ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация по обж (старшая группа)
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна.
Мы пришли к выводу, что предупреждение дорожного травматизма надо начинать с воспитанников детских садов и их родителей и решили поделиться своим опытом работы по данной проблеме.
Обращает на себя внимание тот факт, что из Правил дорожного движения давно изъяты устаревшие понятия и термины. Но, к большому сожалению, в ряде учебных пособий по ПДД, художественной литературе для детей они продолжают использоваться. Это - «улица» вместо «дорога», «мостовая» - «проезжая часть», «машина» - «автомобиль» или «транспортное средство», «ряд» - «полоса движения», «свет» или «цвет» (светофора) - «сигнал», «постовой» - «регулировщик» или «инспектор ДПС». Не существует понятия «островок безопасности». Необходимо чётко представлять различия между терминами, имеющими самостоятельное значение, например, «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». Употребление несуществующих понятий ведёт к искажению понимания требований ПДД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pdd_konf.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна.
Мы пришли к выводу, что предупреждение дорожного травматизма надо начинать с воспитанников детских садов и их родителей и решили поделиться своим опытом работы по данной проблеме.
Обращает на себя внимание тот факт, что из Правил дорожного движения давно изъяты устаревшие понятия и термины. Но, к большому сожалению, в ряде учебных пособий по ПДД, художественной литературе для детей они продолжают использоваться. Это - «улица» вместо «дорога», «мостовая» - «проезжая часть», «машина» - «автомобиль» или «транспортное средство», «ряд» - «полоса движения», «свет» или «цвет» (светофора) - «сигнал», «постовой» - «регулировщик» или «инспектор ДПС». Не существует понятия «островок безопасности». Необходимо чётко представлять различия между терминами, имеющими самостоятельное значение, например, «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». Употребление несуществующих понятий ведёт к искажению понимания требований ПДД.
В образовательной деятельности по Правилам дорожного движения, мы старались использовать все доступные формы и методы работы. Это – проектная деятельность, беседы, игры – тренинги, обсуждение опасных ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение детских книг, просмотр презентаций, настольные, дидактические и подвижные игры. Дети не только получали знания, но и отрабатывали практические навыки на занятиях в авто-городке с участием сотрудника автоинспекции, в развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Например, очень запомнился праздник «Правила движения достойны уважения!», КВН «Твой приятель – светофор!»
Предлагаем детям выполнять самостоятельно какие-либо задания: пройти лабиринт и помочь кому-то, раскрасить дорожные знаки или дорисовать недостающие элементы, найти правильный выход из сложившейся дорожной ситуации, решить кроссворд, логическую задачу.
Большую помощь получаем от школьников – бывших выпускников. Приглашаем их участвовать в развлечениях, в изготовлении атрибутов, ремонте игрушек и дидактических игр.
Особое место занимает создание предметно-пространственной среды. Совместными усилиями детей и родителей был создан центр безопасности дорожного движения. Он содержит: специальное ковровое покрытие со знаками дорожного движения, переносную «зебру», игрушки – автомобили, модели средств регулирования дорожного движения (действующую модель светофора, дорожные знаки), фигурки пешеходов, макеты различных зданий, деревья, схему перекрёстка, настольно – печатные игры, плакаты, кубики, сюжетные картинки с дорожными ситуациями, атрибуты для сюжетно-ролевых игр (рули, шапочки, нагрудные знаки и символы, оборудование для ремонтных мастерских и автозаправочной станции). Вместе с детьми изготовили занимательный материал: альбом с кроссвордами, логическими заданиями, с подборкой стихотворений и рисунками «Азбуку дорожную знать каждому положено», собрали небольшую библиотеку детских книг на дорожную тематику, серии раскрасок. Проделанная работа вызвала живой интерес у детей. Многие стали коллекционировать модели автомобилей, собирать вырезки из журналов на тему «Транспорт», с гордостью рассказывали о сделанной своими руками книжке-самоделке. Любимыми стали сюжетно-ролевые игры: «Страна Светофория», «Поездка на автобусе», «Бензозаправочная станция», «Прогулка по городу», «Станция техобслуживания» и другие.
Одним из направлений работы по профилактике детского дорожного травматизма является взаимодействие с родителями воспитанников.
Как показали результаты ежегодного анкетирования родителей, некоторые семьи недооценивают актуальность проблемы, не все из них хорошо знают Правила дорожного движения, допускают случаи сознательного их нарушения на глазах детей.
В работе использовали различные формы работы с семьями. Такие как, приобщение к чтению познавательной литературы, приглашение на встречи с участием инспектора ДПС, врача – травматолога, проведение показательных мероприятий, мастер - классов, размещение информации на стендах, ширмах, папках – передвижках и её регулярное обновление, выпуск информационных писем, буклетов, памяток, тематические собрания, изучение положительного опыта семейного воспитания, организация выставок новинок методической и художественной литературы, игр для занятий с детьми дома. Привлекли родителей к разработке индивидуального безопасного маршрута ребенка «Мой путь в детский сад», оформлению фотостенда «Мы изучаем ПДД», стенгазеты «Новости от Светофорика». Провели акцию «Детское кресло в каждую машину», в результате которой большинство семей оборудовали свои автомобили специальными детскими удерживающими устройствами.
Учитывая то, что 90% наездов на пешеходов приходится на темное время суток или в условиях плохой видимости организованно приобрели светоотражающие повязки для детей. Яркая сигнальная повязка делает ребенка заметным издалека, а значит, и более защищенным.
Итоги педагогических наблюдений позволяют сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. Дети научились пользоваться плакатами, раздаточным материалом, самостоятельно находить различные варианты выхода из дорожной ситуации. В их поведении исчезла суетливость, неуравновешенность, спешка, появился навык наблюдения. Знания стали осознанными, прочными, появился устойчивый интерес к изучению Правил дорожного движения
Родители больше внимания и времени стали уделять данной проблеме, повысилась их ответственность за жизнь и здоровье детей.
Несомненно, что проведённая работа оказывает положительное влияние на снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Литература
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004;
- Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010;
- Данилова Т.И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009;
- Елжова Н.В. ПДД в детском саду. Ростов-на-Дону. Феникс. 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников.
Все мы знаем, что привычка - это сложившийся способ поведения человека, преобретающий характер потребности. Сегодня мы поговорим о знакомстве дошкольников с дорожной азбукой. Детей привлекает на...
Разработка системы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности дошкольников по формированию навыков безопасного поведения на дороге
Выступление из опыта работы....
«Формирование навыков безопасного поведения на дороге у старших дошкольников через активное взаимодействие с родителями» (из опыта работы)
XXI в. – век бурного развития техники. В этих условиях особенно важно сформировать правила поведения ребенка дошкольного возраста на улице, разработать технологии, способствующие эффективному развитию...
Формы работы с дошкольниками направленные на формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
В методической рекомендации представлен материал по работе с детьми и родителями по профилактике детского дорожного ...
Профилактическая работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге детей старшего дошкольного возраста.
Загадки ПДД 1. Эту ленту не возьмешьИ в косичку не вплетешь.На земле она лежит,Транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога) 2. Никогда я не сплю, На дорогу смотрю.Подскажу, когда ...
"Мероприятия проекта по формированию навыков безопасного поведения на дороге старших дошкольников"
Одним из важных направлений работы нашего детского сада является знакомство детей с элементарными правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов. Работа в этом направлении очень актуал...
Проект по формированию навыков безопасного поведения на дороге старших дошкольников «Академия дорожных наук»
Цель проекта:создание условий для формирования у детей основ безопасного поведения на улице, и систематизация знаний детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения....