Проект «Дорожная азбука для детей и родителей»
проект по обж
Тема: «Разработка и внедрение инновационной модели воспитания, развития и социализации обучающихся в процессе овладения базовыми правилами поведения на дороге».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_pdd_dorozhn.azb_.dlya_det.i_rodit.docx | 115.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Дорожная азбука для детей и родителей»
Тема: «Разработка и внедрение инновационной модели воспитания, развития и социализации обучающихся в процессе овладения базовыми правилами поведения на дороге».
Содержание
Содержание |
Информационная карта проекта
| |
Формулирование проблемы
| |
Актуальность | |
Реализация проекта
| |
Итог работы | |
Приложение |
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность!
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Тема проекта:
«Разработка и внедрение инновационной модели воспитания, развития и социализации обучающихся в процессе овладения базовыми правилами поведения на дороге».
Вид проекта: информационно-творческий.
Тип проекта:
педагогический;
детско-взрослый;
ребенок – объект проектирования;
открытый – в ДОУ и за его пределами.
Долгосрочный (по сроку реализации – 1 год).
Участники проекта: педагоги, дети, родители, сотрудники ОГИБДД.
Основное направление проекта: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта
1. Повышение уровня знаний об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения у дошкольников, их родителей и педагогических работников МКДОУ.
2. Формирование умения спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
4. Осознанное понимание необходимости соблюдения правил дорожного движения.
5. Развитие творческих и мыслительных способностей дошкольников.
6. Координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ГИБДД.
7.Создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы.
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети». «Переход детьми проезжей части в неустановленном месте или неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортных средств, деревьев и сооружений - самые распространенные причины наездов на детей (37,4 процента и 24,7 процента соответственно всех дорожно-транспортных происшествий по причинам нарушения детьми правил дорожного движения)», отмечено в Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах".
За 11 месяцев 2015 года на территории Родниковского района зарегистрировано 48 дорожно-транспортных происшествий, при которых 73 человека получили ранения различной степени тяжести и 8 человек погибло. Статистика утверждает, что количество ДТП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 9,09%. Количество пострадавших в ДТП увеличилось на 19,6 %. Количество погибших увеличилось на 100%. Количество ДТП с участием детей 11 /11 ранено/.
За 11 месяцев 2015 года сотрудниками отделения ГИБДД выявлено 6758 нарушений правил дорожного движения – это больше на 9,5 % по сравнению с прошлым годом. Привлечено к административной ответственности 604 пешехода, что на 107,5 % больше. /Данные о состоянии дорожно-транспортной дисциплины на территории Родниковского района за 11 месяцев 2015 года представлены сотрудниками отделения ГИБДД Родниковского района.
Анализ статистических данных, проведенный совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений:
- пассивность и безучастность взрослых в вопросах безопасности детей на дорогах;
- отсутствие навыков безопасного поведения на дорогах при сформированных знаниях правил дорожного движения;
- однотипность и традиционность используемых воспитателями методов и приемов обучения и воспитания детей правилам безопасного поведения на дорогах;
- отсутствие регулярного взаимодействия с ГИБДД по пропаганде знаний правил дорожного движения среди родителей.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге тем самым значительно расширит социальный опыт ребенка, сформирует социальную позицию, усовершенствует умения и навыки, подготовит к самостоятельной жизни, увеличит возможность сохранить жизнь и здоровье. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Проблемой безопасности, профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, созданием системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами, необходимыми при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитанием осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитии здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использовании разнообразных форм, методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе занимаются отечественные педагоги, ученые: Н. Н. Авдеева, Т. И. Алиева, Е. П. Арнаутова, К. Ю. Белая, О. Л. Князева, Е. А. Козырева, JI. А. Кондрыкинской, Е. Ю. Протасова, Э. Я. Степаненкова, Р. Б. Стеркина. Обобщался опыт дошкольных учреждений в этом направлении А. Д. Добрушиным, В. Н. Зимониной, Н. И. Клочановым, JI. А. Комлевой, JI. В. Куцаковой, Е. А. Козловской, С. А. Козловским, С. И. Мерзляковой, И. С. Окуневым, В. Н. Сахаровой.
Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии самыми эффективными методами.
Наш сад не первый год уделяет много внимания этому вопросу. Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в образовании и отражены в федеральных документах.
Встает вопрос, как построить образовательный процесс по формированию основ культуры безопасности у дошкольников и уберечь детей на дорогах?
С целью выявления недостатков в работе ДОУ по ознакомлению дошкольников с ПДД, в ДОУ был проведен анализ форм и методов работы с детьми, реализуемых воспитателями. Анализ показал, что 80% информации дети получали на организованных занятиях, которые планируются эпизодически и лишь 20% - в ходе режимных моментов: прогулки, чтения художественной литературы, игровой деятельности. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 70% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей Правилам дорожного движения дома, а многие из родителей сами регулярно нарушают эти правила.
Сегодня, в век информационных технологий, социализации и индивидуализации образования дошкольников важно провести обновление содержания дошкольного образования и, ввести новые формы работы с дошкольниками (проектная деятельность, проблемные ситуации, творческие мастерские, ИКТ и т.д), выйти за рамки традиционных форм и методов работы с детьми, организовать просветительскую работу с родителями.
Новизна проекта
Новизна нашего проекта заключается в использовании инновационных технологий в работе с дошкольниками по овладению детьми базовых правил поведения на дороге, в процессе осуществления деятельностного подхода, исходящего из положений о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности.
Работая над опытом, мы руководствовались следующими нормативно-правовыми документами:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Правила Дорожного Движения Российской Федерации 2013;
- Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах";
- Федеральными государственными требованиями к структуре ООП;
- Образовательная программа МКДОУ детский сад №6 «Ласточка».
Гипотеза: Если дети с ранних лет поймут и усвоят Правила дорожного движения, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь.
Цель проекта: организовать эффективное взаимодействие по обеспечению безопасности дорожного движения среди детей, родителей и педагогов.
Задачи проекта
1. Создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста ПДД.
2. Вызвать у родителей интерес к проблеме обучения детей дорожной грамоте и безопасному поведению на дороге, вовлекая их в образовательный процесс, активно используя информационно коммуникативные технологии.
3. Обеспечить методическую работу с кадрами по повышению их профессио-нальной компетентности в заданной области.
4. Наладить систематическое взаимодействие МКДОУ и ГИБДД.
5. Использовать в педагогической практике инновационные образовательные технологии обучения, воспитания и развития способностей детей ориентироваться в дорожной среде.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Принципы проекта.
1. Дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Правилах дорожного движения.
2. Интегративности: сотрудничество с семьей, социальными партнёрами, сочетание разных видов деятельности.
3. Принцип гуманизма – уважение личности ребенка, педагога, родителей, построение взаимных отношений на основе общечеловеческих цивилизованных норм и правил.
4. Наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций по теме проекта, соблюдение требований к культуре показа презентаций.
5. Принцип научной обоснованности и практической применимости.
6. Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой, театрализованной и продуктивной деятельности.
7. Принцип педагогики сотрудничества.
Методы и приемы, реализуемые в работе:
- Взаимодействие со сказочным персонажем - подсказать, как себя вести, помочь справиться в трудной ситуации, найти ошибки в его поведении, научить.
- Словесные приёмы - рассказ взрослого из личного опыта, сказка познавательного содержания, вопросы, беседа-рассказ ребенка, беседа-рассказ взрослого.
- Игровые приемы - занятие-игра, дидактические игры, игровые упражнения, игры - соревнования, игры с правилами, элементы сюжетно-ролевых игр.
- Наглядные приемы - иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы.
- Художественное слово - стихи, сказки, загадки, рассказы.
- Использование театра, настольных макетов улиц города – спектакли (кукольный, настольный), инсценировки в исполнении отдельных детей.
- Использование музыкального репертуара.
- Практические действия детей - разбор проблемных ситуаций, творческая деятельность детей.
- Применение информационных коммуникативных технологий при ознакомлении с Правилами дорожного движения.
Работа по проекту предполагает использование инновационных форм работы с сотрудниками ГИБДД:
-творческие встречи родителей с работниками ГИБДД;
-предоставление оперативной информации от ГИБДД через интернет-ресурсы о состоянии детского травматизма в городе;
- создание почтового ящика «Спрашивайте, мы ответим» для родителей, интересующихся вопросами по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- организация акций «Неделя безопасности», «Дошкольник, дорога, автомобиль» совместно с ГИБДД по вопросам безопасности на дороге.
Средством достижения поставленных образовательных задач являются инновационные технологии работы с детьми:
- игровые, направленные на двигательную, игровую, коммуникативную, познавательно-художественную деятельность;
- творческая мастерская, направленная на познавательно-исследовательскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную деятельность (мелкая моторика);
- проблемные ситуации, направленные на познавательно-исследовательскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную деятельность;
- здоровьесберегающие, направленные на оздоровительную, двигательную, познавательно-исследовательскую деятельность;
- ИКТ, направленные на познавательно-исследовательскую, продуктивную, коммуникативную, деятельность.
Использование ИКТ в работе с родителями в ходе реализации проекта.
- Мультимедийное сопровождение различных форм организации педагогического просвещения родителей по знакомству детей с Правилами дорожного движения /далее – ПДД/ способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным, позволяет слушателям при желании конспектировать услышанное.
- Использование возможностей мультимедийной презентации позволяет в наглядной, доступной и запоминающейся форме знакомить родителей с некоторыми педагогическими терминами, формировать понятие об основных направлениях работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма /далее – ДДТТ/ среди дошкольников.
- Просмотр видео- и фотоматериалов, иллюстрирующих образовательную деятельность детей по ознакомлению с ПДД, создание электронных выставок, использование наглядных средств педагогического просвещения /журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей; стенгазеты; буклеты; папки-передвижки; фотовыставки и фотостенды; памятки-рекомендации/ является положительным опытом взаимодействия педагогов и родителей. На таких носителях записаны занятия, игры, экскурсии, праздники. Это позволяет сделать наглядным содержание образования.
- Мультимедийное оформление совместных праздников позволяет сделать мероприятия для детей и родителей эмоционально окрашенными, привлекательными, современными.
- Размещение на сайте ДОУ консультаций, опыта работы по профилактике ДДТТ «Растим грамотных пешеходов».
Инновационная модель воспитания, развития и социализации воспитанников МКДОУ в процессе обучения детей
правилам дорожного движения.
Педагоги МКДОУ | РЭО ОГИБДД | Родители | Дети МКДОУ |
ДОСААФ | ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ | МБОУ СОШ №3 | |
РДК «Лидер» | Публичная библиотека МУК «Родниковская районная централизованная библиотечная система» | МАУ ДОД ЦДТ |
Этапы реализации проекта
1 этап: Подготовительный.
2 этап: Практический /реализация намеченных планов/.
3 этап: Заключительный /подведение итогов и внесение поправок в случае нерешенных проблем/.
План реализации проекта:
I Этап - подготовительный
Срок реализации: /сентябрь-октябрь /
Цель - исследование условий реализации проекта:
- состояние знаний, умения, навыков детей по правилам дорожного движения;
- профессиональные возможности педагогов, мотивация на использование проектного метода;
- социальный заказ семей, их характеристика, педагогическая просвещенность по основам безопасности жизнедеятельности.
II Этап - практический
Срок реализации: /ноябрь – январь/
Цель: формирование у детей знаний и умений по изучению правил
дорожного движения на основе инновационных методов обучения;
повышение уровня педагогической просвещенности родителей;
рост профессионального мастерства педагогов по данному направлению.
Работа с педагогами | Работа с детьми | Работа с родителями | |
1. Консультация: «Обучаем правилам безопасного движения». 2. Выставка методической литературы «Пешеходом быть – наука». 3.Семинар-практикум «Кто лучше знает правила дорожного движения». 4. Проведение открытых мероприятий по ПДД. 5. Просмотр видеофильмов. 6. Изготовление пособий для дидактических игр, макетов, транспортной площадки на территории детского сада по ознакомлению с ПДД. 7. Создание в группе необходимых условий для обучения детей правилам дорожного движения, используя возможность ДОУ и материально-технический потенциал для образования и воспитания грамотных участников дорожного движения. 8. Участие в конкурсе уголков по ПДД. 9. Проведение «Дня безопасности». 10. Участие в областном конкурсе «Светофорчик». 11. Вечер вопросов и ответов с инспектором ГИБДД. 12. Создание роликов и презентаций «Азбука дорожной безопасности». |
| 1. Совместные с родителями мероприятия по ПДД(1 раз в квартал). 2. Семинар «Дети и дорога». 3. Индивидуальные консультации «Ребенок-главный пассажир». 4. Показ открытых мероприятий по обучению правилам дорожного движения детей дошкольного возраста. 5. Групповые родительские собрания «Профилактика безопасности дорожного движения». 6. Тематические фото выставки и выставки рисунков «Безопасное поведение на улице». 7.Оформление информационных стендов в каждой группе «Дети и дорога» 8. Памятки для родителей: - Причины дорожно-транспортного травматизма; - Рекомендации по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах; - Родитель – водитель помни и др. 9. Лекции «Об ответственности за нарушение детьми правил дорожного движения», «Дорожный светлячок – это моя безопасность» (инспектор ГИБДД). 10. Изготовление макетов, жилеток, домов, рулей, светофоров для игр. 11. Участие в создании предметно-развивающей среды по ПДД в группах. 12. Участие в конкурсе уголков по ПДД. 13. Участие в конкурсе рисунков «Добрая дорога детства». 14. Создание роликов и презентаций «Мы на улицах нашего города», «Дорожная азбука». | |
Ожидаемый результат | |||
1.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах по ПДД. 2.Улучшение качества проведения открытых мероприятий. 3.Обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме. 4. Создание комплексной системы работы по формированию безопасного поведения детей. | 1. Проявление интереса у детей к изучению правил дорожного движения. 2. Систематизация работы по данной теме. 3. Повышение уровня знаний и умений детей по формированию безопасного поведения. | 1. Повышение уровня знаний родителей в вопросах по ПДД. 2. Желание родителей участвовать в совместных мероприятиях по ПДД. 3. Повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество. |
III Этап - заключительный
Срок реализации: /февраль - май/
Цель: анализ эффективности реализации проекта путем оценки знаний и умений детей и родителей по овладению навыками безопасного поведения.
Работа с педагогами | Работа с детьми | Работа с родителями |
1. Анализ уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта. 2.Обмен опытом участников проекта. 3. Обобщение опыта работы по реализации проекта на уровне города, области. | 1. Тестирование знаний и умений детей. 2. Анализ полученных результатов. 3. Интервьюирование детей «Что вы знаете о Правилах дорожного движения». | 1. Анкетирование родителей. 2. Награждение самых активных родителей – участников проекта грамотами. |
Ожидаемый результат | ||
1. Анализ результатов проектной деятельности. 2. Определение проблем и перспектив. | Повышение мотивации детей на занятиях по ознакомлению с правилами дорожного движения. | 1. Оценка полученных практических умений и навыков. 2.Готовность родителей к активному сотрудничеству с детским садом. |
Критерии эффективности проекта.
1. Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта.
2. Отсутствие случаев дорожно-транспортного травматизма.
Продукт проектной деятельности:
- изготовление и приобретение атрибутов для игр и пособий;
- создание макетов улиц города;
- буклеты по ПДД;
- знание Правил дорожного движения;
- создание альбома «Правила дорожные соблюдай всегда»;
- уголки по ПДД в группах;
- создание мультимедийных презентаций (демонстрация слайдов и доклад «Из опыта работы»);
- презентация данного проекта на областном конкурсе «Светофорчик»;
- презентация проекта на районном конкурсе «Образовательное пространство».
Обеспечение проектной деятельности
Методическое
Художественная литература:
1. Елена Ульева, Забавные истории для малышей. Правила безопасности на прогулке. Мозаика-Синтез, 2013.
2. Марина Дружинина, Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде. Правила поведения на улице. Махаон, 2005.
3. Андрей Усачев, Правила дорожного движения, Изд. Самовар, 2011.
4. Научи меня понимать правила дорожного движения.
5. Марина Дружинина, Мы идем через дорогу, ООО «Дрофа», 2002.
6. Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек».
7. Михалков С. «Бездельник светофор».
8. Маршак С. «Светофор».
9. Мигунова «Уроки малышам» ПДД, «Светофор».
10.Сапотницкая «Правила маленького пешехода».
11.Про правила дорожного движения, ООО «Омега0пресс», 2002 Картотека стихов и произведений по ПДД.
Методическая литература:
1. Алгоритм составления рассказа по теме «Улица города». Алгоритм перехода улицы.
2. Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко «Дошкольникам о правилах дорожного движения».
3. «Дети и дорога», методический комплект для в-лей д/сада.
4. Поддубная Л. «Правила дорожного движения для средней группы».
5. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.
6. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. - М. : Просвещение, 2001.
7. Богуславекая З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславекая, Е. О. Смирнова. М. : Просвещение, 2003.
8. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М. : Детская литература, 2002.
9. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. - М. : Просвещение, 2007.
10.Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с. : цв. вкл.
11. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста.».: Просвещение, 2007.
12. Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48
13. Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице»., «Детство-пресс», 2008
14. Храмцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
15. Л.Б. Поддубная « Правила дорожного движения подготовительная группа», - Волгоград, « Корифей», 2009.
16. В.Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие.- М., «Тритий рим», 2007
17. Ф.С. Майорова « Изучаем дорожную азбуку», М., « Издательство Скрипторий 2003», 2005
Материально-технические ресурсы
Комплект наглядного и изобразительного материала для продуктивной деятельности.
Дидактические игры.
Мультимедийная установка.
Интернет-ссылки
ИТОГ РАБОТЫ
1. Проявление у воспитанников творческого самовыражения, активизация познавательной деятельности, положительная динамика в развитии интереса к социальному окружающему миру.
2. Созданная развивающая предметно-пространственная среда способствует формированию устойчивого интереса детей к изучению Правил дорожного движения.
3. Укрепление взаимодействия ДОУ с семьями, с различными социальными институтами в вопросах развития у воспитанников навыков безопасного поведения на дорогах.
4. Повышение компетентности и профессионализма педагогов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
5. Успешная реализация проекта позволила педагогам составить методические рекомендации по данной теме.
6. Создание открытого образовательного пространства (организация взаимодействия с родителями, сотрудниками ГИБДД, ответственными за безопасность дорожного движения), творческое использование педагогами информационно коммуникативных технологий в разных видах деятельности позволило совершенствовать систему работы по профилактике ДДТТ у всех участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
7. Обобщение и распространение опыта работы на тему «Разработка и внедрение инновационной модели воспитания, развития и социализации обучающихся в процессе овладения базовыми правилами поведения на дороге», предполагает его использование в работе других образовательных учреждений.
Проведенная работа по обучению детей ПДД в рамках проекта оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.
Продуманная, грамотно выстроенная работа педагогов с детьми, использование инновационных технологий, тесная взаимосвязь с родителями и социальными партнёрами помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Она должна решаться общими усилиями.
Уберечь ребенка от беды на дорогах – долг нас, взрослых!
Приложение 1
Календарный план работы по реализации проекта
№ | Содержание мероприятий | Ответственный | Срок исполнения | ||
I.Учебно-методическое обеспечение | |||||
1 | Приобретение методической литературы, плакатов по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения | Старший воспитатель, воспитатели, родители | В ходе реализации проекта | ||
2 | Пополнение «Дорожной библиотеки», подбор литературы, информационных документов по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма | Старший воспитатель, воспитатели, родители | Сентябрь – декабрь | ||
3 | Пополнение каталога пословиц и поговорок «Азбука безопасности», картотеки «Дети и дорога». | Старший воспитатель, воспитатели, родители | Сентябрь – декабрь | ||
4 | Приобретение газеты «Добрая дорога детства». | Старший воспитатель | В ходе реализации проекта | ||
II. Работа с педагогическими работниками | |||||
1 | Консультация «Нормативно – правовая база по Правилам дорожного движения». | Старший воспитатель | Сентябрь | ||
2 2.1 | Продолжать работу «Школы педагога» с воспитателями: Консультация «Меры профилактики дорожно-транспортных происшествий во время сопровождения воспитанников при их передвижении пешком и на транспортных средствах». | Старший воспитатель | Сентябрь | ||
2.2
| Педагогический совет «Правила дорожные и взрослым знать положено» с участием инспекторов ГИБДД /подготовка к участию в проекте/. | Старший воспитатель, воспитатели, инспектор ГИБДД | Сентябрь | ||
2.3 | Консультация « Типичные ошибки при обучении детей ПДД». | Старший воспитатель | Октябрь | ||
2.4 | Консультация «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице». | Старший воспитатель | Ноябрь | ||
2.5 | «Основные причины ДТП, сводка ГИБДД». | Инспектор ГИБДД | Декабрь | ||
2.6 | Консультация «Организация и методика проведения целевых прогулок». | Старший воспитатель | Декабрь | ||
2.7 | Консультация –практикум «Типичные травмы у детей при ДТП и оказание первой доврачебной медицинской помощи». | Медсестра | Декабрь | ||
3 | Оформление буклетов по безопасности дорожного движения. | Воспитатели | Ноябрь | ||
4 | Изготовление дидактических игр по ПДД. | Воспитатели | Октябрь-ноябрь | ||
5 | Пополнение и обновление уголков по ПДД в группах. | Воспитатели | В ходе реализации проекта | ||
6 | Создание презентаций по безопасности дорожного движения. | Воспитатели | В ходе реализации проекта | ||
7 | Оформление выставок методической литературы и пособий: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». | Старший воспитатель, воспитатели | Январь | ||
8 | Викторина «Школа светофорных наук» для педагогов и родителей. | Старший воспитатель, воспитатели, родители | Январь | ||
9 | Оборудование детской игровой площадки по Правилам дорожного движения. | Сотрудники детского сада, родители | Июнь | ||
10 | Пополнение и обновление атрибутов к сюжетно – ролевым играм «Дорожное движение», «Город – транспорт» по Правилам дорожного движения. | Воспитатели | В ходе реализации проекта | ||
11 | Изготовление учебно-дидактических пособий (дидактические игры, демонстрационный материал, плакаты). | Воспитатели | В ходе реализации проекта | ||
12 | Создание мультимедийной презентации (демонстрация слайдов и доклад «Из опыта работы»). | Старший воспитатель, воспитатели | В ходе реализации проекта | ||
III. Работа с родителями | |||||
1 | Обсуждение вопроса о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на родительских собраниях. | Воспитатели | Январь - февраль | ||
2 | Оформление папок-передвижек под рубриками: «Дорожные важности», «Будьте внимательны на улице», «Наши лучшие друзья – правила движения», «Научите ребенка различать дорожные знаки» и др. | Воспитатели | В ходе реализации проекта | ||
3 | Консультации для родителей: «Главные уроки воспитания пешехода», «Три «закона» безопасности пешехода на дороге», «Что должен знать ребенок о ПДД», «Правила дорожного движения для малышей», «Азы дороги – малышам» и др. «Как переходить улицу с детьми», «Учимся быть пешеходами», «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге», «Когда начинать рассказывать ребенку о дорожных опасностях», «Что читать детям по ПДД» и др. «Я и мой ребенок на улицах города», «Будьте бдительны на улицах города», «Научите ребенка различать дорожные знаки», «Мой путь в школу», «Правила дорожного движения», «Правила поведения при сезонных изменениях погоды», «Советы родителям будущих первоклассников от ГИБДД» и др. | Воспитатели младших групп Воспитатели средней группы Воспитатели старшей группы | В ходе реализации проекта | ||
4
| Выпуск листовок, буклетов и стенгазет для родителей: «Дорожная азбука», «Будь примером в соблюдении правил дорожного движения», «Родителям и детям о ПДД», «Три закона пешехода на дороге», «Поведение взрослых на улице – пример для малышей», «Водитель – дорога – дети», «Как научить ребенка безопасному поведению на улице», «Правила безопасного поведения на проезжей части», «Ребенок и автомобиль», Фотомонтаж «Светофорик – наш друг», Фотомонтаж «Я – пешеход», Фотомонтаж «Большой мир» и др. | Воспитатели, старший воспитатель | В ходе реализации проекта | ||
5 | Анкетирование родителей «Знает ли ваш ребенок ПДД?», «Безопасность детей на дороге», «Я и мой ребенок на улицах города». | Воспитатели | Сентябрь Май | ||
6
| Совместное изготовление макетов «Мой город – город мечты», «Наша улица», «Улицы, по которым мы ходим»; атрибутов к подвижным и сюжетно-ролевым играм. | Воспитатели, родители | В ходе реализации проекта | ||
7 | Изготовление дидактических игр, книжек-малышек. | Родители | В ходе реализации проекта | ||
8 | Участие в создании презентаций по теме «Азбука дорожной безопасности». | Воспитатели, родители | В ходе реализации проекта | ||
9 | Участие родителей в образовательной деятельности, в развлечениях и экскурсиях. | Воспитатели, родители | В ходе реализации проекта | ||
10 | Родительские собрания по безопасности дорожного движения. | Старший воспитатель, воспитатели, работники ГИБДД | Сентябрь - декабрь | ||
11 | Семейная игротека по ПДД : «Ловушки на дорогах», «Узнай дорожный знак» и др. | Воспитатели, родители | В ходе реализации проекта | ||
12 | Создание видеороликов «Мы на улицах нашего города». | Родители | В ходе реализации проекта | ||
IV. Работа с воспитанниками | |||||
1 | Организация изучения Правил дорожного движения с воспитанниками согласно Образовательной программы МКДОУ | Воспитатели | В ходе реализации проекта | ||
2 | Проведение бесед: «Транспорт», «Улица», «Светофор», «Транспорт на нашей улице», «Мы в автобусе», «Пешеходный переход», «Наши верные друзья – светофоры», «Дорога не место для игр» и др. | Воспитатели 2 младшей группы | В ходе реализации проекта В ходе реализации проекта | ||
«Знаки вокруг нас», «Твой приятель – светофор», «Зачем нужны дорожные знаки», «Наш город», «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад», «Мы – пассажиры», «Мы – пешеходы», «Красный, желтый, зеленый», «Основные части улицы», «Правила поведения в общественном транспорте» и др. | Воспитатели средней и старшей группы | ||||
3 | Проведение дидактических, настольно-печатных, подвижных, сюжетно-ролевых игр: «Красный – зеленый», «Собери машину», «Угадай-ка», «Сложи картинку», «Доскажи словечко», и др. | Воспитатели 2 младшей группы | В ходе реализации проекта | ||
«Подумай – отгадай», «Какой это знак?», «Кто больше знает?», «Отгадай-ка», «Объясни», «Светофор», «Наша улица», «Сложи дорожный знак», «Поставь дорожный знак», «Это я, это я, это все мои друзья!», «Будь внимательным», «Правильно разложи», «Доскажи словечко», «Узнай по описанию» и т.д. | Воспитатели средней и старшей группы | ||||
Подвижных: «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили» и др. | Воспитатели 2 младшей группы | ||||
«Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт»; «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», «Светофор» и т.д. | Воспитатели средней и старшей группы | ||||
Сюжетно-ролевые игры: « Я – шофер», «Гаражи и автомобили», «Автомобили и светофор» и др. | Воспитатели 2 младшей группы | ||||
«Путешествие по городу», «Поездка на дачу», «У бабушки в поселке» и другие. | Воспитатели средней и старшей группы | ||||
4 | Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация: транспорт, дома, светофор и др. | Воспитатели 2 младшей группы | |||
рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак», «Улица города»; лепка: «Веселый светофор», «Постовой»; аппликация: «Шумный перекресток», «Дорожный знак» и др. | Воспитатели средней и старшей группы | ||||
5 | Проведение с воспитанниками и учащимися МБОУ СОШ №3, выпускниками ДОУ, тематических досугов и развлечений. | Старший воспитатель, педагоги, дети, родители | |||
Игра-путешествие «Экскурсия по осеннему городу». | Старшая группа | Сентябрь | |||
Игра-путешествие «Светофорик и дорога». | 2 младшая группа | Октябрь | |||
«Зеленый, желтый, красный» встреча с инспектором ГИБДД. | Средняя группа Выпускники ДОУ | Ноябрь | |||
Тематическое развлечение «Наш друг – светофор». | Средняя группа | Декабрь | |||
КВН «Знай и выполняй правила дорожного движения». | Старшая группа | Декабрь | |||
Спортивное развлечение «В гостях у Светофорчика». | 2 младшая группа | Декабрь | |||
Сказка – игра «Азбука пешехода». | Средняя группа Выпускники ДОУ | Январь | |||
Игра – путешествие «Большая прогулка». | Старшая группа Учащиеся МБОУ СОШ №3 | Февраль | |||
Спортивное развлечение «Помни правила дорожного движения». | Средняя группа | Март | |||
Спортивно-познавательное развлечение «Дорожная азбука». | Старшая группа Учащиеся МБОУ СОШ №3 | Март | |||
Игра «Правила дорожные детям знать положено!» | 2 младшая группа | Апрель | |||
Викторина «Наша улица». | Старшая группа Выпускники ДОУ | Май | |||
Посвящение в пешеходы | Средняя группа Старшая группа | Май | |||
6 | Проведение тематической недели по безопасности дорожного движения. | Старший воспитатель, воспитатели | Ноябрь | ||
7 | Проведение дня по безопасности дорожного движения. | Старший воспитатель, воспитатели | Февраль | ||
8 | Постановка кукольных спектаклей по безопасности дорожного движения: «В гостях у Светофорчика», «Как неразлучные друзья дорогу переходили» и др. | Воспитатели Музыкальный Руководитель Дети средней и старшей групп | Январь | ||
9 | Просмотр видеофильмов «Уроки безопасности дорожного движения»: «Правила дорожного движения для детей», «Дорожные знаки для детей», и др. | Воспитатели | В течение года | ||
10 | Просмотр презентаций по безопасности дорожного движения: «В добрый путь», «Наш друг – Светофор!», «В стране дорожных знаков», «Светофорчик в гостях у ребят» и др. | Воспитатели | В течение года | ||
11 | Просмотр мультфильмов по безопасности дорожного движения: «Доктор Машинкова о ПДД», «Лукоморье», «Смешарики о ПДД», «Уроки тетушки Совы» и др. | Воспитатели | В течение года | ||
12 | Организация встреч с работниками ГИБДД «ГИБДД – детям». | Старший воспитатель | В течение года | ||
13 | Проведение экскурсий по городу, к перекрестку со светофором «Правила маленького пешехода». | Воспитатели | В течение года | ||
14 | Акции «Дети – детям» по взаимодействию старших и младших дошкольников. | Старший воспитатель, воспитатели | Февраль | ||
V. Конкурсы | |||||
1 | Конкурс книжек-малышек по ПДД «Путешествие в страну Светофорию». | Воспитатели, родители | Ноябрь | ||
2 | Конкурс дидактических игр по безопасности дорожного движения. | Воспитатели, родители | Ноябрь | ||
3 | Конкурс буклетов по ПДД «Внимание, дети!». | Воспитатели | Ноябрь | ||
4 | Конкурс уголков по ПДД в группах. | Воспитатели, родители | Декабрь | ||
5 | Конкурс макетов улиц города. | Воспитатели, родители | Декабрь | ||
6 | Смотр презентаций по безопасности дорожного движения. | Воспитатели | Декабрь | ||
7 | Конкурс детских рисунков по Правилам дорожного движения среди воспитанников «Зеленый огонек ». | Воспитатели
| Ноябрь | ||
8 | Участие в творческом конкурсе среди групп «Добрая дорога детства ». | Старший воспитатель, воспитатели, родители, дети | Март | ||
9 | Участие в областном конкурсе «Светофорчик». | Старший воспитатель, воспитатели | Декабрь | ||
10 | Участие в районном конкурсе «Образовательное пространство». | Старший воспитатель, воспитатели | Март |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Дорожная азбука для детей и взрослых"
Вопрос обучения детей правилам дорожного движения давно перестал быть второстепенным. Познавательный проект " Дорожная азбука дл...
Проект "Дорожная азбука для детей и взрослых"
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных про...
Проект "Дорожная азбука" (для детей старшей возрастной группы)
Проект «Дорожная азбука»(для детей старшей возрастной группы)Цель проекта: Формирование у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.Задачи проекта: 1....
Проект «Дорожная азбука для детей и взрослых»
Цель: Создание условий для сознательного изучения детьми правилдорожного движения....
Педагогический проект «Дорожная азбука для детей и взрослых».
Цель проекта: - организовать эффективное взаимодействие по обеспечению безопасности дорожного движения среди детей, родителей и педагогов.Задачи:- повышение уровня профессиональной ко...
Познавательно-творческий проект "Дорожная азбука для детей и взрослых"
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – дос...
Проект «Дорожная азбука для детей».
проект...