Рабочая программа по дополнительному образованию по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»
рабочая программа по обж (младшая группа)
Рабочая программа по дополнительному образованию по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2021_my_-_za_bezopasnost.docx | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска
ПРИНЯТА на Педагогическом совете Протокол № __ от_________ | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 28 «Надежда» ______________В.А.Кузнецова Приказ № ____ от ______________ |
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей
«Мы - за безопасность»
Авторы-составители:
творческая группа педагогов ДОУ
Смоленск, 2021 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы:
Образовательная программа «Мы – за безопасность» (программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей).
Руководитель программы:
Старший воспитатель Томчук И.И.
Организация-исполнитель:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Надежда» г. Смоленска.
Срок реализации программы:
1 год обучения
Вид программы:
программа адаптированная
Основание для разработки программы:
• Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.1012; № 273-ФЗ
• Закон «Об образовании» ст. 26
• п. 1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;
• СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. №26
• Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
• Устав дошкольного учреждения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности – одна из самых первых. Люди придумали эту науку, когда жили ещё в пещерах. Жизнь сейчас стала легче, чем в древние времена, но опасностей в ней всё равно много. Это, конечно, не значит, что надо всего на свете бояться, но и смелость не должна быть неосмотрительной. Надо знать, как люди борются с опасностями, чтобы уметь защитить себя. Чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, человеку надо знать источники опасностей, условия и причины их проявления, а также способы защиты от них. Именно поэтому направленностью данной программы является изучение и внедрение основ безопасности жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста.
Актуальность программы: Мир, в котором мы живём, полон опасностей, постоянно угрожающих нашему здоровью и самой жизни. Не проходит и дня, чтобы СМИ не принесли сообщение об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии или криминальном происшествии, повлекшим за собой гибель людей.
А сколько совершается менее масштабных происшествий, связанных с физическим и психическим травмированием людей, в том числе и детей. Приводит к этому элементарное незнание основ безопасности. Дети не умеют в должной степени управлять своим поведением. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека выручают знания, иногда инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, дети обладают этими качествами и, главное, знаниями не в полной мере.
Избежать опасности можно, обучая детей основам безопасности с раннего возраста, так как именно в дошкольной возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире. Правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдения - потребностью. Таким образом, актуальность программы «Мы - за безопасность» не вызывает сомнений.
Новизна программы: заключается в создании целостной системы развития по обучению безопасности жизнедеятельности и интеграции всех образовательных областей дошкольного воспитания. Программа предусматривает применение здоровьесберегающих технологий, а также использование мультимедийных средств обучения (видео-аудио материалы, презентации).
Педагогическая целесообразность программы: заключается в том, что она способствует формированию физической, психической и социальной защищённости детей.
Деятельность по программе дополнительного образования «Мы - за безопасность» имеет большое познавательное и воспитательное значение в развитии детей дошкольного возраста.
Цель программы: сформировать элементарные навыки безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с основными понятиями опасных для жизни и здоровья ситуаций и особенностями поведения в них;
- довести до понимания детей, что почти любую опасность можно предвидеть и постараться избежать её;
- научить детей находить выход из создавшейся ситуации, если избежать неприятностей всё же не удалось;
- научить обращаться за помощью.
Развивающие:
- развивать у детей познавательную активность;
- развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
- способствовать развитию связной речи, слуховому и зрительному вниманию;
- способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
Воспитательные:
- создать условия для осознанного отношения детей к необходимости выполнения правил безопасности;
- способствовать воспитанию у детей навыков безопасного поведения;
- воспитывать у детей чувство ответственности, уверенности в своих силах;
- воспитывать аккуратность, взаимопомощь.
Программа «Мы – за безопасность» предназначена для детей дошкольного возраста. Численность детей в кружке - 12 человек.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий:
Форма детского образовательного объединения - кружок.
Образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Мы - за безопасность» проводится во вторую половину дня 1 раз в неделю.
Продолжительность образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей - 15-20 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10
Ожидаемые результаты:
- дети должны знать определенные правила поведения дома, в общественном транспорте, на улице;
- дети должны уметь вести себя правильно в опасных ситуациях (дома, на улице, с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями);
- должны иметь представление о том, как сохранить свое здоровье и способов его закаливания.
Методы обучения:
- метод сравнения – помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию, помогает сравнивать опасные и неопасные ситуации и т. д. ;
- метод моделирования ситуаций – даёт ребёнку возможность применить полученные знания, развивает воображение и мышление, и готовит ребёнка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни;
- метод повторения – повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формированию выводов, повышает познавательную активность;
Формы обучения:
- беседы, рассуждения, обсуждения;
- проведения НОД;
- рассматривание плакатов, иллюстраций, макетов;
- чтение и обсуждение художественной литературы;
- игротерапия (создание игровых обучающих проблемных ситуаций, дидактические и подвижные игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры).
Средства организации обучения:
Используются средства наглядности, аудио-видео материалы, презентации, дидактические материалы, художественная и методическая литература, здоровьесберегающие технологии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Ребёнок и природа.
Ядовитые грибы и ягоды. Контакт с животными и насекомыми. Природные явления. Безопасность на воде.
Ребёнок – дома.
Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами (спички, газовая плита, электроприборы, бытовая химия, лекарства, режуще-колющие предметы). Экстремальные ситуации в быту (умение пользоваться телефоном, позвать на помощь).
Ребёнок – среди людей.
О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Если чужой приходит в дом.
Ребёнок и улица.
Если ребёнок потерялся. Безопасность в зимнее время года (гололёд, сосульки, катание с горки, на водоёме).
Ребёнок – участник дорожного движения.
На какие части делится улица. Кто является участником дорожного движения. Где можно и нельзя играть. Правила поведения в транспорте. Светофоры и дорожные знаки. Пешеходные переходы. Спецтранспорт.
Ребёнок и его здоровье.
Что такое здоровье и как его сохранить. Витамины. Закаливание. Моё тело. Правильное питание.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МЫ - ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ»
№ | Раздел программы | Тема |
СЕНТЯБРЬ | ||
1 | Мониторинг | |
2 | Мониторинг | |
3 | «Ребенок и природа» | Беседа о правилах игры с песком. |
4 | «Ребенок и природа» | Беседа о съедобных и несъедобных грибах. Д/И «Собери грибы в корзинку» |
ОКТЯБРЬ | ||
5 | «Ребенок и природа» | Беседа о съедобных и ядовитых ягодах. Д/И «Что растет в лесу» |
6 | «Ребенок и природа» | Беседа о насекомых и правилах поведения с ними. Просмотр обучающего мультфильма «Волшебная книга МЧС. Опасные насекомые». Пластилинография «Пчелка» |
7 | «Ребенок и природа» | Беседа «Пожар в лесу» Просмотр обучающего мультфильма «Волшебная книга МЧС. Правила поведения на природе» |
8 | «Ребенок и природа» | Беседа «Не играй с бродячими животными» |
НОЯБРЬ | ||
9 | «Ребенок дома» | Чтение рассказа из цикла «Советы тетушки Совы. Когда ты один дома» Просмотр обучающего мультфильма «Волшебная книга МЧС. Правила безопасности дома». |
10 | «Ребенок дома» | Беседа «Если позвонили в дверь». Чтение сказки «Волк и семеро козлят». |
11 | «Ребенок дома» | Беседа «Для чего нужен телефон» (телефоны экстренных служб) |
12 | «Ребенок дома» | Просмотр обучающего мультфильма «Волшебная книга МЧС. Правила вызова спасателей и В гостях у спасателей, Первичные средства пожаротушения» |
ДЕКАБРЬ | ||
13 | «Ребенок дома» | Беседа о пожаре в доме. Просмотр обучающего мультфильма «Волшебная книга МЧС. Первичные средства пожаротушения» |
14 | «Ребенок дома» | Путешествие в страну электроприборов Д/И «Раз, два, три, что может быть опасного найди». Просмотр обучающего мультфильма «Волшебная книга МЧС. Правила безопасности на кухне». |
15 | «Ребенок дома» | Беседа «Осторожно бытовая химия» Просмотр обучающего мультфильма «Волшебная книга МЧС. Бытовая химия и лекарства» |
16 | «Ребенок дома» | Беседа «Балкон, открытое окно» |
ЯНВАРЬ | ||
17 | «Ребенок на улице» | Беседа о безопасном месте для игр на улице. Просмотр обучающего мультфильма «Волшебная книга МЧС. Опасные места для игр» |
18 | «Ребенок на улице» | Правила поведения на участке детского сада. |
19 | «Ребенок на улице» | Беседа о правилах поведения на горке, играх в снежки, катании на санках. Просмотр обучающего мультфильма «Волшебная книга МЧС. Зимний водоем» |
20 | «Ребенок на улице» | Беседа «Не ешь сосульки и снег» |
ФЕВРАЛЬ | ||
21 | «Ребенок на улице» | Беседа «Как был наказан любопытный язычок» |
22 | «Ребенок на улице» | Беседа «Незнакомец на улице» Чтение сказки «Красная шапочка» Ш.Перро. |
23 | «Ребенок на улице» | Беседа «Знаешь ли ты свой адрес?» |
24 | «Ребенок на улице» | Беседа «Что делать, если ты потерялся» Просмотр обучающего мультфильма «Волшебная книга МЧС. Заблудился в городе и в лесу». |
МАРТ | ||
25 | «Ребенок – участник дорожного движения» | Беседа об участниках дорожного движения. |
26 | «Ребенок – участник дорожного движения» | Беседа «Я пешеход» Виды пешеходных переходов. Знаки «Пешеходный переход наземный», «Пешеходный переход подземный», «Пешеходный переход надземный». |
27 | «Ребенок – участник дорожного движения» | Беседа о видах транспорта. Работа с альбомом «Виды транспорта». |
28 | «Ребенок – участник дорожного движения» | Беседа о светофоре. Заучивание стиха. Пластилинография: «Светофор» |
АПРЕЛЬ | ||
29 | «Ребенок – участник дорожного движения» | Беседа «Опасные ситуации на улице» |
30 | «Ребенок – участник дорожного движения» | Беседа о том, как вести себя в общественном транспорте. |
31 | «Ребенок – участник дорожного движения» | «Катание на велосипеде (самокате, роликах) в населенном пункте» Просмотр обучающего мультфильма «Волшебная книга МЧС. Первая помощь при травмах» |
32 | «Ребенок и его здоровье» | Беседа о здоровье (что такое здоровье, как его сохранить и укрепить). Работа с лэпбуком «Будь здоров» |
МАЙ | ||
33 | «Ребенок и его здоровье» | Беседа «Как устроено тело человека». Работа с плакатом «Тело человека». |
34 | «Ребенок и его здоровье» | Беседа «Отношение к больному человеку» |
35 | «Ребенок и его здоровье» | Беседа о личной гигиене. Микробы и бактерии. |
36 | «Ребенок и его здоровье» | Беседа о полезных и вредных для здоровья продуктах. Д/И «Собери аптечку» |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «Детство-ПРЕСС», 2004 г.
2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. - 3-е изд. М. : Просвещение, 2001
3. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М. : ТЦ Сфера, 2003
4. Пола Статмен Безопасность вашего ребёнка: Как воспитать уверенных и осторожных детей – Екатеринбург У – Фактория 2004
5. Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2000 г.
6. Шорыгина Г. А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. – М. : Прометей, Книголюб, 2002 г.
7. К. Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2014 г.
8. Мультипликационный сериал для детей по основам безопасности жизнедеятельности "Волшебная книга МЧС" – Беларусь, 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию физкультурно-спортивной направленности для дошкольников 5-6лет с ОВЗ «Здоровый малыш».
Важное значение в коррекционно - воспитательном процессе в дошкольном учреждении имеет работа, направленная на укрепление их здоровья, психофизического развития, совершенствование...
Рабочая программа по дополнительному образованию по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»
Рабочая программа по дополнительному образованию по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»...
Рабочая программа по дополнительному образованию по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»
Рабочая программа по дополнительному образованию по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»...
Основная рабочая программа педагога дополнительного образования по обучению иностранному языку
Программа педагога дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении"Куки и друзья"...
Рабочая программа по дополнительному образованию по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»
Рабочая программа по дополнительному образованию по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»...
Рабочая программа по дополнительному образованию по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»
Рабочая программа по дополнительному образованию по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»...
Рабочая программа по дополнительному образованию по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность» (Приказ №69-од от 30.08.2021 г.)
Рабочая программа по дополнительному образованию по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность» (Приказ №69-од от 30.08.2021 г.)...