Проект "Безопасное поведение на воде"
проект по обж (подготовительная группа)

Краткая аннотация проекта:

Проект «Безопасность детей на воде»  для старшей группы общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет. Призван расширить знания детей и их родителей о правилах поведения на воде во время летнего отдыха у водоёма,  и о причинах возникновения несчастных случаев на воде, формировать умение реально оценивать возможную опасность и воспитывать чувство осторожности и самосохранения, прививать практические навыки поведения детей на воде во время купания и катания на плавательных средствах, при возникновении экстремальной ситуации.

В ходе реализации проекта при совместной деятельности детей и педагога: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, плакатов, изготовление работ, просмотр мультфильмов, беседы обращается внимание детей на то,  что им по силам самим вести себя грамотно на воде, как помочь другим, и к чему может привести не соблюдение правил безопасности. Через постановку проблемной ситуации (выполнение заданий, моделирование ситуаций) дети учатся анализировать, находить доказательства, делать выводы.

 

 Актуальность темы:

Солнце, воздух и вода при правильном их использовании являются источником закалки и укрепления здоровья человекаВода – опасная для людей стихия. Даже спокойная водная гладь, несмотря на кажущуюся безопасность, таит в себе угрозы. Причем неприятности обычно случаются не с теми детьми, которые не умеют плавать, поскольку они обычно не заходят в воду глубже, чем по пояс, а с теми, кто достаточно уверенно чувствует себя в воде. Ежегодно с детьми и взрослыми происходят несчастные случаи во время купания, в России тонут 15-20 тысяч человек, из которых около 30% дети. Поэтому необходимо с раннего детства объяснять меры предосторожности, и учить детей осторожному и безопасному поведению на воде.

Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, наряду с образованием, является главной целью дошкольного воспитания. Тема «Безопасность детей на воде» направлена на обучение правилам поведения на воде и снижение количества несчастных случаев. Всё, чему научится ребёнок в дошкольном детстве, запоминается ярко и откладывается на всю жизнь. Если ребёнка в игровой форме познакомить с правилами поведения на воде и на пляже, обучить его навыкам плавания и оказания первой помощи пострадавшим на воде, он это запомнит и сможет применить в реальной жизни.

Данный проект необходим не только детям, но и их родителям, так как поможет родителям обеспечить безопасность во время отдыха на воде, напомнит им необходимые правила поведения у водоёма и во время купания. Главная задача работы с родителями – объяснить необходимость бесед с детьми по безопасности на воде, а также дать родителям рекомендации для корректировки поведения детей в экстремальных ситуациях.

Важно не только оберегать ребёнка от опасностей, но и формировать у детей представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности. В дошкольном возрасте проблематично прививать навыки безопасного поведения в экстремальных ситуациях вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.

Целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры безопасного поведения на воде является наилучшим способом снижения количества несчастных случаев во время летнего отдыха у водоёма и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.

        Цель проекта: Сформировать у детей представление о правильном, безопасном поведении на воде. Вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми во время летнего отдыха у водоёма и для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта:

  1. Образовательные задачи:
  • дать понятие детям, что вода бывает другом, а бывает и врагом;
  • сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность»;
  • объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определённые правила безопасности.
  1. Развивающие:
  • формировать умение реально оценивать возможную опасность;
  • помочь детям запомнить правила  безопасности на воде;
  • развивать творческие способности дошкольников.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать у детей культуру поведения во время отдыха у водоёма, проводить профилактику несчастных случаев на воде;
  • воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
  • создать условия для формирования таких личностных качеств как: ответственность, уважение к себе и окружающим, коммуникативность;
  1. Практические:
  • прививать практические навыки поведения детей при купании в открытых водоёмах;
  • учить элементарным действиям при возникновении несчастного случая на воде.

Тип проекта:   информационный,  практико–ориентированный.

                Вид проекта:  Краткосрочный.

                Сроки реализации: 1 месяц         (16.07-16.08.1019)

                Участники проекта:

  1. Дети старшей группы общеразвивающей направленности.
  2. Воспитатели
  3. Родители
  4. Сотрудники МЧС

Предполагаемый результат:

  • Взаимодействие ДОУ и родителей в деле обеспечения безопасности детей на летнем отдыхе у воды.
  • Воспитание у детей ответственности и осторожности при посещении водоёмов.
  • Появление у детей навыков поведения в экстремальных ситуациях, оказания посильной помощи при несчастном случае на воде.
  • В результате реализации проекта дети и родители будут знать правила безопасного поведения на воде.
  • Снизится риск несчастных случаев с детьми на летнем отдыхе у водоёма.

 

Методы и приёмы работы:

  1. Наглядные методы создают представление о теме безопасности на воде и обсуждаемых ситуациях.  Предоставлены презентация,  картотека «Безопасность на воде»,  подобраны фотографии и зарисовки водоёмов и пляжей на них, знак «купаться запрещено», картинки для составления рассказов «Правила поведения на воде», иллюстративный материал с заданием, сделана подборка мультфильмов по теме «Безопасность на воде для детей», оформлены памятка для родителей «На пляж с ребёнком» и тематический уголок «Азбука безопасности на воде».
  2. Словесные методы включают объяснения, рассказ, беседы,  сравнения и замечания, вопросы и ответы, анализ. Для поддержания интереса детей используются образные выражения и сравнения, которые облегчают понимание сущности задания или проблемной ситуации.
  3. Практические методы: занятия – беседы;  игровые ситуации,  сюжетно – ролевые игры и игры – драматизации; чтение художественной литературы и просмотр мультфильмов; выполнение заданий, составление  творческих рассказов; продуктивная деятельность.

 

 Основные формы реализации проекта:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Подготовительный этап

1.

Выявление проблемы.

 

Моделирование ситуации.

 

Определение продукта деятельности.

  • Формулировка проблемы: «Необходимость правил безопасности на воде, почему возникают несчастные случаи на воде, и  по чьей вине?»
  • Анкетирование родителей
  • Изучение методического материала
  • Игровая ситуация: «У водоёма»
  • Постановка задачи: познакомить детей с правилами безопасности на воде
  • Осознание и принятие проблемы;
  • Вхождение в игровую ситуацию;

Уточнение задачи: «Почему не все дети могут объяснить необходимость соблюдения правил безопасности на воде»

Основной этап

2.

Организация работы по решению проблемы

  • Планирование деятельности
  • Сбор информации: подбор видеороликов, литературы, стихов, подбор иллюстраций, подготовка заданий.
  • Совместно выбирают объект исследования.
  • Совместно с педагогом планируют деятельность.

3.

Практическая деятельность по решению проблемы

  • Подготовка и проведение бесед, викторин, конкурсов, соревнований;
  • Моделирование ситуаций (инсценировки, игры);
  • Практическая помощь в составлении рассказов и выполнении заданий;
  • Оформление уголка «Азбука безопасности на воде» в группе; памятки для родителей «На пляж с ребёнком»;
  • Оформление выставки рисунков и творческих работ.
  • Совместно с педагогом проводят деятельность в соответствии с задачей: знакомятся с художественной литературой по теме, просматривают мультфильмы, участвуют в беседах, составляют рассказы, играют, выполняют задания, рисуют и т.д.
  • Совместно с педагогом формируют тематический уголок.

 

Заключительный этап

4.

Презентация продукта деятельности

  • Информационный блок для детей и родителей «Азбука  безопасного поведения на воде», «Безопасность детей на воде в стихах», «На пляж с ребёнком»
  • Выставка рисунков и творческих работ

Участвуют в спортивном развлечении, представляют рисунки и творческие работы.

5.

Планирование дальнейшей работы.

Создание электронного пособия для родителей по теме «Безопасность детей на воде»

 

 

 

 

Содержание деятельности по образовательным областям:

 

Познавательное развитие

  • Беседа  «Правила поведения на водоемах в летний период»,
  • Беседа «Безопасность на воде. Чем  можно помочь?»
  • Дидактическая игра «Запрещается - разрешается»
  • Встреча детей с сотрудником спасательной станции: «Добрые советы от МЧС для детей и их друзей»
  • Презентация PowerPoint  «Безопасность на воде.

Речевое развитие

  • Стихи «Безопасность детей на воде»
  • «Помощь идет» Б. Житкова, https://libking.ru/books/child-/child-prose/589014...
  • «На реке» Н. Заболотского, http://www.chitaemdetyam.com/component/jshopping/p...
  • Мультфильм «Безопасность на воде летом» из серии «Спасик и его друзья»
  •  Составление рассказа из личного опыта по картинкам и иллюстрациям «Как я купаюсь в реке, на море».
  •  

Социально-коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевые игры  и игровые ситуации «У водоёма», «Место для купания», «Спасатели», «Дети в лодке», «Учимся плавать»
  • Иллюстративный материал для оформления тематического уголка в группе «Азбука безопасности на воде»

 

Художественно-эстетическое развитие

  • Рассматривание иллюстрации на тему «Вода –  это жизнь, вода – это опасность!»
  • Мультфильмы «Место для купания», «За бортом» из серии «Азбука безопасности. Смешарики».
  • Иллюстративный материал с заданием «Правильно? – Неправильно?»
  • Мультфильм  «Уроки Осторожности – Водоёмы» из серии «Уроки тётушки Совы»
  • НОД по рисованию «Безопасность у водоёма»
  • Отгадывание загадок о воде.
  • Рассматривание картины «Наводнение».

 

Физическое развитие

  • Подвижные игры «Не замочи ног», «Через ручеек», « Море волнуется раз...»

        

Взаимодействие с родителями

  • Памятка для родителей «На пляж с ребёнком!»
  • Буклет «Безопасность на воде»

 

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002.
  • Тема 32. На воде, на солнце…
  1. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 80 с.  (Развивающие сказки для детей)
  • Занятие 7. Безопасность на воде. Золотая рыбка.
  1. Усачёв А. А., Березин А. И. Школа безопасности: Учебное пособие для учащихся 1 класса начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – М.: Издательство АСТ, 1997
  • Урок 9.  Безопасность на воде..
  1. Зайцев Г. К. Уроки Айболита. Расти здоровым. – СПб.: Изд-во «Акцидент», 1997.
  • Урок 5. Правила на всю жизнь. На воде.
  1. Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребёнка. – Серия «Я – человек». – М.: Школьная Пресса, 2008. – 24 с.: цв.ил. – («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 156).  
  2. Безопасность. Для  детей старшего дошкольного возраста: Альбом. – М.:  – Издательство АСТ – ЛТД, 1997. – 32 с.: ил. – (Страна Чудес).

Интернет-ресурсы:

  1. Азбука безопасности. На водоёме. http://azbez.com
  2. Онлайн энциклопедия «Защитница Багира - Безопасность детей». Безопасность на воде для дошкольников. http://bezopasnost-detej.ru/bezopasnost-doshkolnikov
  3. Дошкольник - Основы безопасности – Безопасность на воде. http://adalin.mospsy.ru

Мультфильмы:

  1. Уроки тётушки Совы. Уроки Осторожности – Водоёмы. www.usovi.com.ua . 2009 – 2013.
  2. Мультфильм. Смешарики. Азбука безопасности.(2010)  DVD5
  • Место для купания.  
  • За бортом

  1. Мультфильм. Безопасность на воде летом.
  2. Водоёмы. Тралик и Валик. Детский развивающий мультик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bezopasnoe_povedenie_na_vodoemah.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы для беседы с детьми о безопасном поведении с водой

Материалы для беседы с детьми  о безопасном поведении с водой Правила  доктора Неболейко Цель: закрепить представления о необходимости соблюдать правила личной гигиены, о без...

Правила поведения на воде и у воды

Никогда не следует забывать о мудрой пословице : не зная броду - не суйся в воду! Только строго соблюдая общепринятые заповеди безопасности, можно чувствовать тебя на просторах Нептуна уверено, вволю ...

Мероприятие по безопасности поведения на воде "У воды-без беды".

Познакомить детей с правилами поведения у воды и на воде....

«Основы безопасного поведения на воде и у воды»

Познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде, и через игровые ситуации отработать их применение, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружаю...

Методическая разработка сценария познавательно-развлекательного мероприятия в средней группе по безопасности поведения на воде «Чтобы не было беды — будь осторожен у воды».

Цель: Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на воде, через игровые ситуации.Задачи:- образовательные: формирование у детей представления о безопасном поведении на водоёме; ...