«Как медведь на уши наступил».
план-конспект занятия по обж (средняя группа)

Зыкова Наталья Валерьевна

Цель: создать условия для формирования представлений о значимости органа слуха для восприятия окружающего мира.

 

Ход

 

 

 

В. Здравствуйте ребята! Сегодня, мы вас приглашаем в Школу Знаний.

 

 

Отгадайте, о чем эта загадка?

 

Два брата на одной голове живут,

Все слышат, а друг друга не видят.

 

Дети: -Это уши.  

Заходит Медведь.

- Ой-ой, как у меня болят уши, я плохо слышу.

В. Мишка, ты наверно плохо следил за ушами, не берег их?

Медведь: а зачем за ними ухаживать? Да, я и не знаю, как это надо делать, я только лапу умею сосать.

В. Правильно, что ты к нам пришел в школу «Знаний», мы тебе все покажем и расскажем. А ты, держи свои ушки на макушке, да запоминай наши советы.

                                       Практическая деятельность

В. Ребята, да, звуки мы различаем при помощи органа слуха-ушей. Давайте, мы с вами изучим наши уши, пощупайте, потрогайте пальцами и скажите, как устроены они.

Дети ощупывают уши, рассматривают друг у друга.

Дети: Уши находятся на голове, с обеих сторон, справа и слева, другие ответы.       

Демонстрация макета.

 В. Уши состоят из наружного, среднего и внутреннего уха. Наши уши расположены в боковой части головы, есть внешняя ушная раковина, потрогайте и вы ощутите мочку уха, далее –углубление — это слуховой проход, где внутри головы расположена внутренняя часть уха.  Звуковая волна бежит по нему и ударяется о тонкую плёночку, натянутую как на барабане, она и называется барабанная перепонка.  От удара звуковой волны, барабанная перепонка тоже начинает колебаться, вибрировать. С другой стороны перепонки находится среднее ухо. В нем расположены три крохотные косточки - молоточек, наковальня и стремечко. Они вздрагивают от любого колебания перепонки и  маленькая косточка,   начинает стучать по другой косточке, этот сигнал передается «прибору», похожему на улитку. А улитка по специальным дорожкам молниеносно передает этот сигнал в мозг, на расшифровку.

Например, раздаётся звонок в дверь; ухо воспринимает этот сигнал и посылает в мозг. Мозг командует: подойди к двери, посмотри в глазок прежде, чем открывать дверь.

В Уши растут всю жизнь, и с возрастом слух ухудшается, важно уши беречь. 

В. А вы знаете, как надо беречь свои уши?

Ответы детей.

В. В слуховом проходе, ведущем от ушной раковины к барабанной перепонке, постоянно выделяется жёлтое липкое вещество - ушная сера. Её большое количество, накопившееся в слуховом проходе, мешает хорошо слышать. Поэтому уши необходимо мыть каждый день. Правильно чистить уши намыленным пальцем. Следите за тем, чтобы мыло и вода не попали внутрь уха.

Запомните! Ковырять в ушах спичкой, булавкой и прочими твердыми предметами для удаления ушной серы нельзя, потому что можно повредить саму барабанную перепонку.

Необходимо защищать уши от сильного ветра, не слушать громкую музыку; очень сильно не сморкайся; не допускать попадания в уши воды.

 В. Что вы будите делать, если в уши попала вода?

 (Прыжки то на правой, то на левой ногах, с наклоном головы) 

В. Знаете ли вы, что на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.) и влияют на их работу. Массаж ушных раковин делает здоровым весь наш организм.

В -Мишка, а давай, ты с ребятами сделаешь массаж, может тогда и ушки перестанут болеть.

Дети выполняют массаж ушных раковин.

Массаж ушных раковин (движения выполнять 8-10 раз).

1.        «Погрели ушки».

Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

2.        «Потянули за ушки».

Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз.

3.        «Щиплем ушки».

Пальцами надавливать на края ушных раковин в направлении сверху вниз, снизу вверх.

4.        «Разминаем мочку уха».

Взяться пальцами за ушные мочки и делать круговые движения.

5.        «Послушаем тишину».

Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2—3 сек.

 Медведь

- Ребята, а мои ушки стали лучше слышать и не болят уже. Я хочу с вами поиграть.

   Игра «Что звучит?                      

 Практическая часть (исследовательская)

Почему все звучит?   

Задача: подвести детей к пониманию причин возникнове­ния звука: колебание предмета.

В. Уши улавливают звуковые волны, которые распространяются в воздухе

Игра «Что звучит?»

  Дети за­крывают глаза,  с помощью известных им музыкальных инструментов издает звук. Дети отгадывают, что звучит.

Игра «Чей голос?»

Детям предлагается изоб­разить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

В: Ребята, а вы знаете, почему звучит предмет? Сейчас, Мишка вам покажет.

Эксперимент «Есть ли голос у деревянной палочки?»

Детям предлагается извлечь звук с помощью деревянной палочки. Один конец палочки при­жимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с палочкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук. (Остановить колебания палочки рукой.)

Эксперимент Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палоч­ки, прекращаем.

Медведь. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?

 

Интерактивная игра «Звуки фермы» https://learningapps.org/display?v=pw0sp49kj21

Цель: прослушать аудиозапись и определить домашнего питомца по голосу.

 

Медведь.  Спасибо ребята, научили меня ,как правильно ухаживать за ушами, чтобы они не болели и хорошо слышали.

В. А вы ребята, что:

-Что нового узнали?

-Для чего нужны уши?

-Нужно ли их беречь?

Выслушать ответы детей.

На этом наше занятие закончено, вы были все молодцы и получаете медаль «Школы Знаний», до следующих встреч!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_kak_medved_na_uho_nastupil.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 222

                                                     г. Екатеринбург

          Конспект открытого занятия по познавательному развитию

                                         в средней группе                        

                                       «Как медведь на уши наступил».

                                                                               Воспитатели: Винокурова Ж.Ю

                                                                                                       Зыкова Н.В

Возрастная группа: средняя  группа (4-5лет).

Направление образования и развития (образовательная область): 

Познавательное развитие.                                                                        

 Интегрируемые области: социально-коммуникативное развитие; физическое развитие, речевое развитие.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Формы организации: групповая, подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности: ситуативный разговор, отгадывание загадки, макет «Ухо», игра «Что звучит?», игра «Что такое звук», экспериментальная деятельность, интерактивные игры.

Цель: создать условия для формирования представлений о значимости органа слуха для восприятия окружающего мира.

Задачи: познакомить детей с органом слуха -ухом, расширять представления детей  о строении уха, познакомить с основными правилами ухода за ними, развивать память, слуховое внимание, остроту слуха, формировать представления о здоровом образе жизни. Развитие познавательных интересов детей, развитие любознательности и познавательной мотивации;

Оборудование: бубен, стеклянный стакан, маракасы, металлофон, деревянная палочка.

Ход

В. Здравствуйте ребята! Сегодня, мы вас приглашаем в Школу Знаний.

Отгадайте, о чем эта загадка?

Два брата на одной голове живут,

Все слышат, а друг друга не видят.

Дети: -Это уши.  

Заходит Медведь.

- Ой-ой, как у меня болят уши, я плохо слышу.

В. Мишка, ты наверно плохо следил за ушами, не берег их?

Медведь: а зачем за ними ухаживать? Да, я и не знаю, как это надо делать, я только лапу умею сосать.

В. Правильно, что ты к нам пришел в школу «Знаний», мы тебе все покажем и расскажем. А ты, держи свои ушки на макушке, да запоминай наши советы.

                                       Практическая деятельность

В. Ребята, да, звуки мы различаем при помощи органа слуха-ушей. Давайте, мы с вами изучим наши уши, пощупайте, потрогайте пальцами и скажите, как устроены они.

Дети ощупывают уши, рассматривают друг у друга.

Дети: Уши находятся на голове, с обеих сторон, справа и слева, другие ответы.                        

                                     Демонстрация макета.

 В. Уши состоят из наружного, среднего и внутреннего уха. Наши уши расположены в боковой части головы, есть внешняя ушная раковина, потрогайте и вы ощутите мочку уха, далее –углубление — это слуховой проход, где внутри головы расположена внутренняя часть уха.  Звуковая волна бежит по нему и ударяется о тонкую плёночку, натянутую как на барабане, она и называется барабанная перепонка.  От удара звуковой волны, барабанная перепонка тоже начинает колебаться, вибрировать. С другой стороны перепонки находится среднее ухо. В нем расположены три крохотные косточки - молоточек, наковальня и стремечко. Они вздрагивают от любого колебания перепонки и  маленькая косточка,   начинает стучать по другой косточке, этот сигнал передается «прибору», похожему на улитку. А улитка по специальным дорожкам молниеносно передает этот сигнал в мозг, на расшифровку.

Например, раздаётся звонок в дверь; ухо воспринимает этот сигнал и посылает в мозг. Мозг командует: подойди к двери, посмотри в глазок прежде, чем открывать дверь.

В Уши растут всю жизнь, и с возрастом слух ухудшается, важно уши беречь. Ссылка

В. А вы знаете, как надо беречь свои уши?

Ответы детей.

В. В слуховом проходе, ведущем от ушной раковины к барабанной перепонке, постоянно выделяется жёлтое липкое вещество - ушная сера. Её большое количество, накопившееся в слуховом проходе, мешает хорошо слышать. Поэтому уши необходимо мыть каждый день. Правильно чистить уши намыленным пальцем. Следите за тем, чтобы мыло и вода не попали внутрь уха.

Запомните! Ковырять в ушах спичкой, булавкой и прочими твердыми предметами для удаления ушной серы нельзя, потому что можно повредить саму барабанную перепонку.

Необходимо защищать уши от сильного ветра, не слушать громкую музыку; очень сильно не сморкайся; не допускать попадания в уши воды.

 В. Что вы будите делать, если в уши попала вода?

 (Прыжки то на правой, то на левой ногах, с наклоном головы)  

В. Знаете ли вы, что на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.) и влияют на их работу. Массаж ушных раковин делает здоровым весь наш организм.

В -Мишка, а давай, ты с ребятами сделаешь массаж, может тогда и ушки перестанут болеть.

Дети выполняют массаж ушных раковин.

Массаж ушных раковин (движения выполнять 8-10 раз).

1.        «Погрели ушки».

Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

2.        «Потянули за ушки».

Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз.

3.        «Щиплем ушки».

Пальцами надавливать на края ушных раковин в направлении сверху вниз, снизу вверх.

4.        «Разминаем мочку уха».

Взяться пальцами за ушные мочки и делать круговые движения.

5.        «Послушаем тишину».

Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2—3 сек.

 Медведь

- Ребята, а мои ушки стали лучше слышать и не болят уже. Я хочу с вами поиграть.

   Игра «Что звучит?                       

 Практическая часть (исследовательская)

Почему все звучит?   

Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

В. Уши улавливают звуковые волны, которые распространяются в воздухе

Игра «Что звучит?»

  Дети закрывают глаза,  с помощью известных им музыкальных инструментов издает звук. Дети отгадывают, что звучит.

Игра «Чей голос?»

Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

В: Ребята, а вы знаете, почему звучит предмет? Сейчас, Мишка вам покажет.

Эксперимент «Есть ли голос у деревянной палочки?»

Детям предлагается извлечь звук с помощью деревянной палочки. Один конец палочки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с палочкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук. (Остановить колебания палочки рукой.)

Эксперимент Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем.

Медведь. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?

Интерактивная игра «Звуки фермы» https://learningapps.org/display?v=pw0sp49kj21 

Цель: прослушать аудиозапись и определить домашнего питомца по голосу.

Медведь.  Спасибо ребята, научили меня ,как правильно ухаживать за ушами, чтобы они не болели и хорошо слышали.

В. А вы ребята, что:

-Что нового узнали?

-Для чего нужны уши?

-Нужно ли их беречь?

Выслушать ответы детей.

На этом наше занятие закончено, вы были все молодцы и получаете медаль «Школы Знаний», до следующих встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Действующие лица: Медведь Лиса Рассказчик Рассказчик Жили в чаще по соседству И знакомы были с детства Бурый мишка и лиса, Леса местного краса. Одному жить не годится, И Медведь решил жениться. Посоветовали все Свататься идти к лисе. Медведь Тук-тук-

Куклы: Каспер, Принцесса, ведьма Клаппербен, Крокодил. Ре к в и з и т: маленькая книжка, кусок сосиски, будильник. Раздаются три звонка. Каспер (выглядывает из-за сцены). Прив...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе Сказка Л.Н. Толстого «Три медведя». Миски для медведей.

познакомить с содержанием сказки Л.Н.Толстого «Три медведя»;дать возможность убедиться, что рассматривать рисунки в книгах очень интересно;развивать память, активизировать речь;закреплять умение ...

ненецкая сказка "Белый медведь и бурый медведь"

Сценарий театрализованного представления по ненецкой сказке "Белый медведь и бурый медведь"...

Презентация на тему: "Белый медведь и бурый медведь"

Однажды лесной бурый медведь пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг, к земле....

Конспект занятия по аппликации «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа

Цели:- Закрепить знание детей о животных Северного полюса (белого медведя); создание выразительного образа белого медведя на фоне северного сияния в технике аппликация и рисунок....