КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)

Цаллагова Ксения Романовна

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

1.Игра «Что в корзинку мы берем».

Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы.

У других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

2.Игра «Вершки – корешки».

Цель: учить детей составлять целое из частей. Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал «Раз, два, три – свою пару найди!», нужно найти свою пару.

3.Игра «Природа и человек»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

4.Игра «Весной, летом, осенью».

Цель: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.

5.Игра «Мой дом»

Цель: научить составлять из деталей дом, рассказывать из чего состоит. Оборудование: карточки с изображениями архитектурных деталей.

Правила игры: дети разбирают и раскладывают по ходу своего рассказа детали дома. Может получиться так, что одни и те же картинки дети будут интерпретировать по-разному, ведущий, помогая игрокам «подсказками», должен поощрять их фантазию.

Пример:«В моем доме есть лестница. По ней я поднимаюсь на (…) этаж.

Потом я открываю дверь и вхожу в квартиру. В нашей квартире (…) окна и т.д.

6.Игра «Почтальон принес посылку»

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Материал: фрукты, овощи коробка.

Ход игры. Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принес посылку. В посылке разные овощи, фрукты. Дети разглядывают и описывают, что принес почтальон. Остальные дети отгадывают.

7.Игра «Сложи картинку»

Материал: 8 разрезных цветных картинок с временами года. Правила: найти по цвету, сложить и назвать времена года.

Игра «Составь картинку»

Цель: 1.совершенствовать знания детей о архитектурных зданиях города.

2. Учить детей составлять изображение здания из частей. I Составить картинку по образцу

II Составить картинку по образцу накладывая на изображение.

8.Игра «Наши друзья»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал: карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма.

Ход игры:Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.

Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.

9.Игра «Цветочный магазин»

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.

Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные.

Ход игры:Выбирается ведущий, он продавец (вначале ведущий – взрослый. А за тем можно по считалке), остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

10.Игра «Съедобное – не съедобное»

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах, и ягодах. Развивать память, координацию.

Материал: Мяч.

Ход игры: Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит.

Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным).

11.Игра «С какой ветки детки»

Цель: Развивать  и  закреплять  знания  детей  о  деревьях,  их  семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры:Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.

12.Игра «Чудесный цветок»

Цель:        формировать бережное отношение к природной среде, формирование знаний взаимозависимости природы и человека. Дать детям понятия о том, что относится к живой и неживой природе.

Материал:

Панно «живая и неживая природа», цветочки, листики, ладони, лепестки к большому цветку с надписями, что относится к живой природе.

Правила игры:

1        вариант «цветок жизни».

Вместе с детьми воспитатель собирает цветок - жизни, дети определяют, что происходит с живой природой - размножение, дыхание, движение и т. Д. Когда соберут цветок жизни, то берут в руки маленькие цветочки и кладут на картинку, где изображена живая природа, дают объяснение, почему они так считают.

2        вариант «рукотворный и нерукотворный мир»

Вместе с воспитателем дети определяют, что сделано руками человека, а что создано природой. Объясняет правила игры – дети находят предметы, которые созданы человекам и на них кладут «ладошку», а на те предметы, что созданы природой кладут «листик». Когда игра заканчивается, дети дают объяснение, почему они так считают.

13.Игра «Кому что нужно?»

Цель: формировать реалистические представления о предметах которыми пользуются мальчики и девочки (одежда, обувь, игрушки, спортивные принадлежности). Закреплять знания о предметном мире. Продолжать учить детей применять в речи предложения сложной конструкции, распространенные предложения. Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода, группировать по назначению. Воспитывать интерес к предметному миру.

Материал:

Панно с фигурами девочки и мальчика, картинки одежды, обуви и игрушек. Правила игры:

Дети рассматривают маленькие картинки с одеждой, обувью, спортивным инвентарем и игрушками, затем раскладывают на панно, что нужно мальчику, что девочке. Когда закончат игру, то объясняют, почему они так считают.

14.Игра «Чудо телевизор»

Цель: формировать реалистические представления об окружающем мире. Закреплять умение работать с вопросами, самостоятельно составлять их. Продолжать учить детей применять в речи предложения сложной конструкции, распространенные предложения. Активизировать и обогащать словарь. Развивать зрительное восприятие, внимание и память. Воспитывать интерес и любовь детей к природе.

Материал: макет телевизора, картинки разрезанные пополам. Правила игры:

На экране телевизора половинка картинки, дети среди других половинок картинок ищут вторую половину картинки с экрана. Когда они находят вторую половинку, составляют из двух половинок картинку. По составленной картинке дети составляют рассказ или отвечают на вопросы заданные воспитателем.

15.Игра «Чей след?»

Це1ль: Уточнять и закреплять знание детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем саду. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.

Материал: Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.

Задания.

1.        Внимательно рассмотреть картину зимнего леса.

2.        Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить.

3.        Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами).

Правила

1.        Количество играющих не должно превышать 6 человек.

2.        Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем

лесу.

16.Игра «Бабочки»

Цель. Выявить знания детей о насекомых, бабочках. Формировать умение зрительно соотносить пропорции в строении бабочек, формы и окраску с существующей реальностью в мире бабочек.

Материал.

На поле дидактической игры изображены различные цветы, среди них вставлены картинки с кружащимися бабочками (разных размеров, пропорций, строением).

Задание. Выбрать бабочку, которой не существует в природе, рассказать, почему так думаешь.

Правила.

1.        Количество играющих 5 – 6 человек.

2.        Играть по очереди.

3.        Побеждает тот ребенок, который соберет большее количество несуществующих бабочек и сумеет объяснить, почему именно их надо убрать с поляны цветов.

Игры «Наряды матушки – земли»

Цель. Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

Материал. Дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета); карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер).

Задания.

1.        Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины.

2.        Рассказать о причинах выбора. Правила.

1.        В игре могут участвовать от 12 до 16 человек.

2.        Правильность выбора той или иной карточки обсуждается только членами команды без привлечения взрослых и посторонних.

3.        Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием.

17.Игра «Моя комната»

Цель. Выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его комната. Выяснить, какие предметы, вещи, игрушки ему нравятся, есть ли интерес к книгам, как ребенок соотносит цветовые гаммы, какое у него настроение. Развивать пространственное мышление.

Материал. Листы бумаги различного цвета (пустые комнаты) по одному на каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых оттенков, игрушек, занавесок (темных и светлых тонов); карточки, изображающие комнатные растения, домашних животных, книги, компьютер.

Задания.

1.        Обустроить свою комнату.

2.        Выбрать карточки с предметами, которые нравятся.

3.        Самостоятельно все расставить.

4.        Рассказать о своем выборе. Правила.

1.        Количество играющих 5 – 6 человек.

2.        Работать самостоятельно.

3.        При выборе карточек руководствоваться своим мнением.

4.        Выигрывает тот, кто быстрее остальных справится с заданием и сможет четко объяснить свои действия.

18.Игра «Город и село»

Цель. Выявлять знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире. Воспитывать уважение к людям труда.

Материал. Карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, кинотеатр, стадион, завод, городские и сельские дома, людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки, рабочий, врач).

Задание. Одна команда должна составить картину города, другая – картину села.

Правила.

1.        Играют по командам (2 команды по 3 – 4 человека в каждой).

2.        Выигрывает та команда, которая быстро  и  правильно  справится с заданием.

19.Игра «Поступи правильно»

Цель. Формировать у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.

Материал. Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, - примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей, зеленые и красные круги.

Задания.

1.        Внимательно рассмотреть полученную карточку, дать оценку поступкам героев.

2.        Отложить карточки, изображающие положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.

Правила.

1.        Количество играющих 5 – 6 человек.

2.        За каждый правильный ответ ребенок или команда получает похвальный приз – солнышко.

3.        Ребенок        или        команда,        набравшие        большое        количество        солнышек, считаются победителями.

20.Игра «Виды труда»

Цель. Дать представление о физическом и умственном труде людей в нашей стране. Выявлять знания детей о деятельности людей умственного и физического труда, выяснить значимость каждого из видов труда. Развивать интерес к трудовой деятельности людей. Прививать уважение к людям труда.

Материал. Большая карта, разделенная на две части; на одной изображен человек за столом, на другой – человек с молотком, карточки с изображением учителя с детьми, врача в медицинском кабинете, инженера с чертежами, астронома с телескопом, рабочего на заводе, водителя автобуса, строителя на стройке.

Задания.

1.        Выбрать карточки с        изображением        людей        физического (для        одной команды) и умственного (для другой команды) труда.

2.        Рассказать о выбранных профессиях. Правила.

1.        Детям нужно разделиться на 2 команды по 3 – 4 человека.

2.        В игре принимает каждый член команды.

3.        Команда,        чьи        члены        быстро        и        правильно        справились        с        заданием, объявляется победителем.

21. «Назови насекомое»

Дидактическая задача: Учить детей отгадывать загадки. Развивать сообразительность, мыслительные операции. Закрепить знания о насекомых, их внешнем виде, повадках, о пользе и вреде которые они приносят. Воспитывать экологическое мышление.

Игровые правила: отвечает тот, кого спросили.

Игровое действие: отгадывание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающими их предметами.

Здесь мной собраны игры по расширению знаний по ознакомлению детей с окружающими их предметами....

Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром и экологии

Игры по ознакомлению с окружающим миром и экологии для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром

Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего школьного возраста...

Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (старшая группа)

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим (старшая группа)«Назови насекомое»(средняя, старшая)Дидактическая задача: Учить детей отгадывать загадки. Развивать сообразительность, ...

Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром

Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром...

Картотека бесед на ознакомление с окружающим миром подготовительная группа

Картотека бесед на ознакомление с социальным миромКартотека составлена на основе: 1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [...

Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (средняя группа)

Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (средняя группа)...