Картотека дидактических игр по ОБЖ
материал по обж (подготовительная группа)

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

 

Картотека дидактических игр по ОБЖ для детей подготовительной группы (6-8 лет)

«Вызов службы спасения»

 Цель:  стимулировать развитие связной речи. Содержание. Составлять короткий рассказ по мере появления слайдов от имени одного из героев ситуации или стороннего наблюдателя. На экране ПК сменяются кадры, дети рассказывают в игрушечный телефон о ситуации.

 «Найди предмет»

 Цель: развивать умение узнавать по изображению знакомые предметы; стимулировать развитие зрительного восприятия, памяти. Материал: бинокль Содержание. Представьте, что мы на пожарной башне. С помощью бинокля постарайтесь узнать внизу предметы, находящиеся в дыму и огне. Молодцы, ребята, и Карлсон молодец! Следующее тренировочное задание: я буду называть слова, а вы внимательно слушайте. Если вы услышите название предмета, который может стать причиной пожара, скажите «ой».

«Спаси игрушку»

 Цели: развивать умение узнавать знакомые предметы через очки; стимулировать развитие зрительного восприятия; развивать умение соотносить схематичное изображение с предметом. Материал: картинки с различными игрушками, защитные очки. Содержание: Иногда спасателям приходится работать в специальном снаряжении — например, в защитных очках. Наденьте специальные очки. Каждый получит карточку со схематическим изображением игрушки. По которой  нужно найти  и спасти игрушку,  находящуюся в «задымлённой помещении.

«Луч фонарика»

 Цели:  развивать умение узнавать изображения по их части, детали. Материал: картинки с различными частями от предметов. Содержание. Быстро узнать предмет по детали изображения.

«Пожароопасные предметы»

Цели: стимулировать развитие скорости реакции и внимания. Материал: картинки: утюг, журнал, телевизор, ручка, тостер, жвачка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт, режет, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, сверлить, маска и др. Содержание. Дети называют  предметы по порядку, а  при назывании пожароопасных предметов – хлопают в ладоши.

«Опасно - неопасно»

 Цели: формировать умение  отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи. Материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций  (ребенок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде,

кашляет на других и т.д.);  карточки разных цветов (красного, белого и желтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание. Внимательно прослушав рассказ взрослого, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую — если опасность может возникнуть при определенном поведении, и белую — если опасности нет. Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.

«Если я сделаю так»

 Цели: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один — опасный для здоровья, другой -  ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность. Материал: набор поощрительных предметов: фишек, звездочек. Содержание. Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающей и не угрожающей жизни и здоровью) или предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю...», или «Опасности не будет, если я сделаю...» Дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую – если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую – если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.  

«Скорая помощь»

Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи. Материал: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка). Содержание. Ведущий обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек обжег руку, ногу, локоть. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.

«Наши спасатели»

 Цели: закреплять знания телефона службы  спасения. Содержание.  Дети, давайте представим, что  вы дома одни и,  вдруг с вами случилась беда, кто к вам первый придет на помощь?   (ответ детей) Правильно, в беде вас выручат всегда наши верные друзья – спасатели, это пожарные, полицейские, врачи. Но, чтобы они пришли во время, нужно наизусть знать единый номер службы спасения. Какой это номер? 112  А теперь помогите сказочным героям вызвать  службу спасения  (воспитатель читает отрывки из известных сказок) А рядом бегемотики схватились за животики, У них, у бегемотиков животики болят.

Я кровожадный, я беспощадный Я злой разбойник Бармалей. И мне не надо ни мармелада, ни шоколада, А только маленький, да очень маленьких детей.

Бом-бом! Бом-бом! Загорелся Кошкин дом.

Что случилось? На вокзале, Плачет мальчик лет пяти. Потерял он маму в зале. Как теперь её найти?

«Обезопась пожароопасные слова» 

Цель: развитие словарного запаса, внимания, быстроты реакции. Содержание. Пользуясь подсказками, превратите предложенные вам  "пожароопасные" слова в "безопасные" путём замены, добавления или исключения всего лишь одной буквы в них.  ПЛАМЯ  -  _ _ _ _ _   (первобытная семья).  ИСКРА  -  _ _ _ _  (рыбный деликатес).  ГАЗ  -  _ _ _ _  (око)  -  _ _ _  (шум).  ОКУРОК  -  _ _ _ _ _ _   (вкусный мясной продукт).  ПОРОХ  -  _ _ _ _ _   (усатое бобовое растение).  ЛУЧИНА  -  _ _ _ _ _ _  (старинное название маски).  ГАРЬ  -   _ _ _ _  (сундук для зерна и муки).  ТОРФ  -  _ _ _ _  (самый праздничный пирог).  СПИРТ  -  _ _ _ _ _  (полезное для здоровья занятие).  СЕРА  -  _ _ _ _ _  (горная антилопа).  ПОЛЕНО  -  _ _ _ _ _ _  (сустав ноги).  УТЕЧКА (газа)  -  _ _ _ _ _ _  (домашняя птица).  ТРАВМА  -  _ _ _ _ _   (природный зелёный ковёр). (Ответы: пламя - племя, искра - икра, газ - глаз - гам, окурок - окорок, порох - горох, лучина - личина, гарь - ларь, торф - торт, спирт - спорт, сера - серна, полено - колено, утечка - уточка, травма трава.)

«Да или нет»

 Цель: закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности. Содержание.  Когда я скажу вам «Детям можно...», вы должны подумать и ответить: если это вам можно и разрешается делать самим в отсутствии родителей, произносите «да» вместе с хлопками в ладоши. Если это не разрешается вам делать в отсутствии родителей, отвечаете «нет» и топаете ногами.  Детям можно...  играть со спичками; рисовать; жечь фотопленку; включить телевизор и отправиться на прогулку; играть в куклы; включать плиту; поставить разогревать завтрак и уйти гулять; ремонтировать испорченный электрочайник; вместе с мамой утюжить белье; пользоваться ножом; вскипятить себе кипятильником воду для чая; играть с легковоспламеняющимися предметами; оставлять без присмотра включенную газовую плиту; включать и пользоваться утюгом.

 «Если возник пожар»

 Цели: знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем, закрепить знание единого номера телефона службы спасения – 112. Материал: воздушный шар. Содержание. Дети становятся в круг. В центре - взрослый с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к ведущему. Этот шар в руках недаром. Если раньше был пожар, Ввысь взмывал сигнальный шар –

Звал пожарных в бой с пожаром. Где с огнем беспечны люди, Где взовьется в небо шар, Там всегда грозить нам будет Злой, безжалостный  … (передает ребенку воздушный шар) - пожар

Раз, два, три, четыре ¬ у кого пожар ...?  (передает ребенку воздушный шар) – в квартире

Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил …?    (передает ребенку воздушный шар) - утюг

Красный отблеск пробегает Кто со спичками …?     (передает ребенку воздушный шар) - играет

Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье над …?     (передает ребенку воздушный шар) – газом

Правила ПДД «Три сигнала светофора»

 Цели: закрепить знание о цветах светофора. Материал: три флажка красного, желтого, зеленого цвета. Содержание:

Наши ребята идут в детский сад Наши ребята очень спешат! Хоть у вас терпенья нет,      Подождите – красный свет! (ведущий поднимает красный флажок)

 Подождите – нет пути! (дети хлопают в ладоши, желтый свет засветил) Желтый свет засветил –  (ведущий показывает желтый флажок)

Приготовьтесь в путь идти. (дети подают друг другу руки, берутся  за руки)  Свет зеленый впереди Вот теперь переходи! (ведущий показывает зеленый флажок, дети топают ногами.)

«Найди свой автобус»

Цель:  развивать  внимание, память. Материал:  билеты с номерами автобусов, шапочки для водителей автобуса с номерами, рули для водителей. Содержание.  Получите билеты на автобус у капитанов команд. Водители наденьте свои шапочки. Пассажиры  будьте внимательны: надо сесть в автобус согласно, номеру вашего билета. Дети-водители надевают шапочки с номером автобуса, пассажиры получают билеты, звучит музыка. Когда музыка заканчивается, пассажиры находят свой автобус, контролёр проверяет правильность посадки пассажиров.

«Едет, летает, плавает» 

Цели: закрепить названия классификации видов транспорта.

Содержание. Ведущий называет вид транспорта (автобус, самолет, пароход и т. д), дети классифицируют его, называют (наземный, водный, воздушный) и выполняют соответствующее движение  (руки в стороны - летят, руки в стороны  - плывут, руки перед собой - рулят)

«Вопрос - ответ»

Цель: закрепить знание правил ПДД. Содержание. Быстрая в городе очень езда: Правила знаешь движения? (да)

Вот на светофоре горит красный свет Можно пройти через улицу?  (нет)

Ну, а зеленый горит – вот тогда Можно пройти через улицу?  (да)

Сел в трамвай, но не взял билет – Так поступать полагается? (нет)

Старушке в преклонные очень года Ты место в трамвае уступишь? (да)

«Назови вид спорта»

Цель: закрепить знание правил ПДД. Содержание. Всем кто любит погулять Всем без исключения Нужно помнить Нужно знать Правила движения. Правила очень просты. Я говорю предложение, а вы добавляете – разрешается или запрещается:  Переходить улицу на зеленый свет …  Играть на дороге …  Помогать переходить дорогу пожилым людям …  Перебегать улицу перед близко идущим транспортом …  Выбегать на проезжую часть …  Переходить улицу по подземному переходу.  Переходить улицу, при красном свете светофора.  Переходить улицу при желтом сигнале светофора.  Цепляться за проезжающие машины.  Переждать поток машин на островке безопасности...  Уважать правила движения.

 «Дорожные знаки»

Цель: знакомить детей с запрещающими, предписывающими и некоторыми предупреждающими знаками. Материал:  картинки с дорожными знаками, карточки с различными дорожными ситуациями. Содержание. Варианты игры  «Разное среди общего»  - детям предлагается разложить знаки по группам и рассказать, что

они обозначают.  «Играем сами»    - детям предлагаются карточки с разными дорожными ситуациями и они должны правильно подобрать дорожные знаки к картинкам, затем обосновать свой выбор.  «Улица города»    - детям предлагается выступить в роли инспекторов ДПС в новом городе, где необходимо расставить дорожные знаки, чтобы избежать дорожно-транспортных происшествий.

«Светофор»    

  Цель: закреплять  знания детей о сигналах светофора,  о правилах движения по сигналам светофора. Материал: картинка  светофор, нагрудный знак «светофор», рули. Содержание. Дети и взрослый рассматривают светофор, закрепляют значение цветов. Затем взрослый предлагает одному из детей взять на себя роль светофора» и надеть нагрудный знак «светофор». Остальные Дети изображают машины и пешеходов, которые должны двигаться согласно сигналам светофора.

«Перекресток»

 Цель: знакомить детей с таким местом на улице, как перекресток, с правилами перехода на перекрестке (регулируемый и нерегулируемый); закреплять знание дорожных знаков. Материал:  макет перекрестка. Содержание. Детям предлагается макет перекрестка с различными знаками и светофором. Взрослый объясняет, как надо переходить улицу на регулируемом и нерегулируемом перекрестке.

 

«Помогите, полиция!» 

Цель: сформировать представление о том,  в каких случаях необходимо обращаться за помощью в полицию. Материал: карточки с изображением телефонного аппарата на котором написан единый номер – 112; наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства полиции. Содержание. Дети делятся на команды по трое. Ведущий раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с номером вызова полиции.  Играющие стараются, как можно 6ыстрее разложить карточки с изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют вмешательства полиции. После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды.

«Тротуар и дети»

 Цели: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, формировать умение  правильно выбирать место для игр. Материал:  кубики Содержание. Предложите детям построить из кубиков дом с аркой. Арка должна быть таких размеров, чтобы через неё могли проехать игрушечные машинки. Попросите детей разместить их перед аркой. Куклы будут изображать мальчиков-футболистов или девочек, играющих в "классики". В качестве футбольного мяча можно использовать шарик для пинг-понга, а "классики" изобразить с помощью полосок бумаги или верёвочек. В игре одновременно может участвовать несколько детей, которые меняются ролями. В процессе игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а девочки — игру в "классики". При этом один ребёнок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит. Дети быстро убирают кукол с дороги и переносят подальше от арки. Сюжет можно варьировать. Например, из окна игрушечного дома высовывается зайчик и предупреждает об опасности.

«Куда бежать, если за тобой гонятся»

 Цели: Научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию. Материал:  картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, пост ДПС. Содержание. Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.

 «Если чужой стучится в дверь»

 Цели: формировать представления о том, что открывать дверь, когда дети дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире. Содержание. Ведущий и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации Примерные ситуации: - почтальон принес срочную телеграмму; - слесарь пришел ремонтировать кран; - милиционер пришел проверить сигнализацию; - медсестра принесла лекарство для бабушки; - мамина подруга пришла гости; - соседи просят  зеленку для поранившегося ребенка; - незнакомые люди просят оставить вещи для соседей; - женщине нужно вызвать «Скорую помощь». Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками

.

«Снежная Королева»

Цель: помочь детям увидеть в каждом человеке положительные черты характера. Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации Содержание. Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева». Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям! Ведущий говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.

«Разрезные знаки»

Цели: развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер. Материал: разрезные знаки; образцы знаков. Содержание. Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения  он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...