Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Русичи»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории России, героями, традициями и бытом, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Россию от врагов, интерес к самобытной русской культуре, дает представление о живописи, поэзии, музыке.
Проект отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимания к ценностям традиционной русской культуры и исторической преемственности, формирует интегрированные качества воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Машенька» города Сафоново Смоленской области
МБДОУ д/с № 1
Педагогический проект
по приобщению детей старшего дошкольного возраста
к истокам русской народной культуры
«Русичи»
Разработала
воспитатель Титова Т.И.
г. Сафоново
2024
Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот,
кто любит Россию и считает ее своим Отечеством»
(А.С. Пушкин)
Пояснительная записка
Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории России, героями, традициями и бытом, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Россию от врагов, интерес к самобытной русской культуре, дает представление о живописи, поэзии, музыке.
Проект отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимания к ценностям традиционной русской культуры и исторической преемственности, формирует интегрированные качества воспитанников.
Срок реализации: сентябрь - май.
Участники проекта: воспитатели, дети 5 – 6 лет, родители воспитанников.
Вид проекта: познавательный, подгрупповой, долгосрочный (сентябрь-май)
Актуальность проекта
В условиях глубоких изменений социокультурной деятельности, интенсивного развития компьютерных технологий, телевидения, сети интернет, современные родители и их дети, к сожалению, поверхностно знакомы со своей национальной культурой и традициями. Поэтому особую актуальность приобретает проблема приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа на основе выделения в ней общечеловеческих ценностей. Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.
Таким образом, возникают противоречия: с одной стороны, важность и необходимость ознакомления детей с историей и культурой своего народа, с другой стороны отсутствие целенаправленной, систематической работы в этом направлении.
Постановка проблемы: Проблема сохранения национальных традиций, передачи огромного пласта духовной культуры русского народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений, на протяжении многих столетий.
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родной стране.
Задачи проекта:
1.Дать детям представление о национальной культуре, традициях русского народа через создание предметно-пространственной среды.
2.Развивать познавательные и творческие способности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с культурой русского народа.
3.Воспитывать любовь к своей Родине, и ее историческому прошлому.
Методы и формы работы
Метод обследования, наглядный (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе совместной деятельности педагога и детьми); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение)
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
Беседы
Занятия на основе метода интеграции
Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц.
Игры
Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
Использование народных игр, в том числе хороводов.
Ожидаемые результаты
- Сформируется устойчивый интерес у детей к истории и культуре нашего народа;
- Ознакомятся с народными промыслами и умением различать изделия разных народных промыслов;
- Разовьются творческих способности детей, и формирование уважения к историческому наследию своей Родины.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
1.Постановка целей, определение актуальности значимости проекта, подбор методической литературы для реализации проекта. 2.Подбор дидактического материала, художественной литературы, репродукции картин, организация развивающей среды в группе. Август - сентябрь | 1.Организация НОД в данном направлении. 2.Ознакомление детей с художественными произведениями и беседа по ним. 2.Рассматривание репродукций картин и беседы по их содержанию. 3.Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений. 4.Рисование с детьми. 5.Проведение открытых мероприятий. 6.Создание презентации. Сентябрь-апрель | Анализ результатов проекта Май |
Обеспечение проектной деятельности
материально – техническое: ноутбук, проектор, презентации о различных народных промыслах, фотографии, сюжетные детские рисунки к русским народным сказкам.
Перспективное планирование
на 2024-2025 год
по работе с детьми 5-6 лет
№ занятия | Тема, цель занятия | Форма работы | Взаимодействие с семьями воспитанников | |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1. | «История возникновения Руси» Цель: формирование у детей первых представлений об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в далеком прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальной культуре и истории. | Рассказ воспитателя «Древние славяне – наши предки». Беседы: «Кто такие славяне?», «Откуда пошла земля русская?», Чтение отрывков из рассказов для детей А.О. Ишимовой из истории России. Рассматривание альбома «От поселков к славянским городам». Дидактические игры «Древние славяне», «Славянская семья», «Чем отличается современный город от старинного?», Игры-путешествия: «По Киевской Руси», «Помоги отыскать дорогу в стольный Киев». Тематическое занятие «Здравствуй, Русь!». Рисование «Славяне – гончары». Конструирование: создание укреплений деревянного города. | Консультация по теме «Знакомим детей с историей России» | |
ОКТЯБРЬ | ||||
2. | «Былинные богатыри – первые защитники земли русской» Цель: ознакомление детей с народными героями-богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. | Чтение былинных и сказочных произведений. Рассматривание картины «Богатырская застава» В.Васнецова. Слушание песни А. Пахмутовой и Н.Добронравова «Богатырская сила». Рисование на тему «На заставе богатырской». Создание альбома «Богатыри Древней Руси». Коллективная аппликация «Древняя крепость». Конструирование - поселение древних славян. Дидактические игры «Воины Руси» и «Сторожевые башни» Цель: закрепить знания о снаряжении русского богатыря, доспехах, оружии. Занятие «Богатырская Русь» | Изготовление макета «Богатырская застава» | |
НОЯБРЬ | ||||
3. | «Великие князья Руси» Цель: ознакомление детей с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России – Ярослав Мудрый, Александром Невским и Дмитрием Донским, история Смоленского княжества. | Чтение книг о князьях и их подвигах: О. Тихомирова «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «На поле Куликовом». Главы энциклопедии «История», справочника дошкольника «История». Игра – рассказ «С каких пор нашу столицу называют Москвой белокаменной». Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «На поле Куликовом». Занятия «О князе и его дружине», «Битва на Куликовом поле». Дидактические игры: «Чей воин», «Снаряди воина», «Доспехи русского воина», «Найди отличие». Спортивные игры и конкурсы: «Кольцеброс», «Дротики», «Попади в мишень». Строительные игры с крупным материалом: «Сторожевые башни», «Переправа». Выставка детских рисунков и поделок: «Воины древней Руси», «Оружие древних воинов». | Консультация для родителей «Куликовская битва», «Александр Невский» обогащение знаний родителей о роли личности в истории. | |
ДЕКАБРЬ | ||||
4. | «Петр Великий» Цель: ознакомление детей с деятельностью Петра Великого. Воспитывать чувство гордости за Россию. | Рассказ воспитателя «Первый император Всероссийский», «Рабочий день Петра I». Беседа «Великие дела великого царя». Рассматривание репродукций картин Л. Лагорио «Русский флот при Петре I», М. Добужинского «Петр Великий в Голландии». Дидактические игры: «Сколько обуви на лавке?», «Найди одинаковые пары обуви дворян и крестьян», «Найди посуду, которая принадлежала боярам». | Создание альбома для рассматривания «Российский флот». | |
ЯНВАРЬ | ||||
5. | «Полководцы и герои России» Цель: На примерах подвигов полководцев А.В. Суворова и М.И. Кутузова воспитание в детях уважения к русскому воину, храбрости, доброты, дисциплинированности, рассказать о Смоленском сражении 1812 года Отечественная война на Смоленщине, | Рассказ воспитателя «Начало Отечественной войны». Беседа «Бородинская битва». Рассматривание альбома «Верные долгу и чести». Чтение глав из книг: С.Алексеева «Небывалое бывает» (рассказ о Суворове и русских солдатах), А. Митяева «Москва». Занятие «Пересказ рассказа А. Митяева «Герой 1812 года». | Досуг с родителями | |
ФЕВРАЛЬ | ||||
6. | «Быт и уклад жизни наших предков» Цель: поддержание интереса детей к жизни наших предков, расширять знания об устройстве русской избы, уточнять представления о предметах крестьянского быта. Быт и нравы смолян. Пробуждать интерес к русскому национальному костюму. | Занятия по темам: «Деревня – деревянный мир», «Печь нам – мать родная», «Эти мудрые народные сказки». Игра – путешествие «Берестяная грамота». «Игрушки наших бабушек». Создание макета «Русская изба». Занятие по ручному труду «Кукла – закрутка». Экскурсия в краеведческий музей. Развлечение «Праздник русской рубахи». | Выставка совместных работ родителей и детей «Русский национальный костюм» | |
МАРТ | ||||
7. | «Народные традиции и промыслы» Цель: Формирование интереса к художественным произведениям русских мастеров, ознакомление с основными ремеслами Руси, Смоленской земли (Смоленские украсы» Ювелирный промысел Гончарное искусство и глиняная игрушка) Вызвать интерес к народным традициям и праздникам.
| Беседы: «Славный праздник – Рождество», «Народный праздник – Масленица», «Ремесла далекого прошлого». Занятия по темам: «Развлечение детворы и взрослых в старину», «Дымковская ярмарка», «Золотая хохлома», «В гостях у городецких мастеров». Рассматривание иллюстраций. Разучивание хороводов и элементов к русским народным танцам Создание мини – музея «Игрушки наших бабушек». Праздник «Развеселая ярмарка». Развлечение «Бабушкины посиделки». | Выставка творческих работ детей и родителей «Пасхальные мотивы». | |
АПРЕЛЬ | ||||
8. | «Весенний праздник птиц» Цель: Закрепление знания о природе; воспитание интереса и заботливого отношения к птицам, народные обрядовые праздники на Руси (Кликанье весны) Развитие эмоционального отношения к фольклору, поэтическому слову. | Чтение рассказов о птицах и беседы по прочитанному. Рассматривание иллюстраций о птицах. Русские народные попевки «Кукушка», «Скворец», «Грачи - киричи» | Весеннее развлечение с участием родителей | |
МАЙ | ||||
9. | «Герои Великой отечественной войны» к 80 - летию Победы в ВОВ Цель: Ознакомление детей с историей ВОВ, о войне на Смоленщине. Воспитывать уважение к ветеранам. | Рассказ воспитателя «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!» Встреча с участником ВОВ. Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Шинель», А. Митяев «Землянка», А. Твардовский «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин»), С. Алексеев «Идет война народная», С. Баруздин «Шел по улице солдат». Заучивание стихов и песен военных лет. Просмотр фильма о войне. Экскурсия в музей боевой славы, к памятникам и обелискам. Сюжетно-ролевые игры: «Госпиталь», «Полевая кухня», «Танкисты». Беседа о героях, прославивших родной край. | Сбор материалов о членах семьи – участниках ВОВ (письма, фотографии и др.) Проведение досуга «Музыкальная летопись войны» Проведение спортивно-патриотических праздников в честь Дня Победы |
Список литературы:
1.Борис Махотин «К живым истокам». Смоленск: Московский рабочий. Смоленское отделение, 1989 г.
2.Воронова Л.И. Смоленская народная вышивка. Рукопись НИИХП, 1947. Журавлёва Л.С. Талашкино. М.1989 г.
3.Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.1978 г.
4.Симакова И. Л. Традиции русской народной вышивки в художественных промыслах XIX-XX веков. М. 2000 г.
5.Ивановская, В.И. Русские орнаменты/ В.И. Ивановская - М.: Издательство «В. Шевчук». - 2006 г.
6.Каршинова, Л. Русский народный костюм. Универсальный подход / Л. Каршинова – М.: Белые Альвы. - 2005 г.
7.Русский традиционный костюм: иллюстрированная энциклопедия/ А. Соснина, И. Шангина. - СПб. Искусство-СПБ. - 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ. "Приобщение детей старшего возраста к истокам русской народной культуры."
Презентация. Знакомство детей с предметами быта русской избы с помощью загадок....
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре средствами театрализованных постановок
В докладе говорится, как можно с помощью театрализованных постановок раскрыть эмоциональный мир ребёнка и приобщить его к народной культуре....

Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музейной педагогики."
Статья посвящена проблеме приобщения ребёнка к русской народной культуре посредством музейной педагогики. В статье указаны цель и задачи работы в соответствии с ФГОС ДО, представлены тематически...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство
Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых ...

Мой лучший проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре».
проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре»....

Перспективное планирование по приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре
Принцип культуросообразности предусматривает построение и корректировку универсального художественно-эстетического содержания с учётом региональных культурных традиций. Реализация этого принципа в худ...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям через организацию народных игр"
ull;Цель: теоретическое обоснование и определение содержания педагогической деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям, отражённым в народных и...