Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Русичи»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Татьяна Ивановна Титова

Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории России, героями, традициями и бытом, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Россию от врагов, интерес к самобытной русской культуре, дает представление о живописи, поэзии, музыке.

Проект отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимания к ценностям традиционной русской культуры и исторической преемственности, формирует интегрированные качества воспитанников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_priobshchenie_k_istokam_kultury.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 «Машенька» города Сафоново Смоленской области

МБДОУ д/с № 1

        

Педагогический проект

по приобщению детей старшего дошкольного возраста

к истокам русской народной культуры

 «Русичи»

Разработала

воспитатель Титова Т.И.

г. Сафоново

2024

Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот,

кто любит Россию и считает ее своим Отечеством»

(А.С. Пушкин)

Пояснительная записка

Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории России, героями, традициями и бытом, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Россию от врагов, интерес к самобытной русской культуре, дает представление о живописи, поэзии, музыке.

Проект отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимания к ценностям традиционной русской культуры и исторической преемственности, формирует интегрированные качества воспитанников. 

Срок реализации: сентябрь - май.

Участники проекта: воспитатели, дети 5 – 6 лет, родители воспитанников.

Вид проекта: познавательный, подгрупповой, долгосрочный (сентябрь-май)

Актуальность проекта

В условиях глубоких изменений социокультурной деятельности, интенсивного развития компьютерных технологий, телевидения, сети интернет, современные родители и их дети, к сожалению, поверхностно знакомы со своей национальной культурой и традициями. Поэтому особую актуальность приобретает проблема приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа на основе выделения в ней общечеловеческих ценностей. Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.

Таким образом, возникают противоречия: с одной стороны, важность и необходимость ознакомления детей с историей и культурой своего народа, с другой стороны отсутствие целенаправленной, систематической работы в этом направлении.

Постановка проблемы: Проблема сохранения национальных традиций, передачи огромного пласта духовной культуры русского народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений, на протяжении многих столетий.

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родной стране.

Задачи проекта:

1.Дать детям представление о национальной культуре, традициях русского народа через создание предметно-пространственной среды.

2.Развивать познавательные и творческие способности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с культурой русского народа.

3.Воспитывать любовь к своей Родине, и ее историческому прошлому.

Методы и формы работы

Метод обследования, наглядный (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе совместной деятельности педагога и детьми); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение)

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

Беседы

Занятия на основе метода интеграции

Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц.

Игры

Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

Использование народных игр, в том числе хороводов.

Ожидаемые результаты

  • Сформируется устойчивый интерес у детей к истории и культуре нашего народа;
  •   Ознакомятся с народными промыслами и умением различать изделия разных народных промыслов;
  • Разовьются творческих способности детей, и формирование уважения к историческому наследию своей Родины.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

1.Постановка целей, определение актуальности значимости проекта, подбор методической литературы для реализации проекта.

2.Подбор дидактического материала, художественной литературы, репродукции картин, организация развивающей среды в группе.

Август - сентябрь

1.Организация НОД в данном направлении.

2.Ознакомление детей с художественными произведениями и беседа по ним.

2.Рассматривание репродукций картин и беседы по их содержанию.

3.Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений.

4.Рисование с детьми.

5.Проведение открытых мероприятий.

6.Создание презентации.

Сентябрь-апрель

Анализ результатов проекта

Май

Обеспечение проектной деятельности

материально – техническое: ноутбук, проектор, презентации о различных народных промыслах, фотографии, сюжетные детские рисунки к русским народным сказкам.

Перспективное планирование

 на 2024-2025 год

по работе с детьми 5-6 лет

№ занятия

Тема, цель занятия

Форма работы

Взаимодействие с семьями воспитанников

СЕНТЯБРЬ

1.

«История возникновения Руси»

Цель: формирование у детей первых представлений об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в далеком прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальной культуре и истории.

Рассказ воспитателя «Древние славяне – наши предки».

Беседы: «Кто такие славяне?», «Откуда пошла земля русская?»,

Чтение отрывков из рассказов для детей А.О. Ишимовой из истории России.

Рассматривание альбома «От поселков к славянским городам».

Дидактические игры «Древние славяне», «Славянская семья», «Чем отличается современный город от старинного?»,

Игры-путешествия: «По Киевской Руси», «Помоги отыскать дорогу в стольный Киев».

Тематическое занятие «Здравствуй, Русь!».

Рисование «Славяне – гончары».

Конструирование: создание укреплений деревянного города.

Консультация по теме «Знакомим детей с историей России»

ОКТЯБРЬ

2.

«Былинные богатыри – первые защитники земли русской»

Цель: ознакомление детей с народными героями-богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.

Чтение былинных и сказочных произведений.

Рассматривание картины «Богатырская застава» В.Васнецова.

Слушание песни А. Пахмутовой и Н.Добронравова «Богатырская сила».

Рисование на тему «На заставе богатырской».

Создание альбома «Богатыри Древней Руси».

Коллективная аппликация «Древняя крепость».

Конструирование - поселение древних славян.

Дидактические игры «Воины Руси» и «Сторожевые башни» Цель: закрепить знания о снаряжении русского богатыря, доспехах, оружии.

Занятие «Богатырская Русь»

Изготовление макета «Богатырская застава»

НОЯБРЬ

3.

«Великие князья Руси»

Цель: ознакомление детей с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России – Ярослав Мудрый, Александром Невским и Дмитрием Донским, история Смоленского княжества.

Чтение книг о князьях и их подвигах: О. Тихомирова «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «На поле Куликовом». Главы энциклопедии «История», справочника дошкольника «История».

Игра – рассказ «С каких пор нашу столицу называют Москвой белокаменной».

Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «На поле Куликовом».

Занятия «О князе и его дружине», «Битва на Куликовом поле».

Дидактические игры«Чей воин», «Снаряди воина», «Доспехи русского воина», «Найди отличие».

Спортивные игры и конкурсы«Кольцеброс», «Дротики», «Попади в мишень».

Строительные игры с крупным материалом«Сторожевые башни», «Переправа».

Выставка детских рисунков и поделок: «Воины древней Руси», «Оружие древних воинов».

Консультация для родителей «Куликовская битва», «Александр Невский» обогащение знаний родителей о роли личности в истории.

ДЕКАБРЬ

4.

«Петр Великий»

Цель: ознакомление детей с деятельностью Петра Великого. Воспитывать чувство гордости за Россию.

Рассказ воспитателя

«Первый император Всероссийский», «Рабочий день Петра I».

Беседа «Великие дела великого царя».

Рассматривание репродукций картин Л. Лагорио «Русский флот при Петре I», М. Добужинского «Петр Великий в Голландии».

Дидактические игры: «Сколько обуви на лавке?», «Найди одинаковые пары обуви дворян и крестьян», «Найди посуду, которая принадлежала боярам».

Создание альбома для рассматривания «Российский флот».

ЯНВАРЬ

5.

«Полководцы и герои России»

Цель: На примерах подвигов полководцев А.В. Суворова и М.И. Кутузова воспитание в детях уважения к русскому воину, храбрости, доброты, дисциплинированности, рассказать о Смоленском сражении 1812 года

Отечественная война на Смоленщине,

Рассказ воспитателя «Начало Отечественной войны».

Беседа «Бородинская битва».

Рассматривание альбома «Верные долгу и чести».

Чтение глав из книг: С.Алексеева «Небывалое бывает» (рассказ о Суворове и русских солдатах), А. Митяева «Москва».

Занятие «Пересказ рассказа А. Митяева «Герой 1812 года».

Досуг с родителями

ФЕВРАЛЬ

6.

«Быт и уклад жизни наших предков»

Цель: поддержание интереса детей к жизни наших предков, расширять знания об устройстве русской избы, уточнять представления о предметах крестьянского быта. Быт и нравы смолян.

Пробуждать интерес к русскому национальному костюму.

Занятия по темам: «Деревня – деревянный мир», «Печь нам – мать родная», «Эти мудрые народные сказки».

Игра – путешествие «Берестяная грамота». «Игрушки наших бабушек».

Создание макета «Русская изба».

Занятие по ручному труду «Кукла – закрутка».

Экскурсия в краеведческий музей.

Развлечение «Праздник русской рубахи».

Выставка совместных работ родителей и детей «Русский национальный костюм»

МАРТ

7.

«Народные традиции и промыслы»

Цель: Формирование интереса к художественным произведениям русских мастеров, ознакомление с основными ремеслами Руси, Смоленской земли  

(Смоленские украсы» Ювелирный промысел

Гончарное искусство и глиняная игрушка)

Вызвать интерес к народным традициям и праздникам.

 

Беседы: «Славный праздник – Рождество», «Народный праздник – Масленица», «Ремесла далекого прошлого».

Занятия по темам: «Развлечение детворы и взрослых в старину», «Дымковская ярмарка», «Золотая хохлома», «В гостях у городецких мастеров».

Рассматривание иллюстраций.

Разучивание хороводов и элементов к русским народным танцам

Создание мини – музея «Игрушки наших бабушек».

Праздник «Развеселая ярмарка».

Развлечение «Бабушкины посиделки».

Выставка творческих работ детей и родителей «Пасхальные мотивы».

АПРЕЛЬ

8.

«Весенний праздник птиц»

Цель: Закрепление знания о природе; воспитание интереса и заботливого отношения к птицам, народные обрядовые праздники на Руси (Кликанье весны) Развитие эмоционального отношения к фольклору, поэтическому слову.

Чтение рассказов о птицах и беседы по прочитанному.

Рассматривание иллюстраций о птицах.

Русские народные попевки «Кукушка», «Скворец», «Грачи - киричи»

Весеннее развлечение с участием родителей

МАЙ

9.

«Герои Великой отечественной войны» к 80 -  летию Победы в ВОВ

Цель: Ознакомление детей с историей   ВОВ, о войне на Смоленщине. Воспитывать уважение к ветеранам.

Рассказ воспитателя «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!»

Встреча с участником ВОВ.

Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Шинель», А. Митяев «Землянка», А. Твардовский «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин»), С. Алексеев «Идет война народная», С. Баруздин «Шел по улице солдат». Заучивание стихов и песен военных лет.

Просмотр фильма о войне.

Экскурсия в музей боевой славы, к памятникам и обелискам.

Сюжетно-ролевые игры: «Госпиталь», «Полевая кухня», «Танкисты».

Беседа о героях, прославивших родной край.

Сбор материалов о членах семьи – участниках ВОВ (письма, фотографии и др.)

Проведение досуга «Музыкальная летопись войны»

Проведение спортивно-патриотических праздников в честь Дня Победы

Список литературы:

1.Борис Махотин «К живым истокам». Смоленск: Московский рабочий. Смоленское отделение, 1989 г.

2.Воронова Л.И. Смоленская народная вышивка. Рукопись НИИХП, 1947. Журавлёва Л.С. Талашкино. М.1989 г.

3.Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.1978 г.

4.Симакова И. Л. Традиции русской народной вышивки в художественных промыслах XIX-XX веков. М. 2000 г.

5.Ивановская, В.И. Русские орнаменты/ В.И. Ивановская - М.: Издательство «В. Шевчук». - 2006 г.

6.Каршинова, Л. Русский народный костюм. Универсальный подход / Л. Каршинова – М.: Белые Альвы. - 2005 г.

7.Русский традиционный костюм: иллюстрированная энциклопедия/ А. Соснина, И. Шангина. - СПб. Искусство-СПБ. - 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ. "Приобщение детей старшего возраста к истокам русской народной культуры."

Презентация. Знакомство детей с предметами быта русской избы с помощью загадок....

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре средствами театрализованных постановок

В докладе говорится, как можно с помощью театрализованных постановок раскрыть эмоциональный мир ребёнка и приобщить его к  народной культуре....

Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музейной педагогики."

Статья посвящена проблеме приобщения ребёнка к русской народной культуре посредством музейной педагогики. В статье указаны  цель и задачи работы в соответствии с ФГОС ДО, представлены тематически...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство

Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых ...

Мой лучший проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре».

проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре»....

Перспективное планирование по приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре

Принцип культуросообразности предусматривает построение и корректировку универсального художественно-эстетического содержания с учётом региональных культурных традиций. Реализация этого принципа в худ...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям через организацию народных игр"

ull;Цель: теоретическое обоснование и определение  содержания педагогической деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям, отражённым в народных и...