ПРОЕКТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПДД «Дорожная грамота» для детей старшего дошкольного возраста
проект по обж (старшая группа)
Выработать у детей привычку безопасного поведения на дорогах и расширить у ребенка представление о проблемах безопасности дорожного движения в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_izucheniyu_pdd_dorozhnaya_gramota_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПДД
«Дорожная грамота»
для детей старшего дошкольного возраста
Участники проекта: воспитанники старшей группы № 20 «Ягодки», родители, педагоги.
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, комплексный, групповой, краткосрочный.
Сроки реализации: 3 месяца
Актуальность проекта:
В 2023 году на дорогах Саратовской области зарегистрировано
295 дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых 338 детей получили травмы различной степени тяжести и 8 юных участников дорожного движения погибли.
С участием детей-пассажиров произошло 125 ДТП, в которых погибли 6 детей и 161 получили ранения.
С участием детей – пешеходов произошло 77 ДТП, в которых пострадали 78 несовершеннолетних.
Ежегодно на дорогах нашей страны происходят сотни ДТП, в которых, к сожалению, участвуют и дети: гибнут, получают травмы. Именно поэтому приоритетной задачей общества остается профилактика дорожно-транспортного травматизма. И эта задача требует особого внимания и непременного решения при всеобщем участии и детей, и взрослых, и самыми эффективными методами.
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому с самого раннего возраста обязательно нужно знакомить ребенка с поведением на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения.
Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Предмет изучения:
Процесс формирования основ культуры безопасности по ПДД в воспитательно-образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема:
Проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашей страны и очень слабым привитием культуры безопасности и дисциплины участников дорожного движения.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.
Цель проекта – Выработать у детей привычку безопасного поведения на дорогах и расширить у ребенка представление о проблемах безопасности дорожного движения в целом.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Закрепить и расширить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках, значений сигналов светофора;
- Научить определять опасную ситуацию, находить быстрый выход из нее и по возможности ее избегать;
- Формировать культуру поведения на улице и дороге;
Развивающие:
• Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
Речевые:
• способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
• развивать связную речь.
Воспитательные:
•Воспитывать дисциплинированность, взаимоуважение ко всем участникам дорожного движения.
- Воспитывать ответственное отношение к своей безопасности, чувство самосохранения.
Гипотеза исследования:
Положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.
Ожидаемые результаты:
• обеспечение условий для организации деятельности МДОУ по охране и безопасности жизни ребенка;
• разработка краткосрочного плана работы с детьми старшей группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения;
• формирование у детей правильного понимания значимости правил дорожного движения, своего места как участника дорожного движения, развитие необходимых для этого навыков и умений.
Методы исследования:
1. Непосредственно-образовательную деятельность:
2. Художественное творчество.
3. Ситуационно-имитационное моделирование.
4. Чтение художественной литературы.
5. Целевые прогулки и экскурсии по улицам города.
7. Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
8. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
9. Проведение викторины по теме проекта.
10. Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике.
11. Тематические погружения по теме проекта.
12. Работа с родителями.
13. Использование аудио- и видеоматериалов по проблеме ПДД.
Этапы проекта "Дорожная грамота"
1 этап (постановка проблемы):
• постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»;
• определить продукт проекта:
а) создание макета города;
б) знание правил дорожного движения;
в) проведение игрового тренинга по теме проекта.
2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач):
• довести до детей важность данной проблемы: «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»;
• подобрать художественную литературу, аудио- и видеоматериалы подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта;
• составить перспективный план работы по проекту;
• изучить методическую литературу: Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»; Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»; Добряков В.А. «Три сигнала светофора»; Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»; Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено»; Рубляк В.Э. «Правила дорожного движения»; Смушкевич Е.С., Якупов А.Я. «мы по улице идем»; Степанкова Э.Я. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения» и другие;
• провести с детьми беседы по теме: «Внимание, дорожные знаки!», «Как вести себя на улице и в транспорте?», «Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Кто управляет дорогой?»;
• пополнить предметно-развивающую среду;
• провести с родителями анкетирование, тестирование.
3 этап (работа над проектом):
• организовать работу по решению задач проекта через:
1. Непосредственно-образовательную деятельность:
• «Знаки дорожные помни всегда»;
• «О работе ГИБДД»;
• «Осторожно, дорога!»;
• «Правила для пассажиров»;
• «Транспорт на улицах города».
2. Художественное творчество:
• рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак», «Улицы города»;
• лепка: «Веселый светофор», «Постовой»;
• аппликация: «Дорожный знак», «Шумный перекресток».
3. Ситуационно-имитационное моделирование.
4. Чтение художественной литературы:
Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок», Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В. «Происшествия с игрушками», Кожевников В. «Светофор», Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К. «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д. «Перекресток» и другие.
5. Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации.
6. Рассматривание иллюстраций, картинок.
7. Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД:
«Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей» и т.д.
8. Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
9. Дидактические игры:
«Будь внимательным», «Виды перекрестков», «Доскажи словечко», «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию», «Это я, это я, это все мои друзья!».
9. Подвижные игры:
«Дорожные знаки и автомобили», «Пешеходы и автомобили», «Светофор» и другие.
10. Сюжетно-ролевые игры:
СРИ «Мы пешеходы» (на улице) Задачи: закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки.
СРИ «Автобус». Учить детей соблюдать правила в автобусе. Знать обязанности водителя и пассажира.
СРИ «Пешеходы и водители» Цель: совершенствовать умение объединятся в игру, распределять роли; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры.
Сюжетная игра на макете "Дорога". Цель: формировать умение объединять игровые действия в игровой сюжет; формировать коммуникативные умения.
СРИ «Путешествие на автобусе». Цель: обсудить с детьми правила поведения в автобусе – не вставать и не ходить во время движения транспорта, не высовывать руку и голову в окно автобуса. Учить правильно вести себя в транспорте, знать и подчиняться правилам безопасного поведения.
11. Отгадывание загадок.
12. Проведение с детьми викторины «Пешеход на улице».
13. Разбор ситуаций:
«Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Чего не должно быть?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?».
14. Проведение с родителями:
Безопасность детей на городских улицах. Консультация для родителей «Предупреждение детского травматизма».
Буклеты для родителей «Безопасность на дорогах».
Консультация для родителей «Залог безопасности пешехода – дисциплина на улице».
Памятка для родителей «Правила дорожного движения».
Памятка для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле».
Оформление родительского уголка на тему «Безопасность на дороге»
16. Проведение акции «Новый год по правилам» - изготовление распространение ёлочных игрушек о правилах дорожного движения среди водителей детского сада, родителей, знакомых.
4 этап (презентация):
• провести игровой тренинг «Кто лучше всех знает правила дорожного движения»;
• представить продукт проекта – макет улицы города.
Полученные результаты
- Условия для организации деятельности МДОУ по охране и безопасности жизни ребенка были оценены положительно и педагогическим коллективом и родителями;
- Разработанный краткосрочный план работы с детьми старшей группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения успешно выполнен, поставленные цели достигнуты, поставлена новая цель педагогического проекта;
- В ходе проведения проекта выдвинутая ранее гипотеза относительно динамики эффективности формирования навыков и умений поведения на улице у детей среднего возраста полностью подтвердилась. Именно благодаря освещению информации о ПДД с разных сторон и включению этой информации в различные виды деятельности детей была достигнута прямо пропорциональная положительная динамика после проведения проекта.
- Особое значение, исходя из особенностей возраста детей, для проекта имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения ролей, делегирования определенных полномочий детям были закреплены теоретические знания о правилах безопасного поведения на дороге, в транспорте, в пути.
Список использованной литературы и источников
Методическая литература:
1. Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
2. Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
3. Добряков В.А. «Три сигнала светофора»;
4. Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»;
5. Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено»;
6. Рубляк В.Э. «Правила дорожного движения»;
7. Смушкевич Е.С., Якупов А.Я. «мы по улице идем»;
8. Степанкова Э.Я. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения».
Художественная литература:
1 Разучивание стихотворения: (совм)
Светофор нас в гости ждет, освещает переход.
Загорелся красный глаз: задержать он хочет нас.
Если красный – нет пути. Красный свет – нельзя идти.
Желтый свет – не очень строгий: жди, нам нет пока дороги.
Ярко-желтый свет горит – все движение стоит!
Наконец, зеленый глаз открывает путь для нас.
Чтение стихотворения М. Дружининой «Наш друг светофор».
2. Чтение произведения В. Головко «Правила движения». Учить детей слушать, закреплять знания о правилах дорожного движения.
3. Чтение произведения Г. Георгиева «Светофор». Закреплять с детьми знания сигналов светофора, знать значение светофора.
А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»,
В. Клименко «Происшествие с игрушками»,
С. Михалков «Дядя Степа», Ц.: рассказать о значимости постового.
С. Михалков «Моя улица»,
Ю. Трофимов «Песенка про светофор».
Отгадывание загадок.
Интернет-ресурсы:
26. Смешарики. Азбука безопасности.
27. Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рекомендации для родителей по ознакомлению детей с правилами ПДД....
Конспект развлечения по изучению правил дорожного движения "Дорожная Азбука" для детей старшего дошкольного возраста
Конспект развлечения по ПДД "Дорожная Азбука" для детей старшего дошкольного возраста...
Целевая прогулка на детскую площадку по изучению правил дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста
Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице....
Интерактивная игра по изучению правил дорожного движения "Предупреждающие знаки дорожного движения" для детей старшего дошкольного возраста
Применение интерактивных игр в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с инфо...
Краткосрочный исследовательский проект по изучению ПДД «Дорожная грамота» для детей 4-5 лет
В представленном краткосрочном проекте «Дорожная грамота» воспитателем средней группы детского сада была поставлена цель формирования и развития у детей необходимых навыков безопасного пов...
Интеллектаульно-игровое развлечение по изучению правил дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Знатоки дорожных знаков"
Продолжить знакомство детей старшего дошкольного возраста с дорожными знаками и изучением правил дорожного движения...
Развлечение по ПДД «Дорожная грамота» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Развлечение по ПДД «Дорожная грамота» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)...