ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация по обж (старшая группа)

     Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна.

Мы пришли к выводу, что  предупреждение дорожного  травматизма надо начинать с воспитанников детских садов и их родителей и решили поделиться своим опытом работы по данной проблеме.

               Обращает на себя внимание тот факт, что  из Правил дорожного движения давно изъяты устаревшие  понятия и термины. Но,  к большому сожалению, в ряде учебных пособий по ПДД, художественной литературе для детей они продолжают использоваться. Это - «улица» вместо «дорога», «мостовая» -  «проезжая часть», «машина» - «автомобиль» или «транспортное средство», «ряд» -  «полоса движения», «свет» или «цвет» (светофора) - «сигнал», «постовой» - «регулировщик» или «инспектор ДПС». Не существует понятия «островок безопасности».  Необходимо чётко представлять различия между  терминами,  имеющими самостоятельное значение, например, «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка».  Употребление несуществующих понятий ведёт к искажению  понимания требований ПДД.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pdd_konf.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

     Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна.

Мы пришли к выводу, что  предупреждение дорожного  травматизма надо начинать с воспитанников детских садов и их родителей и решили поделиться своим опытом работы по данной проблеме.

               Обращает на себя внимание тот факт, что  из Правил дорожного движения давно изъяты устаревшие  понятия и термины. Но,  к большому сожалению, в ряде учебных пособий по ПДД, художественной литературе для детей они продолжают использоваться. Это - «улица» вместо «дорога», «мостовая» -  «проезжая часть», «машина» - «автомобиль» или «транспортное средство», «ряд» -  «полоса движения», «свет» или «цвет» (светофора) - «сигнал», «постовой» - «регулировщик» или «инспектор ДПС». Не существует понятия «островок безопасности».  Необходимо чётко представлять различия между  терминами,  имеющими самостоятельное значение, например, «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка».  Употребление несуществующих понятий ведёт к искажению  понимания требований ПДД.

     В образовательной деятельности по Правилам дорожного движения, мы старались использовать все доступные формы и методы работы. Это – проектная деятельность, беседы, игры – тренинги, обсуждение опасных ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение детских книг, просмотр презентаций, настольные, дидактические и подвижные игры. Дети не только получали знания, но и отрабатывали практические навыки на  занятиях  в авто-городке с участием сотрудника автоинспекции, в  развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Например, очень запомнился праздник «Правила движения достойны уважения!», КВН «Твой приятель – светофор!»

 Предлагаем детям  выполнять самостоятельно какие-либо задания: пройти лабиринт и помочь кому-то, раскрасить дорожные знаки или дорисовать недостающие элементы, найти правильный выход из сложившейся дорожной ситуации, решить кроссворд, логическую задачу.

     Большую помощь получаем от  школьников – бывших выпускников. Приглашаем их участвовать  в развлечениях, в изготовлении атрибутов, ремонте игрушек и дидактических игр.

     Особое место занимает создание предметно-пространственной  среды. Совместными усилиями детей и родителей был создан центр безопасности дорожного движения. Он содержит: специальное ковровое покрытие со знаками дорожного движения, переносную «зебру», игрушки – автомобили, модели средств регулирования дорожного движения (действующую модель светофора, дорожные знаки), фигурки пешеходов, макеты различных зданий, деревья, схему перекрёстка, настольно – печатные игры, плакаты, кубики, сюжетные картинки с дорожными ситуациями, атрибуты для сюжетно-ролевых игр (рули, шапочки, нагрудные знаки и символы, оборудование для ремонтных мастерских и автозаправочной станции). Вместе с детьми изготовили занимательный материал: альбом с кроссвордами, логическими заданиями,  с подборкой стихотворений и рисунками «Азбуку дорожную знать каждому положено», собрали небольшую библиотеку детских книг на дорожную тематику, серии раскрасок.     Проделанная работа вызвала живой интерес у детей. Многие стали коллекционировать модели автомобилей, собирать вырезки из журналов на тему «Транспорт», с гордостью рассказывали о сделанной своими руками книжке-самоделке. Любимыми стали  сюжетно-ролевые игры: «Страна Светофория», «Поездка на автобусе», «Бензозаправочная станция», «Прогулка по городу», «Станция техобслуживания» и другие.

     Одним из направлений работы по профилактике детского дорожного травматизма является взаимодействие с родителями воспитанников.

       Как показали результаты ежегодного анкетирования родителей, некоторые семьи недооценивают актуальность проблемы, не все из них хорошо знают Правила дорожного движения, допускают случаи сознательного их нарушения  на глазах детей.

В работе использовали различные формы работы с семьями. Такие как, приобщение к чтению познавательной  литературы, приглашение  на встречи с участием инспектора ДПС, врача – травматолога, проведение показательных мероприятий, мастер - классов,  размещение информации на стендах, ширмах, папках – передвижках и её регулярное обновление, выпуск информационных писем, буклетов, памяток, тематические собрания, изучение положительного опыта семейного воспитания, организация выставок новинок методической и художественной литературы,  игр  для занятий с детьми дома. Привлекли родителей к разработке индивидуального безопасного маршрута ребенка «Мой путь в детский сад», оформлению фотостенда «Мы изучаем ПДД», стенгазеты «Новости от Светофорика».  Провели акцию «Детское кресло в каждую машину», в результате которой большинство семей оборудовали свои автомобили специальными детскими удерживающими устройствами.

Учитывая то, что 90% наездов на пешеходов приходится на темное время суток или в условиях плохой видимости организованно приобрели светоотражающие повязки для детей. Яркая сигнальная повязка делает ребенка заметным издалека, а значит,  и более защищенным.

     Итоги педагогических наблюдений позволяют сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. Дети научились пользоваться плакатами, раздаточным материалом, самостоятельно находить различные варианты выхода из   дорожной ситуации.  В  их поведении исчезла суетливость, неуравновешенность, спешка, появился навык наблюдения.  Знания стали осознанными, прочными, появился устойчивый интерес к изучению Правил дорожного движения

     Родители больше внимания и времени стали уделять данной проблеме, повысилась их ответственность за жизнь и здоровье детей.

Несомненно, что проведённая работа оказывает положительное влияние на снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004;
  2. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010;
  3. Данилова Т.И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009;
  4. Елжова Н.В. ПДД в детском саду. Ростов-на-Дону. Феникс. 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников.

Все мы знаем, что привычка - это сложившийся способ поведения человека, преобретающий характер потребности. Сегодня мы поговорим о знакомстве дошкольников с дорожной азбукой. Детей привлекает на...

«Формирование навыков безопасного поведения на дороге у старших дошкольников через активное взаимодействие с родителями» (из опыта работы)

XXI в. – век бурного развития техники. В этих условиях особенно важно сформировать правила поведения ребенка дошкольного возраста на улице, разработать технологии, способствующие эффективному развитию...

Формы работы с дошкольниками направленные на формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

                В методической рекомендации  представлен материал по работе с детьми и родителями по профилактике детского дорожного ...

Профилактическая работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге детей старшего дошкольного возраста.

Загадки ПДД  1. Эту ленту не возьмешьИ в косичку не вплетешь.На земле она лежит,Транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога)  2. Никогда я не сплю, На дорогу смотрю.Подскажу, когда ...

"Мероприятия проекта по формированию навыков безопасного поведения на дороге старших дошкольников"

Одним из важных направлений работы нашего детского сада является знакомство детей с элементарными правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов. Работа в этом направлении очень актуал...

Проект по формированию навыков безопасного поведения на дороге старших дошкольников «Академия дорожных наук»

Цель проекта:создание условий для формирования у детей основ безопасного поведения на улице, и систематизация знаний детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения....