Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования на тему: «Лед – это вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Формировать интерес у детей к исследовательской деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл led_eto_voda_ahadova.docx439.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –ДЕТСКИЙ САД №2 «ДЕЛЬФИН»

Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования на тему: «Лед – это вода»

Для детей раннего  возраста (2-3 года)

Вид НОД: опытно – исследовательская деятельность.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»,  «Развитие речи»,  «Физическое развитие».

Возраст детей. 2-3 года.

Использовались такие формы организации детей, как:

групповая – физминутка «Я мороза не боюсь», концентрация внимания детей перед началом НОД

индивидуальная – ответы на вопросы, которые позволили поупражнять детей согласовывать прилагательные с существительными.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.

Цель занятия: формировать интерес у детей к исследовательской деятельности.  

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у детей раннего возраста способность к наблюдению. Умению делать простые суждения и обобщения:

лед  – это вода, но в другом состоянии.

  • Познакомить детей с водой, ее свойствами (мокрая, холодная, твердый);

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.
  • Активизировать и обогащать словарь с помощью прилагательных мокрая, холодная, твердый и т д.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к нетрадиционным формам игры с водой, к начальным этапам экспериментирования.

Предварительная работа. 

Методы и приёмы: словесный – вопросы, указания, поощрения.

Материалы и оборудование:  стаканчики, тарелочки, большая ёмкость с тёплой и холодной  водой, салфетки.

Технологическая карта образовательной деятельности                                      

Этап  образовательной деятельности

Ход  образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Физминутка.

Я мороза не боюсь ( шагаем на месте)

С ним я крепко подружусь (хлопаем в ладоши)

Подойдет ко мне мороз (показываем ладошками к себе)

Тронет щеки, тронет нос, (трогаем щеки, нос)

Значит, надо не зевать (хлопаем в ладоши)

Прыгать, бегать и скакать. (прыжки на  месте)

Дети повторяют движения по показу воспитателя.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

Дети к нам на окошко сегодня прилетала птичка синичка. И я решила ее накормить, а подумала вдруг она еще и пить захочет и налила ей вот в эту формочку водички, поставила на окошко.

Но когда синичка прилетела попить, она не смогла это сделать. Как вы думаете, почему, что могло произойти с водой? Посмотрите, во что она превратилось? Почему вода превратилась в лед? Я оставила воду в формочке на улице, а вода замерзла. Как нам быть, что делать? Как напоить синичку водичкой?  (после того как дети предложат свои варианты  воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиции «хорошо – плохо».

Предполагаемые ситуации:

- можно погреть в руках, они теплые, лед растает (хорошо – лед растает, плохо – руки замерзнут)

-можно положить в теплую воду, там лед растает.

- можно  оставить просто в группе, у нас тепло.

Лед. (ответы детей)

На улице холодно. Она замерзла. (ответы детей)

Дети выбирают из предложенных воспитателем вариантов.

.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам  образовательной деятельности

Посмотрите, что у вас лежит в тарелках?

Ребята, возьмите лед в ладошки и скажите какой он?

А как вы узнали об этом? Что почувствовали ваши ручки, какими они стали?

А еще, какой лед?

А теперь попробуйте пальчиком погладьте ваши льдинки. Какие они?

-Ребята, положите ваши льдинки на тарелочку. Мы с вами немного отдохнем. Ваши ручки наверно замерзли от холодного льда? Давайте их погреем.

Пальчиковая гимнастика.

Мы с тобою лед возьмем (сжимаем кулачки)

И ладошками потрем (трем ладошками)

С пальцев капает вода (встряхиваем)

Подевался лед куда? (разводим руками)

Надо пальчики согреть, друг о друга потереть (трем подушечки пальцев)

Если рядом друг всегда, не страшны нам холода (ладошки скрепляем в замок)

Дети рассматривают

Лед (ответы детей)

Холодный (ответы детей)

Холодными (ответы детей)

Холодный, твердый.  (ответы детей)

Гладкие, скользкие. (ответы детей)

Дети выполняют пальчиковую гимнастику по показу воспитателя.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

- А теперь вернемся к тарелке со льдом.

Посмотрите, ребята, в тарелке появилась вода.

-Лед начал таять. Почему лед таит?

Лед быстрее растает в горячей воде, чем в холодной. Давайте узнаем?

Наблюдение: что будет происходить, если один кубик льда положить в холодную воду, второй - в горячую воду. Воспитатель спрашивает детей, в какой водичке лед быстрее растаял?

А что у нас появилось в тарелках? А почему? Что произошло со льдом в тепле? Значит, что такое лед?

В группе тепло (ответы детей)

Дети помогают воспитателю, налить теплую и холодную воду, кладут лед в чашу.

 В теплой. (ответы детей)

Вода. (ответы детей)

Он растаял и превратился в воду.

Это замерзшая вода.

2.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Воспитатель задает вопросы, что будет если:

-положить лед на тарелочку,

-взять кусочек льда в руки,

- положить лед в теплую воду,

Воспитатель: ребята, а где мы еще можем увидеть лед?

- Лёд нельзя брать в рот!

- Льдом нельзя бросаться! (можно травмировать человека).

-Нельзя ходить по льду на реках!

- Аккуратно ходить по улицам, смотреть под ноги. Если видишь лёд - ступай осторожно, а лучше обойти!

Сделать выводы:

Быстрее всего лед тает в теплой воде.

Дети своими ручками погрели, и лед растаял, только ручки замерзли.

Ответы детей: на улице.

Заболеть можно.

Лёд может таять и тогда можно провалиться в холодную воду.

Лёд гладкий, скользкий, можно поскользнуться и упасть.

3

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

- Кому мы помогли?

- Как помогли?

-Какой лед?

- Давайте попрощаемся с птичкой.

Ответы детей: Синички

Растаяли лед в теплой воде.

Холодный, твердый.  (ответы детей)

Гладкий, скользкий.

Прощаются.

Рефлексия

Игра «Поймай льдинку».

Цель: закрепление знаний свойств воды, развитие координации движений.

 Игра «Теплый – холодный».

Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.

Свободная деятельность детей на закрепление полученных знаний во время исследовательской деятельности.

Опыт№1 «Заморозили»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может превращаться в лёд.  (форма организации опыт).

  

Опыт №2 «Разогреем в ладошках»
Цель: Дать детям представление о том, что лёд может превратиться в воду в руках.  (форма организации опыт).

Опыт № 3. «Лед  растает в горячей воде».

Цель: Дать детям представление о том, что лёд может превратиться в воду быстрее в горячей воде.  (форма организации опыт).

   

C:\Users\KL\Desktop\PHOTO-2025-02-05-06-56-00.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности, познавательного развития, с элементами экспериментирования "Что мы знаем о воде?". Для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непрерывной образовательной деятельности, познавательного развития, с элементами экспериментирования "Что мы знаем о воде?". Для детей старшего дошкольного возраста.Занятие позволяе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе«Волшебница вода»Основная образовательная область:...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по направлению "Познавательное развитие" с элементами экспериментирования на тему «Волшебница вода»

Конспектобразовательной деятельности попознавательному развитию с элементами экспериментирования для детей 3-4 лет«Волшебница - вода»Цель: расширение представлений о свойствах воды.Задачи:...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей старшей группы Тема: «Волшебница- вода»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюс элементами экспериментирования для детей старшей группыТема: «Волшебница- вода» Форма НОД: научная лабораторияФормы организац...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования на тему: "Знакомство с профессией лесник"

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования на тему: "Знакомство с профессией лесник"...