«Квест – игра «Юные знатоки дорожной азбуки спешат на помощь»
методическая разработка по обж (старшая группа)
Знание основных правил дорожного движения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, умение предвидеть возможную опасность, нахождение способов избежать ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest_igra.docx | 34.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка образовательной деятельности/мероприятие в дошкольной образовательной организации»
«Квест – игра «Юные знатоки дорожной азбуки спешат на помощь» (для воспитанников старшей группы)
Автор: Журавлёва Валентина Ильинична, воспитатель высшей квалификационной категории
Цель:
Формирование у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
1. Закрепить знания и практические навыки у детей о правилах безопасного поведения на дорогах, приобретенных ими ранее на занятиях, во время прогулок и экскурсии, через интеграцию различных видов деятельности: музыкальной, изобразительной и двигательной.
2. Продолжать прививать у детей навыки соблюдения правил и ответственного безопасного поведения на дорогах путем анализа ситуаций, встречающихся в повседневной жизни.
3. Закрепить у детей умения различать дорожные знаки: знаки особых предписаний 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», предупреждающий знак
1.22 «Пешеходный переход», запрещающий знак 3.10 «Движение пешеходов запрещено», информационный знак 6.4 «Парковка».
4. Активизировать употребление в речи детей терминов: «проезжая часть», «инспектор дорожно-патрульной службы», «транспортные средства»,
«автомобиль», «сигналы светофора», «дорожные знаки», «пассажир»,
«пешеход», «фликер».
5. Развивать у детей слуховое восприятие, эмоциональную сферу, коммуникативные навыки и воображение, внимание.
6. Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, взаимовыручку, дисциплинированность.
Форма: квест – игра.
Методы: словесные (вопросы, задания, словесное объяснение), наглядные (демонстрационные картины и пазлы по ПДД), практические (игры и задание).
Приёмы: сюрпризный момент, беседы, вопросы, указания, дополнения, поощрения.
Словарная работа:
Активизация речи на дорожную тематику: инспектор дорожно-патрульной службы, пешеходный переход, пассажир, дорожные знаки, проезжая часть. Предварительная работа: чтение рассказов и стихотворений, отгадывание загадок о дорожных знаках, рассматривание с родителями знаков дорожного движения по пути из детского сада домой.
Оборудование и материалы: куклы-герои, цветокруг, шарики из сухого бассейна, цветные жилеты, карта, конверты с заданиями, паззл дорожного знака 6.4 «Парковка», фликеры,фонарик, чёрный ящик, тоннель, прозрачный мольберт, силуэты разных предметов, книга-подарок, магнитная доска (экран), музыкальный центр, тематическое оформление музыкального зала.
Предполагаемые результаты: осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, умение предвидеть возможную опасность, нахождение способов избежать ее. Знание основных правил дорожного движения, что обозначают дорожные знаки, понимание важности каждого из них. Проявление выдержки, самостоятельности.
Актуальность. С каждым годом на дорогах России возрастает интенсивность движения, а вместе с этим происходит огромное количество ДТП, причиной которых являются дети и подростки. Приводит к этому элементарное незнание основ ПДД, невнимание взрослых поведению ребенка на проезжей части. Чтобы снизить количество ДТП необходимо повышать уровень знаний детей, изменить отношение к существующим правилам, выработать устойчивые положительные привычки у детей и взрослых. В этом должны принимать участие и родители и ДОУ, т.к. ДОУ – самая первая ступень в системе непрерывного образования
Ход квест - игры:
Вводная часть. Психологический настрой.
(Дети и воспитатель под музыку «Мы в городе живём» входят в зал).
Воспитатель:
- Эй! Ребята, подходите,
Друг на друга посмотрите,
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь вы немножко.
Воспитатель: - Здравствуйте! Подойдите поближе ко мне.
Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, у меня есть знакомый, которому я часто помогаю. Зовут его Лунтик, и живёт он на планете Альфа. Эта планета особенная, там живут знатоки дорожной азбуки, на ней есть определенные правила:
- всегда здороваются;
- берегут природу;
- заботятся о здоровье;
- добры, вежливы к окружающим;
- знают и соблюдают правила безопасного поведения на дорогах. Все так же, как на нашей планете.
Воспитатель: - Лунтик прислал сообщение на WhatsApp, у него опять произошла неприятность. Когда он переходил проезжую часть, его остановил инспектор дорожно-патрульной службы. А как вы думаете, почему так могло произойти? (Ответы детей).
- Предлагаю вам со мной отправиться на эту планету Альфа и разобраться. Согласны?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Тогда открываем портал с помощью волшебного цветокруга. Игра «Цветокруг».
Встаньте вокруг цветокруга. Сейчас нам нужно поработать слаженно, постараемся, чтобы разноцветные шарики попали в отверстия, и таким образом мы попадём на планету Альфа. И мы на этой планете станем юными знатоками правил безопасного поведения на дорогах. Для того чтобы попасть на планету мы с вами ещё должны произнести заветные слова:
Раз, два, три,
Волшебство, произойди.
В цветокруге закружись,
На планете Альфа окажись.
(Дети вместе с воспитателем произносят слова).
Воспитатель: - Вот и оказались мы с вами на планете Альфа и стали юными знатоками правил безопасного поведения на дорогах. Предлагаю вам надеть волшебные жилеты с эмблемой. (Дети одевают жилеты. На планете Альфа их встречает Лунтик - герой квест-игры).
Воспитатель: - Здравствуй, Лунтик, вот и пришли мы к тебе на помощь. Что произошло?
Лунтик: - Когда я бежал по проезжей части, где ездят транспортные средства, меня, остановил человек в форме и сказал: «Мальчик, ты нарушаешь правила безопасного поведения на дорогах, из-за тебя может произойти дорожно - транспортное происшествие». Я очень испугался, на прощание мне человек в форме положил в рюкзак сверток и сказал, что это карта, пройдя по стрелкам которой я выучу правила безопасного поведения на дорогах и получу в подарок книгу. Помогите мне, пожалуйста, во всем этом разобраться.
Воспитатель: - Лунтик, мы тебе обязательно поможем. Юные знатоки, давайте скажем, кто же был этот человек в форме?
Дети: - Инспектор дорожно-патрульной службы.
Воспитатель: - На какой части дороги Лунтик нарушил правила безопасного поведения на дорогах?
Дети: - На проезжей части.
Воспитатель: - Ребята скажите, что самое дорогое в жизни человека?
Дети: - Здоровье и жизнь.
Воспитатель: - Верно, а соблюдение правил безопасного поведения на дорогах это и гарантирует. Показывай, Лунтик, что у тебя в рюкзаке. (Достают из рюкзака карту).
Воспитатель: - Ребята! Смотрим на карту. Найдём старт. Двигаемся по красно-синей стрелочке. Чтобы узнать первую часть подсказки, нам надо найти конверт с первым заданием. (Воспитатель читает подсказку на карте):
- У него четыре ножки.
На него разложим ложки.
Ставим вазы, чашки, кружки.
Стулья у него подружки. (Стол)
(Дети подходят к столу и находят конверт с заданием).
Воспитатель: - А теперь, ребята, давайте отгадаем следующую загадку:
На обочинах стоят,
Молча с нами говорят.
Всем готовы помогать.
Главное - их понимать.
Друзья, что же это?
Дети: - Дорожные знаки.
Воспитатель: - Верно, дорожные знаки. Я предлагаю вам посмотреть на прозрачный мольберт, где живут дорожные знаки, все они особым образом заняли свои квартиры, на каждом этаже живёт один запрещающий знак, один знак особого предписания и один предупреждающий. (Дети стоят лицом к мольберту, воспитатель за ним). Как называются эти знаки?
Дети: - Предупреждающий знак - 1.22 «Пешеходный переход», знак особого предписания - 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», запрещающий знак -3.10 «Движение пешеходов запрещено», 3.1 «Въезд запрещен» .
Воспитатель: - Запомните расположение дорожных знаков. (Воспитатель закрывает знаки тканевым экраном).
- Какой знак живёт в правом верхнем углу? (Дети отвечают).
- Давайте проверим. (Воспитатель светит фонариком в правый верхний угол). Верно! Это предупреждающий знак 1.22 «Пешеходный пешеход».
- Какой знак находится в левом нижнем углу? (Ответы детей).
- Какой знак был посередине второго этажа?
Дети: - Там нет знака.
Воспитатель: - Его нет. Предлагаю вам выбрать недостающий знак в ряду и приклеить его. (Дети находят дорожный знак 3.1 «Въезд запрещен» среди прочих и крепят к мольберту).
Воспитатель: - Молодцы! Мы справились с первым заданием, переходим ко второму заданию, которое подготовил нам Ионик - герой квеста-игры, он дарит вам свою подсказку (дети получают часть пазла – дорожный знак «Парковка»).
- А мы двигаемся дальше по карте. Дальше наш путь указывает сиреневая стрелка (Воспитатель читает подсказку):
- У него четыре ножки,
Он не ходит по дорожке,
Тихо у стены стоит -
Кто устал - присесть велит. (Стул)
Воспитатель: - Правильно, стул. Найдите, пожалуйста, конверт с заданием.
(Конверт прикреплен к спинке на одном из стульев).
- Открываем конверт, там следующее задание:
Семь ребят на лесенке,
Заиграли песенки. (Ноты)
- Правильно, ноты, а нотами руководит Звёздочка. И она поможет нам выполнить следующее задание. Звёздочка загадывает загадку детям:
Есть кирпич на знаке этом.
Даже если вы с билетом,
Въезд машинам запрещен.
Здесь ходите вы пешком. (Знак «Въезд запрещён»)
Словесная игра «Разрешается, запрещается».
Я начинаю песню, вы заканчиваете словами «разрешается» или «запрещается» и поднимаете карточки со знаками «разрешается» и «запрещается». Понятно?
Песня – игра «Разрешается – Запрещается».
1. При сигнале красном переход нам – «запрещается».
На зеленый сигнал вместе с мамой – «разрешается».
2. По проезжей части бегать – «запрещается».
Проходить по переходу – «разрешается».
3. Не пристёгнутыми ездить – «запрещается».
Ну, а в детском кресле ездить – «разрешается».
4. Ехать с горки у дороги – «запрещается».
По лыжне скользить на лыжах – «разрешается».
Воспитатель: - Здорово, и с этим заданием мы справились. Звёздочка дарит вам свою подсказку. (Дети получают часть пазла дорожного знака «Парковка»). А мы подходим к карте, дальнейший путь указывает зелёная стрелка (Воспитатель читает подсказку):
- Угадайте-ка, ребятки,
О чем речь идёт в загадке.
Из него от деда с бабкой
Выпрыгнул Колобок без оглядки. (Окно)
(Дети подходят к окну и находят следующий конверт).
- Посмотрите, здесь нас встречает Кристаллик - герой квест-игры.
- Здравствуй, Кристаллик! Какое же задание ты нам приготовил?! (Кристаллик читает задание):
- На экран вы посмотрите, правильное решение найдите. Развернитесь к экрану.
(На экране появляются изображения с различными дорожными ситуациями. Дети находят ошибки и дают развёрнутый ответ).
Примеры дорожных ситуаций (карточки).
Воспитатель: - Молодцы. И с этим заданием мы справились!
(Дети получают от Кристаллика часть пазла – дорожный знак «Парковка»).
- Посмотрите, следующая часть паззла уже у нас! Посмотрите на карту, мы уже совсем близко к финишу. У нас осталось последнее задание. Отправляемся в путь по жёлтой стрелке. (Воспитатель читает подсказку):
- В темноте его включи,
И увидишь путь в ночи. (Фонарь)
(Дети находят фонарик, а рядом героя квест-игры Стрелка).
- Здравствуй, Стрелка! Какое же задание ты нам приготовила?! (Стрелка читает задание):
- В черный ящик загляни,
Видишь что-нибудь внутри?
Эксперименты со световозвращающими элементами.
Воспитатель: - Я вам предлагаю провести эксперимент с «чёрным ящиком». (Воспитатель берёт в руки ящик и даёт детям фонарь).
- Отступаем три шага назад и стоим на месте. Посветите в чёрный ящик, вы что-нибудь видите? А там что-то есть. (Воспитатель высыпает на стол силуэты одежды).
Воспитатель: - Смотрите, сколько тут силуэтов одежды. Почему же мы их не видели в ящике?
Дети: - Не видели силуэтов одежды, потому что в ящике темно, предметы черного цвета и т. д. Вот так же и в жизни. В темное время суток нас водители транспортных средств не замечают, если мы будем только в черной одежде. А как мы можем стать заметнее на улице?
Дети: - Использовать световозвращающие элементы.
Воспитатель: - Чтобы пешеходам было безопасно ходить в тёмное время суток и в любую погоду – дождь, слякоть, туман, в зимнее время – есть специальные помощники, которые называются «световозвращающие элементы». Световозвращатели (фликеры) – это волшебные полоски. Когда на них падает свет, они начинают светиться. Поэтому участников дорожного движения видно издалека в тёмное время суток. Световозвращатель, без сомнения, - это всего лишь один из способов защиты пешехода. Давайте вместе повторим, чтобы запомнил Лунтик. (Дети повторяют название и эксперимент вместе с воспитателем).
- Предлагаю вам сделать силуэты тоже заметными, для этого каждый выберите по силуэту и наклейте на них световозвращающую ленту. (Дети наклеивают световозвращающую ленту на силуэты).
Воспитатель: - А теперь возвращаемся на свои места и проверим, стали ли они более заметными в черном ящике. Посветите, пожалуйста, в ящик фонариком. (Дети повторяют эксперимент).
- Так как вы являетесь участниками дорожного движения, вы тоже должны быть заметными. Надевайте на себя фликеры, проверим, как они отражают свет. Для этого предлагаю пройти через черный тоннель, а мы с Лунтиком вам посветим. (Дети проходят через тоннель, проверяют как отражается свет в темноте).
Воспитатель: - Ура! Эксперимент удался. Вот в чём заключается важность данного эксперимента. Мы убедились, что фликеры необходимы в тёмное время суток. Отлично! С последним заданием мы тоже успешно справились.
- Юные знатоки, скажите, чему необходимому и важному мы научили сегодня Лунтика?
Дети: - Правилам безопасного дорожного движения.
Воспитатель: - Ребята, скажите, вам понравилась квест-игра?
Дети: Да.
Воспитатель: - С какими героями мы сегодня с вами познакомились? Кому помогали?
Дети: - Мы познакомились с героями Лунтиком, Иоником, Звёздочкой, Кристалликом, Стрелкой. Помогли Лунтику.
Воспитатель: - А какое задание для вас было самым трудным? (Ответы детей)
- Кому вы о сегодняшнем путешествии расскажете?
Дети: - Родителям, родственникам, друзьям.
Воспитатель: - Мы с вами прошли весь путь по карте, выполнили все задания. И у нас в руках последний элемент пазла.
Лунтик: - Ура! Спасибо, ребята! Значит, я получу подарок! А где же он?
Воспитатель: - А чтобы ответить на этот вопрос, нам надо собрать пазл. Лунтик, посмотри, что за знак получился? (Дети собирают пазл).
- Ребята, помогите Лунтику. Какой знак у вас получился?
Дети: - Дорожный знак 6.4 «Парковка». Значит, там и твой подарок. Ребята, вы видите где-нибудь парковку рядом?
Дети: - На игрушечной парковке стоит автомобиль с подарком - книгой.
Воспитатель: - Вот, Лунтик, твой подарок! Ты его заслужил, теперь ты знаешь правила безопасного поведения на дорогах, различаешь дорожные знаки и являешься грамотным участником дорожного движения. Мы очень рады! Правда, ребята? (Ответы детей).
Лунтик: - Спасибо, ребята, за помощь. Я многому научился с вами и обещаю всегда соблюдать правила дорожного движения.
Воспитатель: - Посмотрите, оказывается, здесь еще подарки! (Воспитатель достаёт и раздаёт детям подарки). За вашу отзывчивость, за вашу помощь, знатоки дорожной азбуки и вам приготовили подарки.
Воспитатель и дети: - До встречи, знатоки дорожной азбуки.
- А сейчас нам пора возвращаться домой.
- Для того чтобы попасть на планету Земля мы с вами закрываем портал с помощью волшебного цветокруга, произносим заветные слова:
Раз, два, три,
Волшебство, произойди.
В цветокруге закружись,
На планете Земля окажись.
(Дети вместе с воспитателем произносят слова и возвращаются с планеты Альфа).
(Дети под музыкальное сопровождение выходят из зала).
Литература:
1. Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено». Познавательные игры с дошколятами и школьниками. – «Сибирское университетское издательство», 2008, - 256 с. - ISBN: 978-5-379-00476-7.
2. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников / Н.В. Ковалева – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 160 с.
3. Петрова К.В. «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013.
4. «Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников» автор сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград, издательство «Учитель»., 2018, - 220 с.
5. Саулина Т.Ф. «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения». – М., «Мозаика-синтез», 2013, - 112 с, ISBN: 9785431501647 .
6. Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Сост. Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989. – 62 с.
7. Шалаева Г.П. Правила дорожного движения для воспитанных детей / Г. П. Шалаева. — М.: АСТ: СЛОВО, 2009. — 176 с. - ISBN: 978-5-17-059600-3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квест-путешествие "Юные знатоки дорожного движения"
Конспект Квест-путешестия с применением интерактивного оборудования....
Конспект квест-игры "Юные знатоки дорожного движения"
Конспект квест-путешествия "Юные знатоки дорожного движения"...
Открытое занятие Квест-путешествие "Юные знатоки дорожного движения»
Данное занятие (квест) проводилось в МБДОУ д/с 51 на старшей группе "Смородинка", в 2019 году....
Рабочая тетрадь "Юные знатоки дорожной азбуки"
Методическое пособие предназначено в помощь педагогу для работы по формированию основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста. Выполняя задания, предложенные в тетради, ...
Рабочая тетрадь "Юные знатоки дорожной азбуки"
Методическое пособие предназначено в помощь педагогу для работы по формированию основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста. Выполняя задания, предложенные в тетради, ...
Сценарий квест-игры «Юные знатоки дорожного движения»
Сценарий квест-игры по ПДД....
Квест-игра "Юные знатоки дорожной азбуки"
ЦельФормирование у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на дорогах....