План - конспект ОД Что такое вулканы?
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Знакомство детей с природным явлением – вулкан и правилами безопасности при его извержении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_od_chto_takoe_vulkany.docx40.88 КБ

Предварительный просмотр:

СП ГБОУ СОШ с. Белозерки «Детский сад №15 «Колобок»»

Конспект образовательной деятельности

по познавательному развитию

с детьми  подготовительной группы.

Тема: «Что такое вулканы?»

Воспитатель: Бондяева Татьяна Яковлевна.

 

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие.

Цель: знакомство детей с природным явлением – вулкан и правилами безопасности при его извержении

 Задачи: - Формировать элементарные представления  о строении земли (Познавательное развитие)

- Развивать  эмоционально-положительное  отношение  к  познанию  окружающего  мира; (Познавательное развитие)

- Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление  о  происхождении и  строении вулканов, а так же их разновидности и отличиях (Познавательное развитие)

- Формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана; (Познавательное развитие)

- Формировать умение правильного  обращения с химическими веществами; (Познавательное развитие)

- Упражнять детей в чтении схем-моделей. (Познавательное развитие)

- Стимулировать  желание  детей  экспериментировать; (Познавательное развитие)

- В процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности; (Познавательное развитие)

- Закрепить умение выявлять свойства материалов, (пемза). (Познавательное развитие)

- Закреплять правила безопасного поведения во время проведения опытов (Познавательное развитие)

- Формировать представление детей о опасности возникающей при извержении вулкана. (Познавательное развитие)

- Формировать представления о пользе вулканических извержений  (Познавательное развитие)

- Развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя. (Речевое развитие)

- Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию. (Социально – коммуникативное развитие)

Познакомить с правилами безопасности при ЧС «Извержение вулкана» (Социально – коммуникативное развитие)

Дать представление о названии профессии занимающейся изучением вулканов(Социально – коммуникативное развитие)

Методы и приемы:

- практический: опыт, физминутка, игра, оформление результатов исследования

- наглядный: рассматривание, показ, просмотр

- словесный: беседа, вопросы, пояснения, рассказ

Предварительная работа.

Изготовление макета вулкан, просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=2KLOyFszbhk Извержение вулкана! Грандиозное и разрушительное природное явление!

Материалы и оборудование:

на каждого ребенка: журнал для оформления результатов исследования, фломастеры трех цветов (красный, желтый, зеленый) макет вулкана, 5 стаканчиков, пищевая сода 2 ст.ложки, лимонная кислота 1ст.ложка, красный краситель 1 ч.ложка, моющее средство 1 ч.ложка, коктельная трубочка, 1 стакан воды, кусок ткани органза 20*20.

Организация взаимодействия по видам детской деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Сюрпризный момент, игра «Сложи картинки»

Коммуникативная

Беседа, вопросы, рассказ, пояснения

Двигательная

Физминутка  «Вулканы»,  «По дорожке мы шагали»

Познавательно – исследовательская

Опыты «Движение земной коры», «Извержение вулкана», «Буря в стакане», обследование камня вулканической природы «пемзы», оформление результатов исследования

Логика образовательной деятельности

Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

Мотивационно - организационный

Сюрпризный момент

 Сообщает, что для них прислали приглашение в исследовательский центр «От чего и почему», а вот что будут там изучать, узнают когда выполнят задания из присланного журнала. Приглашает отправиться в путь, подводит детей к столам, сообщает, что добрались они до исследовательского центра, предлагает занять места

Выслушивают педагога, соглашаются с предложением педагога, слушают текст физминутки выполняют движения, подходят вместе с педагогом к столам, рассаживаются на стульчики

                  Деятельностный

Закреплять правила безопасного поведения во время проведения опытов

Развивать  эмоционально-положительное  отношение  к  познанию  окружающего  мира;

Развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя

Формировать элементарные представления  о строении земли

Стимулировать  желание  детей  экспериментировать

Игра «Сложи картинки».

  Знают правила безопасного поведения при обследовании предметов и во время проведения опытов с ними.

   Проявляют эмоционально – положительное отношение к познанию окружающего мира.

   Внимательно слушают педагога, реагируют на обращения, используют доступные речевые средства в ответах на вопросы воспитателя.

Имеют элементарные представления  о строении земли

Проявляют интерес к экспериментам с различными  видами материалов

         Напоминает детям, что в любом исследовательском центре, в любой лаборатории существуют  правила которые необходимо соблюдать всем, просит их назвать, дополняет ответы детей (приложение 1.)

         Раздает журнал для внесения результатов исследования и предлагает открыть первую страничку и сложить на ней правильно кусочки картинки (Земля вид из космоса; строение земли). Задает вопросы по ней для подведения детей к теме исследования и дополнения необходимой информации.

Что изображено на картинке?

Что на ней обозначают синим цветом?

А что обозначают зеленым, желтым, коричневым?

А что же такое горы?

А из чего состоят горы?

Откуда берутся горы?

Поясняет, что чтобы ответить на этот вопрос нужно знать строение земли, раздает картинки с изображением строения земли, предлагает прикрепить картинку рядом с планетой, просит внимательно рассмотреть эту картинку, попутно поясняет ее. (приложение 2.)

     Земля состоит из нескольких слоев. В нутрии Земли находится ядро, которое окружено самым толстым слоем мантией, поверх ее располагается верхний слой – земная кора, которая состоит примерно из 20 малых плит. Эти плиты как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества слоя мантии, а вещество называют магмой. Эти плиты постоянно находятся в движении хотя мы этого и не замечаем, они могуг вздрагивать, растрескиваться, опускаться, то собираться складками. В результате чего и образуются острова, горы. Предлагает попробовать создать горы  самим. Организовывает и рассказывает последовательность действий для выполнения опыта «Движение плит земной коры» (приложение 3). После выполнения детьми необходимых действий поясняет их результат.  - Вы видите, как наша «земля» морщится, горбится, и начинают расти «горы», а между ними образуются глубокие «ущелья», а вот когда одна плита находит на другую, на них что получилось? (Горы). Примерно так происходит и в природе.

    Называют правила поведения при обследовании предметов и при проведении опытов с ними

    Открывают журнал на первой странице, складывают картинку, рассматривают ее, отвечают на вопросы педагога:

 - Наша планета Земля,

- Моря, океаны, реки.

- Суша, пустыни, горы.

- Это возвышенности, высокие холмы.

- Горы состоят из камней

   Прикрепляют картинку «Строение земли», рассматривают ее, слушают пояснения педагога  

Берут кусочек ткани, расстилают перед собой, поверх нее опускают ладони и не отрывая ладоней, с усилием сдвигают ладони  вместе с тканью друг к другу или в разные стороны создавая складки из ткани.

Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление  о  происхождении и  строении вулканов, а так же их разновидности и отличиях

Формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

Рассказ «Что такое вулкан»

Имеют представление о понятии «вулкан», их происхождении и  строении вулканов, а так же их разновидности и отличиях

Имеют представление о природном явлении – извержении вулкана;

    Просит перевернуть на 2 страничку журнала на которой изображены вулканы в различной фазе активности и в различных местах земли. (приложение 4) Рассказывает, что в некоторых местах на Земле есть необычные горы, обращает внимание на картинки. Они называются вулканами. Рассказывает где они могут находиться и как они различаются по степени активности. Предлагает взять маркеры красного, желтого и зеленого цвета и закрасить кружочки возле картинки действующего вулкана красным, возле спящего вулкана – желтым, возле потухшего – зеленым цветом

   Просит открыть следующую страничку на которой изображен действующий вулкан и вулкан в разрезе.

Рассказывает что начинает происходить когда начинается извержение вулкана и чем оно заканчивается, как может происходить извержение, затем поясняет на что похож вулкан, из каких частей состоит и от чего зависит форма вулкана. Предлагает взять фломастер и пронумеровать последовательность извержения вулкана. Для затрудняющихся задает наводящие вопросы. С чего начинается извержение вулкана? Что происходит дальше? Что остаётся после извержения вулкана? Хвалит детей за проделанную работу, предлагает немного размяться

Переворачивают страничку, рассматривают изображения вулканических гор, слушают рассказ педагога, раскрашивают кружочки у картинок в соответствующие цвета.

Открывают следующую страничку, рассматривают ее, слушают рассказ педагога о последовательности извержения вулкана, о составляющих его частях, нумеруют последовательность извержения

Физминутка «Вулканы»

Приглашает детей на палас, читает текст физминутки, показывает движения. (приложение 5)

Встают на палас, слушают текст, выполняют движения

Снятие физического напряжения

 В процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

Формировать умение правильного  обращения с химическими веществами;

Упражнять детей в чтении схем-моделей о последовательности выполнения опыта.

Закрепить умение выявлять свойства материалов.

Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

«Лабораторные исследования – опыты»

В процессе экспериментирования проявляют следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

Умеют  правильно  обращаться с химическими веществами во время опыта;

Проявляют умение чтения схем – моделей о последовательности выполнения опыта.

Проявляют устойчивое  эмоционально-положительное самочувствие и активность в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

- Молодцы. Замечательно у нас получилось изобразить извержение вулкана, предлагает самим в лабораторных условиях создать извержение вулкана на суше. Приглашает за столы. Напоминает правила безопасного поведения в лаборатории. Просит открыть 4 страницу журнала, рассмотреть ее внимательно.(приложение 6.)

    Опыт «Извержение вулкана»

Из предложенного инвентаря рассказывает как собрать макет вулкана, какие вещества, в каком количестве и в какой последовательности взять, смешать, высыпая в жерло макета вулкана, вывод оформить на странице 4, из двух предложенных форм вулкана зачеркнуть ненужный.

     Напоминает, что извержение вулканов бывают не только на суше, но и под водой. Предлагает сымитировать такой  вид извержения вулкана. (приложение 7.)

    Опыт «Буря в стакане»

Хотите посмотреть, как это происходит? Предлагаю сделать извержение подводного вулкана, хотите? Тогда возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте.

   Предлагает открыть 5 страницу журнала. «Изучение пемзы»

     Поясняет, что  на воздухе лава постепенно остывает и твердеет, получаются камни с «пузырьками», пемза и он  лежит у вас на столах в емкости, предлагает взять  его в руки  и внимательно рассмотреть  его . Что есть у этого камня? Погладьте его, какой он на ощупь? Имеет запах?

Опустите его в емкость с водой. Что произошло с камнем? А почему он не утонул? Предлагает оформить результаты обследования камня вулканического происхождения в журнал.

Присаживаются за столы, слушают педагога, рассматривают 4 страницу журнала, из предложенных материалов собирают макет и с опорой на схему составления раствора  выполняют опыт. По окончании на странице оформляют вывод  по опыту.

Выслушивают педагога и проводят следующий опыт

Слушают пояснения педагога, берут пемзу рассматривают выделяют явные особенности камня, содержит много дырочек, шершавый, не пахнет, легкий, плавает в воде, потому что в дырочках спрятался воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким, выбирают картинки с выделенными свойствами камня и прикрепляют на страничке

Формировать представление детей о опасности возникающей при извержении вулкана.

Познакомить с правилами безопасности при ЧС «Извержение вулкана»

 

Дать представление о названии профессии занимающейся изучением вулканов

Формировать представления о пользе вулканических извержений

Мозговой штурм

«Плюсы и минусы извержения вулкана»

Имеют представление о опасности возникающей при извержении вулкана.

Знакомы с правилами безопасности при ЧС «Извержение вулкана»

 

Знают название профессии занимающейся изучением вулканов

Имеют представления о пользе вулканических извержений

    Напоминает о просмотренном накануне видео. Спрашивает, о  каких опасностях возникающих при извержении вулкана они узнали из видео, предлагает рассмотреть страничку журнала «Осторожно, извержение вулкана!» и вычеркнуть лишние предложенные варианты, после чего предлагает перевернуть страницу  на  «Правила действий при ЧС «извержение вулкана»»  и рассмотрев условные обозначения, рассказать, что нужно делать в такой ситуации.

     После чего предлагает рассмотреть следующую  страницу журнала и поясняет что для того чтобы оградить людей от опасности которую несет действующий вулкан и узнать какую пользу может принести окружающему миру это явление существует такая профессия как «Вулканологи» и предлагает внимательно подумать и на следующей страничке журнала, из предложенных карточек выбрать нужные для заполнения страницы о пользе извержения вулкана. Если дети затрудняются с выбором, задает наводящие вопросы.(приложение 8.) Хвалит детей за выполненные задания, сообщает о завершении на сегодня исследовательской деятельности, предлагает отправиться в группу.

 Вспоминают просмотренное видео накануне, из предложенных картинок выбирают те, на которых изображена опасность для человека создающаяся при извержении вулкана, взрывы, потоки лавы, пирокластические потоки, пеплопады, лахары, вулканические молнии. Переворачивают страничку, рассматривают алгоритм, рассказывают последовательность действий в ЧС.

     Проговаривают название профессии изучающей вулканы

По на водящим вопросам или самостоятельно выбирают картинки с изображением полезных качеств вулканической деятельности

                                           Заключительный

Опрос «Что мы изучали в исследовательском центре»

Читает текст физминутки «По дорожке мы шагали» (приложение 9) выводит детей из –за столов на палас, задает им вопросы о проделанной работе

Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

А что мы сегодня изучали?

Какие опыты мы сегодня выполняли?

Что понравилось больше всего?

Я рада, что вам очень понравилось, и вы были такие активные, внимательные, любознательные, большие молодцы!

Выполняют движения, собираются на паласе, отвечают на вопросы педагога

Литература.

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебно – методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021.-144с.

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина – 2-е изд., испр.- Москва: Творческий центр Сфера, 2018.192с.  

3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.-112с.

Интернет – ресурсы:

1. География для самых маленьких. Вулканы. http://club.umnitsa.ru/node/358497/360726

2. Делаем вулкан дома http://www.tigrulki.ru/2010/09/11/delaem-vulkan-doma/

3.Извержение вулкана! Грандиозное и разрушительное природное явление! https://www.youtube.com/watch?v=2KLOyFszbhk 

4. Книга опытов для дошкольников  http://detsad-kitty.ru/lessons/598-kniga-opytov-dlya-doshkolnikov.html

5. Почему извергается вулкан? http://elementy.ru/email/2130490

Приложение 1.

«Правила безопасного поведения при обследовании предметов и во время проведения опытов с ними»

- Надо работать аккуратно, не спеша;

- Ничего не брать в рот;

- Не нюхать;

- Быть внимательными;

- все исследования выполнять в строгой последовательности;

- Быть осторожными.

Приложение 2.

Рассказ «Строение земли»

Земля состоит из нескольких слоев. В нутрии Земли находится ядро желтого цвета, оно так и называется - ядро земли. Оно состоит из двух половинок: внутреннее – твердое, и внешнее – жидкое. Пока планета вращается в привычном темпе, внутри ядро делает свои обороты, образуя магнитное поле. А температура  химических реакций происходящих в нем достигает 6 тысяч градусов.

   Мы живем на наружном слое, самом тонком, который называется земная кора. Кора состоит примерно из 20 малых плит. Эти плиты как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества, среднего слоя земли, который называется мантия, а вещество называют магмой. Эти плиты постоянно находятся в движении хотя мы этого и не замечаем,  вздрагивают, растрескиваются, то опускаются, то собираются складками.В результате образуются острова, горы.

Приложение 3

Опыт «Движение земной коры»

Возьмите ткань и представьте, что это — земная кора. Теперь приведите в движение «земную кору».

(Предлагает взять кусочек ткани, положить ее перед собой, разровнять и положить поверх нее ладони и не отрывая ладоней, с усилием попытаться сдвинуть ладони  вместе с тканью друг к другу или в разные стороны создавая складки из нее)

Дети выполняют движения под платком.

Воспитатель: Вы видите, как наша «земля» морщится, горбится, и начинают расти «горы», а между ними образуются глубокие «ущелья», а вот когда одна плита находит на другую, на них что получилось? (Горы). Примерно так происходит и в природе.

Приложение 4

Рассказ «Что такое вулкан»

В  некоторых местах на Земле есть необычные горы и они называются вулканами. А находиться они могут не только на земле но и подводой. По своей активности вулканы бывают :

- Действующие - это которые  извергают лаву.

- Потухшие - не извергающие лаву очень продолжительное время

- Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.

Когда вулканы «спят», то мало чем отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.

     На что похож вулкан?

Вулкан – это большая гора с крутыми склонами

На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красно-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана – называется лавой.

Как происходит извержение вулкана?

         Извержение вулканов может проходить по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».

Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.

А форма вулкана будет зависеть от густоты магмы во время извержения, более жидкая успеет далеко растечся от жерла, более густая так далеко растечся не успеет.

Приложение 5.

Физминутка «Вулканы»

Вулканы начали играть

Из жерла лаву извергать.

Вулкан гремит1 вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать-

Огонь в нем начал угасать.

Последний раз огнем дыхнул –

И на десятки лет уснул.

Приложение 6.

Опыт «Извержение вулкана»

Воспитатель: Для опыта понадобиться  стакан, конус с отверстием в которое вставляется стакан и не проваливается ниже верхнего бортика стакана, поддон. Три чайных ложки пищевой соды и две чайных ложки лимонной кислоты, смешанных с красным пищевым красителем. Добавим их прямо в жерло нашего макета вулкана.  Поставьте перед собой тарелочку, в которой находится макет вулкана, добавьте в него все вещества и ждем реакции. Скорость реакции может быть быстрой и бурной.

Воспитатель: Что вытекает из вулкана? Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность.

Приложение 7

Опыт «Буря в стакане»

Нам потребуются стакан с водой и соломинка для сока или коктеля, затем возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте

Приложение8

Наводящие вопросы о пользе вулканической деятельности для окружающего.

Почему вокруг спящего вулкана такая обильная растительность?(Вокруг вулкана плодородная почва.)

После прогорания костра остается пепел, зола который является удобрением для растений, похож ли вулканический пепел на пепел от костра и можно ли его использовать так же? (Пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы).

Встречали ли вы камень пемзы у себя дома, для чего его используют? (Как косметическое средство по отшелушиванию кожи),

Какой вид деятельности можно организовать для приезжающих на непродолжительное время в местность спящих вулканов? (Экскурсии )

Приложение 9

Физминутка «По дорожке мы шагали»

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело мы идём вперёд,

Где детский сад уже нас ждёт.

Когда в группу мы пришли,

Можно крикнуть «1, 2, 3».)

 

                   

     

               

           

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по экологическому воспитанию с детьми средней возрастной группы ДОУ "Что такое лес?"

Формирование осознанно правильного отношения к природе в современном мире приобретает ещё большую значимость в связи с тем, что зачастую взгляд ребёнка останавливается на ярких обложках журналов, игру...

План-конспект дидактической игры экологической направленности "Кто такой?"

знание особенностей внешнего вида диких животных...

План -конспект НОД "Такие разные деревья"

План конспект НОД по ФГТ в средней группе...

План - конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе .Тема: «Что такое дружба?»

Материал содержит две таблицы: "Формы и методы совместной деятельности", "Логика образовательной деятельности"....

План - конспект тематической недели "ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПТИЦЫ"

План-конспект тематической недели "Такие разные птицы" рассчитан на детей старшей группы детского сада (5-6 лет). Составлен подробно, с прикрепленными фотографиями и необходимыми текстами. В...

План -конспект НОД "Что такое натюрморт?"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста...

План на неделю " Что такое хорошо и что такое плохо"

Формировать элементарных представлдений детей о культуре поведения....