Паспорт проекта "Дорожная азбука"
проект по обж (младшая группа)
Паспорт проекта "Дорожная азбука"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_doroga_mladshaya.docx | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта «Дорожная азбука»
Наименование проекта | «Дорожная азбука» |
Вид проекта | Практико-ориентированный |
Срок реализации проекта | Долгосрочный, сентябрь- апрель |
Актуальность | Согласно статистике Госавтоинспекции УМВД России по ХМАО-Югре в каждом третьем ДТП с участием пешеходов пострадали дети. За 8 месяцев 2019 года в ХМАО зарегистрировано 199 происшествий, связанных с наездом на пешеходов. Свыше шестидесяти пострадавших – несовершеннолетние. В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" указывается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одной из основных задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Обеспечение безопасности движения на дороге становится всё более важной государственной задачей. Чтобы оградить детей от опасности, знакомить воспитанников с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. В формировании навыков безопасного поведения на дороге дошкольников должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. |
Проблема | воспитанники нашей группы не знают элементарные правила дорожного движения, о назначении светофора в целом и всех его цветов, правилах поведения на улице и в транспорте. |
Цель | формирование навыков безопасного поведения на дороге |
Задачи | Формировать представления детей о транспорте (легковом, грузовом, пассажирском, специальном). Знакомить детей с движением транспорта, его составными частями; профессией водителя; частями улицы. Дать первоначальные представления о назначении светофора и его сигналах. Познакомить воспитанников с дорожным знаком «Пешеходный переход». Дать элементарные знания о поведении на улице, дороге, тротуаре. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике. Воспитывать культуру поведения на дороге. |
Интеграция | Познавательное, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие |
Ожидаемый результат | по отношению к детям: ребенок, знающий сигналы светофора, его назначение; имеющий первоначальные представления о транспорте, работе водителя, частях улицы; знакомый с дорожным знаком «Пешеходный переход»; знающий и соблюдающий элементарные правила поведения на дороге. по отношению к родителям: родитель, активный и заинтересованный в организации работы по профилактике ДДТТ. |
Участники | воспитатели, специалисты ДОУ, дети, родители |
Этапы работы |
II Основной этап- октябрь- апрель III.Обобщающий этап- апрель |
Авторы проекта: Тихонова Алена Петровна, Степанова Ольга Александровна, воспитатели группы
Название проекта: «Дорожная азбука»
Срок реализации проекта: сентябрь 2019 - апрель 2020 года
Возраст детей: 3-4 года
Реализация проекта включает три этапа:
Первый этап – Подготовительный.
Второй этап – Основной (организационно-практический).
Третий этап – Заключительный.
Актуальность: Согласно статистике Госавтоинспекции УМВД России по ХМАО-Югре в каждом третьем ДТП с участием пешеходов пострадали дети. За 8 месяцев 2019 года в ХМАО зарегистрировано 199 происшествий, связанных с наездом на пешеходов. Свыше шестидесяти пострадавших – несовершеннолетние [9].
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" указывается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одной из основных задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО [8] является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Обеспечение безопасности движения на дороге становится всё более важной государственной задачей [7;3].
Чтобы оградить детей от опасности, знакомить воспитанников с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.[7;3].
В формировании навыков безопасного поведения на дороге дошкольников должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Проект «Дорожная азбука» соответствует специфике обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и способствует формированию навыков правильного поведения на дороге.
Проблема: воспитанники нашей группы не знают элементарные правила дорожного движения, о назначении светофора в целом и всех его цветов, правилах поведения на улице и в транспорте.
Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи:
1.Формировать представления детей о транспорте (легковом, грузовом, пассажирском, специальном)
2.Знакомить детей с движением транспорта, его составными частями; профессией водителя; частями улицы.
3.Дать первоначальные представления о назначении светофора и его сигналах.
4.Познакомить воспитанников с дорожным знаком «Пешеходный переход»
5.Дать элементарные знания о поведении на улице, дороге, тротуаре.
6.Расширять словарный запас детей по дорожной лексике. 7.Воспитывать культуру поведения на дороге.
Проект основывается на педагогических принципах, определяющих всю направленность и организацию деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Это принципы: доступности, наглядности, систематичности, научности, связь теории с практикой, которые выражают методические закономерности образовательного процесса в ходе реализации проекта и являются обязательными при осуществлении воспитательных задач.
Формы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная;
Методы:
Наглядные методы
Непосредственное наблюдение (наблюдение за транспортом, пешеходами, светофором, экскурсии, целевые прогулки);
Опосредованное наблюдение (рассматривание предметов, игрушек, иллюстраций, картин, слайдов);
Словесные методы – чтение и беседа по художественным произведениям, заучивание наизусть, обобщающие беседы, рассказы по мнемотаблице;
Здоровьесберегающие технологии (подвижные игры, физминутки, игра-имитация, пальчиковая гимнастика);
Игровые технологии (настольно-печатные игры, дидактические игры с предметами, словесные игры, сюжетно-ролевые игры;
Практические методы – упражнения, моделирование, строительные игры, дидактические игры;
Метод ИКТ – презентации, мультфильмы;
Технология проблемного обучения – проблемные ситуации.
Технология ТРИЗ – системный оператор, морфологическая дорожка, синектика.
Основным условием формирования навыков безопасного поведения на дороге у воспитанников является включение их в деятельность: игровую, учебно-познавательную, продуктивную (рисование, лепка, аппликация, конструирование), двигательную.
Ресурсы
Необходимыми условиями реализации проекта являются:
Кадровое обеспечение
Воспитатели группы, специалисты (педагоги дополнительного образования, инструктор по физической культуре).
Материально-технический ресурс:
Для обеспечения образовательного процесса, реализации задач проекта в детском саду создана необходимая материально – техническая база:
- в дошкольном учреждении функционируют физкультурный зал, музыкальный зал, изостудия, методический кабинет; - имеется необходимое оборудование: компьютеры, принтеры, сканеры, магнитофоны, интерактивная доска. - дидактический материал:
- схемы, модели;
- дидактические и настольно – печатные игры на закрепление пройденного материала;
- демонстрационный и раздаточный материал;
- лэпбук «Дорожная азбука»;
- альбомы «Правила – наши помощники», «Безопасность на дороге»;
- комплект дорожных знаков;
- макет «Улица».
Информационные ресурсы:
использование ИКТ, создание своих и использование готовых презентаций для проведения мероприятий и непосредственной образовательной деятельности.
Учебно-методический комплекс:
-Т.Д. Данилова. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения.
-Л.Б. Поддубная. Правила дорожного движения.
-Т.Ф. Саулина. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.
Целевая аудитория: воспитанники младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).
Риски, прогноз возможных негативных последствий:
- недостаточное усвоение материала детьми;
- инертность и негативное отношение некоторых родителей по отношению к проекту.
Пути преодоления:
- периодическое возвращение к пройденному материалу; дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам;
-проведение индивидуальных консультаций, бесед; конкурсов и выставок семейного творчества (мотивация на активность); совместные экскурсии.
Ожидаемый результат:
- ребенок, знающий сигналы светофора, его назначение; имеющий первоначальные представления о транспорте, работе водителя, частях улицы; знакомый с дорожным знаком «Пешеходный переход»; знающий и соблюдающий элементарные правила поведения на дороге.
- родитель, активный и заинтересованный в организации работы по профилактике ДДТТ.
Социальный эффект
Содержание проекта строится так, что в процессе его усвоения воспитанники приобретут начальные навыки решения проблемных ситуаций, умение работать с коммуникациями. Опыт общения со сверстниками и взрослыми будет способствовать расширению словарного запаса детей.
Содержание проекта органично включается в структуру непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, что будет способствовать формированию представлений воспитанников о безопасности жизнедеятельности. Для развития положительного психо–эмоционального состояния используются психологические этюды, элементы психогимнастики.
Реализация данного проекта доступна всем педагогам дошкольных учреждений.
Интеграция: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы реализации проекта:
I.Подготовительный этап: ( сентябрь)
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
- подбор методической и познавательной литературы для реализации проекта;
- разработка плана реализации проекта;
- подбор наглядно-дидактического материала;
- организация развивающей среды;
- подбор художественной литературы
II.Основной этап: (октябрь-апрель)
Работа с родителями:
1. Информационное письмо о запуске проекта «Дорожная азбука»;
2.Консультация «О правилах дорожного движения», «Улица знакомая и незнакомая»;
3.Тематическая выставка «Правила дорожного движения для дошколят»;
4.Информационная ширма «Вместе научим ребёнка дорожной безопасности»;
5.Сбор иллюстративного материала (фотографии, картинки, открытки, иллюстрации, с изображением улиц, транспорта);
6.Включение родителей в поиск необходимой детям информации о правилах дорожного движения;
7. Оформление выставки семейных фотографий детей группы «Я – пешеход»;
8. Памятки «Правила перевозки детей в автомобиле», «Это нужно знать каждому», «Обучаем ребёнка безопасному поведению на дороге», «Безопасное поведение на улице», «Что дошкольник должен знать о дороге», «Правила поведения на автобусной остановке», «Детское авто-кресло – безопасность и комфорт малыша»;
9. Совместная художественно-продуктивная деятельность детей и родителей (коллажи, рисунки, аппликации и т. д.);
10. Разучивание и чтение стихотворений с детьми о ПДД;
11. Подбор художественной литературы по теме;
12. Буклет «Воспитываем грамотного пешехода»;
13. Беседы, рекомендации по обучению детей ПДД;
14.Изготовление книжек-малышек о ПДД;
15.Совместные экскурсии к пешеходному переходу, светофору.
Работа с детьми:
1.Наблюдение за транспортом, пешеходами;
2.Знакомство с правилами дорожного движения, дорожными знаками;
3.Экскурсии, целевые прогулки по улице, к пешеходному переходу, светофору;
4.Беседы, чтение познавательной и художественной литературы о транспорте, светофоре, знаках ПДД;
5. Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах, просмотр презентаций, мультфильмов о ПДД;
6.Проведение непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим «Город, в котором мы живём», по рисованию «Светофор», по легоконструированию «Путешествие в городе», по аппликации «Разноцветные огоньки в домиках»;
7. Составление описательных, повествовательных рассказов о светофоре, транспорте, знаках дорожного движения, работе водителя;
8 Домашнее задание «Что я знаю о дорожных знаках» (беседы с родителями, семейные прогулки к светофору, пешеходному переходу);
9. Сюжетно-ролевые игры «Транспорт», «Водители», «Автобус»;
10.Художественно-продуктивная деятельность: коллаж «Моя улица», рисование, лепка, аппликации по теме;
11.Подвижные игры, физминутки, пальчиковая гимнастика по теме; 12. Конструирование «Машина», «Улицы города», «Гараж»;
13. Работа с системным оператором «Транспорт»;
14. Решение проблемных ситуаций;
15. Игры с лэпбуком «Дорожная азбука»;
16. Игры с палочками Кюизенера «Улица разноцветных палочек», «Город», «Мостик»;
17.Игры с блоками Дьенеша «Домики», «Дорожка к детскому саду», «Экскаватор», «Грузовик», «Светофор»;
18. Игры с математическим планшетом «Самокат», «Дом», «Автобус»;
19.Акция «Дорогу малышам».
Оснащение предметно-развивающей среды:
– выставка художественной и познавательной литературы по теме «Правила дорожного движения»;
– выставка совместных работ детей и родителей;
– выставка детского изобразительного творчества по теме «Правила дорожного движения»;
– фотовыставка «Я – пешеход»;
– настольно-печатные игры «На прогулке», «Час пик», «Транспорт», «Путешествие пешехода», «Азбука пешехода», «Дорожные знаки»;
–комплект дорожных знаков;
–альбомы «Правила – наши помощники», «Дорожная безопасность»;
– набор машин для режиссёрских игр;
– машины для сюжетно-ролевых игр;
– деревянные вкладыши «Машинки», «Транспорт», «Самолёт», «Поезд»
– блоки Дьенеша, математический планшет, палочки Кюизенера;
– раскраски по правилам дорожного движения;
–плакат по ПДД;
–атрибуты к сюжетно-ролевым играм: накидки, рули, жезл регулировщика, фуражки;
–картотека подвижных игр по ПДД;
–картотека художественной литературы по ПДД;
– картотека пальчиковой гимнастики по ПДД;
– лэпбук «Дорожная азбука»;
– набор «Архитектор», конструкторы, схемы.
III Этап – заключительный (обобщающий) - апрель: – систематизация материалов;
– анализ результатов проекта;
– оформление альбома «Какие бывают машины»;
–оформление альбома декоративно-прикладного творчества детей и родителей «Страна Светофория»;
–развлечение «В гостях у Светофора».
Продукт проекта:
– альбом «Какие бывают машины»;
– альбом декоративно-прикладного творчества детей и родителей «Страна Светофория»;
– макет «Улица»;
–лэпбук «Дорожная азбука».
Форма проведения итогового мероприятия: развлечение «В гостях у светофора»
Перспективы дальнейшего развития проекта:
- публикация материалов проекта на сайте «ДОУ», участие в конкурсах различного уровня, распространение педагогического опыта в социальных сетях;
- разработка проекта «Дорожная азбука» для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста.
Используемая литература и интернет-источники:
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
- Данилова Т.Д.. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
- Ефанова З.А. Правила дорожного движения. – Волгоград: ИТД Корифей, 2010.
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017
- Перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Вторая младшая группа / авт.-сост. Н. А. Атарщикова, И. А. Осина,Е. В. Горюнова. – Волгоград: Учитель, 2011
- Поддубная Л.Б.. Правила дорожного движения. – Волгоград: ИТД Корифей, 2011.
- Саулина Т.Ф.. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.
- https://xn--90adear.xn--p1ai/r/86
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/26/kartoteka-didakticheskih-igr-po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/02/20/kartoteka-podvizhnyh-igr-po-pdd
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/02/12/palchikovaya-gimnastika-po-pdd
- https://infourok.ru/kartoteka-igr-po-lego-konstruirovaniyu-3621165.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-po-pd-v-pervoi-mladshei-grupe-detskogo-sada.html
Приложение
-№1. План работы по реализации проекта
-№2.Конспект непосредственно образовательной деятельности ознакомлению с окружающим «Город, в котором мы живём»
-№3. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию «Светофор»
-№4. Конспект непосредственно образовательной деятельности по легоконструированию «Путешествие в городе»
-№5. Конспект «Экскурсия к пешеходному переходу»
-№ 6. Картотека подвижных игр по ПДД
-№ 7. Картотека художественной литературы по ПДД
-№ 8. Картотека пальчиковой гимнастики по ПДД
-№ 9.Картотека игр по легоконструированию
-№ 10. Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности
-№ 11. Консультация «Улица знакомая и незнакомая»
-№12.Тематическая выставка «Правила дорожного поведения для дошколят»;
-№13. Фотоотчет «Экскурсия к пешеходному переходу»
-№14. Фотоотчет по акции «Дорогу малышам!»
-№ 15.Фотоотчет «Развивающая предметно пространственная среда по ПДД»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт педагогического проекта "Дорожная азбука"
Актуальность темы. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и б...
Паспорт проекта ПДД " Дорожная Азбука"
проект " дорожная азбука" средняя группа. долгосрочный поект, направленный на ознакомление детей с правилами дорожного движения...
Паспорт познавательно-оздоровительного проекта "Азбука дыхания"
Паспорт познавательно-оздоровительного проекта "Азбука дыхания"...
Паспорт педагогического проекта «Азбука безопасности»
Главной задачей семьи и ДОУ является забота о сохранении жизни ребенка. Дети не умеют еще управлять своим поведением на улице, у них не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому...
Паспорт дидактического пособия "Азбука денег"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ"Детский сад № 7"152150 Ярославская область, г.Ростов, Микрорайон №1, д.10....
Паспорт Уголка БДД "Азбука Светофорика"
Паспорт уголка БДД Цель: формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде....
Паспорт педагогического проекта "Азбука безопасности"
Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкива...