Презентация программы здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
презентация по обж
Пособие создано на основе программы обеспечения безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста, разработанной специалистами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno_metodicheskoe_posobie_po_osnovam_bezopasnosti_zhiznedeyatelnosti.pptx | 287.09 КБ |
poyasnit_zapiska_k_prezentatsii.docx | 55.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель программы: стимулирование развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за своё поведение. Программа предполагает решение важнейшей социально- педагогической задачи- воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях
Авторы отмечают, что безопасность и здоровый образ жизни- это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, в том числе и неожиданных
На формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице направлены различные задания, которые предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых ( игры, тренинги, занятия, беседы)
Содержание основных разделов: 1. Ребенок и другие люди, 2.Ребенок и природа, 3. Ребенок дома, 4.Здоровье ребенка, 5.Эмоциональное благополучие ребенка, 6.Ребенок на улице.
Основные разделы программы: Раздел 1. Ребенок и другие люди 1.1. 0 несовпадении приятной внешности и добрых намерений. 1.2.Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. 1.3.Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого. 1.4.Ребенок и другие дети, в том числе подростки. 1.5.Если «чужой» приходит в дом. 1.6.Ребенок как объект сексуального насилия.
Раздел 2. Ребенок и природа 2.1.В природе все взаимосвязано. 2.2.Загрязнение окружающей среды. 2.3.Ухудшение экологической ситуации. 2.4.Бережное отношение к живой природе. 2.5.Ядовитые растения. 2.6.Контакты с животными. 2.7.Восстановление окружающей среды .
Раздел 3. Ребенок дома 3.1Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами. 3.2 Открытое окно, балкон как источники опасности. 3.3 Экстремальные ситуации в быту.
Раздел 4. Здоровье ребенка Здоровье — главная ценность человеческой жизни. Изучаем свой организм. Прислушаемся к своему организму. О ценности здорового образа жизни. О профилактике заболеваний. О навыках личной гигиены. Забота о здоровье окружающих. 4.8. Поговорим о болезнях. 4.9. Инфекционные болезни. 4.10. Врачи — наши друзья. 4.11. О роли лекарств и витаминов. 4.12. Правила оказания первой помощи.
Раздел 5. Эмоциональное благополучие ребенка 5.1. Психическое здоровье. 5.2. Детские страхи. 5.3.Конфликты и ссоры между детьми.
Раздел 6. Ребенок на улице 6.1. Устройство проезжей части. 6.2.«Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов. 6.3.Дорожные знаки для водителей и пешеходов. 6.4.Правила езды на велосипеде. 6.5. О работе ГИБДД. Милиционер-регулировщик. 6.7.Правила поведения в транспорте. 6.8.Если ребенок потерялся на улице.
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 500»
630073, г. Новосибирск, ул. Стартовая, 1/3, тел. 347-41-61
Презентация программы здоровьесберегающего направления
«Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
Подготовила: Газиева Ю.В.
Новосибирск 2021
Пособие создано на основе программы обеспечения безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста, разработанной специалистами Министерства общего и профессиональногообразования Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В настоящее время «Основы безопасности жизнидеятельности»- обязательный предмет в общеобразовательной школе. Для дошкольного образовани подобран данный комплект.
В методическом пособии предлагаются примерные сценарии , которые могут стать опорой для педагоговпри планировании образовательного процесса.
Безопасность- это не просто сумма усвоеных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице или дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольном образовательном учреждении, могут исползоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей должно применяться на практике, в реальной жизни.
Цель программы – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Задачи:
1.Формирование ценностей здорового образа жизни.
2.Формирование основ безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
3.Формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
Отличительной особенностью программы является использование совершенно новых методов (тренинги поведения, психотерапия детских страхов).
Основной формой реализации содержания программы является НОД (непосредственно образовательная деятельность) и ситуации общения в процессе совместной деятельности с воспитателем в режимных моментах. НОД может планироваться по выбору педагога 1 раз в месяц
В программе - 6 разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице».
В раздел «Ребенок и другие люди» включено особое содержание, которое отражает общие изменения, происходящие в нашей жизни. Ребенок должен понимать, что общение с другими людьми может быть опасным. И прежде всего эту опасность представляют контакты с незнакомыми людьми. Особо рассматриваются типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми, когда взрослый уговаривает ребенка пойти или поехать с ним, обещая что-то показать или подарить, угощает чем-либо или проявляет насильственные действия по отношению к ребенку (хватает за руку, затаскивает в машину и т.д.). При этом детей учат приемам защитного поведения - громкий крик, призывы о помощи («Помогите, чужой человек»), привлечение внимания окружающих иными способами. Важно объяснять детям (и отрабатывать в ходе специальных тренингов) поведение ребенка в подобных ситуациях, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.
Опасность может подстерегать ребенка не только на улице, но и дома - и об этом ребенок должен быть предупрежден: не входить в подъезд одному, без родителей не открывать дверь чужим, даже если они действуют якобы от лица родителей. С детьми проводятся игровые тренинги, в которых разыгрываются разные жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами («Волк и семеро козлят»).
Содержание раздела «Ребенок и природа» позволяет донести до детей представления о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Земля - наш общий дом, а человек - часть природы. Детей знакомят с проблемами загрязнения окружающей среды, объясняют, как ухудшение экологических условий сказывается на живой природе (уничтожаются леса, истребляются звери, птицы, рыбы, загрязняются вода и почва), а в свою очередь все это представляет определенную угрозу здоровью человека.
Раздел «Ребенок дома» раскрывает содержание работы педагога с детьми по ознакомлению с предметами домашнего быта, представляющими потенциальную опасность для детей. Выделяются три группы предметов, взаимодействие с которыми в той или иной степени опасно для жизни и здоровья детей:
- Предметы, которыми могут пользоваться только взрослые. Это спички, газовая плита, печка, электрическая розетка, некоторые электроприборы, а также открытые окна и балконы. Ни при каких условиях ребенок не должен самостоятельно пользоваться этими предметами. Здесь уместны прямые запреты, дополняются они объяснениями последствий от неумелого обращения.
- Предметы (иголка, ножницы, нож, вилка), требующие в зависимости от возраста детей организации специального обучения и выработки навыка пользования.
- Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах: бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты. Правила хранения и недопустимость взаимодействия детей с этими предметами являются содержанием работы педагогов с родителями.
Содержание раздела «Здоровье ребенка» направлено па формирование у ребенка представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должен знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.
Важно привить детям привычку к занятиям физкультурой и спортом, используя эмоционально увлекательные формы. Педагог должен способствовать формированию у детей понимания ценно-стей здорового образа жизни, развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены, о значении профилактики заболеваний, о различных видах закаливания и оздоровительных мероприятиях: дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, витаминотерапии, гимнастике.
В доступной форме детям рассказывают о том, как свежий воздух, вода, солнце, ветер помогают при закаливании организма.
Педагог должен рассказать, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих, соблюдая правила гигиены (мыть руки после туалета, при кашле и чихании прикрывать рот и нос рукой или носовым платком).
Детям сообщают элементарные сведения об инфекционных болезнях и их возбудителях. Предлагают под микроскопом рассмотреть капельку слюны и находящиеся в ней микроорганизмы. Объясняют ребенку, почему поднимается температура тела и о чем это свидетельствует, почему необходимо своевременно обращаться к врачу и выполнять все его предписания по приему лекарств.
Педагог знакомит детей с правилами первой медицинской помощи при травмах (порезах, ожогах, ссадинах, укусах и др.), объясняет, что при этом необходимо обратиться к взрослому за помощью и рассказать ему все, что произошло. Обсуждают с детьми, какую первую помощь каждый может оказать себе сам (растереть обмороженное место рукавичкой: пошевелить пальцами, попрыгать, если замерзли ноги: переодеться, если промок; приложить холодный компресс, если ушиб ногу, руку, и т.п.).
Основным условием работы по разделу «Эмоциональное благополучие ребенка» авторы считают профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и доброжелательным общением.
Негативное влияние на эмоциональное состояние оказывают возникающие у детей страхи (боязнь темноты, животных, посторонних людей, сказочных персонажей и даже состояние оказаться в центре внимания и т.п.). Поэтому авторы программы ориентируют взрослых на внимательное отношение к этим явлениям у детей, предлагая им рассказать о своих переживаниях. Вместе с тем важно предостерегать детей от реальных опасных ситуаций: весной ходить по тонкому льду, купаться без присмотра взрослых, перебегать улицу в неположенном месте и т. д.
Важно научить детей способам выхода из конфликтной ситуации, не доводя дело до ссор и драк. Необходимо также создавать условия для профилактики возникновения конфликтных ситуаций (использовать беседу, игру-драматизацию), научить детей осознанному восприятию своих чувств, желаний, умению выражать их соответствующим образом, понятным окружающим людям, а также спокойно относиться к желаниям и суждениям других детей.
Работа по разделу «Ребенок на улицах города» проводится через знакомство детей с правилами поведения на улицах города. Детям объясняют необходимость соблюдения правил и рассказывают об опасности, которая может возникнуть, если пренебрегать ими, что для этой цели существуют правила дорожного движения. Ими регулируется поведение пешеходов и водителей, объясняют, что дорожные знаки помогают и пешеходам, и водителям ориентироваться на улицах города. Ребят знакомят с основными дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими, предписывающими, информационно-указательными) и светофором, рассказывают об их назначении, учат ориентироваться на них при «движении» (в играх с макетом города, в игровых ситуациях-загадках, в самостоятельной игровой деятельности с использованием велосипеда, самоката, детского автомобиля).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б.Стеркиной в средней группе
Перспективное планирование по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б.Стеркинойв средней группе...
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева
Воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, сложно. Тем не менее, необходимо выде...
ПЛАН РАБОТЫ На тему: «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» , разработанный с учетом программы « Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Р.Б.Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н.Авдеева) ( старшая группа) Воспитатель : Горюнова М.В.
ПЛАН РАБОТЫНа тему: «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» , разработанный с учетом программы « Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Р.Б.Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н.А...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям...
Перспективное планирование по программе "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Средний дошкольный возраст
Перспективное планирование по программе " Основы безопасности детей среднего дошкольного возраста"...
Парциальная программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Р. Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеев
Парциальная программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Р. Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеев...