"Почему нужно учить детей правилам дорожного движения".
учебно-методический материал по обж
"Почему нужно учить детей правилам дорожного движения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstal_malysh_na_nogi.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал «Ласточка» МБОУ «Жердевская СОШ №2»
Доклад на тему: «Почему нужно учить детей правилам дорожного движения».
Подготовила:
Воспитатель
Куксова О.В.
Сукмановка
2023
Встал малыш на ноги – он уже пешеход
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель
Поехал в автобусе – он уже пассажир
И везде его подстерегает опасность
« Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает» - сказал когда-то Леонардо да Винчи. Эту ответственность необходимо воспитывать и в детях, ведь известно, что в большинстве своем юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за незнания Правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, из-за необдуманного риска. Самое главное – научить правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. Именно поэтому, мы считаем, что актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире, является тема «Школа дорожных наук» целью которой является изучение правил дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма».
Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения. Эту проблему успешно решают педагоги детского сада.
Педагоги знакомят детей с работой Государственной инспекцией по безопасности движения (ГИБДД). Инспектора ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила, чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным. Детям показывают картинки с изображением патрульной машины ГИБДД, вертолета, постов ГИБДД. Организуют игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД.
Задача педагогов не столько обучить, сколько научить правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах. Мною были поставлены ряд задач:
Образовательная область “Познание”:
Продолжать формировать у детей знания о правилах безопасного поведения на улице, учить различать дорожные знаки (светофор, пешеходный переход), закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улицах города.
Образовательная область “Физическая культура”:
Способствовать развитию двигательной активности детей, развитию таких физических качеств, как: ловкость, смелость, координация движений, быстрота реакции, глазомер.
Образовательная область “Здоровье и Безопасность”:
Формирование ценностного отношения к своей жизни, безопасное поведения на дорогах.
Образовательная область “Социализация”:
Воспитывать навыки осознанного пользования правилами дорожного движения в повседневной жизни, культуру поведения в общественных местах; развивать выразительность речи при чтении стихов. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, желание прийти на помощь героям, попавшим в беду; радоваться и переживать за товарища
Образовательная область “Коммуникация”:
Воспитывать культуру общения: умение выслушивать собеседника, последовательно, четко высказывать свои мысли, давать полные ответы на вопросы, воспитывать умение действовать в коллективе.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Наш детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Воспитывая дошкольников, мы применяем такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т.д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Работая с детьми, мы используем следующие принципы воспитания и обучения: доступность ; наглядность.
Принцип наглядности - традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Воспитание общей культуры поведения начинаем в младших группа, на третьем году жизни ребенка. В течение года дети учатся различать легковые и грузовые машины, называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе имеются книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости».
Во второй младшей группе мы продолжаем работу по расширению представлений об окружающем мире; учим понимать и употреблять понятия: здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко. Детей знакомим с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Дети узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах. Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер.
В средней группе воспитатели продолжают работу по развитию ориентировки в окружающем. Воспитатели знакомят детей с трудом водителей некоторых видов транспорта, рассказывают им о назначении желтого сигнала светофора, объясняют правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара, переходить дорогу только по переходу, при зеленом сигнале светофора, знакомим детей со словами «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход». В своей работе с детьми воспитатели широко применяют дидактические игры («Назови, о чем я расскажу», «Научим кукол правилам для пешеходов», «Кто быстрее», «Сложи светофор», «Разрезанные картинки») и др. С их помощью учим детей умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закрепляем знания сигналов светофора.
В старшей группе представления детей уточняются и дополняются. На экскурсиях и прогулках воспитатели закрепляют представления детей о проезжей части. Их знакомят с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Дети получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров. Чтобы повысить интерес к дорожной азбуке, для детей проводятся конкурсы, викторины, соревнования, развлечение «Безопасное колесо», досуг «Красный, желтый и зеленый», КВН «Азбука улиц и дорог». Очень много используется на занятии и в свободное от занятий время чтение художественной литературы: такие как О. Тарутина «Для чего нам светофор?», отрывок из книги Дорохова «Зеленый, желтый, красный», стихотворение Михалкова «Моя улица» и др..
Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения мы организовываем так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях, прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.
Работа по обучению детей «Дорожной грамоте» проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Для закрепления полученных знаний на занятиях, в играх мы организуем экскурсии и прогулки к светофору. Здесь дети непосредственно на практике знакомятся, как переходить улицу, как работает светофор и на какой сигнал светофора разрешается переходить дорогу, закрепляют знания правил пешеходов и пассажиров.
В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Взаимопонимание детского сада и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку.
В этих целях мы широко используем:
информационные стенды для родителей, папки-передвижки; родительские собрания; семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров); деловые игры и тренинги; просмотром открытых занятий по дорожной грамоте; совместные праздники и развлечения; выпуск стенгазеты для родителей.
Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка, поэтому в нашем детском саду вопросу обеспечения безопасности детей на улицах города уделяется большое внимание. Обучение дошкольников правилам дорожной грамотности - важное направление в работе по обеспечению безопасности маленьких пешеходов на улицах большого города. В своей работе мы используем самые разнообразные методы и приёмы. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Играя, дети учатся правильно переходить проезжую часть, узнают, что на дорогах есть знаки, предупреждающие пешеходов и водителей о том, что их ждёт впереди. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания. Поэтому мы, понимая всю важность данной проблемы, включаем занятия по ПДД во все виды деятельности в ДОУ.
Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах – соблюдать правила дорожного движения!
ЛИТЕРАТУРА:
- Федеральные государственные требования к структуре общеобразовательной программе дошкольного образования (пр.Минобрнауки РФ№655 от 23.11.2009).
- Программа воспитания и обучения в детском саду“От рождения до школы” под редакцией Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А., М “Мозаика-Синтез” 2011.
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., СтеркинаР.Б..Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь русского языка Издательство "Азъ", 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим детей правилам дорожного движения
консультация для родителей о обучении детей правилам дорожного движения....
Памятки для родителей " Учим детей правилам дорожного движения"
Данный информационный материал поможет родителям: 1.Формировать представления о безопасных местах для игр детей; о безопасном поведении в общественном и личном транспорте, на улицах города.. 2.Развива...
Памятка " Учите детей правилам Дорожного Движения!"
Правила Дорожного Движения....
Памятка Учим детей правилам дорожного движения
Правила дорожного движения!...
Играя, учим детей правилам дорожного движения
Значительное место в обучении дошкольников уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошколь...
Учите детей правилам дорожного движения
Информация для родителей по обучению детей правилам дорожного движения...