Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Азбука безопасности"
рабочая программа по обж (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по формированиюоснов безопасности у дошкольников "Азбука безопасности". Возраст воспитанников : 5- 6 лет. Срок релизации 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_b.docx | 266.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………… 3
Учебно-тематический план…………….…………………………. 4
Содержание программы.……………………….… ……………….8
Методическое обеспечение……………………….……………… 18
Список литературы………………………………………………. 21
Пояснительная записка
Введение
- дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Направленность
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
С целью формирования у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, мною разработана Программа занятий по ОБЖ " Страна безопасности" для детей 5-6 лет.
Проанализировав литературу: Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методические пособия К. Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О. А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т. Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту», пришла к выводу, что необходимо помочь ребёнку сформировать модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, в природе, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации. Программа «Страна безопасности» является рабочей программой социально – коммуникативной направленности. Содержание данной программы направлено на освоение дошкольниками опыта безопасности жизнедеятельности.
В программе используются различные формы и методы организации воспитания и обучения детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, при этом основным ориентиром служит учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтения. Вся работа проходит через совместные различные виды деятельности педагога с детьми.
Новизной и отличительной особенностью программы
Является познавательное, социально-коммуникативное развитие у детей, развитие исследовательского характера, пространственных представлений, физических и психических закономерностей, овладение разнообразными способами практических действий, появление созидательного отношения к окружающему. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.
Актуальность программы
Ни для кого не секрет, что сложившая социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан-маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком, только тогда она станет действительным регулятором его поведения. Чтобы подготовить граждан к адекватному поведению и рациональным действиям в постоянно возникающих опасных и чрезвычайных ситуациях, с раннего детства необходимо выделить такие правила поведения для детей, которые они должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Ведь человек, вне зависимости от возраста будет следовать правилу только в том случае, если ему будет понятен его смысл.
Педагогическая целесообразность
Программа состоит в идее сочетания оздоровительных и воспитательных методик, что позволяет обучить детей приемам саморегуляции в различных жизненных ситуациях. Она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но самое главное профилактике асоциального поведения. Значительное внимание уделяется профилактике вредных привычек.
В процессе программы «Азбука безопасности» обучающиеся получат дополнительные знания в области личной, социальной безопасности. Знания правил дорожного движения, пожарной безопасности, здорового образа жизни, действия в чрезвычайных ситуациях.
Цель данной программы - формирование основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе.
Исходя из поставленной цели, сформированы задачи реализации программы:
- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения;
- познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (с незнакомыми людьми, в быту, в окружающей природе, на улице и дороге);
- сформировать умение самостоятельно применять их в жизни;
- активизировать внимание родителей к решению задач по ОБЖ;
- воспитывать стремление уважать свои права и права других, желать добра другому, готовность действовать сообща.
Принципы реализации программы
Реализация поставленной цели и задач осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);
- наглядность;
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Формы организации по формированию основ безопасного поведения.
- Познавательные занятия
- Беседы
- Рассказы (рассказ – объяснение)
- Работа с наглядным материалом
- Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические)
- Игровые ситуации – загадки
- Моделирование ситуаций
- Просмотр мультфильмов
- Конкурсы
- Викторины
- Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка)
- Праздники, развлечения
- Экскурсии и т.д.
Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, самостоятельности, выдержки в соблюдении правил поведения;
- знание правил безопасного поведения на улицах города, в социуме, в быту;
- умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Содержательный раздел
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п\п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации | |||
всего | теория | практика | |||||
1. | Ребенок и другие люди | 5 | 1,25 | 3,75 | Групповая | Начальная диагностика | |
1.1. | Введение в образовательную программу | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | ||
1.2. | О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
1.3. | Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
1.4. | Ребенок и другие дети, в том числе подростки. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
1.5. | Если «чужой» приходит в дом. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
2. | «Ребенок и природа. | 7 | 1,75 | 5,25 | Групповая | Беседа. Промежуточная диагностика | |
2.1. | В природе все взаимосвязано. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
2.2. | Загрязнение окружающей среды. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
2.3. | Ухудшение экологической ситуации. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
2.4. | Бережное отношение к живой природе. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
2.5. | Ядовитые растения. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
2.6. | Контакты с животными. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
2.7. | Восстановление окружающей среды. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
3. | Ребенок дома. | 3 | 0,75 | 2,25 | Групповая | Беседа. Промежуточная диагностика | |
3.1. | Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
3.2. | Открытое окно, балкон как источник опасности. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
3.3. | Экстремальные ситуации в быту. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
4. | Здоровье ребенка | 11 | 2,75 | 8,25 | Групповая | Беседа. Промежуточная диагностика | |
4.1. | Здоровье — главная ценность человеческой жизни. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
4.2. | Изучаем свой организм. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
4.3. | О ценности здорового образа жизни. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
4.4. | О профилактике заболеваний. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
4.5. | О навыках личной гигиены. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
4.6. | Забота о здоровье окружающих. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
4.7. | Поговорим о болезнях. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
4.8. | Инфекционные болезни. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
4.9. | Врачи — наши друзья. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
4.10. | О роли лекарств и витаминов. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
4.11. | Правила оказания первой помощи. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
5. | Эмоциональное благополучие ребенка. | 3 | 0,75 | 2,25 | Групповая | Беседа. Промежуточная диагностика | |
5.1. | Психическое здоровье. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
5.2. | Детские страхи. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
5.3. | Конфликты и ссоры между детьми. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
6. | Ребенок на улице. | 7 | 1,75 | 5,25 | Групповая | Беседа. Промежуточная диагностика | |
6.1. | «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
6.2. | Дорожные знаки для водителей и пешеходов. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
6.3. | Правила езды на велосипеде. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
6.4. | О работе ГИБДД. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
6.5. | Милиционер-регулировщик. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
6.6. | Правила поведения в транспорте | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
6.7. | Если ребенок потерялся на улице. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Беседа. Игры по безопасности | |
Итого | 36 | 9 | 27 | - | - |
Содержание блоков
Раздел № 1: «Ребенок и другие люди».
Тема № 1: «Введение в образовательную программу».
Теория. Знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности.
Практика. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Тема № 2: О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
Теория. Рассказать об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей уже сложились собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 3: Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
Теория. Рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, правильно себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 4: Ребенок и другие дети, в том числе подростки.
Теория. Объяснить детям, что он должен уметь сказать «нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию, например, пойти посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костер; забраться на чердак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево; забраться в чужой сад или огород; пойти в лес или на железнодорожную станцию.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 5: Если «чужой» приходит в дом.
Теория. Разъяснить детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Раздел № 2. Ребенок и природа.
Тема № 1: В природе все взаимосвязано.
Теория. Рассказать детям о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов.
Практика. Беседа, просмотр презентации. Экспериментальная деятельность.
Тема № 2: Загрязнение окружающей среды.
Теория. Познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе, рассказать о том, что человек, считая себя хозяином Земли, многие годы использовал для своего блага все, что его окружало (леса, моря, горы, недра, животных и птиц), однако он оказался плохим хозяином: уничтожил леса, истребил многих зверей, птиц, рыб; построил заводы и фабрики, которые отравляют воздух, загрязняют воду и почву.
Практика. Беседа, просмотр презентации. Экспериментальная деятельность.
Тема № 3: Ухудшение экологической ситуации.
Теория. Объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 4: Бережное отношение к живой природе.
Теория. Научить детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 5: Ядовитые растения.
Теория. Рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, вдоль дорог, на пустырях.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 6: Контакты с животными.
Теория. Объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 7: Восстановление окружающей среды.
Теория. Создать соответствующие условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уход за животными и растениями, высаживание деревьев и цветов, уборка мусора на участке, в лесу). Необходимо объяснить детям, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных, состоянии растений.
Практика. Беседа, просмотр презентации, наблюдения в природе.
Раздел 3. Ребенок дома.
Тема № 1: Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
Теория. Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые.
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 2: Открытое окно, балкон как источник опасности.
Теория. Педагог должен обратить внимание детей на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 3: Экстремальные ситуации в быту.
Теория. Дети должны уметь пользоваться телефоном, знать номера близких взрослых
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Раздел 4. Здоровье ребенка
Тема № 1: Здоровье — главная ценность человеческой жизни.
Теория. Объяснить детям, что здоровье — это одна из главных ценностей жизни.
Практика. Беседа, просмотр презентации, мультфильмов
Тема № 2: Изучаем свой организм.
Теория. Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, его организм.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 3: О ценности здорового образа жизни.
Теория. Способствовать формированию у детей осознания ценности здорового образа жизни, развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и соблюдения личной гигиены. Педагог поддерживает у детей возникающие в процессе физической активности положительные эмоции, чувство «мышечной радости».
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 4: О профилактике заболеваний.
Теория. Для формирования ценностей здорового образа жизни детям необходимо рассказывать о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, витамино-, фито- и физиотерапиях, массаже, коррегирующей гимнастике. Дети не должны выступать лишь в качестве «объектов» процедур и оздоровительных мероприятий. Они должны осознать, для чего необходимо то или иное из них, и активно участвовать в заботе о своем здоровье.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 5: О навыках личной гигиены.
Теория. Формировать у детей навыки личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, педагог обращает внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняет необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Дети должны научиться мыть руки, чистить зубы, причесываться. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребенка, приносящие большую пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 6: Забота о здоровье окружающих.
Теория. Педагог должен рассказать детям о том, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Это связано с тем, что болезнь может передаваться от одного человека другому по воздуху или от прикосновения.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 7: Поговорим о болезнях.
Теория. Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Дать им возможность рассказать друг другу все, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болели, что именно у них болело (горло, живот, голова). Познакомить детей с хроническими заболеваниями, учить их считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 8: Инфекционные болезни.
Теория. Сообщить детям элементарные сведения об инфекционных болезнях, рассказать об их возбудителях: микробах, вирусах, бациллах, о том, что в крови есть лейкоциты, которые борются с проникшими в организм микробами.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 9: Врачи — наши друзья.
Теория. Рассказать детям, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровыми.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 10: О роли лекарств и витаминов.
Теория. Обсуждая с детьми вопросы профилактики и лечения болезней, педагогу следует сообщить детям элементарные сведения о лекарствах: какую пользу они приносят (как помогают бороться с вредными микробами, проникшими в организм, усиливают его защиту) и какую опасность могут в себе таить (что может произойти из-за неправильного употребления лекарства). Дети должны усвоить, что лекарства принимаются только при соответствующем назначении врача и только в присутствии взрослых. Никаких «чужих» лекарств (маминых, бабушкиных) брать в рот и пробовать нельзя.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 11: Правила оказания первой помощи.
Теория. Познакомить детей с правилами поведения при травмах: при порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослым; обязательно рассказать о том, что случилось, если обжегся, ужалила пчела или оса, если упал и сильно ушиб ногу, руку, голову.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Раздел 5. Эмоциональное благополучие ребенка.
Тема № 1: Психическое здоровье.
Теория. Создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 2: Детские страхи.
Теория. На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (например, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких), поэтому очень важно, чтобы педагог:
• относился к этим страхам серьезно, не игнорируя и не умаляя их;
- давал детям возможность рассказывать, чего они боятся, избегая при этом оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка?»);
- помогал детям выразить страх словами («Ты испугался тогда, когда...»);
- рассказал о собственных детских страхах;
- давал описания реально опасных ситуаций (опасно ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);
- допускал в объяснениях по темам здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности);
- давал возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но ее осознание дает возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение);
- реагировал на особое детское восприятие реальных жизненных событий («Ты сильно испугался? Как это случилось? Как этого можно было избежать?»).
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 3: Конфликты и ссоры между детьми.
Теория. Профилактика возникновения конфликтных ситуаций, для чего могут быть организованы соответствующие игры, беседы, драматизации. Их цель — научить детей осознанно воспринимать свои чувства, желания, выражать их понятным другим людям образом.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Раздел 6. Ребенок на улице.
Тема № 1: «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
Теория. Рассказать детям, как следует переходить дорогу, знакомить их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»). Объяснить, что такое светофор, показать его изображение, знакомить с сигналами.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 2: Дорожные знаки для водителей и пешеходов.
Теория. Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Их знакомят:
- с предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход»);
- с запрещающими («Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»);
- с предписывающими («Движение прямо», «Движение направо»);
- с информационно-указательными («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»).
Объясняют, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 3: Правила езды на велосипеде.
Теория. Необходимо познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде: ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах); маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 4: О работе ГИБДД.
Теория. Знакомить детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД): «Инспекторы ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила; чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным».
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 5: Милиционер-регулировщик.
Теория. Рассказать детям о работе милиционеров-регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофоров.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 6: Правила поведения в транспорте.
Теория. Знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте. Объяснить, что:
- входить в автобус, трамвай, троллейбус следует через заднюю дверь, а выходить — через переднюю;
- маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь;
- маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте;
- разговаривать надо так, чтобы не мешать другим;
- нельзя стоять у дверей — это мешает входу и выходу пассажиров;
- нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна;
- принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
Тема № 7: Если ребенок потерялся на улице.
Теория. Объяснить детям, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (например, к женщине, гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в сберкассе) и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, свои имя и фамилию.
Практика. Беседа, просмотр презентации.
1.3. Планируемые результаты
К концу года дети должны знать: | К концу года дети должны уметь: |
|
|
Блок № 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
Условия реализации программы:
Развивающая предметно-пространственная среда содействует развитию совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, свободной самостоятельной деятельности детей, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности - мультимедийное оборудование, иллюстрации к занятиям, подборка художественной литературы, музыкальная фонотека.
Для образовательной деятельности детей имеется достаточное количество разнообразных материалов стандартной и нестандартной направленности, используемые в работе.
Дополнительное оборудование:
- плакаты;
- иллюстрации;
- сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
- разрезные картинки;
- мозаики;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- компьютерные презентации;
- карточки для индивидуальной работы;
- аудиозаписи по ОБЖ;
- игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
- транспортные средства: (самокаты, машинки, велосипеды);
- макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
- настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
- дорожные знаки;
- муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
- аптечка;
- карточки с телефонами служб спасения;
- телефон;
- картотека подвижных игр по ОБЖ;
- подборка художественной литературы по теме;
- конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
- папки-передвижки;
- тематических консультаций и памяток для родителей;
1.5. Методическое обеспечение программы
- опыт работы по профилактике ДДТТ;
- сборники планов конспектов проведения занятий и мероприятий;
- методические рекомендации по обучению воспитанников ПДД;
- методические рекомендации по организации мероприятий с детьми по предупреждению ДДТТ;
- дидактические материалы (комплект карточек «Безопасность на дороге» для познавательных игр с детьми);
- сайт "Школа безопасности» http://gov.cap.ru/SiteMap;
- флажки для перехода улицы.
Формы подведения итогов реализации программы:
Результаты образовательного процесса отслеживаются благодаря постоянному текущему контролю. Знание теоретического материала диагностируется путем тестирования, выполнения расчетов, схем, путем опроса во время занятий. Путем наблюдения за детьми в образовательной деятельности, игровой деятельности.
Санитарно-гигиенические требования
Занятия должны проводиться с соблюдением требований техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Кадровое обеспечение
Педагоги, работающие по данной программе, должны иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы.
Список литературы
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность». Рабочие тетради №№ 1, 2. - СПб.: «Детство-Пресс», 2002.
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность». Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «Детство Пресс», 2009.
- «Дорожная азбука юного пешехода». Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений по обучению детей основам безопасного поведения на улице - Калининград, 1995.
- «Как обеспечить безопасность дошкольников». Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др. - М.: Просвещение, 1998.
- «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; Под. Ред. Е. А. Романовой, А.Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- 6. «Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице». Для среднего и старшего дошкольного возраста. Книга для дошкольников, воспитателей детского сада и родителей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др. - М.Просвещение, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, сложно. Тем не менее, необходимо выде...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально - педагогической направленности Азбука безопасности
Обеспечение здоровья детей - основная цель. Главная задача цивилизованного общества. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых .К сожалению, они написаны «взрослым» я...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Формула безопасности"
Дополнителая общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педпгогической напрвленности "Формула безопасности"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальной направленности «Твоя безопасность!»
Дополнительная общеобразовательная программа "Твоя безопасность!" имеет социальную направленность. Цель программы: формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения дошкольников в ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности "Мы учимся жить безопасно"
Цель программы: Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Формула безопасности»
Общеразвивающая программа дополнительного образования «Формула безопасности» - это нормативно управленческий документ МБДОУ детского сада № 3 «Сказка», характеризующий с...