Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет «Чудесный мешочек», «Знакомство с семенами тыквы и арбуза. Посадка семян», Конспект открытого интегрированного занятия (ознакомление с окружающим, математика, ручной труд).
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Интегрированное занятие в ДОУ — это форма образовательного процесса, при которой несколько областей развития объединяются в одну деятельность.
Например, в одном занятии могут одновременно рассматриваться аспекты познавательного, социально-коммуникативного, физического и художественно-эстетического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 9
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет «Чудесный мешочек»
Задачи:
- дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой;
- научить детей отличать предметы природного и рукотворного мира;
- учить обобщать и классифицировать предметы «овощи», «посуда»;
- формировать у детей навыки познавательного развития;
- воспитывать бережное отношение к природе и предметам.
Материал к занятию:
- игрушка – бибабо дед;
- мешочек с предметами: кукольной посудой (кастрюля, сковорода, чашка, тарелка, ложка, вилка, половник) и настоящими овощами (картофель, морковь, капуста, лук, перец);
- два подноса с символами «рукотворного мира» и «природного мира»;
- картинки с изображением бабушки, зайца, овощей, посуды, грядки и магазина.
Ход НОД
1.Сюрпризный момент:
Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Вы знаете, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся! (дети здороваются с гостями и педагог продолжает). Но это еще не все гости к нам должен прийти еще один гость, но что-то я его не вижу… (раздается стук в дверь, педагог подходит к двери открывает дверь и возвращается с игрушкой на руке и мешочком).
- Ребята, посмотрите какой дедушка грустный! Что же у него случилось? Дедушка здоровается с детьми и рассказывает, что он принес: «Ой, ребята пришел я к вам за помощью, потому что сам разобраться не могу, стар стал! Живем мы с моей старухой одни – одинешеньки, ни детей у нас нет ни внуков. Есть только зайчик у нас, в прошлом году от лисы его спас, вот теперь и живет зайчишка с нами. Отправила меня старуха на рынок за покупками для себя и для зайчика. Приехал я на рынок все купил, разложил по мешочкам и поехал домой. Но по дороге случилась, неприятность упали оба мешочка и рассыпались. Посмотрел я на рассыпанные покупки и решил собрать их в один мешок и принести к вам, чтобы вы помогли мне разобраться, что бабушке отдать, а чем зайчика порадовать».
-Ну, что, ребята поможем дедушке? (да). Как вы думаете, что было в мешочке? (ответы детей) А хотите узнать, что же было в этом мешочке, дедушка мешочек принес, вам показать и чтобы вы ему помогли разобраться.
2.Основная часть:
- Ребята, как вы думаете, что могла бабушка заказать для зайчика? (ответы детей) Если дети затрудняются, ответить педагог помогает, им наводящими вопросами: «Кто такой зайчик? (животное). Что он любит кушать? (капусту, картошку, морковку). Правильно, а как назвать это все одним словом? (овощи). А где растут овощи? (на грядке). Правильно, молодцы!» (на мольберт педагог прикрепляет картинки зайчика и бабушки. Рядом с зайчиком педагог прикрепляет картинки перечисляемых овощей и грядку).
- А почему для зайчика бабушка решила купить только овощи? (потому что они съедобные их можно есть). Правильно, ребята, предметы, которые человек получает от природы и не делает своими руками, можно назвать «предметами, созданными природой». Их можно отнести к природному миру. К природному миру относятся все овощи, фрукты, животные и многое другое, что создала природа. Предметы природного мира мы с вами будем обозначать вот таким символом - (на мольберт вывешивается символ «елочка» рядом с картинкой зайчика и овощей).
- А что же нужно было купить бабушке? (ответы детей) Если дети затрудняются, педагог помогает наводящими вопросами: Что может понадобиться на кухне? (кастрюля, чашка, тарелка, сковорода, ложка и т. д.) Где все это можно купить? (в хозяйственном магазине) А как это можно назвать одним словом? (посуда). Правильно, какие вы умницы! А разве зайчику не нужна посуда? (нет, он животное и кушает все овощи сырыми). А кто знает, откуда берется посуда в магазине? Её делают мастера из глины, метала, пластмассы, стекла, и привозят в магазин для продажи. (на мольберте рядом с картинкой бабушки педагог прикрепляет картинки различной посуды, и магазина)
- Ребята, предметы, которые человек делает своими руками, можно назвать «предметы, созданные руками человека». Их можно отнести к рукотворному миру. К рукотворному миру относятся посуда, мебель, одежда и все, что человек делает своими руками. Предметы рукотворного мира мы будем обозначать вот таким символом – (на мольберт вывешивается символ «человечек» рядом с картинкой бабушки и посуды)
«Ой, ребята, какие вы умные, но вы, наверное, устали? Давайте с вами поиграем! Вставайте все со своих стульчиков и идите играть. (дети выходя на середину комнаты педагог включает музыку и проводит с деть физкультминутку под музыку.
Физкульминутка: «Охотник и заяц», «Прыг-скок, прыг-скок».
- Молодцы, ребята, садитесь на свои места. Хотите посмотреть, что же лежит в мешочке? Сейчас вы по очереди будите подходить и вынимать из мешочка по одному предмету и мы их разложи на два подноса: предметы природного мира – овощи - на один с символом природного мира, предметы рукотворного мира – посуду - на другой с символом рукотворного мира. (Дети по очереди подходят к мешку, опускают в него руку, нащупывают предмет, перечисляя при этом выделяемые признаки, называют предмет, определяют, к какому миру он относится: рукотворному или природному). Преподаватель задает наводящие вопросы, чтобы детям было легче определить размер предмета, его форму: «Какой предмет: твердый или мягкий? Длинный или короткий? Маленький или большой? Этот предмет круглый? Какие у него есть части? Что с этим предметом можно делать? Для чего он нужен? Как называется? К природному или рукотворному миру он относиться?» Ребенок достает предмет, убеждается в том, что правильно его назвал, и кладет на соответствующий поднос.
3.Заключительная часть:
После того как все предметы названы и разложены по подносам, преподаватель подводит итог: «Что мы положили на этот поднос? Это предметы природного или рукотворного мира? Какой поднос отдадим для бабушки? А какой мы оставим зайчику? Умницы, вы все предметы разложили правильно. Ну, что дедушка теперь ты знаешь, какие предметы, какому отдать нужно!» Дедушка благодарит детей за помощь, посуду складывают в мешок для бабушки, а овощи в мешочек для зайчика и прощается с детьми.
Конспект интегрированного НОД по окружающему миру «Знакомство с семенами тыквы и арбуза. Посадка семян»
Форма НОД: Интегрированное занятие (окружающий мир и развитие речи)
Форма организации (групповая, подгрупповая)
Планируемый результат:
Сформировать представление детей о выращивании растений из семян.
Цель:
Создание условий для формирования представлений детей о том, что растения вырастают из семян.
Активизация познавательной и речевой деятельности у детей.
Задачи деятельности:
Обучающие:
- научить детей узнавать семена тыквы, арбуза;
- уметь различать семена тыквы и арбуза;
- закрепить знания об условиях их роста;
- создать условия для освоения приёмов посева семян;
- уточнить и обогатить словарный запас детей новыми словами: почва, грунт, лунка, бахча, рассада, садовый инвентарь;
- учить согласовывать прилагательные с существительными;
- совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа существительных)
посредствам игры «Один-много»
Развивающие:
- формировать желание выращивать растение своими руками;
- освоение приёмов посева семян;
- развивать умение работать коллективно;
- развивать умение слышать педагога, понимать заданные им вопросы, отвечать на них;
- развивать внимание, логическое мышление, зрительную память;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать трудолюбие и желание вырастить растения для огорода в детском саду;
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.
Оборудование:
Наглядный материал:
- картины о весне
- сказочный герой «Лучик»
- дидактическая игра «Что сначала? Что потом?»
- образцы семян.
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности (деятельность педагога) | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Этап 1- организационный | Показ картин о весне. Какие признаки весны вы видите на этих картинах? Одна из показанных картин, это сказочный персонаж «Лучик», где он стоит в лесу. Педагог создаёт сюрпризный момент, появление персонажа с картинки - в живую. «Лучик» делится с ребятами своей проблемой: запасы овощей и ягод, которые он так любит, давно закончились. Педагог уточняет, что такое овощи , ягоды, где растут? Игра «Толстячки-худышки» (артикуляционные упр.) Арбуз, тыква, кочан капусты - «Надули щёчки , лук, чеснок, горох -«Втянули щёки» | Дети слушают, заинтересовываются, включаются в деятельность. Выполняют задание в соответствии с установленными требованиями. | Овладели умением слушать педагога, поддерживают беседу. Появляется мотивация к деятельности. |
Этап 2 - обозначение темы | Педагог предлагает ребятам посадить и вырастить свежие овощи с помощью посадки семян (тыква, арбуз). | Дети обращают внимание на главного героя, сочувствуют, принимают решение помочь. | Проявляют готовность к деятельности, заинтересованность |
Этап 3 – Анализ, сравнение, активное обсуждение | «Лучик» дарит детям наклейки двух цветов, тем самым дети делятся на две команды. Далее, «Лучик» произносит заклинание и дети превращаются в садоводов. Педагог загадывает загадки про тыкву и арбуз, тем самым даёт понять, что именно эти две культуры и предстоит посадить. Разъясняет, что арбуз – ягода, которая растёт на бахче. Педагог показывает, как выглядят семена арбуза и тыквы. | Дети выбирают понравившейся цвет наклейки. Рассматривают размер, цвет и форму семян. | Овладели умением сравнивать, анализировать, делать выводы, что все семена разные. |
Этап 4 – работа в группе | «Лучик» предлагает игру «Что сначала? Что потом?» Раз, два, три, четыре Дети в садике учили, Тыква, лук и кабачок, Помидор, арбуз, чеснок. Раз, два, три, четыре, пять Научились различать. | Дети подходят к столу и выкладывают в правильном порядке цикла прорастания семян. Далее делятся на две команды. Дети повторяют движения за воспитателем. | Проявляют интерес к дидактической игре, самостоятельно находят верное решение к поставленной задаче. Дети умеют выполнять движения в соответствии слов текста. |
Этап 5 – работа в подгруппе | Педагог объясняет детям, что одна команда будет садить семена тыквы в грунт, а другая команда, будет садить семена арбуза без земли, а новым способом – « Улитка». Разъяснение детям, каким образом происходит посадка (поэтапно). Пока одна подгруппа детей высаживает семена в грунт, друга подгруппа занимается с учителем-логопедом. Игра «Один - много» (образование множественного числа существительных) Арбуз – арбузы Лунка – лунки Тыква – тыквы Огурец – огурцы Кабачок – кабачки Помидор – помидоры Боб – бобы Баклажан – баклажан и др. | Дети делятся на две команды по выбранному цвету лучика. Каждая из подгрупп детей под руководством основного педагога и учителя-логопеда выполняют своё задание. | Умение работать в команде, проявляют аккуратность в работе. Открытие ребёнком нового знания освоения умения нового способа деятельности. |
Этап 6 – рефлексия, подведение итогов | «Лучик» благодарит ребят за проделанную работу и дарит настольную игру. Прощается. Педагог задаёт контрольные вопросы ребятам. - чем мы сегодня с вами занимались? - из чего вырастает растение? - что вырастит из тыквенного, арбузного семечка? - какие благоприятные условия нужны для хорошего роста растения? - с какими новыми словами вы познакомились? - с какими трудностями вы столкнулись во время занятия? Педагог объясняет детям, что результаты сегодняшней посадки не забывать ухаживать за растениями. Можно будет увидеть очень скоро, надо только | Дети вспоминают, отвечают, закрепляют пройденный материал. | Испытывают чувство радости от совместной деятельности с педагогом. |
Конспект открытого интегрированного занятия (ознакомление с окружающим, математика, ручной труд)
Цель: систематизировать знания детей о диких животных, об особенностях внешнего вида, повадках, среде обитания.
Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, обогатить словарь детей.
Закрепить умение называть геометрические фигуры, создавать цельный образ из геометрических фигур; продолжать учить соотносить количество предметов с их числом; закрепить умение раскладывать сериационный ряд из прямоугольников, работать по схеме.
Закрепить умение прочитывать слова по картинкам, выкладывать слова из кубиков.
Развивать познавательные процессы.
Продолжать учить создавать образ диких животных, используя природный материал, развивать творческие способности.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, отгадывание загадок по теме «Животные наших лесов, чтение познавательной литературы по теме «Дикие животные», разучивание стихотворения «Звериная зарядка», чтение картинок с названием животных, выкладывание из кубиков названий диких животных(по методике Н.Зайцева).
Оборудование и материалы: презентация «Дикие животные»(слайд-шоу); картинки, с изображением диких животных; раздаточный материал: грибы, яблоки, листочки, груши; индивидуальные карточки с цифрами; подносы; корзинка; наборы геометрических фигур(по кол-ву детей);демонстрационный материал – геометрические фигуры, схема – модель; цветок(напольный), кубики Н.Зайцева, природный материал: шишки, жёлуди, скорлупа грецких орехов, веточки, листочки; макет леса; музыка «Звуки леса».
Ход занятия:
Воспитатель: Улыбнусь я себе,
Улыбнусь я тебе,
Улыбаюсь целый день,
Улыбаться мне не лень.
Подарим улыбку всем, пусть хорошее настроение будет у всех нас целый день.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришло письмо, но оно необычное – это видеописьмо. Чтобы оно открылось, нам надо прочитать, кто же его прислал.
И так, внимание на экран!
1 СЛАЙД – дети читают слово «БЕЛКА»
2 СЛАЙД – видеописьмо Белки: «Здравствуйте, дети. Я – Белочка. Приглашаю вас к себе в гости. Я живу далеко. Дорогу, вам помогут найти мои друзья – дикие животные. До встречи!»
Воспитатель: Ну что, ребята, отправимся в гости?
-Для начала вспомним, кто такие дикие животные? (животные, которые живут в лесу)
- Почему их называют дикими (человек о них не заботится, они сами добывают себе пищу, ухаживают за собой)
-А чтобы вспомнить, какие животные живут в лесу, поиграем в игру.
Д/игра «Кто это?» в кругу лежат картинки с изображением диких животных. Дети идут по кругу и говорят слова:
Дикие животные с человеком не живут.
Постоянной помощи от него не ждут.
Сами пищу добывают, сами деток охраняют,
Строят прочные жилища, место сбора сами ищут…
Останавливаются, поднимают картинку и говорят: « У меня …(заяц…), а у тебя кто? (по кругу)
Воспитатель: Вот мы вспомнили всех диких животных. А теперь можно отправляться в путь. Я знаю волшебные слова, которые помогут нам отправиться в путешествие:
Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.
Вокруг себя повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем. Скажем «Ах!»
И окажемся в гостях».
(Дети делают движения)
Воспитатель: Открываем глаза…Посмотрите, где же мы оказались?
СЛАЙД – Изображение леса.
Воспитатель: Как здесь красиво! Что вы слышите?(голоса птиц, журчание ручья, ветер шумит в деревьях, скрипит старое дерево…)
Волшебный лес,
Полон сказок и чудес…
Кто же нам подскажет,
Путь к Белочке укажет?
Ребята, если мы правильно прочитаем название животного, то он нам поможет.
СЛАЙД – фото ёжика
Дети говорят слово «ЕЖИК»
Воспитатель: Давайте мы расскажем о ёжике, что знаем (рассказы детей)
Воспитатель дополняет рассказы детей интересными сведениями о ёжике.
Воспитатель: Ёжик, может, ты нам подскажешь
И путь к Белочке укажешь?
СЛАЙД – Ёжик говорит:
Путь, конечно, знаю я
Помогу я вам, друзья.
Но и вы не откажите –
Собрать запасы помогите.
Д/игра «Собери запасы»
Цель: учить соотносить количество предметов с цифрой.
(У каждого ребёнка индивидуальная карточка с именем. Ребёнок находит свою карточку и выполняет задание. Например, найти 2 грибочка и 5 яблок).
СЛАЙД – Ёжик – Спасибо вам, друзья,
Вот вам шишка от меня.
Белочке отдайте,
Привет от меня передайте.
Воспитатель и дети берут шишку, кладут в корзинку.
Воспитатель: Кто же нам ещё поможет?
-Внимание на экран – если правильно прочтём, зверь и покажется.
СЛАЙД – слово «МЕДВЕДЬ» ( воспитатель читает, дети повторяют)
Воспитатель: Давайте расскажем о медведе (рассказы детей)
Воспитатель дополняет интересными сведениями об этом животном.
СЛАЙД – фото медведя
Воспитатель: Здравствуй, Мишка косолапый,
До тебя дошли ребята.
Покажи нам Белкин дом,
В гости к ней мы идём.
СЛАЙД – Медведь говорит:
Ой, ребята, не могу,
Скучно мне на берегу.
Я замаялся уже –
Рыбки нет нигде…
Воспитатель: Давайте Мишке поможем, угостим его рыбкой.
Д/игра «Сложи рыбку»
(Дети из геометрических фигур выкладывают силуэты рыб)
СЛАЙД – Медведь говорит:
Спасибо вам, друзья!
Вот орех от меня.
Белочке отдайте,
Привет передайте.
(Дети кладут орех в корзинку)
Воспитатель: А теперь немножко отдохнём,
Наши ножки разомнём.
Проведём звериную зарядку,
Становитесь, детки, по порядку.
ФИЗМИНУТКА «Звериная зарядка»
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся, любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнут, и легонечко подпрыгнут.
Ну а мишка косолапый, широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – начинаем всё сначала…
Воспитатель: Отдохнули, а домик Белочки так и не нашли.
Давайте посмотрим на экран.
СЛАЙД – слово «ЗАЯЦ»
Воспитатель: Что мы знаем о зайчике? (рассказы детей)
Воспитатель говорит дополнительные сведения о жизни зайцев.
СЛАЙД – фото Зайца
Заяц: «Ну, привет вам, ребятня!
Вы добрались до меня.
Мне помочь вам так охота,
Но мешает мне работа.
Через реку строю мостик я,
Выручайте, мои друзья.
Помогите мне немножко,
Тогда к Белке покажу дорожку!»
Д/игра «Построй мостик»
(2 подгруппы: 1 - от самой длинной детали до самой короткой.
2 – по схеме – цвет + форма)
СЛАЙД - Заяц: Спасибо вам, друзья.
Вот вам жёлуди от меня.
Белочке отдайте,
Привет передайте.
(Кладут жёлуди в корзину)
Воспитатель: Угощение для Белочки собрали. А где же она сама?
Посмотрите, какой цветок на полянке?!
Давайте с ним поиграем, может он нам и поможет.
Д/игра «Цветок»
- На полянку мы пришли
И цветочек там нашли.
Лепесточки непростые,
И склады на них такие…
Ну-ка,…(имя ребёнка), выходи,
Склад – БЕ- скорей найди.
- ЛО –
- Ч –
- КА –
Воспитатель: Молодцы, имя написали. Где же она?
СЛАЙД – Белка: «Видеть вас, ребята, рада.
Но грустят мои бельчата-
Нет совсем у них друзей,
Помогите, поскорей!
Воспитатель: Поможем? Из чего мы можем сделать друзей? (в корзинке природный материал). Как вы думаете, кто друзья у Белочки?
РУЧНОЙ ТРУД – «Лесные жители»
Дети из природного материала делают диких животных.
Воспитатель выставляет макет леса.
- Посмотрите, какой лес у нас. Несите своих животных, поселим их в нашем лесу. Анализ детских работ.
Звучит музыка.
Воспитатель: Лес – это добрый, огромный гигант,
Дарящий много прекрасных чудес.
Так проявите же ум и талант,
Чтоб защитить этот сказочный лес!
Зайчика и ёжика – всех жителей лесных –
Лучше вы не трогайте! Охраняйте их!
Давайте-ка, ребята, природу охранять!
О ней ни на минуту не будем забывать!
- А теперь нам пора возвращаться домой. Давайте скажем наши волшебные слова и окажемся в детском саду(дети говорят волшебные слова).
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествовать?
Что понравилось больше всего? Встрече с каким животным вы были наиболее рады? Что было для вас трудным?
Спасибо за путешествие! Я думаю, у всех вас остались приятные впечатления от нашего путешествия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Урок для Незнайки»
Цель: формирование обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.Задачи: учить умению использовать модели в познавательной деятельности при установлении причинно-с...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей пятого года жизни "Такая разная одежда"
Непосредственная образовательная деятельность познавательно-эстетического характера в общеразвивающей группе детей пятого года жизни.Цель: содействие становлению субъективно-ценностного отношени...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей раннего возраста"Знакомство с одуванчиком".
На этом занятии малыши знакомятся с представителями растительного мира,в данном случае с одуванчиком (где он растет,какого он цвета),а также учатся слушать красивые стихи о нем....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет «Чудесный мешочек»
Конспект занятия для детей 3-4 лет по ознакомлению с окружающим....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группе Тема: «Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда»
Ознакомление детей с обобщающим понятием «посуда»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста «Знакомство с трудом няни».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста «Знакомство с трудом няни» будет полезен воспитателя младшего дошкольного возраста по формированию пре...

Конспект открытого интегрированного занятия (ознакомление с окружающим миром + конструированием) с детьми подготовительной группы «В поисках клада»
Цель: показать знания и умения детей, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром в течение учебного года в подготовительной группе. Задачи: Обучающие:...