Огонь
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
расширение представлений детей и формирование навыков безопасного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogon.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Огонь»
(старшая группа)
Цель: расширение представлений детей и формирование навыков безопасного поведения.
Воспитательные задачи: приобщать к элементарным, общепринятым нормам и правилам поведения, воспитывать осторожность при обращении с огнем.
Развивающие задачи: развивать чувство ответственности за свои поступки.
Образовательные задачи: создать условия для расширения представлений детей об огне, его значимости в жизни человека, формировать осознание детьми важности безопасного обращения с огнём.
Основная образовательная область «Безопасность».
Интегрированные образовательные области: коммуникация, познание, физическая культура, здоровье, социализация, музыка.
Методы и приёмы:
Методы: поисково-исследовательские, наглядные, словесные, практические, игровые.
Приёмы: проблемные вопросы, опыты, художественное слово, дидактические игры, подвижные игры, беседа, поощрение, пластический этюд.
Наглядные средства обучения: безопасный подсвечник, свеча, таз с водой, лист бумаги, султанчики, фонограмма: чередующиеся отрывки мелодии спокойного и тревожного характера.
Словарная работа:
Обогащение словаря: доступ воздуха
Активизация словаря: огонь – друг, огонь – враг.
Предварительная работа: изучение методического пособия Н.А. Аралина «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности», подготовка оборудования, чтение детям С.Маршак «Кошкин дом», К.Чуковский «Путаница».
Структура:
I. Вводная часть.
1. Организационный момент – свеча.
2. Сюрпризный момент
3.Проблемная ситуация.
II. Основная часть.
1. Д/и «Огонь – друг, огонь – враг».
2. Пластический этюд.
3. Стихотворение Е.Максимовой «Огонь».
4. Д/и «Назови сказку про огонь ».
5. Физминутка «Кошкин дом»
6. Опыты.
7. П/и «Огонь, вода, земля, ткань».
III. Итог.
Ход образовательной деятельности:
(Дети сидят полукругом на ковре. Воспитатель загадывает загадку):
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает.
Без зубов, а кусает.
- Как вы думаете, о чём эта загадка? (об огне)
(Воспитатель зажигает свечу).
Вот и «Огонёк», что пришёл к нам в гости. Но раз он такой злой, можем мы с ним подружиться?
Как вы считаете, огонь – друг или огонь – враг?
- Давайте поиграем в игру «Огонь – друг, огонь – враг». Разделимся на две команды. Первая команда будет выбирать картинки, где изображено, как нам огонь помогает, а вторая – картинки, где изображено, как огонь может быть опасен (в конце игры каждая команда рассказывает, почему выбрали ту или иную картину)
Ребята, огонь стал помощником для людей, но он всегда таит в себе опасность. Выйдя из повиновения, он становиться бешеным врагом, уничтожающим всё на своём пути. Вот, что однажды случилось с древними людьми (чтение стихотворения Е.Максимовой «Огонь»).
Послушайте, Нины, Марины, Мишутки,
Шутки с огнем – опасные шутки!
Возьмем, к примеру, пещерных людей.
У них было много пещерных детей.
Пещерные люди с охоты пришли.
И вкусного мяса с собой принесли.
Сели погреться они у костра,
И сразу вокруг собралась детвора.
Уставшие взрослые спать прилегли,
А дети тихонько к огню подошли.
Вот факел в руках у детёныша старшего,
Не видят ребята в игрушке – ужасного.
Пылающий факел несут они в лес,
Огонь затрещал и по веткам полез.
Пылают берёзки, пылают осинки!
Несчастные дети бегут по тропинке.
«Тушите, тушите, тушите быстрей! –
Кричат они взрослым. – Огонь у дверей!»
Но быстро огонь пожирает живое.
Взрослые вышли – от леса уголья.
Одно пепелище их взорам открылось
Вот, что из глупой игры получилось.
- Поиграем в игру «Назови сказку про огонь». Кто из вас может назвать сказку или другие произведения, где пожар возник из-за неосторожности или баловства? (Дети размышляют, вспоминают, высказывают предположения: «Кошкин дом», «Путаница и читают вместе отрывок)
«Кошкин дом».
Тили-тили, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром,
Заливает кошки дом.
Ребята, сейчас мы с вами проведём несколько опытов (Воспитатель поджигает свечу. Обращает внимание, что пламя свечи напоминает отблеск тех первобытных костров, которые согревали и спасали людей в древние времена, в пещерах. Детям предлагается поднести руку к свече и почувствовать тепло пламени, но напоминает, что если слишком близко поднести руку к огню можно обжечься).
Опыт 1.
Показать детям, что есть невидимое пламя и оно также опасно. Поднести лист бумаги к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько минут лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.
Вывод: нельзя близко подходить к огню – можно обжечься. Нельзя близко подносить предметы к огню – они могут воспламениться и стать причиной пожара.
Опыт 2.
(Показать детям возможности тушения пламени разными средствами: водой, песком, землёй, плотной тканью. Объяснить в каких случаях их можно использовать).
Оборудование и материалы: поднос и 4 свечи (плоские), вода, песок, земля, плотная ткань.
(Воспитатель ставит на поднос свечу и зажигает её).
- Ребята, представьте, что это пламя костра, вам нужно потушить его. Чем это легко сделать? (водой). Один из детей заливает пламя водой
(опрыскиватель для цветов). А если рядом нет воды, мы можем найти другие средства для тушения. Воспитатель по очереди зажигает свечи и предлагает затушить пламя песком, землей.
- Почему вода, песок, земля, гасит огонь?
- Казалось бы, очень простой вопрос, но на него не так-то легко ответить. Дело в том, что огонь горит на воздухе. Но стоит огню остаться без воздуха, он начинает «задыхаться». Вода, попадая на огонь, превращается в пар, пар оттесняет воздух и без него огонь тухнет. Песок и земля сбивают языки пламени и также перекрывают доступ воздуха к огню. Поэтому не важно, чем тушить огонь – сухим песком, землей или водой. Главное – перекрыть доступ воздуха. Можно погасить пламя и плотной тканью. Например: одеялом, так часто делают, если нужно погасить горящую одежду на человеке. (Воспитатель показывает данный способ тушения свечи.)
Вывод: Огню нужен воздух, без воздуха огонь тухнет.
- А сейчас пришло время играть (подвижная игра «Огонь, вода, земля, ткань»).
- Делимся на две команды. Одни будут изображать огонь, а другие тушить.
Дети встают стайкой, изображают огонь (прыгают, поднимают руки вверх, машут кистями рук). Вторая команда изображает, как тушит огонь лейкой – дети приседают, огонь затухает. Игра продолжается: первая команда изображает огонь, вторая команда изображает, как посыпает огонь землёй (песком) из ведра. Огонь тухнет (дети приседают, замирают). Игра продолжается: первая команда изображает огонь, вторая команда накрывает одеялом. Игра продолжается: команды меняются местами.
- Ребята, можем мы теперь ответить огонь – друг или враг?
Правильно! Огонь – друг. Без него нельзя сварить обед, согреться. Огонь – враг. Если с ним обращаться неправильно, может случиться пожар.
Давайте вспомним правила обращения с огнем:
- Нельзя близко подходить к огню, можно обжечься.
- Нельзя подносить предметы к огню, они могут загореться.
- Огонь можно потушить, если перекрыть ему доступ воздуха.
Молодцы! огонек рад, что вы с ним подружились. Он не будет вас обижать, ведь вы теперь знаете правила обращения с огнём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досуговой деятельности на тему: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг».
Конспект досуговой деятельности на тему: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг». Задачи:- расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни...
Огонь и вода. Огонь дышит.
Ознакомление детей с правилами пожарной безопасности и свойствами огня....
Огонь - друг, огонь - враг.
Данное занятие по ОБЖ рекомендовано для детей подготовительной группы. Можно использовать для начальной школы....
Занятие "Огонь наш друг, огонь наш враг."
Цель:Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную. Закрепить знания о вреде и пользе огня. З...
Газета для родителей "Огонь - наш друг, огонь - враг"
Интересная форма работы с родителями....
"Огонь - наш друг, огонь - наш враг"
Презентация на тему "Огонь - друг и враг". Наглядная демонстрация двух ипостасей огня. Памятка детям при пожаре....
Конспект занятия по ОБЖ "Огонь-друг,огонь-враг"
Занятие по ОБЖ в старшей группе...