Открытое занятие по ОБЖ " Безопасность в природе" в подготовительной группе
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2 « Улыбка» г. Медвежьегорска
Воспитатель: Теппоева И.В.
Конспект занятия по ОБЖ «Безопасность в природе» в подготовительной группе.
Цель: закрепление правил безопасного поведения в природе.
Задачи: Закреплять знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу; развивать внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций, инстинкт самосохранения; учить некоторым приёмам первой медицинской помощи в случае травмы; воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу; воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование и материал: макеты: деревья, костёр, речка, камни, дрова.
Знаки: «Не сорить в лесу! », « Не трогать диких животных!», «Не оставлять непотушенный костёр в лесу», «Не шуметь в лесу! », рюкзак, предметы для д/и «Что возьмём с собой в лес»: коробок спичек, мешок для мусора, аптечка, перекись водорода, лейкопластырь, бутылка с водой, картинки - съедобные и несъедобные грибы, корзинка.
Предварительная работа: беседа, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, решение проблемных ситуаций по экологии и безопасности в природе.
Ход занятия:
Звучит музыка. Дети становятся в круг, приветствуют друг друга.
Воспитатель:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
- А вы рады видеть друг друга?
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и подарим свои улыбки и нашим гостям, чтобы у них было хорошее настроение.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить прогулку в лес. Хотите? Что такое лес? (много деревьев, растут грибы, ягоды, живут животные в лесу)
Воспитатель: - Правильно, лес – это составная часть природы, зеленый наряд нашей земли.
Воспитатель: - Зачем люди ходят в лес? (отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать грибы, ягоды).
Воспитатель: - Вот и я вам предлагаю отправиться в лес, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, а также узнать, какие опасности могут подстерегать вас в лесу, на природе и как правильно нужно себя вести.
- Как называют людей, которые ходят в лес, путешествуют (туристы).
- А для прогулки в лес нам необходимо взять с собой предметы, которые нам могут пригодиться (д/и «Что возьмём с собой в поход» - выбираются предметы, которые могут пригодиться в лесу)
Воспитатель: - Какую одежду нужно одеть, собираясь в лес?
Дети:
Одежда должна закрывать всё тело.
- Сейчас я проверю, знаете ли вы как правильно нужно одеваться в лес.
Д/и «Одень туриста» ( на доске на магнитах)
- Посмотрите. Перед вами различного вида одежда и обувь. Давайте оденем нашего туриста для прогулки в лес.
(Дети объясняют, почему нельзя надевать другие вещи в лес) .
Вывод:
- Одежда должна быть светлой - на ней легче заметить насекомое. Обязательно наденьте плотные брюки, например, джинсы, кофту с длинными рукавами, шапочку и поднимите воротник.
Воспитатель: - Кажется, всё взяли, ничего не забыли. Ну, что отправляемся! Но даже в самом обычном лесу, в котором вы не раз бывали с взрослыми, человека подстерегает множество опасностей.
Дети закрывают глаза (звук волшебства)
Звучит аудиозапись «Утро в лесу»
Воспитатель: - Мы очутились в лесу. Посмотрите, какая красивая поляна. А, что здесь такое? (на поляне разбросан мусор). По всей поляне разбросан мусор! Кто же так сделал? Разве можно отдыхать на такой поляне? Как нам быть, ребята? (дети предлагают собрать мусор)
Воспитатель:- А во что мы будем собирать мусор? (в мешок для мусора).
Правильно, мы в рюкзак положили такой мешок. Ну, что, соберём мусор (дети собирают мусор в пакет для мусора).
Воспитатель:- Молодцы, ребята! Мы собрали весь мусор, как стало чисто и красиво! Ой, а я, кажется, поранила себе палец. Туда попадут микробы. Что же мне делать? (дети отвечают, что в рюкзаке есть аптечка – перекись и пластырь; дети «лечат» палец)
Воспитатель: - Вот спасибо, ребята, вы оказали мне первую медицинскую помощь. Мой палец скоро заживёт. Вот, что значит, оставлять мусор в лесу! Как вы думаете, можно так поступать? (нет – это опасно для людей, животных, вредно для природы).
Воспитатель: - А чтобы в лесу никто больше не мусорил, какой знак нужно повесить? (дети выбирают знак «Не сорить в лесу! ») (воспитатель вешает на полянке на дерево знак). Пусть он здесь висит, чтобы все видели этот знак.
Воспитатель: - Ребята скажите мне, пожалуйста, можно ли в лес ходить одним? (ответы детей).
Воспитатель: - В лесу можно заблудиться. Правильно, только с взрослыми нужно ходить в лес.
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Можно — Нельзя». Дети становятся в круг. Каждому ребёнку раздаются по 2 кружка: зелёный – можно, красный – нельзя ( круги лежат на столах).
Предлагаемые детям ситуации:
- Ходить одному в лес за грибами и за ягодами.
- Ходить с подружками и друзьями.
- Ездить с родителями в лес.
- Убегать от родителей, увидев в чаще леса красивую полянку
- Все время находиться вместе с родителями.
Физкультминутка «Наблюдение за природой»
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнём,
Вверх на солнце посмотрели,
Его лучики согрели.
К небу ручки потянули, позвоночник растянули (потягивания)
Отдохнули, поиграли и нисколько не устали (прыжки)
Воспитатель: - Ребята, мы так расшумелись! А можно ли шуметь в лесу? (ответы детей) Правильно, ребята, в лесу нельзя шуметь. Почему? (ответы детей). Помни: крик и громкая музыка пугают лесных жителей, и они покидают свои домики. Какой знак нужно поставить, чтобы все знали это правило? (знак «Не шуметь в лесу!»).
Воспитатель: - Ой, ребята, кто это? ( из кустов выползает змея). Мы, наверное, так расшумелись, что испугали змею и она выползла на поляну. Скажите, пожалуйста, а что мы должны делать в этом случае? (не подходить, не трогать). А чем может быть опасен укус змеи? (смертельно)
- А можно ли вообще подходить к диким животным и трогать их? (нельзя). Почему?
-Давайте повесим вот такой знак: « Не трогать диких животных!»
Воспитатель: - Ну, что идём дальше!
- Что-то в лесу стало прохладно. Как нам согреться? (можно развести костёр). Да, можно развести костер, но только делать это можно в специально отведенных местах и в безветренную погоду, неподалёку от водоёма и только со взрослыми. Вот как раз подходящее место для нашего костра. Что нужно сделать сначала? ( выкопать ямку или обложить камнями). А теперь давайте соберём дрова для нашего костра (дети собирают «дрова», воспитатель собирает их в костёр. На дрова кладёт красную ткань, под ней фонарик)
Воспитатель вместе с детьми садятся к костру.
Воспитатель: - Дрова есть, чем будем костёр разжигать? (спичками)
- А детям можно брать спички в руки? (нет, только взрослым) Значит, костёр буду разжигать я.
Он красив и ярко – красен.
Но он жгуч, горяч, опасен!
Воспитатель: - Поэтому, ребята, к костру подходить близко нельзя! (воспитатель берёт коробок со спичками и «разжигает костёр» – чиркает спичку без серы, включает фонарик под красной тканью).
Воспитатель: - Давайте, протянем ладошки, чтобы погреть руки. Хорошо в лесу посидеть у тёплого костра (звучит релаксация «треск дров»).
Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что в лесу растут грибы и ягоды. Все ли грибы, ягоды, можно собирать? (есть съедобные и несъедобные, ядовитые). Почему нельзя собирать несъедобные растения? (опасны для здоровья). Если вы не знаете грибы и ягоды, можно их брать? (ответы детей)
Воспитатель: - А несъедобные грибы можно срывать, топтать? Почему? (они могут быть полезны животным, животные едят их и лечатся ими)
Проводится с детьми д/игра «съедобные и несъедобные грибы». Давайте мы с вами соберём в корзинку только съедобные грибы ( картинки с различными грибами).
Воспитатель: - Ребята, а кто видел или знает, как правильно нужно собирать грибы.
(Кто-то из детей говорит, что нужно вырывать с корнем, а кто-то говорит, что нужно срезать ножку гриба ножом)
Воспитатель:- Часть ножки срезают ножом, если аккуратно срезать гриб, то на следующий год на этом месте вырастет ещё один гриб и даже не один. А если вырвать гриб с корнем, то грибница повредится, и грибы здесь больше не вырастут.
- А какие лесные ягоды вы знаете?
- Молодцы, вы знаете много лесных ягод.
(Воспитатель показывает картинки ядовитых ягод).
Как называются эти ягоды?
(Волчье лыко, вороний глаз.)
Чем они опасны?
(Если дети затрудняются, рассказывает воспитатель).
- При сборе диких ягод в лесу следует проявлять осторожность, чтобы в корзинку не попали ягоды ядовитые. По своим внешним данным они весьма красивы, аппетитны и не вызывают опасений, поэтому и могут попасть не только в корзинку, но и в рот неопытному и незнающему собирателю, а это грозит порой смертельной опасностью.
Основное правило - "Сомневаешься - не бери!"
Заключительная часть:
Воспитатель: - Ну, что, ребята, мы с вами отдохнули, погрелись у костра, и теперь нам пора возвращаться в детский сад (дети и воспитатель собираются уходить с полянки)
Воспитатель: - Ребята, мы ничего не забыли? (потушить костёр). Чем можно потушить костёр? (песком, водой). А что у нас есть в рюкзаке? (бутылка с водой).
(воспитатель «тушит» костёр)
Воспитатель: - Костёр потушили. Почему нельзя оставлять костёр горящим? (сгорит лес, животные). Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные деревья.
Воспитатель: - Чтобы никто не забывал о вреде огня, какой знак мы повесим? (дети выбирают знак «Не оставляйте костёр!»), воспитатель вешает знак на дерево.
- Мы всё сделали правильно? Наш отдых в лесу не навредил природе.
Воспитатель: - А теперь давайте поиграем в игру «Топай - хлопай» (если выражение правильное, то дети хлопают, а если неправильное – топают)
Нужно ломать ветки деревьев.
Нужно оставлять мусор в лесу.
Надо собрать мусор в пакет.
Надо разжигать большие костры в лесу, особенно в ветренную погоду.
Нужно беречь лес от пожара.
В лесу можно шуметь.
Можно разорять птичьи гнёзда.
Воспитатель: - Молодцы! Ребята, как красиво в лесу, тихо. Здесь мы много увидели, узнали, многому научились, но нам пора в детский сад. Давайте попрощаемся с лесом.
Ребенок: Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес, полон сказок и чудес.
Воспитатель: А теперь возвращаемся в детский сад. Дети закрывают глаза (звук волшебства)
- Вот мы и вернулись в нашу группу. Вам понравилась наша прогулка? А где мы сегодня были? А о каких правилах мы сегодня говорили? А после занятия я вам предлагаю нарисовать свои знаки, чего ещё нельзя делать в лесу. Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».
АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок поп...
открытое занятие по основам безопасности жизнедеятельности в подготовительной к школе группе
Занятие в подготовительной группес заданиями, заадками, повторением и закреплением....
Конспект открытого занятия по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе
Конспект обобщающего занятия по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе на тему: «В стране сказок» с целью закрепления знаний детей о правилах безопасного поведения в разли...
Конспект открытого занятия по основам безопасности жизнедеятельности в средней группе на тему: «В стране сказок»
Закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, об опасных предметах...
Конспект открытого занятия по ПДД «Безопасная дорога» в средней группе
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Поэтому в нашем детск...
Презентация Открытого занятия по ПДД «Безопасная дорога» в средней группе
Цель: создание условий для расширения знаний детей о правилах дорожного движения....
Открытое занятие по основам безопасности жизни в подготовительной группе «Путешествие по островкам безопасности».
Цели и задачи: -Закрепить знания о безопасности, правила поведения в быту и на улице; развивать мышление, сообразительность, фантазию....