занятие по экспериментированию "Мозаика чудес".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
« Мозаика чудес»
Цель НОД: Расширение знаний детей о мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки, посредством игры-путешествия.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей со свойствами материалов и их взаимодействия.
Формировать представления о вулканах.
Подводить детей к ответу полными предложениями.
Формировать умение делать открытия и устанавливать причинно-следственные выводы.
Закрепить правила безопасности при работе в лаборатории и проводить опыты Формировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение использовать нетрадиционные техники рисования, используя воображение.
Развивающие:
Создать условия для развития познавательного интереса, мышления, речи.
Развивать познавательные способности: мыслительные операции: анализ, обобщение;
Развивать элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Развивать умение делать умозаключения
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Педагогические технологии:
Элементы социоигровой (ритуал начала и окончания НОД, взаимодействие со сверстниками и взрослым).
Игровая (игра-путешествие, сюрпризные моменты)
Материалы и оборудование:
колокольчик, тайное письмо, йодовая вода, кисточки, салфетки, макет горы, презентация «вулкан», окрашенная вода, сода и лимонная кислота в мерных стаканчиках, пруд с лилиями, бумажные закрытые лилии, картинка поля с одуванчиками, стаканчики с жлтой окрашенной водой по количеству детей, жидкое мыло, коктельные трубочки, фломастеры, альбомного листа тонированная зелным цветом, звукозаписи: звуки леса, звук вулкана, у пруда.
Методы и приемы:
наглядный (показ слайдов, картинок, схемы, способов действия).
словесный (загадывание загадок, вопросы к детям, ответы, указания, пояснения, беседа).
практический (экспериментирование — элементарные опыты).
сюрпризный момент, создание игровой ситуации (игра – путешествие) Организационный момент, начало занятия.
(установка эмоционального контакта)
Воспитатель стоит и звенит колокольчиком:
Мой звоночек звенит, заливается И ребята вокруг собираются Собрались все дети вкруг Ты мой друг и друг Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнмся.
Здравствуйте, ребята. Поднимите пожалуйста руки, кто любит волшебство, фокусы и чудеса? А хотите сами научится творить чудеса?
Тогда закройте глазки и повторяйте за мной: 1,2,3 – волшебство скорей приди.
(организация пространства) (достает письмо, оно накрыто платком, письмо написано лимонным соком) Воспитатель удивляется.
Ух ты, что за послание?
Давайте посмотрим (вертит письмо) это какой — то чистый лист.
Я ничего не вижу.
а, вы, дети? (ответ детей) ну и что это может быть? (ответ детей) а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.
(создание ситуации для выполнения поставленной задачи) Экперемент 1.
А случайно не знаете, какими секретными чернилами могут быть написаны тайные письма? (ответ детей: лимоном и молоком) А чтобы прочитать письмо, написанное молоком, что для этого нужно сделать?
(ответ детей поддержать над лампой) Вот сейчас проверим. Ничего не видно. Может тогда письмо написано лимонным соком? А как проверить? (ответ детей: развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо) Вот есть у нас такая водичка. Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодной водичкой).
Появляется рисунок (тропинка ведущая в горы, к пруду и цветочной поляне) Воспитатель выражает восторг.
Посмотрите проявляется что-то. (ответ детей при рассматривании рисунка) Воспитатель — оказывается ребята это не письмо, а приглашение, так давайте отправимся с вами сейчас в горы. Идем?
Дети идут, звучит музыка звуки леса.
А вы знаете, ребята, там, где очень много камней, образуются горы.
Я хочу рассказать, вам ребята одну легенду, хотите послушать?
Художественное слово Жил на свете богатырь по имени Вулкан, и нравилось ему кузничное дело.
Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания. Из отверстия горы летели раскаленные камни, огонь и пепел. Такие огнедышащие горы стали называть вулканами.
(создание ситуации для выполнения поставленной цели) Ребята, а вы, что-нибудь знаете о вулканах? (ответ детей) Вот так выглядит настоящий вулкан Презентация «Вулкан»
Ребята вы хотите запустить вулкан? (ответ детей).
(организация пространства) Тогда подойдите каждый к нашей горе.
Дети подходят к столу с макетом горы.
Внимательно посмотрите и скажите, что нам понадобится для того, чтобы запустить вулкан? (посмотреть алгоритм проведения опыта) (ответ детей: вода, сода, лимонная кислота) Правильно, сода- щлочь, лимонная кислота – кислота, с этими, компонентами обращаться надо аккуратно, на вкус пробовать нельзя, чтобы правильно провести опыт необходимо точно действовать согласно схеме, а также соблюдать правила безопасности.
Насыпаем в кратер 1 столовую ложку питьевой соды (гидрокарбонат натрия), столько же любой жидкости для мытья посуды, несколько капель красного пищевого красителя или свекольного сока для придания нужно цвета лаве. Дозировка дана в расчете на банку вместимостью 100-150 мл. Если теперь высыпаем лимонную кислоту начнется извержение, и из жерла повалит бурлящая пена.
Что мы с вами сейчас наблюдали? (ответ детей : извержение вулкана) Как вы думаете, почему произошло извержение? (ответ детей) Вывод: При соединении щелочи (соды) с кислотой выделяется огромное количество углекислого газа, который вырывается наружу в виде раскаленной лавы.
Ой, какие вы умные, внимательные, настоящие учные. Но нам пора.
Дети идут дальше (музыка звуки у пруда) (организация пространства)
Воспитатель:
Мы шли, шли И к озеру пришли.
В прозрачной дымке качаются кувшинки.
Посмотрите, какая красота! Ой а эти кувшинки не раскрылись?
Давайте ребята потихоньку опустим кувшинки в воду и посмотри что с ними произойдет?
Опыт3 Дети опускают кувшинки в озеро Посмотрите, что происходит? (ответ детей: кувшинки раскрываются), А как вы думаете, почему они раскрываются? (Ответ детей) похвала детей.
Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Ну что, отправляемся дальше? Подходят к полянке с цветами Сколько много цветочков?
Художественное слово Капли солнца спозаранку появились на полянке Это в желтый сарафанчик нарядился …(одуванчик).
Ребята, скажите, а можно рвать цветы? (ответы детей). Правильно, если все станут рвать цветы, то на земле не останется такой красоты!
Какие красивые цветочки похожи на маленькие солнышки! А красивые цветочки любят красивые бабочки. Давайте полетаем на цветочками!
Воспитатель предлагает нарисовать много одуванчиков.
Чтобы нарисовать цветы, что нам для этого понадобится? (Ответ детей) молодцы все это правильно.
Но занятие у нас с вами необычное, чудесное, и я хочу вам предложить один необычный и интересный способ – рисования пеной.
Ну, что будем рисовать одуванчик. (Ответ детей) (создание ситуации для выполнения поставленной задачи) Тогда приступим, только не забывайте о правилах безопасности: воду через трубочку пить нельзя, а потихоньку дуть в воду. А чтобы не ошибиться вам поможет схема последовательности выполнения рисунка. (воспитатель обращает внимание на схему и поочердно спрашивает у детей о последовательном выполнении задания) Дети рисуют одуванчики (звучит музыка леса) (анализ занятия, закрепление,ответы детей ) Да, ребята, сколько на нашей матушке земле всего таинственного неизведанного.
А вы хотите узнать еще больше? (Ответ детей) У меня есть для вас подарок -картотека опытов.
Эти эксперименты и опыты, помогут вам узнать много нового и интересного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия на тему: "Чудеса зимнего леса"
Конспект интегрированного занятия "Чудеса зимнего леса" для детей старшей логопедической группы. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» . Соста...
Комплексное занятие «Улыбка творит чудеса»
Комплексное занятие «Улыбка творит чудеса»Программные задачи:вызвать у детей теплые, располагающие к общению чувства друг к другу и к воспитателю;обогащать знания детей о насекомых;развивать уме...

Конспект открытого занятия на тему: «ЧУДЕСА ЗИМНЕГО ЛЕСА»
Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы, активизировать словарь по теме «Зима».Упражнять детей в образовании существительных родительного падежа и составлении просто...
Комплексное занятие "Улыбка творит чудеса"
Для воспитанников Детского сада...