Проект "Ребёнок и безопасность"
проект по обж
Проект "Ребёнок и безопасность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 15.01 КБ |
plan_meropriyatiy.docx | 13.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48 «Совушка» города Смоленска
Проект по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса
«Ребенок и безопасность»
срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Карасик А.А.
Смоленск 2021 г.
Пояснительная записка:
В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка может стать небезопасной для него. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на Земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на улицах городов, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, а также - в связи с последними событиями, происходящими в мире – еще и антитеррористическая безопасность.
Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда: город, сельская местность, домашняя обстановка – диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, воспитанников, безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного экологического неблагополучия.
Чтобы вызвать интерес у детей к данной проблеме, разработано тематическое планирование основных разделов программы, направленное на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни. Работа с детьми включает в себя не только формирование у детей представление об опасных факторах чрезвычайных ситуациях, но и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях. Ежеквартально проводятся тренировки по эвакуации детей.
Активными участниками образовательного процесса являются дети и родители и с целью повышения родительской компетентности в вопросах формирования основ безопасного поведения детей нами разработан целый комплекс мер с использованием различных форм, методов и приемов работы, таких как наглядная агитация на информационных стендах. консультации для родителей, выпуск буклетов, памятки, стенгазеты.
И, безусловно, всем известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Успех в работе по безопасности детей, может быть достигнут, только при тесном контакте с родителями.
Цель:
1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение образовательных задач: знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту; воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
2.Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Задачи:
1)сформировать основные правила личной безопасности;
2)обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей;
3)развивать познавательные способности; творческие способности; воображение, мышление; коммуникативные навыки;
4)научить детей оказать помощь себе и пострадавшим;
5)воспитывать личностные навыки безопасного поведения в социуме и в быту.
Организация работы по безопасности жизнедеятельности осуществляется по следующим направлениям:
-ребенок и другие люди;
-ребенок и природа;
-ребенок дома;
-ребенок на улицах города.
Формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях предполагает развитие ориентировки в пространстве, формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, самостоятельность, уверенность в своих действиях, поэтому такая работа ведется в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса (на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром через рассматривание картин, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов; на занятиях по развитию элементарных математических представлений учим ориентироваться в окружающем пространстве; на занятиях художественного творчества дети изготавливают атрибуты к играм и т. д). Кроме того, для организации обучения дошкольников правилам безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства в рамках данной программы предусмотрено проведение цикла занятий (1 раз в месяц, вторая половина дня) «Дорожная азбука».
Тема 1. «Отдых на природе»
Следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.
Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.
С детьми целесообразно организовать опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к "грязной" воде.
Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.
Педагог должен рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями можно использовать картинки, наглядные материалы, детям следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение.
Для закрепления этих правил полезно использовать настольные игры-классификации, игры с мячом в «съедобное - несъедобное», соответствующий наглядный материал, а в летний сезон прогулки в лес, на природу.
Тема 2. «Один дома»
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).
Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, «Кошкин дом» С. Маршака), играми-драматизациями.
Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей).
Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием работы педагогов с родителями.
Тема 3 . «Не дразните собак , не гоняйте кошек»
Педагог должен расширять знания детей о жизни и содержании домашних животных; выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными; вызвать у детей желание участвовать в разговоре о причинах увеличения количества бездомных животных во дворах, в городе и о путях решения данной проблемы; воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к бездомным животным. Для общей осведомленности педагог подбирает и изучает литературу по данной теме. Так же стихи, пословицы и поговорки. Можно оформить материал консультации для родителей «Уроки доброты», конкурсы писем, рисунков. При тесном сотрудничестве с родителями провести Час творчества (четверостишья о бездомных животных). Беседы по типу: «Откуда берутся бездомные животные?», что их создали мы, люди. Каждое выброшенное на улицу животное – это чьё-то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защититься сам.
Тема 4. «Пожарный герой - он с огнем вступает в бой»
Современный мир таит в себе множество опасностей. Знание правил безопасности жизнедеятельности, пожарной и противопожарной, ПДД, ОБЖ поможет предотвратить беду, а правильное поведение в той или иной критической ситуации может спасти жизнь. Полноценные знания о безопасности дети часто получают именно в детском саду, поэтому необходимо наличие уголка безопасности в группе ДОУ. Целесообразно проводить различные мероприятия по ознакомлению с пожарной безопасностью. Рассказывать детям о профессии пожарных, провести экскурсию в пожарную часть, побеседовать с самими пожарниками.
Педагог знакомит детей с правилами поведения при пожаре. Объясняет, почему нельзя пользоваться детям спичками и зажигалками, маленьким детям без родителей нельзя оставаться без присмотра.
Педагоги проводят с детьми беседу о том, куда нужно сразу звонить, если почувствовали запах дыма и первые правила поведения при начале пожара. Можно организовать игру «Пожар в доме». Дети вместе с педагогом с помощью стульев, модулей оборудуют дом и обыгрывают различные ситуации, распределяя роли. Детям можно прочитать художественную литературу, например: С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», К. Чуковский «Путаница», Л. Толстой «Пожарные собаки». Рассматривать различные иллюстрации и альбомы про пожарных, устраивать конкурсы рисунков по теме. Проводить беседы с детьми, кто наблюдал за пожарищем, какие опасности подстерегают людей при пожаре, научить детей сочувствовать другим людям, пострадавшим в пожаре, и как им можно помочь (дать необходимую одежду, посуду, так у людей огонь уничтожил все.) педагог так же знакомит детей, что огонь и приносит пользу (возле костра можно согреться, высушить сырые вещи, на печке люди готовят еду и т. д).
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Формы и методы работы |
|
Тема 1. «Отдых на природе»
«Дети и времена года». «Опасность – растения!». «Мы пришли на водоём». «Безопасная прогулка на территории детского сада».
| -загадки о грибах и ягодах. -Что лишнее? (классификация) -Дид.игра «Беречь и охранять природу», «Одень по погоде»; дид. игра «Кому что нужно» - «Отдых на природе» - правила поведения в лесу, уборка после пикника., -рассматривание ядовитых и лекарственных растений. -явления природы. Рисование: -съедобные и несъедобные грибы, -раскрась ядовитые ягоды, - Чтение энциклопедии о ядовитых грибах и ягодах Слушание звуков природы - шум ветра, журчание плеск воды, шум дождя, треск огня в костре, звуки раскатов грома и т.д.- продолжить ситуацию, что может случиться после этих явлений природы. Беседа: -правила безопасности прогулки на территории детского сада. |
| Тема 2. «Незнакомцы»
«Если ты потерялся». «Как вести себя с незнакомыми людьми». «Кто-то звонит в дверь». | - «Кого можно и нельзя впускать в дом, если ты один дома…» -просмотр фильма «Один дома» -обсуждение опасных ситуаций -составление рассказов «Если к вам подошел незнакомый человек…» -обучение детей вызову «Службы спасения» и умению вести ролевой диалог Рисование: «Мой друг», «Свои и чужие люди». |
| Тема 3 . «Не дразните собак , не гоняйте кошек»
«Дети и животные». «Опасность – животные!»
| -«Польза домашних и диких животных» -«Укусы животных. Что делать?» - беседа с детьми Послушай и дорисуй обстановку, в которой обитает животное. -оставление рассказов «Мое любимое животное» |
| Тема 4. «Пожарный герой - он с огнем вступает в бой» «Сказочный пожарный в гости к нам пришел!» «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнем». «Горючие вещества». «Знаете ли вы правила безопасности?» (закрепление) | -Проверка знаний детей дом. адреса, № телефона Ф.И.О. -«Огонь – добрый и злой» рассматривание иллюстраций - «Что надо сделать, если вы увидели пожар» Рисование: по сказке «Кошкин дом», -«Когда бывает добрый, а когда злой огонь» Чтение: С .Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», К. Чуковский «Путаница», Л. Толстой «Пожарные собаки» Тренировки по эвакуации детей в детском саду. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Пожарная безопасность "Юные пожарные спешат на помощь", "Сказка по пожарной безопасности", "Развлечение по пожарной безопасности", "Как дети научили Мишика правилам пожарной безопасности".
Развлечения и сказка по пожарной безопасности с использованием игр в.Воскобовича....
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа
laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...
Расскажите детям о пожарной безопасности с помощью электронных интерактивных пособий («Детям о пожарной безопасности», «Викторина для детей по пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности»)
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...