Методическая разработка "Дорожная азбука"
методическая разработка (средняя группа)

Программа по реализации дополнительных образовательных услуг «Дорожная азбука»,  разработана в силу особой актуальности проблемы  - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.

Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников Правилам дорожного движения направляет работу педагога  на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, внутри микрорайонов, где дети играют, а так же во время передвижения детей в самих транспортных средствах.

Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_dorozhnogo_dvizheniya.doc174 КБ
Файл nravstvenno-patreoticheskoe.docx355.74 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы:

1. Паспорт.

2. Пояснительная записка.

3. Актуальность, цель, задачи.

4. Содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению правил дорожного движения:

принципы обучения,

механизм реализации программы,

календарно - тематическое планирование.

5. Мониторинг уровня знаний, умений и навыков по освоению ПДД.

#1056;абота с родителями.

9. Литература.

Паспорт программы.

Наименование программы.

Программа по реализации дополнительных образовательных услуг по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная азбука» в рамках реализации образовательной области «Безопасность».

Название организации

МКДОУ'Детский сад 33'Радуга"

Руководитель кружка

Очирова Джиргал Анатольевна

Название использованных

Программ.

Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. Т.И. Данилова. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.

Направленность программы

Программа «Дорожная азбука» разработана для детей дошкольного возраста (средней, старшей групп). Возрастной состав детей от 4 лет.

Нормативно- правовое обеспечение программы

Закон РФ «Об образовании» ст.26 п.1 2обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;

СанПиН «Изменения № 1 к СанПиН

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

Инструктивно – методическое письмо Министерства образования РФ от 04. 03. 2000, № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучениях»;

  • Федеральный закон от №196-фз «О безопасности дорожного движения».

Цель Программы:

Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Задачи Программы:

#1054;своение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих упражнений, занятий, игр, тренингов.

#1054;рганизация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ по проблеме согласно ФГОС ДОУ.

3. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.

#1056;азработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

6. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 1 год 2022-2023 гг. Работа кружка

«Дорожная азбука» охватывает период с сентября по май в течение года. Занятия проводятся 1 раз в неделю ;20 минут(в зависимости от возрастной группы). Количество детей – 10 -12 человек.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построение адекватного безопасного поведения. Овладение умениями принимать правильные решения в дорожных ситуациях. Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге. Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой. Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Основные аспекты системы работы по изучению ПДД:

#1056;ебенок – пешеход.

#1056;ебенок – пассажир городского транспорта.

3. Ребенок – водитель детского транспортного средства (велосипед, самокат, коньки, ролики и др.).

Пояснительная записка.

Программа по реализации дополнительных образовательных услуг «Дорожная азбука», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.

Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников Правилам дорожного движения направляет работу педагога на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, внутри микрорайонов, где дети играют, а так же во время передвижения детей в самих транспортных средствах.

Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения.

Многие программы по изучению ПДД дошкольниками рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Мы считаем, что знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с среднего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Главная задача Программы дополнительных услуг «Дорожная азбукасостоит в том, чтобы дать представления дошкольникам об окружающем дорожном пространстве, умение ориентироваться в нем, сознательно выполнять правила дорожного движения. Реализация программы рассчитана на 4 года. Обучение Правилам дорожного движения по Программе «Дорожная азбука» начинается с младшей группы до подготовительной, с последующим усложнением программы.

Образовательный процесс состоит из трех видов деятельности:

#1054;бучение теоретическим знаниям (вербальная информация).

#1057;амостоятельная работа - рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач.

#1055;рактическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-драматизации, экскурсии, использование ИКТ на занятиях по ознакомлению с ПДД).

Образовательная деятельность, проводимая с детьми, имеет практическую направленность на обеспечение безопасности, на формирование у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. Задача педагогов не столько обучить, сколько научить ребенка полагаться только на самого себя, в плане правильного и безопасного поведения на улицах и дорогах, дать представление об опасности, выработать навык и правильные поведенческие установки.

Материал, представляемый детям в рамках образовательной деятельности, постепенно усложняется, уточняется, дополняется, передается через традиционные и инновационные методы и формы организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с тематическим планом работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.

Важным в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные усилия воспитателей и родителей. С этой целью в перспективный план Программы Дорожная азбука» включены различные формы взаимодействия с родителями: развлечения, досуги, консультации и т.д.

Новизна программы: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы. Практическая ценность: представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная с младшей группы.

Ожидаемый результат: ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно - транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.

Работа кружка «Дорожная азбука» охватывает период с октября по май в течение года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 20 минут - средняя группа. Количество детей в группе 10 человек

День недели

Количество детей

Возрастная группа

Время проведения

Вторник

10 детей

Средняя

0 (20 мин.)

Актуальность.

Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД - одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В ситуации «автомобильного беспредела» мало заставить ребенка «слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Мир за пределами собственной квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых может стать и он сам. А как раз здесь и подстерегает опасность. Часто дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. Бывает, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложнейшие перекрестки. Одной из основных причин дорожно - транспортных происшествий с детьми является незнание ими Правил дорожного движения, правил посадки в автобус и т.д.

Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как: неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; переоценка своих возможностей. Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения.

Цель программы: Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирования у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города

Задачи программы:

#1054;своение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих упражнений, занятий, игр, тренингов.

2. развивающей предметно-пространственной среды ДОУ по проблеме согласно ФГОС ДО.

#1040;ктивизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по ПДД и безопасному поведению на дороге.

#1055;овышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников ПДД.

5. Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

#1054;беспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

Принципы обучения.

Процесс формирования навыков безопасного поведения ребенка на улицах города строится с учётом общедидактических принципов обучения:

Принцип систематичности и последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Принцип наглядности.

Принцип доступности обучения.

Принцип индивидуализации обучения.

Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.

Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда» учитывает закономерности: чем меньше возраст ребенка, тем легче сформировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия – дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие опасности могут подстерегать их на улицах и дорогах, если они не будут соблюдать правила дорожного движения.

Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, так как неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного право послушного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления

без сопротивления регулируют свое поведение и замечают нарушения правил дорожного движения сверстниками и взрослыми. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

Технологии обучения.

Личностно – ориентированная ставит в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

Игровая - подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальных норм.

Проблемного обучения - организация занятий, предполагающая создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего происходит овладение навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Ситуационного обучения заключается в систематизации и анализе типичных дорожно - транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП, приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадание ребенка в ДТП.

Интегрированного подхода в воспитании навыков безопасного поведения совокупность деятельностей и их методов, направленных на эффективный процесс организации познавательной деятельности, создающих условия для формирования безопасного поведения.

Формы и методы проведения образовательной деятельности (в том числе и НОД) по изучению правил дорожного движения.

Программа предполагает систематическую и разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск позволяют:

ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;

привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Работа в ходе реализации программы может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.

К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить воспитанникам новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, рисунков в учебной книжке-тетради, записью новых слов, понятий, определений.

Рассказ-объяснение необходимо применять, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимость между изучаемым объектом и явлениями в дорожной среде (например, между переходом дороги и зеленым сигналом светофора и т.д.). В рассказе-объяснении педагог постоянно дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными.

Беседы, минутки (пятиминутки). Этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт ребенка, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки.

Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.

Правильно сформулированная задача придает мышлению детей направленность на то, что от них требуется. Существенную роль играют установки педагога на запоминание той или иной информации, неоднократное повторение в процессе занятий (по разным темам), например, значимости зеленого света светофора как безопасного, красного - как опасного или правила перехода улиц и дорог (смотрим во все стороны, а затем налево, направо).

Решение проблемных ситуаций.

Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом - способ выполнения.

Тематические игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя на улицах и дорогах. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.

Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.

Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. В подготовительной группе в игру вводятся моделирование дорожных ситуаций для самостоятельного поиска выхода из опасных ситуаций, анализа и оценки ошибочных, неправильных и, наоборот, правильных и безопасных действий.

Экскурсии. Важно показать, где нельзя переходить улицы и дороги: вблизи крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги; на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т.д. На экскурсиях дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.

Конкурсы, викторины, развлечения, досуги.

Чтение художественной литературы.

Продуктивные виды деятельности.

Механизм реализации программы.

Механизм реализации программы «Дорожная азбука» предусматривает:

проведение мероприятий с воспитанниками в рамках календарного плана.

Программа рассчитана на 1 год:

4-5 лет (средняя группа)

Задачи:

  1. Развивать умение ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности.
  2. Закрепить знания о разных видах транспорта, с особенностями их внешнего вида и назначения.
  3. Продолжать знакомить с понятиями улица, проезжая часть, тротуар, перекресток, остановка общественного транспорта.
  4. Дать представление о дорожных знаках: «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
  5. Закрепить понятие пешеход, пассажир.
  6. Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте, на дороге.

Ожидаемый результат:

ребенок, умеющий ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности; имеющий представление о понятиях: пешеход, пассажир, улица, дорога, перекресток, светофор, дорожные знаки.

Содержание работы

Количество мероприятий

в неделю

в месяц

в год

Мероприятия по тематическому плану

1

4

34

Календарно - тематическое планирование

по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге в средней группе.

Задачи: - Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.

-Знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями; определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса.

- Знакомить детей с трудом водителя некоторых видов транспорта.

- Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход».

-Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.

- Учить выполнять требования сигналов светофора: красный (стой), красный и желтый одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди), мигающий зеленый и желтый (скоро загорится красный).

- Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в детский сад на легковом автомобиле, трамвае.

- Учить изображать на рисунке сигналы светофора.

- Учить определять, кто правильно выполнил правила, кто их нарушил.

- Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения: места, где можно ходить пешеходам, как переходить проезжую часть.

Показатели развития:

Дети знают:

- Ходить можно только в установленных местах дороги (тротуар, обочины, край проезжей части, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, но, не мешая движению велосипедистов).

- Переходить проезжую часть дороги можно только в шести местах проезжей части (пешеходные переходы; наземные переходы; у перекрестка по линии тротуаров или обочин, при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка под прямым углом к краю проезжей части, где она хорошо просматривается в обе стороны движения; на остановках маршрутных транспортных средств при движении к стоящему на остановке транспортному средству или от него со стороны дверей, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной, расположенной на ней.

- Правила перехода проезжей части и опасные места на ней.

- Транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность.

- Движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора, а не светом или цветом его.

Сентябрь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

1.Рассматривание картин «Улица города». Цель: Уточнить представления детей об улице (на улице есть широкие и узкие дорожки), по широкой дороге, которая называется проезжая часть, ездит транспорт, а по узкой дороге (тротуар) ходят люди; закреплять знания о видах транспорта, знакомить с правилами поведения на улице о светофоре и значении его цветов.

2.Дидактическая игра: «Знакомство с улицей города». Цель: Закрепить у детей знания о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и, дороги, по которым движется транспорт, формировать у детей понятие, что движение машин по дороге бывает односторонним и двусторонним. Дидактическая игра «Где мы гуляем». Цель: Знакомить с понятиями «Дорога», «Улица».

3.Практическое упражнение: «Правила поведения на тротуаре и передвижение по дороге". Дидактическая игра «Куда пойдешь - то найдешь». Правила перехода проезжей части дороги.

4. Цвета, их последовательность и значение в дорожном движении.

Ситуация общения «Мы по улице идем, маму за руку берем».

Октябрь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

Транспортные средства (пассажирский, грузовой, оперативный и специальный).

1.Дидактическая игра: «Путешествие по городу на транспорте». Цель: знакомить детей с городом (в нем много улиц, домов, парки, детские сады, школы), дать представление о том, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, маршрутном такси. Знакомить детей с особенностями движения общественного транспорта.

2.Дидактическая игра «Без чего машина не бывает?». Цель: повторить названия транспортных средств. Учить называть части машины и их назначение.

Рисование «Городской транспорт». Закрепление представлений о транспорте и практических умений в рисовании мелом на асфальте.

Дидактическая игра: «Как транспорт людям помогает». Цель: знакомить детей с видами специализированных машин (снегоуборочная машина, скорая, пожарная); формировать у детей представления о том, как машины людям помогают, закрепить с детьми знания о правилах передвижения на дороге для пешехода и для шофера.

3.Чтение художественных произведений: Я. Пишумов «Машины». Через художественные произведения уточнять представления детей о работе милиционера, о жизни улицы.

4.Конструирование «Гаражи для машин», «Стоянка для машин». Учить сооружать постройки, следуя заданным условиям.

Ноябрь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие». «Светофор».

1.Дидактическая игра «Наш друг светофор». Цель: закреплять знания детей о светофоре и назначении его цветов, продолжать работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре.

Дидактическая игра «Собери светофор».

Дидактическая игра «Найди такого цвета, как сигнал светофора». Закрепить с детьми знание цветов светофора - красный, желтый, зеленый. Учить детей безопасному поведению на улице. Знакомить с

правилами поведения на проезжей части и на тротуаре.

2.Целевые прогулки. «Светофор». Дополнять представления детей об улице новыми сведениями. Закреплять знания о светофоре.

3.Загадки о светофоре. Через загадки развивать у детей мышление, смекалку.

Чтение С. Михалков «Моя улица», «Светофор». М. Дружинина «Наш друг светофор», «Светофор - постовой». Н. Елжова, стихотворение «Бездельник - светофор» С. Михалков. Через художественные произведения уточнять представления детей о работе милиционера, о жизни улицы.

4. Аппликация «Светофор». Цель: Учить работать ножницами, соблюдать правила технической безопасности.

Декабрь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

Правила перехода проезжей части дороги.

1.Дидактическая игра «Пешеход». Знакомить детей с понятием «Пешеход». Закреплять умение ориентироваться на улице.

2.Дидактическая игра: «Пешеходный переход». Учить находить пешеходный переход; познакомить с правилами перехода проезжей части по пешеходному переходу, воспитывать внимательное отношение к переходу улицы. Дидактическая игра: «Собери дорожный знак – пешеходный переход».

3.Чтение стихотворения В. Головко «Правила движения». Цель: Через чтение стихотворения показать детям, как важно знать ПДД.

4.Дидактическая игра «Дорожное лото». Цель: развивать у детей наблюдательность на дороге, закреплять правила поведения на улицах города, учить детей анализировать ситуации на дороге.

Январь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

«Дорожные знаки».

1.Беседа «Знаешь ли ты дорожные знаки?». Дидактическая игра: «Помощники на дороге». Цель: закреплять у детей знания о работе светофора, расширять представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Дети».

2.Дидактическая игра « Правила дорожного движения». Цель: закреплять основы дорожной грамоты, познакомить с основными дорожными знаками, их назначением.

Дидактическая игра: «Собери дорожный знак – пешеходный переход».

Дидактические игры: «Угадай и покажи дорожный знак», «Чем накормить автомобиль».

3.Развлечение «Незнайка у нас в гостях». Цель: закреплять знания детей дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети»; продолжать учить соблюдать правила дорожного движения на улице, воспитывать культуру поведения на улице, отзывчивость и желание помочь другу в сложных ситуациях.

Февраль

Социально - коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

«Милиционер - регулировщик».

1.Беседа с милиционером - регулировщиком. Знакомить с внешним видом милиционера, с его работой.

2.Чтение стихотворения В. Головко «Правила движения». Цель: Через чтение стихотворения показать детям, как важно знать ПДД.

3.Чтение С. Михалков «Дядя Степа - милиционер». Чтение стихотворения «Светофор - постовой». Н. Елжова.

Через художественные произведения уточнять представления детей о работе милиционера, о жизни улицы.

4.Практическое упражнение «Переходим улицу». Учить детей переходить улицу по сигналу светофора.

Практические игры по правилам дорожного движения: «Цвета, их последовательность и назначение в дорожном движении».

Март

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

Практические игры по правилам дорожного движения:

1.Дидактическая игра «Зеленый огонек». Цель: расширять знание детей о названиях улиц. Расширять представления о правилах поведения на улице. Закреплять умение детей применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх. Дидактическая игра «Берегись автомобиля». Закреплять правила дорожного движения

2. Чтение художественной литературы В. Лебедев - Кумач «Про умных зверюшек», С. Маршак «Мяч». 3.Целевая прогулка на ближайший перекресток. Учить детей устанавливать простейшие связи во взаимоотношениях пешеходов и водителей. Развивать наблюдательность и любознательность. 4.Практическое упражнение «Переходим улицу». Учить детей переходить улицу по сигналу светофора, по пешеходной дорожке

Апрель

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

Практические игры по правилам дорожного движения:

1.Дидактическая игра: «Цвета, их последовательность и назначение в дорожном движении». Настольно - печатные игры. Знакомить с правилами настольных игр по ПДД.

2. Дидактические игры: «Угадай и покажи дорожный знак», «Чем накормить автомобиль».

3. Чтение произведения М. Дружиной «Умный светофор». Побуждать детей к активному участию в пересказе произведения.

4. Беседа «Дорога до детского сада». Развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве.

Май

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

1.Практические игры по правилам дорожного движения:

Дидактические и настольно - печатные игры: «Едем в общественном транспорте». «Виды транспорта». «Собери картинку» разрезанные на 4 части картинки с видами транспорта.

Проигрывание ситуаций «Мы на остановке», «Мы в автобусе». Инсценировка ситуации - мама с сыном входят в автобус. Из автобуса пассажиры выходят по очереди.

Проблемная ситуация - в автобус входят папа и сын. Кто кого должен посадить.

2. «Правила поведения в общественном транспорте». Цель: сформировать основы культуры поведения в общественном транспорте, познакомить с дорожными знаками, обозначающими остановки городского транспорта.

3.Чтение художественных произведений: В. Берестов «Это еду я бегом». С. Михалков «Если свет зажегся красный». С. Яковлев «Нужно слушаться без спора». С. Маршак «Мяч». С. Михалков «Дядя Степа - милиционер». Б. Житков «Что я видел», «Светофор», «Какое такси». С. Михалков «Моя улица», «Светофор». М. Дружинина «Наш друг светофор». Через художественные произведения уточнять представления детей о работе милиционера, о жизни улицы.

4.Развлечение «Веселые правила движения» .Цель: закреплять знания детей о ПДД через игровые ситуации.

Итого: 34занятий

Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД

Мониторинг проводится два раза в год: 1 – вводный (сентябрь)

2 - итоговый (май).

Уровни усвоения программы оцениваются по 3-х балльной системе:

высокий – 3 балла;

средний – 2 балла;

низкий – 1 балл.

Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.

Средняя группа

Дети должны:

- называть все сигналы светофора и рассказывать об их значении: красный, желтый - «стой», зеленый - «убедись в безопасности и иди»;

- узнавать разные виды транспорта; уметь классифицировать их: водный, воздушный, наземный;

- называть правила поведения в транспорте, на улице;

- знать, где можно переходить проезжую часть.

Вопросы мониторинга усвоения Программы по ПДД по направлению: «Правила поведения в транспорте».

#1043;де должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство? Пассажир должен находиться на автобусной остановке, посадочной площадке. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.

#1050;ак должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорт? Ожидая транспорт, пассажир должен вести себя спокойно, быть внимательным и осторожным.

3. Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет невнимательным и неосторожным?

#1050;ак пассажир должен вести себя в транспорте? Пассажир в транспорте должен вести себя спокойно: не толкаться, проходить вперед, уступать места пожилым людям и пассажирам с детьми.

5. Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь? Пассажир не должен заходить в транспорт с мороженым, можно запачкать других людей. Нельзя ничего выбрасывать в окно, мусор может попасть в прохожего и загрязнить улицу.

#1063;то еще нельзя делать в автобусе?

Вопросы мониторинга усвоения Программы по ПДД по направлению «Улица».

(старшая группа).

На каждый вопрос дается готовый ответ в помощь воспитателю.

#1063;то такое дорога?

Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуар, обочина, разделительные полосы.

#1063;то такое тротуар?

Тротуар - часть дороги, по которой ходят люди (Пешеходы), он находится рядом с проезжей частью или отделен от нее газоном.

#1050;ак нужно ходить по тротуару? Идя по тротуару, нужно держаться середины. Если идти близко к дороге, может сбить машина.

#1050;ого называют пешеходом? Пешеходом называется человек, идущий по дороге, тротуару, обочине или переходящий улицу.

#1055;очему нельзя ходить по проезжей части?

По проезжей части нельзя ходить потому, что там едут машины. Пешеход, идущий по дороге, мешает водителям, по его вине может произойти авария или погибнуть люди.

6. Где можно переходить улицу?

#1050;акие бывают светофоры? Светофоры бывают двух видов: Для машин и для пешеходов.

#1050;акие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал? Светофор подает сигналы трех цветов: красный, желтый, зеленый. Красный свет запрещает движение транспорта, желтый свет - предупредительный. Если желтый свет загорается после красного - приготовьтесь - скоро можно будет продолжить движение. Если желтый свет загорается после зеленого - будь внимателен - сейчас движение будет запрещено.

#1050;акие сигналы подает светофор для пешеходов?

Светофор для пешеходов подает два сигнала: красный - силуэт человека на светофоре стоит и зеленый - силуэт человека на светофоре движется.

#1050;то управляет машиной? Машиной управляет водитель. Он должен знать устройство машины и ПДД. Во время езды водитель следит за дорогой, движущимися машинами, дорожными знаками, пешеходами.

Вопросы мониторинга усвоения Программы по ПДД по направлению: «Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части».

#1043;де ребенку можно играть, когда он выходи т из дома на прогулку? Можно играть на детской площадке, во дворе.

2. Должен ли ребенок быть внимательным, игра я во дворе? Нужно быть очень внимательным, потому, ч то во двор часто заезжают машины. Они могут ехать на большой скорости и сбить ребенка.

3. Почему нельзя играть на проезжей части? Потому что проезжая часть предназначена для движения транспорта. Играя на проезжей части, ребенок создает аварийную ситуацию.

4. Почему нельзя играть около проезжей части? Играя около проезжей части, ребенок может увлечься и выскочить на дорогу, попасть под проезжающую машину.

5. Почему нельзя играть с мячом около проезжей части? Когда играешь с мячом вблизи проезжей части, мяч может выскочить на дорогу, погнавшись за ним, можно попасть под машину.

6. Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части? Ездить на велосипеде по проезжей части, разрешается детям после 14 лет. Маленькие дети должны ездить на велосипедах на детских площадках, во дворах, в специально отведенных местах. Катаясь нужно соблюдать осторожность и быть внимательным, чтобы не причинить вред себе и другим.

7. Почему нельзя кататься на санках около проезжей части? Можно не рассчитать скорость движения санок, не успеть затормозить и выехать на проезжую часть, попасть под машину.

8. Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? Во дворе, в специально отведенном месте. Безопасное место находится вдали от проезжей части и от проезжающих машин.

Взаимодействие с родителями:

Консультации.

Беседы.

Буклеты, памятки.

Родительские собрания

Совместные развлечения, соревнования, конкурсы и выставки по Правилам дорожного движения,

Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.

Проведение «открытых» занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Просветительская работа в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов и «Школы родителей», разработки рекомендаций по организации занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах в домашних условиях. В «Уголке безопасности» размещаются материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).

- «Взрослые! Вам подражают!»

- «О значении обучения детей ПДД».

- «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода».

- «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком»:

Консультаций

- «О значении обучения детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения».

- «О поведении в общественном транспорте».

- «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»

- «Пешеходом быть - наука!»

- «Этого могло не случиться».

- «Что нужно знать детям и родителям о ПДД».

- «Улица требует к себе уважения».

- «Знаете ли вы особенности местоположения детского сада?» и др

Перспективный план работы с родителями

по правилам дорожного движения

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

#1054;бщее родительское, групповые собрания: «Планирование работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Пути повышения её эффективности на 2019-2020 учебный год», с целью ознакомления родителей с планом работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

2. Привлечение родителей к оформлению индивидуального маршрута ребенка от дома до детского сада.

#1042;ыпуск информационных стендов для родителей по профилактике детского травматизма

4. Индивидуальная работа (привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой игре) макет дороги.

#1040;нкетирование родителей «Поговорим о правилах дорожного движения». 6. Памятка для родителей «В этом возрасте ребенок должен усвоить…»

Октябрь

1. Встреча с работником ГИБДД: « Профилактика детского травматизма на дорогах города».

2. Памятки по ПДДТТ «Ребенок в автомобиле».

#1059;частие родителей в занятиях на тему ПДД (рассказы пап - водителей о том, как пешеходы мешают вождению транспорта).

#1050;онсультация для родителей «Разработка и использование маршрута «Дом - детский сад».

5. Конкурс рисунков детей и родителей «Опасность улиц города».

6. Фотоконкурс «Мой город».

Привлечение родителей к оформлению выставки и альбома.

7. Прогулка к проезжей части -

привлечь родителей к помощи в организации совместной прогулки.

Ноябрь

1. Консультация для родителей: «Безопасность в общественном транспорте», «Перевозка детей в личном и общественном транспорте».
2. Совместная работа ДОУ с родителями по разработке памятки по обучению детей безопасному поведению на дороге.

#1059;частие родителей в выставках рисунков по данной проблеме.

4. Конкурс на изготовление дорожных знаков из бросового материала.

5. Совместный досуг развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков». Встреча с сотрудником ГИБДД

Декабрь

#1042;стреча с работником ГИБДД: «Профилактика детского травматизма на дорогах города».

#1040;налитические данные дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

#1056;еклама автомобильного кресла для детей.

Консультация «Безопасность в автомобиле».

#1057;овместное участие детей и родителей в конкурсе «Гирлянда из дорожных знаков на елку».

Январь

#1055;рактикум для родителей: «Подвижные игры по правилам дорожного движения».

#1057;овместное участие детей и родителей в конкурсе «Стихи про знаки ПДД все сочиняем, потом рисуем их и все запоминаем».

#1050;онсультация для родителей «Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».

4. Памятка «Осторожно, на дороге дети».

Февраль

#1059;частие в подготовке и проведении праздничных развлечений, выставок по ПДД.

#1055;рофилактические беседы по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма.

3. Памятки на тему «Правила перехода улицы».

4. Совместное участие детей и родителей в развлечении ко дню Защитника Отечества: «Защитник Отечества ПДД должен знать, чтоб жизнь свою и других охранять».

Март

#1044;ень открытых дверей: «Профилактика ДДТТ среди детей».

#1057;овместное составление коллажа «Мой двор» в рамках Дня открытых дверей.

3. Издание буклета для родителей «Как научит ребенка безопасному поведению на улице?» (рекомендации родителям по обучению ребенка ПДД).

#1050;онкурс детей и родителей на лучший плакат по дорожным знакам.

Апрель

#1059;частие родителей в проведении месячника по правилам дорожной безопасности:

Конкурсы рисунков.

Участие в детских праздниках.

Экскурсия «Пешеходный переход».

#1050;руглый стол для родителей «Работа ДОУ и семьи по профилактике ДТП».

#1050;онсультация для родителей» Советы инспектора ГИБДД - маршрут выходного дня».

#1048;гра - тренинг для родителей «водители, пешеходы, автомобили» с участием сотрудника ГИБДД и психолога ДОУ.

Май

1. Памятки для родителей по обучению детей правилам дорожного движения в соответствии с возрастной категорией детей.

2. Аналитические данные дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

#1057;овместный спортивный досуг «В гостях у светофора».

4. Оформление с привлечением родителей фото стенда «Мы изучаем ПДД».

#1055;амятки для родителей «Правила катания на велосипеде».

6. Презентация «Правила дорожные надо соблюдать и летом их не нарушать»

Список детей

ФИ детей

Арсенов Данил

Васкеева Дарина

Дулахинов Виктор

Джульджуев Сергей

Кожин Михаил

Лавгаева София

Отыров Сергей

Очирова Мария

Сарангова Ника

Санджиева Софья

Тагиев Елисей

Церенова Аяна



Предварительный просмотр:

Организация нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).hello_html_4b3b37fe.jpg

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе.

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Нравственно – патриотическое воспитание в детском саду – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребёнка и его семьи.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.

Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Задачи нравственно – патриотического воспитания:

• Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.

• Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.

• Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.

• Воспитывать уважение к труду разных профессий.

• Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.

• Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.

• Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.

• Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.

• Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.

• Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.

• Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

Планируя ООД в детском саду, воспитатель учитывает основные принципы работы с детьми: (регионализации, непрерывности, доступности, научности, целостности, системности, преемственности, культурообразности, стимулирования детской деятельности).

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения. Такие чувства не могут возникнуть сразу. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, в ООД, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах города, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием своего района. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Для более эффективной деятельности по воспитанию нравственности и патриотизма дошкольников, помимо актуальных форм работы, отвечающих конкретной воспитательной задаче, важны также следующие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.

Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы и самостоятельности. Прежде всего, следует создать в детском учреждении правильный стиль взаимоотношений между взрослыми членами коллектива. Взаимное уважение и забота, любовь к делу, приобщенность к политической и трудовой жизни страны - все это должно обеспечить доверие и уважение детей к педагогу.

Не менее важен правильный стиль отношений педагогического и родительского коллективов, который складывается в результате систематической работы детского сада с родителями, изучения опыта семей. Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком, обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей, вовлечении членов семьи в педагогический процесс, проведение тематических собраний, бесед, создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач. Если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения ООД.

Обязательное условие успешного нравственно-патриотического воспитания - высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношения взрослых к детям. Они должны быть основаны на уважении к личности растущего человека, любви к нему, знании законов психического и физического развития.

Немаловажное значение имеет и четкий распорядок жизни детского сада, оснащенность групп и участка необходимым материалом, оборудованием, педагогически целесообразное их расположение и использование.

Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. В целях осуществления нравственно-патриотического воспитания в детском саду должны быть созданы все условия для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку взрослых.

В формировании личности ребенка существенное значение имеют мотивы, побуждающие к определенному поведению, к деятельности. Мотивы могут быть нравственные, общественные или эгоистические. Воспитателю непременно нужно знать о помыслах, чувствах, намерениях ребенка, чтобы правильно оценить поступок, поведение. Зная причины, побудившие воспитанника к тому или иному поступку, педагог сможет найти наиболее верные методы нравственного воспитания. Мотивы поведения формируются главным образом в процессе опыта, который приобретает ребенок в повседневной жизни и деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Чем более устойчивыми и ценными оказываются чувства, привычки поведения и представления дошкольника, степень их осознанности.

Особенностями проявления нравственных и патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях. Задача воспитателя в данном случае заключается в целенаправленной работе по созданию соответствующих воспитательных моментов. Подобные задачи решаются во всех без исключения видах детской деятельности: в ООД, в играх, в труде, в быту.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция, приобщение родителей к жизни своих детей - самые сильнодействующие факторы воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении отвечают актуальным взглядам, потребностям и ценностям современного общества в отношении формирования гармонично развитой личности.

Основные методы и формы нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Актуальные цели и задачи нравственно-патриотического воспитания задают вектор воспитательного процесса в дошкольных учреждениях, определяют основные формы, средства и методы работы с детьми. При этом учитывается тесная взаимосвязь задач нравственно-патриотического воспитания с возрастными и личностными особенностями ребенка, а также с социальными условиями жизни.

Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.

Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.

Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.

Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.

Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.

Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.

Методы воспитания - это способы организации совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленной на взаимное развитие, совершенствование личности педагога и формирование личности воспитанника в соответствии с целями воспитания.

В педагогике существует несколько подходов в классификации методов воспитания. В.Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). К обеим группам методов автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В.И. Логиновой, объединяет все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение, наказание).

Наиболее целесообразна та классификация методов нравственно-патриотического воспитания, которая соответствует его механизму. Эффективный результат методы воспитания дают при определенных условиях:

• любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающем его прав;

• метод должен быть реальным, осуществимым, логически завершенным. В нравственно-патриотическом воспитании каждый метод должен быть весомым, значимым;

• для использования метода должны быть подготовлены условия, средства;

• метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Иначе метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат;

• методы воспитания следует применять тактично, опосредованно. Ребенок недолжен, почувствовать, что его воспитывают;

• при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

• проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка;

• применение методов нравственно-патриотического воспитания требует терпимости и терпения. Следует терпеливо повторять уже используемые и подбирать новые, с понимание относиться к тому, что результат будет, достигнут не сразу;

• преобладающими в нравственно-патриотическом воспитании должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если опираться на осознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет. Положительные поступки взрослых не гарантируют таких же поступков у ребенка;

• методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

Существуют следующие формы работы, направленные на формирование патриотических чувств:

• приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;

• знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

• проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и др.;

• организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Комплексный подход к вопросам формирования у детей любви к своей Родине - взаимосвязь различных средств, методов и форм воспитания.

Важнейшим методом педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Однако если педагог сведет работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет дать представление ребенку обо всей стране. Такую задачу он сможет решить только умело сочетая наблюдение с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов, тематических презентаций и т.д.

Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Для этого используются различные формы организации деятельности детей, основная из которых – тематическая НОД. Они направлены на повышение детской мыслительной активности. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей. Необходимо приучать их самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей.

Обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса к ней. Необходимо объединение одной темой нескольких НОД не только по родному языку, но и ознакомление с природой, музыкой, изодеятельностью, ручным трудом.

Для создания положительной эмоциональной атмосферы и активизации познавательного интереса детей необходимо широко применять игровые приемы. Например, изучение народных промыслов России может проходить в ходе проведения игры «Магазин сувениров». Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия в прошлое города, по реке и пр. Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т.д.).hello_html_84a6f1.jpg

Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, посуду, орудия труда, вышитые полотенца, салфетки и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Желательны посещения музеев, а также организации специальных помещений в детском саду. Здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. В подобных музейных уголках расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных сведений.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням, что способствует сохранению вертикальных семейных связей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными. Тем не менее, родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.

Формы совместной с родителями деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей могут быть разнообразными: семейные клубы, семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и истории, организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и пр.).

В настоящее время наблюдается усиление интереса людей к своей родословной. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

В рамках семейного клуба совместно с воспитателем можно провести «мини-исследование» истории улицы, района. Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской Масленицы, троицын день. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Таким образом, современная педагогика располагает обширным и разнообразным инструментарием, позволяющим обеспечивать эффективную реализацию задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Это различные формы, методы, приемы работы, организация предметной эвристической среды, специализированная направленность занятий и т.д. Однако наибольшего результата можно добиться только в комплексном использовании методов и приемов, направленных на формирование нравственности и чувства патриотизма у детей. При этом огромное значение приобретает роль семьи в воспитании нравственности ребенка, ее традиции, устои, ориентация на развитие гражданственности и духовности. Важная задача дошкольного образовательного учреждения при этом состоит в том, чтобы обеспечить семью основным педагогическим инструментарием, сделать ее своей союзницей в реализации основных аспектов нравственно-патриотического воспитания.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

В связи с актуальностью данной проблемы в России было создано значительное количество программ, направленных на нравственно – патриотическое воспитание дошкольников:

1. «Наследие» М.Ю.Новицкойhello_html_436e7839.jpg

Программа «Наследие» - парциальная программа патриотического воспитания М. Ю. Новицкой, Е. В. Соловьевой.

Цель П. - введение детей в традиционную русскую культуру, которая понимается как отечественная культура в многонациональной России, как форма исторической памяти, самосознания и саморазвития народов, ее населяющих. Программа состоит из следующих блоков: «Круг событий», «Семейный круг», «Встанем в круг», «Круг чтения».

2.Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.hello_html_m7c332c1d.jpg

Программа состоит из трех частей. В первой содержатся конкретные рекомендации по реализации программы и организации развивающей среды в ДОУ, освещаются формы и приемы взаимодействия педагога с детьми. Во второй части даются перспективные и календарные планы работы с детьми всех возрастных групп, подробно описывается содержание всех занятий. В третью часть включены приложения: литературные, исторические, этнографические, исторические тексты, словарь старославянских слов, наиболее часто употребляемых в сказках, пословицах, поговорках. Программа рекомендована Министерством образования РФ.

3. Программа «Я - человек». Автор С. А. Козлова.

Цель: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.hello_html_m2f6be267.jpg

Программа направлена на формирование у ребёнка мировоззрения – своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств. Программа включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек - творец», «Земля - наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель.

В программе представлены требования к уровню усвоения всех разделов, также предлагаются рекомендации родителям, воспитателям и учителям начальных классов. Программа имеет методические комплекты, состоящие из рабочих тетрадей, наборов дидактических карточек и методических пособий для взрослых.

Автором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить технологией реализации программы «Я - человек». Программа допущена Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ.

4. Программа «Развитие у детей представлений об истории и культуре». Авторы: Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов; развитие познавательной активности, творческих способностей.

Программа состоит из четырех разделов: (первобытные люди, чудеса древнего мира, путешествие со сказкой, прежде и теперь). Содержание занятий по каждому из перечисленных разделов изложено в отдельно изданном пособии, которое содержит иллюстрации, игры и несложные задания. Программа на доступном уровне обеспечивает знакомство детей с жизнью людей в разные исторические эпохи, дает элементарные представления о техническом прогрессе.

5 Программа «Мы живем в России» Н.Г.Зеленовой, Л.Е.Осиповой

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения и может быть использована как парциальная. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.hello_html_3bd6ffb.jpghello_html_mc24a040.jpg

6.Программа «Маленькие россияне» под ред.Т.И.Оверчук

Программа направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине – России на основе приобщения к национальной культуре.

Таким образом, обзор ряда программ нравственно – патриотического воспитания демонстрирует большую творческую активность специалистов – понимание данной проблемы, необходимости ее решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические ракомендации" Азбука дорожного движения"

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ  в работе с детьми по ПДД...

методическая разработка "Азбука вежливости"

Данное пособие поможет спланировать работу по формированию культуры поведения у старших дошкольников на год....

методическая разработка: "Азбука безопасности"игра-занятие

Формировать основы безопасного поведения на дороге.   Задачи:•    Научить различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.•...

Методическая разработка "Азбука" пособие для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка «Азбука»Уважаемые коллеги, представляю Вам своё методическое пособие "Азбуку".Начиная со старшей группы мы начинаем знакомить детей со звуками, чтобы наша совместная деятельнос...

Методическая разработка "Азбука безопасности" Консультация для родителей

Консультация для родителей по освоению детьми правил безопасного поведения на улице, правил дорожного движения....

Методическая разработка «Азбука педагога по взаимодействию с семьей»

Методическая разработка «Азбука педагога по взаимодействию с семьей» составлена в соответствии с целью, задачами, концептуальными линиями примерной основной образовательной программы дошко...

методическая разработка "«Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста»

     Цель работы по данной теме – познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения  в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни...