Проект "Расту в безопасности"
проект по обж
Модернизация предметно – пространственной развивающей безопасной образовательной среды, «доброжелательного пространства», для формирования правильных умений и навыков реагирования в опасных ситуациях у детей с ОВЗ для их комфортной безопасной жизни, с помощь привлечения социальных институтов: семьи, высшей школы, культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-_rastu_v_bezopasnosti.docx | 116.47 КБ |
Предварительный просмотр:
|
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Дошкольного отделения МБОУ «С(К)ОШ № 119 г. Челябинска»
совместно с МКУК «Централизованной системой детских библиотек
г. Челябинска» (детская библиотека № 4)
при участии студентов ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ факультета инклюзивного и коррекционного образования, кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик
«РАСТУ В БЕЗОПАСНОСТИ»
Авторы проекта ДО:
старший воспитатель О.А. Иванова
учитель – дефектолог И.П. Колесникова
педагог – психолог Г.Р. Нестерова
Руководитель проекта –О.А. Иванова
старший воспитатель
Челябинск, 2023
I.ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
- Аннотация к проекту
- Цель проекта
- Задачи проекта
- Этапы и методы работы над проектом.
- Необходимое оборудование и/или смета
- Продукт
- Отзыв руководителя проекта.
II.ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ИСПОЛНЕНИЯ
III.ВЫВОДЫ И САМОАНАЛИЗ
IV.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ПО ПРОЕКТУ
V.ПРИЛОЖЕНИЕ
«Знать ребенок должен каждый, безопасность - это важно!»
- Паспорт проектной работы
1 | Название проекта | «РАСТУ В БЕЗОПАСНОСТИ» |
Руководитель проекта | О.А. Иванова – старший воспитатель | |
Авторы проекта | старший воспитатель О.А. Иванова учитель – дефектолог И.П. Колесникова педагог – психолог Г.Р. Нестерова | |
База проекта | Дошкольного отделения МБОУ «С(К)ОШ № 119 г. Челябинска» | |
Сроки реализации | сентябрь 2022- декабрь 2023г | |
Тип проекта | Социальный, долгосрочный. | |
Участники проекта | Команда проекта – участки образовательных отношений, сотрудники МКУК «Централизованной системой детских библиотек г. Челябинска» (детская библиотека № 4) и студенты ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ факультета инклюзивного и коррекционного образования, кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик. | |
1.1 | Аннотация проекта | «Впервые к вопросам безопасности детей применен комплексный подход, в фокусе которого внимание не только на физической защищенности ребенка, но и на экономической, информационной, культурной и психологической составляющей термина "безопасность"», это подчеркнула Татьяна Голикова на оперативном совещании вице- премьеров от 27.11.2023 года. Безопасность сегодня рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. В нашей повседневной жизни множество неожиданных опасностей может подстерегать ребенка, особенно если у него есть ограничение возможностей здоровья. Ведь такие дети зачастую не понимают, опасно ситуация или нет. Знание основ безопасности жизнедеятельности у детей с ОВЗ, формируется в процессе воспитания, следовательно, обучение детей, обеспечение их элементарными навыками поведения в чрезвычайных ситуациях, является актуальной педагогической задачей. | |
1.2 | Цель проекта | Модернизация предметно – пространственной развивающей безопасной образовательной среды, «доброжелательного пространства», для формирования правильных умений и навыков реагирования в опасных ситуациях у детей с ОВЗ для их комфортной безопасной жизни, с помощь привлечения социальных институтов: семьи, высшей школы, культуры. | |
Задачи проекта |
| ||
1.7 | Этапы работы над проектом | 1 этап. Организационный. Организация работы по созданию безопасной образовательной среды «доброжелательного пространства
2 этап. Практический. Система работы по реализации мероприятий
3этап. Обобщающий этап Обобщение и определение эффективности выбранных мероприятий
| |
1.8 | Необходимое оборудование и / или смета | Оборудование, приобретенное в рамках реализации проекта для создания предметно – пространственной развивающей безопасной образовательной среды:
- счеты для детской площадки - лаз-счеты - лаз «Мостик» - бум-бревно «Змейка» - баскетбольная стойка «Жираф» - комплекс для дачи
| |
1.9 | Продукт | Каталог «Доброжелательное пространство» ( в каталоге представлены авторские разработки, педагогические находки из опыта работы дошкольного отделения) | |
1.12 | Отзыв руководителя проекта | «То, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоятельно» Л.С. Выготский Необходимость реализации проекта «Я в безопасности» актуально. Его применение в дошкольном отделении позволило модернизировать «доброжелательное пространство», безопасную образовательную среду и ознакомить детей с ОВЗ с правилами реагирования в опасных ситуациях. Безопасность детей – это важно! Результат данного проекта, может быть воспроизведен педагогами дошкольных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. |
- ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ИСПОЛНЕНИЯ
№ | Дата | Мероприятия | Ответственные | Выход |
Организационный этап | ||||
1 | Сентябрь 2022г | Создание творческой группы единомышленников среди педагогов дошкольного отделения, родителей, студентов ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ факультета инклюзивного и коррекционного образования, кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, а также сотрудников МКУК «Централизованной системы детских библиотек г. Челябинска» (детская библиотека № 4) | Коллектив ДО, сотрудники библиотеки, студенты. | План работы творческой группы. |
2 | Сентябрь 2022г | Аудит среды пространства групповых помещений. | Заместитель директора по дошкольному образованию, старший воспитатель | Информационная справка по итогам тематического контроля. |
3 | Сентябрь – декабрь 2022г | Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования для центров, учебно-методических материалов, современных научных разработок в области безопасной образовательной развивающей среды. | Коллектив ДО, сотрудники библиотеки, студенты. | Круглый стол участников проекта «Безопасная образовательная среда» |
4 | Январь 2023г | Демонстрация родителям игр, упражнений, социальных историй по изучению правил безопасного поведения. | Коллектив ДО, сотрудники библиотеки. | Педагогический тренинг педагогов ДО совместно с сотрудниками библиотеки для родителей «Будь примером для детей» |
5 | Февраль – март 2023г | Создание пособий для многофункционального панно «Моя семья- моя безопасность» | Коллектив ДО, студенты. | «Моя семья - моя безопасность» творческая мастерская студентов и педагогов дошкольного отделения. |
6 | Февраль 2023г | Выбор оптимально-приемлемых вариантов модернизации групповых помещений. | Жюри конкурса | Смотр – конкурс уголков безопасности «Расту в безопасности» |
7 | Март 2023г | Изучение педагогического опыта по созданию предметно-пространственной развивающей безопасной образовательной среды | Педагоги ДО | Педагогический практикум «Доброжелательное пространство группы» |
Практический этап | ||||
1 | Начиная с февраля 2023 г и на протяжении всех лет пребывания ребенка в ДО | Игровое взаимодействие педагогов и воспитанников для формирования вопроса безопасности при помощи использования многофункционального панно «Моя семья- моя безопасность». | Педагоги ДО | Многофункциональное панно «Моя семья- моя безопасность» |
2 | Начиная с февраля 2023 г и на протяжении всех лет пребывания ребенка в ДО | Моделирование социальных историй через создание обучающих ситуаций. | Ответственные за создание –студенты. Ответственные за реализацию ( педагоги, родители) | Каталог социальных историй. (для педагогов и родителей) |
3 | Начиная с февраля 2023 г и на протяжении всех лет пребывания ребенка в ДО | Реализация игровой технологии «Азбука безопасного общения и поведения» | Педагоги ДО Педагог-психолог | Дидактический материала на развитие эмоционально интеллекта детей. |
4 | Начиная с февраля 2023 г и на протяжении всех лет пребывания ребенка в ДО | Индивидуальные консультация для родителей «Мир без опасности» | Педагоги ДО | Материалы консультаций |
Обобщающий этап | ||||
3.1 | Сентябрь – декабрь 2023 года | Систематизация методических материалов по разработке проекта | Авторы проекта ДО | Материалы проекта |
3.2 | В рамках работы творческой группы | Разработка каталога «Доброжелательное пространство» | Авторы проекта ДО | Каталог |
III. ВЫВОДЫ И САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Сохранение здоровья детей, защита их интересов, а также гармоничное воспитание на основе традиционных ценностей стали главными приоритетами плана реализации Стратегии комплексной безопасности детей до 2030 года.
«Эта тема, конечно, относится в первую очередь к тому, как помочь родителям уберечь ребёнка от ситуаций, угрожающих его жизни и здоровью. Но она также охватывает целый ряд других значимых сфер – от качества информации, его окружающей, до профилактики правонарушений»,
– отметил Михаил Мишустин, комментируя принятое решение на оперативном совещании с вице-премьерами 27 ноября 2023 года.
С помощь привлечения, социальных институтов: семьи, высшая школа, культура, и объединения совместных усилий, создана предметно – пространственная развивающая безопасная образовательная среда в дошкольном отделении. Анализируя работу по реализации проекта «Расту в безопасности» можно сделать вывод, что благодаря систематизации мероприятий у родителей повысился уровень знаний о методах и приемах ознакомления детей с правилами безопасности и умение регулировать свое поведение в соответствии с различными чрезвычайными ситуациями. У детей с ОВЗ формируются осознанное выполнение правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях города, улицы, транспорта, природы, быта.
Результат данного проекта- каталог «Доброжелательное пространство», может быть использован педагогами образовательных учреждений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Безопасность детей – забота взрослых!
IV. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ПО ПРОЕКТУ
- Доронина, Т. Н. Материалы и оборудования для детского сада [Текст] / Т.Н. Доронина, Н.А. Короткова. М.: Элти-Кудиц.- 2003.- 244с.
- Красношлык, З.П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / З. П. Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 32-34.
- Лыкова, И.А. Парциальная образовательная программа «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017.
- Лыкова И.А. Детская безопасность. Вторая младшая группа. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017.
- Лыкова И.А. Детская безопасность. Средняя группа. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017
- Лыкова И.А., Шипунова В.А. Азбука безопасного общения и поведения. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2015.
- Лыкова И.А., Шипунова В.А. Безопасность жизни и здоровья. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017.
- Лыкова И.А., Шипунова В.А. Дорожная азбука. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2015.
- Лыкова И.А., Шипунова В.А. Информационная безопасность. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017.
- Лыкова И.А., Шипунова В.А. Огонь — друг, огонь — враг. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2015.
- Лыкова И.А., Шипунова В.А. Опасные предметы, существа и явления. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017
- Лаврова Г.Н. Играем, растем, развиваемся. Обучение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья сюжетно – ролевой игре. – Челябинск: Цицеро, 2010.
- Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст] / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.- С. 76.
- Ясвин, В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин.: М. 2000.-143с.
- Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. – http://goo.gl/VhpiUr.
V. ПРИЛОЖЕНИЕ
КАТАЛОГ
«ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО»
№ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ | АНОТАЦИЯ | РЕСУРС |
1 | «Островок уединения» | Преодоление эмоционального дискомфорта, предоставление ребенку возможности почувствовать себя в полной безопасности, расслабиться и успокоиться. | «Островок уединения» в группе - это зона, благодаря которой у детей появилась возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищёнными. «Островок уединения» - это место, где ребёнок может побыть наедине с собой, поиграть с любимыми игрушками, рассмотреть интересную книгу, семейные фотографии или просто помечтать. «Островок уединения» необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. |
2 | «Социальные истории» | Направленны на обучение ребенка социальной безопасности, помогает в обучении ребенка социальным навыкам. | «Социальные истории» - это одна из эффективных обучающих методик, которая позволяет решить задачи социальной безопасности |
3 | Многофункциональное панно « Моя семья – моя безопасность» | Работа с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта по формированию вопроса культуры безопасности. | Данное пособие, находящееся в среде группы, дает возможность педагогам проигрывать ситуации с которыми дети дошкольного возраста знакомятся при формировании вопроса культуры безопасности (дорожная безопасность, витальная безопасность, социальная безопасность, пожарная безопасность, экологическая безопасность)
Многофункциональное панно "Моя семья- моя безопасность" |
4 | Игровая технологии «Азбука безопасного общения и поведения» | Направлен на развитие эмоционально интеллекта детей. | Даная игровая технология позволяет развивать у детей с ОВЗ восприятие и способность опознавать основные эмоции – радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие – через различные способы их выражения (пиктограммы, мимику, пантомимику, сюжетные картинки и т.д.) происходит освоение детьми социальных форм выражения эмоций, они учатся осознавать свои эмоции, а также распознавать эмоциональные реакции и состояния других людей. Азбука безопасного общения и поведения |
5 | Дидактическое пособие «Нарисуем безопасность» | Формирование навыков культуры безопасности | Дидактическое пособие используется, как для индивидуального занятия, так и в совместной деятельности. Пособие рекомендовано для использования педагогам дошкольного образования, студентам, а также родителями. Дидактическое пособие "Нарисуем безопасность" |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Пожарная безопасность "Юные пожарные спешат на помощь", "Сказка по пожарной безопасности", "Развлечение по пожарной безопасности", "Как дети научили Мишика правилам пожарной безопасности".
Развлечения и сказка по пожарной безопасности с использованием игр в.Воскобовича....
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа
laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...
Расскажите детям о пожарной безопасности с помощью электронных интерактивных пособий («Детям о пожарной безопасности», «Викторина для детей по пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности»)
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...