Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальной направленности «Твоя безопасность!»
рабочая программа по обж (подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная программа "Твоя безопасность!" имеет социальную направленность. Цель программы: формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения дошкольников в быту, на улице и в экстремальных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_tvoya_bezopasnost.docx | 258.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №43 «Снежинка»
города Белово»
О. В. Молчанова, Н.Л. Зотева
Твоя безопасность
Дополнительная общеразвивающая программа для детей
старшего дошкольного возраста
Белово
2021
Авторы – составители: О.В. Молчанова, воспитатель; Н. Л. Зотева, воспитатель.
М17 Молчанова, О. В. Твоя безопасность [Текст]: дополнительная общеразвивающая программа / О. В. Молчанова, Н.Л. Зотева– Белово: МБДОУ «Снежинка», 2021. – с.
Дополнительная общеразвивающая программа способствует формированию элементарных знаний, умений и навыков безопасного поведения дошкольников в быту и на улице, в экстремальных ситуациях. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие. При реализации дополнительной общеразвивающей программы используются следующие методы: практические, словесные, наглядные.
Содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один годучебных года.
Дополнительная общеразвивающая программа предназначенная для педагогов старшего дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ……………………………………………………………………3 1.1. Пояснительная записка………………………………………………...…...4 1.2. Цель и задачи программы…………………………………………..….......6 1.3. Содержание программы ……………………………………………….......7 1.3.1. Учебно-тематический план …………………………………………...7 1.3.2. Содержание учебно-тематического плана ………………...………..10 1.4. Планируемые результаты ……………………………………….………..22 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ……………………………………………………………………….25 2.1. Календарный учебный график ……………………………….......……....25 2.2. Условия реализации программы ……………….………………………...26 2.3. Формы аттестации / контроля …………………………………….……...28 2.4. Оценочные материалы ………………………………………......………..28 2.5. Методические материалы ……………………………………….………..33 2.6. Список литературы ………………………………………………....……..36 ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..41 |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Твоя безопасность!» имеет социальную направленность и реализуется в рамках модели мероприятия по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Актуальность данной программы обусловлена тем, что современная жизнь полна опасных неожиданностей и угроз. В наше время, время «технической революции», вопросов по безопасности не стало меньше, скорее наоборот. Все мы получаем информацию из средств массовой информации о гибели детей на дорогах, в пожарах, от террористических актов, дети подвергаются психологическому насилию через сеть Интернет.
Важность защищённости ребёнка, наличия у него багажа знаний в вопросах личной безопасности очевидна и родителям, и педагогам и переоценить её трудно. А так как этот социальный заказ уже назрел, он и натолкнул на мысль создать программу «Твоя безопасность!» по овладению детьми старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения.
Отличительной чертой программы «Твоя безопасность!» заключается в том, что в неё были включены такие направления безопасности как информационная безопасность (сеть Интернет) и антитеррористическая безопасность. А также дополнен и расширен материал по пожарной безопасности, экологической безопасности, материал по правилам безопасного поведения на дороге.
Отличительной чертой данной программы является сочетание возрастного и индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей, переход на личностно-ориентированную модель обучения, единство воспитания и обучения, преемственность работы ДОУ и семьи.
Программа предназначена для работы с детьми 6 - 7 лет в дошкольном образовательном учреждении. В возрасте 6 – 7 лет дети познают мир исходя из личного опыта, личных впечатлений и практических действий. В целом ребенок 5-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям и достаточно тонко их различать. Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях.
Программа «Твоя безопасность!» рассчитана на1 год обучения. Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему усвоению материала. Сюжет занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач).
Программа рассчитана на 4 занятия в месяц, в вечернее время, 28 занятий в год.
Длительность занятий- 30 мин.
Форма обучения: групповые занятия.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения дошкольников в быту и на улице, в экстремальных ситуациях.
Задачи программы:
1. Личностные:
- познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе и дома. Научить их необходимым мерам предосторожности. Дать представление понятию «терроризм».
2. Метапредметные:
-развить умение самостоятельно найти выход из сложившейся сложной и опасной ситуации
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
3. Предметные (образовательные):
-закрепить и расширить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге
-расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме
- закрепить и расширить знания детей о правилах пожарной безопасности
- познакомить с правилами безопасной работы на компьютере и в сети Интернет.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Ребёнок и природа | 3 | 1,5 | 1,5 | |
1.1 | Безопасное лето! | 0,5 | 0,5 | ||
1.2 | Правила поведения в лесу | 0,5 | 0,5 | ||
1.3 | Правила поведения при опасных явлениях природы | 0,5 | 0,5 | ||
1.4 | Контакты с животными и насекомыми | 0,5 | 0,5 | ||
1.5 | Осторожно, гололёд! | 0,5 | 0,5 | ||
1.6 | 0,5 | 0,5 | Викторина «Будь природе другом!» | ||
2. | Ребёнок и улица | 3 | 1,5 | 1,5 | |
2.1 | О работе ГИБДД и ПДД | 0,5 | 0,5 | ||
2.2 | Правила езды на велосипеде (самокате, роликах) | 0,5 | 0,5 | ||
2.3 | Игры во дворе | 0,5 | 0,5 | ||
2.4 | Если ты потерялся на улице | 0,5 | 0,5 | ||
2.5 | Правила поведения в транспорте | 0,5 | 0,5 | ||
2.6 | 0,5 | 0,5 | КВН «Правила дорожные всем нам знать положено» | ||
3. | Ребёнок и люди | 2.5 | 1 | 1,5 | |
3.1 | Встреча с незнакомцем | 0,5 | 0,5 | ||
3.2 | Конфликты между сверстниками | 0,5 | 0,5 | ||
3.3 | Правила хорошего тона | 0,5 | 0,5 | ||
3.4 | Что такое терроризм? | 0,5 | 0,5 | ||
3.5 | 0,5 | 0,5 | Досуговое мероприятие «Приключения Маши и Саши» | ||
4. | Ребёнок и дом | 3,5 | 1 | 2,5 | |
4.1 | Опасные предметы в доме | 0,5 | 0,5 | ||
4.2 | Балкон, открытое окно и др. бытовые опасности | 0,5 | 0,5 | ||
4.3 | Спички детям не игрушки! | 0,5 | 0,5 | ||
4.4 | Назначение экстренных служб (телефоны 01,02,03, 112) | 0,5 | 0,5 | ||
4.5 | Используем воду по назначению | 0,5 | 0,5 | ||
4.6 | Правила пользования электричеством | 0,5 | 0,5 | ||
4.7 | 0,5 | 0,5 | Квест «Один дома» | ||
5. | Ребёнок и интернет | 2 | 0,5 | 1,5 | |
5.1 | Что такое компьютер и интернет? Для чего они нужны? | 0,5 | 0,5 | ||
5.2 | Правила безопасной работы на компьютере и гаджетах | 0,5 | 0,5 | ||
5.3 | Интернет–зависимость. Польза и вред использования интернета. | 0,5 | 0,5 | ||
5.4 | 0,5 | 0,5 | Развлечение «О`кей, Гугл!» | ||
ВСЕГО: | 14 | 5,5 | 8,5 |
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Ребёнок и природа. (3 ч.)
Тема 1.1 Безопасное лето!
Задачи: познакомить детей с правилами поведения в жару и правилах безопасного поведения на воде.
Содержание:
-Организационный момент.
-Станция Солнечная
-Физминутка
-Станция Капелька
-Игра "Вода не вода"
-Копилка правил
-Рефлексия
Тема 1.2 Правила поведения в лесу.
Задачи:закрепить правила безопасного поведения в природе, дать детям знания о правильном поведении в лесу, о ядовитых растениях и грибах, насекомых, воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Содержание:
-Беседа на материале из личного опыта детей.
-Д/и "Назови правильно", "Собери рюкзак"
-Игра - тест "Если ты потерялся в лесу"
-Физминутка.
-Просмотр фрагмента мультфильма «Сколько волка не корми»
-Копилка правил
-Рефлексия
Тема 1.3Правила поведения при опасных явлениях природы.
Задачи: Учить детей к безопасной жизни в окружающей среде – природной. Дать детям элементарные знания о том, что такое гром, молния, радуга,землетрясение. Познакомить с правилами поведения во время грозы. Развивать у детей самостоятельности в чрезвычайных ситуациях.
Содержание:
-Беседа на материале из личного опыта детей.
Стихотворение "Гроза".
-Копилка правил.
-Физминутка.
-Беседа о землетрясениях.
-Опыт с водой.
-Опыт с салфеткой.
-Моделирование ситуаций при землетрясении.
-Копилка правил
Тема 1.4Контакты с животными.
Задачи:Дать знания о правилах поведения при встрече и общении с различными домашними и бездомными животными и насекомыми.
Содержание:
-Загадки
-Беседа о животных.
-Копилка правил
-Физминутка
-Д/ упражнение по карточкам
-Копилка правил
Тема 1.5 Осторожно гололед!
Задачи: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности при неблагоприятных погодных условиях- гололеде, гололедице.
Содержание:
-Организационный момент.
-Д/и "Хорошо - плохо"
-Стихотворение «Гололед»
-Физминутка
-Сценка рассказа В. Осеевой «Просто старушка!»
-Беседа по содержанию.
-Копилка правил
Тема 1.6. Викторина "Будь природе другом!"
Задачи: закрепить знания детей о природе, о правилах поведения в природе; воспитывать чувство ответственности перед природой, интерес и любовь к природе.
Содержание:
-Организационный момент.
-1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 раундов с вопросами
-Физминутка
-Подведение итогов игры.
Раздел 2. Ребёнок и улица. (3 ч.)
Тема 2.1 О работе ГИБДД и ПДД.
Задачи:дать детям представление о работе сотрудников ГИБДД, о назначении его жестов; закрепить знание дорожных знаков, закрепить правила поведения на дороге.
Содержание:
-Рассказ "Откуда пришли ПДД"
-Сюрпризный момент "Волшебная коробочка"
-Беседа с инспектором ГИБДД.
-Д/и "Знаки регулировщики"
-Игра "В автобусе".
-Копилка правил
Тема 2.2 Правила езды на велосипеде, самокате, роликах.
Задачи: Ознакомить детей с правилами езды на велосипеде, самокате и роликах, о безопасном их применении.
Содержание:
-Вступительная беседа.
-Обсуждение опасных ситуация.
-Формирование основных правил при катании.
-Игра "Скажи как правильно".
-Д/и "Можно - нельзя"
-Специальные знаки.
-Д/ игра «Выбери правильно знак»
-Копилка правил
Тема 2.3 Игры во дворе.
Задачи:закрепить у детей знания о безопасных местах для игр во дворе.
Содержание:
-Вступительная часть
-Д/и "Хорошо - плохо".
-Игра "Угадай подвижную игру".
-Игра "Цветик - семицветик".
-Разбор опасной ситуации.
-Копилка правил
Тема 2.4 Если ты потерялся на улице.
Задачи: объяснить детям как себя вести и к кому обратится, если потерялся на улице.
Содержание:
-Беседа на материале из личного опыта детей
-Беседа "Глазами ребенка"
-Проигрывание ситуации "Если ты потерялся...."
-Копилка правил.
Тема 2.5 Правила поведения в транспорте.
Задачи: Расширять у детей представления о правилах поведения в общественном транспорте.Формировать осознанное отношение к правилам поведения в общественном транспорте.
Содержание:
-Организационный момент.
-Беседа о правилах поведения а общественном транспорте.
-Физминутка
-Разбор проблемных ситуаций.
-История про Васю.
-Заключительная игра "Пассажиры в автобусе".
Тема 2.6. КВН "Правила дорожные всем нам знать положено!"
Задачи: Активизировать и проверить знания детей о Правилах дорожного движения, о назначении некоторых дорожных знаков. Развивать стремление к изучению Правил дорожного движения. Развивать наблюдательность, быстроту, реакцию движений. Развивать творческие способности детей.
Содержание:
-Презентация команд и выбор капитанов.
-Конкурс 1: "Приветствие".
-Конкурс 2: "Блиц - турнир".
-Конкурс 3: "Угадай, что за знак".
-Конкурс 4: "Конкурс капитанов".
-Конкурс 5: "Домашнее задание музыкальное".
-Итоги КВНа, награждение и поощрительные призы.
Раздел 3. Ребёнок и люди (2,5 ч.)
Тема 3.1 Встреча с незнакомцем
Задачи: дать представление о необходимости соблюдения правил безопасности; продолжить расширять знания детей о том, что внешность человека бывает обманчивой, пополнять словарь, развивать речь, мышление.
Содержание:
-Беседа на материале из личного опыта детей
-Разбор заданий – ситуаций
-Просмотр мультфильма ««Три котёнка. Не уходи с чужими!»»
-Копилка правил
Тема 3.2 Конфликты между сверстниками
Задачи: рассмотреть ситуации, из-за которых происходят ссоры; научить детей самостоятельноразрешать межличностные конфликты и по возможности избегать их; способствовать созданию положительного эмоционального настроения.
Содержание:
-Беседа на материале из личного опыта детей
-Просмотр мультфильма «Трусливый задира»
-Разбор проблемных ситуаций
-Обсуждение пословиц о друзьях
-Дидактическая игра «Азбука добрых поступков»
-Копилка правил
Тема 3.3 Правила хорошего тона
Задачи: Совершенствовать использования в речи вежливые слова и выражения.Формировать у детей навыки вежливости.Способствовать навыкам самостоятельного выбора модели поведения в зависимости от ситуации.Формировать умение видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять.
Содержание:
-Беседа на материале из личного опыта детей.
-Разбор проблемной ситуации
-Проведение игры «Вежливо – невежливо»
-Проведение игры «Вежливые слова»
-Проведение игры «Ежели мы вежливы»
-Чтение рассказа «Неблагодарные». Беседа
-Копилка знаний
Тема 3.4Что такое терроризм?
Задачи: Научить детей противостоять опасности и защитить себя в экстремальной ситуации, формировать представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах защиты от террористов.
Содержание:
-Беседа на материале из личного опыта детей.
-Просмотр мультфильма «Зина, Кеша и террористы»
-Разбор проблемных ситуаций. Показ презентации
-Проведение игры «Вызови полицию»
-Копилка правил
Тема 3.5Досуговое мероприятие «Приключения Маши и Саши»
Задачи:умеет сказать «нет» приятелям, пытающимся вовлечь его в опасную ситуацию знает, что доверят можно только близким людям; лучше не вступать в разговор с незнакомцем, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину.
Содержание:
-Сюрпризный момент вводный в тему мероприятия.
-Проблемная ситуация с участием детей
-Разбор вариантов выхода из проблемной ситуации
-Динамическая пауза
-Просмотр обучающего мультфильма
-Обсуждение и выводы
-Копилка правил
Раздел 4. Ребёнок и дом (3 ч.)
Тема 4.1 Опасные предметы в доме
Задачи:Закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.
Содержание:
-Беседа на материале из личного опыта детей.
-Разгадывание загадок
-Разбор проблемных ситуаций
-Проведение игры «Назови правила»
-Изготовление плаката «Опасные предметы в доме»
-Просмотр мультфильма «Опасности вокруг нас»
-Копилка правил
Тема 4.2Балкон, открытое окно и др. бытовые опасности
Задачи:Дать понятие детям о том, какую опасность представляют собой открытые окна и балкон. Учить детей вести себя правильно, когда они остаются одни. Учить детей быть осторожными. Формировать у детей умение предвидеть опасность, избегать опасные ситуации.
Содержание:
-Беседа на материале из личного опыта детей.
-Дидактическая игра «Можно, нельзя!»
-Разбор проблемных ситуаций
-Разгадывание загадок
-Просмотр познавательного мультфильма
-Копилка правил
Тема 4.3Спички детям не игрушки!
Задачи:Дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня: уточнить знания детей о том, что огонь служит людям в быту, а также опасен. Разъяснить детям причины возникновения пожара. Уточнить и закрепить знания детей о том, что с огнем играть опасно.
Содержание:
-Беседа на материале из личного опыта детей.
-Разбор проблемных ситуаций
-Проведение игры «Третий лишний»
-Проведение упражнения «Насос»
-Постройка домика для Хрюши
-Проведение экспериментов
-Инсценировка стихотворения И. Солнышко – «Пожарная машина»
-Чтение стихотворений
-Копилка правил
Тема 4.4 Это должен знать каждый (телефоны 01,02,03, 112)
Задачи:Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни. Учить детей осознанно действовать в экстремальных ситуациях, в случае необходимости звонить в экстренные службы. Сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться за помощью. Закрепить знание номера телефонов экстренных служб.
Содержание:
-Беседа на материале из личного опыта детей.
-Встреча с Незнайкой
-Чтение стихотворений
-Физминутка
-Разбор проблемных ситуаций
-Проведение Д/и «Чья команда быстрее соберет чемодан к выезду».
-Копилка правил
Тема 4.5Используем воду по назначению
Задачи:Познакомить со свойствами воды опытным путем. Напомнить детям о бережном отношении к воде, так как ее можно использовать неоднократно. Расширять и закреплять представления о воде и ее использовании.
Содержание:
-Беседа на материале из личного опыта детей.
-Разгадывание кроссворда
-Д/и: «Откуда берется вода?»
-Проведение опытов с водой
-Разбор проблемных ситуаций
-Чтение стихотворения
-Копилка правил
Тема 4.6 Правила пользования электричеством
Задачи: Формировать у детей навыки безопасного обращения с электричеством.Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.Закрепить представления детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях.
Содержание:
-Встреча с Электричеством
-Разгадывание загадок
-Проведение игры «Что лишнее»
-Проведение игры «Спор электроприборов»
-Проведение игры «Что есть, что было»
-Проведение игры «Доскажи словечко»
-Выполнение задания «Назови правила»
-Копилка правил
Тема 4.6 Квест «Один дома»
Задачи: знает правила безопасного поведения, когда находишься один дома,знает правила поведения при пожаре и вызова служб спасения.
Содержание:
-Сюрпризный вводный момент с Незнайкой.
-Рассуждения детей как научить Незнайку безопасности.
-Задание "Шифровальщик".
-Игра "Добавь слово"
-Задание 2 "Вызвать службу спасения"
-Задание 3 "Лекарство в банке"
-Задание 4 "Опасно неопасно"
-Игра - разминка "Топаем – хлопаем"
-Задание 5 "Балкон - это опасно!"
Итог: "Книжка правил безопасного поведения дома для Незнайки".
Раздел 5. Ребёнок и интернет (2 ч.)
Тема 5.1 Что такое интернет?
Задачи:Повышение уровня знаний воспитанников о компьютере, развитие познавательной активности, активизация словаря (монитор, мышка, клавиатура, системный блок, вирус, антивирус, Сеть, Интернет).
Содержание:
-Беседа на материале из личного опыта детей.
-Отгадывание загадки
-Просмотр презентации «Компьютер»
-Разгадывание загадок
-Физминутка
-Встреча с Фиксиком
-Проведение игры «Правила работы в интернете»
-Копилка правил
Тема 5.2 Правила безопасной работы на компьютере и гаджетах
Задачи:учить детей правильно использовать гаджеты с пользой для детского организма; ознакомить с угрозами, с которыми могут столкнуться дети в интернете, а также при использовании гаджета, найти пути решения проблемы совместно с детьми; воспитывать у детей здоровый интерес к гаджетам, без злоупотребления.
Содержание:
-Беседа на материале из личного опыта детей.
-Разгадывание загадок
-Проведение игры «Собери картинку»
-Гимнастика для глаз
-Просмотр презентации
-Просмотр мультфильма
-Копилка правил
Тема 5.3 Интернет–зависимость. Польза и вред использования интернета
Задачи: Познакомить с правилами безопасной работы в Интернете; учить ориентироваться информационном пространстве; формировать информационную культуру воспитанников; воспитывать дисциплинированность при работе в сети.
Содержание:
-Беседа на материале из личного опыта детей.
-Выполнение игровых заданий Разбор проблемных ситуаций
-Отгадывание загадок
-Чтение стихотворения
-Гимнастика для глаз
-Проведение игры «Польза или вред»
-Копилка правил
Тема 5.4 Развлечение «О`кей, Гугл!»
Задачи: закрепление знаний о правилах безопасного поведения в сети, понимание того, что культура Всемирной сети напрямую зависит от личной культуры каждого человека.
Содержание:
-Вводная в тему "Интернет - супергерои"
-Задание "Загадки"
-Задание 2 "Ситуации"
-Динамическая пауза
- Викторина
-Вручение звания "Интернет супергерои".
1.4. Планируемые результаты
По окончанию 1 года обучения ребенок будет знать и уметь:
«Ребёнок и природа»
- знает правила безопасного пребывания на солнце и поведения на водоемах;
- различает и правильно называет съедобные ягоды и ядовитые растения;
знает, что нельзя трогать незнакомые цветы, кустарники;
- имеет представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а
какие способствуют её восстановлению;
- знает правила поведения при контакте с животными.
«Ребёнок и улица»
- имеет представление о правилах этичного и безопасного поведения в
городском транспорте;
- соблюдает элементарные правила поведения на улице, элементарные
правила дорожного движения;
- понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
- узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети»,
«Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный
переход», «Пункт медицинской помощи»;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход,
пешеходный переход «Зебра»;
- знает, где можно кататься на велосипеде, а где нельзя, и какие правила
при этом нужно соблюдать;
- знает, что если потерялся на улице, то обращаться за помощью можно
не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.
«Ребёнок и люди»
- знает, как можно защититься в ситуации насильственных действий
незнакомого взрослого на улице;
- знает, что нельзя входить в подъезд дома с незнакомым взрослым;
нельзя одному входить в подъезд, лифт; знает, как правильно вести
себя, если чужой пытается войти в квартиру, при разговоре с
незнакомым по телефону;
- умеет сказать «нет» приятелям, пытающимся вовлечь его в опасную
ситуацию;
- знает, что доверят можно только близким людям; лучше не вступать в
разговор с незнакомцем, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним
куда-либо, садиться в машину.
«Ребёнок дома»
- называет предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться. А также
предметы, которыми следует пользоваться осторожно;
- имеет представление о том, что опасные предметы должны храниться в
специально отведённых местах;
- знает правила поведения при пожаре; имеет представление об истории
пожарной службы;
- умеет вызывать «скорую медицинскую помощь»;
- знает, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них,
выходить на балкон и играть там;
- знает
«Ребёнок и интернет»
- умеет представление о том, что такое интернет;
- знает, что нельзя входить на незнакомые сайты;
- знает и называет современные гаджеты, а также рассказывает о их пользе и вреде;
- умеет пользоваться голосовым помощником.
В результате обучения по программе учащиеся приобретут такие личностные качества как:
- ответственное отношение к своему и чужому здоровью,
- самостоятельность,
- ответственность за свои поступки,
- отзывчивость, сопереживание к окружающим,
- вежливость,
- социальная справедливость.
В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как:
- готовность детей к успешной деятельности в социуме,
- овладение основными универсальными эффективными действиями, применяемых в реальных жизненных ситуациях,
- объединение всех полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.
Конечными результатами реализации Программы должны стать обеспечение охраны и культуры личной безопасности дошкольника в окружающем мире. Высокие знания, твердая позиция и умелые действия, будут в огромной степени способствовать успешному решению задач по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Делая первые шаги к осознанному отношению к своему здоровью, продолжат это в школе, и во взрослой жизни. А это значит, что заложена основа безопасной личности, и наши дети смогут организовать свое будущее так, чтобы сохранить бодрость, энергичность, жизнерадостность, духовное благополучие – здоровье на долгие годы.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель – 28
Количество учебных дней – 28 дней
Продолжительность каникул – 3 месяца
Даты начала и окончания учебных периодов / этапов – сентябрь - май
2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
Видео фильмы
Уроки осторожности тетушки Совы:
-бродячие животные,
-водоемы,
-электричество,
-пожарная безопасность,
-чистота в доме.
Спасик и его друзья:
-поведение дома,
-поведение в природе,
-поведение в городе.
Азбука безопасности:
-безопасное место,
-игры с огнем,
-как не замерзнуть в холода,
-место для купания,
-на остановке,
-опасные игрушки,
-опасные сосульки,
-лесной пожар,
-один дома,
-пожар в квартире,
-безопасность в интернете.
Серия" Аркадий Паровозов":
-качели, грибы, микробы.
ПДД- дорога в школу,
-Спецмашины (2 фильма).
-Планета вредных привычек.
Презентации по темам:
-Детям о правилах безопасного поведения.
-Опасности в доме.
-Огонь- друг, или враг.
Спички детям не игрушка.
-Один дома.
-Дорога в школу.
-Правила поведения: в общественных местах, на улице, в лесу, на водоеме.
-Опасности на улице, на дороге, в лесу.
-Ядовитые растения.
-Мультимедийная энциклопедия.
-Осторожно- сосульки!
-Помощь при укусах (животных, насекомых).
-Помощь при дорожном происшествии.
-На вокзале я один и без мамы.
-Викторина: " Хочу быть пожарным".
-Первая помощь.
-Звукозапись сигналов ГОиЧС.
2.3. Формы аттестации / контроля
- Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: материал анкетирования и тестирования.
- Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытые занятия, Квесты, досуговые мероприятия, КВН, викторина, развлечения.
2.4. Оценочные материалы
Формыиметодыконтроляреализациипрограммы
Педагогическаяоценкаусвоениязнанийпрограммыпроводитсянаосновании систематических и целенаправленных наблюдений воспитателя задошкольникамиирезультатовихпрактическойдеятельностивовремязанятий и результатов мониторинга на итоговых мероприятиях.
Предлагаемые задания рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Задания максимально учитывают особенности и возможности детей 6-7 лет, обеспечивают адекватное понимание ими содержания, опираются на имеющийся у старших дошкольников реальный опыт.
Результаты обследования каждого ребенка заносятся в протокол обследования детей.
Критерии уровней
Раздел: «Ребенок и природа»
Уровень критерий | Старшая группа | Баллы |
Высокий | Дети имеют представления о изменениях в природе и соответственно как оно может влиять на здоровье человека.; Знают и могут определить съедобные и несъедобные растения, ягоды, грибы. Знают правила поведения в природе. Знает об угрожающем поведении животных, осторожен при встрече с ними. Знает правила безопасного поведения на воде. | 3 балла – ребенок знает ответы на вопросы, выполняет задание правильно и умеет объяснить свой выбор. |
Средний | Дети с помощью воспитателя называют сезонные изменения в природе и о том как оно влияет на здоровье и безопасность человека Называют растения, ягоды, грибы, которые могут быть опасны для здоровья человека,. Различают и называют, опасные ситуации при встрече с животными. Знают правила безопасного поведения на воде. | 2 балла – ребенок отвечает на вопросы педагога, допускает ошибки, некоторые вопросы вызывают затруднения. С помощью дополнительных вопросов выполняет задания. |
Низкий | Дети не определяют влияние сезонных изменений на здоровье и безопасность человека. Не могут назвать и найти на картинках растения, ягоды, грибы опасные для жизни и здоровья человека. Не умеют оценивать правильное и неправильное поведение человека при встрече с животными, в природе, на воде. | 1 балл – ребенок имеет отрывочные знания и навыки экологически целесообразного поведения в лесу, допускает большое количество ошибок при выполнении задания. |
Раздел: «Ребенок и улица»
Уровень критерий | Старшая группа | Баллы |
Высокий | Дети свободно разбираются в понятиях: город, улица, транспорт; дорога, тротуар проезжая часть, различают и называют некоторые дорожные знаки, о назначении светофора, называют элементы дорог; Знают и выполняют правила дорожного движения и правила поведения на улице, в транспорте. | 3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, легко справляется с заданием. |
Средний . | Дети с помощью воспитателя разбираются в понятиях, что такое город, улица, транспорт. Различают и называют, что обозначают некоторые дорожные знаки; о назначении светофора, называют элементы дорог (шоссе, тротуар). Называют правила поведения на дороге, улице, в транспорте, но не могут объяснить их значение. | 2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при помощи воспитателя. |
Низкий | Дети не разбираются в понятиях, что такое город, улица, транспорт. Не называют цвета светофора; не умеют передавать в рисунке дорожную обстановку; не умеют оценивать правильное и неправильное поведение пешеходов, пассажиров; не знают правил этичного и безопасного поведения в городском транспорте. | 1 балл– ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется. |
Раздел: «Ребенок и люди»
Уровень критерий | Старшая группа | Баллы |
Высокий | Дети знают о правилах безопасного поведения в играх. Разбираются в понятиях: «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», «нужно» Знают что нельзя заводить разговор с незнакомыми людьми , брать у них предметы. вещи, конфеты и т.д. Имеют представления о профессиях людей: врача, спасателя, пожарного, милиционера. Знают телефоны экстренных служб. | 3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, легко справляется с заданием. |
Средний . | Дети с помощью воспитателя определяют правила безопасного поведения в играх со сверстниками как на улице.так и в помещении. Называют профессии людей, находят их на картинках, но не указывают действия. Знают телефоны врача, милиции, пожарных. | 2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при помощи воспитателя. |
Низкий | Дети не разбираются в понятиях: «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», «нужно» Не осознают безопасность при общении с незнаковыми людьми. Определяют профессии людей: врача, пожарного, милиционера, но не могут рассказать о значения этих профессий для безопасности человека. Не знают, что делать в различных жизненных ситуациях и к кому можно обратиться за помощью. | 1 балл– ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется. |
Раздел: «Ребенок и дом»
Уровень критерий | Старшая группа | Баллы |
Высокий | Дети знают и называют свое имя, фамилию, домашний адрес. Имеют представления о предметах бытовой техники, инструментах используемых дома и в детском саду. Умеют с помощью картинок показать и рассказать, каких ситуаций надо избегать, чтобы не причинить травму себе и другому. Знает как нужно себя вести, когда он остается дома один. | 3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, легко справляется с заданием. |
Средний . | Дети с помощью воспитателя называют свое имя, фамилию, домашний адрес. Называют предметы бытовой техники, инструментов используемых дома и в детском саду, но не могут назвать травму, которую может причинить этот предмет, при неправильном его использовании. Знает как нужно себя вести , когда остается дома один, но не осознает свои действия | 2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при помощи воспитателя. |
Низкий | Дети не могут назвать свое фамилию.домашний адрес. Не могут назвать предметы являющиеся источниками опасности. Не могут рассказать по картинке почему данная ситуация может быть опасна. Не знают правил безопасного поведения в ситуации когда остаешься дома один. | 1 балл– ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется. |
Раздел: «Ребенок и интернет»
Уровень критерий | Старшая группа | Баллы |
Высокий | Дети знают основные понятия информационной безопасности. Знают о необходимости гимнастики для глаз, физминутки и зарядки для всего тела после работы на компьютере. Знают о необходимости содержания в чистоте компьютер (вытереть пыль) и рабочее место (отсутствие посторонних предметов на нем). Называют угрозы безопасности детей в Интернете. | 3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, легко справляется с заданием. |
Средний . | Дети с помощью воспитателя называют основные понятия информационной безопасности. Знают, что нельзя без разрешения взрослого включать компьютер и входить в интернетпространство, нельзя работать за компьютером больше 15 мин | 2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при помощи воспитателя. |
Низкий | Дети не могут назвать основные понятия информационной безопасности. Не знают о необходимости гимнастики для глаз, физминутки и зарядки для всего тела после работы на компьютере. Не называют угрозы безопасности детей в Интернете | 1 балл– ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется. |
Протокол обследования детей старшего дошкольного возраста
в сфере основ безопасности жизнедеятельности
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Ребенок и природа | Ребенок и улица | Ребенок и люди | Ребенок и дом | Ребенок и Интернет | Итоговый показатель по каждому ребенку | ||||||
сен | май | сен | май | сен | май | сен | май | сен | май | сен | май | ||
Итоговый показатель по группе |
2.5. Методические материалы
- Методыреализациипрограммы:
- Интегрированныезанятия;
- Беседы;
- Наблюдения;
- Игры(словесные,дидактические,подвижные,ролевые);
- Викторины;
- Игровыетренинги;
- Опытыиэксперименты;
- Моделированиепроблемныхситуаций;
- Рассматриваниеиллюстраций;
- Чтениехудожественнойлитературы;
- Просмотринформационныхвидеороликов,слайдовыхпрезентаций,мультфильмов.
Формы реализациипрограммы:
-Групповыезанятия.
Алгоритм учебного занятия
При организации образовательных занятий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, сотрудничество, возможность «командного зачета», рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха и рефлексии. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала.
Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:
1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж и планирование;
2 часть – практическая работа учащихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;
3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов.
Форму работы в зависимости от целей и задач каждого занятия выбирает педагог.
Дидактические материалы:
Игры:
- "Правила взаимодействия с незнакомыми людьми"
- "Безопасность в природе"
- "Безопасность в доме"
- "Поможем пострадавшему"
- "Дорожные знаки"
- "Опасные предметы"
- Игра по ОБЖ "Опасно - неопасно"
- Игра на формирование навыков безопасного поведения "Собери в лукошко"
- Игра "Найди и зачеркни"/ "Закрой фишками"
- Игра "Кубик безопасности"
- Игра "Собери картинку"
Памятки:
- "Как вести себя при пожаре"
- "Пять важных правил ПДД"
- "Азбука безопасности для детей"
- "Пожарная безопасность для дошкольников"
-"Интернет - безопасность"
- "Перед каникулами"
- "Памятка юного пешехода"
- "Остерегайся!"
- "Безопасность на детской площадке"
2.6. Список литературы
Основная литература:
- для педагога:
- АвдееваН.Н.,КнязеваО.Л.,СтеркинаР.Б.,«Безопасность»-СПб:
- «Детство-пресс»,2008.
- Авдеева Н.К, Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Учебное пособие поосновамбезопасностижизнедеятельностидетейстаршегодошкольноговозраста» - СПб: Детство-ПРЕСС,2005-144с.
- Ананьева.В.А., «Основы безопасности дошкольника»-СПб:
- «Детство-пресс»,2008.
- ГрезинаО.Ю.,ПятаеваС.А.,«Работасдетьмивдошкольныхучреждениях по обучению правилам дорожного движения»: метод, разраб. /сост.– Волгоград: «Перемена»,2009.-48 с.-ISBN5-88234-292.
- Поляков В. В., Основы безопасности жизнедеятельности: учеб, для 1кл.-М:«Дрофа»; ДиК,2007.-80с:ил.-ISBN5-7107-0846-1.
- СтатмэнП.,Безопасностьвашегоребенка/пер.сангл.-СПб.
- «Респекс, Дельта,Кристалл,»2007.-384с.
- ИзвековаН.А.,Занятияпоправиламдорожногодвижения.– М.:Сфера,2008г.
- СтарцеваО.Ю.,Школадорожныхнаук/–М.:ТЦ Сфера,2008.
- Хромцова Т.Г.Воспитание безопасного поведения дошкольниковнаулице/–М.:Центрпедагогическогообразования,2007.
- для родителей:
Пожарнаябезопасность
- БадановМ.«Костер»
- БартоА.«Гроза»
- БороздинВ.Поехали!
- ВолынскийТ.«Кошкиндом»
- ДмитриевТ.«ТетяВаря—электросварщица»
- ЖигулинА.«Пожары»
- ИоселианиО. «Пожарнаякоманда»
- Куклин Л.«Сталевар.Кузнец.Пожарный»
- Маршак С. «Кошкин дом», «Вчера и сегодня» (отрывок),
- «Пожар»,«Рассказ онеизвестномгерое»
- МихалковС.«ДядяСтепа»
- Новичихин Е.«Ноль—один»,«Спички»
- ОленевК.«Краснаямашина»
- ОрловаД.«КакСтобедхотелиспугатьволка,асамчутьнесгорел»
- ПермякЕ.«КакОгоньВодузамужвзял
- ХоринскаяЕ.Спичка-невеличка
Безопасноеповедение вприроде
- «Хитрыеласки»(Г.Шалаева).
- «Что нельзякупить?»(В.Орлова).
- «Нашапланета»(Я.Аким).
- «Сережа»(Р.Сеф)
- «Сказка«Налеснойтропинке»(Т.Шорыгина).
- «Советылесноймышки»(Т.Шорыгина).
- «Неешьнезнакомыеягодывлесу» (Г.Шалаева)
- «Наказаниезанезнание»(М.Фисенко).
- «Ландыш»(Е.Серова)
- «Осколокстекла»(Т.Шорыгина).
- «Пожарвлесу»(М.Фисенко)
- Волшебные вороны»(Т.Шорыгина).
- «Неходипольдуводоема»(Г.Шалаева,Н.Иванова).
- «Зима»(М.Фисенко)
- «Гроза»(А.Барто).
- «Гроза»(В.Лифшиц).
- Сказка«ДобраяИвушка»(Т.Шорыгина).
- «КакСтобедбросилбутылкуичтоизэтоговышло»(Д.Орлова).
- «Некупайсявзапрещенныхместах»(Г.Шалаева,Н.Иванова).
- «Непрыгайвводувнезнакомыхместах»(Г.Шалаева,Н.Иванова).
ПДД
- Головко«Дорожныезнаки»;
- ДмоховскийА. «Чудесныйостровок»;
- Дорохов А. «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара»,
- «Шлагбаум»;
- КожевниковВ.«Светофор»;
- КривицкаяА.«Тайны дорожныхзнаков»;
- МаршакС.«Светофор»;
- МигуноваН.А.«Светофор»;
- МихалковС.«ДядяСтёпа–милиционер»;
- ПишумовЯ.«Пешеходныйсветофор», «Посмотрите,постовой»,
- Пляцковский И.«Светофор»;
- ПрокофьевС.«Мойприятель –светофор»;
- СеверныйА. «Светофор»;
- СеряковИ.«Законыулиц идорог»;
- БедаревО.«Еслибы…»;
- БерестовВ.«Промашины»;
- БоровойЕ.Врассказыизсерии«Азнаешьлиты?»;
- ГальперштейнЛ.«Трамвайиегосемья»;
- ДороховА,«Пассажир»;
- МихалковС.«Мояулица»,«Сквернаяистория»;
- НосовН.«Автомобиль»;
- ОгнецветЭ.«Ктоначинаетдень»;
- Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка оправилах»,«Наулиценашей»,«Всемальчишки,все девчонки…»,;
- СемернинВ. «Запрещается–разрешается»;
- ЮрминГ.«Любопытныймышонок»;
- ГанговА.«Кто храбрей?»;
- ИвановА.«Какнеразлучныедрузьядорогупереходили»;
- КончаловскаяН.«Самокат»;
- ЛешкевичИ.«Гололёд»;
- ОрловаД.«Как Стобедкачалсянакачелях»;
- ПишумовЯ.«Юркаживётнадругойстороне…»;
- ШорыгинаТ.«Волшебныймяч»;
- ЯковлевС.«Читаеткнижкуглупыйслон…».
- В.Ардов«Огнехвостик»
- О.Бедарев«Еслибы»
- Я.Пишумов«Посмотрите,постовой»
- Шорыгина«МартаиЧичиидут впарк», «Волшебныймяч».
- «КакВладиксКатейходиликупаться»(М.Фисенко)
Интернет-ресурсы:
https://infourok.ru/ispolzuemaya-metodicheskaya-literatura-po-pdd-po-fgos-1184818.html,
http://cheburashka.nov.edu54.ru/p4aa1.html,
https://vk.com/topic-75023500_37312604
«Сказка о золотых правилах безопасности в Интернете»
https://www.youtube.com/watch?time_continue=9&v=_tPp5rGiTJo&feature=emb_logo
Веселая зарядка «Помогатор»
Смешарики 2D | Азбука_интернета - Все серии подряд
Азбука_Интернета. ВСЕ серии - Смешарики 2D
Почемучка. Информатика 1 сезон. Компьютерные вирусы (07 серия)
https://www.youtube.com/watch?time_continue=47&v=V8NVFJ15Giw&feature=emb_logo
Аркадий Паровозов спешит на помощь «Чем опасен интернет?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, сложно. Тем не менее, необходимо выде...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально - педагогической направленности Азбука безопасности
Обеспечение здоровья детей - основная цель. Главная задача цивилизованного общества. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых .К сожалению, они написаны «взрослым» я...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Формула безопасности"
Дополнителая общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педпгогической напрвленности "Формула безопасности"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальной направленности " Шахматы"
Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы –замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских взаимоотношений. Ша...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».
Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальной направленности «Артландия»
Одна из форм работы педагога-психолога МБДОУ – это кружковая работа. Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса. В этом учебн...