Конспект занятия в старшей группе "Неньютоновская жидкость"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Корж Кристина Ураловна

Цель: Создание условий для ознакомления детей с необычными свойствами неньютоновской жидкости и развитие познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nenyutonovskaya_zhidkost.docx425.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

 "Неньютоновская жидкость – что это за чудо?"

Форма проведения: Экспериментирование

Цель: Создание условий для ознакомления детей с необычными свойствами неньютоновской жидкости и развитие познавательной активности.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с понятием "неньютоновская жидкость" и ее отличительными свойствами (изменение вязкости в зависимости от воздействия)
  • Формировать представления о свойствах твердых тел и жидкостей
  • Активизировать словарный запас детей словами: "жидкость", "твердое тело", "вязкость", "давление", "неньютоновская жидкость".

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к окружающему миру, стремление к экспериментированию
  • Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление.
  • Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
  • Способствовать развитию речи, умению формулировать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к науке и исследованиям.
  • Формировать навыки сотрудничества, умение работать в команде.
  • Воспитывать аккуратность и бережное отношение к материалам.

Предварительная работа:

Беседа о различных состояниях вещества (твердое, жидкое, газообразное).

Игры с водой, песком, пластилином для изучения их свойств.

Рассматривание иллюстраций, картинок о науке и открытиях.

Обсуждение профессий ученых, исследователей.

Материалы и оборудование:

Кукурузный крахмал

Вода

Большая миска или таз для смешивания

Небольшие мисочки или стаканчики для каждого ребенка

Ложки или палочки для перемешивания

Салфетки

Клеенка на стол

Ход занятия

I. Организационный момент

Приветствие детей.

Создание положительного эмоционального настроя.

Воспитатель: "Ребята, сегодня мы с вами превратимся в настоящих ученых и проведем интересный эксперимент! Готовы?"

II. Мотивация

Воспитатель: "Ребята, посмотрите, у меня есть две баночки. В одной – вода, а в другой – крахмал. Как вы думаете, что произойдет, если мы их смешаем?"

Выслушивание предположений детей.

Воспитатель: "Сегодня мы узнаем, получится ли у нас обычная жидкость или что-то необычное и удивительное!"

III. Основная часть

Инструктаж по технике безопасности:

Воспитатель: "Ребята, чтобы наш эксперимент был безопасным, нужно соблюдать правила: не пробовать жидкость на вкус, не разбрызгивать ее, аккуратно перемешивать."

Приготовление неньютоновской жидкости:

Воспитатель демонстрирует процесс приготовления: в большую миску высыпает крахмал

(примерно 2 стакана) и постепенно добавляет воду (примерно 1 стакан), медленно перемешивая.

Воспитатель: "Сначала перемешиваем медленно, а потом попробуем быстрее."

Дети наблюдают за изменением консистенции.

Воспитатель: "Что вы видите? Жидкость становится странной!"

Экспериментирование с неньютоновской жидкостью:

Воспитатель раздает каждому ребенку небольшую порцию жидкости в мисочке.

Детям предлагается потрогать, помять, сжать жидкость в руках.

Воспитатель: "Попробуйте быстро сжать жидкость в кулаке. Что происходит? А теперь медленно откройте ладонь. Что вы видите?"

Воспитатель предлагает детям быстро ударить по поверхности жидкости пальцем или ложкой.

Воспитатель: "Посмотрите, жидкость становится твердой, когда мы оказываем на нее сильное давление, и снова превращается в жидкость, когда мы перестаем давить!"

Объяснение явления:

Воспитатель: "Эта жидкость называется неньютоновской, потому что она ведет себя не так, как обычные жидкости. Она становится твердой, когда мы оказываем на нее давление, и жидкой, когда мы ее не трогаем. Это происходит потому, что частички крахмала не успевают смещаться, когда мы быстро сжимаем жидкость."

IV. Физкультминутка

Игра "Твердый - жидкий". Воспитатель называет "Твердый", дети сжимаются в комочек, "Жидкий" - расслабляются.

V. Закрепление

Вопросы для обсуждения:

Что нового вы сегодня узнали?

Что такое неньютоновская жидкость?

Почему она так называется?

Что вам больше всего понравилось в эксперименте?

Предложить детям придумать название для своей неньютоновской жидкости.

VI. Итог занятия

Воспитатель: "Сегодня мы с вами были настоящими учеными и сделали удивительное открытие! Мы узнали, что такое неньютоновская жидкость и как она себя ведет. Вы все молодцы!"

Предложить детям аккуратно убрать рабочие места.

VII. Рефлексия

Что нового вы узнали?

Что вам понравилось больше всего?

Что было самым трудным?

Индивидуальная работа:

Помощь детям, испытывающим затруднения при выполнении эксперимента.

Поддержка и поощрение активности всех детей.

Вариативность:

Добавить в жидкость пищевой краситель для получения цветной неньютоновской жидкости.

Использовать разные виды крахмала (картофельный, рисовый) и сравнить результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия в старшей группе "Плотность жидкостей"

С помощью этого занятия воспитатель создаст условия для получения детьми первоначальных знаний о плотности жидкостей....

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Конспект занятия по лепке (предметной) на тему: «Наши любимые игрушки»

Возрастная группа: старшая Тема: Наши любимые игрушки Цель: Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей)....

Конспект занятия в старшей группе «Осень наступила» Интегрированное занятие в ДОУ на осеннюю тему. Старший дошкольный возраст

Описание: конспект занятия для дошкольников старшей группы,Материал адресован воспитателям старшей группы.Цель: Формирование умений различать изменения в погодных явлениях осенью. Развивать общие...