ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
статья по обж

Короленко Елена Вячеславовна

Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде – это достаточно сложный и длительный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd_statya.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде – это достаточно сложный и длительный процесс.

Дети сами являются виновниками дорожно-транспортных происшествий, потому что переходят улицу в неположенном местах, играют вблизи проезжей части, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Все это следствие элементарного незнания основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах. А присущее дошкольникам от природы любопытство и непреодолимое желание постоянно открывать что-то новое, приводят детей к реальным опасностям. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.

Необходимым является поиск новых интересных форм и технологий работы с детьми при ознакомлении с правилами дорожного движения. Рассмотрим современные образовательные технологии, которые можно применять при знакомстве детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, следовательно, игровые технологии являются основными при ознакомлении с правилами дорожного движения. В играх дети быстрее и легче усваивают основы безопасности дорожного движения. В своей работе я использую разнообразные игры: сюжетно-ролевые и ситуативные игры, смоделированные детьми по их инициативе, и отражающие опыт социальных отношений. В таких играх действия детей отрабатываются до автоматизма с целью приобретения навыков.

В игровой деятельности ребенок получает знания, которые впоследствии помогают сделать самостоятельный выбор для принятия решения, т. е. происходит смещение внимания ребенка от ситуации «так делают взрослые» в ситуацию осознанного выбора. Причем не так важно, кто знакомит ребенка с правилами дорожного движения — воспитатель или родители, важно помнить простую истину — ребенок берет пример поведения в той или иной ситуации со значимого взрослого. Своим собственным примером мы показываем, как правильно вести себя на улице, а не просто рассказывать и читать книги. Иначе любое запланированное целенаправленное формирование основ безопасного поведения на дороге теряет  свой смысл.

Организация игр с использованием макетов помогает детям больше узнать о дорожных знаках, об особенностях их внешнего вида, назначении.

В театрализованных играх и играх-драматизациях дети объясняют, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, демонстрируют опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.).

Особое место в данной работе отводится дидактическим играм, в которых дети учатся расшифровывать, распутывать, разгадывать. Например, очень популярны игры «Собери дорожный знак», «Светофор», «Умный пешеход» и др.

Любой человек является участником дорожного движения: кто-то в качестве пассажира, кто-то - водителя, а остальные являются пешеходами. Для того чтобы каждый из них знал, как ему действовать созданы правила дорожного движения. Дети знакомятся с ними во время проведения дидактических, сюжетно- ролевых, подвижных, интерактивных игр по ПДД.

Для организации нетрадиционных форм работы я использую технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ-технологию). Цель данной технологии в работе с дошкольниками - это развитие таких качеств как мышление, гибкость, подвижность, системность, стремления к новизне, речи и творческому воображению.

В основном я использую метод «мозгового штурма». Его суть состоит в том, что дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их. Приведу в качества примера вопросы для обсуждения:

  • Что произойдет, если не будет дородных знаков?
  • Что будет, если исчезнут на земле все транспортные средства?
  • Что произойдёт, если у велосипеда убрать руль?
  • Что произойдет, если убрать тротуар?

Современное образование невозможно уже представить без информационно – коммуникативных технологий. Их использование позволяет ребенку почувствовать свое соучастие, погрузиться в изучаемый предмет. Мультимедийные презентации помогают детям охватить большой объем программного материала по формированию основ безопасного поведения на дороге. Изучаемые темы следующие: «Транспорт, виды, классификация», «Дорожные знаки», «Участники дорожного движения». Кроме того, в работе со старшими дошкольниками целесообразно использовать интерактивные компьютерные игры с целью закрепления пройденного материала, а также викторины.

Использование технологии мультипликация  обладает высоким потенциалом нравственно – эмоционального воздействия на дошкольников. При просмотре мультфильмов дети воспринимают художественный текст, стараются подражать главному герою, сочувствуют и сопереживает ему, можно сказать, проходят вместе с ним через все испытания. Дошкольник, сравнивая себя с героем мультфильма, получает возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами, уважительно относиться к другим.

В настоящее время в работе с дошкольниками все более широко используется мнемотехника. Мнемотехника в переводе с греческого означает «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приемов, способствующих эффективному запоминанию, сохранения и воспроизведению информации.

Использовать данную технику начинаем со средней группы, когда у детей накоплен основной словарный запас. Итогом работы является обогащение знаний о дорожных знаках, о светофоре, о правилах поведения на улице и в транспорте.

Применение технологии проблемного обучения при знакомстве с правилами дорожного движения помогает детям понять, насколько опасна та или иная ситуация, проанализировать проблему и определить, какие действия необходимо предпринять, чтобы быть в безопасности.

В основе проблемного обучения находятся правильно поставленные вопросы и задания, мотивирующие детей. В своей работе использую различные приемы для создания и решения проблемных ситуаций. Например, подвожу детей к противоречию и предлагаю им самостоятельно найти выход, излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, побуждаю своих воспитанников сравнивать, сопоставлять факты, делать обобщения, выводы, ставить конкретные вопросы.

Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром. Ведь от них зависит жизнь подрастающего поколения. Чем раньше дети усвоят эти правила, тем спокойнее будет их родителям и воспитателям.

Литература:

  1. Гарнышева, Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры / Т.П. Гарнышева.  - СПб: ООО Издательство «Детство – пресс», 2011.        
  2. Плахотина, А.В. Тема: "Использование игровых технологий при знакомстве с ПДД как средство развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста" / А.В. Платохина - URL: https://infourok.ru/tema-ispolzovanie-igrovih-tehnologiy-pri-znakomstve-s-pdd-kak-sredstvo-razvitie-poznavatelnih-sposobnostey-detey-doshkolnogo-voz-3259703.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения"

17 ноября я была участником РМО воспитателей города Туапсе,где показала свою мультимедийную проезентацию-отчут об опыте работы"Знакомство дошкольников с проавилами дорожного движения".Предлагаю ее ваш...

Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения через ИКТ

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий.Сегодн...

Консультация для воспитателей «Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения»

Цель: Дать рекомендации воспитателям по обучению дошкольников безопасному поведению на улицах города....

Опыт работы по теме: «Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения»

Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения, как на дороге, так и в транспорте. ...

Использование инновационных технологий в обучении дошкольников с Правилами дорожного движения.

В век Использование информационных технологий, социализации и индивидуализации образования важно ввести новые формы работы с дошкольниками (проектная деятельность, проблемные ситуации, творческие маст...

Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения

По дороге в детский садМы пойдём с тобой, малыш.Улыбаясь светофору,Влево, вправо поглядишь.Чтобы день такой чудесныйОмрачить не смел никто,Правила движенья вместеМы усвоим? Да, легко!...