Статья "Островок безопасности"
статья по обж (подготовительная группа)

Хотулева Елена Александровна

В статье представлены технологии , которые обеспечат эффективное формирование устйчивых практических навыков у детей по правилам безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ

Е.А. Хотулева

МАДОУ «Детский сад №6 «Светлячок»

г. Лесосибирск, Россия

В статье представлена актуальность безопасного поведения детей дошкольного возраста как одной из основных задач дошкольного образования, а также некоторые технологии, которые обеспечат которые обеспечат эффективное усвоение содержания установленного объема знаний, и формирование устойчивых практических навыков у детей.

The article presents the relevance of safe behavior of preschool children as one of the main tasks of preschool education, as well as some technologies that will ensure the effective assimilation of the content of the established amount of knowledge, and the formation of sustainable practical skills in children.

Ключевые слова: безопасность, дошкольник, ДОУ

Keywords: safety, preschoolers, preschool

Анализируя статистику травматизма и летальных исходов среди несовершеннолетних, можно выделить несколько актуальных тенденций. Наиболее распространенными причинами травм   среди детей были падения (около 40 % случаев), травмы при занятиях спортом и активных играх (25% случаев), при пожарах (30% случаев), дорожно - транспортные происшествия (586 случаев), зафиксированных в России на начало 2023 года. Самой уязвимой группой являются дети до 5лет, так как они не в полной мере координируют свои движения и не могут оценивать опасность.

Поэтому одной из наиболее приоритетных и важнейших для человечества потребностей, является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В. А. Левицкого, И. М. Сеченова, А. А. Скочинского и др. Также, большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых Л. Адлера, Б. Паскаля, З. Фрейда, П. Маслоу и др.

Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве и, согласно, научным данным, оно на 10% обуславливается возможностями медицины и здравоохранения, на 20% - состоянием окружающей среды, на 20% - наследственностью и на 50% - образом жизни.

Все мы – педагоги и родители – пытаемся ответить на вопрос «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни наших детей?». Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.  То есть, разработать и использовать такие педагогические технологии, которые обеспечат эффективное усвоение содержания установленного объема знаний, и формирование устойчивых практических навыков у детей. Общеизвестно, что знания, полученные в детстве, наиболее устойчивы, а правила, усвоенные в эти годы, будут полезны в дальнейшем, когда дошколята будут уже школьниками.

Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения дома, на улице, на природе и т.д. – это работа не одного дня. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.

С целью формирования у детей безопасного поведения, нами был разработан перспективный план, где были определены несколько жизненоважных тем, а именно:

- «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка»;

- «Ребенок дома»;

- «Ребенок на улице»;

- «Ребенок и незнакомые люди»;

- «Ребенок и природа»;

В своей работе по ОБЖ используем такие формы обучения как, видеоролики, экскурсии, беседы, специальные занятия, чтение художественной литературы, различные проблемные ситуации, игры, спортивные и театральные развлечения, различные акции. При знакомстве детей с правилами безопасности делаем акцент на формирование у них определенной модели поведения: предвидеть опасность, уметь принять меры во избежание опасности, уметь обращаться за помощью к другим, уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

Для лучшего усвоения материала применяем следующие методические приемы: словесный метод, наглядный метод и игровой метод, использование ТСО, а также здоровьесберегающие технологии.

Известно, что игра является ведущей деятельностью дошкольников. Поэтому игровой метод был и остается традиционным средством педагогики. Ведь игра — это источник радостных эмоций и хорошего настроения, в процессе которой, они усваивают социальный опыт. Дидактические игры и пособия (специально подобранные), помогают детям закрепить полученные знания. Например: дидактическое упражнение «Покажем мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться» - формирует представление о необходимости заботиться о своем здоровье; дидактическая игра «Не бери предметы, которые трогать нельзя» - формирует представление правил безопасного поведения в быту; дидактическая игра «Три сигнала светофора» - уточняет знание сигналов светофора и действий пешеходов.

 В возрасте 3-5 лет у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. В связи с этим активно применяем метод наглядного и словесного обучения, то есть любую организованную деятельность с детьми сопровождаем демонстрацией иллюстраций, красочно оформленных картинок, примерами из личного опыта.

При знакомстве с правилами дорожного движения, а также пожарной безопасности рассматривали иллюстрации, макеты дорожных знаков, форму работников ГИБДД и МЧС и просматривали учебные мультфильмы.

Принимая во внимание возрастные особенности детей, стараемся развивать в них самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны собственной жизни и здоровья. Так, после бесед «Расскажем Чебурашке, как вести себя в детском саду»; «В группе должен быть порядок», предложили придумать правила поведения в группе самим детям и совместными усилиями нарисовали опорные схемы этим правилам.

Большое внимание уделяется укреплению физического здоровья детей. Это не только занятия физкультурой и ежедневная двигательная активность, но и ежедневные комплексы дыхательной гимнастики и массажа К.К. Утробиной, Уманской. Ежемесячно проводим физкультурные досуги и тематические развлечения: «В гостях у доктора Айболита», «Если хочешь быть здоров», «Маленькие ножки бегут по дорожке», «Путешествие по городу», «Тили – тили – тили - бом! Загорелся Кошкин дом!» и др.

В непосредственно образовательной деятельности, при знакомстве с русскими народными сказками, где на примере героев, знакомим детей с правилами безопасного поведения с посторонними людьми на улице и дома. Всем известные сказки содержат примеры нарушения правил безопасного поведения: давайте вспомним русскую народную сказку «Колобок», Колобок ушел гулять без спросу и поплатился за это, встретив хитрую лису, которая льстивыми речами заманила Колобка сесть себе на нос. Девочки из русских народных сказок «Три медведя», «Маша и медведь» ушли одни в лес и заблудились. Во всех этих сказках герои нарушили такое правило опасности: родители всегда должны знать, где находятся дети, а детям нельзя никуда уходить без разрешения родителей. В сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» можно увидеть сразу несколько нарушений правил безопасности: во–первых, Красная Шапочка  остановилась в лесу и стала разговаривать с волком (она еще не знала, как это опасно), во–вторых, рассказала ему, где живет ее бабушка («Вон в той деревне за мельницей, в первом домике с краю»), а в–третьих,  увидев,  что ее бабушка выглядит не так, как обычно,  легла рядом вместо того, чтобы позвать кого–нибудь из взрослых на помощь.                  

Дети должны понять, что опасность подстерегает не только на улице, но и дома. Посредством русской народной сказки «Волк и семеро козлят» разъясняли детям, что нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомца ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Также типичным примером того, что может случиться, если поверить ласковому голосу и привлекательным обещаниям чужого, является русская народная сказка «Кот, петух и лиса»: ласковым голосом лиса предлагала Петушку выглянуть в окошко, обещая дать ему горошка, все это усыпило бдительность Петушка и он трижды был схвачен лисой, которой захотелось петушиного мяса попробовать. Эта же сказка учит, как дети должны вести себя в ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (если хватают за руку, берут на руки, затаскивают в машину), то есть громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих. Каждый раз, когда лиса хватала петушка, он кричал: «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!».

Говорить о сказках можно долго. Многих бед в сказках могло бы не случиться, если бы герои знали элементарные правила безопасности.

Проблемы, связанные с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Для этого обеспечиваем преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей.

Для формирования заинтересованности родителей по проблемам ОБЖ провели следующие мероприятия:

-анкетирование «Осторожно: дорога!», «Актуальность проблемы ОБЖ»;

-подборка тематических консультаций в папку – передвижку для родителей;

-конкурсы по изготовлению пособий по темам: «Искру туши до пожара, беду отведи до удара», «Дорога и пешеход», «Осторожные сказки»;

-тематические встречи «Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой», «Школа дорожных наук», где в роли выступающих родители (работники ГИБДД и МЧС);

-КВНы, спортивные и театральные развлечения;

-дискуссия (совместно с работниками ГИБДД, врачами – травматологами) «Профилактика детского травматизма»;

-родительские собрания «Пример взрослого заразителен».

Таким образом, работа по здоровьесбережению дошкольников в ДОУ очевидна, она является одной из важнейших составляющих деятельностей. Решать эту проблему необходимо комплексно, взаимодействуя со всеми участниками педагогического процесса.

Список литературы:

  1. Вдовиченко, Л.А. Ребенок на улице: Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения. - СПб., «Детство-Пресс»,2009.
  2. Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. -120 с.

3. Кулик, Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ.-М: ТЦ Сфера, 2006. -(Программа развития).

4. Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности.-М.: ТЦ Сфера,2008. -(Вместе с детьми).

5. Шорыгина, Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей.-М.; Книголюб, 2005г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа

laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...

Расскажите детям о пожарной безопасности с помощью электронных интерактивных пособий («Детям о пожарной безопасности», «Викторина для детей по пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности»)

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...