Методическая разработка: "Безопасный маршрут. Маша учит ПДД"
методическая разработка по обж (старшая группа)

Кондратьева Ольга Альбертовна

1. Пояснительная записка.

Методическая разработка занятия «Безопасный маршрут. Маша учит Правила дорожного движения» разработана с учетом рабочей программы  для детей дошкольного возраста МКДОУ «Преображенский детский сад» Красноярский край Ачинский район п. Преображенка.

Методическая разработка занятия «Безопасный маршрут. Маша учит Правила дорожного движения» учитывает возрастные особенности детей дошкольного возраста и представляет собой систему рекомендаций по формированию и закреплению знаний и навыков по правилам дорожного движения.

Проблема воспитания   детей дошкольного возраста правилам дорожного движения актуальна и современна всегда. Дошкольников нельзя приравнивать к категории взрослых в силу их возрастных особенностей. Ребенок не будет заучивать наизусть сигналы светофора, дорожные знаки.

Перед педагогом главная задача: в игровой и форме своевременно подать материал, который будет знакомить ребенка  к жизни. Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах можно реализовать при помощи следующих видах деятельности: коммуникативной, трудовой, коллективной, продуктивной, музыкально художественной.

Проблема соблюдений правил дорожного движения на дорогах приобрела особую значимость с появлением большого количества автомобилей и средства   индивидуальной мобильности.

 

1.1 Актуальность.

 

Предлагаю вашему вниманию, развернутый план - конспект открытого мероприятия по правилам дорожного движения «Безопасный маршрут. Маша учит ПДД». Данная тема будет полезна и актуальна, руководителям отрядов ЮИД, педагогам, как загородных, так и в дошкольной образовательной организации, так же педагогам дополнительного образования. Материал,  возможно применить, как для открытого занятия, как и для сценария или мероприятия.

 

1.2 Целевая аудитория воспитательного мероприятия:

Воспитанники старшего дошкольного возраста, родители, дети младшего и среднего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gll.docx200.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

«Безопасный маршрут. Маша учит ПДД»

Номинация: «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах»

Автор-составитель:

Кондратьева  Ольга Альбертовна

Воспитатель   МКДОУ «Преображенский детский сад»

 2023г.

Оглавление

1. Пояснительная записка....................................................................................3

1.1. Актуальность………………………………………………………………..3

1.2 Целевая аудитория …………..………………………………………..….....3

1.3. Новизна и оригинальность…………………………………………………4

1.4. Цель мероприятия…………………………………………………………4-5 

1.5 Планируемый результат…………………………………………………...4-5

1.6.Педагогические приемы………………………..………..………………....5

2.   Основная   часть……………………………………………………………5-8

2.1. Методические  рекомендации......................................................................8

   Приложения……………………………………………………….……...…9-14

                  1. Пояснительная записка.

Методическая разработка занятия «Безопасный маршрут. Маша учит Правила дорожного движения» разработана с учетом рабочей программы  для детей дошкольного возраста МКДОУ «Преображенский детский сад» Красноярский край Ачинский район п. Преображенка.

Методическая разработка занятия «Безопасный маршрут. Маша учит Правила дорожного движения» учитывает возрастные особенности детей дошкольного возраста и представляет собой систему рекомендаций по формированию и закреплению знаний и навыков по правилам дорожного движения.

Проблема воспитания   детей дошкольного возраста правилам дорожного движения актуальна и современна всегда. Дошкольников нельзя приравнивать к категории взрослых в силу их возрастных особенностей. Ребенок не будет заучивать наизусть сигналы светофора, дорожные знаки.

Перед педагогом главная задача: в игровой и форме своевременно подать материал, который будет знакомить ребенка  к жизни. Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах можно реализовать при помощи следующих видах деятельности: коммуникативной, трудовой, коллективной, продуктивной, музыкально художественной.

Проблема соблюдений правил дорожного движения на дорогах приобрела особую значимость с появлением большого количества автомобилей и средства   индивидуальной мобильности.

1.1 Актуальность.

Предлагаю вашему вниманию, развернутый план - конспект открытого мероприятия по правилам дорожного движения «Безопасный маршрут. Маша учит ПДД». Данная тема будет полезна и актуальна, руководителям отрядов ЮИД, педагогам, как загородных, так и в дошкольной образовательной организации, так же педагогам дополнительного образования. Материал,  возможно применить, как для открытого занятия, как и для сценария или мероприятия.

1.2 Целевая аудитория воспитательного мероприятия:

Воспитанники старшего дошкольного возраста, родители, дети младшего и среднего возраста.

1.3 Новизна и оригинальность

Новизна  моей методической разработки в том, что основным видом деятельности при  изучении правил дорожного движения  используется карта маршрут в игровой форме, где ребята наглядно используют готовые шаблоны

своей  местности вспоминая, где расположены здания и  дорожные знаки.  Игра основной вид  деятельности, имитирующий реальную жизнь. Умение играть – это обязательный показатель культуры, как личности, так и общества в целом. Значительное место в обучении дошкольников уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес детей к изучению правил дорожного движения.

Так как игра является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста, то через нее они быстрее усваивают, что можно делать   на дороге, а чего нельзя. В своих конспектах и мероприятиях я использую СИМ, где главный герой использует самокат, тем самым показывая наглядный пример детям.

  Данная работа посвещенна  обучению детей  дошкольного возраста посредством маршрута- карты, на примере своей местности, улицы, что позволяет детям на наглядном образе    лучше усвоить  правила дорожной безопасности с использованием готовых шаблонов и  дорожных знаков.

 

1.4 Цель мероприятия: Выработать у дошкольников устойчивые знания и навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения посредством карты маршрута своей местности.

Задачи:

Образовательная:

- Продолжать формировать правила поведения на проезжей части через карту-маршрут своей улицы;

- Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;

Развивающие:

- развивать у детей знания дорожной безопасности, о значении сигналов светофора; дорожных знаков; и правил поведения на дороге.

-Воспитательная:

- формировать умения соблюдать правила дорожного движения.

1.5 Планируемые результаты.

Систематизируются знания детей старшего дошкольного возраста, о структуре улицы, о дорожном движении.  Знакомы с некоторыми дорожными знаками-предупреждающими, запрещающими и информационными. Они осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения на улице. У них есть представления о работе дорожной полиции. Формируется способность находить дорогу от дома до садика и тд.

1.6 Педагогические технологии:   

- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

- упражнения на развитие глазомераи бокового зрения ( игры   с маршрутом);

-игровые технологии (сюжетно-ролевые игры, двигательная активность

-проблемные ситуации ( продуктивная, коммуникативная деятельность).

Методы и приемы:

право на самостоятельный выбор;

-  практические методы (игры с элементами ПДД)

-совместное планирование;

-составление маршрута  дороги

2. Основная часть.

Вступительное слово: Мотивация детей.

Пришло письмо! Ребятам в группу. (Приложение1)

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=4389355203159412443f7b404cd85d11_l-3592543-images-thumbs&n=13

Вам необходимо взять рули и произнести волшебные слова, под музыку «Едим, едим, в   соседнее село на дискотеку»

В путешествие мы собрались

Крепко ты за руль держись

Один, два, три, четыре, пять-

Будем правила мы изучать

Пять,четыре, три,два, один

Встречай село Преображенка  нас!

Первое задание «Светофор»

 http://ds7ishim.ru/sites/default/files/news/img_to_text/svetofor_7.jpgСлушайте ребята  внимательно,  нужно из всех  сигналов светофора выбрать запрещающий сигнал светофора и  наложить  на основу светофора. (Дети выполняют задания)

Воспитатель: Молодцы ребята! Маша теперь ты поняла для чего нужен светофор?

Девочка Маша: Да. Спасибо вам!

Воспитатель: Ребята,  а что помимо светофора еще есть?

Дети:  Дорожные знаки

(На стол раскладываются  карточки знаки). Вам необходимо найти знак «пешеходный переход»; «Автобусную остановку»; «Въезд запрещен»; «Осторожно дети»; «Дорожные работы»; «Пункт медицинской   помощи»

(Дети выполняют задание)

Девочка Маша: Да спасибо вам ребята! Я буду знать. Дети я вам сейчас такое расскажу, когда я к вам ехала я нашла карту, ну что это за карта я,  не знаю давайте разберемся.

( Карта Маршрут  ПДД по с. Преображенка)

Проводится игра «Цветные автомобили». (чей гараж быстрее соберется).

Ребята вы будите автомобилями за место руля у вас будут круги цветные.

Я буду в центре с цветными флажками. Какого цвета флажок подниму, дети, имеющие руль такого цвета бегают по залу в   рассыпную.   Когда флажок опущу вы должны вернутся на свои места.

Правила: бегать только на свой цвет.

Девочка Маша:Ребята вы любите загадки?

Дети: Да

В два ряда дома стоят,

Десять, двадцать, сто подряд.

Квадратными глазами

Друг на друга глядят. (Улица)

Лежит полосатая, но не зебра (Пешеходный переход)

Стоит трехглазый и мигает глазом.(Светофор)

На машинах здесь, друзья,

Ехать никому нельзя,

Можно ехать, знайте, дети,

Только на…. ("Велосипедная дорожка")

Что за знак дорожный:

Красный крест на белом?

Днем и ночью можно

Обращаться смело!

Врач повяжет голову

Белою косынкой

И окажет первую помощь медицинскую. (Пункт медицинской помощи).

Этот знак заметишь сразу:

Три цветных огромных глаза.

Цвет у глаз определенный:

Красный, желтый и зеленый.

Загорелся красный – двигаться опасно.

Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор) 

 В белом треугольнике

С окаемкой красной

Человечкам-школьникам

Очень безопасно.

Этот знак дорожный

Знают все на свете:

Будьте осторожны,

На дороге … (дети).

Придорожный Айболит

Вас подлечит, подбодрит. (пункт первой медицинской помощи)

Девочка Маша:Какие вы молодцы!

Воспитатель: Ребята нам нужно перейти на другую сторону, но светофор сломался. Как нам быть? Кто нам поможет в этой ситуации?

Дети: Инспектор ДПС.

Воспитатель: Сейчас я позвоню инспектору ДПС, сообщу о неисправности светофора, он нам поможет перейти дорогу.

В гости приходит Инспектор ДПС.

Инспектор ДПС: Здравствуйте Дети.

Дети: Здравствуйте!

Инспектор ДПС: Что у вас ребята случилось?

Дети:Сломался светофор.

ИнспекторДПС: Я сейчас вам помогу.

Инспектор ДПС: Я буду показывать. Когда нужно идти а когда ехать.

Инспектор регулирует жезлом направления пешеходов и водителей.

Игра Регулировщик

Инспектор ДПС:Ребята вы большие молодцы!За это я вас награждаю почетным удостоверением! Знатоки ПДД. (Вручает детям удостоверение).А мне пора  прощаться с вами! До новых встреч.

Дети: До свиданья!

Воспитатель: Маша тебе понравилось быть у нас в гостях?

Маша: Да. Спасибо вам ребята. Буду ездить по ПДД. Мне пора домой, ждет меня мама. До свиданья ребята!

Дети: До свиданья Маша. (Маша уезжает на самокате)

Рефлексия:

Ребята как вам сегодняшнее наше путешествие?

Дети: Дают ответы.

Воспитатель:Дети как вы думаете всем было безопасно в нашей игре?

Дети: Дают ответы.

2.1 Методические советы:

Профилактика      детского дорожно-транспортного травматизма -   проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача  педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожногодвижения.

принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью   граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательногорегулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников,на практике   еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Заключение, которое может содержать оценку полученных или планируемых результатов при использовании представленных материалов в педагогической деятельности,обобщение предлагаемых педагогических средств, определение перспектив педагогической деятельности в сфере безопасности дорожного движения.

Так данная технология основывается на выявлении субъективного опыта   ребёнка и позволяет эффективно осуществлять образовательную деятельность, планировать и реализовывать задачи, содержание и виды  деятельности, иметь положительные результаты по достижению целевых ориентиров в части развития инициативы и самостоятельности. В результате использования  игровых  технологий  дети выступают в роли инициаторов,активных участников образовательного процесса, а не исполнителей указанийвзрослого.  В результатеприменения данной практики, у детей сформированысоциальные навыки и нормы поведения на дорогах.

Приложения (сценарии мероприятий, конспекты занятий, дополнительная общеобразовательная программа, рабочая программа модуля, курса)

1.   Конспект образовательной деятельности.

Тема: «Безопасный маршрут. Маша изучает ПДД»

Цель занятия:  Выработать у дошкольников устойчивые знания и навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения

Задачи:

Образовательная:

- продолжать закреплять знания по правила дорожного движения;

- Продолжать формировать правила поведения на проезжей части;

- Развивать у детей чувство ответственности при соблюденииПДД;

Развивающие:

- развивать у детей знания дорожной безопасности.

-Воспитательная:

- формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

- формировать умения соблюдатьправила дорожного движения.

Материал:дорожные знаки, руль, письмо,светофор,

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, Здравствуйте! Как я рада вас видеть! Сегодня на наш адрес  пришло   письмо от кого не знаю. Я не читала, так как  я ждала вас,   чтобы вам прочитать?   Но прежде чем прочитать я предлагаю всем нам отправиться  в путешествие. Вам необходимо взять рули и произнести волшебные слова,под музыку «Едим, едим, в   соседнее село на дискотеку»

В путешествиемы собрались

Крепко ты за руль держись

Один, два, три, четыре, пять-

Будем правила мы изучать

Пять,четыре, три,два, один

Встречай село Преображенка  нас!

Воспитатель: Ребята вот мы свамиприехали в наше красивое село Преображенка. Что нас будет ожидать мы сегодня и узнаем?

Воспитатель:Дорогие дети! Пишет вам мама Маши!помогите мне, пожалуйста.Мне посоветовали обратиться к вам! Маша   играет и катается   на проезжей части переходит дорогу в неположенномместе я за нее очень переживаю,что она  попадет в ДТП аведьона уменя самое дорогое что есть.

(Въезжает Маша на самокате, катается на дороге и играет в мяч)

Воспитатель: Девочка как тебязовут?

Девочка Маша:Меня зовут   Маша  

Воспитатель:А чтоты здесьделаешь? И почему катаешься в неположенном месте?

Девочка Маша:Мне родителикупилисамокат, и якатаюсь где хочу. Вот я и приехала к вам чтоб вы посмотрели, как я умею кататься. Только вот беда мне  сигналили, кричали, ругали, они мне мешали кататься.Еще я проезжала большой столб сбольшимиглазами, и он мигал красным, желтым, зеленым. Этонаверно разноцветные  огни?

Воспитатель: Нет Машаэто не разноцветные огни.

Воспитатель: Ребята, а что это заразноцветные огни?http://ds7ishim.ru/sites/default/files/news/img_to_text/svetofor_7.jpg

Дети:  Это светофор.

Воспитатель: Правильно! Длячего   нужен светофор?

Дети:Чтобы,ездить и ходить по ПДД

Девочка Маша:Кaкие такие еще правила? Я не хочу соблюдать правила,придумали. Буду кататься где хочу!

Воспитатель:Маша если ты будешь кататься там, где захочешь.То   ты создашь аварийную ситуацию.

Девочка Маша:(Грустная Маша) Ой я и не знала про такие правила! Как мне быть? (Плачет)

  Воспитатель: Машанеплачь мы тебе обязательно поможем! Ребята поможем Маши?

Дети:Да.

Воспитатель:Маша только будь внимательна! Ребята тебя сейчас научат ПДД?

Воспитатель: Для чего мы соблюдаем  ПДД?

Дети:  Для того чтобыдвижения пешеходов и водителей было безопасным.

Девочка Маша:Что-то я нечего не поняла?

Воспитатель:  Маша не переживай сейчас ребята тебе  покажут и расскажут.  Ребята давайте с Машей поиграем  игру.

Первое задание «Светофор»

Слушайте внимательно,нужно запрещающий сигнал светофора наложить на основу светофора. (Дети выполняют задания)

Воспитатель:Молодцы ребята! Маша теперь ты поняла для чего нужен светофор?

Девочка Маша: Да. Спасибо вам!

Воспитатель:Ребята,  а что помимо светофора еще есть?

Дети:  Дорожные знаки

(На стол раскладываются  карточки знаки). Вам необходимонайти знак «пешеходный переход»; «Автобусную остановку»; «Въезд запрещен»; «Осторожно дети»; «Дорожные работы»; «Пункт медицинской   помощи»

(Дети выполняют задание)

Девочка Маша:Да спасибо вам ребята! Я буду знать. Дети я вамсейчас такое расскажу, когда я к вам ехала я нашла карту,ну что это закарта я,  не знаю давайте разберемся.

( Карта Маршрут  ПДД по с. Преображенка)

Воспитатель: Маша это не карта. Это маршрут по нашему селу Преображенка. Это заданиядля вас которое нужновыполнить. Вам необходимо расставить знаки по ПДД. Маша будешь помогать ребятам?

Девочка Маша: Да

Воспитатель:Маша ты поняла для чего нужны знаки по   ПДД

Девочка Маша: Да! Этоведь так просто. Что-то я так устала? Может, поиграем?

Дети:Да

Воспитатель:Дети давайте поиграем

Проводится игра «Цветные автомобили». (чей гараж быстрее соберется).

Ребята вы будите автомобилями за место руля у вас будут круги цветные.

Я буду в центре сцветными флажками.Какого цвета флажок подниму, дети, имеющие руль такого цвета бегают по залу в   рассыпную.   Когда флажок опущу вы должны вернутся на свои места.

Правила: бегать только на свой цвет.

Девочка Маша:Ребята вы любите загадки?

Дети: Да

В два ряда дома стоят,

Десять, двадцать, сто подряд.

Квадратными глазами

Друг на друга глядят.(Улица)

Лежит полосатая, но не зебра(Пешеходный переход)

Стоит трехглазый и мигает глазом.(Светофор)

На машинах здесь, друзья,

Ехать никому нельзя,

Можно ехать, знайте, дети,

Только на…. ("Велосипедная дорожка")

Что за знак дорожный:

Красный крест на белом?

Днем и ночью можно

Обращаться смело!

Врач повяжет голову

Белою косынкой

И окажет первую помощь медицинскую. (Пункт медицинской помощи).

Этот знак заметишь сразу:

Три цветных огромных глаза.

Цвет у глаз определенный:

Красный, желтый и зеленый.

Загорелся красный – двигаться опасно.

Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор)

 В белом треугольнике

С окаемкой красной

Человечкам-школьникам

Очень безопасно.

Этот знак дорожный

Знают все на свете:

Будьте осторожны,

На дороге … (дети).

Придорожный Айболит

Вас подлечит, подбодрит. (пункт первой медицинской помощи)

Девочка Маша:Какие вы молодцы!

Воспитатель: Ребята нам нужно перейти на другую сторону, но светофор сломался. Как нам быть? Кто нам поможет в этой ситуации?

Дети: Инспектор ДПС.

Воспитатель: Сейчас я позвоню инспектору ДПС, сообщу о неисправности светофора, он нам поможет перейти дорогу.

В гости приходит Инспектор ДПС.

Инспектор ДПС: Здравствуйте Дети.

Дети: Здравствуйте!

Инспектор ДПС: Что у вас ребята случилось?

Дети:Сломался светофор.

ИнспекторДПС: Я сейчас вам помогу.

Инспектор ДПС: Я буду показывать. Когда нужно идти а когда ехать.

Инспектор регулирует жезлом направления пешеходов и водителей.

Игра Регулировщик

Инспектор ДПС:Ребята вы большие молодцы!За это я вас награждаю почетным удостоверением! Знатоки ПДД. (Вручает детям удостоверение).А мне пора  прощаться с вами! До новых встреч.

Дети: До свиданья!

Воспитатель: Маша тебе понравилось быть у нас в гостях?

Маша: Да. Спасибо вам ребята. Буду ездить по ПДД. Мне пора домой, ждет меня мама. До свиданья ребята!

Дети: До свиданья Маша. (Маша уезжает на самокате)

Рефлексия:

Ребята как вам сегодняшнее наше путешествие?

Дети: Дают ответы.

Воспитатель:Дети как вы думаете всем было безопасно в нашей игре?

Дети: Дают ответы.

Краткое описание используемых учебных, информационных и иных материалов

1.     «Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников» авторсоставитель Т.Г.Кобзева, И.А.Холодова, Г.С.Александрова

3.     Методические рекомендации: формирование дошкольников навыков                                                                                 безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений- М : Издательский дом, Третий Рим, 2008 год

4.     ПДД. Умные зверушки подскажут детям, как переходить через дорогу, какие бывают сигналы у светофора, какие можно встретить дорожные знаки на улице и многое другое. Без звука. Ссылка на

сайт http://viki.rdf.ru/item/281/download/

5.     Интернет портал газеты «Добрая дорога детства»https://www.dddgazeta.ru/ocs/

6.     Детский правовой сайт https://mir.pravo.by/

7.     Сайт: «Азбука Безопасности» http://www.azbez.com/

8.     Михайлова – Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО М.: Просвещение, 2018.

9.     Пазюкова М. А.Технология группового сбора и возможности ее реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие - Иркутск: ОГОБУ СПО «ИРКПО», 2011г.2023-11-10 07:59:43

Уникальность текста: 54%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Безопасные сказки"

Формирование представления об опасных для человека ситуаций и способах поведения в них....

Методическая разработка "Безопасное лето"

Настало лето – замечательное время года! Можно играть на воздухе, закаляться и оздоровляться.Дорогие родители, чтобы отдых принёс только удовольствие вам и вашему ребёнку необходимо соблюда...

Методическая разработка «Безопасность - прежде всего» группа старшего дошкольного возраста «Радуга»

Аннотация Актуальность проблемыобучения дошкольников старшего возраста правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.Детский дорожно-транспортный травматизм в Ро...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "БЕЗОПАСНОСТЬ. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ."

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА " БЕЗОПАСНОСТЬ. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"....

Методическая разработка"Безопасность жизнедеятельности в ДОУ"

Необходимость соблюдения безопасности в ДОУ, обучение воспитанников безопасному поведению в повседневнойжизни...

Краткая аннотация к разделу методической разработки «Безопасность на природе» (правила пожарной безопасности)

Презентация сделана по стихотворению " Лесная школа безопсности"., где детям  предлагается побыть в лесной школе и запомниьть правила  по пожарной безопасности вместе с лесными жит...