Статья "Лепбук как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста"
статья по обж (подготовительная группа)
Лепбук как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В рамках введения ФГОС ДО формирование основ безопасности жизнедеятельности, в том числе безопасности на дорогах, выступает одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ведущая цель данного направления - формирование у детей представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них; передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
В 2022-2023 учебном году в нашем детском саду проводилась активная работа, направленная на поиск инновационных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса. В связи с этим появилась идея разработать совместно с родителями Лэпбук «Правила дорожного движения». Основная задача в нашем дошкольном учреждении является обучение детей правилам дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья " Лепбук как средство воспитания детей дошкольного возраста" | 812.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Лепбук как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Пусть движутся потоками машины,
Водители спокойствие хранят
Ведь правила движения едины
Для взрослых пешеходов и ребят!
В рамках введения ФГОС ДО формирование основ безопасности жизнедеятельности, в том числе безопасности на дорогах, выступает одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ведущая цель данного направления - формирование у детей представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них; передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Основная задача в нашем дошкольном учреждении является обучение детей правилам дорожного движения. Cтатистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных аварий являются именно дети. Приводит к этому элементарное незнание правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Другой причиной является то, что дети не умеют управлять своим поведением, у них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность , и они безмятежно выбегают на дорогу.
С каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы дети. За каждой из дорожных трагедий - судьба ребенка и горе родителей.
Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части, неумение адекватно оценивать свои силы и возможности, безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Дети-пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь и закладывают фундамент всех закрепленных знаний. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма у детей.
Большинство родителей, не находят времени для обучению детей правилам дорожного движения. Из этого следует, что изучение правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа посвященного изучению правил дорожного движения.
В 2022-2023 учебном году в нашем детском саду проводилась активная работа, направленная на поиск инновационных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса. В связи с этим появилась идея разработать совместно с родителями Лэпбук «Правила дорожного движения».
«Содержание обучения ПДД в разных возрастных группах»
1 младшая группа (2-3 года):
- Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге.
- Знакомство с некоторыми видами транспорта.
- Знакомство с работой водителя.
2 младшая группа (3-4 года):
- Расширение ориентировки в окружающем пространстве.
- Знакомство с понятиями: «улица», «дорога», «светофор».
- Рассказы детям о работе водителя.
- Формирование умения различать транспортные средства: легковой, грузовой автомобили, машины специального назначения.
- Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах.
Средняя группа (4-5 лет):
- Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.
- Продолжение знакомства с понятиями: «улица», «дорога», «светофор», «перекресток», «Остановка» и элементарными правилами поведения на улице.
- Уточнение знаний о работе полицейского и назначении светофора.
- Знакомство с различными видами городского транспорта, специальными машинами и их назначением.
- Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте.
Старшая группа (5-6 лет):
- Уточнение знаний детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.
- Знакомство с названием ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
- Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
- Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Подготовительная группа (6-8 лет):
- Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
- Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
- Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности.
- Формирование умения находить дорогу домой из детского сада.
- Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
- Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
- Расширить представления детей о работе ГИБДД.
- Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте.
Лэпбук (англ. lapbook) означает «книга на коленях» – самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в котором находится картинки с проблемными ситуациями, разные игры , дорожные знаки, загадки, стихи и т.д
Лепбук предназначен для детей старшего дошкольного возраста, его содержание можно пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию. Данное пособие можно использовать как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Есть возможность дополнить материал в соответствии с интересами и возрастными особенностями детей.
Работа над проектом проходила в несколько этапов.
Подготовительный этап (октябрь) включал в себя: изучение методической литературы по теме проекта (интернет сайты с опытом работы коллег); постановка цели и задач, исходя из возникшей проблемы; обсуждение предстоящей работы с музыкальным руководителем и старшим воспитателем. Разработка дорожной карты по изучению внедрения Лепбука, как дидактического пособия по обучению детей ПДД.
Основным этапом работы над проектом был -практический (октябрь-декабрь).
Данный этап включал в себя: беседы с детьми по ПДД ( узнали историю возникновения светофора), чтение книг, просмотр иллюстраций, сюжетных картинок, мультфильмов ,изготовление макета ,знаков, рисование рисунков, изготовление атрибутов к сюжетно -ролевой игре, выбор подвижных игр, физкультминуток ,изготовление дидактических игр и использование их в образовательной деятельности, игровые тренинги, викторины, поход в библиотеку через проезжую часть(подходили к светофору), проводился КВН с участием родителей и детей старших групп, изготовление Лепбука.
В изготовление Лепбука главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
В лепбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.
Вся информация в нашем лэпбуке подразделена по блокам:
- информационный,
- наглядный,
- игрово
- литературный.
Информационный блок «Дорожные знаки» (содержит научную информацию по теме лэпбука. В нем размещаются знаки дорожного движения: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, знаки сервиса и игры лото с ними, иллюстрации по правилам дорожного движения и другие материалы.
Наглядный блок «Советы светофора» наполнен картинками, фотографиями, схемами, иллюстрациями. Дети в игровой форме учатся разбираться в дорожной ситуации, находить правильное решение, составляют по картинкам рассказы.
Игровой блок содержит занимательные развивающие задания: пазлы, разрезные картинки, раскраски, ребусы; различные дидактические игры.
Литературный блок «Уроки светофора» состоит из стихов, загадок, пословиц, сказок о транспорте и правилах дорожного движения.
Так же в Лэпбуке находятся макет дорожных знаков, жезл, маленькие машины, детская литература по ПДД, Физминутки , песни.
Лэпбук, который мы изготовили содержит разнообразные задания разной сложности, направлен на речевую, познавательную, игровую деятельность, помогаем изучить сложную информацию, компактен в хранении (большое количество разных заданий и игр в одной папке), имеет разные варианты использования заданий, а так же возможность добавлять новые задания в «кармашки».
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
В течении года ребята с большим интересом отнеслись к лэпбуку: играли, разгадывали задания викторин, загадки, составляли пазлы, отвечали на вопросы. Большое количество разнообразных заданий позволило не наскучить им, а наоборот, привлекало их к изучению и повторению правил дорожного движения.
В результате работы с лэпбуком «Правила дорожного движения» у детей нашей группы сформировались знания о правилах дорожного движения. Они познакомились с разными видами светофоров, значением их сигналов, строением улицы и дорожными знаками, различными видами транспорта, научились предвидеть и избегать опасные дорожные ситуации знают и с удовольствием читают наизусть стихи о дорожных знаках, придумывают загадки о ПДД, знают правила дорожного движения.. У большинства дошкольников мы воспитали навыки личной безопасности и чувство самосохранения, ответственности. Изучаемый материал по ПДД успешно используется детьми в повседневной жизни. Благодаря этой форме работы дети многое узнали о ПДД,.
Моя работа по изготовлению Лепбука позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей, отраженный в знаниях и умениях детей. Насколько сильно были увлечены дети, и их родители перед поставленной задачей. Очень важно всячески поощрять самостоятельные действия, как самих детей, так и их родителей.
Итак, самое главное – научить детей правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь.
Литература:
- Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук - «наколенная книга»// Обруч. 2015 г. №4 С. 29-30.
- Е. И. Шаланова «Правила безопасности- Дорожного движения», 2015 г.
- Е. Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду», 2013 г.
- К. В. Петрова «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2014 г.
- Т. Ф. Саулина «Ознакомление дошкольников с ППД», 2013 г.
- Интернет источник, дата обращения 18.01.2021 https://ped-kopilka.ru/blogs/elena-sergevna-netkacheva/didakticheskaja-igra-po-pd-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta-dorozhnye-znaki.html
- Интернет источник, дата обращения 19.01.2021 https://korolev-stan.schools.by/pages/didakticheskie-i-podvizhnye-igry-dlja-detej-po-pravilam-dorozhnogo-dvizhenija
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"
В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....
Статья. Статья на тему "Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста" (возраст детей 3-4 года). Подготовила воспитатель Светлана Юрьевна Стома
Материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей. В данной статье предлагаются игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и в детском саду и дома....
Статья из сборника статей по материалам межвузовской практической конференции.Тема: «Полоролевая идентификация детей дошкольного возраста"
Статья из сборника статей по материалам межвузовской практической конференции.Тема: «Полоролевая идентификация детей дошкольного возраста"Выполнила:Чапайкина Наталья Владимировна...
Статья "Современный подход в работе с детьми дошкольного возраста" в электронном сборнике научных статей "Инновации в образовательном пространстве :опыт, проблемы, перспективы"
Для воспитателей детских садов...
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДВИГАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.Статья статья (младшая группа)
в данном материале представлен опыт педагога по обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста через двигательную деятельность...