Проект «Безопасная дорога»
методическая разработка по обж (старшая группа)

Шаркова Анастасия николаевна

Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения. Ценность данного проекта заключается в разработке содержания работы с детьми дошкольного возраста по изучению и практическому применению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательно-образовательного процесса, участие сотрудников ДОУ, воспитанников, родителей в решении проблемы. 

Новизна проекта заключается в том, что представленные материалы могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, начиная со средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dou_28.docx56.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28»

Муниципальный конкурс профессионального мастерства «Лучшие практики, направленные на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма»

Номинация: «Педагогическая находка».

ПРОЕКТ

Тема: «Безопасная дорога».

Разработали:

Шаркова Анастасия Александровна, воспитатель

Гребенкина Евгения Петровна,  воспитатель

2023 г.

Актуальность: Актуальность данного проекта заключается в необходимости изучения правил дорожного движения детьми старшего дошкольного возраста. Дети не всегда могут оценить степень собственной безопасности на дороге. А в нашей стране, к сожалению, остро стоит вопрос дорожно-транспортного детского травматизма. Прослеживается печальная тенденция в связи с увеличением мощности двигателей современных автомобилей, пропускной поток на дорогах все затруднительнее, автомобилей и мототехники с каждым днем на дорогах становится все больше, и, как следствие, аварий на дорогах становится все больше.

Дети дошкольного возраста имеют большую двигательную активность, а дорога не прощает беспечности и требует внимания и соблюдения основных правил. Современное дошкольное учреждение стремится дать своим воспитанникам универсальное образование. Привычки, приобретённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому существует потребность в том, чтобы со временем правила стали осознанной необходимостью для детей с особыми образовательными потребностями. Главное, взрослые должны быть примером правильного поведения на дороге для своих детей. Закладывать культуру поведения на дорогах нужно чем раньше, тем лучше.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование основ безопасности, на формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Новизна: Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения. Ценность данного проекта заключается в разработке содержания работы с детьми дошкольного возраста по изучению и практическому применению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательно-образовательного процесса, участие сотрудников ДОУ, воспитанников, родителей в решении проблемы.

Новизна проекта заключается в том, что представленные материалы могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, начиная со средней группы.

Цель проекта: формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на улицах города; знаний детей о правилах дорожного движения.

Задачи проекта:

- знакомить детей дошкольного возраста с правилами безопасности на дороге; со светофором, дорожными знаками, их назначением;

- создание оптимальных условий для формирования устойчивых навыков осознанного, безопасного поведения на улицах и дорогах города;

- развитие сотрудничества, сотворчества и совместной деятельности педагогов, родителей, педагогов.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя.

По содержанию: интегративный проект.

По составу участников: групповой.

Целевая аудитория: дети 5-6 лет, педагоги, родители.

Продукт проекта и форма презентации:

- выставка детских работ по проекту,

- создание книжки-малышки «Правила ПДД»,

- изготовление  макета перекрестка.

Формы реализации проекта:

- коллективная

Методы:

– наглядный;

– словесный;

– практический.

Предполагаемый результат:

Дети:

- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

- знание правил безопасного поведения на улицах города.

Родители:

- расширить знания по теме «Безопасность дорожного движения»;

- воспитание ответственности за обеспечение безопасности своих детей;

- участие в создании книжки-малышки «Правила ПДД»,  и изготовление  макета перекрестка.

Воспитатели:

- создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;

- создание комплексной системы работы детского сада по изучению правил дорожного движения на основе сотрудничества с семьей;

- обобщение и распространение опыта на тему: «Обучение правилам безопасного поведения детей на дорогах».

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

I этап – Подготовительный

- подбор методической литературы и наглядно-дидактического материала,

- подбор художественной литературы,

- составление плана работы над проектом,

- разработка цикла бесед детьми по данной теме,

- разработка и оформление дидактических игр по данной тематике;

- определение содержания и формы взаимодействия с детьми и родителями,

- разработка консультаций и буклетов для родителей.

II этап – Основной

Модель «Трех вопросов»

Что мы знаем о ПДД?

Что хотим узнать?

Как узнать? Где мы можем это узнать?

1.        Знаем, что такое дорога.

2. Знаем, что дорогу надо переходить на зеленый цвет светофора.

3. Нельзя переходить дорогу в не положенном месте.

4.        Знаем некоторые дорожные знаки.

1.  Когда появились первые ПДД?

2. Для чего так много дорожных знаков ?

2. Что такое зебра?

3. Как правильно перейти дорогу, если нет светофора?

1. Спросить у родителей.

2. Спросить у воспитателей.

3.Найти информацию в энциклопедии.

4. Поиграть в игры.

5.Посмотреть познавательные мультфильмы, видеофильмы для детей.

Системная паутинка по проекту

ОО «Социально-коммуникативное развитие

Центр речи:

  • Беседа «Общие правила ДД», «Для чего нам нужны ПДД?», «Когда и почему появилось ПДД», «Дорожные знаки» (презентация).
  • Проблемные ситуации «Как правильно перейти дорогу?».
  • Просмотр обучающего мультфильма «Робокар Поли».
  • С/р игра «Пешеход», «Пассажиры», «Путешествие в детский сад».
  • Экскурсия на перекресток.

Центр театрализации:

Театрализованная сценка «Про умных зверюшек».Н.Сорокин

ОО «Познавательное развитие»

Центр игры:

  • Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «Разрезные картинки», «Сравни» (знаки), «Отгадай загадку», «Найди друзей», «Найди пару» (знаки по цвету).

•        Дидактические игры: «Улицы города», «Верно-неверно», «Водители», «Где мое место»,«Чем отличается», «Составь предложение».

  • Предметы заменители для сюжетно-ролевых игр и атрибуты для игр, костюмы.
  • С/р игра «Дорожный экзамен».

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Центр творчества:

  • Декоративное рисование: «Зебра на дороге».
  • Аппликация «Светофор».
  • Лепка «Автобус».
  • Раскраски «Дорожные знаки».
  • Конструирование «Гараж»

Центр музыки: 

 Музыкальные инструменты – имитирующие звуковые сигналы.

ОО «Физическое развитие»

«Центр спорта»

  • Подвижные игры: «Будь внимательным», «Веселый трамвайчик».
  • Эстафета: «Бег по дорожке».

ОО «Речевое развитие»

Центр книги:

  • Пальчиковая гимнастика: «Едем в гости», «Машины», «Дорожных правил очень много».
  • Чтение художественной литературы:

- Б Житков «Светофор», - - Н.Носов «Автомобиль»

- В.Берестов «По городу»,

- Т.Шорыгина «Воробьишка Тишка»,

- С. Михалков «Велосипедист»

  • Рассматривание книг, альбомов, журналов с изображением дороги, дорожных знаков, транспорта.

Организация для самостоятельной деятельности детей

  • Разного вида конструкторы.
  • Машинки
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: жезл, фуражка, форма полицейского ГИБДД, световые жилеты.
  • Строительные наборы для моделирования игровых ситуаций.

Интеллект -  карта по проекту.

Работа с родителями:

  1. Консультация «Обучение правилам дорожной безопасности в семье».
  2. Рекомендации: Рассмотреть с детьми светофор и дорожные знаки по пути из детского сада.
  3. Буклет по лексической теме «Правила ПДД».
  4. Принять участие в создании макета «Перекресток».

III этап – Заключительный

1. Выставка детских работ по проекту.

2. Создание макета «Перекресток».

3. Книжка -малышка «Правила ПДД.

Результат проекта: 

  •  Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество, активность и детальность в работе.
  •    Дети смогут различать и называть виды транспорта, дорожные знаки. 

Список литературы:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б.  Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – СПб.: «Детство – Пресс», 2009.
  2. Голицына Н. С. «ОБЖ для младших дошкольников». Система работы.- М.: «Скрипторий», 2010.
  3. Занятия по правилам дорожного движения /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

Приложение 1

Основные понятия и термины по ПДД,

которыми должны владеть дети:

Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.

Водитель - человек, управляющий транспортным средством.

Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.

Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.

Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.

Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.

Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход – место обозначенное для перехода через улицу.

Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта.

Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.

Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.

Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.

Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями.

Приложение 2

Консультация для родителей

«Обучение дошкольников

правилам дорожного движения в семье».

Каждый родитель должен своевременно обучить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать у ребенка потребность быть на улице дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрительным. Для этого надо так знакомить детей с правилами дорожного движения и безопасного поведения на улице, чтобы они строго соблюдать их, став школьниками.

Только единые требования, предъявляемые к детям со стороны педагогов и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.

Мамы и папы!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

 Всегда ли вы подаете ребенку пример соблюдения правил безопасного перехода улиц и перекрестков, посадки в трамвай, автобус, обхода этих транспортных средств на остановках?

Помните! Нарушая правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям.

Используйте прогулки с детьми для объяснения им правил безопасности на улицах. С этой целью полезно:

- понаблюдать за работой светофора, обратив внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин;

- показать знаки, указатели дорожного движения, рассказать об их значении;

- предлагать ребенку самому найти дорогу домой, когда вы берете его с собой, отправляясь в магазин, гулять и т.п.

- обращаться к ребенку с вопросами: как, по его мнению, следует поступить на улице в том, или ином случае, что означает тот или иной дорожный знак.

Учите ребенка:

- не спешить при переходе улицы;

- переходить дорогу лишь тогда, когда обзору ничто не мешает;

- прежде чем перейти, дождаться, чтобы транспорт отъехал от остановки.

Воспитывайте у ребенка умение быть бдительным на улице. Так, оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку приостановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина. Объясните ему, какая опасность может ожидать пешехода, если он внезапно выходит из-за стоящего транспорта на проезжую часть.

Можно использовать для закрепления правил поведения на улице детские художественные произведения с последующей беседой о прочитанном:

- «Скверная история», «Дядя Степа – милиционер»,  «Про одного мальчика» С. Михалкова,

- «Машины на нашей улице» М. Ильина и Е. Сегала,

- «Знакомьтесь, автомобиль», «Законы улиц и дорог», «Дорожная грамота» И. Серякова;

- «Посмотрите, постовой», «Это улица моя» Я. Пищумова,

- «Меч» С. Маршака,

- «Для пешеходов» В. Тимофеева,

- «Азбука безопасности» О. Бедарева,

- «Для чего нам нужен светофор» О. Тарутина.

Ещё один верный способ познакомить детей с Правилами дорожного движения – посмотреть обучающие мультфильмы про ПДД  детям: «Зебры в городе», «Светофор», «Азбука дорожного движения».

Полезно рассмотреть с ребенком набор красочных рисунков «Красный, желтый, зеленый», «Пешеходу-малышу».

Настольные игры для закрепления

правил дорожного движения.

Большую помощь в закреплении у детей знаний правил дорожного движения окажут игры. Хорошо, если приобретёте в магазине настольную игру по правилам дорожного движения. Можно самим смастерить обучающий материал. Улицу можно нарисовать на листе ватмана, для обыгрывания  взять маленькие машинки и фигурки.  Для малыша это станет увлекательной игрой, в процессе которой он быстрее освоит Правила дорожного движения. Светофор можно смастерить из коробки и цветного картона. Пешеходную дорожку из полосок чёрного и белого картона. Полоски соединить скотчем. В игру возьмите мягкие игрушки. Пусть ребёнок объясняет игрушке, как надо вести себя на дороге. И еще некоторые игры, в которые вы можете играть дома.

«По дороге»

Цели: Закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать внимание, память.

Ход игры: Перед поездкой в автобусе, машине договоритесь с ребенком, кто какой вид транспорта будет собирать. По дороге ребенок должен обращать внимание на машины, называть их, получая за это балл. Кто больше соберет, тот и выиграл.

«Найди нужный знак»

Цель: Продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения.

Материал: 20 картонных карточек. На одних половинках карточек изображены дорожные знаки, на других – соответствующие им дорожные ситуации.

Ход игры: Все половинки карточек со знаками игроки делят поровну. Элементы с дорожными ситуациями перемешивают и кладут в центре стола лицевой стороной вниз. Игроки по очереди берут карточки и подбирают их под свои. Выигрывает тот, кто первым найдет подходящие половинки для всех своих карточек.

«Мы - пассажиры»

Цели: Уточнить знания ребенка о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.

Материал: Картинки с дорожными ситуациями.

Ход игры: Ребенок  берет по одной картинке и рассказывает, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации.

«Знай и выполняй правила уличного движения»

Цель: Закрепить с ребенком правила уличного движения; повторить значения светофора.

Материал: Иллюстрации улиц города.

Ход игры: Ребенку загадывается загадка про светофор, проводиться обсуждение значения цветов светофора, разбор ситуаций на дороге и правильное поведение персонажей.

«Правила поведения»

Цели: Закрепить с ребенком правила поведения вне дома; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности.

Материал: Разрезные картинки.

Ход игры: Взрослый предлагает рассмотреть картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях. Ребенок рассматривает эти картинки, выбирает любую и рассказывает, вспоминая правила дорожного движения, чего нельзя делать и как надо поступать.

«Разрезные знаки»

Цели: Развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать логическое мышление, глазомер.

Материал: Разрезные знаки; образцы знаков.

Ход игры: Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.

«Дорожное лото»

Цель: Закрепить знания о правилах дорожного движения; учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации на дороге; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.

Материал: Карточки с ситуациями на дороге, дорожные знаки.

Ход игры: Ребенку дается карточка, на которой изображена дорожная ситуация, предлагается найти нужный знак, соответствующий ситуации на дороге.

«Разрезные картинки»

Цель: Закреплять знание ребенком внешнего вида различного транспорта.

Материал: Картинки различного транспорта, разрезанные на несколько частей.

Ход игры: Для детей 3-5 лет. Рассмотреть собранную картинку, угадать название транспорта, затем раздвинуть детали и предложить собрать самому эту же картинку. Для детей 5-7 лет предложить догадаться, детали какого транспорта перед ним и в подтверждение своей догадки собрать картинку.

Подвижные игры по ПДД.

«Слушай команду»

Ребенок двигается согласно командам взрослого: руль поворачивается; стекло автомобиля поднимается и опускается; щетки-дворники движутся вправо-влево и т. п.

«Сигналы светофора»

Взрослый показывает сигналы светофора, ребенок выполняет действия: красный – стой, желтый – приготовились, зеленый - ходим, прыгаем, бегаем.

«Где мы были, мы не скажем, на чём ехали, покажем» (игра малой подвижности)

Ребенок изображает какой-нибудь вид транспорта, взрослый отгадывает, потом меняемся ролями.

        

Еще раз помните! Дорога полна неожиданностей: она не терпит шалости – наказывает без жалости! Лишь строгое соблюдение Правил станет залогом безопасности вас и вашего ребенка!

Приложение 3

  1. Беседа с детьми «Где можно играть?».
  2. Беседа с детьми «О правилах дорожного движения».

3. Беседа «Правила дорожного движения выполняй без возражения».

4. Беседа с детьми «Мой друг-светофор».

5. Сюжетно-ролевые игры.

6. Дидактические игры.

7. Подвижные игры.

8. Пальчиковая гимнастика.

https://disk.yandex.ru/i/iFCi2sikhiaflw


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Безопасная дорога"

ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: предупреждение детского дорожно - транспортного  травматизма. Проект реализован с детьми старшей группы. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание в группе условий, оптимально обе...

Методическая разработка проекта "Безопасная дорога детства".

Материал раскрывает работу, проводимую в нашем детском саду в рамках образовательной области "Безопасность"....

Педагогический проект "Безопасная дорога"

Педагогический проект "Безопасная дорога" для детей дошкольного возраста по реализации задач ПДД. С диагностическим материалом....

Проект "Безопасная дорога детства"

Проект на тему: "Безопасная дорога детства"...

Проект "Безопасная дорога малышей"

Проект для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей....