Картотека по ПДД и ППБ
картотека по обж
Здесь необходимые игры и упражнения по основам безопасности и жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_po_pdd_i_ppb.docx | 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по правилам дорожного движения
. Играй да смекай! Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку. Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах. В игре участвуют 4—6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры — лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице. | Законы улиц и дорог Задачи: совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес к выполнению правил дорожного движения. Правила: участвуя в разыгрывании дорожных ситуаций, не нарушать ПДД. Задания нужно выполнять до конца. Материалы: игровое поле, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки. Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.
«Продукты» загрузиться на хлебозаводе и развести свежий хлеб в детский сад, школу, ресторан, хлебный магазин.
При этом воспитатель моделирует ситуацию — ночью сильный ураган сорвал все знаки в городе, утром на дорогах начались беспорядки — и дает задание ее исправить. |
Час пик Задачи: помочь усвоить основные правила дорожного движения на улицах города; уточнить знания о профессиях; развивать сообразительность; воспитывать дружеское | Собери дорожные ситуации Задачи: упражнять в конструировании, умении из отдельных элементов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; |
взаимопонимание, умение ладить друг с другом. Правила: доехать от старта до финиша, не нарушив правил дорожного движения. Всех пассажиров развезти до нужной остановки. Решить все дорожные ситуации. Материалы: игровое поле, кубик, фишки, 32 карточки (12 синих — «работники», 12 желтых — «посетители», 7 розовых — «ситуации»), Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.
«работники» там должны быть. Дети раскладывают по объектам синие и желтые карточки с изображением тех, кто там работает и кто посещает. Например, «Театр» — балерина и зрители театра, «Стадион» — спортсмен и болельщик, «Парикмахерская» — парикмахер и клиент, «Больница» — врач и больной и т.д.
(т.е. пассажиров). | развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца. Правила: как можно быстрее правильно собрать из частей целую картинку, полнее рассказать по ней дорожную ситуацию. Материалы: два (или более) набора кубиков с наклеенными картинками, отражающими дорожные ситуации. Количество рисунков соответствует количеству сторон кубика. Воспитатель напоминает детям, какие дорожные ситуации они рассматривали. Воспитатель. Мы с вами разрезали картинки с дорожными ситуациями на части и наклеили на кубики. А сейчас нужно сложить эти ситуации из частей в целую картинку и рассказать как можно полнее о ней — что там изображено, кто поступает правильно, а кто нет и почему? Дети поочередно собирают дорожные ситуации из кубиков и рассказывают о них. Выигрывает тот, кто быстрее сложил картинку и полнее рассказал о ней. |
Что будет, если... Задачи: выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно- следственные связи и отношения; развивать логическое мышление. Правила: не мешать друг другу слушать и отвечать. При необходимости дополнять ответы. Воспитатель читает детям стихотворение О. Бедарева «Если бы...». Воспитатель предлагает подумать и ответить, |
для чего нужны ПДД, почему их важно соблюдать всем участникам дорожного движения? Ответы детей. А теперь давайте поиграем в игру «Что будет, если...». Я вам буду задавать вопросы, а вы — на них отвечать. Только нельзя отвечать хором, перебивать друг друга. Можно ответы дополнять. Итак, я начинаю. Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им вздумается? Д е т и. Водитель не успеет затормозить, и пешеход может по пасть под колеса. Воспитатель. Что будет, если на дороге убрать все дорожные знаки? Д е т и. Водитель не будет знать, что его ожидает впереди, и может не справиться с управлением. Воспитатель. Что будет, если водитель не знает сигналы светофора? Дети. Водитель поедет на красный свет и собьет пешехода. Воспитатель. Что будет, если водитель поедет по левой стороне проезжей части? Дети. Его автомобиль столкнется с другим автомобилем, который двигается правильно — по правой стороне. Воспитатель. А теперь сами придумайте ситуации «Что будет, если...» и сами дайте ответ. Дети по одному задают вопросы, другие — находят ответ. В конце игры воспитатель подводит итог. Мы с вами выяснили, для чего нужны ПДД и почему так важно их соблюдать. А также, что будет, если водитель или пешеход нарушает правила дорожного движения. | |
Огонь в очаге Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту. Один из игроков изображает Огонь (в полумаске). Оп выходит из своего жилища — очага и ходит вокруг остальных игроков. Огонь. Я — Огонь, меня не тронь! Игроки (в ответ): Ты зачем ушел из очага, Превратился в нашего врага? Огонь: Я, Огонь — ваш друг и враг, Со мной не справиться никак. После этих слов он шипит и машет руками, ловит детей, которые входят в границы круга, где живет Огонь, и бегают на его территории. За кругом ловить детей запрещается. Если Огонь поймал своим | Огненный Дракон Цели: совершенствовать физические навыки, умение идти приставным шагом, ползти; развивать быстроту реакции, точность, ловкость, смелость. Игроки становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, на каждый круг говорят: «Огонь-дракон, уходи вон!» Спящий Дракон лежит в центре круга. Когда Дракон встает, выпрямляется и машет на уровне груди алыми лентами («язычками пламени»), игроки разбегаются. Дракон: Языки огня все ближе, ближе. Нагибайтесь ниже, ниже! Все игроки увертываются, наклоняются низко, ползут, чтобы водящий их не задел. Те, кого не задел, возвращаются в круг. |
«пламенем» (кто нарушил покой его очага), то превращает его в Уголек и сажает в свой очаг. Тот, кто остается не пойманным последним игроком, становится отважным Смельчаком, победившим Огонь. | |
Вода и огонь Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы между мальчиками и девочками. На расстоянии 10 м друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки (Вода), у другой — мальчики (Огонь), ведущий между ними. По команде «Огонь!» мальчики ловят девочек, по команде «Вода!» девочки ловят мальчиков (тушат пожар). Осаленные переходят в команду соперника. | Хозяин озера Цели: развивать ловкость, быстроту реакции, внимание, смелость, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать психические зажимы, неуверенность в себе: совершенствовать координацию движений. На расстоянии 10—15 м от «озера» чертится линия, вдоль которой выстраиваются играющие. По сигналу ведущего игроки бегут к озеру с воображаемыми или настоящими ведерками. За линией находится хозяин озера, который не хочет, чтобы убывала вода. Игроки должны коснуться линии и набрать воды, чтобы потушить пожар (в условном месте). Только один раз в сутки, когда хозяин спит, можно зачерпнуть воды. Водящий при этом считает до пяти. Злой хозяин начинает засыпать (он закрывает лицо руками, ложится спать на дно озера и храпит). В момент неожиданного просыпания хозяин ловит нерасторопных, зазевавшихся. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все игроки и не переселятся в жилище хозяина озера. |
Птенчики в беде Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве; формировать чувство долга, сострадания к животному миру, желание оказать помощь ближнему. На площадке чертится несколько кругов, в них гнезда с птенчиками (детьми). Выбирается Злой Огонь, который бродит по лесам, полям, лугам, болотам, разбрасывает искры пламени (красные ленточки) и начинает пожары. Задача остальных играющих (юных защитников леса) — поймать на лету ленточки-«искорки», чтобы они не попали в гнезда, и спасти птенчиков от беды. Игра считается законченной, когда все «искорки» потушены. | Носильщики Участники занимают места на стульях. От них на расстоянии 10—15 шагов расположена скамья с 5—7 предметами (свеча, елочное бумажное украшение, детский утюг, чайник, газета, спички и т.п.). Кто быстрее перенесет на противоположную сторону предметы, которые каким-то образом могут спровоцировать пожар или опасную ситуацию, тот побеждает. |
Мяч в кругу Участники стоят в кругу, ведущий поочередно бросает мяч каждому ребенку. Участник ловит мяч и называет правила поведения при пожаре или легковоспламеняющиеся вещества. | Кто быстрее потушит пожар По кругу расставлены стулья, на которых находятся по одному огнетушителю (предмету- заменителю, например, полиэтиленовому баллону из-под минеральной воды, окрашенному в красный цвет). Количество стульев на один меньше, чем участников игры. Все идут по кругу под музыку. По сигналу каждый должен успеть взять в руки |
огнетушитель. Не успевший совершить это действие, выбывает. Количество стульчиков и участников уменьшается до тех пор, пока не выявится победитель (тот, который завладеет огнетушителем, чтобы быстрее потушить пожар). | |
Я — пожарная машина В кругу назначаются два наблюдателя. По условиям игры никто не должен смеяться, улыбаться. Все идут друг за другом по кругу, полуприсев, и, поравнявшись с наблюдателем, поочередно произносят: «Я — пожарная машина № 1», «Я — пожарная машина № 2» и т.д. Выигрывает участник, оставшийся последним, кто ни разу не засмеялся. |
Дом — чудесный бегунок На своей восьмерке ног. Бегает аллейкой По стальным двум змейкам. (Трамвай) | Что за чудо светлый дом? Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином. (Автобус) | Что такое — отгадай: Ни автобус, ни трамвай. Не нуждается в бензине, Хотя колеса на резине. (Троллейбус) |
Их видно повсюду, их видно из окон, По улице движутся быстрым потоком. Они перевозят различные грузы — Кирпич и железо, зерно и арбузы. (Грузовики) | Этот конь не ест овса, Вместо ног — два колеса. Сядь верхом и мчись на нем! Только лучше правь рулем! (Велосипед) | Длинной шеей поверчу, Груз тяжелый подхвачу. Где прикажут — положу, Человеку я служу! (Подъемный кран) |
К нам во двор забрался «крот», Роет землю у ворот. Сотни рук он заменяет, Без лопаты он копает. (Экскаватор) | Вот утюг, так утюг! Ах, какой огромный! Он прошел — дорога вдруг Стала гладкой, ровной! (Каток) | Мчится огненной стрелой, Мчится вдаль машина. И зальет пожар любой Смелая дружина. (Пожарная машина) |
Полотно, а не дорожка, Конь не конь — сороконожка. По дорожке той ползет, Весь обоз один везет. (Поезд) | Овсом не кормят, кнутом не гонят, А как пашет — пять плугов тащит. (Трактор) | Эта сильная машина Едет на огромных шинах. Сразу полгоры убрал Семитонный ... (самосвал) |
Чтобы он тебя повез, Не попросит он овес. Накорми его бензином, На копыта дай резину. И тогда, поднявши пыль, Побежит ... (автомобиль) | Эй, водитель, осторожно! Ехать быстро невозможно. Знают люди все на свете — В этом месте ходят дети. (Знак «Дети») | Здесь дорожные работы — Ни проехать, ни пройти. Это место пешеходу Лучше просто обойти. (Знак «Дорожные работы») |
Никогда не подведет Нас подземный переход: Дорога пешеходная В нем всегда свободная. (Знак «Подземный переход») | У него два колеса и седло на раме, Две педали есть внизу, крутят их ногами. В красном круге он стоит, О запрете говорит. | Этой зебры на дороге Я нисколько не боюсь. Если все вокруг в порядке, По полоскам в путь пущусь. (Знак «Пешеходный переход») |
(Знак «Велосипедное движение запрещено») | ||
Красный круг, прямоугольник Знать обязан и дошкольник. Это очень строгий знак. И куда б вы не спешили С папой на автомобиле — Не проедете никак! (Знак «Въезд запрещен») | Я не мыл в дороге рук, Поел фрукты, овощи. Заболел и вижу пункт Медицинской помощи. (Знак «Пункт первой медицинской помощи») | Этот знак на переезде — В непростом, заметим, месте. Тут шлагбаум не стоит, Паровоз вовсю дымит. Скорость он набрал уже, Так что будь настороже. (Знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума») |
«Если бы...» Идет по улице один Довольно странный гражданин. Ему дают благой совет: «На светофоре красный свет. Для пешехода нет пути. Сейчас никак нельзя идти!» «Мне наплевать на красный свет!» — Промолвил гражданин в ответ. Он через улицу идет Не там, где надпись «Переход», Бросая грубо на ходу: «Где захочу, там перейду!» Шофер глядит во все глаза: Разиня впереди! Нажми скорей на тормоза — Разиню пощади!.. А вдруг бы заявил шофер: «Мне наплевать на светофор!» И как попало, ездить стал. Ушел бы постовой с поста. Трамвай бы ехал, как хотел. Ходил бы каждый, как умел. Да... там, где улица была, Где ты ходить привык, Невероятные дела Произошли бы вмиг! Сигналы, крики, то и знай: Машина прямо на трамвай, Трамвай наехал на машину, Машина врезалась в витрину... Но нет: стоит на мостовой Регулировщик-постовой. Висит трехглазый светофор И знает правила шофер. О. Бедарев |
Дошкольникам о правилах пожарной безопасности
Отсутствие у детей элементарных знаний или несоблюдение ими правил пожарной безопасности приводит к непоправимым последствиям.
В последние годы успешно ведутся поиски наиболее эффективных приемов и методов формирования у детей общей культуры поведения в быту, общественных местах, обучения основам безопасности жизни.
Игра — наиболее доступный ребенку вид деятельности — соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. Впечатления жизни пробуждают у него разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самому водить корабли, добывать нефть, тушить пожар, спасать и лечить люде й...
Детские игры многообразны по содержанию. Мы представили игры с правилами. Они имеют готовое содержание, установленную схему действий. Главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на дидактические и подвижные. Однако это деление условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентиров-ку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать и т.д.). а некоторые дидактические игры связанны с различны-ми движениями.
Впервые игры с правилами были созданы народной педагогикой. Об их ценности писал К.Д. Ушинский: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека... Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное средство — задача будущей педагогики».
Подвижные игры
Используя в своей практике лучшие народные игры, нами были созданы авторские подвижные игры в традициях «народной педагогики», например: «Костер», «Вода и огонь», «Огонь в очаге»,
«Хозяин озера», «Огненный Дракон», «Птенчики в беде», «Лучший пожарный».
Опытный педагог легко выберет по своему усмотрению игру в соответствии с учетом психо- физиологических возможностей детей, модифицируя их по усмотрению и опираясь на региональные условия.
Огонь в очаге
Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту.
Один из игроков изображает Огонь (в полумаске). Оп выходит из своего жилища — очага и ходит вокруг остальных игроков.
Огонь. Я — Огонь, меня не тронь!
Игроки (в ответ): Ты зачем ушел из очага, Превратился в нашего врага? Огонь: Я, Огонь — ваш друг и враг, Со мной не справиться никак.
После этих слов он шипит и машет руками, ловит детей, которые входят в границы круга, где живет Огонь, и бегают на его территории. За кругом ловить детей запрещается. Если Огонь поймал своим «пламенем» (кто нарушил покой его очага), то превращает его в Уголек и сажает в свой очаг. Тот, кто остается не пойманным последним игроком, становится отважным Смельчаком, победившим Огонь.
Развлекательные упражнения
Качественно новую ступень в развитии игровых отношений представляют психологические игры, упражнения, приемы, этюды по психогимнастике, в основу которых положено формирование области знаний правил пожарной безопасности.
Эти упражнения не несут серьезной смысловой нагрузки. Они могут применяться без подготовки. Их применение возможно в качестве отдельных аттракционов на праздниках, а также для эмоциональной разрядки и снятия напряжения.
Разминочные упражнения
Для проведения большинства из них требуется особая игровая атмосфера, настрой участников на экспериментирование, снятие шаблонов и привычных стереотипов повседневного общения, упражнения на изменение двигательно-пространственных стереотипов.
Пожар в джунглях
Группа изображает непроходимые джунгли, в которых произошел пожар. Через джунгли должны пробраться один или несколько пожарных, чтобы потушить огонь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...