Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге
статья по обж (старшая группа)

БОРЗОВА АЛЬБИНА ЮРЬЕВНА

Статья посвящена формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге

   Дороги, транспорт – реалии сегодняшнего дня. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают и будут увеличиваться в дальнейшем.

Нынешним детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности автомобильного движения, а потому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность.

В России число пострадавших детей в дорожно-транспортных проишествиях в расчёте на сто тысяч человек населения в два раза больше, чем во Франции и Германии, три раза больше, чем в Италии. Количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в 10 раз больше, чем в Англии, и в 30 раз больше, чем в Италии.

На территории Чувашской Республики ситуация в области безопасности дорожного движения также сложная. По данным УГИБДД МВД по ЧР в 2012 году зарегистрировано 1738 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 288 человек. С участием детей произошло 212 случаев ДТП, где погибло 12, ранено 220 детей, из них в возрасте до 7 лет погибло 6, ранено 64 человек.  По вине самих детей произошло 69 ДТП.

По статистике чаще всего страдают дети-пешеходы. Они составляют более половины пострадавших в ДТП детей. Факторами возникновения  ДТП с участием детей-дошкольников являются чаще всего особенности психофизиологического развития детей дошкольного возраста, несоблюдение детьми Правил дорожного движения, и, конечно, недостаточно качественная подготовка детей в семье, в ДОУ к ответственному и грамотному поведению на улице, дороге.

      Цифры и причины ДТП заставляют задумываться. Проблема становится всё более актуальной и решение её - задача всех заинтересованных структур: Госавтоинспекции, родителей, социальных институтов, школ и , конечно же, дошкольных учреждений.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте .

     Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного обучения культуре безопасного поведения на улице, педагогический коллектив ДОУ №23 в тесном сотрудничестве с родителями  целенаправленно работает по проблеме обучения детей дошкольного возраста  правилам дорожного движения.

В рамках реализации работы в этом направлении мною был создан долгосрочный проект «Азбука безопасного поведения» по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте, который рассчитан на восемь месяцев, с октября по май месяцы.

Участники проекта – дети старшего дошкольного возраста, педагоги и специалисты ДОУ, родители воспитанников, сотрудники ГИБДД, социальные институты.

Создание данного проекта вызвано потребностью детей ДОУ, их родителей, педагогов:

- в повышении качества знаний правил дорожного движения;

- в создании единого образовательного пространства, включающего детей, педагогов, родителей, социальные институты:

- в приобретении практических навыков дорожной грамоты.

Цель проекта: создание системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста устойчивые знания и прочные навыки культурного и безопасного поведения на улице, дороге и в транспорте.

Задачи проекта:

  • Разработать систему непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевого, художественно-эстетического, двигательно-активного цикла, направленные на ознакомление и закрепление у детей  знаний обо всех участниках дорожного движения, Правил дорожного движения и правил поведения на дороге;
  • Создать предметно-развивающую среду, включающую несколько модульных пространств (уголок безопасности «Светофорик», мини-библиотека «Школа светофорных наук», уголок творчества «Умники», театрально-игровой центр «Мальвина») с целью формирования у детей старшего  дошкольного возраста навыков поведения на улице и дорогах;
  • Сформировать у детей  умения применять полученные знания  в жизни;
  • Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными, осторожными и осмотрительными на улице;
  • Добиваться, чтобы не было ни одного случая  попадания  детей в дорожно-транспортные происшествия;
  • Создать мультимедийные материалы для  закрепления у детей культуры поведения в дорожно-транспортном процессе и  привития у них  устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
  • Активизировать  пропагандистскую деятельность среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

Прогнозируемый результат:

  • Создаются необходимые условия для организации совместной деятельности с педагогами, родителями, социальными институтами по охране и безопасности жизни детей;
  • Расширяются у детей представления об окружающей дорожной среде, правил дорожного движения, правил поведения на улице, дороге, в транспорте.
  • Формируется у детей спокойное, уверенное, ответственное, безопасное поведение в дорожно-транспортной среде.
  • Дошкольники научатся видеть опасные ситуации на дороге и обходить их.
  • У детей формируется целостное отношение к ЗОЖ и осознание значения соблюдения ПДД.
  • Укрепляются связи семьи с сотрудниками МДОУ, с сотрудниками ГИБДД;

Вся работа по реализации проекта основана на следующих  принципах: - индивидуальный и дифференцированный подход;                                    - принцип взаимодействия «дети - дорожная среда»;                                   - принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного проишествия;                                                          - принцип возрастной  и социальной безопасности;                                    - принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.

Проект проходил в три этапа:                                                                         I этап: подготовительный                                                                                 II этап: практический                                                                                          III этап: итоговый.

   На подготовительном этапе была проанализирована программно

методическое обеспечение по проблеме, изучена исследования и передовой опыт педагогов-новаторов А.А. Вдовиченко, Л.П. Анастасовой, Н.И.Клементьевой, педагогическая технология ДОУ №158 г.Чебоксары и ДОУ №43 г. Новочебоксарска, проанализирована внутренняя среда ДОУ, проведена анкетный опрос родителей воспитанников по теме «Дорога и безопасность ваших детей», проведена диагностика уровня знаний детей правил дорожного движения и правил поведения на дороге.                                                                      

      Анализ анкет родителей воспитанников показал, что 80% родителей понимают, что работа по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге эффективно только при совместной работе семьи и ДОУ, 64% - постоянно говорят своим детям о необходимости соблюдения правил дорожного движения, 38% - иногда, 32% - сами родители не соблюдают ПДД, 35% - не знают, как объяснить правила поведения на дороге своему ребёнку.

     Результаты диагностики уровня знаний детей правил дорожного движения и правил поведения на дороге показали, что  детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем знаний - 40%, со средним – 40%, с низким – 20%.

     На этом же этапе дети, педагоги и родители были ознакомлены идеей проекта «Азбука безопасного поведения», разработана система работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте, составлен план кружковой работы с детьми «Юный пешеход» и клуба для родителей «Островок безопасности», составлен план создания предметно-развивающей среды.                                                                                                      На практическом этапе реализации проекта была проведена работа с детьми, педагогами, родителями и социальными институтами. Был проведен цикл совместной деятельности воспитателя с детьми познавательно-речевого цикла, такие, как «Нужно слушаться без спора указаний светофора», «Юные пешеходы», « Пассажиром быть не просто», «Путешествие в страну дорожных знаков», урок безопасности «Красный, желтый, зеленый» совместно с детской библиотекой им. Х.Степанова и т.д., беседы «Машины бывают разные», «Зачем пешеходам дорожные знаки?», «Что значит «соблюдать Правила дорожного движения»?», «Культурное поведение на транспорте – что это значит?», чтение художественных произведений Г.Юрмина «Любопытный мышонок», С.Михалкова «Скверная история», Н.Носова «Автомобиль», сказок. Огромное место занимают  целевые прогулки по улицам города, к проезжей части дороги, к регулируемому перекрёстку, на остановку общественного транспорта и экскурсии по улицам города на автобусе и в музей ГИБДД. Также была проведена совместная деятельность взрослого и детей изобразительно-творческого, двигательно-активного, музыкально-развлекательного цикла: рисование на тему «Я по улицам иду», «Всем, кто любит погулять, нужно помнить, нужно знать Правила движения!», «Придумай новый дорожный знак», аппликация на тему «Строгий светофор», «Говорящие знаки», «Моя семья соблюдает ПДД», лепка на тему «Я еду, еду, еду», «Умные машины» и т.д., конструирование из строительного, бросового материала, крупногабаритных модулей. Для закрепления знаний дорожной грамоты и формирования навыков безопасного поведения были проведены спортивные и музыкальные досуги, развлечения, различные встречи : спортивный досуги « Правила дорожные - правила надёжные», «Счастливый случай», «Дорожная азбука», спортивно-музыкальное развлечения «Уважайте светофор» с детским садом №131, «Школа светофорных наук» с приглашением инспектора ДПС ГИБДД по Чувашии Ивановой Н.И., встреча с актёрами ЧГ ТЮЗ и просмотр спектакля «Когда поют светофоры». Для эффективности воспитательно-образовательного процесса по данной проблеме мною были разработаны и использованы авторские мультимедийные фильмы «Дорожная азбука», «Путешествие Знайки по улице», «Светофорик приглашает» и т. д.

      Педагоги ДОУ активно участвовали в реализации проекта. С ними был проведен семинар-практикум «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методический час «Что должен знать воспитатель по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма?», консультация «Как научить дошкольника не попадать в дорожные «ловушки», мастер-класс «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по изучению ПДД в ДОУ», совместный с родителями и детьми праздник « Счастливый случай».

    Проект реализовался в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Было проведено родительское собрание «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге», консультация «Нужно ли детям знать Правила дорожного движения?», «Типичные ошибки детей при переходе через дорогу», дни открытых дверей, неделя безопасности, конкурс плакатов «Знай! Помни! Соблюдай!», занятия клуба для родителей «Островок безопасности», оформлены красочные брошюры «Как использовать прогулку для привития ребёнку навыков безопасного поведения на дороге», « Пример родителей – лучший учитель», «Как переходить с ребёнком через дорогу» и т.д.

      В выполнении проекта активно привлекались и социальные институты: детская библиотека им. Х.Степанова, ЧГ ТЮЗ, органы ГИБДД. Были проведены совместные мероприятия такие, как «Урок безопасности», викторина «Знаешь ли ты…» и т.д.

     На заключительном этапе было проведено повторное анкетирование родителей воспитанников, итоговая диагностика  уровня знаний детей правил дорожного движения и правил безопасного  поведения на дороге, в транспорте по методика Деркунской  В.А., проведена «Неделя безопасности», включающая выставку детских рисунков «Новые дорожные знаки», родительских плакатов «Знай! Помни! Соблюдай!», музыкально – спортивный праздник «Посвящение в пешеходы».

     Повторное анкетирование показало, что уже 100% родителей  понимают, что работа по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге эффективно только при совместной работе семьи и ДОУ, 100% родителей постоянно напоминают своим детям о необходимости соблюдения правил дорожного движения, никто из родителей не нарушает правила дорожного движения, все осознают степень ответственности за жизнь ребёнка.

      Итоговое диагностирование детей выявила эффективность реализации проекта. 60% детей показали высокий уровень знаний правил дорожного движения  и правил поведения на дороге, на улице, в транспорте, 40% - средний уровень, с низким уровнем не оказалось ни одного ребёнка.

     Предложенный проект – попытка показать на практике систему  работы по обучению детей старшего дошкольного возраста основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

    Используемые в ходе работы над реализацией проекта формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Надеюсь, что данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов МДОУ, родителей, позволит доступно разъяснять детям правила дорожного движения и правила поведения  на дороге, в общественном транспорте.

Литература:

  1. Авдеева, Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина, Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  2. Белая, К.Ю., Зимонина, В.Н., Кондрыкинская, Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской республике./ Сост. Р.Б.Кузьмина, М.А.Капустина. –Чеб.: «КЛИО», 1998.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге" Май 2016г

Проект был создан и осуществлён с целью формирования у детей умения пользоваться и следить за своим поведением в окружающей дорожно-транспортной среде....

Статья из опыта работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»

 Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знани...

Наименование педагогического опыта: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах».

Наименование педагогического опыта:«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах»....

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»

Целью  работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде....

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения ».

Размещена работа на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения »....