Картотека по ПДД и ППБ
картотека по обж

Здесь необходимые игры и упражнения по основам безопасности и жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_pdd_i_ppb.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по правилам дорожного движения

. Играй да смекай!

Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.

В игре участвуют 4—6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры — лото.

Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.

Законы улиц и дорог

Задачи: совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес к выполнению правил дорожного движения.

Правила: участвуя в разыгрывании дорожных ситуаций, не нарушать ПДД. Задания нужно выполнять до конца.

Материалы: игровое поле, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки.

Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.

  1. Знакомство с планом города, его постройками и обитателями. Можно дать названия городу, реке, улицам и т.д.
  2. Необходимо помочь жителям города выбрать безопасный маршрут и добраться до нужного места: профессору — в магазин «Оптика», чтобы купить новые очки, в киоск — за свежей газетой, на почту — отправить телеграмму, в часовую мастерскую и т.д. Домохозяйке — за покупками в булочную, продуктовый магазин, отправить посылку, встретить внучку из школы и т.д. Человеку — до речного или железнодорожного вокзала, на футбольный матч, в гостиницу, ресторан и т.д. Школьнице — до школы, в библиотеку, цирк...
  3. Можно ввести в игру дорожные знаки, светофоры, регулировщика, транспорт: «скорую помощь», пожарную машину, милицию, такси, автобус, грузовик «Продукты». Дать задание решить различные проблемные ситуации, соблюдая при этом ПДД. Например, грузовику

«Продукты» загрузиться на хлебозаводе и развести свежий хлеб в детский сад, школу, ресторан, хлебный магазин.

  1. Воспитатель проводит игру в виде дорожной викторины, задавая детям вопросы.
  • Где можно в городе кататься на роликах?
  • Покажите самые опасные места в городе
  • Что изменится на дороге с приходом зимы?
  • Что такое дорожная разметка и для чего она нужна?

При этом воспитатель моделирует ситуацию — ночью сильный ураган сорвал все знаки в городе, утром на дорогах начались беспорядки

— и дает задание ее исправить.

Час пик

Задачи: помочь усвоить основные правила дорожного движения на улицах города; уточнить знания о профессиях; развивать

сообразительность; воспитывать дружеское

Собери дорожные ситуации

Задачи: упражнять в конструировании, умении из отдельных элементов составлять целое изображение;     закрепить     представление     о

правилах безопасного поведения на дорогах;

взаимопонимание, умение ладить друг с другом.

Правила: доехать от старта до финиша, не нарушив правил дорожного движения. Всех пассажиров развезти до нужной остановки. Решить все дорожные ситуации.

Материалы: игровое поле, кубик, фишки, 32 карточки (12 синих — «работники», 12 желтых — «посетители», 7 розовых —

«ситуации»),

Игра        имеет        несколько        вариантов        с различным уровнем сложности.

  1. Проводится по типу лото. Воспитатель знакомит детей с объектами на игровом поле: аэропорт, больница, милиция, цирк, парикмахерская, почта, школа, магазин, стадион, новостройка, церковь, театр. Затем вместе выясняют какие «посетители» и

«работники» там должны быть. Дети раскладывают по объектам синие и желтые карточки с изображением тех, кто там работает и кто посещает.

Например, «Театр» — балерина и зрители театра, «Стадион» — спортсмен и болельщик, «Парикмахерская» — парикмахер и клиент, «Больница» — врач и больной и т.д.

  1. Синие и желтые карточки перемешиваются и раздаются всем участникам игры поровну. Игроки поочередно бросают кубик и двигаются по полю в нужном направлении, забрав пассажиров со стартовой остановки. Водитель должен как можно скорее развезти своих пассажиров по нужным остановкам и, закончив работу, вернуться на конечную остановку. Выигрывает тот, кто первым справится со своим заданием.
  2. Желтые и синие карточки разложены по объектам. Водители должны собрать всех посетителей, затем работников и довезти их до конечной остановки. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков

(т.е. пассажиров).

развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.

Правила: как можно быстрее правильно собрать из частей целую картинку, полнее рассказать по ней дорожную ситуацию.

Материалы: два (или более) набора кубиков с наклеенными картинками, отражающими дорожные ситуации. Количество рисунков соответствует количеству сторон кубика.

Воспитатель напоминает детям, какие дорожные ситуации они рассматривали.

Воспитатель. Мы с вами разрезали картинки с дорожными ситуациями на части и наклеили на кубики. А сейчас нужно сложить эти ситуации из частей в целую картинку и рассказать как можно полнее о ней — что там изображено, кто поступает правильно, а кто нет и почему?

Дети поочередно собирают дорожные ситуации из кубиков и рассказывают о них. Выигрывает тот, кто быстрее сложил картинку и полнее рассказал о ней.

Что будет, если...

Задачи: выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно- следственные связи и отношения; развивать логическое мышление.

Правила: не мешать друг другу слушать и отвечать. При необходимости дополнять ответы. Воспитатель читает детям стихотворение О. Бедарева «Если бы...».

Воспитатель предлагает подумать и ответить,

для чего нужны ПДД, почему их важно соблюдать всем участникам дорожного движения?

Ответы детей.

А теперь давайте поиграем в игру «Что будет, если...». Я вам буду задавать вопросы, а вы — на них отвечать. Только нельзя отвечать хором, перебивать друг друга. Можно ответы дополнять. Итак, я начинаю.

Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им вздумается?

Д е т и. Водитель не успеет затормозить, и пешеход может по пасть под колеса.

Воспитатель. Что будет, если на дороге убрать все дорожные знаки?

Д е т и. Водитель не будет знать, что его ожидает впереди, и может не справиться с управлением. Воспитатель. Что будет, если водитель не знает сигналы светофора?

Дети. Водитель поедет на красный свет и собьет пешехода.

Воспитатель. Что будет, если водитель поедет по левой стороне проезжей части?

Дети. Его автомобиль столкнется с другим автомобилем, который двигается правильно — по правой стороне.

Воспитатель. А теперь сами придумайте ситуации «Что будет, если...» и сами дайте ответ. Дети по одному задают вопросы, другие — находят ответ.

В конце игры воспитатель подводит итог.

Мы с вами выяснили, для чего нужны ПДД и почему так важно их соблюдать. А также, что будет, если водитель или пешеход нарушает правила дорожного движения.

Огонь в очаге

Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту.

Один из игроков изображает Огонь (в полумаске). Оп выходит из своего жилища

— очага и ходит вокруг остальных игроков. Огонь. Я — Огонь, меня не тронь!

Игроки (в ответ): Ты зачем ушел из очага, Превратился в нашего врага?

Огонь: Я, Огонь — ваш друг и враг, Со мной не справиться никак.

После этих слов он шипит и машет руками, ловит детей, которые входят в границы круга, где живет Огонь, и бегают на его

территории. За кругом ловить детей запрещается.   Если Огонь поймал   своим

Огненный Дракон

Цели: совершенствовать физические навыки, умение идти приставным шагом, ползти; развивать быстроту реакции, точность, ловкость, смелость.

Игроки становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, на каждый круг говорят: «Огонь-дракон, уходи вон!»

Спящий Дракон лежит в центре круга. Когда Дракон встает, выпрямляется и машет на уровне груди алыми лентами («язычками пламени»), игроки разбегаются.

Дракон: Языки огня все ближе, ближе. Нагибайтесь ниже, ниже!

Все игроки увертываются, наклоняются низко, ползут, чтобы водящий их не задел. Те, кого не задел, возвращаются в круг.

«пламенем» (кто нарушил покой его очага), то превращает его в Уголек и сажает в свой очаг. Тот, кто остается

не     пойманным      последним      игроком,

становится отважным Смельчаком, победившим Огонь.

Вода и огонь

Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы между мальчиками и девочками.

На расстоянии 10 м друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки (Вода), у другой — мальчики (Огонь), ведущий между ними. По команде

«Огонь!» мальчики ловят девочек, по команде «Вода!» девочки ловят мальчиков (тушат пожар). Осаленные переходят в команду соперника.

Хозяин озера

Цели: развивать ловкость, быстроту реакции, внимание, смелость, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать психические зажимы,        неуверенность        в        себе: совершенствовать координацию движений.

На расстоянии 10—15 м от        «озера» чертится линия, вдоль которой выстраиваются играющие. По сигналу ведущего игроки бегут к озеру с воображаемыми или настоящими ведерками. За линией находится хозяин озера, который не хочет, чтобы убывала вода. Игроки должны коснуться        линии        и        набрать        воды,        чтобы потушить пожар (в условном месте). Только один раз в сутки, когда хозяин спит, можно зачерпнуть воды.

Водящий при этом считает до пяти.

Злой хозяин начинает засыпать (он закрывает лицо руками, ложится спать на дно озера и храпит). В момент неожиданного просыпания хозяин ловит нерасторопных, зазевавшихся. Игра продолжается до тех пор,  пока не будут

пойманы все игроки и не переселятся в жилище хозяина озера.

Птенчики в беде

Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве; формировать чувство долга, сострадания к животному миру, желание оказать помощь ближнему.

На площадке чертится несколько кругов, в них гнезда с птенчиками (детьми). Выбирается Злой Огонь, который бродит по лесам, полям, лугам, болотам, разбрасывает искры пламени (красные ленточки) и начинает пожары. Задача остальных играющих (юных защитников леса) — поймать на лету ленточки-«искорки», чтобы они не попали в гнезда, и спасти птенчиков от беды. Игра считается законченной, когда

все «искорки» потушены.

Носильщики

Участники занимают места на стульях. От них на расстоянии 10—15 шагов расположена скамья с 5—7 предметами (свеча, елочное бумажное украшение, детский утюг, чайник, газета, спички и т.п.). Кто быстрее перенесет на противоположную сторону предметы, которые каким-то образом могут спровоцировать пожар или опасную ситуацию, тот побеждает.

Мяч в кругу

Участники стоят в кругу, ведущий поочередно бросает мяч каждому ребенку. Участник ловит мяч и называет правила поведения при пожаре или легковоспламеняющиеся вещества.

Кто быстрее потушит пожар

По кругу расставлены стулья, на которых находятся по одному огнетушителю (предмету- заменителю, например, полиэтиленовому

баллону из-под минеральной воды, окрашенному в красный цвет).

Количество стульев на один меньше, чем

участников игры. Все идут по кругу под музыку. По сигналу каждый должен успеть взять в руки

огнетушитель. Не успевший совершить это действие, выбывает. Количество стульчиков и участников уменьшается до тех пор, пока не выявится победитель (тот, который завладеет огнетушителем, чтобы быстрее потушить

пожар).

Я — пожарная машина

В кругу назначаются два наблюдателя. По условиям игры никто не должен смеяться, улыбаться. Все идут друг за другом по кругу, полуприсев, и, поравнявшись с наблюдателем, поочередно произносят: «Я

— пожарная машина № 1», «Я — пожарная машина № 2» и т.д. Выигрывает участник, оставшийся последним, кто ни разу не

засмеялся.

Дом — чудесный бегунок На своей восьмерке ног. Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам.

(Трамвай)

Что за чудо светлый дом? Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус)

Что такое — отгадай: Ни автобус, ни трамвай. Не нуждается в бензине, Хотя колеса на резине.

(Троллейбус)

Их видно повсюду, их видно из окон,

По улице движутся быстрым потоком.

Они перевозят различные грузы —

Кирпич и железо, зерно и арбузы.

(Грузовики)

Этот конь не ест овса, Вместо ног — два колеса. Сядь верхом и мчись на нем! Только лучше правь рулем! (Велосипед)

Длинной шеей поверчу, Груз тяжелый подхвачу. Где прикажут — положу, Человеку я служу! (Подъемный кран)

К нам во двор забрался

«крот»,

Роет землю у ворот. Сотни рук он заменяет, Без лопаты он копает. (Экскаватор)

Вот утюг, так утюг! Ах, какой огромный!

Он прошел — дорога вдруг Стала гладкой, ровной! (Каток)

Мчится огненной стрелой, Мчится вдаль машина.

И зальет пожар любой Смелая дружина. (Пожарная машина)

Полотно, а не дорожка,

Конь не конь — сороконожка. По дорожке той ползет,

Весь обоз один везет.

(Поезд)

Овсом не кормят, кнутом не гонят,

А как пашет — пять плугов тащит.

(Трактор)

Эта сильная машина Едет на огромных шинах. Сразу полгоры убрал

Семитонный ... (самосвал)

Чтобы он тебя повез, Не попросит он овес. Накорми его бензином, На копыта дай резину.

И тогда, поднявши пыль, Побежит ... (автомобиль)

Эй, водитель, осторожно! Ехать быстро невозможно. Знают люди все на свете — В этом месте ходят дети. (Знак «Дети»)

Здесь дорожные работы — Ни проехать, ни пройти.

Это место пешеходу Лучше просто обойти.

(Знак «Дорожные работы»)

Никогда не подведет

Нас подземный переход: Дорога пешеходная

В нем всегда свободная.

(Знак «Подземный переход»)

У него два колеса и седло на

раме,

Две педали есть внизу, крутят их ногами.

В красном круге он стоит,

О запрете говорит.

Этой зебры на дороге

Я нисколько не боюсь. Если все вокруг в порядке,

По полоскам в путь пущусь.

(Знак «Пешеходный переход»)

(Знак «Велосипедное

движение запрещено»)

Красный круг, прямоугольник Знать обязан и дошкольник.

Это очень строгий знак. И куда б вы не спешили С папой на автомобиле — Не проедете никак!

(Знак «Въезд запрещен»)

Я не мыл в дороге рук, Поел фрукты, овощи. Заболел и вижу пункт

Медицинской помощи. (Знак «Пункт первой медицинской помощи»)

Этот знак на переезде —

В непростом, заметим, месте. Тут шлагбаум не стоит, Паровоз вовсю дымит.

Скорость он набрал уже, Так что будь настороже. (Знак «Железнодорожный

переезд без шлагбаума»)

«Если бы...»

Идет по улице один

Довольно странный гражданин. Ему дают благой совет:

«На светофоре красный свет. Для пешехода нет пути.

Сейчас никак нельзя идти!»

«Мне наплевать на красный свет!» — Промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идет

Не там, где надпись «Переход», Бросая грубо на ходу:

«Где захочу, там перейду!» Шофер глядит во все глаза:

Разиня впереди! Нажми скорей на тормоза — Разиню пощади!..

А вдруг бы заявил шофер:

«Мне наплевать на светофор!» И как попало, ездить стал.

Ушел бы постовой с поста. Трамвай бы ехал, как хотел. Ходил бы каждый, как умел. Да... там, где улица была, Где ты ходить привык, Невероятные дела Произошли бы вмиг!

Сигналы, крики, то и знай: Машина прямо на трамвай, Трамвай наехал на машину, Машина врезалась в витрину... Но нет: стоит на мостовой Регулировщик-постовой.

Висит трехглазый светофор И знает правила шофер.

О. Бедарев

Дошкольникам о правилах пожарной безопасности

Отсутствие у детей элементарных знаний или несоблюдение ими правил пожарной безопасности приводит к непоправимым последствиям.

В последние годы успешно ведутся поиски наиболее эффективных приемов и методов формирования у детей общей культуры поведения в быту, общественных местах, обучения основам безопасности жизни.

Игра — наиболее доступный ребенку вид деятельности — соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. Впечатления жизни пробуждают у него разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самому водить корабли, добывать нефть, тушить пожар, спасать и лечить люде й...

Детские игры многообразны по содержанию. Мы представили игры с правилами. Они имеют готовое содержание, установленную схему действий. Главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на дидактические и подвижные. Однако это деление условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентиров-ку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать и т.д.). а некоторые дидактические игры связанны с различны-ми движениями.

Впервые игры с правилами были созданы народной педагогикой. Об их ценности писал К.Д. Ушинский: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека... Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное средство — задача будущей педагогики».

Подвижные игры

Используя в своей практике лучшие народные игры, нами были созданы авторские подвижные игры в традициях «народной педагогики», например: «Костер», «Вода и огонь», «Огонь в очаге»,

«Хозяин озера», «Огненный Дракон», «Птенчики в беде», «Лучший пожарный».

Опытный педагог легко выберет по своему усмотрению игру в соответствии с учетом психо- физиологических возможностей детей, модифицируя их по усмотрению и опираясь на региональные условия.

Огонь в очаге

Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту.

Один из игроков изображает Огонь (в полумаске). Оп выходит из своего жилища — очага и ходит вокруг остальных игроков.

Огонь. Я — Огонь, меня не тронь!

Игроки (в ответ): Ты зачем ушел из очага, Превратился в нашего врага? Огонь: Я, Огонь — ваш друг и враг, Со мной не справиться никак.

После этих слов он шипит и машет руками, ловит детей, которые входят в границы круга, где живет Огонь, и бегают на его территории. За кругом ловить детей запрещается. Если Огонь поймал своим «пламенем» (кто нарушил покой его очага), то превращает его в Уголек и сажает в свой очаг. Тот, кто остается не пойманным последним игроком, становится отважным Смельчаком, победившим Огонь.

Развлекательные упражнения

Качественно новую ступень в развитии игровых отношений представляют психологические игры, упражнения, приемы, этюды по психогимнастике, в основу которых положено формирование области знаний правил пожарной безопасности.

Эти упражнения не несут серьезной смысловой нагрузки. Они могут применяться без подготовки. Их применение возможно в качестве отдельных аттракционов на праздниках, а также для эмоциональной разрядки и снятия напряжения.

Разминочные упражнения

Для проведения большинства из них требуется особая игровая атмосфера, настрой участников на экспериментирование, снятие шаблонов и привычных стереотипов повседневного общения, упражнения на изменение двигательно-пространственных стереотипов.

Пожар в джунглях

Группа изображает непроходимые джунгли, в которых произошел пожар. Через джунгли должны пробраться один или несколько пожарных, чтобы потушить огонь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...