занятие по экспериментированию "Мозаика чудес".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Кукавская Оксана Петровна

экспериментирование "Мозаика чудес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_eksperimenty.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

                  « Мозаика чудес»

Цель НОД: Расширение знаний детей о мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки, посредством игры-путешествия.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей со свойствами материалов и их взаимодействия.

Формировать представления о вулканах.

Подводить детей к ответу полными предложениями.

Формировать умение делать открытия и устанавливать  причинно-следственные  выводы.

Закрепить правила безопасности при работе в лаборатории и проводить опыты Формировать слуховое и зрительное восприятие.

Формировать умение использовать нетрадиционные техники рисования, используя воображение.

Развивающие:

Создать условия для развития познавательного интереса, мышления, речи.

Развивать познавательные способности: мыслительные операции: анализ, обобщение;

Развивать элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Развивать умение делать умозаключения

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Педагогические технологии:

Элементы социоигровой (ритуал начала и окончания НОД, взаимодействие со сверстниками и взрослым).

Игровая (игра-путешествие, сюрпризные моменты)

Материалы и оборудование:

колокольчик,  тайное письмо, йодовая вода, кисточки, салфетки, макет горы, презентация «вулкан», окрашенная вода, сода и лимонная кислота в мерных стаканчиках, пруд с лилиями, бумажные закрытые лилии, картинка поля с одуванчиками, стаканчики с жлтой окрашенной водой по количеству детей, жидкое мыло, коктельные  трубочки, фломастеры, альбомного листа тонированная зелным  цветом, звукозаписи: звуки леса, звук вулкана, у пруда.

Методы и приемы:

наглядный (показ слайдов, картинок, схемы, способов действия).

словесный (загадывание загадок, вопросы к детям, ответы, указания, пояснения, беседа).

практический (экспериментирование — элементарные опыты).

сюрпризный момент, создание игровой ситуации (игра – путешествие) Организационный момент, начало занятия.

(установка эмоционального контакта)

Воспитатель стоит и звенит колокольчиком:

Мой звоночек звенит, заливается И ребята вокруг собираются Собрались все дети вкруг Ты мой друг и друг Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнмся.

Здравствуйте, ребята. Поднимите пожалуйста руки, кто любит волшебство, фокусы и чудеса? А хотите сами научится творить чудеса?

Тогда закройте глазки и повторяйте за мной: 1,2,3 – волшебство скорей приди.

(организация пространства) (достает письмо, оно накрыто платком, письмо написано лимонным соком) Воспитатель удивляется.

Ух ты, что за послание?

Давайте посмотрим (вертит письмо) это какой — то чистый лист.

Я ничего не вижу.

а, вы, дети? (ответ детей) ну и что это может быть? (ответ детей) а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

(создание ситуации для выполнения поставленной задачи) Экперемент 1.

А случайно не знаете, какими секретными чернилами могут быть написаны тайные письма? (ответ детей: лимоном и молоком) А чтобы прочитать письмо, написанное молоком, что для этого нужно сделать?

(ответ детей поддержать над лампой) Вот сейчас проверим. Ничего не видно. Может тогда письмо написано лимонным соком? А как проверить? (ответ детей: развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо) Вот есть у нас такая водичка. Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодной водичкой).

Появляется рисунок (тропинка ведущая в горы, к пруду и цветочной поляне) Воспитатель выражает восторг.

Посмотрите проявляется что-то. (ответ детей при рассматривании рисунка) Воспитатель — оказывается ребята это не письмо, а приглашение, так давайте отправимся с вами сейчас в горы. Идем?

Дети идут, звучит музыка звуки леса.

А вы знаете, ребята, там, где очень много камней, образуются горы.

Я хочу рассказать, вам ребята одну легенду, хотите послушать?

Художественное слово Жил на свете богатырь по имени Вулкан, и нравилось ему кузничное дело.

Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания. Из отверстия горы летели раскаленные камни, огонь и пепел. Такие огнедышащие горы стали называть вулканами.

(создание ситуации для выполнения поставленной цели) Ребята, а вы, что-нибудь знаете о вулканах? (ответ детей) Вот так выглядит настоящий вулкан Презентация «Вулкан»

Ребята вы хотите запустить вулкан? (ответ детей).

(организация пространства) Тогда подойдите каждый к нашей горе.

Дети подходят к столу с макетом горы.

Внимательно посмотрите и скажите, что нам понадобится для того, чтобы запустить вулкан? (посмотреть алгоритм проведения опыта) (ответ детей: вода, сода, лимонная кислота) Правильно, сода- щлочь, лимонная кислота – кислота, с этими, компонентами обращаться надо аккуратно, на вкус пробовать нельзя, чтобы правильно провести опыт необходимо точно действовать согласно схеме, а также соблюдать правила безопасности.

Насыпаем в кратер 1 столовую ложку питьевой соды (гидрокарбонат натрия), столько же любой жидкости для мытья посуды, несколько капель красного пищевого красителя или свекольного сока для придания нужно цвета лаве. Дозировка дана в расчете на банку вместимостью 100-150 мл. Если теперь высыпаем лимонную кислоту начнется извержение, и из жерла повалит бурлящая пена.

Что мы с вами сейчас наблюдали? (ответ детей : извержение вулкана) Как вы думаете, почему произошло извержение? (ответ детей) Вывод: При соединении щелочи (соды) с кислотой выделяется огромное количество углекислого газа, который вырывается наружу в виде раскаленной лавы.

Ой, какие вы умные, внимательные, настоящие учные. Но нам пора.

Дети идут дальше (музыка звуки у пруда) (организация пространства)

Воспитатель:

Мы шли, шли И к озеру пришли.

В прозрачной дымке качаются кувшинки.

Посмотрите, какая красота! Ой а эти кувшинки не раскрылись?

Давайте ребята потихоньку опустим кувшинки в воду и посмотри что с ними произойдет?

Опыт3 Дети опускают кувшинки в озеро Посмотрите, что происходит? (ответ детей: кувшинки раскрываются), А как вы думаете, почему они раскрываются? (Ответ детей) похвала детей.

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Ну что, отправляемся дальше? Подходят к полянке с цветами Сколько много цветочков?

Художественное слово Капли солнца спозаранку появились на полянке Это в желтый сарафанчик нарядился …(одуванчик).

Ребята, скажите, а можно рвать цветы? (ответы детей). Правильно, если все станут рвать цветы, то на земле не останется такой красоты!

Какие красивые цветочки похожи на маленькие солнышки! А красивые цветочки любят красивые бабочки. Давайте полетаем на цветочками!

Воспитатель предлагает нарисовать много одуванчиков.

Чтобы нарисовать цветы, что нам для этого понадобится? (Ответ детей) молодцы все это правильно.

Но занятие у нас с вами необычное, чудесное, и я хочу вам предложить один необычный и интересный способ – рисования пеной.

Ну, что будем рисовать одуванчик. (Ответ детей) (создание ситуации для выполнения поставленной задачи) Тогда приступим, только не забывайте о правилах безопасности: воду через трубочку пить нельзя, а потихоньку дуть в воду. А чтобы не ошибиться вам поможет схема последовательности выполнения рисунка. (воспитатель обращает внимание на схему и поочердно спрашивает у детей о последовательном выполнении задания) Дети рисуют одуванчики (звучит музыка леса) (анализ занятия, закрепление,ответы детей ) Да, ребята, сколько на нашей матушке земле всего таинственного неизведанного.

А вы хотите узнать еще больше? (Ответ детей) У меня есть для вас подарок -картотека опытов.

Эти эксперименты и опыты, помогут вам узнать много нового и интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия на тему: "Чудеса зимнего леса"

Конспект интегрированного занятия "Чудеса зимнего леса" для детей старшей логопедической группы. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» . Соста...

Комплексное занятие «Улыбка творит чудеса»

Комплексное занятие «Улыбка творит чудеса»Программные задачи:вызвать у детей теплые, располагающие к общению чувства друг к другу и к воспитателю;обогащать знания детей о насекомых;развивать уме...

Занятие "Лес- сколько чудес!"

Занятие воспитывает интерес к познанию окружающего мира....

Конспект открытого занятия на тему: «ЧУДЕСА ЗИМНЕГО ЛЕСА»

Уточнить и  расширить знания о характерных признаках зимы, активизировать словарь по теме «Зима».Упражнять детей  в образовании существительных родительного падежа и  составлении просто...

Комплексное занятие "Улыбка творит чудеса"

Для воспитанников Детского сада...