«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
консультация по обж

Грязнова Ольга Владимировна

консультация для педагогов и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Всесторонние воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе - главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.

Проблема безопасности жизнедеятельности детей в наше время очень актуальна. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

  • формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
  • воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

  • знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
  • развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
  • воспитание грамотного участника дорожного движения;
  • воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Этапы реализации данных задач:

1 этап - диагностика (заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности);

2 этап - расширение первоначальных представлений, накопление новых знаний;

3 этап - закрепление полученных знаний и формирование осознанного отношения к соблюдению правил безопасности (ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила);

4 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями;

5 этап - развитие чувства контроля и самоконтроля.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

  • системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
  • полнота (содержание работы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям);
  • доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
  • непрерывность;
  • сезонность (значительная часть программы заключается в ознакомлении детей с природой (например, разделы, предусматривающие знакомство детей со съедобными и несъедобными грибами и ягодами, рассматривание через лупу или микроскоп талой воды). Если в зимний период можно ограничиться дидактическими пособиями, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк с целью максимального приближения к естественным природным условиям и закрепления соответствующего материала);
  • учет местности (городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, у городских детей особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми);
  • возрастная адресованность (при работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие — для среднего, третьи — для старших дошкольников или одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах);
  • интеграция (данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы;
  • включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);
  • наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
  • динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
  • психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Работу по ОБЖ с детьми можно разделить на 6 направлений:

1. Ребёнок и другие люди.

Работая в этом направлении, мы должны рассмотреть типичные опасные ситуации при контактах с людьми и научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.

О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. 

Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого. 

Ребенок и другие дети, в том числе подростки. 

Если «чужой» приходит в дом. 

Ребенок как объект сексуального насилия. 

2. Ребёнок и природа.

Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы.

В природе все взаимосвязано. 

Загрязнение окружающей среды

Ухудшение экологической ситуации. 

Бережное отношение к живой природе. 

Ядовитые растения. 

Контакты с животными. 

Восстановление окружающей среды. 

3. Ребёнок дома.

В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами. 

Открытое окно, балкон как источник опасности. 

Экстремальные ситуации в быту. 

4. Здоровье ребёнка.

В этом направлении программы рассматриваются вопросы о ценности здорового образа жизни, сознательной заботе о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Здоровье — главная ценность человеческой жизни.

Изучаем свой организм. 

Прислушаемся к своему организму. 

О ценности здорового образа жизни. 

О профилактике заболеваний. 

О навыках личной гигиены. 

Забота о здоровье окружающих.

Поговорим о болезнях. 

Инфекционные болезни

Врачи — наши друзья. 

О роли лекарств и витаминов. 

Правила оказания первой помощи. 

5. Эмоциональное благополучие ребёнка.

Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.

Психическое здоровье. 

Детские страхи. 

Конфликты и ссоры между детьми.

6. Ребёнок на улицах города.

Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.

Обучая детей основам безопасности собственной жизнедеятельности, важно использовать разнообразные формы и методы работы.

Формы организации учебно-воспитательного процесса:

- занятия;

- заучивание стихотворений;

- чтение художественных текстов;

- сбор фотоматериалов;

- игры-занятия;

- заучивание правил безопасного поведения;

- беседы;

- обсуждение и разрешение проблемных ситуаций,

- дидактические игры;

- подвижные игры;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание иллюстраций по теме;

- наблюдения;

- экскурсии;

- просмотр видео- и диафильмов;

- опыты;

- театрализованные представления;

- сюжетно-ролевые игры;

- игры - тренинги;

- просмотр мультфильмов;

- трудовая деятельность;

- продуктивная деятельность;

- отгадывание загадок;

- развлечения;

- досуги;

- обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

- встреча с интересными людьми;

- участие в различных конкурсах;

- личный пример взрослых.

Закрепление полученных знаний, желательно, проводить через организацию игр, соревнований, викторин, праздников, конкурсов и развлечений по ОБЖ.

Наряду с традиционными формами обучения в ДОО, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности, является создание необходимой предметно-развивающей среды в группах. В неё входят:

1. центр безопасности, который содержит материалы:

- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков;

- макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, макеты перекрестков, на которых представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, светофор; дорожные знаки нагрудные и переносные («Пешеходный переход», «Движение пешехода запрещено», «Круговое движение», «Остановка автобуса», «Осторожно – дети!», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Движение направо (налево)»;

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д.; (телефон для вызова МЧС, скорой, полиции, жезлы, свистки, форма сотрудников ДПС, игрушки транспортные, планшеты с перекрестком)

- план- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр;

- плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм!», «Пожарная безопасность для дошкольников», «Как устроено тело человека», «Личная гигиена», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Виды спорта», «Правила поведения дома (на улице, в транспорте, в природе: в лесу, у водоемов), «Опасные предметы», «Вызов служб экстренного реагирования», «Устройство проезжей части» и др.) и др.;

- альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно»,  «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Так - не так» «Как избежать неприятностей», «Здоровый малыш», «Малыши-крепыши», «Если малыш попал в беду», «Природные и погодные явления», «Съедобные и ядовитые грибы», «Дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода», и др.;

- настольно-печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо - плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций, книги и плакаты по ОБЖ, изготовленные детьми вместе с родителями и воспитателями по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Рекомендуемая художественная литература:

Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

В. Житков «Пожар», «В дыму»;

С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;

Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

К. Зайцева «Уроки Айболита»;

Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

Ю. Соколова «Правила безопасности»;

И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;

Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;

И. А. Яворская «Дети и дорога»;

И. Лешкевич «Светофор»;

Н. Носов «Автомобиль»;

Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;

Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;

А. Дмоховский «Чудесный островок»;

В. Семернин «Запрещается – разрешается»;

А. Северный «Три чудесных цвета».

4. При планировании работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности педагогам рекомендуется использовать следующую методическую литературу:

Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Безопасность. – М. 1998.

Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. – М., 1989.

Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2004.

Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М., 2007

Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2004.

Фисенко М.А. ОБЖ. – Волгоград., 2006.

Жукова О.Г., Трушина Г.И., Федорова Е.Г. Азбука «Ау!» - С-П., 2008.

Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М., 2008

Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. – С-Пб., 2008

Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? – С-Пб., 2010

Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности детей 5-8 лет. М., 2010

Деркунская В.А., Гусарова Т.Г., Новицкая В.А., Римашевская Л.С. Образовательная область «Безопасность». Как работать по программе «Детство»: Учебно- методическое пособие / науч. ред.: А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013

Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013

Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015

Коломеец Н. В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. "Азбука безопасности ", конспекты занятий, игры. - Волгоград: Учитель, 2015

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОО. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями используется:

  • информационно-аналитическое направление: проведение опросов, анкетирование родителей;
  • познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы;
  • наглядно-информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток;
  • досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:

  • Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
  • Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
  • Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Дошкольник должен:

иметь представления:  

- о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека;

- об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;

- о нормах поведения при общении с другими детьми, в том числе подростками;

- о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;

- о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;

- о правилах безопасного поведения на улице;

- о местах на улице, где позволительно играть;

- о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;

- о ценности   здоровой пищи;  

- о роли лекарств и витаминов;

- о пользе овощей и фруктов;

- о значении крови для живых существ;

- о способах   решения   конфликтов и ссор между детьми;

- о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях;

- о необходимости следить за своей внешностью.

знать:

-  домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;

- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;

- правила пользования телефоном;

- правила поведения   в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;

- строение человеческого тела и его внутреннее строение;

- правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;

-  дорожные знаки для водителей и пешеходов;

- разные виды транспорта;  

- разные способы   проявления заботы о здоровье окружающих;

- какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению;

- какие опасности встречаются в природе.

уметь:

- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;

- планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

- соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;

- различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);

- ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;

- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;

- бережно относиться к своему здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  СОСТАВЛЕНА ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ. В НЕЙ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ.ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА. ПРОГРАММОЙ МОГУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПЕДАГОГИ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ-СЛЕДУЕТ УПРОСТИТЬ МЕРО...

Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...

Технология по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (обучение детей правилам дорожного движения)

Работа педагога по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и навыками правильного поведения на улицах города, во дворах и в городском транспорте....

Технология по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста ( обучение детей правилам дорожного движения ).

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. ...

Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 5 - 7 лет «Азбука безопасности»

Участившиеся в последнее время трагические ситуации травматизма детей в быту, в лесу, на улицах и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической подготовки детей к встрече с р...