Дидактические игры по обучению правил дорожного движения детей дошкольного возраста.
картотека по обж
Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо проводить соответствующую работу по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах. Одно из направлений – через познание подвижных, настольных и дидактических игр. Безопасность напрямую зависит от тех игр, в которые играет дошкольник. Именно игра позволяет ребенку смоделировать окружающий мир, найти свое безопасное и комфортное место в этом сложном мире городского жителя. В статье отражены: педагогическая ценность дидактических игр, формирование представлений о правилах дорожного движения у дошкольников разного возраста, примеры дидактических игр по ознакомлению с особенностями и значением светофора, улицей города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
di_po_pdd.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактические игры по обучению правил дорожного движения детей дошкольного возраста»
Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо проводить соответствующую работу по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах. Одно из направлений – через познание подвижных, настольных и дидактических игр. Безопасность напрямую зависит от тех игр, в которые играет дошкольник. Именно игра позволяет ребенку смоделировать окружающий мир, найти свое безопасное и комфортное место в этом сложном мире городского жителя. Индивидуальные д/игры, которые организует воспитатель, создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком, помогают глубже выяснить причины отставания ребенка, способствуют более активному упражнению в учебном материале. В д/игре применяются знания, полученные на занятии, обобщаются сведения, полученные посредством личного опыта, активизируются познавательные процессы и повышается уровень умственного развития отстающих детей в знании ПДД. Д/игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что, безусловно, увеличивает их значение.
У детей раннего дошкольного возраста 2-3 лет
формируются представления об улице, о дороге, легковых и грузовых видах транспортных средств; некоторых видах маршрутных транспортных средств (автобус, трамвай); труде водителя. Следовательно, в центре "ОБЖ" блока "Безопасность дорожного движения" рекомендуется иметь: Картины с изображением улиц и дорог с движущимися по ним транспортными средствами. Наборы различного вида транспортных средств, крупного и среднего размера. Картины с изображением различного вида транспортных средств (легковые, грузовые, маршрутные (автобус, трамвай)). Картины с изображением различного вида транспортных средств, с сидящими в них водителями. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре "Транспорт" (разноцветные рули, шапочки разных видов транспортных средств, нагрудные знаки и т.п.) Художественная литература: А. Барто "Игрушки": "Грузовик", Дидактические игры: "Собери легковой автомобиль" (из 4-х частей), "Собери грузовой автомобиль".
У детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет
расширяются знания и навыки, полученные в первой младшей группе: продолжается работа по знакомству с транспортными средствами: легковые, грузовые; маршрутные транспортные средства (автобус, трамвай, троллейбус); специальные транспортные средства - "Скорая помощь", "Пожарная"; дети получают новые знания о труде водителя; знакомятся с правилами поведения в маршрутных транспортных средствах; знакомятся с понятием "светофор" и его сигналами; продолжают знакомиться с элементами дороги: "тротуар", "проезжая часть", "пешеходный переход"; у детей формируются первичные представления о безопасном поведении на дорогах. Поэтому, к предметам, имеющимся в центре "ОБЖ" блоке "Безопасность дорожного движения" первой младшей группы, рекомендуем добавить: Простейший макет улицы (желательно крупный), где имеются дома по обеим ее сторонам и между ними обозначена дорога, на которой ярко выражены тротуар, проезжая часть, пешеходный переход. Набор карточек "Дорожная азбука". Картины с изображением различного вида транспортных средств (легковые, грузовые, маршрутные (автобус, трамвай, троллейбус)) Макет светофора и кружочки, в соответствии с сигналами светофора - красного, жёлтого и зелёного цвета. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре "Автобус" (руль, макет автобуса, знак автобусной остановки и т.п.) Художественная литература: А. Барто "Игрушки": "Грузовик", С.Михалков "Светофор". Дидактические игры: "Собери легковой автомобиль" - пазлы из 6-ти частей, "Собери грузовой автомобиль" - пазлы из 6-ти частей, "Угадай, что это за транспортное средство?" - игра на знание спецтранспорта; лото "Транспорт" - с изображением автобуса, трамвая, троллейбуса; "Светофор" - на знание сигналов светофора.
У детей 4-5 лет
развивается наблюдательность, умение ориентироваться в помещении, на участке детского сада и в ближайшей местности. Дети этого возраста продолжают знакомиться с понятиями "улица", "дорога", "перекресток", "остановка маршрутного транспортного средства" и элементарными правилами поведения на дорогах. Расширяются знания детей о различных видах транспортных средств, особенностях их внешнего вида и назначения ("Скорая помощь", "Пожарная", "Полиция", автобус, трамвай, троллейбус). Дети знакомятся с работой полицейского. Задача педагогов подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Решение этой задачи начинается со знакомства с дорожными знаками, в средней группе это "Пешеходный переход", "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса", "Место остановки трамвая". Педагоги продолжают формировать у детей культурное поведение в маршрутных транспортных средствах. Поэтому, к предметам, имеющимся в центре "ОБЖ" блоке "Безопасность дорожного движения" второй младшей группы могут добавить: - Макет электрического светофора с переключающимися сигналами; - Макет улицы с ярко обозначенным перекрестком дорог, на которых имеются тротуар, проезжая часть; - Картина "На улице города". - Иллюстрации с изображением остановок маршрутных транспортных средств (автобуса, трамвая, троллейбуса), пешеходных переходов (наземных, подземных). - Набор карточек "Дорожная азбука". -Художественная литература: Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей" (главы из книги), С.Михалков "Моя улица" (отрывок), Э. Мошковская "К нам бегут автобусы"; А.Северный "Светофор". - Атрибуты к сюжетно-ролевым играм "Автобус", "Пожарные", "Полиция". Дидактические игры: "Найди свой цвет", "Собери светофор", "Собери маршрутное транспортное средство", "Узнай дорожный знак", "Можно - нельзя", лото "Транспорт", лото "Дорожные знаки".
У детей 5-6 лет
дополняются знания об элементах дороги (тротуар, проезжая часть, обочина), о правостороннем движении, о работе светофора. Дети продолжают знакомиться с правилами дорожного движения, правилами передвижения для пешеходов и велосипедистов. Расширяют свои знания в области дорожных знаков: "Пешеходный переход", "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса", "Место остановки трамвая", "Дети", "Велосипедная дорожка", "Пункт медицинской помощи", "Пункт питания", "Полиция", "Въезд запрещен", "Дорожные работы". Продолжают знакомства с правилами поведения во время игр, правилами езды на велосипеде. Уточняют знания о работе пожарных, знакомятся с работой регулировщика, службы МЧС. Следовательно, в центре "ОБЖ" блоке "Безопасность дорожного движения" старшей группы должны появиться: Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части. Макет должен быть со съёмными предметами, для того чтобы дети сами могли моделировать различные ситуации на дороге. Набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационные – "Наземный пешеходный переход", "Подземный пешеходный предупреждающие знаки – Пешеходный переход", "Дети", "Дорожные работы"; запрещающие знаки – "Движение пешеходов запрещено", "Движение на велосипедах запрещено", "Въезд запрещен"; предписывающие знаки – "Пешеходная дорожка", "Велосипедная дорожка"; знаки сервиса – "Пункт медицинской помощи", "Пункт питания". Знаки должны быть на подставках, для работы с макетом, и крупные знаки на подставках для театрализованных, сюжетно- ролевых игр. Художественная литература: С.Михалков "Шагая осторожно", Г. Тумаринсон "Новые дорожные приключения Буратино", Я. Пишумов "На улице нашей…". Дидактические игры: "О чём говорят знаки?", "Угадай знак", "Где спрятался знак?", "Перекрёсток", "Наша улица" и т.п. Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра "Что говорит жезл?", атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
Дети 6-7 лет
продолжают знакомиться с работой ГИБДД, знания детей о безопасном поведении на дорогах систематизируются. Содержание центра "ОБЖ" блока "Безопасность дорожного движения" дополняется: Картотекой "опасных ситуаций" по решению задач безопасности на дорогах. Картой ближайшей к детскому саду местности (отработка навыка ориентировки в указанных пределах) Художественной литературой: Н. Кончаловская "Самокат", Л. Гальперштейн "Трамвай и его семья", А. Дмоховский "Чудесный островок"; Л. Клименко "Происшествие с игрушками", "Зайка велосипедист"; "Здравствуй, друг, дорожный знак!". Различными дидактическими играми на знание правил дорожного движения, дорожных знаков и правил поведения в маршрутных транспортных средствах: "Правила дорожного движения", "Узнай дорожный знак", "Законы улиц и дорог", "Правильно - неправильно", игра-лото "Внимание! Дорога!" и т.п.
Светофор
Первое, чему необходимо научить ребенка – как переходить дорогу по светофору. Красный, желтый и зеленый цвета должны пониматься им на уровне подсознания. Есть на дороге светофор или его нет, переходя дорогу нужно посмотреть сначала налево, а затем направо. Даже если автомобилей или другого транспорта не видно, НЕЛЬЗЯ переходить дорогу на красный сигнал светофора. Переходить можно и нужно только на зеленый свет. Один из самых сложных и опасных моментов, это когда зеленый сигнал показывается и пешеходу, и водителю. Конечно, водитель должен уступить дорогу, но к чему нам этот риск? Нельзя не оглядываясь переходить дорогу даже на зеленый свет, ведь бывает всякое – у машин отказывают тормоза, может ехать полиция, скорая помощь или пожарники, которые будут ехать очень быстро и которым необходимо уступить дорогу и другие ситуации. Загадки про светофор помогут объяснить в игровой форме, как важно детям дружить со светофором.
Светофор
Цель: Дать представления детям о назначении светофора, о его сигналах. Продолжать закреплять представления детей о цвете (красный, жёлтый, зелёный). Материал: Цветные картонные кружки (красный, жёлтый, зелёный); макет светофора. Ход игры: Воспитатель раздаёт детям кружки жёлтого, красного, зелёного цветов. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о значении цвета.
Отремонтируй светофор
Цель: Закреплять знания детей о сигналах светофора. Материал: шаблон светофора, круги красного, жёлтого, зелёного цвета. Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что светофор сломался, необходимо отремонтировать светофор (правильно собрать по цвету). Дети накладывают круги на готовый шаблон светофора.
Красный и зелёный
Цель: Учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу. Материал: Два кружка (зелёного и красного цвета), машинка. Ход игры: Игра проводится с одним ребёнком. Воспитатель берёт два кружка - красный и зелёный, - предлагает ребенку взять игрушку: машину и говорит: - Ты, Саша, шофер, сам будешь управлять машиной. Когда я покажу зелёный кружок, машина может ехать. Вот так (показывает). Когда увидишь красный кружок, машина должна остановиться. На последующих занятиях игра проводится с подгруппой детей.
Собери светофор
Цель: Познакомить детей со светофором. Объяснить детям, для чего нужен светофор, рассказать, как он выглядит. Уточнить, что обозначают цвета светофора. Материал: Шаблон светофора, круги красного, жёлтого, зелёного цвета. Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что кукла Катя играла со светофором, но она не знает, как правильно собрать светофор по цвету. Поможем Кате собрать светофор. Дети накладывают круги на готовый шаблон светофора.
Красный, желтый, зеленый
Цель: развитие внимания, памяти. Ход игры: Воспитатель: Я буду показывать вам кружки разного цвета: зеленый кружок – все дружно хлопают в ладоши; желтый кружок – поднимают руки вверх; красный – молчат.
Три Огонька у светофора
Цель: Закрепить названия цвета – красный, жёлтый, зелёный, ориентироваться в них. Познакомиться с правилами светофора. Ход игры: Дети сидят полукругом за столом. У каждого ребёнка кружочки – цвета светофора (красный, жёлтый, зелёный). Воспитатель показывает красный кружок и просит детей показать такой же и назвать цвет "огонька" светофора. Рассказать действия пешехода и машины на этот цвет – огонёк. –Да, это красный цвет – проезда нет. Если красный цвет горит – стой на месте путь закрыт. А теперь какой загорелся у светофора огонёк? – Скажи Дима, Саша, Настя и покажи такой же огонёк. Жёлтый - подожди чуть - чуть. Будь готов продолжить путь. А это что за огонёк? Покажите мне такой же огонёк. Какой это цвет? Да это зелёный огонек. А зелёный свет горит – это значит путь открыт. Можно переходить дорогу, держась за руку мамы или папы. На дороге надо быть очень внимательными. Давайте с вами выложим светофор на столе из кружочков: сверху – красный кружок, под ним жёлтый, и внизу – зелёный. Вот и получился светофор. Все ребятки молодцы, постарались.
Красный и зелёный
Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора. У воспитателя два кружка - красный и зелёный, у детей - машина. На зелёный цвет - машина едет по столу, на красный - останавливается. Светофор - зёленый свет (на зёленый свет дети маршируют, на жёлтый - останавливаются и хлопают в ладоши, на красный - стоят, соблюдая тишину). У светофора три сигнала - Стоп, машина! Стоп, мотор! Впереди видим светофор! Что мы видим? (Светофор). - У светофора три сигнала: красный, жёлтый и зелёный. Какой сигнал загорелся? (Воспитатель поднимает заранее приготовленный круг красного цвета. - Можно ехать на красный свет? (Нет). Правильно, нельзя - А сейчас какой сигнал загорелся? (Зелёный).
Светофор
Цель: Ознакомить детей с правилами перехода (переезда) перекрестка, регулируемого светофором. Материал: Красные, желтые, и зеленые круги, машины, фигурки детей. Ход игры: Один из играющих устанавливает определенные цвета светофора (наложением красных, желтых или зеленых кругов), машин и фигурки детей, идущих в разных направлениях. Второй проводит через перекресток машины (по проезжей части) или фигурки детей (по пешеходным дорожкам) в соответствии с правилами дорожного движения. Затем игроки меняются ролями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цветами светофора и положением машин и пешеходов. Тот из игроков, который безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает меньше ошибок (набирает меньшее число штрафных очков), считается победителем.
Наша улица
Цели: Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. Закрепить представление детей о светофоре. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов. Материал: макет улицы с домами, перекрестками, автомобили (игрушки), куклы-пешеходы, куклы-водители, светофор (игрушка), дорожные знаки, деревья (макеты). Игра проводится на макете. Ход игры: Первый вариант (для пешеходов). С помощью кукол дети разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зелёный сигнал светофора куклы переходят улицу, на жёлтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять. Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационноуказательным знаком. "Пешеходный переход", и там переходят проезжую часть.
Машины разные нужны, машины разные важны
Цели: Познакомить детей с разными видами транспортных средств, которые необходимы людям: легковая машина, пожарная, скорая помощь, самосвал, грузовик, подъемный кран, хлебная, автобус. Учить различать их по внешнему виду и правильно называть; Знать их назначение и понимать значимость в жизни человека. Учить собирать целую картинку из двух частей. Ход игры: Воспитатель – Дети, какие машины вы знаете? (Ответы детей). Да, машин много и все они разные! Машины приносят пользу людям! Они возят людей на работу, в детский сад и др. места. Это автобус, легковая машина, такси. Машины спешат к нам на помощь, когда это необходимо. Это скорая помощь, пожарная машина. Машины перевозят разные грузы. Это самосвал, грузовик, подъемный кран и др. Я принесла вам картинки, на которых изображены разные машины. Но, у меня случилось небольшая неприятность. Кто-то разрезал все мои картинки на две части, и они все перепутались. Что же мне делать? Может, вы, поможете мне правильно сложить картинки? Воспитатель выкладывает перед детьми все половинки, и дети пытаются сложить из них целые картинки. Если нужно, воспитатель помогает детям, подсказывает. Когда задание выполнено воспитатель хвалит детей и читает детям стихотворения об этих машинах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.»
Материал полезен для воспитателей детского сада, студентов и родителей. В нём изложены все формы и методы ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения....
Обучение правилалам дорожного движения детей дошкольного возраста
Цель: Учить детей безопасному поведению на дорогах. Задачи:1. Познакомить детей с правилами дорожного движения;Уточнить и расширить представления д...
Формирование основ и правил дорожного движения детей дошкольного возраста средняя группа
Цель: формирование у детей навыков безопасного поведения на улице города.Задачи:- усвоение детьми первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице, о назначении дорожных знаков;- ф...
Тест для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Обучение соблюдению правил дорожного движения детей дошкольного возраста»
Не секрет, что в современном мире очень важной составляющей образования является обучение воспитанников безопасности жизнедеятельности, в частности соблюдению правил дорожного движения. Чтобы проводит...
Дидактическая игра по обучению правилам дорожного движения детей дошкольного возраста «Собери дорожный знак»
Дидактическая игра по обучению правилам дорожного движения детей дошкольного возраста «Собери дорожный знак»...
Система работы по ознакомлению с ПДД и комплекс дидактических игр по изучению правил дорожного движения в дошкольном возрасте
Чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части. Вот почему с самого раннего...
Система работы по ознакомлению с ПДД и комплекс дидактических игр по изучению правил дорожного движения в дошкольном возрасте
Чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.Вот почему с самого раннего ...