Дидактические игры по формированию ОБЖ у дошкольников
учебно-методический материал по обж
Представлены картотеки игр, а также игры-презентации по формированию ОБЖ у дошкольников разных возрастных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoya_igra_dlya_detey_po_obzh_konspekt.docx | 23.62 КБ |
kartoteka_igr_po_obzh_1.docx | 26.08 КБ |
igry_s_det_mi_po_obzh.docx | 125.13 КБ |
kartoteka_igr_po_obzh.docx | 37.85 КБ |
kartoteka_didakticheskikh_igr_po_obzh-_starshaya_gruppa.doc | 42.5 КБ |
igra_po_obzh.ppt | 169.5 КБ |
igra_po_obzh_opasno-ne_opasno_1.pptx | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий непрерывной образовательной деятельности
по образовательной области
социально-коммуникативное развитие
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Моя безопасность»
Используемые технологии:
*Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
*Технология деятельностного подхода
*Игровые технологии
Цель: формировать ответственное отношение к вопросам личной безопасности и охране здоровья посредством инновационных игровых технологий.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить с мерами предотвращения травматизма.
- Продолжать формировать представления детей об опасных для жизни и здоровья предметах и ситуациях, которые встречаются в быту и на улице.
- Расширять знания о значении этих предметов и ситуаций для людей.
- Расширять знания о правилах пользования этими предметами, о правилах безопасного поведения в таких ситуациях.
Развивающие:
- Развивать связную речь детей, расширять словарный запас.
Развивать внимание, мышление при решении проблемных ситуаций.
Воспитательные:
- Предостеречь от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми, продолжать обучать детей правилам безопасности и умения ориентироваться в чрезвычайных ситуациях.
- Воспитывать бережное отношение к себе, своему здоровью и окружающим людям, взаимовыручку и взаимопомощь.
Предварительная работа: беседы на тему «Безопасность дома и на улице», беседа «Здоровый образ жизни», чтение художественной литературы, дидактические игры: «Опасно – не опасно», «Первая помощь» и др.
Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности: презентация PowerPoint «СВОЯ ИГРА для старших дошкольников «Безопасность дома»; фишки; вода в бутылочках из-под перекиси водорода; ватные диски; лейкеры (неработающие); пластырь; два жилета или костюма МЧС; картинки формата А5 с чрезвычайными ситуациями и обычными бытовыми ситуациями на магнитах; набор картинок с опасными и неопасными предметами, которые могут повстречаться в квартире; медали; почетные дипломы юных спасателей на всех участников.
Примерный ход
совместной непрерывной образовательной деятельности:
Деятельность педагога | Деятельность детей | |
Мотивация | На экране фото и письмо от сотрудника службы спасения. «Здравствуйте, ребята. Я – сотрудник службы спасения. Вы знаете кто такие спасатели? Нам очень нужна помощь. Мы ищем помощников – юных спасателей. Вы готовы вступить в службу спасателей? Мы принимаем всех, кто пройдет наши задания, в которых покажет свои знания, ум, смекалку, сообразительность и находчивость! Если вы готовы пройти подготовку юного спасателя и присоединиться к нам, тогда вперед! Вас ждут интересные и увлекательные задания, после выполнения которых, вас ждет сюрприз. Удачи вам, ребята!» | Слушают |
Проблематизация | Ребята, вы догадались, что нам предстоит сегодня делать? | Ответы детей |
Целеполагание | Совершенно верно: вам предстоит пройти подготовку юных спасателей. Сотрудники службы спасения подготовили для вас испытания. Готовы показать, что вы знаете и умеете? Тогда начинаем! Предлагаю вам поделиться на две команды поровну. Распределяйтесь | Ответы детей Дети распределяются на две команды |
Планирование будущей деятельности | Перед вами задания. Три строчки – это темы вопросов. Верхняя строчка – догадайтесь, что за тема? Верно. Здесь задания от спасателей об оказании помощи пострадавшим. Вторая строчка – это какая тема, как вы думаете? Служба спасения. Здесь задания про спасателей, которыми вы готовитесь стать. И третья строчка – это тема…? То есть задания о том, как избежать опасностей дома. Посмотрите, в каждой строчке два задания: зеленый цвет – это легкое задание за правильное его выполнение дается одна фишка, желтый цвет – задание посложнее, за его выполнение дается две фишки. Команда, набравшая в конце игры больше всего фишек – объявляется победителем! Ну что, готовы? Давайте начинать! Первая команда, выбирайте строчку-тему и цвет первого задания! | Скорая помощь Служба спасения Дом |
Реализация плана | Проводиться игра. ТЕМА «СКОРАЯ ПОМОЩЬ» Зеленый – Посмотрите, ребята, что случилось с Тамарой? Что она чувствует? Что же нам необходимо сделать? Что бы вы сделали на ее месте? Помните: первое, что нужно сделать – это сказать взрослому, что вы поранились, а затем с помощью взрослого ранку промыть и заклеить пластырем или перебинтовать. Сейчас мы с вами будем учиться оказывать помощь получившему царапину. Проходите в нашу поликлинику. Здесь нас ждут пациенты, которым необходима помощь. Порядок выполнения действий: Первое - промывают ранку водой, на столе стоит вода в бутылочке из-под перекиси водорода. Второе – протирают насухо ватным диском. Третье – смазывают вокруг царапины йодом или зелёнкой - эти жидкости убивают микробов, у нас сегодня йод и зеленка понарошку, потому что и ранки понарошку. Четвертое - заклеить лейкопластырем. Спасатели, отправляемся в медпункт приступайте к оказанию помощи. Желтый – Посмотрите, что-то случилось с Васей и Галей. Галя обморозила щеки и руки. Надо помочь ей? Как? А Вася совсем замерз. Как ему помочь? Как бы вы поступили на месте Васи? Гали? 1. Сказать взрослому. 2. Осторожно обмотать обмороженное место чистым платком, согреть. Запомните: растирать снегом нельзя! 3. Зайти в теплое помещение: погреться, укутаться в теплый плед, попить горячего чая. А что нужно сделать, если просто почувствовали, что вам холодно? Покажите как? А если почувствовали, что руки и щеки начинают замерзать? Покажите как? ТЕМА «СЛУЖБА СПАСЕНИЯ» Зеленый – Игра «Собери портрет спасателя». Команды собирают портрет спасатели из вырезных деталей. Команда, справившаяся первой, получает фишку. Желтый – Эстафета «Спасатели спешат на помощь». Участвуют обе команды. Задание: надеть жилет спасателя, добежать до стола, выбрать картинку с ситуацией, когда необходима помощь спасателей или с персонажем, которому необходима помощь спасателей. Картинки с ситуациями, когда помощь спасателей не нужна, не берите, оставьте на столе. Добежать обратно до своей команды, и разместить картинку на магнитной доске своей команды. Передать жилет следующему спасателю. Команда, справившаяся первой, получает фишку. Посмотрите, что у вас получилось: в каких ситуациях необходима помощь спасателей? А в каких ситуациях помощь спасателей не требуется и вы оставили их на столе? ТЕМА «БЕЗОПАСНОСТЬ ДОМА» Зеленый – Посмотрите, все предметы в этом доме перепутались. Разделите опасные и безопасные предметы, которые встречаются дома. Участвуют обе команды. Команда, справившаяся первой, получает фишку. Какие предметы опасны и чем? Желтый – Вы остались дома одни. Звонят в дверь. Обыгрывание ситуаций: 1 – За дверью просят бумагу и ручку, чтобы написать записку знакомому. Что вы будете делать? 2 – За дверью почтальон, принес посылку. Что вы будете делать? 3 – Пришли гости. Что вы будете делать? 4 – За дверью говорят, что пришли из полиции. Что вы будете делать? 5 – Просят дать попить воды. Что вы будете делать? | Каждая команда по очереди выбирает категорию и цвет задания, затем выполняет его, после чего награждается фишками. Дети, выбравшие задание, оказывают помощь куклам в Попрыгать, побегать Показывают Аккуратно растереть Показывают Выполняют задание Выполняют задание Ответы детей Ответы детей Ответы детей Выполняют Ответы детей Ответы детей по каждой ситуации |
Оценка и рефлексия | Вот и подошли все задания к концу! Откуда были задания? Что это за задания были? Что было легко? Что было трудно? Как вы себя чувствуете? Что вам понравилось? Что вам не понравилось? Что нового вы узнали? Что расскажете родителям и друзьям в группе? А теперь давайте выясним, какая же команда победила? Посчитайте ваши фишки. Выигравшая команда получает медали за первое место, а вторая команда получает медали за втрое место! Поздравьте друг друга – похлопайте! Вы сегодня большие молодцы! В службе спасения обязательно узнают, что вы справились со всеми их заданиями! И вас теперь можно смело назвать юными спасателями. О чем вам всем вручается почетный диплом! Вручение дипломов. | Ответы детей Ответы детей Считают |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников
Я – человек
«Умею – не умею» (младший дошкольный возраст)
Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.
Ведущий бросает мяч и произносит: « Я умею» или « Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он не умеет или умеет. Например: « Я умею бегать, так как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».
«Кто что делает?» (младший дошкольный возраст)
Цели: развивать умение называть имена своих родителей, их трудовые обязанности в семье; прививать любовь к близким.
Педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает детям мяч по очереди, задавая вопросы: «Что дома делает мама (бабушка, сестра, папа и т.д.)?» Дети ловят мяч и отвечают на вопросы (стирает, варит суп, вяжет, ремонтирует и т.д.).
«Кто это?» (младший дошкольный возраст)
Цели: развивать умение называть имена своих родителей, их трудовые обязанности в семье; прививать любовь к близким.
Педагог показывает картинки, на которых изображены члены семьи – мама, папа, бабушка и т.д., спрашивает: «Кто это?», дети отвечают.
«Угадай, кто позвал?» (младший дошкольный возраст)
Цели: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.
Ведущий, стоя спиной к детям, детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен.
«Найди пару» (младший дошкольный возраст)
Цель: подбирать пару к предмету по тактильным ощущением с завязанными глазами.
Оборудование: пуговицы, кубики, яблоко, карандаши, мелкие предметы.
Выбрав себе предмет, ребёнок должен с завязанными глазами выбрать из кучки точно такой же. В конце игры ведущий просит объяснить, что помогло ребёнку правильно определять на ощупь разные материалы.
Игра-тренинг «Я потерялся…»(младший дошкольный возраст)
Цель: учить правильно вести себя, если потерялся на улице.
Оборудование: игрушка мишка.
В гости к детям приходит Мишка и рассказывает, что он потерялся, когда был на прогулке с мамой. Дети объясняют ему, что нужно делать, если вы с мамой потеряли друг друга; к кому можно обратиться за помощью, а к кому нельзя; что делать, если мама вошла в автобус, а ты не успел и т.д.
«Что есть у куклы?» (младший дошкольный возраст)
Цели: учить называть части тела, формировать представление о том, для чего служит каждая часть тела.
В гости приходит кукла Катя, она заболела. Что у нее болит? Воспитатель показывает на часть тела, дети называют.
«Собери Машеньку» (младший дошкольный возраст)
Цели: учить называть части тела, формировать представление о том, для чего служит каждая часть тела.
Оборудование: плоскостное изображение куклы, отдельных ее частей.
Необходимо собрать из частей плоскостное изображение куклы .
«Ребенок-кукла» (младший дошкольный возраст)
Цель: учить находить общие и отличительные признаки у ребенка и у куклы.
Материалы и оборудование: кукла.
В гости к детям приходит кукла, дети рассматривают ее и называют, чем похожи кукла и девочка (у куклы и девочки есть голова, туловище, руки, ноги, глаза, нос, волосы, они носят одежду и т.д.), чем они отличаются (девочка живая, она растет, умеет дышать, говорить, плакать и т.д., а кукла не живая, она не растет, не умеет дышать, говорить и т. д. ).
Игра-тренинг «На день рожденья к кукле Кате» (младший дошкольный возраст)
Цель: формировать навыки безопасного поведения за столом.
Материалы и оборудование: кукла, столовые приборы, посуда.
Дети вместе с педагогом накрывают кукле праздничный стол, проговаривая при этом все свои действия, вспоминая правила поведения за столом.
Я и опасные предметы
«Найди опасные предметы» (младший дошкольный возраст)
Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с ним.
Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.
В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:
- все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;
- нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;
- ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;
- нельзя трогать стиральные порошки, средство для мытья посуды, соду, хлорку;
- опасно одному выходить на балкон.
Прогулка-обследование «Внимание – опасность!»
Цели: учить находить во время прогулки по территории детского сада опасные места и предметы; разъяснять, какую они представляют опасность и как ее избежать.
Материалы и оборудование: красные ленточки для пометки опасных мест.
«Опасно – не опасно» (младший дошкольный возраст)
Цели: тренировать в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья; учить самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.
Материалы и оборудование: карточки с изображениями различных предметов.
Педагог предлагает выбрать карточку, назвать изображенный на ней предмет и объяснить, чем он может быть опасен и как с ним правильно обращаться.
«Отгадай загадку по картинке» (младший дошкольный возраст)
Цели: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.
Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.
Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.
Загадки
1. На столе, в колпаке, 4. Режет хлеб,
Да в стеклянном пузырьке Намажет масло.
Поселился дружок Но помни:
Развесёлый огонёк. Есть с него опасно!
(Настольная лампа) (Нож)
2. Из горячего колодца 5. Два конца, два кольца,
Через нос водица льётся. Посередине – гвоздик.
(Чайник) (Ножницы)
3. Гладит всё, чего касается, 6. Всех на свете обшивает,
А дотронешься – кусается. Что сошьёт – не надевает.
( Утюг) (Иголка)
Я и улица
«Наша улица, или Светофор» (младший дошкольный возраст)
Цели: закрепить знания детей о сигналах светофора, понятиях: улица, дорога, тротуар, деревья, дома; вспомнить ПДД.
Детей учат не спешить, переходя дорогу, быть внимательным, знать и находить место пешеходного перехода, понимать сигналы светофора, дорожные знаки.
«Собери машинку по частям» (младший дошкольный возраст)
Цели: учить подбирать соответствующие основные части к грузовой машине и автобусу, воспитывать внимание.
Материалы и оборудование: плоскостное изображение основных частей легковой и грузовой машин, автобуса (кузов, кабина, колеса, руль), а также предметные картинки с изображением транспорта, разрезанные на 3-4 части.
«Расскажи, что не так» (младший дошкольный возраст)
Цель: закрепить знание ПДД; отрабатывать навыки правильного общения, речь, социальное поведение.
Материалы: карточки с дорожными ситуациями.
Дети по сюжетной картинке рассказывают, что дети делают неправильно.
« Автобус» (младший дошкольный возраст)
Цели: закрепить знание ПДД; отрабатывать навыки правильного общения, речь, социальное поведение.
Оборудование: маленькие стулья, руль.
С помощью считалочки выбирают водителя. Моделирование ситуаций: женщина с ребёнком, бабушка, слепой.
« Красный и зеленый»
Цель: учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.
Оборудование: два кружка: красный и зеленый, машины-игрушки.
Вначале игра проводится с одним ребенком, затем с подгруппой детей.
Воспитатель берет два кружка – красный и зеленый. Предлагает взять ребенку игрушку-машину и говорит: « Ты , Вова, шофер, сам будешь управлять машиной. Когда я буду показывать зеленый кружок – машина может ехать. Вот так (показывает). Когда увидишь красный кружок – машина должна остановиться».
«Птицы и автомобиль»
Цель: учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.
Дети – птички летают по комнате, взмахивают руками (крыльями).
Воспитатель говорит: «Прилетели птички, птички – невелички. Все летали , все летали, крыльями махали. (Дети бегают, плавно взмахивают руками).
Так они летали , крыльями махали, на дорожку прилетели, зернышки клевали.(присаживаются, постукивают пальцами по коленям).
Воспитатель берет в руки игрушечный автомобиль и говорит: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, в рожок трубит. Тра-та-та, берегись, берегись! Тра-та-та, берегись, посторонись!». Дети – птички бегут от автомобиля.
«Переход» (младший дошкольный возраст)
Цель: Закрепление ПДД.
На полу полосками обозначен переход, на светофоре красный свет. Дети стоят у перехода. На светофоре жёлтый свет. На зелёный сигнал дети идут по переходу, сначала смотрят налево, потом направо.
Я и пожарная безопасность.
«Назови картинку» (младший дошкольный возраст)
Цель: учить называть изображенные на картинке предметы, знать их назначение.
Оборудование: картинки с изображением ведра, пожарной машины, каски и т.д.
Дети рассматривают предложенную картинку и говорят что это и для чего необходимо.
Подвижная игра «Кто быстрее потушит пожар?» (младший дошкольный возраст)
Цель: развивать двигательные умения, закреплять правила пожарной безопасности.
Оборудование: стульчики – на один меньше, чем детей, игрушка-огнетушитель, медаль.
По кругу стоят 5 стульев, на них огнетушители, играют 6 детей. Под музыку они бегут по кругу. С окончанием музыки нужно быстро поднять огнетушитель вверх. Кому он не достался, выбывает из игры. Кто завладел последним огнетушителем – получает звание «Лучший пожарный» и медаль.
Игра «Костер»
Цель: уточнить порядок действий при пожаре, развивать быстроту реакции детей.
Оборудование: песок, совочки, изображение огня.
Правила игры: дети делятся на 2-3 команды. Нужно носить песок из песочницы маленьким детским совочком или ложкой (не рассыпав на бегу) и тушить костер (сыпать на лист бумаги с изображением костра). Побеждает та команда, которая за одинаковое время принесет к «костру» больше песка, т.е. лучше «потушит» костер.
Игра «Да» и «Нет»
Цель: развивать внимание, мышление.
Игра называется «Да» и «Нет»
Их я хочу услышать в ответ.
Все внимательно играйте,
Думайте и отвечайте.
На вопросы дайте ответ,
И скажите «Да» иль «Нет».
Всем ребятам нужно знать,
Что с огнем нельзя играть.
Это все ребята знают? (Да)
А с огнем они играют?
Для ребят пожары шутка?
Все ли дети тут послушны?
На печи кипит варенье.
Можно ли без разрешенья
детям к печке подбегать,
Чтоб варенье помешать?
Палит листья мальчик Тихон,
У костра он скачет лихо.
Дети дайте мне ответ,
Хорошо ли это?
Под столом играет света,
Зажигает она свечи.
Дети дайте мне ответ,
Хорошо ли это?
Вова спичками играет,
Мама это запрещает.
Дети дайте мне ответ,
Прав наш Вова или нет?
Непослушный мальчик Вова,
Спичками играет снова.
Пусть мне дети отвечают,
Маму Вова огорчает?
Вот свеча, горит огонь,
Ты огонь попробуй – тронь!
Дайте, дети мне ответ,
Будет больно или нет?
Нам пожары не беда? (нет)
Друга выручим всегда?
Врать не будем никогда?
Маму слушаем всегда?
Можно спичками играть?
Детям свечи зажигать?
Причиняет огонь зло?
А дает огонь добро?
Ты труслив, когда беда?
Силы жалко для труда?
С огнем всегда ты осторожен?
Что ж завершать игру мне можно?
Игра «Топаем, хлопаем»
Цель: развитие внимания, закрепление правил поведения при пожаре.
Условие:
Если дети поступают правильно - хлопают,
Если неправильно – топают.
Ведущий:
Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя! (хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (топают)
Коля убежал за дом, там играет он с костром. (топают)
Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает (хлопают)
Таня с Ниною играют, на печи газ зажигают (топают)
Клим увидел: дом горит,
Мальчик «01» звонит. (хлопают)
«Что это?» (назови природное явление)
Цель: учить по картинке определять природное явление.
Материалы: картинки с изображением природных явлений.
Дети рассматривают свою картинку, говорят, какое природное явление изображено.
Литература
1. Г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко. « Школа здорового человека» Сфера, 2010
2. Т. В. Пятница «Рабочая тетрадь логопеда»: загадки, рифмовки, скороговорки / Феникс,2010
3. Т.П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по ОБЖ
1. Игра «Пригласи Мишку в гости»
2. «Ребенок на улицах города»
3. «Врачи - наши помощники»
4.«Опасные предметы»
5. «Опасные предметы»
6.«Опасные предметы»
7.«Опасные предметы»
8. «Опасные предметы»
9. «Опасные предметы»
10. «Опасные предметы»
11. «Опасности вокруг нас»
12. «Опасности вокруг нас»
13. «Опасности вокруг нас»
14. «Опасности вокруг нас»
15. «Опасности вокруг нас»
16. «Подбери игрушку Танюшке»
17. «Раз, Два, Три, что может быть опасно-найди»
18.«Что мы знаем о вещах?»
19.«Соедини по точкам»
20.«Домик Улитки»
21.«Угадай, какой знак?»
22.«По Дороге»
23.«Найди нужный знак»
24. «Мы-пассажиры»
25.«Разрезные знаки»
26. «Игра в слова»
27.«Хорошо– плохо»
28. «Назови причины пожара»
Содержание
1. Игра «Пригласи Мишку в гости»
Цель: закрепить знание домашнего адреса, учить правилам приглашения гостей.
Материал: дома, построенные детьми из строительного материала или конструктора, игрушка медвежонка.
Игровые действия: каждый ребенок выбирает себе дом, вежливо приглашает к себе в гости Медвежонка, называя ему свой домашний адрес.
2. «Ребенок на улицах города»
О чем говорит светофор
Цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.
Материал: цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные), макет светофора.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.
3. «Врачи - наши помощники»
Если кто-то заболел
Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03», поупражнять в вызове врача.
Материал: телефон.
Ход игры: Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.
Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:
фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы
4.«Опасные предметы»
Источники опасности
Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)
Ход игры: воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
5. «Опасные предметы»
Игра - дело серьёзное
Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.
Материал: картинки с изображением различных предметов (опасных и неопасных), два обруча
Ход игры: воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.
6.«Опасные предметы»
Сто бед
Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации.
Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.
7.«Опасные предметы»
Мы – спасатели
Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал: картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры: воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
8. «Опасные предметы»
Убери на место
Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.
Ход игры: на макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.
9. «Опасные предметы»
Так или не так
Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Материал: 2 карточки – с красным и с зелёным кружком,
картинки с изображением опасных и безопасных действий детей;
Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни ребёнка ситуаций, под зелёную – неопасных (разрешённых).
Варианты: индивидуально с воспитателем;
несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.
10. «Опасные предметы»
Что мы знаем о вещах
Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества
Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.
Ход игры: в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.
11. «Опасности вокруг нас»
На прогулке
Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными
действиями при встрече с животными.
Материал: иллюстрации, 2 обруча.
Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.
Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.
12. «Опасности вокруг нас»
Если малыш поранился
Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.
Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи
Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить стерильную повязку, вызвать врача)
13. «Опасности вокруг нас»
Что где растёт
Цель: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения
Материал: мяч.
Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:
- Где растёт подорожник? (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)
- Где растёт ромашка? и т.д.
14. «Опасности вокруг нас»
Определи растение по запаху
Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.
Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.
Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)
Что помогло вам почувствовать этот запах?
Где можно почувствовать такой запах?
15. «Опасности вокруг нас»
По грибы
Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.
Материал: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов
Ход игры: картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы
16. «Подбери игрушку Танюшке»
Задачи: Закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование:
- игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков;
- картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.
Ход игры: Воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.
17. «Раз, два, три, что может быть опасно-найди»
Задачи: Закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.
Оборудование: Макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки).
Ход игры: Воспитатель или ребенок отворачивается и считает до 3—5 (при необходимости до 10), а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
18.«Что мы знаем о вещах?»
Задачи: Расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.
Оборудование:
четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара;
картинки с изображением различных бытовых предметов.
Ход игры: В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
19.«Соедини по точкам»
Задачи: Закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование: Листы с изображением контуров предметов (из точек).
Задание: Соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.
20.«Домик Улитки»
Задачи: обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.
Оборудование:
- игровое поле с изображением улитки, внутри домика которой нарисованы различные предметы домашнего обихода;
- фишки;
- кубик.
Ход игры: Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.
21.«Угадай, какой знак?»
Задачи: упражнять детей в умении различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Оборудование: Кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса.
Ход игры:
1-й вариант. Ведущий приглашает по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к детям, у которых уже есть знаки этой группы.
2-й вариант. Ведущий показывает знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он обозначает.
3-й вариант. Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а остальные отгадывают этот знак по описанию.
22.«По Дороге»
Задачи: Закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать внимание, память.
Оборудование: картинки грузового, легкового транспорта, фишки.
Ход игры: Перед поездкой договоритесь с детьми, кто какой вид транспорта будет собирать (для наглядности можно раздать картинки грузового и легкового транспорта, также можно взять специализированный транспорт: милиция, пожарные, скорая помощь и т.д.). По дороге дети обращают внимание на машины, называя их и получая за это фишки. Кто больше соберет, тот и выиграл.
23.«Найди нужный знак»
Задачи: Продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения.
Оборудование: 20 картонных карточек (пазлы). На одних половинках карточек изображены дорожные знаки, на других – соответствующие им дорожные ситуации.
Ход игры:
1-й вариант. Ведущий отбирает карточки со знаками одного вида (или нескольких видов, если они малочисленные). Половинки карточек с изображением дорожной ситуации ведущий раздает детям, а элементы со знаками раскладывает на столе лицевой стороной вверх. Затем он называет вид дорожных знаков и рассказывает об их общем значении. После этого ведущий предлагает детям найти общие внешние черты данного вида знаков (цвет, форма и т.д.). Дети должны найти среди имеющихся у них элементов подходящую половинку карточки.
2-й вариант. Все половинки карточек со знаками дети делят поровну. Элементы с дорожными ситуациями перемешивают и кладут в центре стола лицевой стороной вниз. Дети по очереди берут карточки и подбирают их под свои. Выигрывает тот, кто первым найдет подходящие половинки для всех своих карточек.
24. «Мы-пассажиры»
Задачи: Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.
Оборудование: Картинки с дорожными ситуациями.
Ход игры: Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации.
25.«Разрезные знаки»
Задачи: Развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер.
Оборудование: Разрезные знаки; образцы знаков.
Ход игры:
Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.
26. «Игра в слова»
Варианты игры:
1.Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните выбор каждого слова: три глаза, стоит на улице, красный свет, стоит дома, перекресток, голубой свет, одна нога, желтый свет, помощник пешехода.
2.Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните свой выбор: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет, кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.
3.Составьте рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в школу, тротуар, булочная, аптека, перекресток, надземный переход, светофор, школа.
27.«Хорошо– плохо»
Задачи: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Ход игры:
Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого). Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа и т.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.
- Как правильно вызвать пожарных?
- Что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром?
- Можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных?
- Что нужно делать, если в доме запахло газом?
- Можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара?
- Можно ли поджигать тополиный пух?
- Можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери?
- Можно ли использовать лифт во время пожара в доме?
- Что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя?
- Как правильно покинуть задымлённое помещение?
- Можно ли играть со спичками и зажигалками и почему?
28. «Назови причины пожара»
Задачи: Формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.
Ход игры:
Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по ОБЖ
1. Игра «Пригласи Мишку в гости»
2. «Ребенок на улицах города»
3. «Врачи - наши помощники»
4.«Опасные предметы»
5. «Опасные предметы»
6.«Опасные предметы»
7.«Опасные предметы»
8. «Опасные предметы»
9. «Опасные предметы»
10. «Опасные предметы»
11. «Опасности вокруг нас»
12. «Опасности вокруг нас»
13. «Опасности вокруг нас»
14. «Опасности вокруг нас»
15. «Опасности вокруг нас»
16. «Подбери игрушку Танюшке»
17. «Раз, Два, Три, что может быть опасно-найди»
18.«Что мы знаем о вещах?»
19.«Соедини по точкам»
20.«Домик Улитки»
21.«Угадай, какой знак?»
22.«По Дороге»
23.«Найди нужный знак»
24. «Мы-пассажиры»
25.«Разрезные знаки»
26. «Игра в слова»
27.«Хорошо– плохо»
28. «Назови причины пожара»
Содержание
1. Игра «Пригласи Мишку в гости»
Цель: закрепить знание домашнего адреса, учить правилам приглашения гостей.
Материал: дома, построенные детьми из строительного материала или конструктора, игрушка медвежонка.
Игровые действия: каждый ребенок выбирает себе дом, вежливо приглашает к себе в гости Медвежонка, называя ему свой домашний адрес.
2. «Ребенок на улицах города»
О чем говорит светофор
Цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.
Материал: цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные), макет светофора.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.
3. «Врачи - наши помощники»
Если кто-то заболел
Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03», поупражнять в вызове врача.
Материал: телефон.
Ход игры: Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.
Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:
фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы
4.«Опасные предметы»
Источники опасности
Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)
Ход игры: воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
5. «Опасные предметы»
Игра - дело серьёзное
Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.
Материал: картинки с изображением различных предметов (опасных и неопасных), два обруча
Ход игры: воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.
6.«Опасные предметы»
Сто бед
Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации.
Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.
7.«Опасные предметы»
Мы – спасатели
Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал: картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры: воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
8. «Опасные предметы»
Убери на место
Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.
Ход игры: на макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.
9. «Опасные предметы»
Так или не так
Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Материал: 2 карточки – с красным и с зелёным кружком,
картинки с изображением опасных и безопасных действий детей;
Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни ребёнка ситуаций, под зелёную – неопасных (разрешённых).
Варианты: индивидуально с воспитателем;
несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.
10. «Опасные предметы»
Что мы знаем о вещах
Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества
Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.
Ход игры: в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.
11. «Опасности вокруг нас»
На прогулке
Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными
действиями при встрече с животными.
Материал: иллюстрации, 2 обруча.
Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.
Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.
12. «Опасности вокруг нас»
Если малыш поранился
Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.
Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи
Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить стерильную повязку, вызвать врача)
13. «Опасности вокруг нас»
Что где растёт
Цель: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения
Материал: мяч.
Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:
- Где растёт подорожник? (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)
- Где растёт ромашка? и т.д.
14. «Опасности вокруг нас»
Определи растение по запаху
Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.
Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.
Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)
Что помогло вам почувствовать этот запах?
Где можно почувствовать такой запах?
15. «Опасности вокруг нас»
По грибы
Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.
Материал: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов
Ход игры: картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы
16. «Подбери игрушку Танюшке»
Задачи: Закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование:
- игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков;
- картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.
Ход игры: Воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.
17. «Раз, два, три, что может быть опасно-найди»
Задачи: Закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.
Оборудование: Макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки).
Ход игры: Воспитатель или ребенок отворачивается и считает до 3—5 (при необходимости до 10), а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
18.«Что мы знаем о вещах?»
Задачи: Расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.
Оборудование:
четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара;
картинки с изображением различных бытовых предметов.
Ход игры: В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
19.«Соедини по точкам»
Задачи: Закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование: Листы с изображением контуров предметов (из точек).
Задание: Соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.
20.«Домик Улитки»
Задачи: обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.
Оборудование:
- игровое поле с изображением улитки, внутри домика которой нарисованы различные предметы домашнего обихода;
- фишки;
- кубик.
Ход игры: Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.
21.«Угадай, какой знак?»
Задачи: упражнять детей в умении различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Оборудование: Кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса.
Ход игры:
1-й вариант. Ведущий приглашает по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к детям, у которых уже есть знаки этой группы.
2-й вариант. Ведущий показывает знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он обозначает.
3-й вариант. Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а остальные отгадывают этот знак по описанию.
22.«По Дороге»
Задачи: Закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать внимание, память.
Оборудование: картинки грузового, легкового транспорта, фишки.
Ход игры: Перед поездкой договоритесь с детьми, кто какой вид транспорта будет собирать (для наглядности можно раздать картинки грузового и легкового транспорта, также можно взять специализированный транспорт: милиция, пожарные, скорая помощь и т.д.). По дороге дети обращают внимание на машины, называя их и получая за это фишки. Кто больше соберет, тот и выиграл.
23.«Найди нужный знак»
Задачи: Продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения.
Оборудование: 20 картонных карточек (пазлы). На одних половинках карточек изображены дорожные знаки, на других – соответствующие им дорожные ситуации.
Ход игры:
1-й вариант. Ведущий отбирает карточки со знаками одного вида (или нескольких видов, если они малочисленные). Половинки карточек с изображением дорожной ситуации ведущий раздает детям, а элементы со знаками раскладывает на столе лицевой стороной вверх. Затем он называет вид дорожных знаков и рассказывает об их общем значении. После этого ведущий предлагает детям найти общие внешние черты данного вида знаков (цвет, форма и т.д.). Дети должны найти среди имеющихся у них элементов подходящую половинку карточки.
2-й вариант. Все половинки карточек со знаками дети делят поровну. Элементы с дорожными ситуациями перемешивают и кладут в центре стола лицевой стороной вниз. Дети по очереди берут карточки и подбирают их под свои. Выигрывает тот, кто первым найдет подходящие половинки для всех своих карточек.
24. «Мы-пассажиры»
Задачи: Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.
Оборудование: Картинки с дорожными ситуациями.
Ход игры: Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации.
25.«Разрезные знаки»
Задачи: Развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер.
Оборудование: Разрезные знаки; образцы знаков.
Ход игры:
Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.
26. «Игра в слова»
Варианты игры:
1.Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните выбор каждого слова: три глаза, стоит на улице, красный свет, стоит дома, перекресток, голубой свет, одна нога, желтый свет, помощник пешехода.
2.Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните свой выбор: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет, кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.
3.Составьте рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в школу, тротуар, булочная, аптека, перекресток, надземный переход, светофор, школа.
27.«Хорошо– плохо»
Задачи: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Ход игры:
Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого). Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа и т.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.
- Как правильно вызвать пожарных?
- Что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром?
- Можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных?
- Что нужно делать, если в доме запахло газом?
- Можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара?
- Можно ли поджигать тополиный пух?
- Можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери?
- Можно ли использовать лифт во время пожара в доме?
- Что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя?
- Как правильно покинуть задымлённое помещение?
- Можно ли играть со спичками и зажигалками и почему?
28. «Назови причины пожара»
Задачи: Формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.
Ход игры:
Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по ОБЖ для детей старшей группы
«Опасные предметы»
Источники опасности
Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)
Ход игры: воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
«Опасные предметы»
Игра - дело серьёзное
Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.
Материал: картинки с изображением различных предметов (опасных и неопасных), два обруча
Ход игры: воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.
«Опасные предметы»
Сто бед
Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации.
Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.
«Опасные предметы»
Мы – спасатели
Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал: картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры: воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
«Опасные предметы»
Убери на место
Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.
Ход игры: на макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.
«Опасные предметы»
Так или не так
Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Материал: 2 карточки – с красным и с зелёным кружком,
картинки с изображением опасных и безопасных действий детей;
Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни ребёнка ситуаций, под зелёную – неопасных (разрешённых).
Варианты: индивидуально с воспитателем;
несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.
«Опасные предметы»
Что мы знаем о вещах
Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества
Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.
Ход игры: в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.
«Опасности вокруг нас»
На прогулке
Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными
действиями при встрече с животными.
Материал: иллюстрации, 2 обруча.
Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.
Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.
«Опасности вокруг нас»
Если малыш поранился
Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.
Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи
Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить стерильную повязку, вызвать врача)
«Опасности вокруг нас»
Что где растёт
Цель: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения
Материал: мяч.
Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:
- Где растёт подорожник? (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)
- Где растёт ромашка? и т.д.
«Опасности вокруг нас»
Определи растение по запаху
Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.
Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.
Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)
Что помогло вам почувствовать этот запах?
Где можно почувствовать такой запах?
«Опасности вокруг нас»
По грибы
Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.
Материал: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов
Ход игры: картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.
Игра «Пригласи Мишку в гости»
Цель: закрепить знание домашнего адреса, учить правилам приглашения гостей.
Материал: дома построенные детьми из строительного материала или конструктора, игрушка медвежонка.
Игровые действия: каждый ребенок выбирает себе дом, вежливо приглашает к себе в гости Медвежонка, называя ему свой домашний адрес.
«Ребенок на улицах города»
О чем говорит светофор
Цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.
Материал: цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные), макет светофора.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.
«Врачи - наши помощники»
Если кто-то заболел
Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03», поупражнять в вызове врача.
Материал: телефон.
Ход игры: Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.
Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:
фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Огня не видно, помещение задымлено. Что ты сделаешь в первую очередь? 1) Займусь тушением пожара 2) Проветрю помещение 3) Вызову пожарную охрану
Если в квартире или доме дымно, как безопаснее пробираться к выходу? 1) На четвереньках 2) Подняв голову вверх 3) Во весь рост
Фома, Лука и Андрей оказались свидетелями пожара в квартире многоэтажного дома. Фома бросился к лифту, чтобы скорее оказаться во дворе. Лука стал кричать на лестничной клетке «Пожар!». Андрей спустился на этаж ниже и попросил жильцов вызвать пожарных. Действия кого из друзей являются верными? 1) Андрея 2) Луки 3) Фомы
Что может усилить огонь при пожаре в квартире? 3) Потоки свежего воздуха 2) Плотный дым 1) Мокрые вещи
1) 01 2) 02 3) 03 Какой номер телефона нужно набирать при пожаре?
Выше каких этажей не рекомендуется при пожаре спускаться по верёвкам, выпрыгивать из окон? 1) Выше второго этажа 2) Выше третьего этажа 3) Выше четвёртого этажа
Ты вызываешь по телефону пожарную команду. Что следует назвать диспетчеру в первую очередь? 1) Адрес дома, где случился пожар 2) Район, где ты проживаешь 3) Фамилии соседей
Покидая помещение, в котором имеется возгорание, что ты не забудешь сделать? 1) Открыть окна 2) Плотно закрыть входную дверь 3) Собрать вещи
Что для спасения своей жизни не следует делать при пожаре в квартире, в доме? 1) Прятаться в шкафу 2) Выбегать на балкон 3) Громко кричать
Пожар на первом этаже. Лестничная клетка задымлена. Как ты должен поступить в данной ситуации? 1) Спуститься по лестнице 2) Воспользоваться лифтом 3) Плотно закрыть входную дверь в квартиру и звать на помощь
ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ Стоит дом, петьдясят сестричек в нём, Посоветую я детям -не играйте с домом этим Спички
ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ Маленький, лёгонький, а тяжко поднять Горячий уголь
ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ Жевать не жую, а всё поедаю ОГОНЬ
Закончи пословицу В огне и ... железо плавко
Закончи пословицу Не доглядишь оком, заплатишь боком
Закончи пословицу "Спи, царь огонь, - говорит царица водица
Как называется гибкий трубопровод для перекачки воды к месту пожара? варежка рукав гидрант муфта
Первая пожарная команда в Москве была создана в двадцатых годах XVII столетия. Сколько пожарных было в её составе? 10 40 80 100
Как назывался боец, который в далёком прошлом скакал впереди пожарного обоза? вестовой всадник курьер скачок
Почему пожарных вызывают по телефону именно «01»? Так придумали сами пожарные Это самый простой и короткий номер, его легко запомнить
Чем можно тушить начинающийся пожар? Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом Если огонь маленький, надо открыть окна, и пожар потухнет сам собой
В старые времена не было телефонов и машин. Пока пожарные прибывали на место происшествия, все сгорало Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город?
Может ли загореться искусственная елка? Может. И хотя она разгорается не так быстро, как настоящая, зато выделяет ядовитые вещества Искусственные елки не горят
Вам на Новый год подарили замечательные фейерверки и бенгальские огни. Где вы будете из зажигать? Фейерверки, свечи, бенгальские огни можно зажигать только со взрослыми и подальше от елки, а еще лучше вне дома Конечно дома, рядом с елкой – так красивее. Все-таки Новый год!
«ОГНЕТУШИТЕЛЬ» Ель, гон, гот, туш, уши, шут, енот, гель, гнет, лето, нить, тело, тент, тень, тушь, отель, шинель. Составьте слова из слова огнетушитель
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 6 5 1 2 3 4 ИГРА ПО ОБЖ
Светофор Встало с краю улицы В длинном сапоге Чучело трёхглазое На одной ноге. Где машины движутся, Где сошлись пути, Помогает улицу Людям перейти. 1 Дорожное движение
Пешеходный переход На дорогах знаков много, Их все дети должны знать! И все правила движения Должны точно выполнять. По полоскам чёрно-белым Пешеход шагает смело. Кто из вас ребята знает – Знак что этот означает? 2 Дорожное движение
Пешеход Я по городу иду, Я в беду не попаду. Потому что твёрдо знаю - Правила я выполняю . Кто это? 3 Дорожное движение
запрещается Можно ли обойти временно остановившийся у остановки автобус спереди? 4 Дорожное движение
Пожарная машина 5 Дорожное движение Эй, не стойте на дороге! Мчит машина по тревоге А зачем ей так спешить? Как зачем? Пожар тушить
знак перебегающего разметку ребенка Какой знак на дороге сообщает водителю , что рядом школа, или детский сад , а значит, следует снизить скорость движения 6 Дорожное движение
утюг В полотняной стране По реке — простыне Плывёт пароход, То назад, то вперёд. А за ним такая гладь- Ни морщинки не видать. 1 БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ
ГАЗОВАЯ ПЛИТА Четыре синих солнца У бабушки на кухне, Четыре синих солнца Горели и потухли. Поспели щи, шипят блины. До завтра солнца не нужны. 2 БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ
ХОЛОДИЛЬНИК В этом белом сундучище Мы храним на полках пищу. На дворе стоит жарища, А в сундучище — холодища. 3 БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ
Электричество К дальним сёлам, городам Кто идёт по проводам? Светлое величество! Это ... 4 БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ
ПЫЛЕСОС 5 БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ Есть у меня в квартире робот. У него огромный хобот. Любит робот чистоту И гудит как лайнер «ТУ». Он охотно пыль глотает, Не болеет, не чихает.
ШВЕЙНАЯ МАШИНКА Наша тётушка игла Строчку по полю вела. Строчка в строчку, Строчка в строчку, Будет платье вашей дочке. 6 БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ
Если дым валит клубами, пламя бьется языками, И огонь везде, и жар. Это бедствие … ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 1
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2 По какому телефону нужно вызывать пожарную службу?
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 3 В помещении загорелся телевизор. Как ты будешь действовать?
Запрещающие знаки Огонь разжигать нельзя. Костры не разводить. Как называются следующие знаки пожарной безопасности? Что они обозначают? ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 4
Как называется профессия, когда тушат пожар? ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 5
Шипит и злится, воды боится. С языком, а не лает, Без зубов, а кусает. ОГОНЬ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 6
ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ТУМАН 1 Белый, серый он бывает, Все от нас собой скрывает, Есть он легкий и густой, Словно облако большой. Как называется это природное явление?
ветер За окошком завывает, Тёплым, ласковым бывает, Но и может всё на свете Разломать, разрушить... ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ 2 Как называется это природное явление?
молния Раскалённая стрела Дуб свалила у села . ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ 3 Как называется это природное явление?
ВЬЮГА Заметает все в пути, Ни проехать, ни пройти. У метели есть подруга, Звать подружку эту … ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ 4 Как называется это природное явление?
град Что за лёд в жару из тучи Вниз летит ежом колючим, Оставляя белый след? Урожаю это - вред! ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ 5 Как называется это природное явление?
сосулька Снега первого я ждал, Бегал, прыгал и играл. А теперь я пью микстурку , Потому что съел… ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ 6 Как называется это природное явление?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, способствующие формированию основ ЗОЖ дошкольников
Дидактические игры, способствующие формированию основ ЗОЖ дошкольников...
консультация для педагогов "Роль дидактической игры в формировании математических представлений дошкольников"
консультация для педагогов "Роль дидактической игры в формировании математических представлений дошкольников"...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считается дидактическая игра. Представлен игровой комплекс, который необходимо использовать как в разнообразных ...
Дидактические игры на формирование кгн у дошкольников
дидактические игры на формирование кгн у дошкольников...
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В данной статье рассматривается влияние дидактических игр на формирование функциональной грамотности у дошкольников....
Дидактические игры по формированию у младших дошкольников правил безопасного поведения в быту
laquo;Самое дорогое у человека – жизнь».Н.А.Островский´Детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт...
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
На современном этапе одной из главных задач образования является формированиефункционально грамотных людей. Эта задача очень важна и для дошкольного образова-ния, так как подготовка к школе требует фо...