"Дорожная азбука" программа
рабочая программа по обж (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Принято Утверждаю
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ МБДОУ "Детский сад №84 "Алёнка" "Детский сад №84 "Алёнка" Протокол № 1 от 30.08.2022 Фролова М.В.
Приказ № 45 осн/д от 12.08.2022
Программа
дополнительного образования
по ОО "Социально-коммуникативное развитие"
«Дорожная Азбука»
Руководитель: воспитатели
Колесник Е.Д.
Козубская И.В.
Пояснительная записка.
Направленность программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Обеспечение здоровья детей - основная цель, главная задача цивилизованного общества.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий, должна приносить ощутимые результаты.
В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.
Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков. Растущие пробки на дорогах являются одной из причин дорожно - транспортных происшествий. Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности на дорогах становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение- потребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств
личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:
- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
- развитие психофизиологических качеств ребенка;
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Задачи:
- воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
- воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно- транспортной ситуации;
- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
- развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
- научить основным правилам дорожного движения;
- обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
- обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД).
Принципы реализации программы: (по Е.А. Козловской, С.А. Козловскому):
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
- Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
- Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
- Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
- Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
- Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Ожидаемые результаты
Образовательный:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса. Воспитательный:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД. Формы работы:
Занятия в кружке по ПДД. Беседы-диалоги
Целевые прогулки. Чтение литературы.
Изготовление и ремонт атрибутов и пособий. Игровые тренинги.
Просмотр видеофильмов.
Перспективный план работы в подготовительной группе.
сроки | Тема занятий | Цели |
Сентябрь 1 неделя | Кто есть кто на дороге | Цель: расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила. |
2 неделя | Как появились правила дорожного движения | Цель: познакомить детей с историей правил дорожного движения, объяснить, почему необходимо их выполнять. |
3 неделя | Как рождаются опасные ситуации на дороге | Цель: учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице. дороге, и стараться ещё избегать. |
4 неделя | Как устроен светофор | Цель: познакомить детей с историей появления светофора, объяснить почему были выбраны определённые цвета, рассказать какие бывают светофоры. |
октябрь
1неделя | Знай и выполняй правила уличного движения | Цель: расширять у детей представления о безопасном поведении на улицах города; закреплять знания детей о правилах дорожного движения и о назначении дорожных знаков. |
2неделя | Безопасный перекрёсток | Цель: дополнить представления детей о движении машин на перекрестке; закрепить знания детей об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке; зна- комить со знаком «Регулируемый перекресток»; совершенствовать знания детей о значении сигналов регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью |
четырехстороннего светофора. | ||
3неделя | Транспорт нашего города 1занятие | Цель: расширять знания о том, какой бывает транспорт (пассажирский транспорт, легковые, грузовые машины, машины специального назначения (скорая, пожарная машина, патрульная машина, экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бетономешалка и другие); закрепить знания о видах общественного транспорта; продолжать знакомить детей с особенностями передвижения на подземном транспорте метро и правилами поведения в нем пассажиров; расширять представления детей о правилах поведения в общественном транспорте; продолжать знакомить детей с особенностями передвижения всех видов обще- ственного транспорта и правилами поведения в нем; закрепить представления о таких дорожных знаках, как «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума». |
4неделя | Транспорт нашего города 2 занятие | Продолжать знакомить детей с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта и правилами поведения в нем; закрепить представления о таких дорожных знаках, как «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума». |
ноябрь
1неделя | Моя дорожная грамота. 1 занятие. | Цель: расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания дошкольников о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», |
«переход»; закрепить с детьми информационно-указательные и запрещающие дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено». | ||
2неделя | Моя дорожная грамота. 2занятие | Цель: расширять знания детей о назначении предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для водителей: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Регулированный перекресток». |
3неделя | Моя дорожная грамота. 3 занятие | Цель: продолжать учить детей различать информационно- указательные, запрещающие и предупреждающие знаки; закрепить назначение знаков сервиса. |
4неделя | О чем говорят дорожные знаки. | Цели: продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге; расширять у детей представления о назначении дорожных знаков; знакомить с дорожными знаками: «Круговое движение», «Въезд запрещен», «Опасный поворот», «Разрешено движение только велосипеду», «Разрешено движение только пешеходу». |
декабрь
1неделя | Школа моего микрорайона | Цель: дать представление детям о безопасном пути от дома к школе; учить использовать знания правил |
дорожного движения при передвижении без взрослого; развивать у детей ориентировку в окружающем и умение наблюдать за движением машин по проезжей части города и во дворе. | ||
2неделя | Опасный перекрѐсток 1 занятие. | Цели: расширять представления детей о движении транспорта на перекрѐстке; дать представление о «регулируемом перекрѐстке» и о работе регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырѐхцветного светофора. |
3неделя | Опасный перекрѐсток 2занятие | Цель: закреплять знания детей об особенностях движения транспорта на перекрестке; дать представление о том, как переходить улицу на перекрестке, где нет указателей; учить детей ориентироваться на настольном макете микрорайона. |
4неделя | Беседа-диалог | Цель: активизировать познавательный интерес к ПДД. Продолжать знакомить детей со всеми видами дорожных знаков. Воспитывать желание узнать новое. Беседа-диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера (зачем нужны правила дорожного движения?) |
февраль
1неделя | Игра-викторина «Знаки на дорогах» | Цель игры: определить, как дети усвоили правила безопасности движения; закрепить знания о сигналах светофора; уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД; закрепить значение его жестов; воспитывать у детей внимательность, |
сообразительность, умение выполнять правила безопасности движения; быть взаимовежливыми между собой и окружающими. | ||
2неделя | Игровой тренинг | Цель: развивать находчивость, воображение, фантазию, двигательную активность. Воспитывать доброжелательность, желание неукоснительно соблюдать ПДД. |
3неделя | Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД, объяснить значение его жестов. | Цель: продолжать объяснять детям значение жестов сотрудника ГИБДД. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика. |
4неделя | Мы пассажиры | Цель: расширять знания детей о пассажирском транспорте; о том, что автобусы, троллейбусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров, трамвай останавливается на середине улицы; познакомить с правилами поведения при ожидании транспорта. |
март
1неделя | Правостороннее, одностороннее, двухстороннее движение транспорта. | Цель: знакомить детей с разными видами движения на дороге. Показать и дать попробовать детям на практике, используя автогородок на территории детского сада. |
2неделя | Как рождаются опасные ситуации на дороге. | Цель: учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице и стараться еѐ избегать. |
3неделя | Путешествие на автобусе | Цель: уточнить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. |
4неделя | Чтение книги А. Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили» | Цель: на примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуаций. |
апрель
1неделя | Ребёнок на улицах города | Цель: закреплять умения детей ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практических ситуациях, используя макеты дорожного движения и транспортную площадку; повторить с детьми правила поведения, предписанные пассажирам различного вида транспорта, используя различные модели ситуаций; дать представление об автогородке; воспитывать культуру поведения на улице, взаимоуважение в игре; упражнять внимание и память. |
2неделя | Беседа « Если ты потерялся в городе» | Цель: учить детей правильно оценивать обстановку, объяснить, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации. |
3неделя | Игра-тренинг «Я потерялся» | Цель: учить действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в данной ситуации. |
4неделя | Опасные шалости | Цель: закреплять знания детей о безопасном поведении в транспорте, на улице, на дороге. |
май
3неделя | Просмотр видеофильма «Пассажиром быть не просто» | Цель: обобщать знания детей по безопасному поведению в транспорте. |
4неделя | Показ сказки « Весѐлые знаки». | Цель: обобщение полученных знаний по безопасности дорожного движения. |
Список использованной литературы:
- Кобзева Т.Г. «Правила дорожного движения» /Система обучения дошкольников. Серия: «Методическая работа в ДОУ»
- Романова Е. А., Малюшкина А. Б. «Занятия по правилам дорожного движения.
- Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора»
- Авдеева Н.Н.,Князева О.Л., Стѐркина Р.Б. «Безопасность»
- А.Линѐв «У развилки трѐх дорог».
- Под ред. Кирьянова В.Н. «Дорожная безопасность».
- Г. Н. Элькин «Правила безопасного поведения на дороге».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у дошкольников компетенций участника дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
Праздник «Дорожная Азбука» как средство формирования у дошкольников компетенций участника дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Актуальной задачей дл...
КВН ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «Правила дорожные – правила дорожные»
Программное содержание:· в игровой занимательной форме закрепить у детей знания о правилах дорожного движ...
ПРОГРАММА ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО!»
Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов....
Веселые старты по безопасности дорожного движения "Дорожная азбука" с элементами изучения правил дорожного движения
Мы все являемся участниками в дорожнотранспортных отношениях, и существует угроза главной ценности человека – жизни. Знание и выполнение требований дорожных законов – условие, об...
Образовательная программа по изучению правил дорожного движения «Дорожная азбука» (дорожная безопасность) для детей от 3-х до 7-ми лет
Для работы педагога в ДОУ. Профилактика ПДД для детей 6-7 лет....
Программа обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорожная азбука»
Программа обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорожная азбука» расчитана на контингент детей дошкольного ...
Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада Тема: «В стране дорожных дорожных знаков»
Цель занятия.Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать умение практически применять их в различных ситуациях.Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироватьс...