Развивающий игровой комплекс "Юный пожарный"
учебно-методическое пособие по обж (средняя, старшая, подготовительная группа)

Салькова Елена Викторовна

Для ознакомления воспитанников с правилами пожарной безопасности в детских садах создается разнообразная предметно-развивающая среда. Данную среду мы предлагаем пополнить развивающимся игровым комплексом «Юный пожарный».

Новизна заключается в использовании авторского игрового комплекса «Юный пожарный» для обучения детей правилам пожарной безопасности.

Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношение к выполнению правил пожарной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchiy_igrovoy_kompleks_yunyy_pozharnyy.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающий игровой комплекс «Юный пожарный»

Домарева Елена Николаевна, воспитатель,

Салькова Елена Викторовна, воспитатель

МБДОУ ДС № 14 «Солнышко»

г. Старый Оскол

Огонь с древних времен интересовал человека. С одной стороны, огонь – друг человека, а с другой может быть врагом. В современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий – ураганов, наводнений, пожаров.

Особую тревогу мы испытывают за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Часто причиной пожара является детская шалость.  Желание открывать что-то новое, непосредственность часто ставит детей перед реальными опасностями. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Многие дети не знают правил соблюдения пожарной безопасности и правил поведения во время пожара. Дети – самая незащищенная часть населения. Они чаще всего страдают из-за собственной беспечности и неосмотрительности. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности.

Актуальность

Данная проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных. Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства.

Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить возгорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков осторожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.

Для ознакомления воспитанников с правилами пожарной безопасности в детских садах создается разнообразная предметно-развивающая среда. Данную среду мы предлагаем пополнить развивающимся игровым комплексом «Юный пожарный».

Новизна заключается в использовании авторского игрового комплекса «Юный пожарный» для обучения детей правилам пожарной безопасности.

Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношение к выполнению правил пожарной безопасности.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

Образовательные:

- познакомить с профессией пожарного, его экипировкой и обязанностями;

- дать понятие детям, что огонь может полезным и опасным;                      

- прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара и чрезвычайных ситуаций;

 - формировать знания об элементарных действиях по тушению возгорания.

Развивающие:

- формировать умение реально оценивать возможную опасность;

- помочь детям запомнить правила пожарной безопасности;

- формировать осторожное отношение к предметам, являющимися повышенным источникам пожарной опасности.  

Воспитательные:

- воспитывать чувство осторожности и самосохранения;

- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем;

- воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.  

Формы работы с авторским игровым комплексом «Юный пожарный» – индивидуальная, подгрупповая, коллективная.

 Методы и приемы работы с авторским пособием:

- беседа, рассказ («Правила поведения при пожаре», «Спички – не игрушка, огонь – не забава!», «Труд пожарных», «Причины пожара», «Важные телефонные номера»);

- дидактические игры («Пожарный щит», «Помоги пожарному одеться на пожар», «Огонь – друг или враг человека?», «Пожарная техника», «Знаки пожарной безопасности», «Опасные предметы», «Хорошо – плохо»);

- проблемные ситуации («Почему случился пожар?», «Что будет, если зажечь спички…», «Если не потушить костер…», «Если я не позову на помощь…», «Если нет воды…» ;

- чтение художественной литературы,

- инсценировка стихотворений и сказок,

- моделирование игровых проблемных ситуаций,

- сюжетно-ролевые игры («Пожар в лесу», «Пожар в высотном доме», «Спасение попавших в пожар», «Пожарные на учениях»).

Целевая аудитория: дети среднего и старшего дошкольного возраста.

Назначение: для организации развивающих игр и создания игровых зон в детских учреждениях.

Описание методического пособия.

Данное пособие выполнено в переносном варианте и предназначено для развития речи, моторики; формирования норм и правил безопасности; закрепления знаний о пожарной безопасности, о профессии взрослых, а также для социализации детей.

Развивающий игровой комплекс изготовлен из толстого картона, для яркости и привлекательности, обтянут тканью красного и белого цвета.

Пособие безвредно для здоровья детей, отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Игровое пособие представляет собой мобильный «сундучок» на колесах с вертикальным стендом и атрибутами для пожарного щита. Все атрибуты крепятся на клипсы для полипропиленовых труб, что позволяет с легкостью их снимать и крепить обратно на стенд. Весь набор инвентаря выполнен из подручных материалов. Данный стенд поможет наглядно изучить правила обращения с противопожарным инвентарём.

Внутри «сундучка» - выдвижной ящик. В нем имеются различные карточки, конверты с сюжетными картинками и дидактическими играми, раскраски, развивающие книги (Приложение).

Основная часть «сундучка» наполнена атрибутами к сюжетным играм (кнопка пожарной тревоги, пожарная лестница, пожарный рукав, ведра, огнетушители, лопаты, рации, телефоны, макеты домов, огоньки, имитирующие пожар и другие элементы), которые позволяют создать имитацию реальных событий, что вызывает у детей повышенное внимание и интерес к изучению основ пожарной безопасности.  

В состав игрового комплекса так же входят запрещающие знаки, эвакуационные знаки и знаки пожарной безопасности, которые помогают детям ознакомиться со значением знаков безопасности и предоставляют возможность научиться применять их в повседневной жизни.

С тыльной стороны игрового комплекса на крючках располагаются костюмы для сюжетных игр.

Игровое пособие безопасное, практичное, лёгкое и мобильное в использовании, многофункциональное, эстетичное. Оно охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности, что соответствует ФГОС ДО. Главный принцип использования пособия - доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Игровой комплекс можно дополнять играми разного уровня сложности, а также убирать игры, в которые дети с легкостью уже умеют играть.      

Практическая значимость

Развивающий игровой комплекс «Юный пожарный» будет полезен педагогам дошкольных образовательных организаций, родителям, а также студентам педагогических учебных заведений.

Наше пособие пользуется у детей популярностью. Дошкольники с удовольствием включаются в игры, моделируют и решают проблемные ситуации, рассматривают сюжетные картинки и иллюстрации. Ведь так здорово и почетно быть пожарным или спасателем МЧС.

Практика работы с пособием позволяет сделать вывод о том, что работа с пособием дает положительный результат:

- дети знают, как правильно вести себя в экстремальной ситуации;

- умеют набирать номер телефона пожарной части, ведут диалог с диспетчером по телефону;

- умеют четко называть свой адрес;

- знают средства пожаротушения;

- умеют правильно действовать в случае обнаружения пожара;

- знают о профессии пожарного;

- осознанно выполняют правила противопожарной безопасности;

    - появилось умение контролировать свое эмоциональное состояние.

Заключение

  Основываясь на опыте использования игрового комплекса можно сказать, что его систематическое использование имеет большое практическое значение по формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Данное пособие является средством развивающего обучения, помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.

Литература:

  1. Аралина Н. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. 2007.
  2. Белая К. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2001                                
  3. Прилепко Е. Пожарная безопасность для дошкольников. М. 2008.
  4. Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.
  5. Шорыгина Т. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. М. 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая игровая ситуация на игровой основе «Гости пришли».

Развивающая игровая ситуация на игровой основе «Гости пришли». Воспитатель: Орлова Оксана Николаевна. Возрастная группа : вторая младшая. Образовательные области: -социализация -познание -труд ...

Картотека игровой деятельности "Пожарная безопасность"

в данном материале предложена кртотека игр для детей дошкольного возраста по теме "Пожарная безопасность"...

Организация игровой поддержки развития ребенка на основе развивающих игровых средств (тактильные доски) "Гениальность на кончиках пальцев".

В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей встает особенно остро как перед родителями, так и перед педагогами. Современным детям  приходится расти и развиваться на фоне угрожающей ...

Игровой макет "Пожарный щит"

Я опубликовала статью в журлале "Дошкольник РФ" № 12 (121), декабрь 2019, подробнее http://doshkolnik.ru/obzh/23811.htmlВ статье я делюсь опытом создания макета. Как рассказать детям о ...

Развивающие игры по пожарной безопасности

Подобраны различные словесные игры и игры с картинками, которые формируют представлния детей о опасных ситуациях, умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивают внимание, логическ...

«Развивающее пособие по пожарной безопасности»

Цель: формировать представления детей о правилах пожарной безопасности, навыков безопасного поведения, уточнять знания детей о профессиях пожарного, знакомить с пожарным инвентарем, воспитывать чувств...