Проект "Азбука безопасности"
проект по обж (средняя группа)

Проект "Азбука безопасности" в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_azbuka_bezopasnosti.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 25

ПРОЕКТ
«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

                                                                               Подготовила:

                                                                                    воспитатель Степанова Н.В.

с. Успенское, 2021 – 2022 уч.г.

Проект в средней группе «Азбука безопасности».

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, групповой.

Продолжительность: долгосрочный.

Срок реализации: октябрь 2021 года – май 2022 года.

Участники проекта:  дети средней группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: формировать у детей знания и навыки безопасного поведения в быту и на улице.

Задачи:

  • расширять и закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о правилах пожарной безопасности, о правилах общения с незнакомыми людьми.
  • обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного их использования;
  • развивать способность практически применять полученные знания;
  • развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира;
  • развивать творческие способности детей;
  • воспитывать ответственное отношение детей к потенциально опасным ситуациям;
  • привлечь внимание родителей к вопросам безопасности детей и участию в совместной проектной деятельности.

Актуальность

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Желание выглядеть взрослее приводит к тому, что дошкольник пробует взять на себя новые обязанности, нарушает выполнявшиеся ранее правила.

Ребенок не видит потенциальную опасность, не знает реальных свойств предметов, не различает жизненные и игровые ситуации. А его повышенная двигательная активность в сочетании с эмоциональностью и любопытством могут стать причиной попадания в опасные ситуации. Поэтому важным направлением работы ДОУ является формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Содержание проекта:

Работа по реализации данного проекта осуществляется по тематическим блокам:

I блок – «Дорожная безопасность»

II блок – «Пожарная безопасность»

III блок – «Безопасность в общении»

блок - «Дорожная безопасность»

знакомить детей с устройством городских улиц, основными правилами дорожного движения, моделями культурного и безопасного поведения участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, водителей), стимулировать включение полученной информации в игровое взаимодействие;

познакомить детей со значением дорожных знаков, способствовать умению детей понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;

вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на улице, дорогах;

формировать представления о потенциально опасных ситуациях, возникающих в различных погодных условиях.

развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде;

воспитывать в детях грамотных пешеходов;

активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

блок «Пожарная безопасность»

обогащать и систематизировать представления детей о факторах потенциальной опасности в быту, учить соблюдать правила безопасного поведения, знакомить с моделями поведения в проблемных ситуациях;

расширять знания дошкольников о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного их использования;

продолжить знакомство с профессией пожарного, воспитывать чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях;

способствовать овладению приёмами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;

прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара;

воспитывать чувство осторожности и самосохранения;

воспитывать ответственное отношение к соблюдению соответствующих правил;

привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте.

блок «Безопасность в общении»

в ходе чтения произведений художественной литературы, наблюдений, анализа ситуаций подводить детей к пониманию правил поведения при контакте с незнакомыми людьми, формировать осознанное отношение к собственной безопасности в общении;

обогащать коммуникативный опыт в ситуациях общения со сверстниками, старшими детьми, взрослыми, формировать элементарные умения, связанные с пониманием побуждений партнеров по взаимодействию, проявляемыми ими чувствами;

формировать представления о правах и обязанностях ребенка, о доступных дошкольнику способах защиты своих прав, учить выявлять наиболее очевидные факты их нарушения.

Работа по реализации данных блоков планируется осуществлять в совместной деятельности детей, родителей и педагогов, а также в индивидуальной работе.

Эффективность работы будет зависеть от выбранных форм и методов работы с детьми.

Основные формы работы с воспитанниками:

виртуальные экскурсии с использованием ИКТ, экскурсии в пожарную часть (совместно с родителями), игровые ситуации на участке и др.;

встречи с работниками, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей (пожарный, медицинский работник, полицейский);

работа по углубленному изучению правил безопасного поведения у дошкольников;

беседы,

развлечения.

Для реализации задач данного проекта используются методы и приемы, способствующие активизации проявлений у дошкольников осознанного отношения к окружающему миру, поддержке детской любознательности и социализации дошкольника в целом.

Методы работы:

Наглядный

просмотр видео, презентаций;

демонстрационный материал;

наблюдение;

рассматривание схем, иллюстраций, информационных плакатов;

Словесный

чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок;

беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение;

исследование предметов, материалов, способов изготовления;

Практический

Показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения.

Экспериментирование направленно на помощь ребенку приобрести новые знания.

Моделирование направлено на прогнозирование и моделирование ситуаций и их разнообразных вариантов и способов решения.

Метод сотрудничества направлен на активное взаимодействие педагога и ребенка.

Этапы проекта:

Первый этап (подготовительный) – октябрь 2021 г.

изучение и рассмотрение теоретических источников, освещающих тему обучения дошкольников безопасному поведению в социуме;

определение целей и задач исследования;

разработка перспективного плана деятельности по обучению детей основам собственной безопасности;

разработка методического материала работы по теме (разработка конспектов, обогащение дидактического материала).

Второй этап (деятельностный) - ноябрь 2021 г. – апрель 2022 г.

реализация основных направлений проекта, в соответствии с перспективным планом;

разработка диагностического инструментария мониторинга по определению уровня знаний, умений и навыков адекватного поведения детей в опасных ситуациях.

разработка диагностического инструментария по работе с родителями в данном направлении;

мониторинг усвоения детьми знаний по основам безопасного поведения в социуме.

анализ результатов образовательной деятельности, характеризующий усвоение детьми знаний по основам безопасного поведения в социуме.

подборка и разработка методического сопровождения для родителей по различным темам.

Третий этап (итоговый) – май 2022 г.

анализ эффективности реализованной работы по проекту;

обобщение и распространение опыта работы на уровне учреждения;

систематизация разработанного методического материала;

создание презентации.

Предполагаемые итоги проекта

Ребенок знает: имя, фамилию, адрес;

значения номеров телефона 101, 102, 103, 112.

Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома и правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.

Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми.

Наиболее безопасный путь в детский сад и домой.

Правила перехода дороги. Правила перехода дороги.

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.

Правила поведения в парках, скверах, в лесу, у водоемов.

Опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.

К концу проекта ребенок должен уметь:

Выбрать наиболее безопасный путь в детский сад и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика. Ориентироваться в дорожных знаках.

Правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства.

Правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами и осами).

Правильно вести себя при возникновении пожара в доме.

План реализации проекта

Тема

Содержание

Методы и формы

Ноябрь, декабрь

Спасательные

службы

Дать представления о службах спасения 101, 102, 103, 112.

Уточнить представления о профессиях пожарного, врача, полицейского, спасательных служб.

Воспитывать нравственные качества, вызвать желание помочь людям в беде.

Беседа о службах, помогающих людям в беде - милиция, пожарные, скорая помощь.

Беседы «Если случилась беда».

 «Безопасность в нашей группе».

Чтение  художественной литературы

 С. Михалков «Дядя Стёпа»

 В. Маяковский «Кем быть?»

С. Маршак «Пожар».

«Дорожная безопасность»

Правила дорожного движения, работа ГИБДД, безопасный маршрут от дома до детского сада

        Виртуальная экскурсия к светофору, пешеходному переходу. Рассматривание иллюстраций «Улица города».

Беседы: 

«Безопасное поведение на улице»,

«Всем ребятам надо знать, как по улице шагать».

Обсуждение опасных ситуаций.

Чтение художественной литературы:

Б. Житков «Что я видел»,

 С. Маршак «В снег и дождь...»,

 С. Михалков «Светофор»,

Я. Пишумов «Посмотрите, постовой...», Н. Сорокин «Переход»,

В. Семернин «Запрещается - разрешается»,

загадки о транспорте, правилах дорожного движения.

Дидактические игры: 

«Верно - неверно»,

«Светофор»,

«Дорожные знаки»,

«Найди дорожный знак»,

«Собери знак»,

Лото «Дорожные знаки»,

Домино «Дорожные знаки»

Сюжетно-ролевые игры:

«Водители и пешеходы»

«Поездка на автобусе»

«Идем в гости»

«Поездка в лес»

Январь, февраль

«Пожарная безопасность»

Формирование знаний о правилах безопасности при общении с бытовыми приборами, незнакомыми предметами.

Закрепление правил пожарной безопасности, поведения во время пожара.

Формирование знаний о профессии пожарного

Беседы «Один дома»

«Где живет электричество»,

 «Бытовые приборы».

«Незнакомые предметы на улице».

 «Ситуации, которые могут привести к беде»

«Наш друг – огнетушитель»

«Спички не тронь – в спичках огонь»

«Пожарный – профессия героическая»

«Мчится пожарная машина по помощь»

«Труд пожарных»

«Как происходят пожары»

«Костер в лесу»

«Что делать при пожаре»

«О пользе бытовых электроприборов и правилах пользования ими»

Сюжетно-ролевые игры:

«Пожарная часть»

«Пожарные»

Познавательная викторина:

«Наш друг – огонь, наш враг - огонь»

Дидактические игры:

«Профессии»

«Холодные – горячие предметы»

«Что нужно пожарному для работы»

«Пожарная безопасность» (лото)

«Назови причины пожара»

«Выбери нужное»

«Хорошо - плохо»

«Предметы – источники пожара»

«Четвертый лишний»

«Закончи предложение»

Настольно – печатные игры:

Домино «Юный пожарный»

Подвижные игры:

«Земля, вода, огонь, воздух»

«Огонь»

Чтение художественной литературы

Т. А. Шорыгиной «Неосторожная резвушка» обсуждение, 

Г. Блинов «Сто бед и непослушная розетка».

«Если рядом огонь».

Игровые ситуации 

«Вызываем спецслужбу по телефону»

 «Будь внимательным»

Дидактические игры

«Диалоги по телефону»

«Слушай внимательно»

«Подскажи словечко»

«Сложи картинку»

«Опасные предметы»

«Что нужно пожарным?»

«Хорошо – плохо»

«Подбери картинку к профессии»

Сюжетно-ролевые игры

«Готовимся к приходу гостей» с использованием моделей бытовой техники»,

«Мы — пожарные»,

Март - апрель

«Безопасность в общении»

Ребенок и другие люди: опасность контактов с незнакомыми людьми, как избежать насилия со стороны взрослых, к кому можно обратиться за помощью.

Рассматривание иллюстраций.

Беседы «Внимание незнакомец!».

«Незнакомый человек в лифте, подъезде, на улице»

«Как бы вы поступили в данной ситуации».

Игровые ситуации: «Если я потерялся на улице»,

«Незнакомец предлагает игрушку», «Незнакомец зовет покататься на красивой машине»,

 «Кому из взрослых можно доверять?»

«Если в дверь позвонили».

Чтение художественной литературы С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»,

Ш. Перро «Красная шапочка», «Белоснежка»,

 р.н.с. «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», Колобок», «Волк и семеро козлят»,

 С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер»,

Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки».

Дидактические игры

«Добрый и злой человек»

«Доскажи словечко!»,

 «Можно – нельзя»,

«Помоги сказочным героям»,

«Знакомый, свой, чужой»,

«Собери картинку».

Настольный театр

«Три поросёнка»,

«Волк и семеро козлят»;

Сюжетно-ролевые игры 

«Поездка в магазин»

Итоговое мероприятие

Викторина «Правила безопасности».

Работа с родителями:

1. Консультации: «Безопасность в вашем доме»,

«Оставлять ли ребенка одного дома».

2. Беседы: «Как избежать неприятностей дома», «Опасные ситуации в жизни детей».

3. Экскурсия в пожарную часть.

III Заключительный этап

Анализ результатов работы

Благодаря проекту дети получили и усвоили элементарные знания о правилах поведения на дороге, во время пожара, в общении с незнакомыми людьми, научились применять полученные знания в различных игровых ситуациях, в повседневной жизни. Дети стали проявлять интерес к собственной безопасности и сохранению здоровья. Дошкольники  ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару, знакомы с сигналами светофора. Имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения.

Ребята знают свои фамилии, имена, домашний адрес и номера телефонов экстренных служб.

Работа в проекте позволила донести до каждого ребенка необходимость неукоснительного выполнения правил, как залога его здоровья и безопасности.

Совместно с родителями дети посетили пожарную часть, где они увидели пожарную машину, настоящее оборудование, спецодежду, познакомились с пожарными.

Совместная работа воспитателей и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами безопасности и их соблюдению в жизни, позволил сделать процесс приобщения детей к правилам безопасности более значимым, доступным и интересным.

Литература

  1. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М.: "Издательство Скрипторий", 2007.
  2. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/Хромцова Т.А. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  3. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. – М.: Просвещение, 2007.
  4. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
  5. Шорыгина Т.А.  Осторожные сказки: Безопасность для малышей.  –  М.: Книголюб, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа

laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...

Расскажите детям о пожарной безопасности с помощью электронных интерактивных пособий («Детям о пожарной безопасности», «Викторина для детей по пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности»)

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...