для формирования таких личностных качеств как: ответственность, уважение к себе и окружающим, коммуникативность.
Методы и приёмы работы:
Наглядные методы создают представление о теме безопасности на воде и обсуждаемых ситуациях. Созданы презентация, картотека «Безопасность на воде», подобраны фотографии и зарисовки водоёмов и пляжей на них, знак «купаться запрещено», картинки для составления рассказов «Правила поведения на воде», иллюстративный материал с заданием, сделана подборка мультфильмов по теме «Безопасность на воде для детей», оформлены памятка для родителей «На пляж с ребёнком» и тематический уголок «Азбука безопасности на воде».
Проблемные ситуации
Как избежать опасных ситуаций на водоёмах и как с ними справиться?
Как оказать помощь при несчастных и опасных случаях на водоемах?
Ход занятия:
Воспитатель:
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
Звучит музыка из передачи ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Воспитатель:
Вы скоро пойдете в школу, и я решила собрать «клуб знатоков». К нам он прислал вопросы, на которые вам придется ответить. А тема у нас вами будет «Безопасное поведение на водоёмах». Посмотрите, на доске прикреплены конверты с вопросами. С помощью кубика необходимо определить, на какой вопрос следует отвечать.
Вода добрый друг и помощник человека. Давайте послушаем стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдете
и в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
и водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.
Воспитатель: А где мы можем встретить воду в природе? (ответы детей)
Воспитатель: Верно. В пруду, в водоеме, озере, океане, реке, дожде и т.д.
Поговорим мы сегодня с вами о безопасном поведении у водоемов зимой, весной и летом.
Итак, наша игра начинается. Знатоки, вы готовы? (ответ детей)
Первый раунд (кидаем кубик, какая сторона выпадет, под тем номером и открывается тема, если выпадает «В», то ребята задают друг другу вопрос на смекалку).
Правила поведения на воде
Безопасное пребывание на водоёмах
Об опасных паводках
Чтобы лето было безопасным
Меры предосторожности на льду
Вопрос на смекалку
Правила поведения на воде
Воспитатель: Представьте, вы пришли на берег реки или озера летом. Согласитесь, жара, солнце, хочется искупаться. Поплескаться, поплавать. Умеете ли плавать? (ответы детей.) Умение держаться на воде необходимо любому человеку. Недаром древние греки считали неграмотными тех людей, которые не умели читать и плавать.
Итак, вопрос? Вспомните и расскажите по карточкам правила поведения на воде? (на столе лежат картинки, дети должны взять и рассказать правила)
(Воспитатель по ходу ответов детей комментирует и добавляет или задает наводящие вопросы)
Воспитатель: Не нужно купаться в незнакомом месте, особенно там, где нет других купальщиков.
-нельзя забегать в воду, не зная её дна. Ведь дно реки или озера может таить немало опасностей: затопленная коряга, осколки стекла, острые жестянки, глубокие ямы.
-прежде чем заходить в воду, посмотрите как она выглядит. Если цвет и запах не такие, как обычно, купаться в ней нельзя.
-купаться можно только в сопровождении кого-то из взрослых.
-нельзя нырять и далеко заплывать в незнакомых местах.
Правила поведения на воде (карточки)
купаться только под присмотром взрослых.
не купаться в незнакомых местах
купаться можно только в специально оборудованных местах.
во время купания не хватайте друг друга за руки и ноги.
Воспитатель: Молодцы! Вспомнили правила поведения на водоеме. Играем дальше.
Безопасное пребывание на водоёмах
Но представьте, мы с вами летом пришли на водоем или озеро и захотели купаться… вопрос? Какими спасательными средствами мы воспользуемся для безопасного купания на воде? (перед детьми лежат карточки с предметами, необходимо выбрать нужные и рассказать для чего они используются)
Воспитатель: молодцы! Теперь мы будем соблюдать правила купания на водоёме.
Об опасных паводках
Игра «Капельки»
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.
Дети хаотично гуляют по кругу.
Воспитатель: Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.
Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом
Воспитатель: А теперь ручеек течет и впадает в море.
Дети берутся за руки и образуют большой круг.
Воспитатель: Наш круг может менять форму, как и вода
Круг из детей вытягивается в овал.
Воспитатель: Итак, каждый из вас – капелька воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже невозможно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара.
Дети бегают по группе.
Воспитатель: А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее.
Дети обнимают друг друга.
Чтобы лето было безопасным
Воспитатель: Вспомнили мы с вами правила поведения на водоеме. Но, представьте, что мы увидели тонущего человека в пруду - мы с вами что будем делать? (ответ детей). Правильно! Использовать спасательные средства.
Мы будем использовать основные спасательные средства.
(На столе, перед детьми, лежат картинки с изображением предметов. Необходимо выбрать основные спасательные средства, и рассказать, как ими пользоваться)
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились.
Мы с вами ответили на все вопросы. И теперь в заключении поиграем.
Игра «можно - нельзя» (Воспитатель задает вопросы).
Если ответ «да», то дети хлопают в ладоши и кивают. Если «нет», то топают ногами и грозят пальчиком.
Вопросы.
1. Можно купаться под присмотром взрослых?
2. Можно выплывать за буйки?
3. Можно хватать друг друга за ноги?
4. Можно брызгать воду в лицо?
5. Можно плавать вдоль берега?
6. Нужно ли спрашивать у родителей разрешение, чтобы купаться?
7. Можно ли прыгать на льду?
5. Меры предосторожности на льду
Представьте себе неосторожного человека, который идет по неокрепшему еще льду. И вдруг слышит, что лед начал трещать. Как вы думаете, что надо ему делать? (ответ детей)
Воспитатель: Весной, когда начинает пригревать солнышко, лед становится рыхлым, вода просачивается через него, затопляет сделанные на нем следы.
Итак, вопрос? Рассказать правила безопасности на льду водоема в зимний период (на столе лежат картинки, дети должны взять и рассказать правила, воспитатель по ходу ответов детей комментирует и добавляет или задает наводящие вопросы)
1. Не выходите на тонкий лед в начале зимы и в начале весны.
2. Лед весной ломается бесшумно, в начале зимы с треском и хрустом.
3. Передвигаться по льду только по натоптанным тропинкам.
4. Надо брать с собой палку и прощупывать перед собой путь.
5. В начале зимы наиболее опасна середина водоема, а в конце участки у берега.
6.Менее прочным лед бывает там, где:
-наметены сугробы
-растут кусты
-трава вмерзла в лед
-бьют ключи
-быстрое течение
-в реку впадает ручей
-в водоем впадают сливные воды с фермы или фабрики.
Воспитатель: действительно «Знатоки». Все правильно рассказали. Теперь зимой мы с вами не окажемся в беде на льду. Верно?
Вопрос на смекалку. Знатоки должны знать все про воду.
Отгадайте загадки.
1. Она бежит, струится
На солнце серебрится
Склонились молчаливо
Над ней густые ивы (река)
2.Он слегка затянут ряской,
Струйки не бегут,
Заколдован, будто в сказке,
Старый, тихий … (пруд)
3. Плещет теплая волна
В берега из чугуна
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате? (ванна)
4.В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)
5. Кругом вода, а с питьем беда.
(Море).
6.В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется.
(Река).
7.Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
(Болото)
8. Бежала-шумела,
Заснула – заблестела.
(Река подо льдом)
9. Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая.
(Озеро, пруд)
Физкультминутка «Шаловливые сосульки»
Шаловливые сосульки (Руки поставить на пояс и весело подпрыгивать.)
Сели на карниз. (Приседание или сесть на ковер, на пол, на стульчик)
Шаловливые сосульки (Подъем и опускание плеч)
Посмотрели вниз. (Руку приставить как козырек и посмотреть вниз вдаль)
Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами)
Стали каплями кидаться. (Руками изображаем это действие)
Две сосульки вниз смотрели (повторяем движение – руку приставить как козырек ко лбу и посмотреть вниз)
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять голову вправо – влево.)
Кап-кап, дзинь – дзинь.
И на солнышке звенели
И…растаяли!!! (Расслабленно сесть, руки и ноги болтаются).
За участие в игре каждый получает наклейку и звание
«знатока» правил безопасного поведения на воде.
На этом наша игра заканчивается. Спасибо за игру.
Конспект занятия по ОБЖ для старших дошкольников "Безопасность на воде"
Цель:
Формирование у детей представление о правилах безопасного поведения на воде.
Задачи:
1. Расширять представления о причинах несчастных случаев на воде, действиях в случае опасности.
2. Развивать способность помогать и сочувствовать людям.
3. Воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на воде.
Оборудование: карточки с картинками, глобус.
Ход занятия
Ребята, хочу вас поприветствовать и предложить беседу, а вот о чем будет беседа, вам предстоит отгадать!
«Отгадай загадку»
Она бежит, струится,
Струйки не бегут.
Склонились молчаливо,
Над ней густые ивы. (Река.)
Педагог: - Ребята, сегодня мы поговорим о воде. Посмотрите на карту мира. Какой краски на ней больше всего? (Синей и голубой)
- Правильно. Что на физической карте отмечают таким цветом? (Воду – реки, моря, озера, океаны).
В нашей области большое количество водоемов, на которых можно прекрасно отдохнуть в летнее время или зимой.
Вода – добрый друг и помощник человека. Но бывают ситуации, когда вода может стать для человека врагом.
Для чего вы идете к водоему зимой? (Покататься на коньках).
Как вы думаете, что может произойти в зимний период, когда вода покрыта льдом? (В зимнее время, можно провалиться под него)
Правильно, в такие периоды следует помнить, что на льду легко провалиться,
Скажите, а весной можно ходить на водоемы? (нельзя)
Почему? (потому что лед тает)
Правильно, молодцы. Лед тает, ломается и можно легко утонуть.
Давайте мы с вами составим правила поведения на воде в холодное время года. Вы будете называть, а я буду записывать.
1. Нельзя ходить без родителей.
2. Не выходите на лед во время весеннего паводка.
3. Не стойте на обрывистых и подмытых берегах - они могут обвалиться.
4. Не подходите близко к ямам, котловинам.
5. Перед выходом на лед нужно проверить его прочность.
В: Как можно проверить лед на прочность? (достаточно легкого удара, чтобы убедиться в этом)
Хорошо, молодцы. Правила мы записали. А вот как поступить, если случай уже произошел, и человек уже упал в воду?
(Если вы оказались свидетелем несчастного случая на реке или озере, то не теряйтесь, не убегайте домой, а громко зовите на помощь, взрослые услышат и помогут выручить из беды)
Воспитатель: Молодцы! Что-то мы немножко засиделись, давай разомнемся немножко!
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).
Воспитатель: -В какое время года вы чаще всего стремитесь к водоемам? (Летом)
-Почему летом? (Летом жарко и хочется искупаться, поплавать на чем-нибудь).
Вы купались летом?
Умеете плавать?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что бы купаться, тоже нужно соблюдать определенные правила Безопасного поведения.
Давайте мы тоже запишем, какие правила нужно соблюдать в летнее время?
1) Самое главное правило: когда мы купаемся, рядом должны быть взрослые.
2) Нельзя нырять в незнакомых местах.
3) Нельзя заплывать далеко.
4) Играя в воде, даже в шутку нельзя "топить" своих друзей.
Воспитатель: - Молодцы! А вы знаете что такое "буек". Что оно обозначает?
Буек – поплавок, выставляемый для обозначения места постановки сетей, указание чего-либо на воде.
Воспитатель: - Правильно. Дно за буйками может представлять опасность – можно пораниться, а также, заплыв за буйки, вы можете попасть под проплывающее мимо морское или речное судно, капитан которого никак не ожидает встретить вас в этом месте.
Воспитатель: Вот такие правила безопасности их должны знать все дети и взрослые.
Ребята а с какими людьми вы можете встретиться, на берегу которые помогают купающим (Со спасателями, водолазами).
Воспитатель: Правильно. Кто такие спасатели? (Летом мы часто видим их у реки. Они наблюдают за поведением людей и оказывают помощь, если кому-то вдруг стало плохо, человек начал тонуть)
- Это очень сложная и ответственная работа, поэтому постарайтесь вести себя так, чтобы спасателям не пришлось выручать из беды вас.
Воспитатель: Ребята посмотрите на картинки, и ответьте на вопрос что нужно взять с собой на речку отправляясь купаться?
(Жилет, спасательный круг)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как мы можем помочь человеку, который начал тонуть? (Сразу надо кричать: "Человек тонет!" – чтобы привлечь внимание; Бросить ему спасательный круг, веревку)
Воспитатель: А что делать, если сам начал тонуть? (самое главное – не паниковать. В этом случае появляется возможность сэкономить силы, сохранить дыхание, позвать на помощь и какое-то время удержаться на воде).
Воспитатель: И в окончании нашей беседы, давайте нарисуем спасательные круги.
Социально-коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры и игровые ситуации «У водоёма», «Место для купания», «Спасатели», «Дети в лодке», «Учимся плавать»
- Иллюстративный материал для оформления тематического уголка в группе «Азбука безопасности на воде»
Художественно-эстетическое развитие
- Рассматривание иллюстрации на тему «Вода – это жизнь, вода – это опасность!»
- Мультфильмы «Место для купания», «За бортом» из серии «Азбука безопасности. Смешарики».
- Иллюстративный материал с заданием «Правильно? – Неправильно?»
- Мультфильм «Уроки Осторожности – Водоёмы» из серии «Уроки тётушки Совы»
- НОД по рисованию «Безопасность у водоёма»
- Отгадывание загадок о воде.
- Рассматривание картины «Наводнение».
Физическое развитие
- Подвижные игры «Не замочи ног», «Через ручеек», « Море волнуется раз...»
Взаимодействие с родителями
- Памятка для родителей «На пляж с ребёнком!»
- Буклет «Безопасность на воде»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»
Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»
Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...
Занятие по окружающему миру. «Ребёнок и окружающий мир» в средней группе на тему «Цветы на подоконнике»
Цели. Учить рассматриванию комнатных цветов, посаженных в уголке природе в группе:Закрепить знания названий комнатных растений. Дать об одном растении необходимую информацию.Развивать речь, мышление. ...
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...
Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий" в средней группе
Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий"...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...
Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»
В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...