«Квест – игра «Юные знатоки дорожной азбуки спешат на помощь»
методическая разработка по обж (старшая группа)

Журавлёва Валентина Ильинична

Знание основных правил  дорожного движения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, умение предвидеть возможную опасность, нахождение способов избежать ее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_igra.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка образовательной деятельности/мероприятие в дошкольной образовательной организации»

«Квест – игра «Юные знатоки дорожной азбуки спешат на помощь» (для воспитанников старшей группы)

Автор: Журавлёва Валентина Ильинична, воспитатель высшей квалификационной категории

Цель:

Формирование у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

1. Закрепить знания и практические навыки у детей о правилах безопасного поведения на дорогах, приобретенных ими ранее на занятиях, во время прогулок и экскурсии, через интеграцию различных видов деятельности: музыкальной, изобразительной и двигательной.

2. Продолжать прививать у детей навыки соблюдения правил и ответственного безопасного поведения на дорогах путем анализа ситуаций, встречающихся в повседневной жизни.

3. Закрепить у детей умения различать дорожные знаки: знаки особых предписаний 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», предупреждающий знак

1.22 «Пешеходный переход», запрещающий знак 3.10 «Движение пешеходов запрещено», информационный знак 6.4 «Парковка».

4. Активизировать употребление в речи детей терминов: «проезжая часть», «инспектор дорожно-патрульной службы», «транспортные средства»,

«автомобиль», «сигналы светофора», «дорожные знаки», «пассажир»,

«пешеход», «фликер».

5. Развивать у детей слуховое восприятие, эмоциональную сферу, коммуникативные навыки и воображение, внимание.

6. Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, взаимовыручку, дисциплинированность.

Форма: квест – игра.

Методы: словесные (вопросы, задания, словесное объяснение), наглядные (демонстрационные картины и пазлы по ПДД), практические (игры и задание).

Приёмы: сюрпризный момент, беседы, вопросы, указания, дополнения, поощрения.

Словарная работа:

Активизация речи на дорожную тематику: инспектор дорожно-патрульной службы, пешеходный переход, пассажир, дорожные знаки, проезжая часть. Предварительная работа: чтение рассказов и стихотворений, отгадывание загадок о дорожных знаках,  рассматривание с родителями знаков дорожного движения по пути из детского сада домой.

Оборудование и материалы: куклы-герои, цветокруг, шарики из сухого бассейна, цветные жилеты, карта, конверты с заданиями, паззл дорожного знака 6.4 «Парковка», фликеры,фонарик, чёрный ящик, тоннель, прозрачный мольберт, силуэты разных предметов, книга-подарок, магнитная доска (экран), музыкальный центр, тематическое оформление музыкального зала.

Предполагаемые результаты: осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, умение предвидеть возможную опасность, нахождение способов избежать ее. Знание основных правил дорожного движения, что обозначают дорожные знаки, понимание важности каждого из них. Проявление выдержки, самостоятельности.

Актуальность.  С каждым годом на дорогах России возрастает интенсивность движения, а вместе с этим происходит огромное количество ДТП, причиной которых являются дети и подростки. Приводит к этому элементарное незнание основ ПДД, невнимание взрослых поведению ребенка на проезжей части. Чтобы снизить количество ДТП необходимо повышать уровень знаний детей, изменить отношение к существующим правилам, выработать устойчивые положительные привычки у детей и взрослых. В этом должны принимать участие и родители и ДОУ, т.к. ДОУ – самая первая ступень в системе непрерывного образования

Ход квест - игры:

Вводная часть. Психологический настрой.

(Дети и воспитатель под музыку «Мы в городе живём» входят в зал).

Воспитатель:

- Эй! Ребята, подходите,

Друг на друга посмотрите,

Поздоровайтесь ладошками,

Улыбнитесь вы немножко.

Воспитатель: - Здравствуйте! Подойдите поближе ко мне.

Организационный момент.

Воспитатель: - Ребята, у меня есть знакомый, которому я часто помогаю. Зовут его Лунтик, и живёт он на планете Альфа. Эта планета особенная, там живут знатоки дорожной азбуки, на ней есть определенные правила:

- всегда здороваются;

- берегут природу;

- заботятся о здоровье;

- добры, вежливы к окружающим;

- знают и соблюдают правила безопасного поведения на дорогах. Все так же, как на нашей планете.

Воспитатель: - Лунтик прислал сообщение на WhatsApp, у него опять произошла неприятность. Когда он переходил проезжую часть, его остановил инспектор дорожно-патрульной службы. А как вы думаете, почему так могло произойти? (Ответы детей).

- Предлагаю вам со мной отправиться на эту планету Альфа и разобраться. Согласны?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Тогда открываем портал с помощью волшебного цветокруга. Игра «Цветокруг».

Встаньте вокруг цветокруга. Сейчас нам нужно поработать слаженно, постараемся, чтобы разноцветные шарики попали в отверстия, и таким образом мы попадём на планету Альфа. И мы на этой планете станем юными знатоками правил безопасного поведения на дорогах. Для того чтобы попасть на планету мы с вами ещё должны произнести заветные слова:

Раз, два, три,

Волшебство, произойди.

В цветокруге закружись,

На планете Альфа окажись.

(Дети вместе с воспитателем произносят слова).

Воспитатель: - Вот и оказались мы с вами на планете Альфа и стали юными знатоками правил безопасного поведения на дорогах. Предлагаю вам надеть волшебные жилеты с эмблемой. (Дети одевают жилеты. На планете Альфа их встречает Лунтик - герой квест-игры).

Воспитатель: -  Здравствуй, Лунтик, вот и пришли мы к тебе на помощь. Что произошло?

Лунтик: - Когда я бежал по проезжей части, где ездят транспортные средства, меня, остановил человек в форме и сказал: «Мальчик, ты нарушаешь правила безопасного поведения на дорогах, из-за тебя может произойти дорожно - транспортное происшествие». Я очень испугался, на прощание мне человек в форме положил в рюкзак сверток и сказал, что это карта, пройдя по стрелкам которой я выучу правила безопасного поведения на дорогах и получу в подарок книгу. Помогите мне, пожалуйста, во всем этом разобраться.

Воспитатель: - Лунтик, мы тебе обязательно поможем. Юные знатоки, давайте скажем, кто же был этот человек в форме?

Дети: - Инспектор дорожно-патрульной службы.

Воспитатель: - На какой части дороги Лунтик нарушил правила безопасного поведения на дорогах?

Дети: - На проезжей части.

Воспитатель: - Ребята скажите, что самое дорогое в жизни человека?

Дети: - Здоровье и жизнь.

Воспитатель: - Верно, а соблюдение правил безопасного поведения на дорогах это и гарантирует. Показывай, Лунтик, что у тебя в рюкзаке. (Достают из рюкзака карту).

Воспитатель: - Ребята! Смотрим на карту. Найдём старт. Двигаемся по красно-синей стрелочке. Чтобы узнать первую часть подсказки, нам надо найти конверт с первым заданием. (Воспитатель читает подсказку на карте):

- У него четыре ножки.

На него разложим ложки.

Ставим вазы, чашки, кружки.

Стулья у него подружки. (Стол)

(Дети подходят к столу и находят конверт с заданием).

Воспитатель: - А теперь, ребята, давайте отгадаем следующую загадку:

На обочинах стоят,

Молча с нами говорят.

Всем готовы помогать.

Главное  - их понимать.

Друзья, что же это?

Дети: - Дорожные знаки.

Воспитатель: - Верно, дорожные знаки. Я предлагаю вам посмотреть на прозрачный мольберт, где живут дорожные знаки, все они особым образом заняли свои квартиры, на каждом этаже живёт один запрещающий знак, один знак особого предписания и один предупреждающий. (Дети стоят лицом к мольберту, воспитатель за ним). Как называются эти знаки?

Дети: - Предупреждающий знак - 1.22 «Пешеходный переход», знак особого предписания - 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», запрещающий знак -3.10 «Движение пешеходов запрещено», 3.1 «Въезд запрещен»  .

Воспитатель: - Запомните расположение дорожных знаков. (Воспитатель закрывает знаки тканевым экраном).

- Какой знак живёт в правом верхнем углу? (Дети отвечают).

- Давайте проверим. (Воспитатель светит фонариком в правый верхний угол). Верно! Это предупреждающий знак 1.22 «Пешеходный пешеход».

- Какой знак находится в левом нижнем углу? (Ответы детей).

- Какой знак был посередине второго этажа?

Дети: - Там нет знака.

Воспитатель: - Его нет. Предлагаю вам выбрать недостающий знак в ряду и приклеить его. (Дети находят дорожный знак 3.1 «Въезд запрещен» среди прочих и крепят к мольберту).

Воспитатель: - Молодцы! Мы справились с первым заданием, переходим ко второму заданию, которое подготовил нам Ионик - герой квеста-игры, он дарит вам свою подсказку (дети получают часть пазла – дорожный знак «Парковка»).

- А мы двигаемся дальше по карте. Дальше наш путь указывает сиреневая стрелка (Воспитатель читает подсказку):

- У него четыре ножки,

Он не ходит по дорожке,

Тихо у стены стоит -

Кто устал - присесть велит. (Стул)

Воспитатель: - Правильно, стул. Найдите, пожалуйста, конверт с заданием.

(Конверт прикреплен к спинке на одном из стульев).

- Открываем конверт, там следующее задание:

Семь ребят на лесенке,

Заиграли песенки. (Ноты)

- Правильно, ноты, а нотами руководит Звёздочка. И она поможет нам выполнить следующее задание. Звёздочка загадывает загадку детям:

Есть кирпич на знаке этом.

Даже если вы с билетом,

Въезд машинам запрещен.

Здесь ходите вы пешком.   (Знак «Въезд запрещён»)

Словесная игра «Разрешается, запрещается».

Я начинаю песню, вы заканчиваете словами «разрешается» или «запрещается» и поднимаете карточки  со знаками «разрешается» и «запрещается». Понятно?

Песня – игра «Разрешается – Запрещается».

1. При сигнале красном переход нам – «запрещается».

На зеленый сигнал вместе с мамой – «разрешается».

2. По проезжей части бегать – «запрещается».

Проходить по переходу – «разрешается».

3. Не пристёгнутыми ездить – «запрещается».

Ну, а в детском кресле ездить – «разрешается».

4. Ехать с горки у дороги – «запрещается».

По лыжне скользить на лыжах – «разрешается».

Воспитатель: - Здорово, и с этим заданием мы справились. Звёздочка дарит вам свою подсказку. (Дети получают часть пазла дорожного знака «Парковка»). А мы подходим к карте, дальнейший путь указывает зелёная стрелка (Воспитатель читает подсказку):

- Угадайте-ка, ребятки,

О чем речь идёт в загадке.

Из него от деда с бабкой

Выпрыгнул Колобок без оглядки. (Окно)

(Дети подходят к окну и находят следующий конверт).

- Посмотрите, здесь нас встречает Кристаллик - герой квест-игры.

- Здравствуй, Кристаллик! Какое же задание ты нам приготовил?! (Кристаллик читает задание):

- На экран вы посмотрите, правильное решение найдите. Развернитесь к экрану.

(На экране появляются изображения с различными дорожными ситуациями. Дети находят ошибки и дают развёрнутый ответ).

Примеры дорожных ситуаций (карточки).

Воспитатель: - Молодцы. И с этим заданием мы справились!

(Дети получают от Кристаллика часть пазла – дорожный знак «Парковка»).

- Посмотрите, следующая часть паззла уже у нас! Посмотрите на карту, мы уже совсем близко к финишу. У нас осталось последнее задание. Отправляемся в путь по жёлтой стрелке. (Воспитатель читает подсказку):

- В темноте его включи,

И увидишь путь в ночи. (Фонарь)

(Дети находят фонарик, а рядом героя квест-игры Стрелка).

- Здравствуй, Стрелка! Какое же задание ты нам приготовила?! (Стрелка читает задание):

- В черный ящик загляни,

Видишь что-нибудь внутри?

Эксперименты со световозвращающими элементами.

Воспитатель: - Я вам предлагаю провести эксперимент с «чёрным ящиком». (Воспитатель берёт в руки ящик и даёт детям фонарь).

- Отступаем три шага назад и стоим на месте. Посветите в чёрный ящик, вы что-нибудь видите? А там что-то есть. (Воспитатель высыпает на стол силуэты одежды).

Воспитатель: - Смотрите, сколько тут силуэтов одежды. Почему же мы их не видели в ящике?

Дети: - Не видели силуэтов одежды, потому что в ящике темно, предметы черного цвета и т. д. Вот так же и в жизни. В темное время суток нас водители транспортных средств не замечают, если мы будем только в черной одежде. А как мы можем стать заметнее на улице?

Дети: - Использовать световозвращающие элементы.

Воспитатель: - Чтобы пешеходам было безопасно ходить в тёмное время суток и в любую погоду – дождь, слякоть, туман, в зимнее время – есть специальные помощники, которые называются «световозвращающие элементы». Световозвращатели (фликеры) – это волшебные полоски. Когда на них падает свет, они начинают светиться. Поэтому участников дорожного движения видно издалека в тёмное время суток. Световозвращатель, без сомнения, - это всего лишь один из способов защиты пешехода. Давайте вместе повторим, чтобы запомнил Лунтик.  (Дети повторяют название и эксперимент вместе с воспитателем).

- Предлагаю вам сделать силуэты тоже заметными, для этого каждый выберите по силуэту и наклейте на них световозвращающую ленту. (Дети наклеивают световозвращающую ленту на силуэты).

Воспитатель: - А теперь возвращаемся на свои места и проверим, стали ли они более заметными в черном ящике. Посветите, пожалуйста, в ящик фонариком. (Дети повторяют эксперимент).

- Так как вы являетесь участниками дорожного движения, вы тоже должны быть заметными. Надевайте на себя фликеры, проверим, как они отражают свет. Для этого предлагаю пройти через черный тоннель, а мы с Лунтиком вам посветим. (Дети проходят через тоннель, проверяют как отражается свет в темноте).

Воспитатель: - Ура! Эксперимент удался. Вот в чём заключается важность данного эксперимента. Мы убедились, что фликеры необходимы в тёмное время суток. Отлично! С последним заданием мы тоже успешно справились.

- Юные знатоки, скажите, чему необходимому и важному мы научили сегодня Лунтика?

Дети: - Правилам безопасного дорожного движения.

Воспитатель: - Ребята, скажите, вам понравилась квест-игра?

Дети: Да.

Воспитатель: - С какими героями мы сегодня с вами познакомились? Кому помогали?

Дети: - Мы познакомились с героями  Лунтиком, Иоником, Звёздочкой, Кристалликом, Стрелкой. Помогли Лунтику.

Воспитатель: - А какое задание для вас было самым трудным? (Ответы детей)

- Кому вы о сегодняшнем путешествии расскажете?

Дети: - Родителям, родственникам, друзьям.

Воспитатель: - Мы с вами прошли весь путь по карте, выполнили все задания. И у нас в руках последний элемент пазла.

Лунтик: - Ура! Спасибо, ребята! Значит, я получу подарок! А где же он?

Воспитатель: - А чтобы ответить на этот вопрос, нам надо собрать пазл. Лунтик, посмотри, что за знак получился? (Дети собирают пазл).

- Ребята, помогите Лунтику. Какой знак у вас получился?

Дети: - Дорожный знак  6.4 «Парковка». Значит, там и твой подарок. Ребята, вы видите где-нибудь парковку рядом?

Дети: - На игрушечной парковке стоит автомобиль с подарком - книгой.

Воспитатель: - Вот, Лунтик, твой подарок! Ты его заслужил, теперь ты знаешь правила безопасного поведения на дорогах, различаешь дорожные знаки и являешься грамотным участником дорожного движения. Мы очень рады! Правда, ребята? (Ответы детей).

Лунтик: - Спасибо, ребята, за помощь. Я многому научился с вами и обещаю всегда соблюдать правила дорожного движения.

Воспитатель: - Посмотрите, оказывается, здесь еще подарки! (Воспитатель достаёт и раздаёт детям подарки). За вашу отзывчивость, за вашу помощь, знатоки дорожной азбуки и вам приготовили подарки.

Воспитатель и дети: - До встречи, знатоки дорожной азбуки.

- А сейчас нам пора возвращаться домой.

- Для того чтобы попасть на планету Земля мы с вами закрываем портал с помощью волшебного цветокруга, произносим заветные слова:

Раз, два, три,

Волшебство, произойди.

В цветокруге закружись,

На планете Земля окажись.

(Дети вместе с воспитателем произносят слова и возвращаются с планеты Альфа).

 (Дети под музыкальное сопровождение выходят из зала).

Литература:

1. Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено». Познавательные игры с дошколятами и школьниками. – «Сибирское университетское издательство», 2008, - 256 с. - ISBN: 978-5-379-00476-7.

2. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников / Н.В. Ковалева – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 160 с.

3. Петрова К.В. «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013.

4. «Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников» автор сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград, издательство «Учитель»., 2018, - 220 с.

5. Саулина Т.Ф. «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения». – М., «Мозаика-синтез», 2013, - 112 с, ISBN: 9785431501647 .

6. Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Сост. Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989. – 62 с.

7. Шалаева Г.П. Правила дорожного движения для воспитанных детей / Г. П. Шалаева. — М.: АСТ: СЛОВО, 2009. — 176 с. -  ISBN: 978-5-17-059600-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-путешествие "Юные знатоки дорожного движения"

Конспект Квест-путешестия с применением интерактивного оборудования....

Конспект квест-игры "Юные знатоки дорожного движения"

Конспект квест-путешествия "Юные знатоки дорожного движения"...

Открытое занятие Квест-путешествие "Юные знатоки дорожного движения»

Данное занятие (квест) проводилось в МБДОУ д/с 51 на старшей группе "Смородинка", в 2019 году....

Рабочая тетрадь "Юные знатоки дорожной азбуки"

Методическое пособие предназначено в помощь педагогу для работы по формированию основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста. Выполняя задания, предложенные в тетради, ...

Рабочая тетрадь "Юные знатоки дорожной азбуки"

Методическое пособие предназначено в помощь педагогу для работы по формированию основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста. Выполняя задания, предложенные в тетради, ...

Квест-игра "Юные знатоки дорожной азбуки"

ЦельФормирование у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на дорогах....