Картотека игр по ОБЖ дошкольников
материал по обж

Дубовик Ксения Юрьевна

Предварительный просмотр:

Игры по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников.

МЛАДШАЯ  ГРУППА

I  Безопасность собственной жизнедеятельности:

  1. «Давайте познакомимся»

Цель: развитие умения называть свои имя и фамилию.

Описание игры: дети передают друг другу мяч и говорят свое имя и фамилию.

  1. «Кто это?»

Цель: развитие умения называть имена своих родителей, их трудовые обязанности в семье.

Описание игры: педагог показывает картинки, на которых изображены члены семьи – мама, папа, бабушка и т.д., спрашивает: «Кто это?», дети отвечаю.

  1. «Один дома»

Цель: закрепление знаний детей о незнакомых людях, что может быть опасным в общении с незнакомыми людьми; распределение людей по признаку родства (родные, знакомые, чужие).

Описание игры: педагог предлагает детям посмотреть на картинки и подумать, откроют ли они дверь тому или иному человеку. Дети объясняют свой выбор.

  1. «Я потерялся»

Цель: обучение правильному поведению, если потерялся на улице.

Описание игры: в гости к детям приходит Мишка и рассказывает, что он потерялся, когда был на прогулке с мамой. Дети объясняют, что ему нужно делать, если вы с мамой потеряли друг друга; к кому можно обратиться за помощью, а к кому нельзя; что делать, если мама вошла в автобус, а ты не успел и т.д.

  1.  «Можно или нельзя»

Цель: формирование представлений о правилах пользования электроприборами.

Описание игры: дети встают в круг, педагог называет действие. Кому из детей бросит мяч, тот отвечает, можно это делать или нельзя (детям включать утюг, самостоятельно гладить белье, детям стирать белье в машине-автомате, самостоятельно включать настольную лампу, протирать включенный телевизор влажной салфеткой, тянуть электропровод руками, подходить и дотрагиваться до оголенного провода и т.д.)

  1. «Если…»

Цель: закрепление представлений о том, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям; закрепление правил поведения.

Описание игры: педагог спрашивает у детей, что вы будете делать, если (угощение конфетой, приглашение сходить в кино, хватание ребенка и попытка насильственно увести его в другую комнату и т.д.)

  1. «Опасно-неопасно», «Найди опасный предмет»

Цель: закрепление в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровье; обучение самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.

Описание игры: педагог предлагает  выбрать карточку, назвать изображенный на ней предмет и объяснить, чем он может быть опасен и как с ним  правильно обращаться.

  1. «Отгадай загадку»

Цель: способствование запоминанию основной группы опасных предметов; развитие внимания.

Описание игры: педагог загадывает детям загадки об опасных предметах (спички, иголка, ножницы, утюг, и др.), а дети отгадывают их и находят соответствующую отгадку на картинке.

II  Бережем свое здоровье:

  1. «Умею – не умею»

Цель: акцентирование внимания на своих умениях и физических возможностях своего организма.

Описание игры: I вариант: педагог бросает мяч и произносит: «Я умею…» или «Я не умею…». Ребенок, поймав мяч, продолжает фразу, объясняя, почему он умеет или не умеет. Например, педагог говорит: «Я умею бегать…», а ребенок продолжает: «…так как у меня есть ноги». Педагог: «Я не умею летать…» Ребенок «…потому что у меня нет крыльев».

II вариант: педагог с мячом в руках стоит в центре круга и бросает детям мяч, задавая вопросы: «Ты умеешь прыгать?» (плавать, стирать, бегать, читать, ловить мяч, мыть посуду, ползать, дышать, плакать и т.д.). Дети ловят мяч и отвечают «умею» или «не умею».

  1. «Что есть у куклы?»

Цель: обучение называнию частей тела; формирование представления о том, для чего служит каждая часть тела.

Описание игры: педагог показывает куклу и вместе с детьми называет части тела. Дети рассказывают назначение частей тела.

  1. «Ребенок – кукла»

Цель: обучение нахождению общих и отличительных признаков у ребенка и куклы.

Описание игры: в гости к детям приходит кукла, дети рассматривают ее и называют, чем похожи кукла и девочка (у куклы и девочки есть голова, туловище, руки, ноги, глаза, нос, волосы, они носят одежду и т.д.), чем отличаются (девочка живая, она растет, умеет дышать, говорить, плакать и т.д., а кукла не живая, она не растет, не умеет дышать, говорить и т.д.

  1. «Что хорошо, что плохо?»

Цель: закрепление культурно-гигиенических навыков, навыки культуры поведения за столом.

Описание игры: педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает по очереди детям мяч, задавая вопросы на тему «Хорошо или плохо?» (мыть руки после прогулки; пользоваться носовым платком; садиться за стол с грязными руками; пользоваться расческой; разговаривать во время еды и т.д.).  Дети отвечают.

  1. «Предметы гигиены»

Цель: закрепление представлений о культурно-гигиенических навыках.

Описание игры: педагог показывает детям картинку режимного момента, а дети подбирают картинки, необходимые для  режимного момента.

  1. «Веселый и грустный зубик»

Цель: формирование представлений об уходе за зубами.

Описание игры: педагог предлагает детям разложить предметные картинки, в одну сторону, что полезно для зубов (веселому зубику), в другую сторону, что вредно для зубов (грустному зубику).

  1. «Кукла Маша обедает»

Цель: закрепление навыков культуры поведения за столом.

Описание игры: дети вместе с педагогом накрывают кукле Маше на стол к обеду, проговаривая при этом все свои действия (что куда нужно поставить, какая необходима посуда), и напоминают ей о правилах поведения за столом.

  1. «На день рождение к кукле Кате»

Цель: формирование навыков безопасного поведения за столом.

Описание игры: дети вместе с педагогом помогают кукле Кате накрывать на стол, проговаривая при этом  все свои действия (что куда нужно поставить, какая необходима посуда). Рассаживают кукол за стол и напоминают о правилах поведения за столом.

III Безопасный отдых на природе:

  1. «Мы знайки и умейки»

Цель: закрепление правил безопасного поведения в природе; формирование знания о том, что если выполнять правила поведения можно избежать опасных ситуаций;  сохранение своего здоровья, обучение детей правилам элементарной помощи самому себе и окружающим.

Описание игры: дети по желанию выбирают картинку, рассматривают ее и рассказывают, что произошло, затем выбирает карточку с изображением растения или насекомого, которое принесло вред детям и, анализируя, проговаривает по возможности эту ситуацию.

  1. «Экологический светофор»

Цель: закрепление правил безопасного поведения в природе.

Описание игры: педагог раздает детям карточки красного и зеленого цвета. Показывает детям картинки, а дети поднимают карточки, объясняя свой выбор.

IV Безопасность на дорогах и улицах:

  1. «Разрезные картинки» (специальный транспорт, бытовые приборы и т.д.)

Цель: закрепление умения складывать целую картинку и называть, что на ней  изображено и для чего нужно, как пользоваться.

Описание игры: педагог предлагает сложить картинку из 3-4 частей, затем просит назвать, что на ней изображено и для чего нужно, как этим пользоваться.

  1. «Назови картинку»  (пожарная машина, пожарный щит)

Цель: обучение детей называнию изображенные на картинке предметы, закрепление их назначения.

Описание игры: педагог  просит детей перевернуть картинку и назвать ее, и сказать,  как пользоваться предметом.

  1.  «Спрячь мышку»

Цель: закрепление понятия «Опасность»; закрепление умения различать цвет и форму предмета.

Описание игры: педагог раздает детям большие карточки и говорит, что мышке угрожает опасность – за ней гонится кошка. Дети помогают мышке спрятаться от кошки. Педагог показывает маленькие карточки разного цвета, формы, дети выбирают свою карточку и закрывают ею окошечко на большой карточке.

  1.  «Собери машинку по частям»

Цель: обучение детей подбирать соответствующие основные части к грузовой, легковой машине и автобусу; развитие внимательности.

Описание игры: педагог просит детей составить изображение легковой и грузовой машин, автобуса   из основных частей (кузов, кабина, колеса, руль и т.д.).

  1. «Наша улица, или Светофор»

Цель: закрепление знаний детей о сигналах светофора, понятиях: улица, дорога, тротуар, деревья, дома; закрепление правил дорожного движения.

Описание игры: педагог показывает  детям  не спешить, переходя дорогу, быть внимательным, знать и находить место пешеходного перехода, понимать сигналы светофора,  дорожные знаки.

  1. «Переход» 

Цель: закрепление правил дорожного движения.

Описание игры:  на полу полосками обозначен переход, на светофоре красный свет. Дети стоят у перехода. На светофоре жёлтый свет. На зелёный сигнал дети идут по переходу, сначала смотрят налево, потом направо.

  1.  «Автомобили, пешеходы и светофор»

Цель: закрепление правил дорожного движения.

Описание игры: одной группе участников раздаются рули: они «автомобили»; другой - сумки, коляски: они «пешеходы». Педагог показывает два кружка разного цвета (красного и зеленого цветов), два кружка желтого цвета. Затем поясняет, для кого какой сигнал «загорается» (для водителей или пешеходов).

Автомобили на зеленый сигнал - едут; на - желтый стоят; на красный - приседают. Пешеходы на зеленый сигнал переходят дорогу по пешеходному переходу, на - желтый останавливаются, на красный - все берутся за руки.

  1. «Автобус»

Цель: закрепление  знаний правил дорожного движения.

Описание игры: с помощью считалки выбирают водителя. Моделирование ситуаций: женщина с ребенком, бабушка, слепой. На полу полосками обозначен переход, на светофоре красный свет. Дети стоят у перехода. На светофоре желтый свет. На зеленый сигнал дети идут по переходу, сначала смотрят налево, потом направо.

СРЕДНЯЯ  ГРУППА

I Безопасность собственной жизнедеятельности:

  1.  «Едем в гости»

Цель: уточнение знаний о родственных связях; воспитание культуры поведения в гостях.

Описание игры: педагог показывает картинки, а дети называют их, устанавливая родственные связи.

  1. «Один дома»

Цель: закрепление знаний детей о незнакомых людях, что может быть опасным в общении с незнакомыми людьми; распределение людей по признаку родства (родные, знакомые, чужие).

Описание игры: педагог предлагает детям посмотреть на картинки и подумать, откроют ли они дверь тому или иному человеку. Дети объясняют свой выбор.

  1. « Да – нет»

Цель: способствование запоминанию предметов, опасных для жизни и здоровья, рассказывать о последствиях неосторожного обращения с ними.

Описание игры:  педагог раздает детям карточки  (красная – «нет», зеленая – «да»). Обсуждаются различные  ситуации (игра на балконе; игра в кубики, с режущими и колющими предметами; звонок в дверь: «Я ваша соседка (почтальон, телемастер, подруга мамы и др.)». Дети должны найти выход, аргументировать его и показать  соответствующую карточку.

  1. «Можно или нельзя»

Цель: закрепление правил безопасного поведения в быту.

Описание игры: дети становятся в круг. Педагог называет какое-либо действие.  Кому из детей бросит мяч, тот отвечает, можно это делать или нет.

  1. «Четвертый лишний»

Цель: обучение детей выделять лишний предмет, опасный для жизни и здоровья.

Описание игры: педагог показывает карточку, где изображены 4 предмета, один из которых лишний. Дети называют его  и объясняют, почему они так считают. Например: мяч, юла, кукла, иголка (лишняя иголка – это опасный предмет, а остальные предметы – игрушки).

  1. «Продолжи ряд»

Цель: закрепление правил безопасного поведения в быту.

Описание игры: педагог  показывает карточку, где изображены 2-3 предмета, а далее идут пустые окошечки. Дети называют другие предметы по определенной теме. Например: пылесос, телевизор… (холодильник, компьютер, фен, утюг) – это электроприборы.

  1. «Раз, два, три – опасность назови»

Цель: закрепление знаний опасных и безопасных предметов дома и в группе.

Описание игры: дети встают в круг, в середине педагог – ведущий.Он бросает каждому ребенку по очереди мяч и произносит слово (например, «кухня», «ванная комната»), а ребенок называет опасные предметы, которые находятся в данном месте.

  1. «Что для чего?»

Цель: закрепление знаний о пользовании электроприборами, их назначением.

Описание игры: педагог показывает на карточках электроприборы, а дети рассказывают о их назначении (электроплита служит для приготовления еды; утюг – для глажения белья, фен – для сушки волос и т.д.).

  1. «Загадки – отгадки»

Цель: развитие умения отгадывать  загадки, находить отгадку среди множества иллюстраций; активизирование в речи слов – название электроприборов.

Описание игры: педагог загадывает загадки об электрических приборах (пылесос, утюг, телевизор, холодильник и др.), а дети должны найти соответствующую отгадку на картинке.

  1. «Можно – нельзя»

Цель: закрепление знаний о возможной опасности бытовых электроприборов и мерах предосторожности при обращении с ними.

Описание игры: педагог показывает картинку с изображением электроприбора и называет какое-либо действие с ним (например, тянуть за шнур). Дети показывают  красный кружок, если это делать опасно, зеленый – если это делать разрешается.

  1.  «Огонь – вода»

Цель: закрепление правил пожарной безопасности.

Описание игры: педагог читает потешку «Тили, тили, тили бом, загорелся Кошкин дом…». Предлагает детям на домике прикрепить маленькие огоньки. Затем спрашивает у детей: «Как можно помочь кошке?» (потушить водой). Дети берут на столе формы капелек и закрывают огоньки капельками.

II  Бережем свое здоровье:

  1. «Части тела»

Цель: уточнение и расширение  представлений о своем теле; формирование знаний о том, для чего нужна каждая часть тела.

Описание игры: педагог называет часть какую-либо часть тела, дети находят ее среди карточек и кладут на картинку.

  1. «Польза – вред»

Цель: закрепление знаний  правил ухода за зубами.

Описание игры: расположенные на доске картинки дети распределяют на две группы: в одну сторону  - что полезно для сохранения зубов здоровыми, а в другую – что вредит зубам. Потом дети показывают картинки и обосновывают свой выбор.

III Безопасный отдых на природе:

  1. «Береги живое»

Цель: закрепление знаний правил безопасного поведения на природе.

Описание игры: педагог предлагает детям подобрать картинки правильного и безопасного поведения в природе к картинкам, стоящим на доске (неправильное и опасное поведение в природе)

  1. «Хорошо – плохо»

Цель: уточнение знаний об опасностях на природе; побуждение к бережному и ответственному отношению к природе.

Описание игры: I вариант: педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает детям мяч, задавая детям вопросы на тему «Хорошо или плохо?» (разводить в лесу костер; кормить зимой птиц; есть незнакомые грибы и ягоды; забирать детенышей животных из леса домой? и т.д.). Дети ловят мяч и отвечают.

II вариант: дети сидят полукругом, педагог показывает карточки с изображением различных ситуаций правильного и неправильного поведения на природе, дети дают соответствующую оценку – хорошо или плохо.

  1. «Как избежать неприятностей»

Цель: развитие умения беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасные ситуации во время пребывания на природе.

Описание игры: педагог раздает детям карточки с изображением опасных ситуаций во время пребывания на природе и зачитывает стихотворение. Дети узнают по содержанию стихотворения свою карточку, показывают ее и объясняют, как  выйти из данной ситуации, как не попасть в нее снова.

  1. «Вершки – корешки»

Цель: упражнение детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Описание игры:  педагог уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле - вершками». Педагог называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Педагог предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Педагог называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Педагог может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.

  1. «Кошки и собаки – наши верные друзья»

Цель: формирование навыков безопасного обращения с домашними животными.

Описание игры: педагог предлагает детям разложить картинки в два обруча, правильное поведение с питомцем и неправильное поведение с питомцем. Дети объясняют ситуацию на картинке и к чему это может привести.

  1. «Цветы»

Цель:   воспитание у детей бережного отношения к прекрасным творениям природы; закрепление  названий садовых растений.

Описание игры: педагог читает стихотворение Т. Собакина:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если ВСЕ: и я, и ты –

Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты,

И деревья, и кусты….

И не будет красоты.

Педагог подводит детей к выводу, что цветы нельзя рвать на газонах, клумбах и скверах, их сажают для того, чтобы вокруг было красиво, и все любовались ими. Для букетов цветы специально выращивают.

После этого начинается игра. Дети делятся на две команды. В одной команде каждый придумывает себе имя- название цветка, которое сообщает воспитателю так, чтобы никто не слышал. Команды становятся друг против друга. Игра начинается с приветствия. Команда детей говорит:

-Здравствуйте, цветы!

-Здравствуйте, дети! Угадайте наши имена,- отвечают им «цветы».

Дети начинают перечислять названия цветов. Угаданные «цветы» убегают в сторону. В конце игры дети хором с воспитателем читают стихотворение.

IV Безопасность на дорогах и улицах:

  1. «Светофор»

Цель: закрепление знаний о сигналах светофора и правилах перехода улицы.

Описание игры: педагог читает стихотворение, а дети угадывают концовку и показывают фишку нужного цвета.

Заучи закон простой:

Красный свет зажегся - …(стой)!

Желтый скажет пешеходу:

«Приготовься к ….(переходу)».

А зеленый впереди –

Говорит он всем…(«Иди!»)

  1. «Что можно, что нельзя»

Цель: закрепление знаний о сигналах светофора и правилах перехода улицы.

Описание игры: педагог читает стихотворение:

                                        Чтоб тебе помочь

                                        Путь пройти опасный,

                                        Горят день и ночь

                                        Зеленый, желтый, красный.

Педагог предупреждает о том, что сигнал меняется, надо быть внимательными.

  1. Игра «Перевези пассажира»

Цель: закрепление знаний правил дорожного движения, поведения в транспорте.

Описание игры: дети делятся на команды. Выбирают «водителя». Он держит обруч - это «автобус». По сигналу «водитель» перевозит «пассажиров» с одной остановки на другую. Побеждает та команда, «водитель» которой аккуратнее перевезет своих «пассажиров».

  1. «Найди свой автобус»

Цель: закрепление умения ориентировки в пространстве; правил поведения в транспорте.

Описание игры: педагог раздает детям билеты. Но будьте внимательны: надо сесть в автобус согласно, номеру вашего билета. Дети-водители надевают шапочки с номером автобуса, пассажиры занимают свои места, звучит музыка. Когда музыка заканчивается, пассажиры находят свой автобус, контролёр проверяет правильность посадки пассажир.

  1. «Царство дорожных знаков»

Цель: закрепление  знаний о различных видах дорожных знаков: запрещающие, предупреждающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Описание игры: педагог читает стихи про каждый знак, а дети находят картинку дорожного знака на плакате.

  1. «Найди свой знак»

Цель: закрепление  знаний детей о различных видах дорожных знаков.

Описание игры: дети получают знаки (предупреждающие, информационные, указательные, запрещающие) и группируются по 4 — 6 человек в разных углах комнаты. В каждом педагог ставит на   подставке геометрические фигуры  (круг, квадрат, треугольник). По сигналу педагога «Знаки разбежались»  - дети расходятся по площадке группками или в одиночку. По новому сигналу «Найди свой знак» дети бегут к фигуре соответствующей по форме знаку.    

Вариант игрыКогда дети хорошо усвоят игру, педагог предлагает им во время «прогулки» остановиться и закрыть глаза. В это время педагог переставляет фигуры. По слову «Домой» дети открывают глаза, находят знак и бегут к нему. Педагог отмечает, какая группа собралась быстрее других.   

  1.  «Мы - пассажиры»

Цель: уточнение  знаний детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепление  правил посадки в транспорт и высадки из него.

Описание игры: дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации.

СТАРШАЯ ГРУППА

I Безопасность собственной жизнедеятельности:

  1. « Кто я?» 

Цель: расширение знаний ребёнка о самом себе, своём имени, своей фамилии, возрасте.

Описание игры: педагог просит рассказать, что ты знаешь о себе (имя, возраст, рост, цвет и длина волос, цвет глаз, дата рождения, девочка или мальчик); рассказать, на кого ты похож: на маму или папу; есть ли у тебя признаки, которые присутствуют у какого – либо животного, птицы?.

  1. «Садовник» 

Цель: углубление представлений ребёнка о самом себе; научить видеть индивидуальные особенности других людей.

Описание игры: дети встают в круг. Ведущий, Садовник, бросает мяч и говорит: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме Даши». Дальше Садовник рисует словесный портрет (имя, возраст, цвет глаз), Садовником становится Даша.

  1. «Я потерялся»

Цель: закреплять умение анализировать проблемные ситуации вне дома; умение находить выход из опасной ситуации.

Описание игры:  педагог показывает сюжетные картинки на заданную тему. Дети рассказывают, что делать в такой ситуации.

  1. «Свой, знакомый, чужой»

Цель: формирование  более точного понимания того, кто является «своим», «знакомым», «чужим».

Описание игры: педагог называет: «Мама, папа, телемастер, доктор, бабушка, милиционер, подружка, сестра мамы, соседка и др.» Дети, если это близкий человек или знакомый, поднимают белую карточку, если чужой – черную. При этом они объясняют свои действия.

  1. «Новый приятель»

Цель: закрепление правил поведения с чужими людьми.

Описание игры: дети рассматривают иллюстрированные типичные опасные ситуации возможных контактов с чужими людьми на улице: незнакомый взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку; незнакомый взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним; незнакомый взрослый угощает конфетой, мороженым и т. д. За каждое правильно принятое решение игрок получает фишку.

  1. «Один дома»

Цель: закрепление умения видеть опасности вокруг себя дома;  умение находить выход из опасной ситуации.

Описание игры: педагог называет ситуацию и просит  детей определить степень угрозы для жизни и здоровья в ней. Если есть опасность – дети отбрасывают мяч, если опасность не угрожает – ловят (прыгать с высоты, читать книгу,  кашлять на других, играть в куклы, лазать по лестнице, одеваться не по погоде,  собирать пирамидку, играть со спичками и т.д.)

  1. «Опасно – неопасно»

Цель: закрепление знаний опасных ситуаций, которые могут возникнуть в быту.

Описание игры: педагог просит детей определить опасность для жизни и здоровья в предлагаемой ситуации, которая может возникнуть дома. Если ситуация опасная – дети топают ногами, если не опасная – хлопают в ладоши (выглядывать в открытое окно, открывать крышку горячей кастрюли, помогать маме, вставлять ножницы в розетку, смотреть с мамой телевизор, поджигать бумагу, рисовать и т.д.)

  1. «Как звать на помощь»

Цель: закрепление умения громко звать на помощь, привлекая к себе внимание; благодарить за оказанную помощь.

Описание игры: педагог кидает мяч детям и проговаривает проблемную ситуацию, а дети громко должны звать на помощь.

  1.  «Что делать, если…?»

Цель: закрепление умения громко звать на помощь, привлекая к себе внимание; благодарить за оказанную помощь.

Описание игры: педагог кидает мяч детям и проговаривает проблемную ситуацию, а дети громко должны звать на помощь.

  1. «Выбери предмет»

Цель: развитие умения определять предметы, которые могут привести к порезам, ожогам, электротравмам.

Описание игры: в  игре принимают участие 4 ребёнка, каждый из них берёт себе по игровой  карте  с  изображением  «травмы».  Педагог  является  ведущим.  Он  поочерёдно  поднимает  картинку  с изображением предмета. Участники должны определить, к какой  может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

  1.  «Мы зовем на помощь»

Цель: закрепление знаний детей о ситуациях, которые могут привести к возникновению опасности; знания о том в какую службу нужно обращаться.

Описание игры: педагог показывает детям номера телефонов определенной  службы, а дети отбирают карточки в соответствии с данным номером и вставляют в окошки домиков.

  1. «Оцени поступок»

Цель: закрепление умения выбирать правильный поступок и умение объяснять свой выбор.

Описание игры:

  1.  «Незнакомец за дверью»

Цель: закрепление правил поведения дома.

Описание игры: педагог разыгрывает сценки из хорошо знакомых сказок. Дети обсуждают героев сказок и как бы они поступили в такой ситуации.

II Бережем свое здоровье:

  1. «Мой день»

Цель: закрепление представлений о «режиме дня», о правильном его выполнении.

Описание игры: педагог предлагает детям расположить карточки последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъема до укладывания спать вечером), объясняя при этом, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

  1. «Продолжи ряд»

Цель: закрепление знаний о последовательности режимных моментов.

Описание игры: педагог просит детей выложить  картинки, соблюдая  последовательность режима дня.

  1. «Исправь ошибку»

Цель: формирование  навыков контроля за выполнением правил личной гигиены.

Описание игры: дети рассматривают картинки, находят, что неправильно. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у которого окажется больше фишек (ребёнок облизывает ссадины, порезы; мальчик в грязном белье; девочка надевает чужую обувь и т.д.)

  1. «Хвастунишка»

Цель: формирование  навыков контроля за выполнением правил личной гигиены.

Описание игры: педагог предлагает детям рассказать  о своей коже. Покажи на своё личико, свои руки, ноги и продолжи: «Моя кожа чистая, нежная, упругая, она помогает мне…»

  1. «Пирамида здоровья»

Цель: закрепление знаний о правильном питании.

Описание игры: педагог предлагает детям разложить карточки о правильном питании. Дети раскладывают в форме пирамиды.

  1. «Я начну, а ты продолжи»

Цель: формирование навыков  самоконтроля за выполнением правил личной гигиены.

Описание игры: педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает по очереди детям мяч, произнося начало фразы. Дети ловят мяч и заканчивают фразу (утром мы обязательно…(делаем зарядку); после прогулки надо…(мыть руки); перед сном необходимо…(чистить зубы) и т.д.)

  1. «Размышляй-ка»

Цель: закрепление знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности; развитие речи.

Описание игры: дети заканчивают предложение, начатое педагогом. Например, так: «Если съесть ядовитый гриб, то… можно отравиться».

Если съесть ядовитую ягоду, то…

Если одному плыть по реке, то…

Если идти, не останавливаясь в море, то…

Если к вам в окно залетел тлеющий окурок, то…

Если открывать дверь незнакомцу, то…

Если взять в руки острые предметы, то…

Если у человека поднялась высокая температура, то…

Если подняться на крышу дома, то…

Если укусил комар, то…

Если дети играют со спичками, то…

Если на улице горит трава, то…

Если в квартире пахнет гарью, то…

Если на кухне запах газа, то…

Если из соседней квартиры идёт дым, то…

Если подскользнуться зимой на льду, то…

Если идти на красный свет через дорогу, то…

Если кататься на велосипеде возле проезжей части, то…

Если зимой лизнуть сосульку, то…

Если незнакомец угощает конфетой, то…

III  Безопасный отдых на природе:

  1. «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо»

Цель: закрепление знаний об ядовитых и съедобных ягодах, грибах, растениях, о том, какие действия человека вредят природе, а какие – помогают.

Описание игры: педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает по очереди детям мяч, называя при этом съедобные (яблоко, сыр, мороженое и т.д.) и несъедобные (книга, стол, дом и др.) предметы. Если это съедобный предмет, то дети ловят мяч, если нет – отбрасывают его.

  1. «Наши помощники растения»

Цель: закрепление у детей представлений о лекарственных растениях.

Описание игры: игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карточку.

  1. «Выбери съедобные грибы и ягоды»

Цель: закрепление знаний о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.

Описание игры: педагог предлагает детям  собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.

  1. «Цветы»

Цель:   воспитание у детей бережного отношения к прекрасным творениям природы; закрепление  названий садовых растений.

Описание игры: педагог читает стихотворение Т. Собакина:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если ВСЕ: и я, и ты –

Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты,

И деревья, и кусты….

И не будет красоты.

Педагог подводит детей к выводу, что цветы нельзя рвать на газонах, клумбах и скверах, их сажают для того, чтобы вокруг было красиво, и все любовались ими. Для букетов цветы специально выращивают.

После этого начинается игра. Дети делятся на две команды. В одной команде каждый придумывает себе имя - название цветка, которое сообщает воспитателю так, чтобы никто не слышал. Команды становятся друг против друга. Игра начинается с приветствия.

 Команда детей говорит: «Здравствуйте, цветы! Здравствуйте, дети! Угадайте наши имена,- отвечают им «цветы». Дети начинают перечислять названия цветов. Угаданные «цветы» убегают в сторону. В конце игры дети хором с воспитателем читают стихотворение.

  1. «Соберем рюкзак в дорогу»

Цель: расширение представлений детей о предметах, которые могут принести пользу в экстренных ситуациях в природе, о правильных действиях в конкретных ситуациях.

Описание игры: каждый ребенок выбирает карточку с предметом, который он хочет взять с собой и объясняет, с какой целью этот предмет может помочь в трудной ситуации.

IV  Безопасность на дорогах и улицах:

  1. «Чтобы не случилось  беды»

Цель: закрепление  у детей  правил поведения на утице, на дороге; закрепление  знаний о дорожных знаках.

Описание игры: педагог предлагает детям макет улицы с различными видами знаков и светофором, игрушки для обыгрывания ситуаций (переход улицы, поездка на автомобиле, прогулка по городу, велосипедная прогулка).

  1. «Знаешь ли ты дорожные знаки?»

Цель: повторение изученных дорожных знаков; умения ориентироваться в дорожно-транспортной обстановке по дорожным знакам.

Описание игры: педагог читает стихотворение про дорожные знаки, дети находят их и выставляют на доску.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

I  Безопасность собственной жизнедеятельности:

  1. «Запрещается – разрешается»

Цель: закрепление правил поведения при землетрясении: если оно застало человека дома, на улице, если он оказался в завале.

Описание игры: педагог называет ситуацию и предлагает детям показывать красный кружок, если делать запрещается, и зеленый – если разрешается (бросать горящие спички; кричать и звать на помощь взрослых; включать газ; защищать голову от падающих предметов; пользоваться лифтом; прятаться под столом, под кроватью; успокоиться самим и успокоить других; не паниковать; стоять возле окон, зеркал; стоять под мостом, козырьками домов, электропроводами и т.д.)

  1. «Да – нет»

Цель: закрепление правил поведения при землетрясении.

Описание игры: педагог называет ситуацию и бросает  детям мяч, а они отвечают словами «да» или «нет».

  1. «Выбери предмет»

Цель: закрепление знаний о перечне предметов, которые необходимо брать с собой в случае наводнения.

Описание игры: педагог предлагает детям разные картинки предметов. Дети раскладывают  картинки в разные по цвету коробочки.

  1. «Внимание всем!»

Цель: закрепление знаний о перечне предметов, которые необходимо брать с собой в случае наводнения.

Описание игры: педагог предлагает детям  картинки с изображение предметов, которые  нужно взять с собой в зону спасения (запасные продукты питания, но не быстропортящиеся, документы, деньги, аптечка с лекарствами, запасная теплая одежда, обувь, туалетные принадлежности).

  1. «Что делать?»

Цель: закрепление действий в экстремальных ситуациях.

Описание игры: педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает по очереди детям мяч, задавая вопросы: « Что делать, если…» (Звонят в дверь; вы почувствовали запах газа; землетрясение застало вас дома; вы узнали о наступающем наводнении; если незнакомый человек предлагает прокатиться с ним на машине и т.д.)

  1. «Загадки – отгадки»

Цель: закрепление умения объединять предметы в группы.

Описание игры: педагог загадывает детям  загадки о предметах, а дети находят соответствующую отгадку на картинке. Затем картинки, дети объединяют в группы по определенной теме («электроприборы», «инструменты» и т.д.)

II Бережем свое здоровье:

  1. «Кто я?»

Цель: упражнение детей в умении правильно называть части тела.

Описание игры: педагог называет часть тела, а дети находят картинки с этой частью тела и выставляют на доску.

  1. «Исправь ошибку»

Цель: формирование  навыков контроля за выполнением правил личной гигиены.

Описание игры: дети рассматривают картинки, находят, что неправильно. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у которого окажется больше фишек (ребёнок облизывает ссадины, порезы; мальчик в грязном белье; девочка надевает чужую обувь и т.д.)

  1. «Хвастунишка»

Цель: формирование  навыков контроля за выполнением правил личной гигиены.

Описание игры: педагог предлагает детям рассказать о своей коже. Покажи на своё личико, свои руки, ноги и продолжи: «Моя кожа чистая, нежная, упругая, она помогает мне…»

  1. «Назови предмет»

Цель: закрепление знаний о средствах, необходимых для оказание первой медицинской помощи.

Описание игры: педагог обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.

  1. «Как вызвать «скорую помощь», «пожарную помощь», «полицию»?»

Цель: упражнение детей в использовании усвоенных знаний и способов действий в игровых ситуациях; закрепление знаний о профессии людей, которые оказывают нам первую помощь.

Описание игры: педагог предлагает детям картинки с изображением различных опасных ситуаций (пожар, авария и т.д.). Дети оценивают ситуацию и в соответствии с ней вызывают по телефону необходимую службу.

  1. «Если кто-то заболел»

Цель: закрепление  знаний о том, что при серьѐзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103»; упражнение в вызове врача.

Описание игры: если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь. Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку: фамилия, имя —адрес —возраст — жалобы.

  1. «Разложи картинки по порядку»

Цель: систематизирование представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни; развитие речи, внимания, памяти.

Описание игры: педагог говорит ребятам, что картинки с распорядком дня перепутались и предлагает разложить картинки по порядку.

  1. «Азбука здоровья»

Цель: систематизирование представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни.

Описание игры: педагог называет правило, а ребенок находит карточку, иллюстрацию правила.

  1. «Правила гигиены»

Цель: закрепление культурно-гигиенических навыков; формирование умение показывать эти движения при помощи мимики и жеста, и отгадывать по показу.

Описание игры: педагог просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или педагог показывает действия, а дети отгадывают.

  1. «Полезные и вредные продукты»

Цель: систематизирование представлений детей о вредных и полезных продуктах, упражнение в умении их дифференцировать.

Описание игры: педагог рассказывает о здоровом и правильном  питании. Предлагает детям разложить картинки в два обруча. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.

III  Безопасный отдых на природе:

  1. «Лови – бросай, правило называй»

Цель: закрепление правил поведения при наводнении.

Описание игры: педагог  с мячом в руках стоит в центре круга. Бросая по очереди мяч детям, задает вопросы или предлагает закончить предложение. Например,  что нужно сделать, чтобы выбраться из воды? (не попасть в несущий поток; подняться на высокое место – чердак, крышу, верхние этажи; не терять надежду на спасение; чтобы заметили спасатели, размахивать тряпкой, ночью светить фонарем; если уже попали в воду, ухватится  ха плавающие предметы и т.д.)

  1. «Тепло – холодно»

Цель: закрепление знаний об источниках опасности, которые подстерегают человека в разную погоду.

Описание игры: педагог показывает картинки  с изображением «Времен года».  Педагог произносит: «Тепло, жарко, яркое солнце». Дети называют опасность, которая может настичь в этот сезон (солнечный удар, можно обгореть на солнце и др.), под картинкой выкладывают красные фишки. Педагог произносит: « Холодно, идет дождь, снег, мороз». Дети называют опасность (простуда, обморожение и др.), под картинкой выкладывают синие фишки.

  1. «Что такое хорошо, а что такое плохо»

Цель: уточнение представлений детей об экологически правильном поведении.

Описание игры: педагог предлагает детям определить на картинках и выбрать те, на которых ребенок ведет себя хорошо, бережет свой организм (в дождливую погоду выходить на улицу с зонтом, заниматься спортом, питаться полезными для здоровья продуктами и т. д.)

  1. «Выбери съедобные грибы и ягоды»

Цель: закрепление знаний о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.

Описание игры: педагог предлагает детям  собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.

  1. «Лесник»

Цель: закрепление  знаний детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.

Описание игры: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести  себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

  1. «Кто, где живет».

Цель: закрепление  знаний детей о лесе как о природном сообществе; сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и места животных в них; расширить знаний детей о природе; воспитание бережного отношения к природе.

Описание игры:  педагог силуэты животных раскладывают на скамейке обратной стороной. Дети поочередно берут по одному силуэту, называют животное и определяют его место в лесу. При этом ребенок должен объяснить свой выбор. За правильный ответ присуждается фишка. Если задание выполнено неверно, то фигурку-силуэт животного обратно выкладывают на стол, и действие повторяется с другим играющим.

Игру можно усложнить, на площадку размещают четыре яруса леса так, чтобы они следовали друг за другом с небольшим промежутком. Потом всем играющим раздают картинки с изображением животных. Педагог говорит,  что животные потерялись и не могут найти свой дом. По сигналу педагога дети бегут каждый в свой ярус, выигрывает тот, кто быстрее заселится.

  1. «Соберем рюкзак в дорогу»

Цель: расширение представлений детей о предметах, которые могут принести пользу в экстренных ситуациях в природе, о правильных действиях в конкретных ситуациях.

Описание игры: каждый ребенок выбирает карточку с предметом, который он хочет взять с собой и объясняет, с какой целью этот предмет может помочь в трудной ситуации.

  1. «Буду осторожен в природе»

Цель: закрепление  представлений детей об опасных ситуациях в природе; обучение правилам безопасного поведения; воспитание сочувственного отношения к пострадавшему.

Описание игры: педагог картинки раскладывает на столе изображением вниз. Дети выбирают картинку, рассматривают и рассказывают о том,  что на ней изображено и почему такое случилось с ребенком.

  1. «На прогулке»

Цель: закрепление знаний о правильном поведении и общении с животными

Описание игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Дети берут картинку, рассматривают и рассказывают, что на ней изображено, правильно или неправильно поступает ребенок.

  1.  «Экологический светофор»

Цель: закрепление знаний детей при соблюдении правил безопасности в природной среде.

Описание игры: перед детьми лежат картинки с изображением различных ситуаций поведения в природе и фишки зеленого и красного цвета. Дети оценивают ситуацию и обозначают его соответствующей фишкой (красной – неправильное поведение, зеленой – правильное поведение).

IV  Безопасность на дорогах и улицах:

  1. «Что? Где? Откуда?»

Цель: закрепление знаний правил дорожного движения.

Описание игры: педагог предлагает сюжетные картинки по правилам дорожного движения. Дети находят ошибки и объясняют правила дорожного движения.

  1. «Знаешь ли ты дорожные знаки?»

Цель: повторение изученных дорожных знаков; умения ориентироваться в дорожно-транспортной обстановке по дорожным знакам.

Описание игры: педагог читает стихотворение про дорожные знаки, дети находят их и выставляют на доску.

  1. «Дорожный знак знаешь – загадку отгадаешь»

Цель: закрепление знаний о знаках дорожного движения и правилах движения пешеходов.

Описание игры: педагог читает описание дорожного знака в стихах, а дети рисуют правильный ответ на доске.

  1. «Выбери нужный знак»

Цель: закрепление представлений о правилах безопасности на дорогах.

Описание игры: дети встают в ряд. Перед каждым несколько табличек с дорожными знаками  (перевернутых рисунками вниз). Такой же комплект у педагога. Педагог открывает любой знак из своего набора, а дети быстро находят такой же знак в своем комплекте. Выигрывает тот, кто быстрее отыщет знак, а потом правильно назовет его значение.

  1. «Перекресток»

Цель: закрепление знаний детей о таком местом на улице, как перекресток, с правилами перехода на перекрестке (регулируемый и нерегулируемый); закреплять знание дорожных знаков.

Описание игры: педагог предлагает детям макет перекрестка с различными знаками и светофором. Взрослый объясняет, как надо переходить улицу на регулируемом и нерегулируемом перекрестке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека изгр- заданий для дошкольников по правовому воспитани

Правовое воспитание начиниется с дошкольного возраста. Я предлагаю Вашему вниманию картотеку разработанных наками игр- заданий для детей на тему" Я и мои права" Картотека удобна для распечатания....

Картотека опытов, экспериментов для дошкольников

Картотека опытов, экспериментов для дошкольников...

Картотека подвижных игр для дошкольников младшей группы

Материал включает разнообразные подвижные игры с младшими дошкольниками....

Картотека подвижных игр для дошкольников средней группы

Материалы включают подвижные игры с детьми средней группы. Игры могут использоваться как инструктором по физической культуре, так  воспитателем в совместной двигательной деятельности с дошкольник...

Картотека игровых упражнений для дошкольников

Материал включает разнообразные игровые упражнения с дошкольниками, позволяющими развивать определенные группы мышц, координацию движений....

Картотека дидактических игр для дошкольников по цветоведению.

Данная информация предназначена для воспитателей и  родителей воспитанников ДОУ. Предоставленный  материал поможет познакомить и закрепить знания об основных  цветах, их оттенках....

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...